Сохранение и развитие одарённости детей — важнейшая проблема
нашего общества. Перед учителем стоит основная задача – способствовать
развитию личности ребенка.
Особенности работы с одаренными детьми в школе
Федеральные
стандарты второго поколения делают акцент
на деятельностный подход в образовательном процессе, т.е. способности быть
автором, творцом, активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель,
искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и
ответственности за него, максимально использовать свои способности. Важно
направить одарённого ребёнка не на получение определённого объёма знаний, а
на творческую его переработку, воспитать способность мыслить самостоятельно,
на основе полученного материала. Можно выделить три основные проблемы
в организации работы с одарёнными детьми:
·
отсутствие у педагогов знаний об особенностях проявления детской
одарённости, видовом её разнообразии;
·
функционально - целевая направленность школы в плане развития
интеллекта учащихся;
·
ориентация школы на "уравнивание" под
"среднего" без прогноза на индивидуальное развитие.
Формы работы с одаренными детьми
На уроках методы и формы работы с одаренными учащимися, прежде
всего, должны органически сочетаться с методами и формами работы со всеми
учащимися школы и в то же время отличаться. Говоря о формах работы с
одаренными детьми, необходимо сразу оговорить следующее: работа с
такими учащимися распадается на две формы - урочную и внеурочную. Следует
признать нецелесообразным в условиях школы выделение таких учащихся в особые
группы для обучения по всем предметам. Одаренные дети должны обучаться в
классах вместе с другими детьми. Это позволит создать условия для дальнейшей
социальной адаптации одаренных детей и одновременно для выявления скрытой до
определенного времени одаренности, для максимально возможного развития всех
учащихся для выполнения ими различного рода проектной деятельности,
творческих заданий.
В работе с одаренными детьми целесообразно положить следующие принципы
педагогической деятельности:
·
принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей
для развития личности;
·
принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
·
принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
·
принцип создания условий для совместной работы учащихся при
минимальном участии учителя;
·
принцип свободы выбора учащимися помощи, наставничества.
Таким образом, все перечисленные принципы в полной мере находят
отражение в основополагающих идеях новых федеральных стандартов.
В работе с одаренными детьми наиболее эффективными из современных
педагогических технологий являются технологии продуктивного обучения и компетентностного
подхода. Эти технологии позволяют понять точку зрения учащегося и
смотреть на вещи с его и со своей точек зрения, использовать
исследовательские, частично-поисковые, проблемные, проектные
виды деятельности.
У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и
поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет учащимся
погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний,
стремление к открытиям, активному умственному труду самопознанию. Хотелось бы
подробнее рассмотреть метод проектов.
Метод проектов
Метод
проектов относится к технологиям
компетентностно-ориентированного обучения. Использование данного метода на
уроках и во внеурочной деятельности даёт новые возможности в активизации
познавательного интереса учащихся, развития творческих способностей. С учётом
интересов и уровней дарования конкретных учеников им предлагается выполнить
тот или иной проект: проанализировать и найти решение практической задачи,
выстроив свою работу в режиме исследования и завершив ее публичным докладом с
защитой своей позиции. Такая форма обучения позволяет одаренному ребенку,
продолжая учиться вместе со сверстниками и оставаясь включенным в привычные
социальные взаимоотношения, вместе с тем качественно углублять свои знания и
выявить свои ресурсы в области, соответствующей содержанию его одаренности.
Учитель в этой ситуации выступает консультантом, координатором проекта,
помощником, направляющим поиск решения проблемы, но не доминирующей фигурой в
учебном процессе.
Главная задача учителя - помочь одаренному ребенку вовремя
проявить и развить свой талант.
Психологические особенности одаренных детей
Есть одаренные ребята, в которых удачно сочетаются высокий
интеллект, творчество и скромность, доброта, чуткость, внимательное отношение
к людям. У одаренных ребят есть еще один стимул - побеждать. Хотя
цена этих побед - долгая и трудная работа над собой. И здесь незаменима
помощь учителей. «Технические достижения не стоят ровным счетом ничего, если
педагоги не в состоянии их использовать. Чудеса творят не компьютеры, а
учителя!» - отмечает Крейг Барретт, и с этим невозможно не согласиться.
Обучение талантливого ребенка и выработка у него умения самостоятельно
усваивать сложный материал – это тот первый шаг, который должен проделать
педагог со своим подопечным, чтобы привить ребенку вкус к серьезной,
включающей в себя элементы творческого подхода работе, которая будет
сопутствовать данному ребенку в жизни. Кроме того, вводя талантливого ребенка
в предмет исследования, приобщая его к науке, необходимо ставить конкретную
задачу, а именно, развитие самостоятельности в принятии решений по научным
вопросам и проблемам, а также придумывание ребенком своим, качественно новых
идей.
Немаловажную роль в этом играет реакция взрослых, умение учителя создать
максимально благоприятные условия для всестороннего развития ребёнка,
стимулировать творческую деятельность одарённых детей, что, как показывает
опыт, возможно сделать уроках. Задача учителя состоит в том, чтобы создать
условия практического овладения языком доступным для каждого учащегося,
выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить
свою активность и творчество.
В заключение хотелось бы отметить, что работа педагога с одаренными детьми —
это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителя
личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии
одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами,
другими учителями, администрацией и обязательно с родителями. Он требует
постоянного роста мастерства педагогической гибкости, умения отказаться
оттого, что еще сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной. Об
этом очень точно высказался Сократ: «Учитель, подготовь себе ученика, у
которого сам сможешь учиться».
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.