Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыРабота ученика по рассказу В.П.Астафьева

Работа ученика по рассказу В.П.Астафьева

Скачать материал

Берегите, люди, эту красоту.

   Опомнись, вздрогни, человек!

Перед природой мы в долгу

  И славен будет пусть твой век

                                         Травой душистой на лугу

          И трелью птиц веселой, звонкой…..

Тема моей исследовательской работы « Не опоздать с добротой»….анализ рассказа В. П. Астафьева «Зачем я убил коростеля?»

Цели исследования: проследить по тексту рассказа путь раскаяния мальчика за свой необдуманный поступок детства

Задачи, которые стояли передо мной:

-привлечь внимание моих сверстников к замечательным произведениям Астафьева,

 -показать, как незаметно автор учит нас, как надо беречь природу, как надо относиться ко всему живому, что нас окружает…

.Актуальность работы в том, что проблема ответственности человека за свои поступки всегда  будет современна.

  Слайд №1-5           В. П .Астафьев родился в деревне Овсянка на берегу великой сибирской реки Енисей. Деревню окружала непроходимая тайга, кормилица –тайга,  красавица -река, горы, красивейшая природа Сибири.

                           Слайд №6      Автор написал много рассказов для детей, рассказов о родной природе, я многие рассказы прочитал, такие как «Белогрудка», «Капалуха»,» Стрижонок Скрип», « Гуси в полынье», «Зачем я убил коростеля?

   Слайд № 7                Я узнал птицу - это был коростель.  Дергач  по – нашему. Все его друзья - дергачи покинули наши места, отправились  в теплые края - зимовать. А этот уйти не смог.  У него не было одной лапки – в сенокос он попал под литовку. Вот поэтому-то он и бежал от меня так неуклюже, потому я и догнал его.

Слайд 8-9 . Уже черемуха отцвела, купава осыпалась, чемерица по четвертому листу пустила, трава в стебель двинулась, ромашки по угорам сыпанули и соловьи на последнем издыхе допевают песни.

Но чего-то не хватает еще раннему лету, чего-то недостает ему, чем-то недооформилось оно что ли.

 И вот однажды, в росное утро, за речкой, в лугах, покрытых еще молодой травой, послышался скрип коростеля. Явился бродяга! Добрался – таки! Дергает- скрипит! Значит, лето полное  началось, значит, сенокос скоро, значит, все в порядке.

Слайд 10. И всякий год вот так. Томлюсь и жду я коростеля, внушаю себе, что это тот давний дергач каким – то чудом уцелел и подает мне голос, прощая того несмышленого, азартного парнишку.

Слайд 11. Не приспособленная к полету, но быстрая на бегу, птица эта вынуждена два раза в году перелетать Средиземное море. Много тысяч коростелей гибнет в пути, и особенно при перелете через море.

Слайд 12.  Лишь один город попадает на пути этих птиц – небольшой древний город на юге Франции. На гербе  города изображен коростель.  В те дни, когда идут коростели по городу, здесь никто не работает. Все люди справляют праздник и пекут из теста фигурки этой птицы, как у нас, на Руси, пекут жаворонков к их прилету.

Птица коростель во французском старинном городе считается священной, и, если бы я жил там в давние годы, меня приговорили бы к смерти.

Слайд 13. Но отчего же, почему же, как заслышу я скрип коростеля за речкой. Дрогнет мое сердце и снова навалится  на меня одно застарелое мучение: зачем я убил коростеля? Зачем?

         Захлестанная сдуру в детстве птица не давала покоя герою рассказа, очень долгое время беспокоила его совесть.

А что такое совесть? Это стыд перед самим собой,  даже если люди тебя не осудили, а стыд –это тяжелое переживание позора перед людьми за свое поведение. Ведь недаром народная мудрость гласит « От человека утаишь, от совести не утаишь»,  « Совесть без зубов, а загрызет». «У кого совесть чиста, у того подушка в головах не вертится».  Рассказ очень мал по объему, но очень емкий по содержанию, автор избрал форму повествования - доверительный диалог с читателем, почему эту форму избрал В.П.  Астафьев?   Потому что 40 лет его мучает совесть, автору необходимо высказаться публично перед слушателями, раскаяться, это раскаяние мучает его долгие годы, своим раскаянием автор учит нас, читателей, не совершать подобных поступков, чтобы не мучили нас угрызения совести. Берегите всех зверей природы, убивайте лишь зверей внутри себя.

Эпизод с коростелем, сыграл огромную роль в жизни героя рассказа. Забыть свой проступок герою не  позволяет совесть и та вина, которую герой ощущает перед погибшей птицей и самим собой. Почему же автор дал  такое название рассказу? Застарелое мучение, в заглавии стоит вопрос, на который сам автор не дает ответа.  

   Рассказ В. П. Астафьева невелик по  объему, и содержание его можно передать в нескольких предложениях:  когда-то давно какой-то мальчишка, возвращаясь с рыбалки, захлестал удилищем убегающую от него птицу. Начало рассказа очень динамично и вдруг время словно останавливается. Мальчик рассматривает мертвую птицу, которая мгновение назад была полна жизни: «услышала… присела, притаилась,   испугалась, бросилась бежать, неуклюже завалилась набок». Мальчик рассматривает убитую птицу...,его детская память запечатлит все детали, не пропустит ничего….Смерть загубленного им существа потрясает и вызывает всплеск жалости.

Все художественные средства ,используемые в описании птицы, которое занимает третью часть рассказа, подчеркивают безжизненность в каждой ее черте, смерть. В описании преобладают эпитеты: « Завядшее, вроде бы бескостное тельце», мертвые, бесцветные веки, невесомое тельце. И только два сказуемых: прищемлены веки, болталась шейка, тоже говорят не о движении, а о покое смерти. Сравнение шейки птицы с листом, прихваченным морозом, усиливает мысль о том, что птица гибнет…нелепо, внезапно и преждевременно, как зеленый лист, загубленный морозом. Чувство жалости  мальчика углубляется, когда он рассматривает « нехитрую» окраску птицы. Перо на птице было желтовато, , со ржавчинкой по бокам, а спина словно бы  темноватыми гнилушками посыпана» Уменьшительно – ласкательные суффиксы показывают, что в  восприятии мальчика загубленная им птица видится как что-то  и без того беспомощное и жалкое. Особенно, когда он замечает, что у птицы нет одной лапки. Именно поэтому она вовремя не  улетела со своими «друзьями – дергачами» на юг. Именно поэтому ему так легко удалось ее догнать. Потрясение мальчика от содеянного настолько сильно, что он тут же стал руками выгребать ямку и хоронить так просто, сдуру загубленную живность». Но погребение птицы не спасло мальчика от угрызений совести.. Этот случай вырос в мучительное воспоминание – вину, преследующее рассказчика в течение всей жизни. А чувство вины стало центром рассказа. И великолепный летний пейзаж, наполненный красками и звуками, кажется рассказчику несовершенным, пока не вернулись коростели. И скрип коростеля дороже соловьиных трелей. Несколько восклицательных предложений «Явился бродяга! Добрался – таки! Дергает – скрипит!» показывают чувство признательности этой птице, снова вернувшейся с юга: «Значит, лето полное началось…значит, все в порядке». Но не все в порядке. И об этом говорит «нетерпение и вина, уже закоренелая», с которой ждет уже взрослый  рассказчик каждое лето коростелей. «Томлюсь я и жду коростеля, внушаю себе, что это тот давний дергач, каким- то чудом уцелел и подает мне голос, прощая того несмышленого, азартного парнишку». Ключевые слова этого абзаца : нетерпение и вина, уже закоренелая, томлюсь и жду.

       И неторопливый рассказ о нелегкой жизни коростеля, о его вынужденном перелете Средиземного моря дважды в год, с тем чтобы здесь, в России, вывести птенцов, выкормить их и снова добираться до Африки, звучит упреком тому несмышленому мальчишке, который загубил птицу. Герой рассказа многое знает теперь о жизни коростелей: то, что коростель в одном старинном городе считается священной птицей, что он изображен на гербе города, что средневековье за убийство коростеля приговорили бы к смерти… Но наказание, постигшее его, возможно, страшнее смерти. Смерти он не боится, так спокойно пишет о войне: « Был на войне, в людей стрелял, и они в меня стреляли». Наказание его в чувстве вины, которую нельзя ни искупить, ни загладить, ни забыть, как нельзя вернуть коростеля. И поэтому рассказ озаглавлен вопросом « Зачем я убил коростеля?», но ответа на этот вопрос нет.

Все так же  настойчиво звучит он в конце: « Но отчего же, почему же. .зачем я убил коростеля? Зачем?» Рассказ – исповедь о многом заставляет задуматься: и о том, какую власть над нами имеют детские впечатления, как нередко определяют они дальнейшую жизнь, и о чувстве ответственности за все, что совершаем, и о том, чего нельзя высказать словами, что каждый из нас когда - нибудь вкладывает в этот роковой вопрос «Зачем?....». А для ответа на него иногда не хватает всей жизни……

    Этот рассказ страшно читать еще и потому, что человек самый жестокий охотник, и такого охотника показал Астафьев. Хищники убивают добычу, чтобы утолить голод, а человек???? Просто так, сдуру…..

         Этот рассказ Астафьев написал для нас и  тех,  кто будет после нас, чтобы  не повторять  подобных ошибок, чтобы не опоздать с добротой, чтобы не мучила потом совесть…….

      Читая рассказы В. П. Астафьева для детей о природе, можно выработать собственный  моральный кодекс отношения к природе – Не навреди!!!! Я рекомендую всем ребятам читать рассказы этого замечательного писателя. Спасибо за внимание!

Литература

1.Астафьев В.П. «Стрижонок Скрип» М.,  «Махаон» 2013

2.Лейдерман Н.Л.   Песня и плач о  « Последнем поклоне» Виктора Астафьева// Литература в школе.—2001--№7

3.Христенко М.А. Слышать боль каждого //Литература в школе -1991-№1.

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Работа ученика по рассказу В.П.Астафьева"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Специалист по благоустройству

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

В этой работе ученик 5 класса проанализировал рассказ в.п. Астафьева2Зачем я убил коростеля?" и другие рассказы писателя по теме "Охрана окружающей среды".Рассказ Астафьева на простом и ясном примере показывает, как нельзя вести себя детям по отношению к беззащитным животным.

         Захлестанная сдуру в детстве птица не давала покоя герою рассказа, очень долгое время беспокоила его совесть.

 

А что такое совесть? Это стыд перед самим собой,  даже если люди тебя не осудили, а стыд –это тяжелое переживание позора перед людьми за свое поведение. Ведь недаром народная мудрость гласит « От человека утаишь, от совести не утаишь»,  « Совесть без зубов, а загрызет». «У кого совесть чиста, у того подушка в головах не вертится».  Рассказ очень мал по объему, но очень емкий по содержанию, автор избрал форму повествования - доверительный диалог с читателем, почему эту форму избрал В.П.  Астафьев?   Потому что 40 лет его мучает совесть, автору необходимо высказаться публично перед слушателями, раскаяться, это раскаяние мучает его долгие годы, своим раскаянием автор учит нас, читателей, не совершать подобных поступков, чтобы не мучили нас угрызения совести. Берегите всех зверей природы, убивайте лишь зверей внутри себя.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 655 383 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 06.01.2015 1008
    • DOCX 512.4 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Лазаренко Ольга Даниловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Лазаренко Ольга Даниловна
    Лазаренко Ольга Даниловна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 16016
    • Всего материалов: 8

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Интернет-маркетолог

Интернет-маркетолог

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Лингвокультурологический подход в обучении русскому языку как обеспечение принципов и требований ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 14 регионов
  • Этот курс уже прошли 92 человека

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ЕГЭ по русскому языку в условиях реализации ФГОС СОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 228 человек из 60 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 761 человек

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литературное чтение: теория и методика преподавания в сфере начального общего образования

Учитель начальных классов русского языка и литературного чтения

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 143 человека из 44 регионов
  • Этот курс уже прошли 221 человек

Мини-курс

Методы сохранения баланса в жизни

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 40 человек из 23 регионов
  • Этот курс уже прошли 26 человек

Мини-курс

Основы русского языка: морфология, синтаксис, лексика

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 13 регионов
  • Этот курс уже прошли 11 человек

Мини-курс

Особенности психологической коррекции детей с различными нарушениями психического развития

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 400 человек из 69 регионов
  • Этот курс уже прошли 261 человек