Главная / Директору-завучу / Раздел Е. Способы определения эффективности реализуемых преобразований школьной практики

Раздел Е. Способы определения эффективности реализуемых преобразований школьной практики

Садыкова Нуржамал Ануарбековна Портфолио учителя Раздел Е

Филиал ЦПМ 1 уровня

г.Усть - Каменогорск 06.06.2014г.

Раздел Е.

Способы определения эффективности реализуемых преобразований школьной практики

Как планируется осуществлять контроль над происходящими изменениями?

Успешность преобразования школьной практики зависит от актуальности выбранной темы,осознания того для чего он нужен, от умения вести конструктивный диалог. Для осуществления контроля над происходящими изменениями в преобразовании школьной практики, целесообразно сравнить результаты стартовой позиции с промежуточными результатами коучинг-сессий, менторинга и Lesson Study. Говоря о способах определения эффективности реализуемых преобразований школьной практики, мы обратимся к разделу плана развития школы – мониторингу. Мониторинг мы должны соотносить с критериями успешности и ожидаемых результатов, если они достигнуты, то план развития школы можно считать эффективным.

Для оценки эффективности обучения и преподавания собраны: анкетные данные, наблюдения, Голос ученика, видео и фото материалы, которые в сравнении с данными стартовой позиции отличаются (отличия указаны ниже).

Как, с помощью чего будет возможно определить влияние происходящих преобразований на работу учителей, их взаимоотношения с учениками и на результативность процесса обучения?

Для получения достоверных данных необходимо провести одни и те же методы исследования для одних и тех же респондентов. Эти методы должны дать достоверную картину для определения влияние происходящих преобразований на работу учителей, их взаимоотношения с учениками и на результативность процесса обучения. Для измерения эффективности процессов коучинга и менторинга, определили ожидаемые результаты как знание и понимание учителями подходов диалогового обучения (сущность ДО, таксономия Б.Бума, типы постановки вопросов) Ожидаемые критерий:

20% учащихся школы:

  • Умеют оценивать ответы своих товарищей;

  • Умеют определять цели и задачи урока, ставят SMART-цели совместно с учителем;

  • Умеют работать в группе, соблюдая правила групповой работы;

  • Умеют слушать ответы товарищей;

Умеют задавать вопросы высокого порядка:

- сильный учащийся может задать два эффективных вопроса;

- средний – один эффективный вопрос;

- слабый – один вопрос (при помощи карточки-помощника, или сильного учащегося);

К концу четверти:

-сильный учащийся сможет задать пять эффективных вопросов;

-средний – три вопроса;

-слабый – два вопроса

Анализируют собственную деятельность (рефлексируют) -20%.

20% учителей школы:

  • Умеют ставить SMART-цели;

  • Формулируют вопросы высокого порядка и умеют их задавать;

  • Доверяют ученику, коллегам;

  • Профессиональное взаимодействие в рамках процессов коучинга, менторинга, Lesson study.

Цель проведения Lesson Stady:

1. Научить учеников работать в группе ;

2. Обучение сотрудничеству и повышение активности путем групповой работы.

3.Развитие навыков наблюдателя.

Урок исследование является педагогической деятельностью по улучшению процесса преподавания и обучения, в которой участники группы совместно развиваются, учатся, наблюдают, анализируют и пересматривают уроки.

Ожидаемые результаты:

  • формирование знаний учителей и совершенствования практики преподавания и обучения;

  • сотрудничество учителей;

  • развитие лидерских качеств учителя;

  • формирование способности размышлять;

  • совершенствование навыков наблюдателя

Фокус-группа, выбрала тему исследования «Повышение активности учеников путем групповой работы».

Для того чтобы понять, что внесенные изменения являются эффективными, необходимо детально проанализировать методы сбора, которые должны дать информацию о динамике достижения ожидаемых результатов и критерий успешности. Результативность коучинг-сессий, Lesson Study и менторинга отразился в обратной связи, наблюдениях, фото и видео материалах и рефлексии учителя.

Как, на основе чего можно будет понять, что внесенные преобразования являются эффективными и положительными?

Чтобы понять, что внесенные преобразования являются положительными, проанализировала результативность коучингов и менторинга, рассмотрела критерии успешности и ожидаемые результаты процессов коучинга и менторинга.

Критериями успешности стали: обратная связь и наблюдения уроков.

В обратной связи коучинг - сессий учителя написали, что им нравится составлять среднесрочный план урока, это полезно, что они уже попробовали провести первые уроки по ССП, помогает обеспечить положительную динамику в конце каждого урока с вовлечением в процесс обучения всех учащихся.(Приложение 1)

На коучинг занятии мои коллеги работали в группах, в парах, создавали презентации, участвовали в психологическом тренинге и иных АМО. Учителя знакомились с раздаточными материалами по требованиям к постановке когнитивных целей урока. Вносили коррективы и рекомендации. Предоставили обратную связь на проведенный коучинг.

По ходу коучинг занятия было видно, что учителя самосовершенствуются. Расширяют свои знания в контексте темы коучинга. Можно было пронаблюдать активное включение в процесс работы. (фото1)

Анализируя проведенное коучинг занятие, я выявила следующее: учителя поняли, что такое СМАРТ-цели, каковыми они должны быть. И смогли безошибочно сформулировать когнитивные цели к уроку. В этом я убедилась при ознакомлении с целями и планом уроков менти, участников коучинг группы, где было видно, что весь урок и результаты вытекают с поставленных когнитивных целей.

Во время определения стартовой позиции и в конце практики, я посещала уроки в начальных классах (молодой учитель английского по своему желанию вошла в коучинг-группу). На первом уроке групповой работы не было, учитель проводил его традиционным способом, что говорило ее незнании новых подходов, то на промежуточных результатах увидела на уроке групповое взаимодействие, ученики задали два вопроса высокого порядка, провела разминку с использованием АМО.

На последнем коучинге мы подводили промежуточные итоги. На нём мы определили положительные стороны в реализации нашего плана. Это то, что учителя начали работать по группам, на уроке использовать «Голос ученика», планировать с учётом обратной связи, применять техники формативного оценивания, сделали среднесрочное планирование. Важным фактором является и то, что учителям стали понятны идеи новых подходов в обучении. А минусы были в том, что охвачены не все учителя, многие только присматриваются к нашей работе и не решаются начать действовать. (фото4)

Творческая группа учителей по Lesson study состоит из 3молодых учителей и 1учителя со стажем. Опытный учитель смог поделиться своими наработками, методикой с молодыми педагогами. Молодым учителям понравилось исследование урока, потому что этот подход особенно хорош для них, потому что «вместе не страшно», как говорит наш тренер. Отличие педагогического подхода от открытых уроков том, что ответственность за планирование и проведение урока ложится не на одного учителя, а на всю группу. Это придало им уверенность. Фокус-группа, работая по теме исследования «Повышение активности учеников путем групповой работы» частично достигла ожидаемых результатов: сотрудничество учеников в работе в группе, создание постоянно работающей в команде творческой фокус-группы с подходом Lesson study; повышение профессионального уровня учителей через вовлеченность их в исследовательскую деятельность.

Цель проведения Lesson Stady:

1. Научить учеников работать в группе ;

2. Обучение сотрудничеству и повышение активности путем групповой работы.

3.Развитие навыков наблюдателя.

В уроке по подходу Lesson study был привлечен учитель первой категории, руководитель МО, ученики 3 класса по предмету математика. Инересно быть в роли наблюдателя. Когда проходит обычный открытый урок, мы наблюдаем за ходом урока, за учителем. А тут наблюдая за конкретным учеником, смотришь на него по - другому, переживаешь за него, стараешься отметить любые сдвиги в его поведении. Детям работа в группе нравится. Иногда видишь неожиданные результаты: ученик, которого определили, как слабого, на этом уроке работал очень активно, а сильный ученик не смог себя проявить. Нам сложно было после урока проводить обсуждение, этому мы тоже учились. Мы убедились в том, что обсуждение следует проводить в течение 24 часов, после проведения урока, как написано в инструкции. Убедились в том, что методика подхода Lesson study эффективна, потому что помогает учителям понять, как планировать обучение, чтобы оно в результате максимально удовлетворяло потребностям учащихся.

Результативность коучинг-сессий, Lesson Study и менторинга отразился в обратной связи, наблюдениях, фото и видео материалах и рефлексии учителя

В сравнении с анкетным данными стартовой позиции и повторным анкетированием, мнение учеников о процессе преподавания и обучения изменилось. С целью выявления, используется ли групповая работа на уроках и побуждают ли вопросы учителя к размышлениям, я предложила учащимся прежнюю анкету, используемою на стартовой позиции. Изменения видны в диаграмме 1 и таблице 1.



Вопросы из анкеты

Стартовая позиция

Промежуточный результат

ученики

ученики

всегда

иногда

никогда

всегда

иногда

никогда

Побуждают ли вопросы учителя вас размышлять, думать, доказывать?

38%

17%


42%


60.%


20%


15%

Как часто групповая и парная работа используется на уроках?

15%

12%


37%


81%


19%


0%

Как часто на уроках учащиеся задают вопросы друг другу и сотрудничают?

21%

20%


59%


60%


35%


5%


Из анкетных данных видно, что вопросы учителей побуждают учащихся размышлять, думать, доказывать; это мнение повысили еще 22% учеников, которые ответили «всегда»; стала использоваться групповая работа– мнение повысилось на 66%; учащиеся сотрудничают на уроках – повысили мнение 16% учащихся. Динамика прослеживается и в отрицательных ответах «никогда»: вопросы учителя не побуждают учащихся размышлять считают 1,5% (разница в 40,5%), групповая работа не проводится на уроках – 0%, и 5% учеников считают, что сотрудничества на уроках нет.

Наблюдение урока – эффективный способ выявления промежуточных результатов. (Приложение 3) Кроме этого есть и другие способы, как «голос ученика», анкетирование, обратная связь, сравнение данных, видео урока. Все эти данные позволят отследить, работает ли план развития школы, соответствует ли он заявленным целям. Мониторинг с помощью наблюдения показал практическое применение форм диалогового обучения: речь учащихся стала приобретать связь. Из опыта работы можно отметить как положительные результаты, так и трудности, связанные с организацией диалогового обучения. Положительные моменты:

- самостоятельное обучение в паре;

- совместное обучение в группе

- критическое осмысливание проблемы.

Трудности:

- нет навыков самостоятельной работы у учащихся;

- речевой барьер

- низкий уровень когнитивных способностей

К концу четверти:

-сильный учащийся сможет задать пять эффективных вопросов;

-средний – три вопроса;

-слабый – два вопроса

Участие в процессе позволило мне повысить свое профессиональное мастерство, лидерские качества. У учеников возрос интерес к урокам, они настроены на доброжелательное общение, и как следствие удовлетворение родителей обучением. Все это оказало влияние на мой статус и статус коллег - это авторитет, признание среди учителей. Результаты моих исследований подтверждают высказывания о том, что диалог, действительно, занимает центральное место на уроке . Доказательством служит обратная связь и фото с урока. (фото 1)

Каким образом будет корректироваться данный план с учетом промежуточных результатов внедренных изменений?

Сравнивая результаты наблюдения на стартовой позиции и на промежуточном результате увидела заметный прогресс в преподавании учителей. Доказательством этого служат фото- и видео- материалы фрагментов урока, краткосрочные планы учителей, рефлексивные отчеты.

Фокус -группа

Стартовая позиция

Промежуточный результат

Групповая работа

4 учителя из 10

8 учителей

Не предоставляют время для размышленияот 3до 7 секунд

7 учителей из 10

10 учителей

Техника постановки вопросов

2 учителя

10 учителей

Формы взаимодействия при диалоге были «учитель – ученик»

9 учителей

5 учителей

«ученик – ученик»,

3учителей

6 учителей

ученик –учитель» и «ученик – ученик»


2 учителя

5 учителей

Вовлеченность детей на уроке

Из 15 учеников- 8

Из 15 учеников- 12

Промежуточный результат показывает положительную динамику работы коучинг группы.

Из данной таблицы видим, что учителя из коучинг группы на стартовой позиции практически не владели новыми подходами в обучении и преподавании. Шесть учителей из десяти не использовали групповую работу. Это говорит о незнании учителями групповой работы, знаний необходимых для использования новых подходов в преподавании и обучении. Наблюдение уроков на старте и промежуточных результатов показало эффективную динамику в использовании групповой работы. Положительная динамика 80% участия.

Учителя активно использовали изученные во время коучингов стратегии: «ЗХУ (знаю, хочу узнать, узнал)», «Две звезды, одно желание» ,

лайки,смайлики, стикеры «Желтый, красный, голубой», фейерверк аплодисментов, стратегию «Чемодан. Корзина.Мясорубка».(Приложение 2)

Каким образом будет корректироваться данный план с учетом промежуточных результатов внедренных изменений?

В итоге работы по плану развития школы, наша инициативная группа достигла хорошего результата. Приобретён первый опыт совместного планирования. Я сделала выводы, что при составлении плана невозможно было предусмотреть все нюансы в планировании. В ходе работы менялись изучаемые вопросы на коучингах, сроки проведения, внесены дополнительные коучинг сессии. Курсы первого продвинутого уровня изменили моё понимание многих теорий в образовании. А мы с инициативной группой смогли изменить понимание или начать изменять понимание учителей, внести изменения в процесс обучения учащихся

Самое главное, появился интерес у учеников. Вовлечены родители в процесс планирования. Учителя готовы продолжать работу в этом направлении. Результатом работы стало среднесрочное планирование учителей. Рефлексия учеников показывает, что уроки стали интереснее, сама рефлексия повышает мотивацию у учащихся. Наш план я считаю выполним. Каждый учитель может работать над повышением мотивации у учащихся, изучать диалоговое обучение. Для этого оказывается нужна поддержка коучеров и менти. Поставленные сроки реальны. Кроме того, план будет иметь продолжение.

Мы видим, что план развития школы принёс промежуточный результат. Есть первые успехи. Такой вывод я сделала из анкет учащихся, они способны оценить свою деятельность. Изучив рефлексию учителей во время коучингов и менторских сессий, мы имеем первые результаты. Многие учителя перестроились и стали пробовать применять работу в группах. Многие утверждали на первом коучинге что работать по группам можно только на уроках казахского и русского языка, литературе, истории, географии. Видно из наблюдений за уроками коллег, что они стали применять на уроке инструменты формативного оценивания. Эти техники начали поднимать мотивацию к обучению. На коучинг сессии учителя увидели в планировании возможность включить инструменты диалогового обучения в процесс обучения. Тем самым реализовав план развития школы. В ходе обсуждения группой планирования были внесены коррективы в план развития школы. Необходимо тщательное изучение постановки вопросов по таксономии Блума, так как вопросы выявления, измерения и оценки уровня сформированности у учащихся знаний, умений, навыков в настоящее время являются одними из главных в практике обучения. Для получения очередных промежуточных результатов проводить триангуляцию 1 раз в полугодие. Чтобы коучинг был эффективным, проводить его один раз в месяц, чтобы коучер смог качественно подготовиться к сессии. На основе этого будет разработан новый план. Введение среднесрочного планирования в работу Школьных методических объединений. Я и мои коллеги считаем, что изменения в практике школы не завершены. И в этом мне, как лидеру, определена главная роль.

Используемая литература

  1. Руководство для учителя. Первый (продвинутый) уровень. ЦПМ АОО НИШ и Факультет образования университета Кембридж, издание второе, 2012.

  2. Задания для выполнения в период практики. АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012.






























Приложение №1

Обратная связь с коучинга


C:\Users\Ernar\Desktop\Материалы для отчета ипрезентации\Фоткт для презента №1\скан\ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ С КОУЧИНГА\1 031.jpg



В обратной связи говорится , что им на уроке понравилась физминутка. Для себя взяли типы бесед. Все понятно по ДО.











Приложение №2

Обратная связь учениковC:\Users\Ernar\Desktop\Материалы для отчета ипрезентации\Фоткт для презента №1\скан\ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ С УРОКА СКАН\1 002.jpg

C:\Users\Ernar\Desktop\Материалы для отчета ипрезентации\Фоткт для презента №1\скан\ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ С УРОКА СКАН\1 005.jpg




C:\Users\Ernar\Desktop\Материалы для отчета ипрезентации\Фоткт для презента №1\скан\ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ С УРОКА СКАН\1 001.jpg

C:\Users\Ernar\Desktop\Материалы для отчета ипрезентации\Фоткт для презента №1\скан\ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ С УРОКА СКАН\1 008.jpg



C:\Users\Ernar\Desktop\Материалы для отчета ипрезентации\Фоткт для презента №1\скан\ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ С УРОКА СКАН\1 010.jpg





















Приложение №3

Таблица наблюдения урока

C:\Users\Ernar\Desktop\Материалы для отчета ипрезентации\Фоткт для презента №1\скан\ТАБЛИЦА НАБЛЮДЕНИЙ С УРОКА\2 003.jpg
















Имбирный человечек. Лессон стади. Ученик уровень СC:\Users\Ernar\Desktop\Материалы для отчета ипрезентации\Фоткт для презента №1\скан\лессон стади\УЧЕНИК С\2 016.jpg






Фото №1

Первое заседание коучинг группы. Создание постера.

C:\Users\Ernar\Desktop\Материалы для отчета ипрезентации\Фоткт для презента №1\ФОТКИ\СОЗДАНИЕ ПОСТЕРА УЧИТЕЛЯМИ ИЗ ЛЕССОН СТАДИ.jpg

Фото №2

Первая встреча с менти

ёC:\Users\Ernar\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\встреча с менти.jpg



Фото №3

Лессон стади - это важно для профессионального роста учителя!

C:\Users\Ernar\Desktop\Материалы для отчета ипрезентации\Фоткт для презента №1\ФОТКИ\КОНЕЦ СЕМИНАРА.jpg










Фото №4

Заседание группы планирования. Обсуждение результатов исследования практики в школеC:\Users\Ernar\Desktop\Материалы для отчета ипрезентации\Фоткт для презента №1\ФОТКИ\ВЫСТУПЛЕНИЕ ДИРЕКТОРА.JPG

13


Раздел Е. Способы определения эффективности реализуемых преобразований школьной практики
  • Директору-завучу
Описание:

Способы определения эффективности реализуемых преобразований школьной практики

Как планируется осуществлять контроль над происходящими изменениями?

Успешность преобразования школьной практики зависит от актуальности выбранной темы,осознания того для чего он нужен, от умения вести конструктивный диалог. Для  осуществления контроля над происходящими изменениями в преобразовании школьной практики,  целесообразно сравнить результаты стартовой позиции  с промежуточными результатами коучинг-сессий, менторинга и LessonStudy.  Говоря о способах определенияэффективности реализуемых преобразований школьной практики, мы обратимся к разделу плана развития школы – мониторингу. Мониторинг мы должны соотносить с критериями успешности и ожидаемых результатов, если они достигнуты, то план развития школы можно считать эффективным.

         Для оценки эффективности  обучения и преподавания собраны:  анкетные данные, наблюдения, Голос ученика, видео и фото материалы,  которые в сравнении с данными стартовой позиции отличаются (отличия указаны ниже).

Как, с помощью чего будет возможно определить влияние происходящих преобразований на работу учителей, их взаимоотношения с учениками и на результативность процесса обучения?

Для получения достоверных данных необходимо провести одни и те же методы исследования для одних  и тех же респондентов. Эти методы должны дать достоверную картину для определения влияние происходящих преобразований на работу учителей, их взаимоотношения с учениками и на результативность процесса обучения. Для измерения эффективности процессов коучинга и менторинга,  определили ожидаемые результаты как знание и понимание учителями подходов диалогового обучения (сущность ДО, таксономия Б.Бума, типы постановки вопросов)Ожидаемые критерий:

20% учащихся школы:

·                   Умеют оценивать ответы своих товарищей;

·                   Умеют определять цели и задачи урока, ставят SMART-цели совместно с учителем;

·                   Умеют работать в группе, соблюдая правила групповой работы;

·                   Умеют слушать ответы товарищей;

Умеют задавать вопросы высокого порядка:

- сильный учащийся может задать два эффективных вопроса;

- средний – один эффективный вопрос;

 

- слабый – один вопрос (при помощи карточки-помощника, или сильного учащегося);

Автор Садыкова Нуржамал Ануарбековна
Дата добавления 31.12.2014
Раздел Директору-завучу
Подраздел
Просмотров 1470
Номер материала 19174
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓