Инфоурок Классному руководителю Другие методич. материалы«РАННЕЕ ВЫЯВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТЕЙ, СПОСОБНЫХ СОВЕРШИТЬ СУИЦИД»

«РАННЕЕ ВЫЯВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТЕЙ, СПОСОБНЫХ СОВЕРШИТЬ СУИЦИД»

Скачать материал

Филиал Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Средняя общеобразовательная школа с.Алкино-2 муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан – Основная общеобразовательная школа с.Аминево муниципального района

Чишминский район Республики Башкортостан

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ

«РАННЕЕ ВЫЯВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТЕЙ, СПОСОБНЫХ СОВЕРШИТЬ СУИЦИД»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2010 год

 

 

Информационные материалы об особенностях суицидального поведения несовершеннолетних

 

Суицид – умышленное самоповреждение со смертельным исходом (лишение себя жизни).

Исследования показывают, что вполне серьёзные мысли о том, чтобы покончить с собой, возникают у каждого пятого подростка. С годами суицид «молодеет»: о суициде думают, пытаются покончить с собой и кончают совсем ещё дети.

 

Суицид подростков имеет следующие характерные черты:

-         суициду предшествуют кратковременные, объективно не тяжелые конфликты в сферах близких отношений (семье, школе, группе);

-         конфликт воспринимается как крайне значимый и травматический, вызывая внутренний кризис и драматизацию событий;

-         суицидальный поступок воспринимается в романтически-героическом ореоле: как смелый вызов, как решительное, мужественное решение;

-         суицидальное поведение регулируется скорее порывом, в нем нет продуманности, взвешенности, точного расчета;

-         средства самоубийства выбраны неумело (прыжок с балкона 2-го этажа, малотоксичные вещества, тонкая веревка);

-         подражательный характер. Подражание товарищам, кумирам, героям книг или фильмов.

 

         Основные мотивы суицидального поведения несовершеннолетних:

1.     Переживание обиды, одиночества, отчужденности и непо­нимания.

2.   Действительная или мнимая утрата любви родителей, не разделенное чувство, ревность.

3.    Переживания, связанные со смертью, разводом или ухо­дом родителей из семьи.

4.    Чувства вины, стыда, оскорбленного самолюбия, самооб­винения.

5.    Боязнь позора, насмешек или унижения.

6.   Страх наказания, нежелание извиниться.

7. Любовные неудачи, сексуальные эксцессы, беременность.

8. Чувство мести, злобы, протеста, угроза или вымогательство.

9. Желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие, избежать неприятных последствий, уйти от трудной ситуации.

10. Сочувствие или подражание товарищам, героям книг или фильмов.

 

Основные факторы риска суицидального поведения:

1)                        Факторы семейного неблагополучия, если они действуют в ярко выраженной и пролонгированной форме. Например, алкоголизация родителей, невыполнение или искажение воспитательной функции в семье отца, нарушение отношений вследствие психиатрического заболевания родителя и т.п.

2)           Травматические факторы - это экстраординарные события, которые вызывают сильное психологическое напряжение, приводящее к дезадаптации. Например, ранняя незапланированная беременность подростков в ситуации отсутствия психологической поддержки со стороны родителей и т.п.

3)           Психопатологические факторы, когда развитие суицидального поведения обусловлено различными психотическими проявлениями (бред, галлюцинации) или резкой декомпенсацией психопатии и т.п.

4) Время года. По мировой статистике больше всего самоубийств регистрируется осенью и весной, особенно весной, когда человеческие несчастья контрастируют с цветением окружающей природы. Резкое несоответствие весеннего радующегося мира и отчаянного состояния души может провоцировать самоубийства. Уровень суицидов в апреле выше примерно на 120%, чем среднегодовой. Суициды учащаются во время рождественских праздников («счастливый сезон» не приносит ожидаемой радости). 

 

Типы суицида (суицидального поведения):

Истинный, когда человек действительно хочет убить себя. Чаще использует повешение.

Аффективный, с преобладанием эмоционального момента. Обусловлен сильным аффектом и сопровождается дезорганизацией и сужением сознания. Чаще прибегают к попыткам повешения, отравления токсичными препаратами.

Демонстративный - самоубийство как способ привлечь внимание к своей личности, оказание давления на окружающих значимых лиц с целью изменения конфликтной ситуации в благоприятную сторону. Проявляется в виде порезов вен, отравлении лекарствами, изображении повешения.

Среди тех, кто намеревается совершить суицид, от 70 до 75% тем или иным образом раскрывают свои намерения. Иногда это будут едва уловимые намеки, часто же угрозы являются легко узнаваемыми. Они ищут возможности высказаться и быть выслушанными. Однако очень часто их не слушают. Если человек серьезно задумал совершить самоубийство, то обычно об этом можно догадаться по ряду характерных признаков, которые можно разделить на три группы: словесные, поведенческие, ситуационные  (Приложение 5).

 

Рекомендации педагогам по оказанию поддержки учащемуся, имеющему признаки суицидального риска:

 

1)       не отталкивайте его, если он решил разделить с вами проблемы, даже если вы потрясены сложившейся ситуацией;

2)       доверьтесь своей интуиции, если вы чувствуете суицидальные наклонности в данном индивиде, не игнорируйте предупреждающие знаки;

3)       не предлагайте того, чего не в состоянии сделать;

4)       дайте знать, что хотите ему помочь, но не видите необходимости в том, чтобы хранить все в секрете, если какая-то информация может повлиять на его безопасность;

5)       сохраняйте спокойствие и не осуждайте его, не зависимо от того, что он говорит;

6)       говорите искренне, постарайтесь определить, насколько серьезна угроза: вопросы о суицидальных мыслях не приводят к попыткам покончить счеты с жизнью, на самом деле они помогут почувствовать облегчение от осознания проблемы;

7)        постарайтесь узнать у него план действий, так как конкретный план – это знак реальной опасности;

8)       убедите его, что есть конкретный человек, к которому можно обратиться за помощью;

9)       не предлагайте упрощенных решений;

10) дайте понять, что хотите поговорить о чувствах, что не осуждаете его за эти чувства;

11) помогите ему понять, что сильный стресс мешает полностью осознать ситуацию, ненавязчиво посоветуйте, как найти какое-либо решение и управлять кризисной ситуацией;

12) помогите найти людей и места, которые смогли бы снизить пережитый стресс;

13) при малейшей возможности действуйте так, чтобы несколько изменить его внутреннее состояние;

14) помогите ему понять, что присутствующее чувство безнадежности не будет длиться вечно.

 

Приложение 1

 

Таблица факторов наличия кризисной ситуации  у обучающихся _____ класса

 

Укажите, пожалуйста, напротив каждого фактора фамилии обучающихся, у которых было или Вы замечали:

 

 Факторы

Особенности

Фамилии

 

ИДЕАЛЬНЫЕ

Открытые высказывания о желании покончить жизнь самоубийством («Я собираюсь покончить с собой», «Я не могу так жить»).

 

Косвенные высказывания о возможности суицидальных действий («Я больше не буду ни для кого проблемой», «Тебе больше не придется за меня волноваться»).

 

 

СИТУАТИВНЫЕ

Суициды родственников, родителей.

 

Смерть близкого родственника.

 

Неизлечимые или тяжелые соматические заболевания близких родственников, самого ребенка.

 

Наличие в семье психических больных.

 

Разводящиеся родители, конфликты в семье.

 

Алкоголизм или наркомания родителей, асоциальная семья.

 

Неполная семья, семья с отчимом или мачехой.

 

Резкое изменение социального статуса родителей (потеря работы, разорение).

 

Изменение места жительства, места учебы

(в течение последнего года)

 

Является отверженным.

 

Является жертвой насилия: физического, эмоционального, сексуального (укажите какого).

 

 

ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ

Резкая потеря интереса к деятельности (досуговой, учебной, домашней помощи).

 

Резкое изменение стиля поведения и способов общения (был таким – стал другим).

 

Стремление к изоляции, устойчивое сильное уединение.

 

Употребление подростком наркотиков.

 

Изменение аппетита, сна, ритма жизни.

 

Символическое прощание ребенка с ближайшим окружением (отказ от личных вещей, приведение их в порядок и т.п.)

 

Стремление к рискованным действиям

 

Резкое несоблюдение правил личной гигиены.

 

Частые случаи травматизма, самоповреждение, членовредительство.

 

 

Классный руководитель __________________________________  (фамилия)

 

Дата________________ подпись____________________________         

 

Приложение 2

 

Признаки готовящегося самоубийства

 

Можно разделить на три группы: словесные, поведенческие, ситуационные.

Словесные признаки.


1. Часто говорят о своем душевном состоянии: 

- «Я решил покончить с собой».

- «В следующий понедельник меня уже не будет в живых…»
- «Лучше умереть»
- «Пожил и хватит»
- «Ненавижу свою жизнь!»
- «Единственный выход - умереть!»

- «Я не могу так дальше жить»
- «Больше ты меня не увидишь!»
- «Тебе больше не придется обо мне волноваться»

- «Я больше не буду ни для кого проблемой»
2. Много шутят на тему самоубийства.
3. Проявляют нездоровую заинтересованность вопросами смерти.

 

Поведенческие признаки.

 

1. Приведение дел в порядок. Одни суицидальные подростки будут раздавать свои любимые вещи, другие сочтут необходимым перед смертью «привести свои дела в порядок». Подростки известны своей щедростью, но если дарят какую-то ценную вещь без всякого повода и если подарки эти особенно дороги, это должно вызвать подозрение.

2. Прощание. Может принять форму выражения благодарности различным людям за помощь в разное время жизни.

3.  Демонстрируют радикальные перемены:

Питание. Подростки с хорошим аппетитом становятся разборчивы, те же, у кого аппетит всегда был плохой или неважный, едят «в три горла».
Сон. В большинстве своем суицидальные подростки спят целыми днями; некоторые же, напротив, теряют сон и превращаются в «сов»: допоздна они ходят взад-вперед по своей комнате, некоторые ложатся только под утро, бодрствуя без всякой видимой причины.

Школа. Многие учащиеся, которые раньше учились на «хорошо» и «отлично», начинают прогуливать, их успеваемость резко падает. Тех же, кто и раньше ходил в отстающих, теперь нередко исключают из школы.
Внешний вид. Известны случаи, когда суицидальные подростки перестают следить за своим внешним видом. Подростки, оказавшиеся в кризисной ситуации, неопрятны, похоже, им совершенно безразлично, какое впечатление они производят.

Активность. Подростки, которые переживают кризис, теряют интерес ко всему, что раньше любили. Спортсмены покидают свои команды, музыканты перестают играть на своих музыкальных инструментах, те же, кто каждое утро делал пробежку, к этому занятию остывают. Многие перестают встречаться с друзьями, избегают старых компаний, держатся обособленно.

Стремление к уединению. Суицидальные подростки часто уходят в себя, сторонятся окружающих, замыкаются, подолгу не выходят из своих комнат. Они включают музыку и выключаются из жизни.

Агрессия, бунт и неповиновение. Подростки, которые хотят расстаться с жизнью, часто ущемлены и озлоблены: они злы на родителей, учителей или друзей, которые чем-то им не угодили, обидели их, не оправдали их ожиданий. Как и всякая перемена в настроении, подобные «взрывы» должны настораживать.
Саморазрушающее и рискованное поведение. Некоторые суицидальные подростки постоянно стремятся причинить себе вред, ведут себя «на грани риска». Где бы они ни находились – на оживленных перекрестках, на извивающейся горной дороге, на узком мосту или на железнодорожных путях – они везде едут на пределе скорости и риска.

Внешняя удовлетворенность, прилив энергии. Если решение покончить с собой принято, а план составлен, то мысли на эту тему перестают мучить, появляется избыток энергии.

4.  Проявляют признаки беспомощности, безнадежности и отчаяния.

 

Ситуационные признаки.


Человек может решиться на самоубийство, если он:

1.  Социально изолирован (не имеет друзей или имеет только одного друга), чувствует себя отверженным;

2. Живет в нестабильном состоянии (серьезный кризис в семье, в отношениях к родителям или родителей друг с другом);

3.  Ощущает себя жертвой насилия – физического, сексуального или эмоционального.

4. Предпринимал попытку суицида ранее.

5.  Имеет склонность к самоубийству вследствие того, что оно совершалось кем-то из друзей, знакомых или членов семьи.

6.  Перенес тяжелую потерю (смерть кого-то из близких, развод родителей).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "«РАННЕЕ ВЫЯВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТЕЙ, СПОСОБНЫХ СОВЕРШИТЬ СУИЦИД»"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Корреспондент

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

 

Суицид – умышленное самоповреждение со смертельным исходом (лишение себя жизни).

Исследования показывают, что вполне серьёзные мысли о том, чтобы покончить с собой, возникают у каждого пятого подростка. С годами суицид «молодеет»: о суициде думают, пытаются покончить с собой и кончают совсем ещё дети.

 

Суицид подростков имеет следующие характерные черты:

-         суициду предшествуют кратковременные, объективно не тяжелые конфликты в сферах близких отношений (семье, школе, группе);

-         конфликт воспринимается как крайне значимый и травматический, вызывая внутренний кризис и драматизацию событий;

-         суицидальный поступок воспринимается в романтически-героическом ореоле: как смелый вызов, как решительное, мужественное решение;

-         суицидальное поведение регулируется скорее порывом, в нем нет продуманности, взвешенности, точного расчета;

-         средства самоубийства выбраны неумело (прыжок с балкона 2-го этажа, малотоксичные вещества, тонкая веревка);

 

-         подражательный характер.Подражание товарищам, кумирам, героям книг или фильмов. 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 625 375 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 03.01.2015 305
    • DOCX 28.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Билалова Клара Фанизовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Билалова Клара Фанизовна
    Билалова Клара Фанизовна
    • На сайте: 9 лет и 2 месяца
    • Подписчики: 2
    • Всего просмотров: 12464
    • Всего материалов: 7

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Экскурсовод

Экскурсовод (гид)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Уверенность, уверенное поведение, воспитание волевых привычек, развитие учебной мотивации у детей и подростков

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 81 человек из 31 региона

Курс повышения квалификации

Особенности реализации Федеральной рабочей программы воспитания в школе

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 90 человек из 33 регионов

Курс повышения квалификации

Организация работы с молодежью

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 78 человек из 33 регионов

Мини-курс

Индустриальный туризм

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Введение в инвестиции и инвестиционный процесс

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Развитие дошкольного мышления

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе