Главная / Классному руководителю / «Работа с родителями учащихся коррекционных классов».

«Работа с родителями учащихся коррекционных классов».

Тема выступления: «Работа с родителями учащихся коррекционных классов».

План выступления:

  1. Примерный план работы педагога с родителями.

  2. Примерное планирование работы с родителями на учебный год.

  3. Перечень анкет и тестов для родителей учащихся классов КРО.

  4. Лекторий «Советы родителям учащихся классов КРО».

Ход выступления:

  1. Примерный план работы педагога с родителями.

1) Изучение семьи (диагностика).

2) Налаживание продуктивных контактов.

3) Оказание психолого-педагогической помощи семье.

4) Привлечение к проблемам семьи социальной службы школы.

5) Работа со службой инспекторов ОДН.

6) Взаимодействие с центрами реабилитации.

7) Консультации психиатров.

8) Взаимодействие с отделом опеки и попечительства.

9) Непосредственное участие в рейдах КДН.

  1. Примерное планирование работы с родителями на учебный год.

Сентябрь.

  1. Организационное родительское собрание.

  2. Анкетирование родителей.

  3. Выборы родительского комитета.

  4. Индивидуальная работа с родителями (посещение семьи, частные беседы). .

Октябрь.

  1. Родительское собрание по итогам первого месяца обучения.

  2. Индивидуальная работа с родителями (посещения на дому, частные беседы).

  3. Консультации учителей-предметников.

Ноябрь.

  1. Индивидуальная работа с родителями (посещения на дому, частные беседы).

  2. Консультации психологов и социального педагога.

  3. Индивидуальные поручения ко дню матери.

Декабрь.

  1. Родительское собрание по итогам второй четверти, рекомендации и инструктажи на период зимних каникул.

  2. Индивидуальные поручения по организации нового года.

  3. Рекомендации учителей-предметников, социального педагога, инспектора ОДН и психологов.

  4. Индивидуальная работа с родителями (посещение семьи, частные беседы).

Январь.

  1. Индивидуальная работа с родителями (посещение на дому, частные беседы в присутствии учащихся).

  2. Беседа «Дети-родители-учителя: этика взаимных отношений» .

Февраль.

  1. Работа с психологом по проблемным вопросам взаимодействия педагогов с родителями и учащимися.

  2. Дети и вредные привычки: беседа с инспектором ОДН.

  3. Заседание родительского комитета.

Март.

  1. Беседа: «Отношения родителей и детей в семье».

  2. Индивидуальные поручения по организации 8 марта.

  3. Родительское собрание по итогам третьей четверти: рекомендации и инструктажи на период весенних каникул.

  4. Индивидуальная работа (посещение на дому, частные беседы).

Апрель.

  1. Работа с психологом: влияние семьи на поведение детей в обществе.

  2. Беседа: «Бить или не бить. Роль родителей в становлении личности учащегося».

  3. Индивидуальная работа (посещение на дому, частные беседы).

  4. Работа с социальным педагогом.

Май.

  1. Индивидуальная работа (посещение на дому, частные беседы).

  2. Индивидуальные поручения по организации Дня Победы.

  3. Беседа: «Роль матери и отца в семье».

  4. Рекомендации учителей-предметников, социального педагога и психолога.

  5. Итоговое заседание родительского комитета.

  6. Родительское собрание по итогам учебного года: рекомендации и инструктажи на период летних каникул.

  1. Перечень анкет и тестов для родителей учащихся классов КРО.

Анкета (1 вариант).

ФИО ребенка__________________________________________________________

  1. Чем ваш ребенок любит заниматься в свободное время?

  2. Какие игры он выбирает?

  3. Любит ли спорт? Какие виды спорта предпочитает?

  4. Как ведет себя в коллективе сверстников?

  5. Есть ли у ребенка обязанности в семье? Какие?

  6. Кто в вашей семье занимается непосредственным воспитание ребенка?

  7. Какие трудности в воспитании вы испытываете?

  8. Какими методами воспитание вы пользуетесь?

  9. Нет ли у вас необходимости в помощи специалистов? Каких?

  10. Ваши рекомендации учителям в отношениях с вашим ребенком?


Анкета (2 вариант).

ФИО ребенка__________________________________________________________

  1. Можете ли вы оставить ребенка дома одного?

  2. Стремится ли ваш ребенок к уединению дома?

  3. Может ли ваш ребенок вступить в разговор с незнакомыми людьми?

  4. Опасен ли маршрут вашего ребенка от дома до школы?

  5. Проходили ли вы вместе с ребенком этот маршрут?

  6. Способен ли ваш ребенок защитить себя?

  7. Знаете ли вы друзей своего ребенка?

  8. Существует ли в вашей семье правило предупреждать об отсутствии ребенка дома в назначенный час?

  9. С кем находится ваш ребенок в дни каникул?

  10. Много ли времени вы уделяете ребенку?

Анкета (3 вариант).

ФИО ребенка__________________________________________________________

1.Вы заняты своими делами, а у ребенка возникли какие-то проблемы. Вы:

а) Оставите дела и займетесь им;

б) Попросите подождать;

в) «Не лезь с пустяками, некогда».

2. Если вы совершили ошибку по отношению к ребенку, то:

а) Признаете это и извинитесь;

б) Скажите, что ошиблись;

в) Сделаете вид, что вы правы.

3. Считаете ли вы, что с детьми надо советоваться по разным вопросам?

а) Да;

б) Иногда;

в) Нет.

4. Ребенок своим поступком вывел вас из себя.

а) Вы сохраните самообладание;

б) Покажите свое недовольство;

в) Накричите и накажите.

5. Ребенок совершил проступок. Ваша реакция:

а) поставите себя на его место;

б) разберетесь и накажите;

в) накажите без разговоров.

6. Всегда ли вы воздерживаетесь от слов, которые могут ранить ребенка?

а) Да;

б) Иногда;

в) Никогда.

7. Выделяете ли вы день, когда ребенок делает, что хочет?

а) Да;

б) Иногда;

в) Никогда.

8. Можете ли вы устоять против просьб, слез, если видите, что это каприз?

а) Да;

б) Иногда;

в) Никогда.


Опросник «Взаимодействие Родитель – ребенок». Подростковый вариант.

Инструкция: Отметьте степень согласия со следующими утверждениями по 5-бальной системе.

5 – несомненно, да (очень согласен);

4 – в общем да;

3 – и да, и нет;

2 – скорее нет, чем да;

1- нет (абсолютное несогласие).







  1. Если уж Он(а) чего-то требует от меня, то обязательно добьется своего.

  2. Он(а) всегда наказывает меня за мои плохие поступки.

  3. Я редко говорю ему (ей), куда иду и когда вернусь.

  4. Он(а) считает меня вполне самостоятельным человеком.

  5. Могу рассказать ему (ей) обо всем, что со мной происходит.

  6. Он(а) думает, что я ничего не добьюсь в жизни.

  7. Он(а) чаще замечает во мне недостатки, чем достоинства.

  8. Он (а) часто поручает мне важные и трудные дела.

  9. Нам трудно достичь взаимного согласия.

  10. Иногда Он(а) может разрешить то, что еще вчера запрещал(я).

  11. Я всегда учитываю его (ее) точку зрения.

  12. Я бы хотел(а), чтобы мои будущие дети относились ко мне так же, как я к нему (к ней).

  13. Я редко делаю с первого раза то, что еще вчера запрещал(а).

  14. Он (а) меня редко ругает.

  15. Он (а) старается контролировать все мои действия и поступки.

  16. Считает, что главное – это слушаться его (ее).

  17. Если у меня случается несчастье, в первую очередь я делаюсь с ним (ней).

  18. Он (а) не разделяет моих увлечений.

  19. Он (а) не считает меня таким умным и способным, как ему (ей) хотелось бы.

  20. Он (а) может признать свою неправоту и извиниться передо мной.

  21. Он (а) часто идут у меня на поводу.

  22. Никогда не скажешь наверняка, как он (а) отнесется к моим словам.

  23. Могу сказать, что он (а) для меня авторитетный человек.

  24. Мне нравится наши с ней (ним) тношения.

  25. Дома он(а) дает мне больше обязанностей, чем в семьях большинства моих друзей.

  26. Бывает, что он(а) применяет ко мне физические наказания.

  27. Даже если я не хочу, мне приходится поступать так, как желает он(а).

  28. Считает, что он(а) лучше знает, что мне нужно.

  29. Он(а) всегда мне сочувствует.

  30. Мне кажется, он(а) меня понимает.

  31. Он(а) хотела бы многое во мне изменить.

  32. При принятии семейных решений он(а) всегда учитывает мое мнение.

  33. Он(а) всегда соглашается с моими идеями и предложениями.

  34. Никогда не знаешь, что от него (нее) ожидать.

  35. Он(а) является для меня эталоном и примером во всем.

  36. Я считаю, что он(а) правильно воспитывает меня.

  37. Он (а) предъявляет ко мне много требований.

  38. По характеру он(а) мягкий человек.

  39. Обычно он(а) мне позволяет возвращаться домой, когда я захочу.

  40. Он (а) стремится оградить меня от трудностей и неприятностей жизни.

  41. Он (а) не допускает, чтобы я подмечал его (ее) слабости и недостатки.

  42. Я чувствую, что ему(ей) нравится мой характер.

  43. Он(а) часто критикует меня по мелочам.

  44. Он(а) всегда с готовностью меня выслушает.

  45. Мы расходимся с ним(ней) по очень многим вопросам.

  46. Он(а) наказывает меня за такие поступки, какие совершает сам(сам).

  47. Я разделяю большинство его (ее) взглядов.

  48. Я устаю от повседневного общения с ним (ней).

  49. Он (а) часто заставляет меня делать то, что мне не хочется.

  50. Он(а) прощает мне то, за что другие наказали бы.

  51. Он(а) хочет знать обо мне все: о чем я думаю, как отношусь к своим друзьям и тому подобное.

  52. Я не советуюсь с ним (ней), с кем мне дружить.

  53. Могу сказать, что он(а) – самый близкий мне человек.

  54. Он(а) все время высказывает недовольство мной.

  55. Думаю, он(а) приветствует мое поведение.

  56. Он(а) принимает участие в делах, которые придумываю я.

  57. Мы по-разному с ним(ней) представляем мою будущую жизнь.

  58. Одинаковые мои поступки могут вызвать у него (нее) то упреки, то похвалу.

  59. Мне хотелось бы быть похожим на него(нее).

  60. Я хочу, чтобы он(а) всегда относился (лась) ко мне так же, как сейчас.


Тест «Какие мы родители»

1. Следите ли вы за статьями в журналах, программами по телевидению и радио на эту тему?

2. Единодушны ли вы с вашим супругом в воспитании детей?

3. Если ребенок предлагает вам помощь, примите ли вы ее, даже если при этом дело может задержаться?

4. Ваш ребенок совершил проступок. Задумаетесь ли вы в таком случае, не является ли его поведение результатом вашего воспитания?

5. Используете ли вы формулу запрета или приказа только тогда, когда это действительно необходимо?

6. Считаете ли вы что последовательность, есть один из педагогических принципов?

7. Сознаете ли вы, что среда, окружающая ребенка, оказывает на него существенное влияние?

8. Признаете ли вы, что спорт и физкультура имеют большое значение для гармоничного развития ребенка?

9. Сумеете ли вы не приказать, а попросить о чем-либо своего ребенка?

10. Неприятно ли вам «отделываться» от ребенка фразой типа: «У меня нет времени» или «Подожди, пока я закончу работу»?


  1. Лекторий «Советы родителям учащихся классов КРО».

  1. Почти в каждой семье над детьми совершается насилие в том или ином виде:

Физическое насилие является оскорблением ребенка. Это самый грубый и жестокий вид насилия. Оно давно осуждено педагогикой, запрещено Декларацией ООН о правах ребенка, семейным кодексом. Законом об образовании, однако, имеет место почти в каждой семье. Подвергаются ему в наибольшей степени беззащитные дети-дошкольники.

Ежегодно 2 млн. детей до 12 лет избиваются родителями, в результате 10% детей погибают; 2 тыс. детей совершают самоубийство; более 50 тыс. детей уходят из дома (из выступления на парламентских слушаниях А. Апариной, председателя ком. Гос. Думы РФ по делам опекунства, семьи и молодежи, от 16 мая 1999 г.).

Психическое насилие направлено на ослабление воли, вызывает страх и психический дискомфорт у детей. Это:

  • словесное оскорбление - взрослый намеренно пытается обидеть ребенка, вызвать чувство психологического дискомфорта при помощи грубых слов и сравнений. Как правило, взрослый не задумывается над последствиями своих слов;

  • публичное осуждение - унижение достоинства ребенка в присутствии посторонних, с целью сформировать определенное общественное мнение и отношение к нему окружающих;

  • шантаж - угроза, противоречащая нравственным и правовым нормам;

  • наказание трудом - посягательство на индивидуальность, унижение личности ребенка;

  • лишение необходимых средств существования для ребенка (пищи, воды, и т.д.), материальных благ и др. Это травмирует детскую психику ребенка.

Насилие в отношении детей в любой форме и в любом месте не имеет оправдания. В соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка, дети имеют право на физическую и личную неприкосновенность, защиту от «всех форм физического или психического насилия». Все формы насилия вредны и могут оказать отрицательное воздействие на все стороны жизни ребенка. Такие дети страдают от пониженной самооценки, психических отклонений.

Кроме того, насилие порождает насилие. Ребенок, растущий в обстановке насилия, склонен разрешать конфликты с другими детьми, взрослыми и самим собой насильственным путем.

Исходя из выше сказанного, работа с семьями, с родителями становится первоочередной задачей для педагогов, воспитателей. Надо донести до каждой семьи достижения педагогики в правовом и нравственном отношении.

Формы и методы работы воспитателя с родителями в этом направлении очень разнообразны. Это групповые и индивидуальные беседы с родителями, проведение общих родительских собраний, привлечение родителей к непосредственной общественной работе вместе с детьми, обязательная пропаганда нравственно - правовой воспитанности среди родителей.

В пропаганде должны участвовать и средства массовой информации:

необходимо создавать передачи, посвященные проблемам взаимоотношений родителей и детей. Периодическая печать, причем не только педагогические издания, должна постоянно рассматривать злободневные вопросы о насилии в семье.

Однако знания и осведомленность еще не означают правильного поведения. Это сложный процесс осознания своих ошибок в воспитании, желание все изменить к лучшему и усилие воли.

Средства массовой информации, как одно из средств воздействия на сознание родителей, должны заставить задуматься о самом дорогом — о детях, а значит о будущем.

  1. Основные признаки того, что ваш ребенок принимает наркотические средства:

  • следы от уколов и порезов (особенно на руках)

  • наличие у ребенка (подростка) ложек и/или узких полых трубочек, шприцев и/или игл от них

  • наличие капсул, таблеток, порошков, пузырьков из-под лекарственных или химических препаратов

  • папиросы (особенно "Беломор") в пачках из-под сигарет

  • расширенные или суженые зрачки

  • нарушение речи, походки и координации движений при отсутствии запаха алкоголя

Дополнительные признаки:

  • лживость, изворотливость

  • проведение времени в компаниях асоциального типа

  • вымогательство и/или кража денег у окружающих

  • нарушение сна

  • телефонные разговоры (особенно "зашифрованные") с незнакомыми лицами

  • частые беспричинные смены настроения

  • внешняя неопрятность

  • снижение успеваемости в учебном заведении

  • пропажа из дома ценных вещей

  • сужение круга интересов

  • частый беспричинный кашель

Если у Вас возникли подозрения, то обязательно обращайтесь с ребенком к специалисту наркологу.

Не дайте себя убедить в том, что Ваши опасения беспочвенны! Недели и дни могут решить судьбу Вашего ребенка!

Не теряйте времени!


  1. Вы узнали, что ваш ребенок курит…

Узнав, что ребенок закурил, мы начинаем антитабачную кампанию так: выдираем его, как Сидорову козу, потом читаем мораль, а затем грозим, что он будет наказан еще страшнее, если не перестанет курить.

А нам надо: Начинать антитабачную (и антиалкогольную) пропаганду намного раньше, когда наше чадо еще бегает в коротких штанишках: работать на предупреждение. Используя любую жизненную ситуацию, из которой наглядно видно, что курение и алкоголь приносит организму вред, любую историю, увиденную по TV, - своими репликами расставлять акценты, показывать отношение к этим явлениям. Все услышанное накапливается у них в голове, как разрозненные кусочки мозаики, а потом из этих кусочков складывается единая картина - точка зрения.

Надо загодя создавать ребенку окружение, то есть с умом выбирать школу, класс, кружок или спортивную секцию - детский коллектив, где наш ребенок будет находить друзей. А потом надо работать с этим окружением: знакомиться с друзьями, приглашать их в дом, разговаривать с ними, с кем-то ненавязчиво дружбу поощрять, кого-то ненавязчиво отсекать. В 11-12 лет мнение сверстников более значимо для ребенка, чем мнение родителей. Подросток очень остро хочет быть «как все», то есть как все его друзья.

Как только ребенок дорос до 10-11 лет, надо переходить на другой уровень общения с ним. Это повысит его самооценку: он теперь взрослый, почти равный нам. Надо подчеркивать любую его успешность, вслух гордиться тем, что он делает хорошо, лучше многих. Появится собственное достоинство. А если есть собственное достоинство, легко можно сказать «нет»: «Ты хочешь курить, ну и кури, а я не хочу. Зато я сильнее тебя в спорте, лучше учусь, потому что у меня голова не отравлена никотином и лучше работает». Собственное достоинство ограждает от любых вредных соблазнов. Подросток, у которого оно есть, не будет «на слабо» пить водку и не пойдет «на слабо» грабить киоск.

Но так уж случилось, что ребенок закурил: мы не успели поработать на предупреждение. Что делать теперь? Найти правильную форму для выражения своего отношения к этому событию! Подростки обычно бывают против не сути наших требований. Их возмущает форма предъявления этих требований. Попробуйте поговорить с ним, как с взрослым, то есть дайте ему возможность самому принять решение. Подростки сейчас так жаждут все решать сами. Можно сказать: «Кури, но знай, что тебя ждет...» И дальше излагаем то, что произведет на наше чадо наибольшее впечатление: и про кислородное голодание развивающегося мозга, которое, конечно, не приведет к успехам в учебе, и про несовместимость курения и спорта... Девочкам - про маловесных, слабеньких детей, которые рождаются у курящих мам, и про участь этих мам, которые не могут полноценно работать, делать карьеру, а бегают по врачам, лечат и лечат своих слабеньких деток... В общем, кури, но знай свою судьбу. И, как это ни покажется странным, подросток, которому позволили самому принять решение, делает правильный выбор.

Когда подросток собирается на вечеринку, родителям необходимо:

  • Обсудить с ним детали предстоящей встречи: время, место вечеринки, количество приглашенных, предполагаемые занятия, с кем будет возвращаться домой. Особый запрет должен быть на алкоголь и наркотики.

  • Объяснить, что на вечеринку нельзя приводить малознакомых людей.

  • Обеспечить всех едой и развлечениями. Решительно противиться тому, чтобы гости употребляли алкоголь и табак.

  • Объяснить детям, что они должны следить за порядком в доме во время вечеринки.

  • Обсудить с ним детали предстоящей встречи: время, место вечеринки, количество приглашенных, предполагаемые занятия, с кем будет возвращаться домой.

  • Особый запрет должен быть на алкоголь и наркотики.

  • Объяснить, что на вечеринку нельзя приводить малознакомых людей.

  • Обеспечить всех едой и развлечениями.

  • Решительно противиться тому, чтобы гости употребляли алкоголь и табак.

  • Объяснить детям, что они должны следить за порядком в доме во время вечеринки.

Чего не должны делать родители:

  • Считать нормой курение или пьянство.

  • Предлагать алкоголь и табак детям, не достигшим совершеннолетия.

  • Финансировать или давать детям разрешение на действия, которые нельзя проконтролировать.

  • Унижать ребенка, демонстративно обыскивая карманы, обнюхивая, осматривая его руки.

  • Срывать на ребенке, накопившееся раздражение.

  • Впадать в уныние, если ребенок замечен в употреблении алкогольных напитков, и первая попытка исправить положение не удалась. Ребенок должен знать, что родители его любят, он им нужен.

  • Ждать принудительных мер от школы или представителей закона в отношении ребенка.

  • Отчаиваться, решив, что все кончено. Безнадежных случаев не бывает


  1. Административная ответственность

Комиссии по делам несовершеннолетних могут применить к родителям административные меры (объявить общественное порицание или предупреждение, возложить обязанность загладить причиненный вред или наложить денежный штраф):

  • в случае злостного невыполнения родителями обязанностей по воспитанию и обучению детей;

  • за доведение их до состояния опьянения или потребления наркотических средств без назначения врача;

  • за совершение подростками в возрасте до 16 лет нарушений правил дорожного движения;

  • за появление детей в общественных местах в пьяном виде, а равно за распитие ими спиртных напитков или в связи с совершением других правонарушений.

Уголовная ответственность

В Уголовном кодексе Российской Федерации предусмотрены специальные нормы об уголовной ответственности родителей:

  • за вовлечение несовершеннолетних детей в совершение преступления путем обещаний, обмана, угроз или иным способом;

  • за вовлечение несовершеннолетнего в систематическое употребление спиртных напитков и одурманивающих веществ;

  • в занятие проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;

  • за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию детей, если эти деяния соединены с жестоким обращением;

  • за злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей.

Родители несут имущественную ответственность по сделкам малолетних детей, а также за вред, причиненный малолетними детьми (до 14 лет).


  1. Шпаргалка для взрослых или правила работы с гиперактивными детьми.

  1. Работать с ребенком в начале дня, а не вечером.

  2. Уменьшить рабочую нагрузку ребенка.

  3. Делить работу на более короткие, но более частые периоды. Использовать физкультминутки.

  4. Быть драматичным, экспрессивным педагогом.

  5. Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.

  6. Посадить ребенка во время занятий рядом с взрослым.

  7. Использовать тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания).

  8. Договариваться с ребенком о тех или иных действиях заранее.

  9. Давать короткие, четкие и конкретные инструкции.

  10. Использовать гибкую систему поощрений и наказаний.

  11. Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее.

  12. Предоставлять ребенку возможность выбора.

  13. Оставаться спокойным. Нет хладнокровия – нет преимущества!



«Работа с родителями учащихся коррекционных классов».
  • Классному руководителю
Описание:

План разработки:

1.     Примерный план работы педагога с родителями.

2.     Примерное планирование работы с родителями на учебный год.

3.     Перечень анкет и тестов для родителей учащихся классов КРО.

4.     Лекторий «Советы родителям учащихся классов КРО».

5. Шпаргалка для взрослых или правила работы с гиперактивными детьми.

Данная разработка создана в помощь классным руководителям, в классном коллективе которых присутствуют "проблемные" ученики и у которых возникают трудности при работе с их родителями.

 

Автор Зверева Татьяна Сергеевна
Дата добавления 20.12.2014
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 819
Номер материала 8956
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓