Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыРабота с учебно-научным текстом на уроках русского языка. Методическая система.

Работа с учебно-научным текстом на уроках русского языка. Методическая система.

Скачать материал

Работа с учебно-научным текстом на уроках русского языка.

Методическая система.

    Переосмысление приоритетов школьного образования, связанное с выдвижением на первый план языковой личности учащихся, требует особого внимания к познанию лингвистической теории.

    Познание, как известно, связано с овладением текстовой деятельностью. Поскольку важнейшим средством познания является язык, само познание надо рассматривать как процесс непрерывного чередования восприятия, переработки и создания текстов.

    Одно из направлений познавательной деятельности связано с освоением содержания учебно- научных текстов. Учебно-научный текст составляет основу школьного учебника. На мой взгляд, недооценка важности работы с учебно-научным текстом, отсутствие строгой системы в использовании его потенциала при развитии интеллектуально-речевых способностей учащихся – это одна из причин, объясняющих трудности, которые испытывает учитель в 10-11 классах при подготовке школьников к ЕГЭ, в частности, при выполнения задания части «С». С 1998г. я преподаю в классах 3 ступени, каждый год выпускаю одиннадцатиклассников. В поисках резервов не только для успешной сдачи ЕГЭ, но и для обеспечения качественного прироста знаний и умений учащихся в целом я и пришла к пониманию необходимости систематизировать методику работы с учебно-научным текстом на уроке русского языка.

1.Типы учебно-научного текста в школьных учебниках.

 

По способу предъявлений

По дидактическому назначению

вербальные

невербальные

информирующие

тренировочные

Словесный текст

таблица

схема

график

рисунок

теоретические

иллюстрирующие

инструктирующие

обучающие

конролирующие

 

    Для того чтобы научиться читать и понимать информацию, представленную в разных кодах, а при создании собственного высказывания их использовать, необходимы интеллектуально-речевые умения:

·         Аналитические

·         Реконструктивные

·          Продуктивные

 

    Ожидаемый результат обучения надо рассматривать не только с точки зрения приобретения знаний, но и с точки зрения  развития интеллектуально-речевых способностей.

2.  Аналитическая текстовая деятельность.

Основной метод – лингво-смысловой анализ.

Цель: обеспечение полного и точного понимания содержания учебно-научного текста. 

Методика: анализ проводится в три этапа:

·         Дотекстовой

·         Текстовой

·         Послетекстовой.

Дотекстовой этап.

Задача – настрой на адекватное восприятие текста.

Задания:

v  выделить в заглавии знакомые  и незнакомые  термины

v  определить, какой теоретический материал надо повторить для усвоения нового

v  предположить, о чём пойдёт речь в тексте

Приёмы:

v  приём анализа заглавия текста

v  приём предвосхищения

v  приём выдвижения гипотезы

 

Текстовой этап.

Задача- организация аналитического чтения нового текста.

Задания:

v  найти неясные слова и определить их значение по словарю

v  выделить новые термины и определения

v  отделить теоретическую информацию от иллюстративной

v  определить микротемы текста

v  сформулировать общую тему текста

 Приёмы:

v  постановка вопроса к тексту

v  поиск ответа на этот вопрос

    Основная текстовая категория – информативность, в учебно-научном тексте информация теоретическая и иллюстративная. Освоение теоретической части учебного текста предполагает выделение уже известных и новых понятий. Понятие – основа научного стиля, поэтому работа над освоением содержания понятия и структуры его определения очень важна.

    Определение термина (специального слова, обозначающего научное понятие) строится по плану:

1)      термин

2)      родовая принадлежность

3)      видовые отличия

4)      пример

О полноте понимания учеником сущности термина можно говорить лишь при условии, что он  приводит собственные примеры и готов прокомментировать их.

Послетекстовой этап.

Задача – рефлексия собственной аналитической деятельности ученика.

Задания:

v  поставить вопросы к тексту и ответить на них

v  привести свои примеры и прокомментировать их

v  составить план текста и пересказать его  по плану  реконструкция текста)

v  представить текст в другой форме (реконструкция текста)

 Важно, чтобы ученики учились

·         называть использованные приёмы

·         определять их роль

·         обосновывать их место в процессе познания.

    Таким образом, лингво-смысловой анализ текста знакомит учащихся с закономерностями  его построения и языковыми средствами передачи научной информации (сам учебно-научный текст – образец их использования), поэтому он является ведущим методом организации аналитической текстовой деятельности.

3.  Реконструкция учебно-научного текста.

Реконструкция – изменение формы предъявления информации при сохранении содержания.

Приемы:

·         Составление плана.

Задания:

v  Дополнить данный учителем план

v  Реконструировать готовый план

v  Сравнить данные планы, выбрать лучший, обосновать свой выбор.

v  Составить план прочитанного параграфа ( используя памятку)

v  Составить сложный план нескольких параграфов

v  Воссоздание учебно-научного текста по предложенному плану.

 

·         Составление таблицы.

Начинается с определения:

1)      какие явления сравниваются в тексте

2)      по каким признакам они сравниваются

Задания:

v  Сопоставление таблицы и текста

v  Дополнение таблицы с опорой на текст

v  Составление таблицы по одному тексту

v  Составление таблицы по двум и более текстам

v  Обоснование количества столбцов, строк и их названий

v  Воссоздание учебно-научного текста по предложенной таблице.

 

 

·         Составление инструкции (при освоении содержания правил и формировании умения их применения).

Виды: инструкция-схема, инструкция-последовательность действий.

Задания:

v  Сопоставление инструкции и текста

v  Дополнение инструкции с опорой на текст

v  Составление инструкции по одному тексту

v  Составление инструкции по двум и более текстам

v  Воссоздание учебно-научного текста по предложенной инструкции.

 

·         Составление алгоритма

Алгоритм представляет собой пошаговую инструкцию, включающую вопросы, которые требуют однозначного ответа: «Да» или «Нет». Правильные ответы подводят к верному выполнению задания.

Задания:

v  Сопоставление алгоритма и текста

v  Дополнение алгоритма с опорой на текст

v  Составление алгоритма по одному тексту

v  Составление алгоритма по двум и более текстам

v  Воссоздание учебно-научного текста по предложенному алгоритму.

·         Составление схемы (отражение взаимосвязи и взаимозависимости содержащихся в тексте понятий).

Задания:

v  Сопоставление схемы и текста

v  Дополнение схемы с опорой на текст

v  Составление схемы по одному тексту

v  Составление схемы по двум и более текстам

v  Воссоздание учебно-научного текста по предложенной схеме.

 

4. Продуктивная текстовая деятельность.

( Создание собственного речевого произведения на учебно-научную тему.)

Основной метод – метод конструирования.

Жанры учебно-научного стиля.

Первичные жанры

Вторичные жанры

ответ на вопрос

учебная статья

беседа

характеристика явления

определение понятия

рассуждение-доказательство

правило

учебная классификация

инструкция

тезисы

описание явления

реферат

учебное рассуждение

рецензия, саморецензия

 

исследовательская работа

 

Методические приёмы:

·         Использование речевой опоры высказывания, облегчающей построение текста, - наиболее эффективный приём.( Чтобы определить…Рассуждайте так…)

(можно использовать при обращении к новому жанру, при изучении нового материала, в работе со слабоуспевающими учениками через организацию работы с памяткой)

·         Приём  конструирования учебно-научного текста по нескольким источникам.

( н., текст учебника и таблица)

·         Приём сопоставления близких по теме учебно-научных текстов

(н., инструкция, схема, речевая опора)

 

5. Создание аргументативных текстов.

Аргументативные тексты имеют определённую коммуникативную установку:

·         Объяснить

·         Доказать

·         Установить истину

Приёмы создания:

·         формулировка проблемы и демонстрация пути её решения (рассуждение),

·         пояснение примеров,

·         ознакомление с приёмами решения учебной задачи.

Базовые элементы аргументации

·         Тезис (положение, которое требует доказательства)

·         Доводы (факты, явления, теоретические положения, которые подтверждают или опровергают тезис)

·         Вывод (связь тезисов и доводов)

        К аргументативным текстам относят:

·         Рассуждение (структура: аргумент-аргумент-аргумент-тезис(вывод)

Задача: показать, как выводится то или иное утверждение

Ключевые слова в заданиях по созданию рассуждений:

Как следует рассуждать при ответе на вопрос…?

Условия успешности создания рассуждения:

¾    Точность формулировки тезиса

¾    Умение подбирать аргументы (примеры, факты, теоретические положения)

¾    Умение использовать языковые средства

§  для введения аргументов (Рассмотрим пример…; Обратите внимание на…)

§  для характеристики действий, связанных с анализом примеров (сравним; составим схему…)

§  для оформления выводов (итак, таким образом, из этого следует…)

§  для передачи эмоциональной оценки содержания текста (Вот и оказывается…; Неужели это интерфикс?..)

Речь учителя, тексты учебников и научно-популярной литературы должны являться образцом для самостоятельных высказываний школьников.

Задания:

Перед речью учителя

v  Внимательно следите за тем, с чего я начинаю, как анализирую примеры, как делаю выводы; Сколько аргументов я привела?..

К письменному тексту из учебника

v  Составить схему текста; найти часть, в которой содержатся доказательства, примеры и их пояснение; определить языковые средства связи между частями текста…

Умение строить логическое рассуждение – метапредметный результат освоения школьной программы,  поэтому его формирование имеет большое значение для учебной деятельности школьников.

·         Доказательство (структура: тезис (вывод) – аргумент, аргумент)

Задача: обоснование правильности того или иного утверждения

Задания:

v  объяснить написание букв

v  объяснить постановку знаков препинания

v  квалифицировать языковое явление

·         Объяснение (структура: тезис-аргумент-аргумент-вывод)

(сходно с доказательством, отличается большим количеством аргументов, причём разнохарактерных)

Задача: подтверждение мысли, всесторонняя интерпретация.

Средства языка, поддерживающие логику объяснения:

§  порядок действий (проанализируем, возьмём другой пример, рассмотрим…)

§  характер действий (сделаем вывод, из этого следует…)

§  активизация внимания слушателей (Возникает вопрос…; В чём причина…)

Вывод: умение создавать аргументативные высказывания – базовое общеучебное умение, необходимое для развития мышления учащихся и их речи, работа с учебно-научным текстом  –важнейшее в данном направлении звено.

Общий вывод: приёмы включения текста в процесс обучения русскому языку разнообразны. Интенсивное использование текстов разного типа на уроках русского языка в старших классах даёт серьёзный качественный прирост в освоении учащимися литературных норм.

 

Использованная литература:

1.Дейкина А.Д., Малявина Т.П. Реализация текстоориентированного подхода на занятиях по коррекции правописных умений и навыков в 10-11 классах. // Русский язык в школе.- 2011.- №5.- с.11.

2. Малявина Т.П. Работа с текстом на занятиях по коррекции правописных умений и навыков. // Русский язык в школе.- 2010.- №11.- с.10.

2012г.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Работа с учебно-научным текстом на уроках русского языка. Методическая система."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист контроля качества

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Одно из направлений познавательной деятельности связано с освоением содержания учебно-научных текстов. Учебно-научный текст составляет основу школьного учебника. На мой взгляд, недооценка важности работы с учебно-научным текстом, отсутствие строгой системы в использовании его потенциала при развитии интеллектуально-речевых способностей учащихся – это одна из причин, объясняющих трудности, которые испытывает учитель в 10-11 классах при подготовке школьников к ЕГЭ, в частности, при выполнении задания части «С».

С 1998г. я преподаю в классах 3 ступени, каждый год выпускаю одиннадцатиклассников. В поисках резервов не только для успешной сдачи ЕГЭ, но и для обеспечения качественного прироста знаний и умений учащихся в целом я и пришла к пониманию необходимости систематизировать методику работы с учебно-научным текстом на уроке русского языка.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 651 906 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» 10-11 классы
  • Учебник: «Русский язык и литература. Русский язык. Базовый и углублённый уровни», Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю., Курцева З.И., Чиндилова О.В.
  • Тема: Раздел I. Текст как средство коммуникации. Совершенствование текста
  • 03.10.2020
  • 324
  • 0
«Русский язык и литература. Русский язык. Базовый и углублённый уровни», Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю., Курцева З.И., Чиндилова О.В.
Конструкт урока по русскому языку. Тема: Слова однозначные и многозначные.
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И. / Под ред. Иванова С.В.
  • Тема: Урок 89. Слова однозначные и многозначные
  • 03.10.2020
  • 610
  • 6
«Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И. / Под ред. Иванова С.В.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 09.01.2015 1526
    • DOCX 38.3 кбайт
    • 21 скачивание
    • Рейтинг: 2 из 5
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Синикова Валентина Ивановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Синикова Валентина Ивановна
    Синикова Валентина Ивановна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 6318
    • Всего материалов: 7

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Интернет-маркетолог

Интернет-маркетолог

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и культура речи: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель русского языка и культуры речи

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 59 человек из 34 регионов
  • Этот курс уже прошли 182 человека

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ОГЭ по русскому языку в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 335 человек из 62 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 698 человек

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литературное чтение: теория и методика преподавания в сфере начального общего образования

Учитель начальных классов русского языка и литературного чтения

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 141 человек из 44 регионов
  • Этот курс уже прошли 221 человек

Мини-курс

Искусственный интеллект: тексты и креативы

7 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 238 человек из 62 регионов
  • Этот курс уже прошли 21 человек

Мини-курс

Психология сиблингов в семейной структуре

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 27 человек из 15 регионов

Мини-курс

Эффективная корпоративная коммуникация

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе