Работа социально-психологической службы по
профилактике употребления ПАВ обучающимися.
Одним из
факторов успешной социализации является здоровый образ жизни. На протяжении
восьми лет с целью сохранения и укрепления здоровья учащихся, овладения ими
объективными, соответствующими возрасту знаниями, формирования здоровых
установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения
к употреблению ПАВ и приобретению опыта социальных отношений, в лицее
реализуется превентивная программа « Полезные привычки. Полезные навыки.
Полезный Выбор».
Актуальность
данной проблемы очевидна. В последнее время серьёзно усугубилась социальная
ситуация, связанная с разрушением семейных устоев, снижением жизненного уровня
подавляющего большинства семей, ростом преступности, возросшим риском попадания
подростков в наркотическую зависимость.
Предметом
профилактики явились факторы, которые могут привести к развитию аддикций, т.е.
факторы риска. Превентивная работа была направлена, в первую очередь на
устранение личностных факторов риска: низкая самооценка, нарушение Я-концепции,
недостаточная социально-психологическая компетентность, снижение переносимости
затруднений и др.
Анализ полученных данных по «Пре-тестам» и
«Пост-тестам» выявил, что учащиеся экспериментальных и контрольных классов
обладают примерно одинаковыми знаниями до начала занятий. Как и на предыдущих
этапах по окончании проведения цикла занятий выяснилось, что учащиеся
экспериментальных классов дают более объективные, соответствующие возрасту ответы
на поставленные вопросы, в процентном отношении резко увеличилось количество
правильных ответов. Особенностью организации данных занятий являлось
использование интерактивных методов обучения. Практически 100% учащихся
начальных классов высоко оценили эффективность данных занятий.
Первоначальный уровень знаний подростков по вопросам,
касающихся ответственности, образа Я говорил о том, что большинство обучающихся
знают, что такое ответственность (64%), что с возрастом ответственность
возрастает. До проведения занятий по темам курса «Полезные навыки» 44%
обучающихся считали, что важно быть ответственным перед самим собой за свое
поведение (64%). После курса занятий, практически 100% отметили, что
ответственным необходимо быть не только перед родителями, взрослыми, но и
перед самим собой, что употребление психоактивных веществ – это
безответственное поведение.
Учащимся 7 класса интересны были темы,
связанные с рассмотрением своих личностных особенностей, выработке навыков
уверенного поведения, способствующих формированию навыков противостояния
негативному давлению.
Среди наиболее понравившихся подросткам
тем, рассмотренных в 8-х классах были «Мое настроение и общение с людьми»,
«Тренинг навыков невербального общения», «Навыки неагрессивного отстаивания
своего мнения». Восьмиклассники расширили свои знания о ценностях, среди
которых важное место занимает здоровье.
Такие темы как «Правда и ложь о ПАВ», «Мое здоровье»
позволили устранить пробел в знаниях подростков о негативном действии
психоактивных веществ, выявленный в результате первоначального опроса. Если в
начале занятий лишь 8 % считали, что употребление опасно для организма , 36%
для жизни человека. В 12% ответов отмечался вред окружающим и лишь 28% -
здоровью, то в конце курса большинство подростков обратили внимание на то, что
любая проба ПАВ (сигарета, спиртное или наркотик) оставляет след на здоровье
человека.
Отслеживание результативности занятия на тему
«Зависимости» в 9-х классах показало, что занятия понравились 88,9% участников,
66,7% узнали о зависимостях новое, 33,3% учащихся, принявших участие в
обсуждении проблемы, посмотрели на проблему с другой стороны. Вывод о том, что
ответственность за здоровье несут сами подростки, сделали все участники
занятия.
Качественный анализ «Пре и Пост-тестов» свидетельствуют о том, что в процентном
отношении ( на 75%) увеличилось количество учащихся 1А класса, умеющих
распознавать ситуации, полезные и вредные для здоровья.
Среди
второклассников в среднем, на 82% увеличилось количество учащихся, владеющих
информацией об опасных и безопасных ситуациях, о том как принимать решения в
различных ситуациях, как находить новых друзей, а также о вреде алкоголя и курения.
78% учащихся 3А класса дали объективные, соответствующие возрасту ответы на
вопросы о том, как взаимодействовать, как стать увереннее и уметь настаивать на
своем, о самооценке, познакомились с информацией о вреде курения.
Четвероклассники показали положительную динамику (которая составила 74%) в
своих знаниях по следующим вопросам: самоуважение, полезные привычки, дружба,
как говорить «нет» и сопротивляться давлению сверстников, узнали о вреде
алкоголя.
Таким
образом, анализ результатов анкетирования свидетельствует о том, что
большинство учащихся обладают достаточными знаниями о полезных привычках и
имеют установку на здоровый образ жизни. У детей сформировалось положительное
отношение к превентивному обучению.
В
неразрывной связи с циклом развивающих занятий находятся конкурсы рисунков
учащихся начальной школы «Мое здоровье», проектов и рефератов в старших
классах. В рамках дней здоровья, недель здорового образа жизни социально
– психологической службой проводились занятия на темы «Путь к здоровью»,
«Развлечения в компании», «Рискованное поведение и ВИЧ». Занятия проходили в
нетрадиционных формах и побуждали учащихся посмотреть на известные, на их
взгляд факты с других сторон.
Психологическое сопровождение учащихся на всем периоде обучения способствовало
сохранению и укреплению здоровья учащихся, выработке навыков ответственного
поведения, максимальной адаптации в каждом конкретном коллективе.
В
целом работу по апробированию учебно-методического комплекта « Полезные привычки. Полезные навыки. Полезный
Выбор» можно оценить как достаточно эффективную и педагогически целесообразную.
Таким образом, мониторинг показал не только изменения в знаниях, но и развитие
у учащихся таких умений как управлять своими эмоциями, коммуникативные
способности, навыки ответственного поведения и многие другие жизненно важные
навыки.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.