- Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», Канакина В.П., Горецкий В.Г.
- 01.10.2020
- 1205
- 0
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Раздел IV. Культурные страницы нашего города
Информационная справка
На территории Петушинского района находится тридцать пять памятников археологии, девяносто семь - градостроительства и архитектуры, тридцать два памятника истории.
Наиболее ранние памятники градостроительства и архитектуры относятся к XVIII веку, когда Подмосковье активно застраивалось дворянскими усадьбами. Это усадьба графа Р.И. Воронцова в селе Андреевское, усадьба Карповых в Сушневе, усадьба Сабашниковых в Костине. Культовое зодчество представлено постройками XVII-XVIII веков - Успенская церковь в селе Караваево, церковь Иерусалимской иконы Божией Матери в селе Воснушка, уникальная по типу Воскресенская церковь в деревне Рощино и др.
Памятники истории на территории района - это знаменитая дорога Владимирка; есть несколько мест, связанных с именем художника И.И. Левитана. Ряд памятников связаны с событиями Великой Отечественной войны - братские могилы, здания бывших госпиталей, школы и дома, где учились и жили Герои Советского Союза - уроженцы Петушинской земли.
В городе существует Музей петуха, основанный в 1997 году Николаем Корниловым. До 2000 года при въезде в город с запада справа от дороги было установлено стилизованное изображение петуха. Сейчас стоит невыразительный постамент с надписью «Петушки», требующий основательного ремонта или хотя бы чистки.
В 1900 году у станции Петушки был построен храм Николая Чудотворца, разрушенный в 1920-е годы. В 2000 году также возле вокзального здания началось строительство деревянной церкви в честь епископа Ковровского Афанасия, который провёл в Новых Петушках последние годы своей жизни. Храм был освящён 26 октября 2002 года.
В российский культурный контекст город вошёл после выхода поэмы «Москва — Петушки» В. В. Ерофеева (1970; официально опубликована в СССР лишь в 1988 году). Сам Ерофеев прожил в Петушках не более двух лет. В Петушках создан небольшой музей писателя.
Занятие 1.
Тема: «Петушок, петушок! Золотой гребешок»
Форма: занятие с элементами театрализации
Оборудование: компьютер, проектор, экран, компьютерная презентация.
Ход занятия
Учитель:
Здравствуйте, ребята! Мы сегодня с вами отправимся в увлекательное путешествие в далекое прошлое, в стародавние времена…
(Раздается стук)
Кто это к нам пришел?
Петух:
Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? Где вы могли меня видеть?
(Ответы детей)
Я пришел к вам не случайно – я увидел свой портрет на гербе города Петушки. Вот и решил познакомиться с его маленькими жителями – с вами.
Учитель:
Ребята, вы знаете, как выглядит герб нашего города?
(Ответ детей – два петушка смотрят друг на друга)
Петух:
Правильно. На гербе Петушков изображено 2 петушка, которые смотрят друг на друга.
(показывает герб г. Петушки)
А почему город Петушки так назвали?
Ученик 1:
Несколько легенд существует о ласковом названии города Петушки. По одной версии, город так называется из-за того, что славился грибами «лисичками», Или как их еще называли «петушками».
Ученик 2:
По другой версии, проходящая через Петушки торговая дорога , была практически единственной дорогой для купцов в Муромском направлении. Будто бы поселились в глухих лесах возле печально известной Владимирки лихие разбойники, которые при ограблении подавали друг другу сигналы, перекликиваясь петушиным курареканьем.
Ученик 3:
Одна из версий говорила о том, что изготавливались местные игрушки-свистульки в виде петушков, которые пользовались спросом на Макарьевской и Нижегородской ярмарках.
Ученик 4:
А еще одна из версий, что по обычаю при основании дома устанавливались дымники в виде петушков. Они и по сей день красуются на крышах домов.
Петух:
Какие вы, ребята, молодцы! Все знаете об истории названия вашего города! А что вы обо мне знаете как о птице и одном из самых любимых в русском народе персонажей?
Учитель:
С древних времен 15 января на Руси праздновали день Кура и Курки, Петуха и Курицы. Петух в представлении наших предков - воин. Он стоит на страже всего белого света. "Месяц на ущерб, а нечистая сила - на свет", - пугали старики. Но петух поет три раза и загоняет бесовское воинство под пни, под колоды, в болотные урочища.
Народ любил петуха и сложил о нем множество загадок. Давайте-ка поиграем! Кто больше знает загадок о петушке!
Загадки о петушке
Два раза родился,
Ни разу не крестился,
А черт его боится.
На голове гребень,
На хвосте серп.
Хвост с узорами,
Сапоги со шпорами.
Гребешок аленький,
Кафтанчик рябенький,
Двойная бородка,
Важная походка,
Раньше всех встаёт,
Голосисто поёт.
Он носом в землю постучит,
Взмахнёт крылом и закричит.
Кричит он даже сонный,
Крикун неугомонный.
Раньше всех встает,
"Ку-ка-ре-ку!" поет.
(Петушок)
Беленькие перышки,
Красный гребешок.
Кто это на колышке?
(Петя-петушок)
Не ездок, а со шпорами,
Не будильник, а всех будит.
У бравого вояки красная пилотка
Сапоги со шпорами и важная походка
Пестрый мундир, у кур он командир.
Не царь, а в короне,
не всадник, а со шпорами,
не будильник, а всех будит.
Он носом в землю постучит,
Взмахнет крылом и закричит.
Кричит он даже сонный,
Крикун неугомонный.
Хвост с узорами, сапоги со шпорами,
Песни распевает, время считает.
Кто больше всех кричит, а меньше всех делает
Всех я вовремя бужу,
Хоть часов не завожу.
Он в мундире ярком,
Шпоры для красы.
Днём он — забияка,
Поутру — часы.
Не ездок, а со шпорами,
Не сторож, а всех будит.
Не царь, а в короне,
Не всадник, а со шпорами.
Кто так заливисто поет
о том, что солнышко встает?
Хвост с узорами, сапоги со шпорами,
Беленькие перышки, красный гребешок.
Кто это на колышке?
Не царь, а в короне,
Не всадник, а со шпорами.
В своей короне красной
Он ходит, как король.
Его ты ежечасно
Выслушивать изволь:
- Я тут! Я начеку-у-у!
Я всех вас допеку-у-у!
Уснули дети.
Свет потух.
Молчи, горластенький ...
Он в мундире ярком,
Шпоры для красы
Днем он - забияка,
Поутру - часы.
Хвост с узорами, сапоги со шпорами,
Беленькие перышки, красный гребешок.
Кто это на колышке?
Два раза родился, ни разу не крестилка, всем людям пророк
Ку-ка-ре-ку кричит он звонко,
Хлопает крыльями громко-громко,
Курочек верный пастух,
Как зовут его?
Петух:
Молодцы! А еще жива до сих пор в деревнях примета: в новый дом сперва нужно пустить ночевать кошку и петуха, лишь после этого можно считать, что жизнь в нем будет и спокойна и легка. Как вы думаете, почему так? Какими такими чертами обладал петушок в глазах человека?
Чтобы ответить на этот вопрос, давайте посмотрим небольшой мультфильм «Петух и боярин»
http://video.yandex.ru/#search?text=%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D1%87%D0%B0%D1%81%20%D0%BE%20%D0%BF%D0%B5%D1%82%D1%83%D1%85%D0%B5&where=all&filmId=27794440-05-12
(Мультфильм «Петух и боярин»)
Учитель:
Каким показан петушок в этом мультфильме?
За что его так полюбили дедушка и бабушка?
За что его так боялся боярин?
Петух:
Вот такой я петушок! Обо мне столько можно еще узнать интересного! Например, то, что я могу предсказывать погоду, отгонять нечистую силу! А еще я – один из символов Франции и мне поставили несколько памятников! А в Индии я – священное животное!...
Учитель:
Конечно, дорогой петушок! Ты немножечко хвастаешься! Но у нас в городе есть, действительно, единственное на всем земном шаре место, где можно все-все узнать о петухе. Что это за место, ребята? (Дети отвечают) Конечно, это – музей «Петуха»! Туда мы с вами и отправимся в следующий раз!
Занятие 2.
Тема: «Петушки – центр культуры и творчества»
Форма: путешествие по станциям
Оборудование: компьютер, проектор, экран, компьютерная презентация.
Ход занятия
Свою историю, свой край
Люби, исследуй, изучай
(Звучит « Песня о городе Петушки»)
Ученик 1:
То, о чем вам сегодня расскажем,
Все как следует знать должны:
Ведь история нашего края –
Часть истории всей страны!
Учитель:
О нашем городе можно сказать, что у него завидное прошлое, хорошее настоящее и прекрасное будущее! Город Петушки нам близок и дорог – здесь мы живем, учимся и работаем, здесь наш родной дом!
Сегодня мы отправляемся с вами в путешествие! Ребята, на чем можно путешествовать? (Ответы детей)
Учитель:
А на чем мы с вами отправимся путешествовать попробуйте сейчас отгадать.
Я зашел в огромный дом,
Но недолго пробыл в нем.
Оказался этот дом
Быстро в городе другом! (Поезд)
Учитель:
В путь!
Мы едем, едем, едем
В далёкие края,
Хорошие соседи,
Счастливые друзья.
Нам весело живётся,
Мы песенку поём,
И в песенке поётся
О том, как мы живём.
Красота! Красота!
Мы везём с собой кота,
Чижика, собаку,
Петьку-забияку,
Обезьяну, попугая —
Вот компания какая!
Учитель: Петушки сегодня – это настоящий центр культуры и искусств.
И наша первая станция – музей «ПЕТУХА»
(Презентация о музее «ПЕТУХА»)
Учитель:
СТАНЦИЯ МУЗЕЙ « ПЕТУХА»
От самого этого названия – музей Петуха - веет чем-то сказочным. И история его появления была, можно сказать тоже сказочной. Возник он словно по чьему-то волшебству. А в роли доброго волшебника выступил человек не местный, приезжий, но не случайный. Это был художник и журналист, искусствовед и собиратель произведений искусства Николай Изосимович Корнилов. Он приехал в Петушки с предложением – передать в будущий музей картины художников.
Встречайте настоящего хозяина музея!
(Входит Петух)
Петух:
Объединение художников под руководством Н. Корнилова необычно встретили наступивший мой год "Петуха", изобразив меня на своих полотнах. Так, 29 апреля 1997 года был создан уникальный, единственный в России, художественный музей "Петуха".
Учитель:
За годы работы собрана большая коллекция живописи, графики, декоративно-прикладного искусства с изображением Петуха: Петух-огонь; Петух-бунтарь; Петух-оберег; многоженец; певец; хвастун; красавец … Музей выполнен в виде сказочной деревеньки со своими улицами и переулками, веселым курятником, площадью споров и дискуссий. Путешествие по сказочной деревеньке доставляет огромное удовольствие детям и взрослым.
Петух:
Экспозиция музея начинается с яйца. Их в музее множество, сделанных из различных материалов. Удивительное чудо происходит каждый раз, когда из яйца появляется живой, теплый, желтый комочек – цыпленок. Много опасностей подстерегает его на пути к взрослению. Преодолевая их, он превращается в красавца петушка или курочку.
Учитель:
Только в музее «Петуха» можно увидеть таких разнохарактерных петухов, со своей яркой индивидуальностью. Из стекла, хрусталя, глины, дерева, металла, разноцветных ниток, лоскутков, бисера, ракушек – выполнили мастера декоративно- прикладного искусства нашего главного героя. Из разных городов и сел России, ближнего и дальнего зарубежья слетелись в музей петушки. Все они живут мирно и дружно, не переставая удивлять посетителей своей красотой и необычностью.
Петух:
Есть в сказочном городке волшебный курятник. Живут в нем живописные петушки, но поют они так громко и сладко, что не возможно, удержаться от соблазна, присоединиться к хору. А самых певучих посетителей петушки награждают исполнением заветного желания.
(Исполняют песни о петушке, цыплятах, птицах)
Учитель:
Спасибо, Петушок! Нам пора!
Петух:
До свидания! До новых встреч в музее «Петуха»!
6 660 283 материала в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Вершинина Анна Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
500/1000 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 144 ч.
Курс повышения квалификации
72 ч. — 180 ч.
Курс повышения квалификации
72/144/180 ч.
Мини-курс
3 ч.
Мини-курс
4 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.