Главная / Другое / Раздел В Определение стартовых возможностей школы для разработки плана ее развития

Раздел В Определение стартовых возможностей школы для разработки плана ее развития

Садыкова Нуржамал Ануарбековна Портфолио учителя Раздел В

Филиал ЦПМ 1 уровня

г.Усть - Каменогорск 06.06.2014.


Раздел В

Определение стартовых возможностей школы для разработки плана ее развития

Для профессионального и эффективного сотрудничества учителей и выбора адекватных подходов в обучении необходимо оценить стартовые возможности школы. Мою школу можно отнести к категории «коллективные, но ограниченные знания». В школе преобладает дух коллегиальности. Сотрудники гордятся своей школой и убеждены в благоприятности обстановки в ней, вне зависимости от внешнего мнения. Учителя обмениваются мнениями, идеями, успешно используемыми методами и учатся друг у друга. Сотрудников школы отличает сильное чувство солидарности в оценивании и противостоянии изменениям, не являющимися общепризнанными. Достижение консенсуса – главный приоритет, противопоставленный толерантности к идиосинкразии и девиантности. Это городская школа – лицей с казахским языком обучения, работаем в две смены. Особенностью школы - лицей является ее направление - физико – математическое, в 10-11классах учащиеся на уроках физики и математики делятся на 2 группы. В школе 45 класс – комплектов. Обучаются -1281 учащихся, работают 90 учителей, из них 28% учителей высшей категории, 22% учителей первой категории, 17% имеют вторую категорию, 33% учителей без категории. С 2011 года в школе проводится эксперимент по раннему изучению английского языка. Участие в международном проекте «ЖИПТО как условие развития одарённой личности» дало многочисленные возможности для раскрытия своих талантов ученикам и учителям нашей школы. Также школа с 2012 года является базовой Назарбаев Интеллектуальной школы. Шестеро учителей закончили третий базовый уровень, один учитель является сертифицированным учителем первого продвинутого уровня. Ежегодно наши выпускники показывают высокие результаты на ЕНТ и ВОУД, школа вошла в 100 лучших школ Казахстана. Славится своими традициями: введена единая школьная форма для учителей и учеников, выпускается школьная газета «Ор Алтай» на трех языках, есть гимн, герб и флаг школы, музей.

Исходя из данной информации, можно предположить, что в школе созданы условия для работы. Но, тем не менее, есть моменты, которые требуется улучшить.

Для определения стартовой позиции школы мной были использованы следующие методы:

  • Анкетирование;

  • Наблюдение;

  • Интервьюирование.

Материал был собран из трех источников: родители, ученики, учителя.

Сбор данных является значимым этапом в определении приоритетов исследовательской деятельности, направленной на лучшее понимание реальной ситуации класса, школы. Его я провела в форме анкетирования.

Анкеты дают быстрое понимание того, насколько успешным было преподавание. Плюсы использования анкеты:

  • процедура проведения проста, можно в бумажном варианте и на компьютере;

  • возможность получения информации у большого круга респондентов.

Минусы:

  • эффект зависит от качества поставленных вопросов;

  • опрошенные не всегда дают честные ответы.

Для проведения анкетирования использовала диагностический инструментарий, предложенный тренером и коллегами. В проведении и обработки материала по стартовой позиции большую помощь оказали учителя из группы развития,практиканты и психолог школы.

Для участия в анкетировании были выбраны учащиеся 4, 5-8, 11 классов. Категоризацию поведения и отношения учеников определяли 540 учеников и 24 классных руководителей. Сопоставляя информацию, полученную от учителей и детей, можно увидеть незначительные расхождения. Из них 322 учащихся, это составило 57%, то есть больше половины респондентов регулярно посещают школу, удовлетворены школой и учителями, делают то, что от них требуется, доверяют школе. 12 учеников, это - 2,20% не доверяют школе и учителям, отстранены от источников поддержки, отсутствует мотивация к прогрессу, не думают о будущем. 201 школьников, а это 37,2% стремятся к определению и планированию перспектив, стремятся к обсуждению с учителями проблем в процессах преподавания и обучения, расположен к организаторской работе, принятию ответственности, готовы оказать помощь другим ученикам. Пять учеников, а это 0,92% из числа опрошенных отказываются принимать установленные правила, отличаются антисоциальным поведением, нерегулярно посещают школу, имеет проблемы в процессе взаимоотношений с учителями. Классные руководители в категорию отрицающих отнесли 8 учеников, что составили 1,5% опрошенных. Мнения получились разные, потому что у учеников завышенная самооценка. В школе желательно, чтобы дети из категории отрицающих и равнодушных перешли в разряд воздействующих и принимающих.

Диаграмма №1. Категоризация учеников. Мнение учителей.



В анкетировании “Мнение учеников о культуре школы” приняли участие 540 учеников 4,5-7, 11классов

Результаты следующие:

По результатам анкетирования большинство учащихся доверяют учителю, считают его справедливым в своих действиях, с радостью приходят в класс, который является организованным, где они поддерживают других учащихся, но не все учащиеся могут задать вопрос учителю и не до конца уверены в поддержке со стороны других учащихся. Здесь наблюдается некоторое расхождение. Вероятно, эти противоречия связаны с возрастными особенностями детей или есть другие субъективные причины. Усилия необходимо направить на создании коллаборативной среды на уроке и умение задавать вопросы. В целом можно сделать вывод, что растет доля детей, которые благожелательно относятся к школе, так как школа стала благожелательнее, с большим пониманием относиться к детям. Вместе с тем, отношения детей и взрослых в школе скорее всего носят не межличностный, а функциональный характер – это отношения учащих и учащихся. При этом, видимо, иногда встречаются ситуации, когда с правами, возможностями и интересами учащихся не слишком считаются.

В анкете с целью определения мнения администрации школы, состоящей из 7 вопросов, приняли участие 7 человек: 5 завучей и 2 руководителя МО.

Вопросы

да

Таблица №1

Мнение администрации школы

нет

1

Обладают ли учителя широким диапазоном педагогических стратегий, способностью к интегрированию различных подходов и методов и достаточным объемом знаний эффективного и целесообразного их использования?

100%


2

Используют ли учителя стратегии, содействующие совместному обучению, «открытиям» учеников, и оказывающие помощь в самообучении и индивидуальных, самостоятельных «открытиях»?

85%

15%

3

Обладают ли учителя широким диапазоном педагогических стратегий, способностью к интегрированию различных подходов и методов и достаточным объемом знаний эффективного и целесообразного их использования?

100%


4

Обладают ли учителя глубоким пониманием сущности процесса обучения, мотивации отдельных учеников, их эмоционального состояния и жизни вне класса?

100%



Работают ли учителя в сотрудничестве с коллегами, профессионалами других организаций образования, профессиональных сообществ и прочих заинтересованных партнерских организаций?

100%


5

Обладают ли учителя устойчивыми навыками использования образовательных технологий, а также, системы информационного менеджмента в качестве эффективных инструментов оптимизации контроля над процессом обучения учеников?

85%

15%

6

Располагают ли учителя возможностью совместного процесса разработки, реализации, управления и планирования учебной среды с коллегами?

100%


7

Необходимо ли учителям критическое оценивание своей практики для принятия решений на основе собственного опыта?

100%


100% опрошенных считают, что учителя обладают широким диапазаном педагогических стратегий, способностью к интегрированию различных подходов и методов и достаточным объемом знаний эффективного и целесообразного их использования, также понимают сущность процесса обучения, мотивации отдельных учеников, их эмоционального состояния и жизни вне класса. Проблемное обучение используют 8 учителей школы, оно способствует творческому овладению знаниями, развивает мыслительные навыки. Десять учителей школы используют модульную технологию- это учителя казахского и русского языка, истории. Учителя английского языка в связи с тем, что у нас в школе раннее изучение английского языка чаще всего используют в своей работе – игровые технологии, учитывая возрастные особенности детей, для формирования определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности. Критическое мышление, применяют 22 учителя, направлено на формирования умения работать в группе, необходимость оценивания учебных достижений и результаты.

85% считают, что учителя используют стратегии, содействующие совместному обучению, «открытиям» учеников, 15% респондентов дали отрицательный ответ. В большинстве учителя используют системно – деятельностный подход, также информационный, гуманистический и технологический подходы.

На вопрос работают ли учителя в сотрудничестве с коллегами, профессионалами с других организаций образования, профессиональных сообществ и прочих заинтересованных партнерских организаций все респонденты ответили «да» (100%), отрицательных ответов нет. Учителя взаимодействуют друг с другом в работе предметно- методических комиссий, творческих групп, семинарах, НПК, коучингах, процессе Lesson study/

85% опрошенных думают, что большинство учителей обладают устойчивыми навыками использования образовательных технологий, а так же системы информационного менеджмента в качестве эффективных инстументов оптимизации контроля над процессом обучения учеников а один респондент (15%) дал отрицательный ответ. 45% учителей нашей школы постоянно применяют на уроках технологию критического мышления, модульную, игровую, проблемную и получают положительный результат на ЕНТ, ВОУД, победы в конкурсах. В качестве инструментов оптимизации контроля 26% учителей используют тестовую оболочку и в основном мониторинг, анализ статистических данных для улучшения учебного процесса.Например, аналитическая справка контрольных работ по русскому языку повлечет повышение качества по предмету.

На шестой вопрос все семеро респондентов (100%) ответили что, учителя располагают возможностью совместного процесса разработки, реализаций, управления и планирования учебной среды с коллегами.Это выражается в составлении плана работы МО, классного руководителя, анализа за учебный год, участие в составлении плана школы, составление календарных планов.

На седьмой вопрос все респонденты (100%) ответили, что учителям необходимо критическое оценивание своей практики для принятия решений на основе собственного опыта.


Гистограмма №1









Мнение администрации дало возможность понять,что учителям необходимо критическое оценивание своей практики для принятия решений на основе собственного опыта, использовать стратегии, содействующие совместному обучению, «открытиям» учеников, также выяснилось, что учителя не в полной мере обладают устойчивыми навыками использования образовательных технологий и системы информационного менеджмента в качестве эффективных инструментов оптимизации контроля над процессом обучения учеников.

Родители играют важную роль в поддержании здоровья своих детей и обучении, успешно направляя своих детей через школьные процессы, и поддерживая своих детей и эффективность школы.

Вовлечение родителей в процесс обучения характеризуется тем, что родители и сотрудники школы, работая вместе, поддерживают и улучшают обучение в школе, развивают здоровье детей.

Одним из ключевых моментов в лидерстве является установление взаимодействия учеников и родителей и открытие каналов общения. Отношения могут быть установлены через консультации с родителями в отношении развития школы и опроса для сбора мнений. Для определения мнения родителей о том, что они считают хорошим в школе, какие сферы, по их мнению, необходимо улучшить была проведена анкета среди родителей.Всего приняли участие 476 человек, 141 родителей с 4х классов, 318 родителей с 5-7 классов, 11 родителей с 11 класса, это составило 40% от общего числа субъектов опроса.

Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы

Да

Таблица №2

Мнение

родителей

школы

Нет

1.

Нравится ли вам наша школа?

92%

8%

2.

Мой ребенок чувствует себя в этой школе комфортно (может свободно высказываться, самостоятельно принимать решения и т.д.)

82%

18%

3.

Посещаете ли вы родительские собрания в школе?

93%

7%

4.

Участвуете ли Вы в принятии решений классным руководителем, учителями, администрацией школы?

91%

9%

5.

Мой ребенок делает хорошие успехи в школе

89%

11%

6.

Моего ребенка хорошо обучают в школе

86%

14%

7.

Школа соответствующим образом отвечает на мои вопросы и проблемы

90%

10%

8.

Мой ребенок чувствует себя безопасно в школе

79%

21%

9.

Школа сообщает мне о преобразованиях, которые проводит.

89%

11%

10.

Я принимаю участие в жизни школы.

92%

8%

11.

Школа уделяет большое внимание формированию инициативы и самостоятельности детей.

90%

10%

12.

Кем вы ощущаете себя в школе? (Подчеркните 1 вариант или допишите свой.)

Партнером.

Зависимым человеком.

Влиятельным человеком.

Другое _____________________.


91%

9%


88% родителей ответили на вопросы положительно, 22% участника отрицательно. Безопасностью и комфортностью в школе, психологической обстановкой в школе удовлетворены большинство родителей.Удовлетворены обучением и преподаванием- 85%.Участие в жизни школы принимают -45%.

Большинство родителей чувствуют себя партнерами в школе. Проведенное анкетирование дает определенный ответ, что школа работает в правильном направлении и в целом удовлетворяет потребности учащихся и родителей.

Также были выявлены недостатки:

18% родителей не удовлетворяет достижение их детей в школе, 21% родителей считают из- за плохой дисциплины на уроке ребенок не получает качественное образование.11% из числа опрошенных недовольны качеством преподавания. Это указывает на, что школьное образование должно обеспечивать развитие личности. Ориентация школы преимущественно на академические успехи учащихся лишь частично соответствует ожиданиям школьников и их родителей, которые хотели бы, чтобы школа дала им подготовку, достаточную для обеспечения жизненного успеха в разных сферах деятельности. Следует обсудить эти проблемы с администрацией, учителями, родителями, искать пути решения сообща.

Чтобы узнать мнение учителей о процессе обучения школы провели анкетирование учителей. В нем участвовали 50 учителей, 45% от общего числа субъектов опроса.


Гистограмма №2

Анкетирование «Мнение учителей о процессе обучения»










По итогам анкетирования большинство учителей -60% ответили положительно на вопросы, отрицательно -10%, иногда - 14%, редко -10%, ответов нет -6% учителей.

вопросы

да

нет

редко

иногда

Таблица №2

«Мнение учителей о процессе обучения»

Нет ответа

Располагает ли атмосфера, установившаяся в школе, желанию обучаться?

39

4

3

4

0

Все ли учителя располагают возможностью для критического осмысления сущности, реализации и формируемых навыков обучения?

17

9

11

10

3

Предоставляется ли ученикам обратная связь, способствующая повышению эффективности работы?

37

0

7

6

0

Стремимся ли мы активно создавать атмосферу, позволяющую ученикам безопасно рисковать, справляться с неудачами и позитивно реагировать на сложности поставленных задач?

39

1

9

1

0

Позитивно ли реагируют учителя нашей школы на сложности, даже если они сопряжены с рисками и отсутствием гарантий в успешности их решения?

31

4

8

5

2

Используем ли мы в нашей школе инструменты и стратегии, способствующие размышлению о процессе обучения в классе?

33

4

6

7

0

Высказываемся ли мы открыто о взаимосвязи процессов обучения и характера лидерства в нашей школе?

31

9

7

2

1

Делимся ли мы познаниями о значимости лидерства в практике обучения с коллегами, находящимися вне зоны нашего непосредственного общения?

29

6

8

5

2

Обсуждаем ли мы наши ценности и характер их реализации в нашей ежедневной практике?

30

4

11

5

0

итого

30

5

7

5

з


660%

10%

14%

10%

6%

Вызывает тревогу, что только 17 учителей располагают возможностью для критического осмысления сущности, реализации и формируемых навыков обучения, у 9 учителей нет стремления активно создавать атмосферу, позволяющую ученикам безопасно рисковать, справляться с неудачами и позитивно реагировать на сложности поставленных задач и открыто высказываться о взаимосвязи процессов обучения и характера лидерства в нашей школе. Требуется работа и помощь учителям в этом направлений.

Для сопоставления информации по анкетированию я провела интервью. Интервью мне дало больше информации, чем анкетирование учителей. В беседе принимали участие 2 учителя и директор школы. Составила 4 вопроса следующего характера:

  • Принимаете ли вы активное участие в обсуждении качества преподавания и преобразования школы?

  • Каковы приоритеты нашей школы?

  • Как вы относитесь к преобразованиям в нашей школе?

  • Знакомы ли вы с понятием «учительское лидерство?»

На вопрос участия в обсуждении качества преподавания и преобразовании в школе все респонденты ответили положительно. Вопрос о приоритетах развития школы показал, что учителя не владеют полной информацией Ответ на вопрос «Как вы относитесь к преобразованиям в нашей школе?» показал, что треть учителей не испытывают доверия проводимым новообразованиям и их лидерам. На вопрос « Знакомы с понятием «учительское лидерство» частично знакомы с понятием «учительское лидерство». Вывод: учителя не полностью воспринимают преобразования в школе, относятся скептически, так как в основном в нашей школе работают учителя среднего возраста, 15 пенсионеров и 4 учителя предпенсионного возраста. Преодолеть это моя школа может двумя путями: либо она начнет интенсивно изменяться в соответствии с требованиями времени, либо параллельно с традиционным школьным образованием будет складываться принципиально иная система общего образования (и это уже происходит), которая постепенно заменит устаревшую школу.

Чтобы сохраниться, школа должна измениться.

Педагогический коллектив должен ясно себе представить систему работы школы, задачи на будущее. Поэтому в школе составлен перспективный план, чтобы видеть образ желаемого будущего.

Но в школе проводится большая работа по распространению опыта НИШ и, я думаю, что учителя, которые боятся и не хотят преобразования вольются в наши ряды.

Наблюдение представляет собой описательный исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта (Грейди 1998, 23-24). Оно может быть эффективным, если применять в сочетании с другими методами сбора данных.

Для наблюдения я использовала схему наблюдения за деятельностью педагога по реализации диалогического обучения на уроке, предложенный нашим тренером.Во время практики мною и коллегами из группы развития было посещено 10 уроков учителей школы по разным предметам: английский язык, русский язык, математика,биология, уроки в начальных классах. Во время наблюдения в основной школе ученики вели себя свободно и непринужденно, занимаясь привычными для себя делами, что облегчало получения разносторонних и достоверных фактов для создания целостной картины урока, а ученики начальных классов во время наблюдения скованы, терялись. Я поняла, чтобы избежать такой ситуации, наблюдение следует проводить систематически.

Наблюдение показало, что 4 учителя из 10 применяют групповую работу на уроке. Большинство учителей не предоставляют время для размышления. В основном групповую работу применяют учителя начальных классов, в силу того,что там 6 сертифицированных учителя,которые проводят определенную работу. При формировании группы учителями были использованы различные подходы, но ученики не всегда знают правила групповой работы, не разработаны критерии оценивания работы в группе. В ходе урока учителя использовали самооценивание, взаимооценивание и коллективную оценку. Во время урока работают одни и те же дети,большая часть отсиживалась в тени. Мои предположения подтвердились. У отдельных учащихся низкая активность, у других она появляется только при ответах на вопросы учителя или в диалоге между учащимися.

Преимущественно учителя и ученики использовали вопросы низкого порядка и только два учителя использовали на уроке вопросы высокого порядка. Формы взаимодействия при диалоге были однотипны: «учитель – ученик» и три раза «ученик – ученик», два раза на уроке сочетание «ученик –учитель» и «ученик – ученик».

Результаты анкетирования учителей, учеников,родителей, наблюдение и интервьюрирование показали, что учителям моей школы следует быть более активными для внесения изменений в свою педагогическую практику. Если они не проявят инициативу во внесении изменений в практику, школа не в состоянии обеспечить их достаточным количеством умений и навыков. Для повышения качества школьного образования требуются совершенствование учебно-воспитательного процесса с учетом перехода от традиционной модели обучения к обучению, направленного на развитие функциональной грамотности школьников. Основной упор ставим на развитии навыков групповой работы, на совершенствовании диалогической исследовательской беседы, умение задавать вопросы высокого порядка. Главное, в чем все были едины во мнении – это вовлеченность в планируемые изменения всех работников школы, учащихся и их родителей, заинтересованную общественность. А важнейшая цель – создание выдающейся школы, где каждый может стать полноправным его субъектом и лидером в исполнении общих целей школы и собственного развития.

Исходя из этого был определен фокус школы – диалогическое обучение, где знания приобретаются в результате вовлечения ученика в диалог; ученики легче обучаются. Диалоговое обучение позволяет ученикам выражать свое понимание изучаемого материала, аргументировать свои цели.

Процесс сбора данных помог мне узнать свою школу лучше, для того чтобы определить цели плана развития школы.


Используемая литература:

  1. Исследование в действии. АОО «Назарбаев Интеллектуальные Школы», 2012г.

  2. Руководство для учителя первого уровня. Первый уровень. Второе издание. ЦПМ АОО «НИШ», 2013г.
















\




13


Раздел В Определение стартовых возможностей школы для разработки плана ее развития
  • Другое
Описание:

Для профессионального и эффективного сотрудничества учителей и выбора адекватных подходов в обучении необходимо оценить стартовые возможности школы. Мою школу можно отнести к категории «коллективные, но ограниченные знания». В школе преобладает дух коллегиальности. Сотрудники гордятся своей школой и убеждены в благоприятности обстановки в ней, вне зависимости от внешнего мнения. Учителя обмениваются мнениями, идеями, успешно используемыми методами и учатся друг у друга. Сотрудников школы отличает сильное чувство солидарности в оценивании и противостоянии изменениям, не являющимися  общепризнанными. Достижение консенсуса – главный приоритет, противопоставленный толерантности к идиосинкразии и девиантности. Это городская школа – лицей с казахским языком обучения,  работаем в две смены. Особенностью школы - лицей  является ее направление - физико – математическое, в 10-11классах учащиеся на уроках физики и математики делятся на 2 группы. В школе 45 класс – комплектов. Обучаются -1281 учащихся, работают 90 учителей, из них 28% учителей высшей категории, 22% учителей первой категории, 17% имеют вторую категорию, 33% учителей без категории. С 2011 года в школе проводится эксперимент по раннему изучению английского языка. Участие в международном проекте «ЖИПТО как условие развития одарённой личности» дало многочисленные возможности для раскрытия своих талантов ученикам и учителям нашей школы. Также школа с 2012 года является базовой Назарбаев Интеллектуальной школы. Шестеро учителей закончили третий базовый уровень, один учитель является сертифицированным учителем первого продвинутого уровня. Ежегодно наши выпускники показывают высокие результаты на ЕНТ и ВОУД,  школа вошла в 100 лучших школ  Казахстана. Славится своими традициями: введена единая школьная форма для учителей и учеников, выпускается школьная газета «Ор Алтай» на трех языках, есть гимн, герб и флаг школы, музей. 

Автор Садыкова Нуржамал Ануарбековна
Дата добавления 31.12.2014
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 1403
Номер материала 19171
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓