Главная / Иностранные языки / Работа с одаренными детьми в условиях малокомплектной школы

Работа с одаренными детьми в условиях малокомплектной школы

Выступление


на методическом совещании


на тему:



«Работа с одаренными детьми в условиях малокомплетной школы»



Подготовила учитель английского языка :


Рогова Виктория Викторовна




В послании Президента РК Н.А. Назарбаева говорится о необходимости наращивать интеллектуальный творческий потенциал республики, создавать цивилизованные условия для развития одаренных детей и молодежи.

Современные условия требуют от учителей так организовывать обучение детей, чтобы научить их учиться, сберечь огонек пытливости, дать им познавательные средства для изучения основ наук, возможность раскрыть и развить природные задатки. Необходимо учить самостоятельно пополнять и обновлять знания. Это доказывают исследования психологов. При этом мы не забываем, что « ум ребенка не сосуд, который нужно наполнять, а очаг, который нужно зажечь».

Одним из наиболее дискуссионных вопросов, касающихся проблемы одаренных детей, является вопрос о частоте проявления детской одаренности. Существуют две крайние точки зрения: «все дети являются одаренными» – «одаренные дети встречаются крайне редко». Сторонники одной из них полагают, что до уровня одаренного можно развить практически любого здорового ребенка при условии создания благоприятных условий. Для других одаренность – уникальное явление, в этом случае основное внимание уделяется поиску одаренных детей. Эта ситуация объясняется тем, что потенциальная одаренность по отношению к достижениям в разных видах деятельности присуща многим детям, тогда как реальные незаурядные результаты демонстрирует значительно меньшая часть детей.

Внесём ясность: «одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми».

Прежде всего одаренных детей надо уметь выявить. Они имеют ряд особенностей: любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью.

Под одаренностью ребенка понимаются более высокая, чем у его сверстников при прочих равных условиях, восприимчивость к учению и более выраженные творческие проявления.

         Выделяют три категории одаренных в умственном отношении детей:

-         дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях;

-         дети с признаками специальной умственной одаренности (профильная одаренность);

-         дети потенциально одаренные, обладающие яркой познавательной активностью и незаурядными умственными резервами, но не достигшие успехов в учении и пока себя не проявившие;

Общие особенности одаренных детей:

Одаренные дети не похожи друг на друга как по диапазону и своеобразию своих способностей, так и по личностным характеристикам:

-         высокие умственные возможности;

-         способность быстро схватывать смысл принципов, понятий, положений;

-         потребность сосредоточиваться на заинтересовавших сторонах проблемы и стремление разобраться в них;

-         способность подмечать, рассуждать и выдвигать объяснения;

-         обеспокоенность, тревожность в связи со своей непохожестью на сверстников.

По последним данным, примерно пятая часть детей в школьном возрасте, т.е. 20%, может быть отнесена к одаренным детям. Но они, как правило, лишены необходимой для развития их талантов поддержки. И поэтому всего лишь 2-5% от общего числа детей проявляют себя как одаренные.

В последние годы много внимания уделяется работе с одаренными детьми. Каждый год проводится просветительская работа среди учителей для формирования у них научно-адекватных и современных представлений о природе, методах выявления и путях развития одаренности у детей.

     При обучении одаренных детей можно выделить три взаимосвязанные проблемы:

1.     Развитие личности одаренных детей – это изменение в интеллектуальной. Эмоциональной и волевой сферах ребенка. Развитие учебной деятельности способствует развитию субъектности ребенка, способности быть автором, активным созидателем жизни. Уметь ставить цель. Искать способы ее достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него. Относиться к своим способностям как к ресурсам. Стремиться их максимально использовать и выйти за их пределы. Развитие личности всегда связано с появлением психических новообразований. Этот процесс происходит через адаптацию и освоение социокультурных норм. Через развитие умения учиться.

2.     Содержание образования – культурологический подход к определению СО определяет его через понятие культуры. СО включает систему знаний, умений и навыков, а также  опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-ценностного отношения ребенка к миру, к другому, к труду. СО является основой для развития ценностей и смыслов, основой для развития его нравственной позиции и духовности. Поэтому, углубленного и интенсивно раннего освоения предметной области ОУ недостаточно, необходимо включение деятельности в живой процесс эволюции предметного содержания «Диалог в культуре».

3.     Поиск наиболее эффективных форм занятий – индивидуальных занятий. Научно-исследовательской деятельности. Совместной творческой деятельности. Нельзя недооценивать роль совместной деятельности в работе с ОУ, т.к. от сформированности коммуникативных умений ОУ зависит их дальнейшая социальная адаптация.

 

Остановимся на требованиях к учителю, работающему с одаренными детьми:

1.     Позитивная Я-концепция.

2.     Целеустремленность и настойчивость.

3.     Зрелость.

4.     Эмоциональная стабильность.

5.     Доброжелательность.

6.     Эмпатийность.

7.     Рефлексивность.

8.     Широкий кругозор.

9.     Активность.

10. Гибкость ума.

11. Креативность.

12. Стрессоустойчивость.

13. Хорошее здоровье.

14. Иметь специальную подготовку для работы с одаренными детьми.

15. Уметь индивидуализировать обучение:

-         уметь строить обучение в соответствии с результатами диагностического обследования учащихся и самостоятельно проводить психологические исследования;

-         уметь модифицировать учебные программы;

-         уметь разрабатывать индивидуальные образовательные стратегии в изучении тем;

-         использовать активные формы и методы обучения;

-         уметь организовать консультирование учащихся;

-         умение организовать учебное сотрудничество;

 

         Таким образом, в педагогической науке и практике обучения одаренных детей накоплен определенный опыт организации процесса обучения и воспитания умственно-одаренных детей

Принципы организации педагогического процесса:

 

Принцип гуманизации – заключается в ориентации учебно-воспитательного процесса на личность ученика, что проявляется в выборе содержания, методов, средств обучения и воспитания. Ученик находится в центре образовательного процессса. Этот принцип  реализуется в выборе профиля класса, преподавателя по профильной дисциплине. Свободе принятия решения продолжить образование в профильном классе или вернуться в традиционную систему обучения, в адаптации ОУ к формам обучения, характерным для Вуза.

Принцип индивидуализации – состоит в учете психологических индивидуальных различий учащихся: их темперамента, типа мышления, динамики психических процессов и т.д. Индивидуализация ОУ заключается в психолого-педагогической поддержке, разработке индивидуальных образовательных маршрутов, подборе педагогического инструментария для контроля и коррекции хода и результатов процесса обучения и воспитания.

Принцип дифференциации – это такой подход к обучению и воспитанию, который учитывает различие учеников. Для обучения ОУ применяется как внутренняя, так и внешняя дифференциация. Используются адаптивные разноуровневые формы обучения и контроля.

Принцип гуманитаризации – заключается в преобладании наук, связанных с изучением общества, культуры, истории народа в учебных планах. В общеобразовательный блок профильных и

предпрофильных классов включены такие предметы, как «Мировая художественная культура», «Культура общения» и др. Кроме того. Этот принцип реализуется через мероприятия внеклассной работы.


Среди учащихся 5-10 классов своими способностями к лингвистическим наукам выделяются Ковач Вероника, Базулев Петр, Жумабаева Шамгуль.

В отличие от сверстников усвоение иностранного языка у этих ребят не вызывает затруднений. После объяснения мною нового материала эти учащиеся, без особых усилий, могли тут же составить свои примеры, выполнить упражнения на закрепления намного быстрее своих сверстников. Согласно плану работы на учебный год, ведется подбор дополнительного материала для самостоятельного изучения и подготовки, составление кроссвордов, тестовых заданий. Для этих учащихся на своих уроках раздаю индивидуальные задания повышенной сложности. Некоторые дополнительные задания раздаю учащимся на дом. Эти учащиеся также отличаются быстрым темпом чтения, в следствии чего занимаются по дополнительным книгам для чтения. Незнакомые им слова учащиеся находят в словарях, тем самым пополняя свой лексический запас.

В течении учебного года ребята активно принимают участие в интеллектуальных областных и республиканских играх по английскому языку – Британский бульдог, Кенгуру-лингвист, участие в районных олимпиадах.

С ученицей 10 класса Жумабаевой Шамгуль в течении года вели подготовительную работу к слушаниям научных проектов. Результатом которого стало занятие 2 место в районных слушаниях и участие в областных слушания.

Мне очень приятно работать с такими « одаренными» учениками, ведь они стремятся получить больше знаний, тем самым развивать свои способности к изучению иностранных языков, так как это является необходимым условием для развития современного поколения. Надеюсь они не остановятся на этом, а будут двигаться вперед, все дальше и дальше, пополняя свои знания.




Работа с одаренными детьми в условиях малокомплектной школы
  • Иностранные языки
Описание:

В послании Президента РК  Н.А. Назарбаева говорится о необходимости наращивать интеллектуальный творческий потенциал республики, создавать цивилизованные условия для развития одаренных детей и молодежи.

Современные условия требуют от учителей так организовывать обучение детей, чтобы научить их учиться, сберечь огонек пытливости, дать им познавательные средства для изучения основ наук, возможность раскрыть и развить природные задатки. Необходимо учить самостоятельно пополнять и обновлять знания. Это доказывают исследования психологов. При этом мы не забываем, что « ум ребенка не сосуд, который нужно наполнять, а очаг, который нужно зажечь».

Одним из наиболее дискуссионных вопросов, касающихся проблемы одаренных детей, является вопрос о частоте проявления детской одаренности. Существуют две крайние точки зрения: «все дети являются одаренными» – «одаренные дети встречаются крайне редко». Сторонники одной из них полагают, что до уровня одаренного можно развить практически любого здорового ребенка при условии создания благоприятных условий. Для других одаренность – уникальное явление, в этом случае основное внимание уделяется поиску одаренных детей. Эта ситуация  объясняется тем, что потенциальная одаренность по отношению к достижениям в разных видах деятельности присуща многим детям, тогда как реальные незаурядные результаты демонстрирует значительно меньшая часть детей.

   Внесём ясность: «одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми».

Прежде всего одаренных детей надо уметь выявить. Они имеют ряд особенностей: любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью.

Под одаренностью ребенка понимаются более высокая, чем у его сверстников при прочих равных условиях, восприимчивость к учению и более выраженные творческие проявления.

         Выделяют три категории одаренных в умственном отношении детей:

-         дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях;

-         дети с признаками специальной умственной одаренности (профильная одаренность);

-         дети потенциально одаренные, обладающие яркой познавательной активностью и незаурядными умственными резервами, но не достигшие успехов в учении и пока себя не проявившие;

Общие особенности одаренных детей:

Одаренные дети не похожи друг на друга как по диапазону и своеобразию своих способностей, так и по личностным характеристикам:

-         высокие умственные возможности;

-         способность быстро схватывать смысл принципов, понятий, положений;

-         потребность сосредоточиваться на заинтересовавших сторонах проблемы и стремление разобраться в них;

-         способность подмечать, рассуждать и выдвигать объяснения;

-         обеспокоенность, тревожность в связи со своей непохожестью на сверстников.

По последним данным, примерно пятая часть детей в школьном возрасте, т.е. 20%, может быть отнесена к одаренным детям.  Но они, как правило, лишены необходимой для развития их талантов поддержки. И поэтому всего лишь 2-5% от общего числа детей проявляют себя как одаренные.

         В последние годы много внимания уделяется работе с одаренными детьми. Каждый год проводится просветительская работа среди учителей для формирования у них научно-адекватных и современных представлений о природе, методах выявления и путях развития одаренности у детей.

     При обучении одаренных детей можно выделить три взаимосвязанные проблемы:

1.     Развитие личности одаренных детей – это изменение в интеллектуальной. Эмоциональной и волевой сферах ребенка. Развитие учебной деятельности способствует развитию субъектности ребенка, способности быть автором, активным созидателем жизни. Уметь ставить цель. Искать способы ее достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него. Относиться к своим способностям как к ресурсам. Стремиться их максимально использовать и выйти за их пределы. Развитие личности всегда связано с появлением психических новообразований. Этот процесс происходит через адаптацию и освоение социокультурных норм. Через развитие умения учиться.

2.     Содержание образования – культурологический подход к определению СО определяет его через понятие культуры. СО включает систему знаний, умений и навыков, а также  опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-ценностного отношения ребенка к миру, к другому, к труду. СО является основой для развития ценностей и смыслов, основой для развития его нравственной позиции и духовности. Поэтому, углубленного и интенсивно раннего освоения предметной области ОУ недостаточно, необходимо включение деятельности в живой процесс эволюции предметного содержания «Диалог в культуре».

3.     Поиск наиболее эффективных форм занятий – индивидуальных занятий. Научно-исследовательской деятельности. Совместной творческой деятельности. Нельзя недооценивать роль совместной деятельности в работе с ОУ, т.к. от сформированности коммуникативных умений ОУ зависит их дальнейшая социальная адаптация.

 

Остановимся на требованиях к учителю, работающему с одаренными детьми:

1.     Позитивная Я-концепция.

2.     Целеустремленность и настойчивость.

3.     Зрелость.

4.     Эмоциональная стабильность.

5.     Доброжелательность.

6.     Эмпатийность.

7.     Рефлексивность.

8.     Широкий кругозор.

9.     Активность.

10. Гибкость ума.

11. Креативность.

12. Стрессоустойчивость.

13. Хорошее здоровье.

14. Иметь специальную подготовку для работы с одаренными детьми.

15. Уметь индивидуализировать обучение:

-         уметь строить обучение в соответствии с результатами диагностического обследования учащихся и самостоятельно проводить психологические исследования;

-         уметь модифицировать учебные программы;

-         уметь разрабатывать индивидуальные образовательные стратегии в изучении тем;

-         использовать активные формы и методы обучения;

-         уметь организовать консультирование учащихся;

-         умение организовать учебное сотрудничество;

 

         Таким образом, в педагогической науке и практике обучения одаренных детей накоплен определенный опыт организации процесса обучения и воспитания умственно-одаренных детей

Принципы организации педагогического процесса:

 

Принцип гуманизации – заключается в ориентации учебно-воспитательного процесса на личность ученика, что проявляется в выборе содержания, методов, средств обучения и воспитания. Ученик находится в центре образовательного процессса. Этот принцип  реализуется в выборе профиля класса, преподавателя по профильной дисциплине. Свободе принятия решения продолжить образование в профильном классе или вернуться в традиционную систему обучения, в адаптации ОУ к формам обучения, характерным для Вуза.

Принцип индивидуализации – состоит в учете психологических индивидуальных различий учащихся: их темперамента, типа мышления, динамики психических процессов и т.д. Индивидуализация ОУ заключается в психолого-педагогической поддержке, разработке индивидуальных образовательных маршрутов, подборе педагогического инструментария для контроля и коррекции хода и результатов процесса обучения и воспитания.

Принцип дифференциации – это такой подход к обучению и воспитанию, который учитывает различие учеников. Для обучения ОУ применяется как внутренняя, так и внешняя дифференциация. Используются адаптивные разноуровневые формы обучения и контроля.

Принцип гуманитаризации – заключается в преобладании наук, связанных с изучением общества, культуры, истории народа в учебных планах. В общеобразовательный блок профильных и

предпрофильных классов включены такие предметы, как «Мировая художественная культура», «Культура общения» и др. Кроме того. Этот принцип реализуется через мероприятия внеклассной работы.

 

Среди учащихся 5-10 классов своими способностями к лингвистическим наукам выделяются Ковач Вероника, Базулев Петр, Жумабаева Шамгуль.

В отличие от сверстников усвоение иностранного языка у этих ребят не вызывает затруднений. После объяснения мною нового материала эти учащиеся, без особых усилий, могли тут же составить свои примеры, выполнить упражнения на закрепления намного быстрее своих сверстников.  Согласно плану работы на учебный год, ведется подбор дополнительного материала для самостоятельного изучения и подготовки, составление кроссвордов, тестовых заданий. Для этих  учащихся на своих уроках раздаю  индивидуальные задания повышенной сложности. Некоторые дополнительные задания раздаю учащимся на дом. Эти учащиеся также отличаются быстрым темпом чтения, в следствии чего занимаются по дополнительным книгам для чтения. Незнакомые им слова учащиеся находят в словарях, тем самым пополняя свой лексический запас.

В течении учебного года ребята активно принимают участие в интеллектуальных областных и республиканских играх по английскому языку – Британский бульдог, Кенгуру-лингвист, участие в районных олимпиадах.

С ученицей 10 класса Жумабаевой Шамгуль в течении года вели подготовительную работу к слушаниям научных проектов. Результатом которого стало занятие 2 место в районных слушаниях и участие в областных слушания.

         Мне очень приятно работать с такими « одаренными» учениками, ведь они стремятся получить больше знаний, тем самым развивать свои способности к изучению иностранных языков, так как это является необходимым условием для развития современного поколения. Надеюсь они не остановятся на этом, а будут двигаться вперед, все дальше и дальше, пополняя свои знания.

 

Автор Рогова Виктория Викторовна
Дата добавления 19.11.2014
Раздел Иностранные языки
Подраздел Другое
Просмотров 891
Номер материала 3182
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓