Особенности работы с одарёнными детьми в
начальной школе в условиях инновационного образовательного учреждения.
В чём смысл работы с одарёнными детьми?
При организации работы с одарёнными детьми
стоят следующие задачи:
1.способствовать развитию каждой личности;
2.довести индивидуальные достижения
ребёнка как можно раньше до максимального уровня.
Можно выделить следующие этапы работы с
одарёнными детьми:
1.Выявление данной категории детей,
учитывая сведения о достижениях ребёнка в какой- либо деятельности от родителей
и педагогов, а также используя результаты групповых тестирований,
социологических опросных листов. Это позволит очертить круг детей для более
углубленных индивидуальных исследований.
2.Диагностический этап. В зависимости от
результатов первого этапа ребёнок обследуется набором психологических тестов в
зависимости от предпочтительности того или иного варианта потенциальных
возможностей.
У детей, одарённых в сфере академических
достижений, наиболее развиты склонности к языку и литературе, математике и
естествознанию, поэтому необходимо не только определить уровень общего
интеллектуального развития, но и оценить предпочтительную сторону мышления (Стенфордский
тест достижений).
Дети с творческим и продуктивным мышлением
отличаются независимостью, способностью продуцировать оригинальные идеи,
находить нестандартное решение. Их выявление предусматривает оценку творческих
наклонностей (тесты Торренса) и личностных характеристик (опросники Личко, тест
Люшера).
Дети с преобладанием контактности,
потребности к лидерству отличаются инициативностью, высокими организаторскими
способностями. В этом случае помогут личностные методики и социометрия.
Если у ребёнка преобладают художественные
способности, он с ранних лет проявляет склонность к рисованию или музыке. Психологическое
тестирование здесь должно быть направлено на оценку степени эмоциональной
устойчивости, так как эти дети отличаются высокой ранимостью и требуют
индивидуального психологического подхода со стороны педагогов.
Одарённость в двигательной сфере
проявляется высокой степенью психомоторных реакций, ловкостью, развитием
двигательных навыков, физической силы. Диагностика одарённости в этой сфере
проводится методиками определения зрительно-моторной координации.
Диагностический этап конечно же
проводится педагогом совместно с психологом.
3.На третьем этапе работы с
одарёнными детьми основная роль отводится педагогам, задача которых -
сформировать и углубить их способности. Реализуются эти задачи с помощью
широкого спектра педагогических приёмов и методов (авторские программы,
индивидуальные и групповые занятия, консультации).
Программа развития
одарённого ребёнка в начальной школе.
Цель: разработать систему развития
одарённого ребёнка.
Реализация: 1.На этапе поступления
в школу выявить не только готовность ребёнка к школьному обучению, но также
уровень его творческих возможностей, личностные особенности, специальные
интересы и способности.
2.Разработать специальные учебные
материалы для развития одарённого ребёнка, обеспечивающие закрепление и
развитие творческой одарённости и специальных способностей.
3.Определить методы, способствующие
развитию возможностей самовыражения одарённых детей.
4.Способствовать проявлению и
самореализации широкого спектра его увлечений.
5.Проводить уроки творчества,
организовывать поисково-исследовательскую работу, разработку и защиту
индивидуальных и групповых проектов, с помощью педагогов и родителей размещать
их в интернете.
6.Совместно с родителями
поддерживать талантливого ребёнка в реализации его интересов в школе и семье.
Детство - самый важный этап в жизни
человека, фундамент всей его судьбы, его здоровья. Согласно исследованиям
специалистов 75% болезней взрослых заложено в детстве, поэтому сохранение и
укрепление здоровья детей – важнейшая задача школы.
Можно выделить следующие направления
здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения:
1.Мониторинг состояния здоровья
детей, то есть создание системы учёта и контроля состояния здоровья на основе
психологических, социально – педагогических, медицинских обследований детей.
2.Разработка комплексной стратегии,
направленной на улучшение состояния здоровья детей, организация их активного
отдыха.
3.Обеспечение оптимальных условий
для полноценного образования и воспитания детей, имеющих недостатки физического
и психического здоровья.
-Мониторинг состояния здоровья
детей рекомендуется проводить не менее двух раз в год. Вести учёт
заболеваемости детей, осуществлять контроль физической подготовленности.
-Создавать благоприятный
психологический климат в классе.
-Организовать лечебно –
профилактическую работу в школе.
-Организовать валеологический
уголок в классе, школе.
-Вести пропаганду здорового образа
жизни среди школьников, их родителей и жителей социума.
-Обсуждать проблему здоровья на
педагогических советах, конференциях, семинарах, обмениваться опытом работы по
сохранению здоровья детей с педагогами других образовательных учреждений.
Литература.
1.Матюшкин А.М. Загадки
одарённости. М. 1992.
2.Степанов С.С. Диагностика
интеллекта методом рисуночного теста. М. 1997.
3.Шумакова Н.Б. Исследование
творческой одарённости с использованием тестов Торренса у младших школьников.
М. 1991.
4.Духовность, здоровье и творчество
в системе мониторинга качества образования // Сборник статей и тезисов
Всероссийской научно – практической конференции. Казань – Йошкар – Ола. Центр
инновационных технологий, 2001.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.