Главная / Русский язык и литература / Работа с учебно-научным текстом на уроках русского языка. Методическая система.

Работа с учебно-научным текстом на уроках русского языка. Методическая система.

Работа с учебно-научным текстом на уроках русского языка.

Методическая система.

Переосмысление приоритетов школьного образования, связанное с выдвижением на первый план языковой личности учащихся, требует особого внимания к познанию лингвистической теории.

Познание, как известно, связано с овладением текстовой деятельностью. Поскольку важнейшим средством познания является язык, само познание надо рассматривать как процесс непрерывного чередования восприятия, переработки и создания текстов.

Одно из направлений познавательной деятельности связано с освоением содержания учебно- научных текстов. Учебно-научный текст составляет основу школьного учебника. На мой взгляд, недооценка важности работы с учебно-научным текстом, отсутствие строгой системы в использовании его потенциала при развитии интеллектуально-речевых способностей учащихся – это одна из причин, объясняющих трудности, которые испытывает учитель в 10-11 классах при подготовке школьников к ЕГЭ, в частности, при выполнения задания части «С». С 1998г. я преподаю в классах 3 ступени, каждый год выпускаю одиннадцатиклассников. В поисках резервов не только для успешной сдачи ЕГЭ, но и для обеспечения качественного прироста знаний и умений учащихся в целом я и пришла к пониманию необходимости систематизировать методику работы с учебно-научным текстом на уроке русского языка.

1.Типы учебно-научного текста в школьных учебниках.


По способу предъявлений

По дидактическому назначению

вербальные

невербальные

информирующие

тренировочные

Словесный текст

таблица

схема

график

рисунок

теоретические

иллюстрирующие

инструктирующие

обучающие

конролирующие



Для того чтобы научиться читать и понимать информацию, представленную в разных кодах, а при создании собственного высказывания их использовать, необходимы интеллектуально-речевые умения:

  • Аналитические

  • Реконструктивные

  • Продуктивные



Ожидаемый результат обучения надо рассматривать не только с точки зрения приобретения знаний, но и с точки зрения развития интеллектуально-речевых способностей.

2. Аналитическая текстовая деятельность.

Основной метод – лингво-смысловой анализ.

Цель: обеспечение полного и точного понимания содержания учебно-научного текста.

Методика: анализ проводится в три этапа:

  • Дотекстовой

  • Текстовой

  • Послетекстовой.

Дотекстовой этап.

Задача – настрой на адекватное восприятие текста.

Задания:

  • выделить в заглавии знакомые и незнакомые термины

  • определить, какой теоретический материал надо повторить для усвоения нового

  • предположить, о чём пойдёт речь в тексте

Приёмы:

  • приём анализа заглавия текста

  • приём предвосхищения

  • приём выдвижения гипотезы



Текстовой этап.

Задача- организация аналитического чтения нового текста.

Задания:

  • найти неясные слова и определить их значение по словарю

  • выделить новые термины и определения

  • отделить теоретическую информацию от иллюстративной

  • определить микротемы текста

  • сформулировать общую тему текста

Приёмы:

  • постановка вопроса к тексту

  • поиск ответа на этот вопрос

Основная текстовая категория – информативность, в учебно-научном тексте информация теоретическая и иллюстративная. Освоение теоретической части учебного текста предполагает выделение уже известных и новых понятий. Понятие – основа научного стиля, поэтому работа над освоением содержания понятия и структуры его определения очень важна.

Определение термина (специального слова, обозначающего научное понятие) строится по плану:

  1. термин

  2. родовая принадлежность

  3. видовые отличия

  4. пример

О полноте понимания учеником сущности термина можно говорить лишь при условии, что он приводит собственные примеры и готов прокомментировать их.

Послетекстовой этап.

Задача – рефлексия собственной аналитической деятельности ученика.

Задания:

  • поставить вопросы к тексту и ответить на них

  • привести свои примеры и прокомментировать их

  • составить план текста и пересказать его по плану реконструкция текста)

  • представить текст в другой форме (реконструкция текста)

Важно, чтобы ученики учились

  • называть использованные приёмы

  • определять их роль

  • обосновывать их место в процессе познания.

Таким образом, лингво-смысловой анализ текста знакомит учащихся с закономерностями его построения и языковыми средствами передачи научной информации (сам учебно-научный текст – образец их использования), поэтому он является ведущим методом организации аналитической текстовой деятельности.

3. Реконструкция учебно-научного текста.

Реконструкция – изменение формы предъявления информации при сохранении содержания.

Приемы:

  • Составление плана.

Задания:

  • Дополнить данный учителем план

  • Реконструировать готовый план

  • Сравнить данные планы, выбрать лучший, обосновать свой выбор.

  • Составить план прочитанного параграфа ( используя памятку)

  • Составить сложный план нескольких параграфов

  • Воссоздание учебно-научного текста по предложенному плану.



  • Составление таблицы.

Начинается с определения:

  1. какие явления сравниваются в тексте

  2. по каким признакам они сравниваются

Задания:

  • Сопоставление таблицы и текста

  • Дополнение таблицы с опорой на текст

  • Составление таблицы по одному тексту

  • Составление таблицы по двум и более текстам

  • Обоснование количества столбцов, строк и их названий

  • Воссоздание учебно-научного текста по предложенной таблице.





  • Составление инструкции (при освоении содержания правил и формировании умения их применения).

Виды: инструкция-схема, инструкция-последовательность действий.

Задания:

  • Сопоставление инструкции и текста

  • Дополнение инструкции с опорой на текст

  • Составление инструкции по одному тексту

  • Составление инструкции по двум и более текстам

  • Воссоздание учебно-научного текста по предложенной инструкции.



  • Составление алгоритма

Алгоритм представляет собой пошаговую инструкцию, включающую вопросы, которые требуют однозначного ответа: «Да» или «Нет». Правильные ответы подводят к верному выполнению задания.

Задания:

  • Сопоставление алгоритма и текста

  • Дополнение алгоритма с опорой на текст

  • Составление алгоритма по одному тексту

  • Составление алгоритма по двум и более текстам

  • Воссоздание учебно-научного текста по предложенному алгоритму.

  • Составление схемы (отражение взаимосвязи и взаимозависимости содержащихся в тексте понятий).

Задания:

  • Сопоставление схемы и текста

  • Дополнение схемы с опорой на текст

  • Составление схемы по одному тексту

  • Составление схемы по двум и более текстам

  • Воссоздание учебно-научного текста по предложенной схеме.



4. Продуктивная текстовая деятельность.

( Создание собственного речевого произведения на учебно-научную тему.)

Основной метод – метод конструирования.

Жанры учебно-научного стиля.

Первичные жанры

Вторичные жанры

ответ на вопрос

учебная статья

беседа

характеристика явления

определение понятия

рассуждение-доказательство

правило

учебная классификация

инструкция

тезисы

описание явления

реферат

учебное рассуждение

рецензия, саморецензия


исследовательская работа



Методические приёмы:

  • Использование речевой опоры высказывания, облегчающей построение текста, - наиболее эффективный приём.( Чтобы определить…Рассуждайте так…)

(можно использовать при обращении к новому жанру, при изучении нового материала, в работе со слабоуспевающими учениками через организацию работы с памяткой)

  • Приём конструирования учебно-научного текста по нескольким источникам.

( н., текст учебника и таблица)

  • Приём сопоставления близких по теме учебно-научных текстов

(н., инструкция, схема, речевая опора)



5. Создание аргументативных текстов.

Аргументативные тексты имеют определённую коммуникативную установку:

  • Объяснить

  • Доказать

  • Установить истину

Приёмы создания:

  • формулировка проблемы и демонстрация пути её решения (рассуждение),

  • пояснение примеров,

  • ознакомление с приёмами решения учебной задачи.

Базовые элементы аргументации

  • Тезис (положение, которое требует доказательства)

  • Доводы (факты, явления, теоретические положения, которые подтверждают или опровергают тезис)

  • Вывод (связь тезисов и доводов)

К аргументативным текстам относят:

  • Рассуждение (структура: аргумент-аргумент-аргумент-тезис(вывод)

Задача: показать, как выводится то или иное утверждение

Ключевые слова в заданиях по созданию рассуждений:

Как следует рассуждать при ответе на вопрос…?

Условия успешности создания рассуждения:

  • Точность формулировки тезиса

  • Умение подбирать аргументы (примеры, факты, теоретические положения)

  • Умение использовать языковые средства

  • для введения аргументов (Рассмотрим пример…; Обратите внимание на…)

  • для характеристики действий, связанных с анализом примеров (сравним; составим схему…)

  • для оформления выводов (итак, таким образом, из этого следует…)

  • для передачи эмоциональной оценки содержания текста (Вот и оказывается…; Неужели это интерфикс?..)

Речь учителя, тексты учебников и научно-популярной литературы должны являться образцом для самостоятельных высказываний школьников.

Задания:

Перед речью учителя

  • Внимательно следите за тем, с чего я начинаю, как анализирую примеры, как делаю выводы; Сколько аргументов я привела?..

К письменному тексту из учебника

  • Составить схему текста; найти часть, в которой содержатся доказательства, примеры и их пояснение; определить языковые средства связи между частями текста…

Умение строить логическое рассуждение – метапредметный результат освоения школьной программы, поэтому его формирование имеет большое значение для учебной деятельности школьников.

  • Доказательство (структура: тезис (вывод) – аргумент, аргумент)

Задача: обоснование правильности того или иного утверждения

Задания:

  • объяснить написание букв

  • объяснить постановку знаков препинания

  • квалифицировать языковое явление

  • Объяснение (структура: тезис-аргумент-аргумент-вывод)

(сходно с доказательством, отличается большим количеством аргументов, причём разнохарактерных)

Задача: подтверждение мысли, всесторонняя интерпретация.

Средства языка, поддерживающие логику объяснения:

  • порядок действий (проанализируем, возьмём другой пример, рассмотрим…)

  • характер действий (сделаем вывод, из этого следует…)

  • активизация внимания слушателей (Возникает вопрос…; В чём причина…)

Вывод: умение создавать аргументативные высказывания – базовое общеучебное умение, необходимое для развития мышления учащихся и их речи, работа с учебно-научным текстом –важнейшее в данном направлении звено.

Общий вывод: приёмы включения текста в процесс обучения русскому языку разнообразны. Интенсивное использование текстов разного типа на уроках русского языка в старших классах даёт серьёзный качественный прирост в освоении учащимися литературных норм.



Использованная литература:

1.Дейкина А.Д., Малявина Т.П. Реализация текстоориентированного подхода на занятиях по коррекции правописных умений и навыков в 10-11 классах. // Русский язык в школе.- 2011.- №5.- с.11.

2. Малявина Т.П. Работа с текстом на занятиях по коррекции правописных умений и навыков. // Русский язык в школе.- 2010.- №11.- с.10.

2012г.

Работа с учебно-научным текстом на уроках русского языка. Методическая система.
  • Русский язык и литература
Описание:

Одно из направлений познавательной деятельности связано с освоением содержания учебно-научных текстов. Учебно-научный текст составляет основу школьного учебника. На мой взгляд, недооценка важности работы с учебно-научным текстом, отсутствие строгой системы в использовании его потенциала при развитии интеллектуально-речевых способностей учащихся – это одна из причин, объясняющих трудности, которые испытывает учитель в 10-11 классах при подготовке школьников к ЕГЭ, в частности, при выполнении задания части «С».

С 1998г. я преподаю в классах 3 ступени, каждый год выпускаю одиннадцатиклассников. В поисках резервов не только для успешной сдачи ЕГЭ, но и для обеспечения качественного прироста знаний и умений учащихся в целом я и пришла к пониманию необходимости систематизировать методику работы с учебно-научным текстом на уроке русского языка.

Автор Синикова Валентина Ивановна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 856
Номер материала 48373
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓