Главная / История / «Ради жизни на земле…»

«Ради жизни на земле…»

«Я работник. Я и плотник. И печник. Я от скуки – на все руки», «Только взял гармонь – трёхрядку, Сразу видно – гармонист»…) «Ради жизни на земле…»

Правда войны и образ русского воина в «Книге про бойца» А.Т.Твардовского.

Интегрированный урок литературы с историей в 8 классе.

Цель урока. Воспитание средствами литературы и истории духовно богатой, нравственно-ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою родину, историю, свой народ, язык и культуру. Формирование активной гражданской позиции и нравственных убеждений на основе поиска ответов на проблемные вопросы при изучении поэмы А.Т. Твардовского «Василий Тёркин».

Задачи урока.

  1. На материале «Книги про бойца» дать представление о новаторстве А.Т. Твардовского в изображении войны и характера героя.

  2. Развивать навыки работы с художественным текстом, способность пользоваться различными источниками для получения информации, мышление учащихся, способность обобщать факты.

  3. Воспитывать интерес к истории родной страны, чувство патриотизма, способность сопереживать, отрицание зла и насилия.

Организация урока. Опережающее задание, постановка вопросов для обсуждения, подборка репродукций по теме урока, выразительное чтение, инсценирование.

Оформление урока.

  1. Эпиграфы урока:

1) Герой моей повести… - правда. (Л.Н.Толстой)

2) Я ступал в тот след горячий.

Я там был

Я жил тогда…

А. Т. Твардовский

  1. Словарик урока: рефрен, лейтмотив, собирательный образ, градация, лексический повтор, приём умолчания, метафора,

3. А.Т. Твардовский, поэма «Василий Тёркин», слайдовая презентация, персональный компьютер, мультимедийный проектор, военная форма 40-х гг.


Ход урока.

Слайд 1:

1.Слово учителя литературы (СУЛ).

Русская литература, начавшаяся со «Слова о полку Игореве» и развившаяся до величественной вершины – романа Л.Н. Толстого «Война и мир»- всегда была «зеркалом истории», обращаясь к теме защиты родной земли.

Военная тема помогает понять природу человека, выявить силу добра, противостоящего злу.

Участник войны, поэт-фронтовик, К.Симонов, назвал поэму А.Т. Твардовского «Василий Тёркин» «лучшим из всего написанного о войне на войне». Попытаемся понять, почему Симонов дал такую высокую оценку книге Твардовского.

- Как, по-вашему, можно объяснить выбор эпиграфов урока?

(Твардовский продолжает традиции Л.Н.Толстого, говоря правду о войне).

2. СУИ.

Это была правда из первых рук: А.Т. Твардовский являлся действующим офицером Красной Армии, принимал участие в походе в Западную Белоруссию, в финской войне, на фронт Великой Отечественной ушёл 23 июня 1941 года… Он писал:

Слайд 2:

«Было так или не было, воевал ты или нет…, а надо, чтобы в том, как ты напишешь, читатель видел правду…»

3.СУЛ.

Не прожить… без правды сущей,

Правды, прямо в душу бьющей,

Да была б она погуще,

Как бы ни была горька…

Поэма создавалась как отклик на военные события.

Она, как сказал автор, написана…

На войне, под кровлей шаткой,

По дорогам, где пришлось,

Без отлучки от колёс…

Автор признавался, что набрасывал «строки, жившие вразброс», что «начал с середины и закончил без конца»…

Слайды 3-5 прокрутка:

Первые главы книги появились на страницах фронтовых газет в сентябре 1942 года, в дни, когда фашисты вышли к Сталинграду. Как тяжкий сон вспоминается в поэме год 1941-й. Поэт живёт впечатлениями той поры, находится в их власти. Правда первых месяцев войны заключена в горьких словах:

Где тот фронт и где Россия?

По какой рубеж своя? –

Эти слова дважды прозвучали в главе «Перед боем», повторились в главах «Бой в болоте», «Про солдата-сироту». Они стали рефреном, обозначившим наше бессилие в первые месяцы войны, бесчисленные человеческие трагедии.

Но за муками и трагедиями Твардовский разглядел нечто большее. Солдаты, бойцы, русские воины ощутили себя народом:

От Ивана до Фомы,

Мёртвые ль, живые,

Все мы вместе – это мы,

Тот народ, Россия.

Пришло понимание сути борьбы, ощущение ответственности за её исход. Война сблизила людей, заставила оценить то, что в мирной жизни не замечалось.

-Какие слова становятся лейтмотивом поэмы?

(Бой идёт святой и правый.

Смертный бой не ради славы,

Ради жизни на земле).

4. УЛ.

- Правда поэмы – это правда о душе солдата. Василий Тёркин.

УИ.

-Когда возник этот персонаж в творчестве Твардовского и случайно ли?

Слайд 6:

(Как литературный персонаж Тёркин впервые появился на страницах газеты Ленинградского военного округа «На страже Родины» в период Финской войны зимой 1939-1940 гг.)

УИ.

Эта «маленькая» незнаменитая война оставила в душе поэта глубокий след, он и после её окончания продолжает жить в состоянии войны, хотя и говорит, что «жизнь больше войны». Но когда разразилась ВОв, то для всего народа война станет жизнью, а жизнь – войной. К восприятию такого масштаба войны Твардовский будет подготовлен громадной внутренней работой. Появление образа Василия Тёркина поэтому нельзя назвать случайным. Он был обнаружен в самой жизни, продиктован объективностью происходящего.

Слайд 7:

5.УЛ.

«Тёркин – кто же он такой?»

Мы знакомимся с ним в главе «На привале».

Инсценировка.

Беседа с классом.

- Кто же такой Тёркин? Какой он?

(«шутник весёлый», «балагур», который «врёт весело и складно»; «парень», «свой парень», «рубаха –парень»…)

- Это те качества, что лежат на «поверхности», а если присмотреться внимательнее?

Слайд 8:

Принять во внимание фронтовую «биографию» Тёркина? Его нравственную характеристику?

(«лихой солдат», «любимец взводный», «богатырь», «орёл»:

Ну, - просто –

Воин!

«русский труженик – солдат»…;

«жизнью тёртый человек», «человек простой закваски», «то серьёзный, то потешный», «святой и грешный», «Русский чудо – человек»;


- Русский «чудо – человек», Тёркин вбирает в себя народное, героическое и человеческое начала… Это собирательный образ.

И бойцам, что помоложе,

…………………………….

В этот час всего дороже

Знать одно, что Тёркин тут…

Твардовскому удалось впервые в литературе создать образ солдата, полный обаяния и вызывающий ответную любовь.

6. СУЛ. Многие страницы, посвящённые Тёркину, согреты юмором. В 1942 г. о поэме напишут : «Юмор поэмы – искусство преодоления горькой правды».

- Как вы это понимаете?

(Всё на войне было подчинено главной задаче: продвижению вперёд. «Ради жизни на земле»… - звучит рефреном в поэме. Это диктовало Твардовскому один из принципов отбора материалов: не включать в поэму изображение трагической стороны войны, не акцентировать внимание читателя (бойцов на передовой!) на размышлениях о жертвах, смерти, а, наоборот, отыскать средства снятия внутреннего напряжения, в отличие, например, от Толстого. Поэтому тяжёлой теме страданий сопутствует юмор.)

Без шутки на войне было невозможно прожить. Не только шутили, но и пели, танцевали, играли на гармони…

УИ.

Слайд 9:

Говорят, что во время войны музы молчат, но во время Вов агитбригады МХАТа, БТ, известные эстрадные исполнители выезжали на передовую, выступали перед бойцами, поднимали дух, вселяли веру в победу. Культурная жизнь продолжалась не только на передовой, но и в городах, находившихся на осадном положении (в Туле, в Москве, в Ленинграде…).

Слайд 10:

7. Анализ главы «Переправа».

УИ.

Один из самых тяжёлых моментов на войне был связан с переправой, форсированием водной преграды. Всего во время ВОв нашими войсками было форсировано более 100 мелких речек и несколько десятков крупных, в том числе, Волга, Днепр, Дон, Сура, Десна… Переправа осложнялась обычно тем, что правый берег рек был крутым, а левый – пологим. Форсировали реки дважды: сначала - при отступлении, потом - наступая.

Слайд 11(к/ф):

Прослушивание отрывка из главы. Демонстрируются кадры д/ф .

УЛ.

-Использование каких приёмов помогает автору передать трагедийную сторону переправы?

(Градация, лексический повтор, умолчание ).

- Как автор смягчает впечатление от переправы?

(Использует юмор, изображая Тёркина).

Чтение отрывка учащимися.

Слайд 12:

8. УИ.

В поэме есть глава, посвящённая бою за нас. пункт Борки: «Бой в болоте».

Мы с группой ребят провели исследование. Населённых пунктов с таким названием насчитывается несколько десятков. Многие находятся в лесной или заболоченной местности. О каких именно Борках идёт речь в поэме – неизвестно. Зачем автор посвящает этому целую главу?

(Подчёркивает типичность ситуации, говорит о тяжести боёв за каждую пядь земли).

Отрывок читает ученик.

-Какова роль Тёркина в главе?

(Вселяет уверенность в бойцов , ср. : «…я одну политбеседу повторял: не унывай, перетерпим, перетрём…»).

Моральное превосходство над врагом является источником внутренней силы солдата.

9. УЛ.

Воевать, чтобы жить. Помнить о том, что жизнь больше войны. Эту мысль проносит Твардовский через всю поэму. Но есть в поэме главы, в которых Тёркин не может шутить.

Слайд 13:

Обратимся к главе «Про солдата-сироту».

Звучит песня «Враги сожгли родную хату».

Ученик читает отрывок.

-Какое художественное средство использует автор?

(Метафору).

10.УЛ.

Слайд 14:

- Как воодушевить бойцов, когда речь идёт о потере, личной трагедии?

(Помогает чувство любви к Родине: оно объединяет, вселяет веру в победу).

- В каких словах звучит признание любви к Родине?

Учащиеся цитируют отрывки из поэмы (главы «О потере», «О герое», «На Днепре»):

Мать – земля моя родная…

(Учащиеся обращают внимание на сходство интонации с «Севастопольскими рассказами» Л.Н. Толстого.)

О любви к Родине в поэме говорится сокровенно, с огромным чувством такта. Выставлять свою душу напоказ – это, по русским понятиям, «хвалиться», и потому о том, что пережил, солдат – Василий Тёркин (читаем: каждый солдат) не скажет, лишь подумает:

Я про то не вспоминаю,

Не хвалюсь, а только так…

11.УЛ.

Говорить правду о войне – это говорить о её каждодневности:

Про огонь, про снег, про шапки,

Про землянки да портянки,

Про портянки да землянки,

Про махорку и мороз…

УИ.

Слайд15:


- Историческим свидетелем войны стал не только человек, но и всё, что с ним связано. На войне особую ценность получили обычные в мирное время вещи, потому что напоминали бойцам о жизни «вне войны», о настоящей жизни. Те, кому посчастливилось вернуться с фронта живым, бережно хранили эти вещи как напоминание о суровом времени, объединившие всех в едином порыве борьбы за Родину, духовно обогатившем народ, поднявшем людей на высокий нравственный уровень. Это невозможно было забыть. Отсюда - такое трепетное отношение к вещам – свидетелям войны.

- Какие «говорящие» предметы встречаются в поэме?

(Гармонь, шинель, шапка, ремень, сапоги, кисет, бельё, щи, каша, землянка… Учащиеся приводят примеры, читают отрывки.)

Слайд 16:

- В быту рождается подвиг и его осмысление, как и осмысление всей войны. Эта тема звучит в главе «О награде».

(Чтение учащимися главы.)

12.УИ.

Слайд17:

Правду о русском воине и о войне принял весь русский народ и бойцы на передовой, передававшие стихи друг другу. «Книга про бойца» издавалась с 1942 года всю войну, имела небольшой (карманный) формат, сопровождала хозяина до самой победы. Книжки эти зачитывались до дыр, их берегли, дарили друг другу в знак настоящей дружбы. Некоторые книжки вернулись с фронта с отметинами – шрамами. Как настоящие герои войны.

Слайды 18 -19:

13.УЛ.

Только очень большие художники способны в одну судьбу вместить судьбу всего народа: потому каждый, читая такую книгу, находит в ней и самого себя...

(Чтение концовки поэмы).


14. Д/З. Сочинение – миниатюра.

1. Согласны ли вы с мнением К.Симонова, назвавшим поэму

«лучшим из всего написанного о войне на войне» и, если да, то почему?

2. В чём новаторство А.Т. Твардовского в изображении войны?



«Ради жизни на земле…»
  • История
Описание:

 

«Ради жизни на земле…»

 

Правда войны и образ русского воина в «Книге про бойца» А.Т.Твардовского.

 

Интегрированный урок литературы с историей в 8 классе.


Воспитание средствами литературы и истории духовно богатой, нравственно-ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою родину, историю, свой народ, язык и культуру.        Формирование активной гражданской позиции и нравственных убеждений на основе поиска ответов на проблемные вопросы при изучении поэмы А.Т. Твардовского «Василий Тёркин».

Автор Фарафонов Иван Александрович
Дата добавления 09.01.2015
Раздел История
Подраздел
Просмотров 572
Номер материала 50440
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓