Главная / Русский язык и литература / Рассказ "Господин из Сан-Франциско"

Рассказ "Господин из Сан-Франциско"

Пример изучения рассказа И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско»


На уровне межпредметных связей может осуществляться интеграция литературы не только с одной учебной дисциплиной или семантическим полем, но и сразу с несколькими. Такую многостороннюю межпредметную интеграцию можно продемонстрировать на итоговом занятии по литературе при изучении рассказа И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско».


Цель занятия:

  1. Обучающие:

  • проверка знание текста;

  • повторение изобразительно-выразительных средств ;

  • повторение других учебных дисциплин: русский язык, география, математика.

  1. Развивающие:

  • развитие представлений о целостности картины мира;

  • развитие коммуникативных способностей;

  • развитие общекультурного потенциала;

  • развитие внимания и интереса к художественному слову;

  • развитие навыков ведения дискуссии внутри малых групп;

  • развитие образного, логического, критического мышления;

  • развитие оформительских способностей;

  • развитие актерского мастерства через элементы ролевой игры;

  • развитие интереса к культуре других стран.

  1. Воспитывающие:

  • воспитание умения работать в коллективе, общительности;

  • воспитание чувства толерантности .

Оборудование:

волчок;

игровое поле с секторами;

мультимедийное оборудование.


Ход занятия:

  1. Вступительное слово преподавателя.

  2. Деление на команды.

  3. Игра «Литература +».

Для проведения игры требуется волчок со стрелкой и игровое поле, в центре которого написано: «Литература +», а на секторах - « литература», «музыка», «числа», «география», «русский язык».

Сектора могут быть и другими, в зависимости от того, какой характер носят вопросы, помещённые в конверты.


Команды по очереди крутят волчок и определяют игровой сектор.

Задается вопрос. На обдумывание – 1-3 минуты. Оценки по трёхбалльной системе.

После ответа на некоторые вопросы преподавателем дается маленькая заметка , сопровождающаяся иллюстративным материалом, о том предмете, о котором прозвучал вопрос игры. (см.Приложения)


Вопросы и задания.

1 тур.

1.“Литература + литература”

1. Определите вид изобразительно-выразительного средства в предложении: Океан с гулом ходил за стеной черными горами. (метафора)

2. В чем символичность названия парохода , на котором путешествовал господин из Сан-Франциско? (Атлантида - исчезнувший город)

3. Чей это портрет: «Нечто монгольское было в его желтоватом лице с подстриженными серебряными усами, золотыми пломбами блестели его крупные зубы, старой слоновой костью - крепкая лысая голова» (господин из Сан-Франциско).

4. Определите изобразительно-выразительное средство в предложении: Пальмы у подъезда блестели жестью. ( метафора)

5. Определите идею данного рассказа.

6. Какой прием использует автор в конце рассказа:

В самом низу, в подводной утробе "Атлантиды", тускло блистали сталью, сипели паром и сочились кипятком и маслом тысячепудовые громады котлов и всяческих других машин, той кухни, раскаляемой исподу адскими топками, в которой варилось движение корабля, - клокотали страшные в своей сосредоточенности силы, передававшиеся в самый киль его, в бесконечно длинное подземелье, в круглый туннель, слабо озаренный электричеством, где медленно, с подавляющей человеческую душу неукоснительностью, вращался в своем маслянистом ложе исполинский вал, точно живое чудовище, протянувшееся в этом туннеле, похожем на жерло.

А средина "Атлантиды", столовые и бальные залы ее изливали свет и

радость, гудели говором нарядной толпы, благоухали свежими цветами, пели струнным оркестром.

7. Почему Бунин не дает имени своему герою?

8. Как вы понимаете выражение: « корабль, многоярусный, многотрубный,

созданный гордыней Нового Человека со старым сердцем»?

2.“Литература + русский язык”

1. Как пишется название города Сан-Франциско ? (через дефис)

2. «Сирену заглушали звуки прекрасного струнного оркестра, изысканно и неустанно игравшего в мраморной двусветной зале, устланной бархатными коврами». Определите род существительного «зала». (ж.р)

3. Определите вид тропа : «крупная и цветистая, как хвост павлина, волна..» (сравнение).

4.Подберите пароним к имени собственному Капри. (Кипр)

5.Какого происхождение существительного «смокинг». Докажите. (английское слово с «инговым» окончанием).


5.“Литература + география”

1. На каком острове не знали имени господина из Сан- Франциско? (Капри)

2. Люди какой национальности работали на господина из Сан-Франциско? (китайцы)

3.В какой стране находится город Сан-Франциско? (Америка)

4.Какой город упоминается в эпиграфе рассказа? (Вавилон).

Как назывался пароход, на котором путешествовало семейство господина из Сан-Франциско? («Атлантида»)

5. На какой остров плыло семейство господина из Сан-Франциско? (Капри)

6. В какой стране находится остров Капри? (Италия)

7. По какому морю путешествовали пассажиры парохода «Атлантида» ? (Средиземное море)

8.Одна из достопримечательностей острова Капри, «сказочная пещера» (Лазурный грот).


6. «Литература + Числа»

1. Сколько лет исполнилось господину из Сан-Франциско? (58)

2. До какого времени пассажиры парохода «гуляли по палубам, играли в разные игры для нового возбуждения аппетита»? (до 11 часов)

3. Во сколько пассажиры «Атлантиды» пили душистый чай с печеньем? (в 5 часов).

4. В каком номере проживал господин из Сан-Франциско на пароходе? (43)


  1. Слово преподавателя и показ презентации «Давай представим» (см. Приложение 8).


2 тур.

Задание командам: Быстро и правильно составить план маршрута господина из Сан-Франциско. В помощь командам предоставляется географическая карта (см. Приложение 4).


3 тур.

Задание командам: Восстановить распорядок дня пассажиров «Атлантиды» , оформив его в виде информационного листа для туристов , желающих отправиться на этом пароходе в путешествие.



  1. Рефлексия. Заполнение анкеты:

Понравилось ли Вам проведенное занятие?______________________

Что нового я открыл для себя на сегодняшнем занятии?___________________________________________________________________________________________________________________

  1. Подведение итогов .

Приложение 1.

«Заметка о смокинге»

Смокинг представляет собой, как правило, однобортный или же двубортный костюм выходного типа для мужчин. Чаще всего цвет смокинга черный, реже встречаются темно -фиолетовые и темно-синие. В летний период, а также в теплых странах смокинг бывает светлых оттенков, как правило, белый. Пиджак у смокинга отделан шелковыми лацканами, а брюки чаще всего отделывают зауженными лампасами. У немцев и французов было принято после застолья удаляться в таких костюмах в специальную курительную комнату, что и обусловило название костюма - смокинг, а сами англичане называют его «костюмом для обеда» - dinnerjacket. Смокинг был введен в моду лордом Дузелэндом. Впервые о смокинге, как о мужском костюме упоминалось в февральском дрезденском журнале в 1889 году. Смокинг того времени был схож с современным смокингом, однако пиджак у смокинга не застегивался.

C:\Users\Алёнка\Desktop\литература спо\Персоналии\Бунин\господин из сан франциско Литература+\341023-4-f.jpgC:\Users\Алёнка\Desktop\литература спо\Персоналии\Бунин\господин из сан франциско Литература+\смокинг.jpg















Приложение2.

«Атлантида»

C:\Users\Алёнка\Desktop\литература спо\Персоналии\Бунин\господин из сан франциско Литература+\атлантида.jpegC:\Users\Алёнка\Desktop\литература спо\Персоналии\Бунин\господин из сан франциско Литература+\затерянный древний город атлантида.jpg



АТЛАНТИДА — священный исчезнувший остров, символ идеального государства. В мифологеме о золотом веке под Атлантидой подразумевалась сверхразвитая допотопная цивилизация.

Гибель Атлантиды стала символом глобальной катастрофы. Существуют теории, согласно которым Атлантида находилась в Средиземном море. Сторонники этой теории утверждают, что Платон в своих описаниях несколько преувеличил размеры Атлантиды. На самом деле остров был значительно меньше и находился на месте современного острова Крит, который с тех пор претерпел значительные изменения. А в защиту этой теории выступает тот факт, что на самом деле в Средиземном море на острове Крит в древности существовала развитая минойская цивилизация. И погибла эта цивилизация от какого-то природного катаклизма. Все сходится с историей про Атлантиду.

















Приложение 3.

Что такое «двусветная зала»?



ДВУСВЕ́ТНЫЙ ЗАЛ — архитектурный интерьер, большой зал с высотой стен в два этажа и двумя рядами окон (не разделенными перекрытием). "Вторым светом" называют верхний ярус стен и окон. Зал "в два света" в классической архитектуре создавали как парадное, представительское помещение во дворце, здании Ратуши.

C:\Users\Алёнка\Desktop\литература спо\Персоналии\Бунин\господин из сан франциско Литература+\зала.jpg



C:\Users\Алёнка\Desktop\литература спо\Персоналии\Бунин\господин из сан франциско Литература+\двухсветная зала- 2 ряда окон.jpg







































Приложение 4.



Карта для обозначения маршрута путешествия господина из Сан-Франциско.

hello_html_7b10c9c4.png

















Приложение 5.



Средиземное море.

Средизе́мное мо́ре — средиземное, межматериковое море Атлантического океана, соединяющееся с ним на западе Гибралтарским проливом. Средиземное море располагается между Европой, Африкой и Азией.

На северо-востоке проливом Дарданеллы оно соединяется с Мраморным морем и далее проливом Босфор — с Чёрным морем, на юго-востоке Суэцким каналом — с Красным морем.

В Средиземном море выделяют, как его составные части, моря: Альборан,

Балеарское, Лигурийское, Тирренское, Адриатическое, Ионическое, Эгейское, Критское, Ливийское, Кипрское и Левантийское.

Крупнейшие острова: Балеарские, Корсика, Сардиния, Сицилия, Крит и Кипр.

Площадь 2 500 тысяч км².

Средняя глубина 1541 м, максимальная — 5121 м.

C:\Users\Алёнка\Desktop\литература спо\Персоналии\Бунин\господин из сан франциско Литература+\444px-Relief_Map_of_Mediterranean_Sea.png











Приложение 6

О городе Сан-Франциско



Сан-Франци́ско (англ. San Francisco, сокр. Frisco) — город и округ в штате Калифорния, США, названный в честь католического святого (по-испански San) Франциска Ассизского. Население в 2010 году составляло 815 358 человек, это четвёртый по численности населения город Калифорнии и двенадцатый в США.

В 1776 году испанцы обосновались на побережье полуострова, построив форт у пролива Золотые ворота и основав миссию, названную в честь Святого Франциска. Возникший рядом с ней небольшой городок назывался Йерба-Буэна . В 1848 году, благодаря калифорнийской золотой лихорадке, город начал бурно расти. В этом же году он был переименован в Сан-Франциско. После разрушительного землетрясения и пожара в 1906 году город был быстро и практически полностью перестроен.

Сан-Франциско является мировым туристическим центром, известный своими летними холодными туманами, крутыми холмами и сочетанием викторианской и современной архитектуры. В число достопримечательностей города входят мост «Золотые Ворота», остров Алькатрас, система канатных трамваев, башня Койт и чайна-таун.

На 1 и 2 слайдах: Город в 1915 году (год написания рассказа);

На 3 слайде: Современный Сан-Франциско

C:\Users\Алёнка\Desktop\литература спо\Персоналии\Бунин\господин из сан франциско Литература+\сан фр в 1915.jpegC:\Users\Алёнка\Desktop\литература спо\Персоналии\Бунин\господин из сан франциско Литература+\сан фр в начале 20 века.jpg









C:\Users\Алёнка\Desktop\литература спо\Персоналии\Бунин\господин из сан франциско Литература+\сан-франциско.jpg





























Приложение 7

Лазурный грот на острове Капри



Лазурный грот– это не очередное древнее сказочное название, все гораздо проще, этот грот наполнен водой необычного ярко-синего цвета, а если опустить в нее руку она начинает светиться голубым светом. По воде идут лиловые, оранжевые и розовые блики.



C:\Users\Алёнка\Desktop\литература спо\Персоналии\Бунин\господин из сан франциско Литература+\лазурный грот.jpg















Приложение 8.

«Давайте представим…»



Неаполь C:\Users\Алёнка\Desktop\литература спо\Персоналии\Бунин\господин из сан франциско Литература+\неаполь.jpg



C:\Users\Алёнка\Desktop\литература спо\Персоналии\Бунин\господин из сан франциско Литература+\о. капри.jpgо.Капри



«Господин из Сан-Франциско-имени его ни в Неаполе, ни на Капри никто не запомнил - ехал в Старый Свет на целых два года, с женой и дочерью, единственно ради развлечения.»





Современная Гостиница Royal.

«…ни на минуту не смолкая, пронзительно вопил с качавшейся барки под флагом гостиницы "Royal" картавый мальчишка, заманивавший путешественников: "Kgoya-al! Hotel Kgoya-аl!.."



C:\Users\Алёнка\Desktop\литература спо\Персоналии\Бунин\господин из сан франциско Литература+\iроял.jpeg





C:\Users\Алёнка\Desktop\литература спо\Персоналии\Бунин\господин из сан франциско Литература+\гостини ца рояль.jpeg















C:\Users\Алёнка\Desktop\литература спо\Персоналии\Бунин\господин из сан франциско Литература+\неополитанский залив.jpeg

Неаполитанский залив

«Пароходик, жуком лежавший далеко внизу, на нежной и яркой синеве которой так густо и полно налит Неаполитанский залив, уже давал последние гудки - и они бодро отзывались по всему острову, каждый изгиб которого, каждый гребень, каждый камень был так явственно виден отовсюду, точно воздуха совсем не было.»

C:\Users\Алёнка\Desktop\литература спо\Персоналии\Бунин\господин из сан франциско Литература+\гибралтар- город- скала.jpeg

Город-скала Гибралтар

«Был конец ноября, до самого Гибралтара пришлось плыть то в ледяной мгле, то среди бури с мокрым снегом…»







Гора Монте- Тиберрио

C:\Users\Алёнка\Desktop\литература спо\Персоналии\Бунин\господин из сан франциско Литература+\гора монте-тиберрио.jpeg

и дворец Тиверия

C:\Users\Алёнка\Desktop\литература спо\Персоналии\Бунин\господин из сан франциско Литература+\монте-тиберия.jpegИ вот семья из Сан-Франциско

решила отправиться со всеми своими сундуками на Капри, с тем, чтобы,

осмотрев его, походив по камням на месте дворцов Тиверия, побывав в

сказочных пещерах Лазурного грота и послушав абруццских волынщиков, целый месяц бродящих перед рождеством по острову и поющих хвалы деве Марии, поселиться в Сорренто.

C:\Users\Алёнка\Desktop\литература спо\Персоналии\Бунин\господин из сан франциско Литература+\сорренто.jpegСорренто



C:\Users\Алёнка\Desktop\литература спо\Персоналии\Бунин\господин из сан франциско Литература+\гора сан-марино.jpegГора Сан-Мартино

«…в час-второй завтрак на горе Сан-Мартино, куда съезжается к полудню немало людей самого первого сорта и где однажды дочери господина из Сан-Франциско чуть не сделалось дурно…»

















Палермо

C:\Users\Алёнка\Desktop\литература спо\Персоналии\Бунин\господин из сан франциско Литература+\палермо.jpeg

"… «всюду происходит что-то ужасное": на Ривьере небывалые ливни и бури, в Афинах снег, Этна тоже вся занесена и по ночам светит, из Палермо туристы, спасаясь от стужи, разбегаются...»



C:\Users\Алёнка\Desktop\литература спо\Персоналии\Бунин\господин из сан франциско Литература+\палермо.jpg

Рассказ "Господин из Сан-Франциско"
  • Русский язык и литература
Описание:

На уровне межпредметных связей может осуществляться интеграция литературы не только с одной учебной дисциплиной или семантическим полем, но и сразу с  несколькими. Такую многостороннюю межпредметную интеграцию можно продемонстрировать на итоговом занятии по литературе при изучении рассказа И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско». 

Для проведения игры требуется волчок со стрелкой и игровое поле, в центре которого написано:  «Литература +», а на секторах -  « литература», «музыка», «числа», «география», «русский язык». Сектора могут быть и другими, в зависимости от того, какой характер носят вопросы, помещённые в конверты.

Автор Толикина Елена Анатольевна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1449
Номер материала 52171
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓