Главная / Начальные классы / Работа со словарными словами

Работа со словарными словами













Работа со словарными словами

в начальной школе

2 – 4 классы




Т.А. Ярикова



Предисловие

Программа по русскому языку в начальной школе предусматривает обязательное изучение словарных слов. За годы обучения в начальной школе ученику предстоит запомнить написание около 200 словарных слов с непроверяемыми гласными и согласными звуками и буквами. Механическое запоминание путем многократного повторения не всегда дает нужный результат. Необходим эффективный метод, который позволит детям быстро соориентироваться и вспомнить безошибочное написание словарных слов.

Особые трудности при запоминании написания словарных слов дети испытывают потому, что у них нет слуховой и зрительной опоры, которая помогла бы им запомнить написание непроверяемого безударного гласного или непроизносимого согласного звука.

Четверостишия, в которых называется словарное слово, не всегда достигают своей цели, так как ученик, называя слово не вызывает тем самым у себя в памяти его зрительный образ. Среди различных факторов, влияющих на формирование грамотности учащихся, особенно важным является фактор одновременного взаимодействия зрительной и слуховой памяти. Написанные автором четверостишия содержат именно такие слуховые и зрительные опоры.

Буква, написание которой необходимо запомнить, повторяется в других словах четверостишия так, что на нее падает при произношении ударение, и как бы подсказывает ученику, какую именно букву необходимо писать в том или ином словарном слове. Иногда такой заключительной строки нет, но подсказками являются многие слова во всех строчках стихотворения. В этих словах повторяется в качестве ударного тот слог, написание которого необходимо запомнить в словарном слове.

Если необходимо запомнить написание удвоенной согласной буквы, рекомендуем также использовать стихотворные рифмовки:

Такие четверостишия можно записывать в рабочие тетради. При этом ученикам дается задание найти слова с повторяющейся буквой, слогом или парами слогов и их обратить внимание на то, что именно такую букву или такой слог нужно писать в словарном слове. При этом очень важно обратить внимание детей на тот факт, что «вспомогательные» слова не являются однокоренными по отношению к словарному слову и служат только зрительным и слуховым ориентиром.


Адрес

Адреса друзей не забывай,

Письма им почаще посылай.

Знают все ребята во дворе

Слово «адрес» пишем с буквой Е.


Акварель

Я достану краски «Акварель»,

Нарисую солнечный апрель.

И запомню раз и навсегда:

В слове «акварель» две буквы А.


Аллея

Я гуляю в парке по аллее,

А вокруг звенит-поет апрель.

- Хочешь слово написать «аллея»?

Не забудь удвоенную Л.


Альбом

Аля купила новый альбом,

Будет цветы рисовать она в нём.

Вот уже алая роза видна.

В слове «альбом» напиши букву А.


Аптека

Ане в аптеке лекарство купили,

Ане лекарство в ложку налили,

Ане лекарство выпить пора,

Слово «аптека» начни с буквы А.

Багаж

Бабушка Галя сдавала багаж –

Четыреста двадцать один карандаш.

Бабушка Галя помнит всегда:

В слове «багаж» обе гласные – «А».


Банан

Старый кабан скушал сладкий банан

И прохрюкал: «Вот это еда!»

Запомните, дети, что в слове «банан»

Мы пишем две гласные А.


Берег

Чтоб проверить слово «берег»

Остался способ прежний:

Слово «берег» проверяют

Словом побережье.


Берёза и берёста

Запомнить это очень просто,

Запомнить это всем пора,

Что называется берестой

Берёзы белая кора.


Беседа

Без беседы только беды,

Без беседы нет друзей.

Очень скучно без беседы.

Две буквы «Е» пиши скорей!

Бидон

Обиделось слово «бидон» на детей.

(Дети, утешьте его поскорей.)

- Никак, - говорит, - не запомнят они,

Что в слове «бидон» после «Б» буква «И»!


Билет

Слово «билет» я в тетрадке пишу,

Очень стараюсь, почти не дышу.

- Мама, скорее иди, посмотри:

В слове «билет» я пишу букву И.


Ботинки

Как у нашей у Полинки

Боты, ботики, ботинки.

Звонко цокают, блестят

С буквой «О» дружить хотят.


Болото

Больше на болото мы точно не пойдём,

Мы за сотню метров болото обойдем.

Топкое болото, опасное оно,

Не хочешь в нём увязнуть,

Пиши три буквы «О»!


Валенки

Пусть летом Лена валенки не носит,

Пусть Лена носит валенки зимой.

Но в слове валенки в любое время года

Мы букву «Е» должны писать с тобой.


Вагон

Хотите написать «вагон»?

Совсем тут не нужна отвага,

А только ручка и бумага,

И все же вспомните сперва:

Вторая буква – буква «А»!


Восток

Вот на востоке солнце всходит.

Восток для солнышка окно.

Как слово пишется «восток»?

Конечно, в нем две буквы «О».


Весело

Весело ветер на север летел,

Весело ветер нам песенку пел.

Песенка нравится мне и тебе.

Не забывайте писать буквы «Е»!


Вместе

Запомните, что в слове «вместе»

Все буквы пишут только вместе.

И правило второе есть:

Букв в этом слове только шесть.


Герой

Гена-крокодил – герой,

За друзей стоит горой.

Друзьям поможет всегда и везде.

В слове «герой» пиши букву Е.


Гореть

Румяный Егорка катается с горки.

Как яблоки, щёки горят у Егорки.

Горят как огонь на морозе они.

Эх, хороши новогодние дни!

Даже гирлянды на ёлках горят,

В слове «горят» буква «О» у ребят.


Девочка

Вот очень хорошая девочка,

Мы вместе ходим в кино.

Я знаю, что в слове «девочка»

Вторая гласная – «О».


Дежурный

Рано дежурный в школу придет,

Цветы аккуратно в классе польёт,

Губку намочит в чистой воде.

В слове «дежурный» пиши букву Е.


Деревня

Из дерева дома в деревне,

У деда деревянный дом.

«Деревня» - слово не простое:

Две буквы «Е» пишу я в нём.


Долина

Долина, долина,

Широкий простор,

Родины нашей приволье.

Слово «долина» нам очень легко

Проверить словом «раздолье».


До свидания

Если свидеться хотим,

«До свидания» говорим.

Вновь увидим мы друзей,

Будем на свидании.

Букву И пиши скорей

В слове «до свидания».


Железо

Женя и Лена учатся в школе.

У Жени и Лены железная воля.

Знают железно всегда и везде:

В слове «железо» две гласные «Е».


Жилище

Жил жираф в высоченном жилище,

Ростом был наш жираф метра три!

Не забудьте, что в слове «жилище»

После «Ж» пишут гласную «И».


Заяц

Заяц Яшка ясно знает,

Знает заячья семья:

Если пишешь слово «заяц»,

Третья буква в слове – «Я»


Здравствуйте

Здоровья, здравия мы всем всегда желаем

И в слове «здравствуйте» две буквы «В»

Писать мы никогда не забываем!


Земляника

На поляне – земляника.

Сколько ягод! Посмотри-ка!

Хоть все земли обойдёшь,

Слаще ягод не найдёшь!


Завтрак

Завтрак на травке

Устроить нам пора.

Пишешь слово «завтрак»?

Пиши две буквы «А»!


Йогурт

Пейте, дети, каждый день

Йогурта пакет.

Будете здоровыми

Много-много лет.

Бодрыми, здоровыми на урок придете,

В тетрадке слово «йогурт»

С буквы Й начнете.


Иней

На ёлочке иней белеет,

Блестит и сверкает на ней.

И снежные звёзды на солнце

Горят всё сильней и сильней.


Каблук

Ах, как Катя каблуками,

Каблуками стук да стук!

Не забудь, что с буквой А

Слово пишется «каблук».


Календарь

Катя и Лена взяли словарь,

Ищут, как слово писать – календарь.

Ответ, надеюсь, известен тебе:

Через гласную А, через гласную Е.


Картофель, кастрюля, капуста

Картофель с капустой

В кастрюле варились

И буквою «А»

Чрезвычайно гордились.


Карандаш

На уроках он помощник наш -

Разноцветный яркий карандаш.

Ты, дружок, запомни навсегда:

В слове «карандаш» три буквы А.


Карман

На брюках у Макара два кармана

И два кармана у Макара на рубашке.

«Карман» - два раза пишем букву «А».

Об этом знают даже первоклашки.


Картина


Карпова Катя рисует картину.

Картина раскрашена наполовину.

Катя устала, поспать ей пора.

В слове «картина» пиши букву «А».


Квартира

Лягушка-квакушка квартиру купила,

Квасом соседей своих угостила.

Квакали гости, отведавши квас:

«Ква-ква-квартира у вас просто класс»!


Командир

Коля Маркин – командир отряда,

На линейке он командует как надо.

Мой совет запомнить вам легко:

В слове «командир» пишите «ко».


Комната

У Наты красивая комната,

Чиста и уютна она.

Запомни, что в слове «комната»

Вторая гласная А.


Компот

Толстый кок и толстый кот

Вместе кушали компот.

А в компоте груши, сливы.

Букву «О» не подменили?


Компьютер

Кот на компьютер запрыгнул вчера,

Мышь у компьютера прятать пора.

Слово «компьютер» пиши с буквой О,

Котик тогда не сломает его.


Коньки

Ловкие стальные кони

По катку меня погонят.

И удобны, и легки,

Ловко скованы коньки.


Корабль

Корабль уходит далеко,

Растаял в синем море.

В слове «Корабль» пишем гласную «О».

С этим я даже не спорю.


Костёр

Костя разводит костёр на лугу.

Косте костёр развести помогу.

Ломкие сучья в костёр положу.

В слове «костёр» букву О напишу.


Котёл

Крот и кот котел купили,

Вкусный борщ в котле сварили.

Съели борщ, сверкает дно.

В слове «котёл» пиши букву О.


Крокодил

Добрый крошка-крокодил

Очень кроликов любил.

В этом слове «крокодил»

Две гласных О. Ты не забыл?


Кружево

Ай да Женя-кружевница,

Золотая мастерица –

Кружево сплела уже.

После «кру» пишите «же».


Лагерь

Лера с Герой едут в летний лагерь

Загорать и плавать в солнечной воде.

Лера с Герой – умные ребята:

В слове «лагерь» пишут букву «Е».


Ладонь

Часто играют в ладушки с Ладой.

Весело ладится наша игра.

Всем грамотеям запомнить бы надо:

В слове «ладонь» пиши гласную «А».


Ласточка

В небе ласточка, словно точка,

Так взлетела она высоко.

Все помнят, что в слове «ласточка»

Вторая гласная О.


Лебедь

Белый-пребелый лебедь

Качался на лёгкой волне.

Запомни, что в слове «лебедь»

Мы пишем две буквы Е.


Лестница

По ступенькам вверх и вниз

Долго нам с тобой идти.

В слове «лестница» в тетрадке

Букву «Т» не пропусти.


Линия

Длинную ниточку – линию

Я начертил, посмотри!

Запомни, что в слове «линия»,

Мы пишем две гласные И.


Лопата

Лопата ловко трудится весь день.

Лопатой плотный снег сгребать не лень.

Чтоб от усердия не лопнула лопата,

Мы букву «О» подарим ей, ребята.


Лучше

Луч шептал в тиши лучу:

«Слушай, луч, как я шепчу,

Слушай лучше, слушай лучше».

Луч шептал в тиши лучу.


Лягушка

Пляшет и поет лягушка

Звонко-звонко: «Ля-ля-ля

Голосистая квакушка

Мечтает спеть для короля!


Малина

Маша малину в лесу собирала.

Мало малины Маша нашла.

Маша медведя в лесу увидала.

В слове «малина» пиши букву «А»!


Магазин

Большие неприятности у мага:

Закончилась волшебная бумага.

Маг знает: выход у него один –

Отправиться в волшебный магазин.

И будет бумага в твоей корзине,

Если напишешь два буквы «А» в «магазине».


Макароны

Макар и Маша ели макароны.

Полезна эта пища и легка.

Запомните, что в слове «макароны»,

Мы пишем «МА», а после пишем «КА».


Машина

Мама у Маши – водитель такси,

По правилам водит машину она.

А Маша вам скажет, когда ни спроси:

- В слове «машина» пишу букву «А».


Мебель

Купила белка мебель,

Расставила в дупле.

Давайте в слове «мебель»

Писать две буквы «Е».


Месяц

Ясный месяц встал над садом.

На крыльце мы сядем рядом.

Сядем рядом, посидим

И на месяц поглядим.


Медведь

Мёд решил медведь отведать,

Пчёл лесных пошёл проведать.

Теперь с досады он ревёт:

Кусачим оказался мёд.


Молоко

Вот льётся молоко в ведро,

Скорее кружку подставляй.

Когда ты пишешь слово «молоко» -

Три буквы «О» не забывай!


Монета

Если есть у нас монета,

Сразу купим эскимо.

Слово звонкое «монета»

Мы напишем с буквой о.


Морковь

Я плыл в морковном море,

В морковной лодке плыл,

Морковный сон мне снился.

Я очень морковку любил.


Народ

Как страна прекрасна наша,

Нет страны на свете краше.

И в народе нашем знают:

Лучше нет родного края!

А народ все уважают,


Облако

Облака плывут по небу,

Облака блестят слегка.

Кто-то, видно, белым лаком

Покрывает облака!

За облаками наблюдай,

Слог –ЛА - писать не забывай.


Огород и огурец

В огороде помидоры,

В огороде огурец.

Не забыл про букву «О?

Грамотей, ты – молодец!


Ошибка

Ох, ошибочки, ошибки,

Вы вредите мне давно.

Слово вредное «ошибка»

Начинаю с буквы О.


Пакет

Надо нам завтра сходить в магазин,

Пару пакетов купить молока.

Выпьем по кружке и скажем друг дружке:

- В слове «пакет» пишем гласную «А».


Пальто

Папа и Паша пальто покупали.

Папа и Паша купили пальто.

Бабушке с мамой пальто показали,

Бабушка с мамой сказали: «Не то»!


Парад

Пара за парой, пара за парой

Мы маршируем вперед и назад.

Пара за парой шагаем недаром.

Завтра наш первый школьный парад!


Пассажир

Две буквы С уселись в самолёт

И пассажирами отправились в полёт.

Взлетели до заоблачных небес.

Ты в слове «пассажир» пиши две буквы С.


Петух

Петя, Петя, Петушок

Пел нам песню на заре,

Петушиный перепев

Всех разбудит во дворе!


Песок

Пегий пёс зарыл в песок

Хлеба белого кусок.

Пёс уверен – два куска

Вырастают из песка!


Пенал

Весело Петя в школу шагал.

В портфеле у Пети новый пенал.

Пете теперь не к лицу забывать

В слове пенал букву «Е» написать!


Платок

У Лары платок и у Лады платок,

Узор на платке – красота!

Как будто на небе в пасмурный день

Радуга вдруг расцвела!


Пловец

Ловкий пловец по реке проплывал.

Ловкий пловец даже плот обогнал.

Ловкий пловец уплывёт далеко.

В слове «пловец» напиши букву «О».


Пшеница

Ученикам и ученицам

Шепчет, шелестит пшеница:

- Не забудьте, что во мне

Третья буква – буква «Е».


Посуда

Маме я верный помощник давно

Мою на кухне посуду.

В слове «посуда» гласную «О»

Я никогда написать не забуду!


Праздник

Дома в праздник не сиди,

А из дома выходи.

Целый день ходи, гуляй,

Букву «Д» не пропускай!


Простуда

Я давно простыл, это просто простуда.

Просто простуда взялась ниоткуда.

Теперь не пойду я ни в цирк, ни в кино.

Слово «простуда» пиши с буквой О.


Работа

Мы рано встали,

Мы работали весь день,

Мы рады, что работать нам не лень.

Но все же мы работаем с утра

И отдохнуть нам все-таки пора.


Ракета

Рак ракету смастерил,

Прямо в речку запустил.

Раки крикнули: «Ура!

В космос нам лететь пора!

Мы ракету с буквой «А»

Запускать будем с утра.


Рисунок

Рисунки у Риты приятны для глаза.

Рита рисует, иди, посмотри,

Ирисов синих полную вазу.

В слове «рисунок» пиши букву «И».


Рябина

Ярко рябины кисти горят,

Ярче, чем ясная в небе заря.

Рябь золотая в глазах от рябины.

В слове «рябина» пиши букву «Я».


Салют

Художник красками картину написал.

На ней салют сверкает в небесах.

Как будто астра в небе расцвела.

«Салют» мы пишем только с буквой «А».


Сапоги

Саша сам решил почистить сапоги.

Ну, а ты немного Саше помоги.

Чтобы стали сапоги сверкать,

В слове «сапоги» нам надо с «А» писать.


Секрет

Все знают, как писать «секрет».

И никакой тут тайны нет.

Известно даже детворе:

Мы пишем здесь две буквы «Е».


Солдат

Сияет солнышко, идет домой солдат,

Медаль сияет на груди солдата.

Вы это слово славное «солдат»

Всегда пишите с буквой «О», ребята.


Сахар

В Сахаре жить не сахар,

Там страшная жара.

Давайте в слове «сахар»

Писать две буквы «А».


Сверкать

От радости глаза у Светы засверкали:

«Пятёрку» ей поставили в журнале.

Букву «Е» Света пишет уверенно в слове «сверкать».


Снегирь

С первым снегом, с первым снегом

Снегири к нам прилетели

И на белую берёзу

Бахромою алой сели.


Совет

Как слово пишется «совет»?

Могу я точный дать ответ:

Вторая буква – буква «О»,

Там для другой буквы запрет.


Стрекоза

Быстрее и быстрее

Стрекозы в танце вьются,

Сверкают, словно стрелки,

А в руки не даются.

Стрекозы всё порхают,

Про букву «Е» напоминают.


Спасибо

Меня вчера приятель спас,

Меня он спас в десятый раз.

И я его благодарю –

Ему «спасибо» говорю.


Собака

Я слово «собака» хочу написать,

Про гласную «О» мне нельзя забывать.

Но букву запомнить мне очень легко

Ведь схожа с ошейником гласная «О».


Суббота

Борис Борисович в субботу не работал,

Борис Борисович в субботу отдыхал.

Но в слове под названием «суббота»

Две буквы «Б» писать не забывал.


Тарелка

Таня тарелки старательно мыла,

Стали тарелки у Тани сверкать.

А в тетрадке она не забыла

В слове «тарелка» «А» написать.




Телевизор

Наконец мы еле-еле

Двести серий досмотрели.

Зато мы в слове «телевизор»

Две гласных Е не просмотрели!


Телефон

Хоть тётя Лена и болтушка,

Но помнит и во сне

О том, что в слове «телефон»

Две гласных буквы «Е».


Топор

Между нами вышел спор:

Как же пишется «топор»?

А ведь известно всем давно

В «топоре» две буквы «О».


Трамвай

Медленно едет старый трамвай.

- Старый трамвай, ты меня покатай!

- Что же, садись, места хватит тут всем.

В слове «трамвай» напиши букву «М».


Ужин

Ужин стряпают ужи.

Букву «И» скорей пиши.

В слове «ужин» в слоге – жи

«И» напишут малыши.


Улица

Наша улица отличная,

Даже лучше, чем столичная.

Мы на улице своей

Не обижаем малышей.


Урожай

В полях овес, пшеница, рожь!

Урожай у нас хорош!

С буквой «О» его напишем,

В баранке, бублике увидим.


Хоккей

Беру я клюшку для хоккея,

Удобна клюшка и легка.

Когда пишу «хоккей» в тетрадке,

Всегда пишу две буквы «К».


Чёрный

На чёрном шёлке

Жёлтые пчёлки

Блестят, переливаются.

Угадай, как называются? (Звёзды)


Шёл и шёлк

Храбрый ёжик, храбрый ёжик

Шёл по шёлковой траве.

Храбрый ёжик, храбрый ёжик

Нёс лепёшку в рукаве.

Храбрый ёжик, храбрый ёжик

Говорил мне: « Не спеши,

Ты в словах и «шёл», и «шёлк»

Только букву «Ё» пиши.


Шоссе и шоколад

Иду я по шоссе, кусаю шоколад.

Мне очень хорошо, я шоколаду рад.

А почему же мне сегодня хорошо?

А потому что в словах «шоссе» и «шоколад»

Слог «шо» пишу я с гласной «О».


Щенок

Забился в щель щенок мой глупый,

Его выманиваю супом.

Поднимет быстро настроенье

Щенку такое угощенье.


Ягода

Мы в саду каких угодно ягод наберём.

Много ягод – целое ведро.

А когда мы в школу осенью пойдём,

Слово «ягода» напишем с буквой «О».


Язык

Я лениться не привык,

Я учу родной язык.

Вам советую, друзья:

«Язык» пишите с буквой «Я».


Четверостишия с сочетаниями «ОРО», «ОЛО»:

И сорока, и ворона,

Воробей и соловей

Написать две буквы «О»

Дружно просят всех детей!


Вдаль бежит, спешит дорога.

В город мы приедем скоро.

И колёса у машины –

Словно сочетанье «ОРО».


Спит корова на соломе.

Ах, какая благодать!

Не забудьте сочетанья

«ОРО», «ОЛО» написать.


Колокольчик, колосок

Привяжу за поясок.

В колотушку колочу,

Дятла тукать я учу.

Из леса я домой вернусь,

Слова с «ОЛО» писать научусь.


Работа со словарными словами
  • Начальные классы
Описание:

Программа по русскому языку в начальной школе предусматривает обязательное изучение словарных слов. За годы обучения в начальной школе ученику предстоит запомнить написание около 200 словарных слов с непроверяемыми гласными и согласными звуками и буквами. Механическое запоминание путем многократного повторения не всегда дает нужный результат. Необходим эффективный метод, который позволит детям быстро сориентироваться и вспомнить безошибочное написание словарных слов.

Буква, написание которой необходимо запомнить, повторяется в других словах четверостишия так, что на нее падает при произношении ударение, и как бы подсказывает ученику, какую именно букву необходимо писать в том или ином словарном слове.

Автор Ярикова Татьяна Александровна
Дата добавления 22.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1598
Номер материала 10414
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓