Главная / Начальные классы / Работа с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС второго поколения

Работа с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС второго поколения

Работа с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС второго поколения 2014 ...
Одаренный ребенок- это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда...
Одаренным и талантливым детям свойственны следующие черты: высокие требования...
Психологические особенности одаренных детей
Немаловажную роль в этом играет реакция взрослых, умение учителя создать макс...
Особенности работы с одаренными детьми в школе Федеральные стандарты второго ...
Важно направить одарённого ребёнка не на получение определённого объёма знани...
Можно выделить три основные проблемы в организации работы с одарёнными детьми...
Формы работы с одаренными детьми
Одаренные дети должны обучаться в классах вместе с другими детьми.
В работе с одаренными детьми целесообразно положить следующие принципы педаго...
Вывод Таким образом, все перечисленные принципы в полной мере находят отражен...
В работе с одаренными детьми наиболее эффективными из современных педагогичес...
Интересно У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской...
Метод проектов Метод проектов относится к технологиям компетентностно-ориенти...
С учётом интересов и уровней дарования конкретных учеников им предлагается вы...
Такая форма обучения позволяет, продолжая учиться вместе со сверстниками и ос...
Главная задача учителя - помочь одаренному ребенку вовремя проявить и развить...
. Некоторые проблемы развития одаренных детей.
«Учитель, подготовь себе ученика, у которого сам сможешь учиться». Сократ Муд...
1 из 20

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Работа с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС второго поколения 2014 Вып
Описание слайда:

Работа с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС второго поколения 2014 Выполнили Стебельская Т.В. Быстрова Е.В. Петренко О.В. «В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат». В.А. Сухомлинский

№ слайда 2 Одаренный ребенок- это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда вы
Описание слайда:

Одаренный ребенок- это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

№ слайда 3 Одаренным и талантливым детям свойственны следующие черты: высокие требования к
Описание слайда:

Одаренным и талантливым детям свойственны следующие черты: высокие требования к себе и к окружающим Сильно развитое чувство справедливости чувство юмора решать проблемы, которые им пока "не по зубам восприимчивы к неречевым проявлениям чувств преувеличенные страхи

№ слайда 4 Психологические особенности одаренных детей
Описание слайда:

Психологические особенности одаренных детей

№ слайда 5 Немаловажную роль в этом играет реакция взрослых, умение учителя создать максима
Описание слайда:

Немаловажную роль в этом играет реакция взрослых, умение учителя создать максимально благоприятные условия для всестороннего развития ребёнка, стимулировать творческую деятельность одарённых детей, что, как показывает опыт, возможно сделать на уроках. Вывод

№ слайда 6 Особенности работы с одаренными детьми в школе Федеральные стандарты второго пок
Описание слайда:

Особенности работы с одаренными детьми в школе Федеральные стандарты второго поколения делают акцент на деятельностный подход в образовательном процессе.

№ слайда 7 Важно направить одарённого ребёнка не на получение определённого объёма знаний,
Описание слайда:

Важно направить одарённого ребёнка не на получение определённого объёма знаний, а на творческую его переработку, воспитать способность мыслить самостоятельно, на основе полученного материала.

№ слайда 8 Можно выделить три основные проблемы в организации работы с одарёнными детьми: •
Описание слайда:

Можно выделить три основные проблемы в организации работы с одарёнными детьми: • отсутствие у педагогов знаний об особенностях проявления детской одарённости, видовом её разнообразии; • функционально - целевая направленность школы в плане развития интеллекта учащихся; • ориентация школы на "уравнивание" под "среднего" без прогноза на индивидуальное развитие.

№ слайда 9 Формы работы с одаренными детьми
Описание слайда:

Формы работы с одаренными детьми

№ слайда 10 Одаренные дети должны обучаться в классах вместе с другими детьми.
Описание слайда:

Одаренные дети должны обучаться в классах вместе с другими детьми.

№ слайда 11 В работе с одаренными детьми целесообразно положить следующие принципы педагогич
Описание слайда:

В работе с одаренными детьми целесообразно положить следующие принципы педагогической деятельности: • принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности; • принцип возрастания роли внеурочной деятельности; • принцип индивидуализации и дифференциации обучения; • принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя; • принцип свободы выбора учащимися помощи, наставничества.

№ слайда 12 Вывод Таким образом, все перечисленные принципы в полной мере находят отражение
Описание слайда:

Вывод Таким образом, все перечисленные принципы в полной мере находят отражение в основополагающих идеях новых федеральных стандартов.

№ слайда 13 В работе с одаренными детьми наиболее эффективными из современных педагогических
Описание слайда:

В работе с одаренными детьми наиболее эффективными из современных педагогических технологий являются технологии продуктивного обучения и компетентностного подхода. Эти технологии позволяют понять точку зрения учащегося и смотреть на вещи с его и со своей точек зрения, использовать исследовательские, частично-поисковые, проблемные, проектные виды деятельности.

№ слайда 14 Интересно У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и
Описание слайда:

Интересно У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности .

№ слайда 15 Метод проектов Метод проектов относится к технологиям компетентностно-ориентиров
Описание слайда:

Метод проектов Метод проектов относится к технологиям компетентностно-ориентированного обучения. Использование данного метода на уроках и во внеурочной деятельности даёт новые возможности в активизации познавательного интереса учащихся, развития творческих способностей.

№ слайда 16 С учётом интересов и уровней дарования конкретных учеников им предлагается выпол
Описание слайда:

С учётом интересов и уровней дарования конкретных учеников им предлагается выполнить тот или иной проект: проанализировать и найти решение практической задачи, выстроив свою работу в режиме исследования и завершив ее публичным докладом с защитой своей позиции.

№ слайда 17 Такая форма обучения позволяет, продолжая учиться вместе со сверстниками и остав
Описание слайда:

Такая форма обучения позволяет, продолжая учиться вместе со сверстниками и оставаясь включенным в привычные социальные взаимоотношения., вместе с тем качественно углублять свои знания и выявить свои ресурсы в области, соответствующей содержанию его одаренности.

№ слайда 18 Главная задача учителя - помочь одаренному ребенку вовремя проявить и развить св
Описание слайда:

Главная задача учителя - помочь одаренному ребенку вовремя проявить и развить свой талант.

№ слайда 19 . Некоторые проблемы развития одаренных детей.
Описание слайда:

. Некоторые проблемы развития одаренных детей.

№ слайда 20 «Учитель, подготовь себе ученика, у которого сам сможешь учиться». Сократ Мудрос
Описание слайда:

«Учитель, подготовь себе ученика, у которого сам сможешь учиться». Сократ Мудрость

Работа с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС второго поколения
  • Начальные классы
Описание:

Работа с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС второго поколения

 

Выполнили Стебельская Т.В.

Быстрова Е.В.

Петренко О.В.

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. (Слайд 2)

(Слайд 3) Одаренным и талантливым детям свойственны следующие черты:

         Остро воспринимают общественную несправедливость. Устанавливают высокие требования к себе и к окружающим.

         Сильно развитое чувство справедливости, проявляющееся очень рано. Личные системы ценностей у одаренных детей очень широки.

         Не могут четко развести реальность и фантазию.

         Одаренные дети постоянно пытаются решать проблемы, которые им пока "не по зубам". С точки зрения их развития такие попытки полезны.

         Хорошо развито чувство юмора. Талантливые люди обожают несообразности, игру слов, "подковырки", часто видят юмор там, где сверстники его не обнаруживают. Юмор может быть спасительной благодатью и здоровым щитом для тонкой психики, нуждающейся в защите от болезненных ударов, наносимых менее восприимчивыми людьми.

         Для одаренных детей, как правило - характерны преувеличенные страхи, поскольку они способны вообразить множество опасных последствий.

         Чрезвычайно восприимчивы к неречевым проявлениям чувств окружающими и весьма подвержены молчаливому напряжению, возникшему вокруг них.

          (Слайд 4)  Психологические особенности одаренных детей 

Есть одаренные ребята, в которых удачно сочетаются высокий интеллект,

творчество и скромность, доброта, чуткость, внимательное отношение к людям. У одаренных ребят есть еще один стимул - побеждать.

 

Обучение талантливого ребенка и выработка у него умения самостоятельно усваивать сложный материал – это тот первый шаг, который должен проделать педагог со своим подопечным, чтобы привить ребенку вкус к серьезной, включающей в себя элементы творческого подхода работе, которая будет сопутствовать данному ребенку в жизни. Кроме того, вводя талантливого ребенка в предмет исследования, приобщая его к науке, необходимо ставить конкретную задачу, а именно, развитие самостоятельности в принятии решений по научным вопросам и проблемам, а также придумывание ребенком своих, качественно новых  идей.

(слайд 5) Вывод

Немаловажную роль в этом играет реакция взрослых, умение учителя создать максимально благоприятные условия для всестороннего развития ребёнка, стимулировать творческую деятельность одарённых детей, что, как показывает опыт, возможно сделать на уроках.

(слайд 6-7) Особенности работы с одаренными детьми в школе

Федеральные стандарты второго поколения делают акцент на деятельностный подход в образовательном процессе, т.е. способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности.

Важно направить одарённого ребёнка не на получение определённого объёма знаний, а на творческую его переработку, воспитать способность мыслить самостоятельно, на основе полученного материала.

(слайд 8)  Можно выделить три основные проблемы в организации работы с одарёнными детьми:

отсутствие у педагогов знаний об особенностях проявления детской одарённости, видовом её разнообразии;

•         функционально - целевая направленность школы в плане развития интеллекта учащихся;

•         ориентация школы на "уравнивание" под "среднего" без прогноза на индивидуальное развитие.

 

(Слайд 9) Формы работы с одаренными детьми

На уроках методы и формы работы с одаренными учащимися, прежде всего, должны органически сочетаться с методами и формами работы со всеми учащимися школы и в то же время отличаться. Говоря о формах работы с одаренными детьми, необходимо сразу оговорить следующее: работа с такими учащимися распадается на две формы - урочную и внеурочную

(Слайд 10) Следует признать нецелесообразным в условиях школы выделение таких учащихся в особые группы для обучения по всем предметам. Одаренные дети должны обучаться в классах вместе с другими детьми. Это позволит создать условия для дальнейшей социальной адаптации одаренных детей и одновременно для выявления скрытой до определенного времени одаренности, для максимально возможного развития всех учащихся для выполнения ими различного рода проектной деятельности, творческих заданий.

(Слайд 11) В работе с одаренными детьми целесообразно положить следующие принципы педагогической деятельности:

•         принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

•         принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

•         принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

•         принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

•         принцип свободы выбора учащимися помощи, наставничества

(Слайд 12)  Вывод. Таким образом, все перечисленные принципы в полной мере находят отражение в основополагающих идеях новых федеральных стандартов.

(Слайд 13)  В работе с одаренными детьми наиболее эффективными из современных педагогических технологий являются технологии продуктивного обучения и компетентностного подхода. Эти технологии позволяют понять точку зрения учащегося и смотреть на вещи с его и со своей точек зрения, использовать исследовательские, частично-поисковые, проблемные, проектные виды деятельности.

(Слайд 14) У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду самопознанию. Хотелось бы подробнее рассмотреть метод проектов.

 (Слайд 15)  Метод проектов относится к технологиям компетентностно-ориентированного обучения. Использование данного метода на уроках и во внеурочной деятельности даёт новые возможности в активизации познавательного интереса учащихся, развития творческих способностей.

 

(Слайд 16)  С учётом интересов и уровней дарования конкретных учеников им предлагается выполнить тот или иной проект: проанализировать и найти решение практической задачи, выстроив свою работу в режиме исследования и завершив ее публичным докладом с защитой своей позиции.

 

(Слайд 17)Такая форма обучения позволяет одаренному ребенку, продолжая учиться вместе со сверстниками и оставаясь включенным в привычные социальные взаимоотношения, вместе с тем качественно углублять свои знания и выявить свои ресурсы в области, соответствующей содержанию его одаренности.

 

(Слайд 18)  Учитель в этой ситуации выступает консультантом, координатором проекта, помощником, направляющим поиск решения проблемы, но не доминирующей фигурой в учебном процессе. Главная задача учителя - помочь одаренному ребенку вовремя проявить и развить свой талант.

 

(Слайд 19)   Некоторые проблемы развития одаренных детей.

Одаренного ребенка стараются воспитать и обучить таким образом, чтобы он представлял интересы воспитавшего его общества. Но именно талантливые дети могут доставить наибольшие проблемы при обучении. Прежде всего это связано с их опережающим развитием и нетрадиционными взглядами на окружающий мир. Довольно часто одаренные дети не хотят подчиняться общим требованиям в школе: не выполняют домашних заданий, не хотят изучать поэтапно то, что им уже известно, и т.д. Наравне с этой проблемой существует и другая - рано развившиеся дети думают значительно быстрее, чем пишут. Это приводит к тому, что их работы плохо оформлены, неаккуратны, выглядят незавершенными. В некоторых случаях это может привести к полному отказу ребенка от фиксации своих мыслей.   

Такие случаи единичны, чаще встречается нестабильность интересов, что приводит к ситуации, когда ребенок не знает, кем хочет стать в будущем. Обычно одаренные дети проявляют повышенную требовательность к себе и другим, нетерпимость к нарушителям собственных  канонов. Такие особенности поведения и сознания позволяют одаренному ребенку отказаться от кумиров и авторитетов, что, с одной стороны, затрудняет процесс обучения, с другой - помогает сформировать свой собственный стиль. На ранних стадиях работы с одаренными детьми можно наблюдать и другую неприятную особенность -поверхностность знаний. Это объясняется множественностью интересов ребенка, его желанием заниматься всем, к чему возникает интерес.

Следует сказать и о том, что одаренные дети доставляют неудобства не только другим, но зачастую, и себе самим. Наиболее ярко это проявляется в общении, то есть возникают проблемы межличностной коммуникации одаренных детей. Беря на себя роль организатора, руководителя в раннем возрасте, они, тем самым, вызывают недовольство со стороны остальных участников общения или игры. Это недовольство тем сильнее, чем меньше понимание неординарности человека, взявшего власть в свои руки. Позже одаренные дети бывают склонны к  командованию, управлению другими, становятся более жесткими и нетерпимыми.

Этот факт можно рассматривать с различных точек зрения: если талантливый ребенок приложит максимум усилий к привлечению внимания к своей личности, то он будет иметь высокий авторитет и уважение группы, в которой развивается; и, напротив, невостребованные управленческие таланты приводят к тому, что человек отвергается коллективом. В первом случае создается благоприятная психологическая обстановка для дальнейшего развития личности, во втором -конфликты могут привести к полной потере интереса к дальнейшему развитию.

Этот факт можно рассматривать с различных точек зрения: если талантливый ребенок приложит максимум усилий к привлечению внимания к своей личности, то он будет иметь высокий авторитет и уважение группы, в которой развивается; и, напротив, невостребованные управленческие таланты приводят к тому, что человек отвергается коллективом. В первом случае создается благоприятная психологическая обстановка для дальнейшего развития личности, во втором -конфликты могут привести к полной потере интереса к дальнейшему развитию.

Вышеперечисленные факты приводят к выводу о том, что одной из важнейших задач педагога при работе с одаренными детьми является создание благоприятной обстановки в коллективе и разрешение конфликтных ситуаций. Важно отметить, что гиперопека таланта может привести к печальным последствиям - обожествлению самого себя и унижению других, а также к отказу от дальнейшего самосовершенствования

Заключение  

В заключение хотелось бы отметить, что работа педагога с одаренными детьми — это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителя личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией и обязательно с родителями. Он требует постоянного роста мастерства педагогической гибкости, умения отказаться оттого, что еще сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной.

 

(Слайд 20)  Мудрость

«Учитель, подготовь себе ученика, у которого сам сможешь учиться».

 

Сократ

Автор Быстрова Елена Владимировна
Дата добавления 02.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1010
Номер материала 21090
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓