Одним из наиболее
актуальных и развивающихся направлений в России на современном этапе является успешная
социализация людей с ограниченными возможностями здоровья интеграция их в
общество.
Актуальность
проблемы социализации и успешной адаптации подростков с ограниченными
возможностями здоровья посредством развития творческих способностей,
определяется наличием в обществе значительного количества лиц, имеющих
ограничения здоровья.
Социализация представляет собой процесс усвоения человеком определённой
системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве
полноправного члена общества. Социализация осуществляется с помощью
широкого набора средств, специфичных для определенного общества,
социального слоя, возраста человека. К ним можно отнести, разнообразные виды
и типы отношений в группах сверстников, в учебных и профессиональных группах.
Основным
системообразующим фактором должно стать не столько приспособление или
компенсация тех или иных видов социальной недостаточности, сколько активное,
творческое ее преодоление и достижение максимально возможного уровня
самоактуализации, реализуемой в дальнейшем для пользы общества. И приоритет
здесь принадлежит развивающим технологиям, связанным с включением подростков с ОВЗ
в различные виды художественного, технического, прикладного творчества.
Характерными
особенностями данной категории являются: недостатки познавательной, речевой,
эмоциональной и двигательной сферы, что во многом осложняют решение указанных
выше задач. Замедленная восприимчивость обучающихся данной категории сочетается
со значительным сужением объема воспринимаемого материала. Кроме того, они
плохо устанавливают связи и отношения между предметами или их частями. В
результате восприятия и понимания окружающего оказываются упрощенными и нередко
искаженными. Они нуждаются в специальной целенаправленной работе по развитию
трудовых умений и эстетическому воспитанию, которая проводится преподавателями
и мастерами производственного обучения. Благодаря педагогическому воздействию
обогащается чувственная сфера детей, их эмоциональные реакции и переживания
становятся разнообразными и устойчивыми. Многие обучающиеся овладевают
элементами художественного творчества, осваивают простейшие навыки и умение
создавать красивое.
Такая подготовка
происходит не только на уроках основного цикла, но и на практических занятиях
по швейному делу. Занятия
по швейному делу повышают уровень познавательной активности, формируют
необходимый объем знаний и общетрудовых умений и навыков. Коррекционная
направленность обучения на по швейному делу предлагает развитие
сенсорно-перцентивных способностей т.е умений восприятия цвета, формы,
размера, работу по укреплению моторики рук. Развитие мыслительных операций в
процессе последовательной технологической обработки изделия (умение
анализировать, выделять важные свойства объектов, сравнивать их; соединять
части в целое в соответствии с выбором изделия). Развитие зрительной памяти;
пространственного восприятия. Формирует умения преодолевать трудности в творческом
процессе, оценивать свои действия адекватно.
Основными задачами в развитии
творческого потенциала на практических занятиях швейного дела являются:
·
Познакомить
детей с радостью творчества; побудить желание создать что- либо своими
руками.
·
развить
элементы художественной, творческой активности и самостоятельности, развить
уверенность в самоценности собственной личности;
·
развивать
умение видеть материал, фантазировать, создавать новые образы, композиции;
·
воспитывать
бережное отношение к труду, к предметам искусства.
На практических
занятиях реализуется индивидуальный и дифференцированный подход, что позволяет
некоторым обучающимся проявлять творческий нестандартный подход к
изготовлению изделий.
Также в ходе
работы кружка декоративно прикладного творчества для обучающихся создаются
условия для коллективного творчества, что способствует развитию у них
коммуникативных качеств личности, развивает умение работать в коллективе,
выстраивать свое поведение с учетом желаний другого человека, уважать его
труд и инициативу в общем деле. Работа с
различными материалами позволяет расширить знания об окружающем мире, развивает
зрительно-образную память и эмоционально-эстетическое отношение к явлениям
действительности. Наряду с этим развивается умение наблюдать, группировать,
классифицировать. Применение нетрадиционных приемов и техник, требует небольшой
технической подготовки и вызывает значительный эмоциональный отклик у
обучающихся.
На занятиях
предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная
- обучающемуся дается самостоятельное задание с учетом психофизиологических
возможностей, фронтальная - работа со всеми одновременно, например, при
объяснении нового материала или отработке определенного технологического
приема, групповая - разделение обучающихся на группы для выполнения
определенной работы, коллективная организация, как правило итоговый вариант
индивидуальной или групповой форм.
Независимо от форм организации
процесса, наиболее приемлемым и целесообразным с обучающимися ОВЗ является
индивидуальный метод взаимодействия. Целесообразно во время занятия посадить
обучающихся за одним столом, чтобы педагог мог контролировать их деятельность.
Такое расположение позволяет наладить эмоциональный контакт с каждым, вступить
в личностное общение, без чего невозможно обучение. У педагога есть возможность
активно помогать каждому ребенку в осуществлении его действий с инструментами и
материалами. Таким образом реализуются принципы
художественно-эстетического развития:
·
принцип
всеобщности и обязательности художественно-эстетического развития;
·
принцип
тесной взаимосвязи художественно-эстетической деятельности обучающихся с
окружающей жизнью;
Одним из
необходимых этапов при организации любой работы с обучающимися с ОВЗ это
диагностика. В процессе диагностики осуществляется выявление сформированности
отдельных составляющих психофизического развития обучающихся. Выявление
первоначальных знаний и умений в области технического творчества, чтобы в
последующей работе предусмотреть трудности у обучающихся и сделать более
целенаправленной помощь каждому. Предрасположенность обучающихся к тому или
иному виду декоративно прикладного искусства. Как правило, обучающимся
предлагается выполнить рисунок или поделку в свободной технике, на свободную
тему, с использованием различных материалов по выбору. В процессе диагностики
применяются методы - наблюдение в практической деятельности, анализ продуктов
деятельности, сравнение. По итогам проводится анализ по следующим показателям:
восприятие цвета, восприятие формы и величины, освоение трудовых умений и
навыков, навыками рисования в различных техниках, возможность самостоятельно
применить их в работе, мотивация к трудовой деятельности. Положительная
мотивация трудовой деятельности, желание помогать другим, радость от
результатов своего труда, любовь к различным видам трудовой деятельности
является одним из основных моментов. Без положительной мотивации любой вид
деятельности в работе обучающихся с ОВЗ становится бессмысленным. Выполнение
требований, не ставших потребностью, не содействует развитию личности. В этом
случае главным стимулом служит одобрение со стороны преподавателя или поддержка
группы. Очень важным если не главным является последний итоговый этап занятия,
на котором говорят о том, что получилось, что не получилось. Анализ позволяет
учиться на опыте, отмечать рост, развитие детей. Необходимо делать акценты не
на недостатках, а на достижениях, которых добился каждый из членов коллектива.
Показать те усилия, которые были произведены даже если дело ограничилось
желанием той или иной деятельности. В обсуждении принимают участие все
обучающиеся. Такой подход исключает разочарование или наоборот зазнайство.
Поощрение каждого служит во первых, хорошим стимулом для будущей деятельности,
во вторых повышает низкую самооценку обучающегося.
Таким образом, в
образовательном учреждении, созданы условия, которые позволяют детям с
ограниченными возможностями здоровья работать не только на репродуктивном
уровне, выполнять за педагогом работу по образцу, но и развивать у них:
творческие способности, эстетический вкус, ощущение собственной
индивидуальности, уважения к своему и чужому труду. Перечисленные качества
благоприятно скажутся в период интеграции выпускников в социум, увеличат
шансы не только трудоустроится, но и закрепиться на рабочем месте, а значит
самореализоваться профессионально.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.