Главная / Начальные классы / Раздаточный материал к урокам развития речи.

Раздаточный материал к урокам развития речи.


hello_html_3ca0ed5a.png И. И. Левитан. Портрет работы В. А. Серова. 1892. Третьяковская галерея. Москва. Фрагмент.

ЛЕВИТАН Исаак Ильич

Исаак Ильич Левитан – выдающийся художник-пейзажист конца XIX века. Он родился 18 августа

1860 года в местечке Кибарты Ковенской губернии, в бедной семье. Судьба его была нелёгкой.

Лишившись родителей, он с ранних лет узнал нужду, горе, унижение и нищету.

Искусство стало призванием Левитана с самого детства. В 13 лет он поступил в Московское

училище живописи, ваяния и зодчества. Его учителями были А. К. Саврасов, В. Д. Поленов.

В 19 лет Левитан написал картину «Осенний день. Сокольники.», которую приобрёл знаменитый

собиратель П. М. Третьяков. Она была размещена рядом с лучшими произведениями русских

мастеров! Это было признание его таланта.

Природа была главной темой Левитана. В картинах этого замечательного художника скромная

русская природа ожила, запомнилась и полюбилась всем, кто знаком с его творчеством.

По мнению Л. Н. Толстого, счастлив тот человек, который может «быть с природой, видеть её, говорить с ней».


С природой одною он жизнью дышал:

Ручья разумел лепетанье, разумел - понимал

И говор древесных листов понимал, говор - разговор

И чувствовал трав прозябанье; прозябанье – бедная, бесцельная жизнь.

hello_html_6607085f.pngБыла ему звёздная книга ясна,

И с ним говорила морская волна. (Е. Баратынский «На смерть Гёте»)

hello_html_74227f48.pngИ. И. Левитан. «Вечерний звон». 1892.

Третьяковская галерея.




И. И. Левитан. «Над вечным покоем». 1894 год.

Третьяковская галерея.


И. И. Левитана особенно восхищала живописная красота тверского озёрного края. Весной 1897 года он гостил в имении Турчаниновых Горка. Его поразили разливы рек и озёр. Он с увлечением писал этюды на берегу реки Сиежа, впадающей в Островенское озеро. Вдали виднелась деревня Мурово. Белые стволы затопленных берёз отражались в воде. Потом в мастерской Левитан написал удивительно тонкий, очаровывающий пейзаж «Весна – большая вода».

И. И. Левитан. «Весна – большая вода». Сочинение по картине И. И. Левитана «Весна – большая вода».

hello_html_m6febbf11.jpg

План.


  1. Весенний разлив. (Половодье).

  2. Крестьянские избы на склоне холма.

  3. Берёзовая роща.

  4. Маленькая лодка на берегу.

  5. Колорит картины (краски).

  6. Моё отношение к картине.


Материал к сочинению.


День: весенний, ясный


Небо: голубое, белые, лёгкие облака


Вода: тёмно-голубая, кристально-чистая, студёная,

удивительно- прозрачная, как зеркало, тихая, спокойная.


Роща: тонкие, беззащитные деревца, стройные берёзки,

старая осина, корявые сучья, зелёная сосна.


Тени: лиловые, розоватые.


Лодка (челнок): маленькая, лёгкая, непрочная.


Крестьянские избы: на холме, вдали.


В 1897 году к Левитану пришла слава и отступила бедность. Он стал членом Товарищества передвижников. Многие его работы выставлялись во Франции, Германии. И. И. стал академиком живописи, преподавал в том училище, где учился сам. Но здоровье уходило, и в 1900 году Левитан умер, прожив только 40 лет.

И. И. Левитан. «Март». 1895 год. Третьяковская галерея

hello_html_1fdb07f8.pnghello_html_6efeebcc.gifСочинение по картине И. И. Левитана «Март». . 1. План. 2. План.

  1. Пробуждение весны. 1. Приближение весны.

  2. Изменения в природе. 2. Описание снега, неба,

  3. Моё восприятие картины. воздуха, солнца.

3. Деревья тянутся к свету.

4. Лошадь радуется весне.

5. Настроение, которое

вызывает картина.


Март называют праздником света. Солнечные лучи

отражаются на ослепительной скатерти снегов. Яркий свет

солнца ложится на чистый снег, на стволы и ветви

деревьев. Высоко в небе застыли весенние облака.

(По И. Соколову – Микитову).

hello_html_m763e7452.gifМатериал к сочинению.


День: тёплый, солнечный, радостный, яркий,

весенний.

Небо: светлое, ясное, приветливое, лучезарное.

Лес: тёмно-зелёный, мрачный.

Ярость весенних красок. Деревья: тоненькие рыжие осинки, нежные

Самый белый снег, всё-таки, наверно, весенний снег, когда его подожжёт хрупкие берёзки, тянущиеся к солнцу.

солнце. Так сияет атласно, так полыхает и слепит, что слезу выжимает. Капель: звонкая, весёлая, задорная, весенняя.

Лес весь в потоках солнца. От сосен, от елей, от берёз синие тени Лошадь: одинокая, рыжая, дремлющая.

на белом снегу. А то и такое странно-удивительное сочетание: синий столб Снег: голубоватый, ноздреватый, рыхлый, грязный

от сосны и рядом золотая полоса солнца. Кажется, ещё мгновение, и подтаявший на дороге, сползающий с крыши дома.

и эта горячая полоса прожжёт снег до самой земли… По В. Бочарникову.

Март.

Рыхлеет снег, ноздрится и сереет. Надеждою весенней ветер веет, Блестящие сосульки бойко тают

Лишается привычной белизны. Явившись с первым месяцем весны… Стучит задорно звонкая капель. (В. Волобуев).

Исаак Ильич Левитан «Золотая осень».

hello_html_mdf14ecd.jpgЕсть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора –

Весь день стоит как бы хрустальный ,

И лучезарны вечера… (Ф. Тютчев.)

Скинуло кафтан зелёный лето,

Отсвистали жаворонки всласть.

Осень, в шубу жёлтую одета,

По лесам с метёлкою прошлась. (К. Кедров.)


Чудесен ранней осенью берёзовый лес, покрытый золотистой, увядающей листвой. Крутясь в воздухе, падают на землю золотые листочки. Прозрачен и чист воздух, малейший слышится в берёзовом лесу звук. Долго не хочется из него выходить, прощаться с золотыми осенними днями. (И. Соколов – Микитов).


А вот золотая осень. Это когда листья на деревьях уже пожелтели, но ещё не опали. И когда в такой день выглядывает солнце, весь лес будто горит – такие огненные цвета у листьев – багровый, жёлтый, красный, оранжевый!

Красиво так, что дух захватывает! (Г. Ветрова).

Сhello_html_m494ba08.gifhello_html_m743f9290.gifочинение – описание по картине И. И. Левитана «Золотая осень». Материал к сочинению.

hello_html_mb689f5b.gif

1. План 2. План Небо: голубое, чистое, с белыми облаками.

  1. Что изображено на картине. 1. Художник Левитан и его картина. Река: неширокая, спокойная, глубокая, тихая,

  2. Что изображено на переднем плане. 2. Осенний день на картине. с медленным течением, извилистая.

  3. Что изображено на заднем плане. 3. Чудесный наряд деревьев. Деревья: жёлтые, золотые, разноцветные,

  4. Колорит картины. 4. Речка в лесу. белоствольные, нарядные, пёстрые, багряные.

  5. Моё отношение к картине. 5. Моё отношение к картине. Трава: сухая, жёлтая, бурая.

Поле: широкое, раздольное, зелёное, свежее,

как бархатный мягкий ковёр.

Деревушка: маленькая, дальняя.

День: лучезарный.


Вhello_html_5c98c4bd.pngиктор Михайлович Васнецов.

1848-1926

В. М. Васнецов - выдающийся русский художник, родился в 1848 году в селе Лопьял

Вятской губернии в семье священника. Вот что он сам писал о своих ранних годах:


«Приятно вспомнить свои детские годы, как жил в селе среди мужиков и баб и

любил их, как своих друзей и приятелей, слушал их песни и сказки, сидя на печи

при свете и треске лучины… Думаю, что не ошибусь, когда скажу, что сказки

стряпухи и повествования бродячих людей заставили меня на всю жизнь полюбить

прошлое и настоящее моего народа, во многом они определили мой путь, дали

направление моей будущей деятельности».


Учился Виктор Васнецов в вятской духовной семинарии. В последних классах выяснилось, что у него большой художественный талант. Он решил поступить в рисовальную школу при Петербургском Обществе поощрения художеств, где в 1867-68 учился под руководством И. Н. Крамского. В 1868-75 годах учился в Петербургской Академии художеств.

Первыми его произведениями были рисунки и картины на бытовые темы: «Жница», «Молочница». А затем Васнецов увлёкся созданием полотен на тему русской истории, народных былин и сказок. Картины: «Алёнушка», «Ковёр – самолёт», «Витязь на распутье»,…сделали художника знаменитым.

Кроме живописи Васнецов занимался и архитектурой (искусство проектирования и строения зданий). По его эскизам в Абрамцеве были выстроены церковь (1881-82) и шутливо-сказочная «Избушка на курьих ножках» (1883).

hello_html_28ae459d.png

Среди старых лип приютилась небольшая деревянная


Избушка на курьих ножках. постройка. Сложенный из толстых брёвен с маленьким


Сооружена в Абрамцево в 1883 году резным крылечком, причудливыми оконцами,


по рисунку Виктора Васнецова окружённый густым частоколом, этот домик как будто

перенесён волшебными чарами из сказки.


Сказка в творчестве В. М. Васнецова.


Неподалёку от Абрамцева, в деревне Ахтырки, где Васнецов жил летом, художнику полюбился старый заросший пруд.

Здесь, у ахтырского пруда, задумал художник свою картину – сказку о бедной Алёнушке. В этих же окрестностях он встретил девушку, поразившую его воображение. Почти ещё девочка, в простеньком сарафане, она шла, погружённая в какое-то своё горе. Именно этот образ запечатлён на картине художника.

hello_html_m5dc131b9.pngСочинение – описание по картине В. М. Васнецова

«Алёнушка».

План.


  1. Художник Васнецов и картина «Алёнушка». (Вступление)

  2. Описание Алёнушки.

  3. Оhello_html_efc114a.gifписание леса. природа со-

  4. Описание омута (глубокая яма на дне реки, озера). чувствует А.

  5. Колорит картины (краски).

  6. Отношение художника к картине (или моё отношение к картине).


Материал к сочинению.


Лес: тёмный, дремучий, сказочный, косматый, вековой, непроходимый.

Небо: пасмурное, серое, печальное, тревожное.

Омут: бездонный, страшный, холодный, тёмный, мрачные воды.

Алёнушка: пригорюнившаяся, опечаленная, одетая в старенький

сарафанчик и выцветшую кофточку, с босыми ногами, с поникшей

(опущенной) головой и грустным взглядом, сиротская доля, смотрит

неподвижно, печально сложены руки

Описание Алёнушки.

  1. Кого мы видим в центре картины?

  2. Какой изобразил художник Алёнушку?

  3. О чём грустит героиня?

  4. Что говорит о бедности и сиротской доле Алёнушки?



В. М. Васнецов. «Аленушка». 1881 год. Третьяковская галерея.

hello_html_m4e1ff04d.pngБылинные герои в творчестве В. М. Васнецова.


М. Васнецов. «Витязь на распутье».


В старину, когда успех войны зависел в основном от силы

воинов, в княжескую дружину набирались самые отборные

силачи — богатыри, витязи. В былинах им часто

приходилось приезжать на перекресток дорог (распутье),

на котором стоял огромный камень со зловещими

предостережениями:

«Направо поедешь — коня потеряешь,

налево поедешь — сам убит будешь,

прямо поедешь — в голоде и холоде будешь».

И богатырям приходилось делать трудный выбор...

Словарь.

Богатыри (от др.-тюрк. багатур — храбрый воин), герои русских былин, защитники русской земли, совершающие воинские подвиги, отличающиеся особой силой, удальством, умом, самообладанием. В древнерусском языке слову «Богатырь» соответствовали «храбр», «храбор», «удалец».

Доспехи - воинское снаряжение;

оружие: шлем (шелом) - старинный металлический воинский головной убор, защищающий от ударов стрел;

кольчуга - старинный воинский доспех в виде рубашки из металлических колец;

палица - или булава - старинное оружие — тяжёлая дубинка с утолщённым концом;

меч - холодное оружие с обоюдоострым длинным прямым клинком;

щит - предмет старинного вооружения в виде округлой или с углами плоскости (из дерева, металла, жёсткой кожи) для предохранения от ударов, стрел)

лук - ручное оружие для метания стрел в виде пружинящей дуги, стянутой тетивой;

стрела - тонкий длинный стержень с заострённым наконечником для стрельбы из лука;

колчан - футляр для стрел;

сбруя - принадлежности для упряжи.

Лучшей картиной Васнецова на былинный сюжет по праву считаются «Богатыри». В детстве долгими зимними вечерами, под шум дремучих деревьев будущий художник впервые услышал и навсегда полюбил народные сказки, предания о героических подвигах богатырей. Посреди поля чистого,

На закате красна солнышка,

На восходе ясна месяца,

На заставу богатырскую

Собирались на походный совет

Славнорусские богатыри…

hello_html_m51a3a745.pngБылинные события оживали в воображении,

волновали ум и чувства, а когда мальчик

вырос и стал художником, его грёзы и мечты

воплотились в картинах. Более 25 лет В. М.

Васнецов работал над картиной «Богатыри».

«… Картина моя «Богатыри» - Добрыня, Илья, и Алёша Попович на богатырском выезде – примечают в поле, нет ли где ворога, не обижают ли где кого». ( В. М. Васнецов).


Требовательный к себе , он несколько раз

переделывал те места, которые почему – то не

удовлетворяли его в работе: искал подходящих

к типу богатырей таких же мощных коней, как

седоки… Много работал и над седоками,

особенно над Алёшей Поповичем и Добрыней

Никитичем, особенно над его головой: лицо

Его является собирательным типом Васнецова -

отца, дяди и отчасти самого автора картины.




В. М. Васнецов. «Богатыри».

Долгие годы Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович охраняли рубежи Руси от нашествий кочевников (кочевник - человек, который ведёт кочевой образ жизни – переходит или переезжает с одного места на другое).

Сочинение – описание по картине В. М. Васнецова «Богатыри».

1. План. 2. План.

1. Что изображено на картине.. 1. Художник и картина.

2. Описание богатырей (выражение 2. Природа на картине.

лиц, одежда, позы, оружие, кони богатырей): 3. Богатырь Илья Муромец.

- Илья Муромец (в центре); 4. Нарядный Добрыня Никитич.

- Добрыня Никитич (слева); 5. Находчивый Алёша Попович.

hello_html_569d889c.png- Алёша Попович (справа). 6. Отношение автора к картине.

3. Образ русской земли.

4. Мысли и чувства, которые вызывает картина.

Описание богатыря.

  1. Имя, происхождение.

  2. Возраст.

  3. Описание: лицо, фигура, поза, одежда, оружие.

  4. Описание коня.










Материал к сочинению.


Богатырь.

Конь.

Оружие.

Одежда.

Действия.

Илья Муромец, один из главных героев-богатырей русских былин, крестьянский сын - спокойный уверенный в себе. Он стоит во главе богатырской заставы, преграждающей путь врагам. С образом И. М. связано народное представление об идеальном герое-воине, защитнике. Богатырская фигура, полон спокойной мощи, старший и самый крепкий, могучий, воплощение силы народной, великодушен и добр.

вороной конь, сильный и спокойный, под стать богатырю

палица тяжёлая, щит, громадное копьё

железная кольчуга, шлем

Неспешно осматривает просторы. Зорко всматривается, нет ли где врагов-кочевников.Поднёс руку ко лбу. С лёгкостью держит палицу тяжёлую.

Добрыня Никитич (князь), богатырь, могучий, отважный, честный, прямодушный, верный в дружбе и любви. Он образован, он «вежливый-увежливый», знает как речь вести, как себя блюсти». Д. Н. ведёт переговоры с чужеземными королями, с каликами перехожими, с разгневанным Ильёй Муромцем. Средний богатырь, порывистый и благородный.

белоснежный конь,

нарядная сбруя


щит горит и переливается драгоценными камнями

блестит серебром кольчуга

Готов к бою, вынимает меч из ножен.

Алёша Попович(сын священника) русский богатырь. Не силой богатырской сражается он с врагами, а находчивостью и смекалкой. Младший богатырь, хитрый, жизнерадостный.

рыжий конь

лук и стрелы, в правой руке гусельки яровчатые


Вложил стрелу в лук. Смотрит лукаво (лукавый - коварный, хитрый),


Природа: среди бескрайних просторов, в степи, чистое поле, холмы, дремучий лес, грозовое низкое небо.

Русь: Русь великая, Русская земля, просторы родной земли, образ могучей родины, богатырская застава, граница родной земли, великий народ.




hello_html_3729c9ea.png И. Э. Грабарь. «Автопортрет с палитрой (в белом халате)». 1934. Третьяковская галерея. Москва.


ГРАБАРЬ Игорь Эммануилович (1871 – 1960)

И. Э. Грабарь – известный художник-пейзажист, тонкий знаток русской природы. Он родился 13 марта

1871 года в Будапеште. В 1876 году его семья переезжает в Россию. В Петербуржскую академию

художеств талантливый художник поступил в 1894 году. Вскоре, после окончания Академии его,

посылают для совершенствования мастерства за границу.

Возвратясь в Россию, художник много внимания уделяет созданию пейзажей.

Его лучшие картины «Февральская лазурь» и «Мартовский снег» ослепляют чистотой и яркостью

колорита, особенно лазорево-синим цветом.

Пейзаж «Февральская лазурь» был написан зимой 1904 года в имении Дугино.


Художник рассказывает: «Утром, как всегда, я вышел побродить вокруг усадьбы и понаблюдать. В природе творилось что-то необычайное, казалось, что она праздновала какой-то небывалый праздник– праздник лазоревого неба, жемчужных берёз, коралловых веток и сапфировых теней на снегу.»

Грабарь говорил, что из всех деревьев средней полосы России он больше всего любит берёзы: «Это странное дерево, единственное среди всех белое,… меня прямо завораживало».

Берёза – символ нашей Родины. Это самое любимое, красивое нарядное дерево. Она как королева в своём необыкновенном зимнем наряде.

Описание берёзы мы встречаем и в литературе.


С. А. Есенин в своём стихотворении «Берёза» так описывает это дерево:


Белая береза На пушистых ветках И стоит берёза А заря, лениво

Под моим окном Снежною каймой В сонной тишине. Обходя кругом,

Принакрылась снегом, Распустились кисти И горят снежинки Обсыпает ветки

Точно серебром. Белой бахромой. В золотом огне. Новым серебром.


hello_html_7297366.png И. Э. Грабарь. «Февральская лазурь» 1904. Третьяковская галерея. Москва.

Лазурь – это цвет: светло-синяя, голубая или светло-зелёная краска

с сиреневым оттенком.

Сочинение по картине И. Э. Грабаря «Февральская лазурь».

План.

1. «Февральская лазурь» - одна из лучших картин И. Э. Грабаря.

2. Описание берёзы на переднем плане.

3. Описание берёзовой рощи на заднем плане.

4. Цветовое решение картины.

5. Настроение, которое вызывает картина.

Материалы к сочинению.

Небо: сине-лазоревое, голубоватое, чистое; на горизонте ни облачка.


День: ясный, лучезарный, солнечный, яркий, чудесный.


Роща: залита солнцем, озарена солнечным светом;

косые лучи зимнего солнца освещают рощу.


Берёзы: величественны, устремлены ввысь; стволы сверкают;

коралловые ветки; серебристый иней

стволы с жёлтыми, красноватыми, оранжевооричневыми

оттенками;

искривлённая, огромная, могучая, гордая берёза.

Словарно-орфографическая работа.


Берёза, на снегу, морозный, картина, дерево, снег, чудесные, стволы,

жемчужные, стужа, верхушка.





Картина служит источником высказывания учащихся при обучении разным видам сочинений































Раздаточный материал к урокам развития речи.
  • Начальные классы
Описание:

Чрезвычайно велика роль картины в развитии речи учащихся. Картина воздействует на чувства ребенка, открывает перед ним те стороны жизни, с которыми он мог бы и не столкнуться в своем непосредственном опыте. Картина помогает глубже осознать те явления, которые уже знакомы школьнику. Она облегчает ему познание жизни.

           Но  работа над сочинениями вызывает достаточно затруднений как у учителя, так и учащихся, тем более сочинения-описания по произведениям живописи.  

      Предлагаемые материалы помогут учителям интереснее и эффективнее организовать работу по развитию речи на уроках русского языка.

 

 

Автор Пронина Наталья Владимировна
Дата добавления 25.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 591
Номер материала 12310
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓