Главная / Русский язык и литература / Работа ученика по рассказу В.П.Астафьева

Работа ученика по рассказу В.П.Астафьева


Берегите, люди, эту красоту.

Опомнись, вздрогни, человек!

Перед природой мы в долгу

И славен будет пусть твой век

Травой душистой на лугу

И трелью птиц веселой, звонкой…..

Тема моей исследовательской работы « Не опоздать с добротой»….анализ рассказа В. П. Астафьева «Зачем я убил коростеля?»

Цели исследования: проследить по тексту рассказа путь раскаяния мальчика за свой необдуманный поступок детства

Задачи, которые стояли передо мной:

-привлечь внимание моих сверстников к замечательным произведениям Астафьева,

-показать, как незаметно автор учит нас, как надо беречь природу, как надо относиться ко всему живому, что нас окружает…

.Актуальность работы в том, что проблема ответственности человека за свои поступки всегда будет современна.hello_html_m68791ad5.jpg

Слайд №1-5 В. П .Астафьев родился в деревне Овсянка на берегу великой сибирской реки Енисей. Деревню окружала непроходимая тайга, кормилица –тайга, красавица -река, горы, красивейшая природа Сибири.

Слайд №6 Автор написал много рассказов для детей, рассказов о родной природе, я многие рассказы прочитал, такие как «Белогрудка», «Капалуха»,» Стрижонок Скрип», « Гуси в полынье», «Зачем я убил коростеля?

Слайд № 7 Я узнал птицу - это был коростель. Дергач по – нашему. Все его друзья - дергачи покинули наши места, отправились в теплые края - зимовать. А этот уйти не смог. У него не было одной лапки – в сенокос он попал под литовку. Вот поэтому-то он и бежал от меня так неуклюже, потому я и догнал его.hello_html_2e2673c6.jpg

Слайд 8-9 . Уже черемуха отцвела, купава осыпалась, чемерица по четвертому листу пустила, трава в стебель двинулась, ромашки по угорам сыпанули и соловьи на последнем издыхе допевают песни.

Но чего-то не хватает еще раннему лету, чего-то недостает ему, чем-то недооформилось оно что ли.

И вот однажды, в росное утро, за речкой, в лугах, покрытых еще молодой травой, послышался скрип коростеля. Явился бродяга! Добрался – таки! Дергает- скрипит! Значит, лето полное началось, значит, сенокос скоро, значит, все в порядке.

Слайд 10. И всякий год вот так. Томлюсь и жду я коростеля, внушаю себе, что это тот давний дергач каким – то чудом уцелел и подает мне голос, прощая того несмышленого, азартного парнишку.

Слайд 11. Не приспособленная к полету, но быстрая на бегу, птица эта вынуждена два раза в году перелетать Средиземное море. Много тысяч коростелей гибнет в пути, и особенно при перелете через море.

Слайд 12. Лишь один город попадает на пути этих птиц – небольшой древний город на юге Франции. На гербе города изображен коростель. В те дни, когда идут коростели по городу, здесь никто не работает. Все люди справляют праздник и пекут из теста фигурки этой птицы, как у нас, на Руси, пекут жаворонков к их прилету.

Птица коростель во французском старинном городе считается священной, и, если бы я жил там в давние годы, меня приговорили бы к смерти.

Слайд 13. Но отчего же, почему же, как заслышу я скрип коростеля за речкой. Дрогнет мое сердце и снова навалится на меня одно застарелое мучение: зачем я убил коростеля? Зачем?

Захлестанная сдуру в детстве птица не давала покоя герою рассказа, очень долгое время беспокоила его совесть.

А что такое совесть? Это стыд перед самим собой, даже если люди тебя не осудили, а стыд –это тяжелое переживание позора перед людьми за свое поведение. Ведь недаром народная мудрость гласит « От человека утаишь, от совести не утаишь», « Совесть без зубов, а загрызет». «У кого совесть чиста, у того подушка в головах не вертится». Рассказ очень мал по объему, но очень емкий по содержанию, автор избрал форму повествования - доверительный диалог с читателем, почему эту форму избрал В.П. Астафьев? Потому что 40 лет его мучает совесть, автору необходимо высказаться публично перед слушателями, раскаяться, это раскаяние мучает его долгие годы, своим раскаянием автор учит нас, читателей, не совершать подобных поступков, чтобы не мучили нас угрызения совести. Берегите всех зверей природы, убивайте лишь зверей внутри себя.

Эпизод с коростелем, сыграл огромную роль в жизни героя рассказа. Забыть свой проступок герою не позволяет совесть и та вина, которую герой ощущает перед погибшей птицей и самим собой. Почему же автор дал такое название рассказу? Застарелое мучение, в заглавии стоит вопрос, на который сам автор не дает ответа.

Рассказ В. П. Астафьева невелик по объему, и содержание его можно передать в нескольких предложениях: когда-то давно какой-то мальчишка, возвращаясь с рыбалки, захлестал удилищем убегающую от него птицу. Начало рассказа очень динамично и вдруг время словно останавливается. Мальчик рассматривает мертвую птицу, которая мгновение назад была полна жизни: «услышала… присела, притаилась, испугалась, бросилась бежать, неуклюже завалилась набок». Мальчик рассматривает убитую птицу...,его детская память запечатлит все детали, не пропустит ничего….Смерть загубленного им существа потрясает и вызывает всплеск жалости.

Все художественные средства ,используемые в описании птицы, которое занимает третью часть рассказа, подчеркивают безжизненность в каждой ее черте, смерть. В описании преобладают эпитеты: « Завядшее, вроде бы бескостное тельце», мертвые, бесцветные веки, невесомое тельце. И только два сказуемых: прищемлены веки, болталась шейка, тоже говорят не о движении, а о покое смерти. Сравнение шейки птицы с листом, прихваченным морозом, усиливает мысль о том, что птица гибнет…нелепо, внезапно и преждевременно, как зеленый лист, загубленный морозом. Чувство жалости мальчика углубляется, когда он рассматривает « нехитрую» окраску птицы. Перо на птице было желтовато, , со ржавчинкой по бокам, а спина словно бы темноватыми гнилушками посыпана» Уменьшительно – ласкательные суффиксы показывают, что в восприятии мальчика загубленная им птица видится как что-то и без того беспомощное и жалкое. Особенно, когда он замечает, что у птицы нет одной лапки. Именно поэтому она вовремя не улетела со своими «друзьями – дергачами» на юг. Именно поэтому ему так легко удалось ее догнать. Потрясение мальчика от содеянного настолько сильно, что он тут же стал руками выгребать ямку и хоронить так просто, сдуру загубленную живность». Но погребение птицы не спасло мальчика от угрызений совести.. Этот случай вырос в мучительное воспоминание – вину, преследующее рассказчика в течение всей жизни. А чувство вины стало центром рассказа. И великолепный летний пейзаж, наполненный красками и звуками, кажется рассказчику несовершенным, пока не вернулись коростели. И скрип коростеля дороже соловьиных трелей. Несколько восклицательных предложений «Явился бродяга! Добрался – таки! Дергает – скрипит!» показывают чувство признательности этой птице, снова вернувшейся с юга: «Значит, лето полное началось…значит, все в порядке». Но не все в порядке. И об этом говорит «нетерпение и вина, уже закоренелая», с которой ждет уже взрослый рассказчик каждое лето коростелей. «Томлюсь я и жду коростеля, внушаю себе, что это тот давний дергач, каким- то чудом уцелел и подает мне голос, прощая того несмышленого, азартного парнишку». Ключевые слова этого абзаца : нетерпение и вина, уже закоренелая, томлюсь и жду. hello_html_65d85fd1.jpg

И неторопливый рассказ о нелегкой жизни коростеля, о его вынужденном перелете Средиземного моря дважды в год, с тем чтобы здесь, в России, вывести птенцов, выкормить их и снова добираться до Африки, звучит упреком тому несмышленому мальчишке, который загубил птицу. Герой рассказа многое знает теперь о жизни коростелей: то, что коростель в одном старинном городе считается священной птицей, что он изображен на гербе города, что средневековье за убийство коростеля приговорили бы к смерти… Но наказание, постигшее его, возможно, страшнее смерти. Смерти он не боится, так спокойно пишет о войне: « Был на войне, в людей стрелял, и они в меня стреляли». Наказание его в чувстве вины, которую нельзя ни искупить, ни загладить, ни забыть, как нельзя вернуть коростеля. И поэтому рассказ озаглавлен вопросом « Зачем я убил коростеля?», но ответа на этот вопрос нет.hello_html_m1cb3d895.jpg

Все так же настойчиво звучит он в конце: « Но отчего же, почему же. .зачем я убил коростеля? Зачем?» Рассказ – исповедь о многом заставляет задуматься: и о том, какую власть над нами имеют детские впечатления, как нередко определяют они дальнейшую жизнь, и о чувстве ответственности за все, что совершаем, и о том, чего нельзя высказать словами, что каждый из нас когда - нибудь вкладывает в этот роковой вопрос «Зачем?....». А для ответа на него иногда не хватает всей жизни……

Этот рассказ страшно читать еще и потому, что человек самый жестокий охотник, и такого охотника показал Астафьев. Хищники убивают добычу, чтобы утолить голод, а человек???? Просто так, сдуру…..

Этот рассказ Астафьев написал для нас и тех, кто будет после нас, чтобы не повторять подобных ошибок, чтобы не опоздать с добротой, чтобы hello_html_69b54e5.jpgне мучила потом совесть…….

Читая рассказы В. П. Астафьева для детей о природе, можно выработать собственный моральный кодекс отношения к природе – Не навреди!!!! Я рекомендую всем ребятам читать рассказы этого замечательного писателя. Спасибо за внимание!

Литература

1.Астафьев В.П. «Стрижонок Скрип» М., «Махаон» 2013

2.Лейдерман Н.Л. Песня и плач о « Последнем поклоне» Виктора Астафьева// Литература в школе.—2001--№7

3.Христенко М.А. Слышать боль каждого //Литература в школе -1991-№1.








Работа ученика по рассказу В.П.Астафьева
  • Русский язык и литература
Описание:

В этой работе ученик 5 класса проанализировал рассказ в.п. Астафьева2Зачем я убил коростеля?" и другие рассказы писателя по теме "Охрана окружающей среды".Рассказ Астафьева на простом и ясном примере показывает, как нельзя вести себя детям по отношению к беззащитным животным.

         Захлестанная сдуру в детстве птица не давала покоя герою рассказа, очень долгое время беспокоила его совесть.

 

А что такое совесть? Это стыд перед самим собой,  даже если люди тебя не осудили, а стыд –это тяжелое переживание позора перед людьми за свое поведение. Ведь недаром народная мудрость гласит « От человека утаишь, от совести не утаишь»,  « Совесть без зубов, а загрызет». «У кого совесть чиста, у того подушка в головах не вертится».  Рассказ очень мал по объему, но очень емкий по содержанию, автор избрал форму повествования - доверительный диалог с читателем, почему эту форму избрал В.П.  Астафьев?   Потому что 40 лет его мучает совесть, автору необходимо высказаться публично перед слушателями, раскаяться, это раскаяние мучает его долгие годы, своим раскаянием автор учит нас, читателей, не совершать подобных поступков, чтобы не мучили нас угрызения совести. Берегите всех зверей природы, убивайте лишь зверей внутри себя.

Автор Лазаренко Ольга Даниловна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 997
Номер материала 36355
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓