Главная / Классному руководителю / Работы кружка декоративно прикладного творчества для обучающихся с овз.

Работы кружка декоративно прикладного творчества для обучающихся с овз.

Одним из наиболее актуальных и развивающихся направлений в России на современном этапе является успешная социализация людей с ограниченными возможностями здоровья интеграция их в общество.

Актуальность проблемы социализации и успешной адаптации подростков с ограниченными возможностями здоровья посредством развития творческих способностей, определяется наличием в обществе значительного количества лиц, имеющих ограничения здоровья.

Социализация представляет собой процесс усвоения человеком определённой системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Социализация осуществляется с помощью широкого набора средств, специфичных для определенного общества, социального слоя, возраста человека. К ним можно отнести, разнообразные виды и типы отношений в группах сверстников, в учебных и профессиональных группах.

Основным системообразующим фактором должно стать не столько приспособление или компенсация тех или иных видов социальной недостаточности, сколько активное, творческое ее преодоление и достижение максимально возможного уровня самоактуализации, реализуемой в дальнейшем для пользы общества. И приоритет здесь принадлежит развивающим технологиям, связанным с включением подростков с ОВЗ в различные виды художественного, технического, прикладного творчества.

Характерными особенностями данной категории являются: недостатки познавательной, речевой, эмоциональной и двигательной сферы, что во многом осложняют решение указанных выше задач. Замедленная восприимчивость обучающихся данной категории сочетается со значительным сужением объема воспринимаемого материала. Кроме того, они плохо устанавливают связи и отношения между предметами или их частями. В результате восприятия и понимания окружающего оказываются упрощенными и нередко искаженными. Они нуждаются в специальной целенаправленной работе по развитию трудовых умений и эстетическому воспитанию, которая проводится преподавателями и мастерами производственного обучения. Благодаря педагогическому воздействию обогащается чувственная сфера детей, их эмоциональные реакции и переживания становятся разнообразными и устойчивыми. Многие обучающиеся овладевают элементами художественного творчества, осваивают простейшие навыки и умение создавать красивое.

Такая подготовка происходит не только на уроках основного цикла, но и на практических занятиях по швейному делу. Занятия по швейному делу повышают уровень познавательной активности, формируют необходимый объем знаний и общетрудовых умений и навыков. Коррекционная направленность обучения на по швейному делу предлагает развитие сенсорно-перцентивных способностей т.е умений восприятия цвета, формы, размера, работу по укреплению моторики рук. Развитие мыслительных операций в процессе последовательной технологической обработки изделия (умение анализировать, выделять важные свойства объектов, сравнивать их; соединять части в целое в соответствии с выбором изделия). Развитие зрительной памяти; пространственного восприятия. Формирует умения преодолевать трудности в творческом процессе, оценивать свои действия адекватно.

Основными задачами в развитии творческого потенциала на практических занятиях швейного дела являются:

  • Познакомить детей с радостью творчества; побудить желание создать что- либо своими руками.

  • развить элементы художественной, творческой активности и самостоятельности, развить уверенность в самоценности собственной личности;

  • развивать умение видеть материал, фантазировать, создавать новые образы, композиции;

  • воспитывать бережное отношение к труду, к предметам искусства.

На практических занятиях реализуется индивидуальный и дифференцированный подход, что позволяет некоторым обучающимся проявлять творческий нестандартный подход к изготовлению изделий.

Также в ходе работы кружка декоративно прикладного творчества для обучающихся создаются условия для коллективного творчества, что способствует развитию у них коммуникативных качеств личности, развивает умение работать в коллективе, выстраивать свое поведение с учетом желаний другого человека, уважать его труд и инициативу в общем деле. Работа с различными материалами позволяет расширить знания об окружающем мире, развивает зрительно-образную память и эмоционально-эстетическое отношение к явлениям действительности. Наряду с этим развивается умение наблюдать, группировать, классифицировать. Применение нетрадиционных приемов и техник, требует небольшой технической подготовки и вызывает значительный эмоциональный отклик у обучающихся.

На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная - обучающемуся дается самостоятельное задание с учетом психофизиологических возможностей, фронтальная - работа со всеми одновременно, например, при объяснении нового материала или отработке определенного технологического приема, групповая - разделение обучающихся на группы для выполнения определенной работы, коллективная организация, как правило итоговый вариант индивидуальной или групповой форм.

Независимо от форм организации процесса, наиболее приемлемым и целесообразным с обучающимися ОВЗ является индивидуальный метод взаимодействия. Целесообразно во время занятия посадить обучающихся за одним столом, чтобы педагог мог контролировать их деятельность. Такое расположение позволяет наладить эмоциональный контакт с каждым, вступить в личностное общение, без чего невозможно обучение. У педагога есть возможность активно помогать каждому ребенку в осуществлении его действий с инструментами и материалами. Таким образом реализуются принципы художественно-эстетического развития:

  • принцип всеобщности и обязательности художественно-эстетического развития;

  • принцип тесной взаимосвязи художественно-эстетической деятельности обучающихся с окружающей жизнью;

Одним из необходимых этапов при организации любой работы с обучающимися с ОВЗ это диагностика. В процессе диагностики осуществляется выявление сформированности отдельных составляющих психофизического развития обучающихся. Выявление первоначальных знаний и умений в области технического творчества, чтобы в последующей работе предусмотреть трудности у обучающихся и сделать более целенаправленной помощь каждому. Предрасположенность обучающихся к тому или иному виду декоративно прикладного искусства. Как правило, обучающимся предлагается выполнить рисунок или поделку в свободной технике, на свободную тему, с использованием различных материалов по выбору. В процессе диагностики применяются методы - наблюдение в практической деятельности, анализ продуктов деятельности, сравнение. По итогам проводится анализ по следующим показателям: восприятие цвета, восприятие формы и величины, освоение трудовых умений и навыков, навыками рисования в различных техниках, возможность самостоятельно применить их в работе, мотивация к трудовой деятельности. Положительная мотивация трудовой деятельности, желание помогать другим, радость от результатов своего труда, любовь к различным видам трудовой деятельности является одним из основных моментов. Без положительной мотивации любой вид деятельности в работе обучающихся с ОВЗ становится бессмысленным. Выполнение требований, не ставших потребностью, не содействует развитию личности. В этом случае главным стимулом служит одобрение со стороны преподавателя или поддержка группы. Очень важным если не главным является последний итоговый этап занятия, на котором говорят о том, что получилось, что не получилось. Анализ позволяет учиться на опыте, отмечать рост, развитие детей. Необходимо делать акценты не на недостатках, а на достижениях, которых добился каждый из членов коллектива. Показать те усилия, которые были произведены даже если дело ограничилось желанием той или иной деятельности. В обсуждении принимают участие все обучающиеся. Такой подход исключает разочарование или наоборот зазнайство. Поощрение каждого служит во первых, хорошим стимулом для будущей деятельности, во вторых повышает низкую самооценку обучающегося.

Таким образом, в образовательном учреждении, созданы условия, которые позволяют детям с ограниченными возможностями здоровья работать не только на репродуктивном уровне, выполнять за педагогом работу по образцу, но и развивать у них: творческие способности, эстетический вкус, ощущение собственной индивидуальности, уважения к своему и чужому труду. Перечисленные качества благоприятно скажутся в период интеграции выпускников в социум, увеличат шансы не только трудоустроится, но и закрепиться на рабочем месте, а значит самореализоваться профессионально.




Работы кружка декоративно прикладного творчества для обучающихся с овз.
  • Классному руководителю
Описание:

Одним из наиболее актуальных и развивающихся направлений в России на современном этапе является успешная социализация людей с ограниченными возможностями здоровья интеграция их в общество.

Актуальность проблемы социализации и успешной адаптации подростков  с ограниченными возможностями здоровья посредством развития творческих способностей, определяется наличием в обществе значительного количества лиц, имеющих ограничения здоровья.

 

 Социализация представляет собой процесс усвоения человеком определённой системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Социализация осуществляется   с   помощью   широкого  набора средств,  специфичных  для  определенного  общества,  социального слоя,  возраста человека.  К ним можно отнести, разнообразные виды и типы отношений в группах сверстников, в учебных и профессиональных группах.

Автор Манина Тамара Петровна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 603
Номер материала 25845
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓