Главная / Директору-завучу / Работа с одаренными детьми

Работа с одаренными детьми

СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

ДЛЯ ВЫЯВДЕНИЯ, ПОДДЕРЖКИ И СОПРОВОЖДЕНИЯ

ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ

Дюсембаева С.Н., заместитель директора по учебно-воспитательной работе Айыртауской средней школы Айыртауского района Северо-Казахстанской области

Введение

Образование на рубеже тысячелетий обновляется и изменяется в зависимости от потребностей сегодняшнего и завтрашнего развития общества. А сегодня абсолютной ценностью общества становится человек, следовательно, целью образования является развитие личности. В настоящее время школа стремится обеспечить всестороннее развитие способностей ученика. В этой связи образование рассматривается как условие для его самоопределения и саморазвития, «взращивание индивида в мир культуры». В современной школе идёт процесс превращения ученика в субъект образования. И задача школы состоит в гармоничном и полном раскрытии этого субъекта. Перед нами стоит задача овладения современными педагогическими технологиями и новыми разнообразными формами в образовательном процессе, помогающих ученику достичь наибольшего успеха, создать для каждого ученика благоприятные условия для реализации его идей и творчества.

В свое время академик М.А. Лаврентьев высказал такую мысль: «Поиск способностей и способных – это поиск самых больших богатств. Надо создать такую надежную систему, которая не давала бы возможности проглядеть ни одного способного человека».

Сохранение и развитие одарённости – это проблема и прогресса общества, и реализации его творческого потенциала и индивидуальных судеб. Кроме того, выявление и развитие детской одаренности – одно из приоритетных направлений образовательной политики Республики Казахстан.

Система работы с одаренными детьми

Основная цель, которую ставит общество в работе с одарёнными детьми: развитие интереса у школьников к приобретению знаний, выявление способных, одарённых и талантливых учащихся в различных областях знаний, а также развитие интеллектуально-творческого потенциала каждого ребёнка.

Задачи школы, в этом направлении следующие: 1) эффективное обучение одарённого ребёнка, не удаляя его из круга сверстников; 2) изменение содержания образования в сторону углубления; 3) подбор продуктивных форм и методов обучения при подготовке различного уровня соревнованиям.

В организации работы с одарёнными детьми всю деятельность школы можно разбить на 5 этапов:

  1. Диагностический - анализ наклонностей, интересов, результатов деятельности учащихся.

  2. Учебный - осуществление индивидуального и дифференцированного подхода на уроках, индивидуальные занятия и консультации для способных детей, групповые и факультативные занятия, кружки, курсы по выбору.

  3. Методический - создание планов подготовки к олимпиадам, планов групповых, факультативных и индивидуальных занятий, кружковых занятий, программ курсов по выбору, пособий для способных детей по предметам, для разновозрастных групп способных детей; подборка методической литературы для работы с этими детьми.

  4. Творческий - участие в предметных олимпиадах, конкурсах, внеклассных мероприятиях, соревнованиях.

  5. Профориентационный - профессиональное самоопределение учащихся.

Немаловажную роль в работе с одарёнными детьми играет диагностика, которая используется в 3-х уровнях:

  • Концептуальный уровень - одарённость рассматривается как сочетание трёх основных факторов: мотивация, выдающиеся способности и креативность.

  • Методический уровень - подбор комплектов диагностических методик по определению детской одарённости для психолога, педагогов, родителей, для самих детей.

  • Организационный уровень - диагностика становится необходимой составной частью образовательного процесса.

На каждом из этих уровней используются методы по выявлению одарённости. Это – различные варианты наблюдения за детьми; специальные психодиагностические тренинги; экспертное оценивание поведения детей учителями, родителями, педагогами дополнительного образования; проведение пробных уроков по специальным программам; включение детей в специальные игровые предметно-ориентированные задания; организация различных предметных и интеллектуальных олимпиад; оценивание продуктов творческой деятельности и др.

Практика развития творческого потенциала одарённых учащихся предполагает разработку и реализацию специальных творческих программ и учебных материалов. Разрабатываются специальные программы обучения одарённых детей творчеству, умению общаться, формированию лидерских и других личностных качеств, способствующих в будущем социальной реализации творческой личности.

Важнейшей проблемой нашего общества является сохранение и развитие одарённости. Перед учителями стоит основная задача – способствовать развитию каждой личности. Поэтому важно установить уровень способностей и их разнообразие у наших детей, но не менее важно уметь правильно осуществлять их развитие. У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду самопознанию.

В учебном процессе развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего деятельностного потенциала, способности быть автором, творцом активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности.

Вот почему методы и формы работы учителя должны способствовать решению обозначенной задачи.

Для этой категории детей предпочтительны методы работы:

  1. исследовательский;

  2. частично-поисковый;

  3. проблемный;

  4. проективный;

Принципы работы с одаренными детьми

  • дифференциации и индивидуализации обучения;

  • обеспечения выбора учащимися дополнительных образовательных услуг;

  • обеспечения выбора учащимися профессионального образования с учетом индивидуальных потребностей и способностей выпускников;

  • усиления внимания к проблеме межпредметных связей в индивидуальной работе с учащимися;

  • возрастания роли внеурочной деятельности одаренных детей через кружки, секции, факультативы, клубы по интересам, работу в НОУ;

  • создания условий для совместной работы учащихся при минимальной роли учителя;

  • профессиональной подготовке педагога и его готовности работать с одаренными детьми.

Исходя из принципов работы с одарёнными учащимися, в школе разрабатываются последовательные шаги деятельности.

  1. шаг: понять - кто такой одаренный ребенок? Это можно сделать, диагностировав типы одарённости: интеллектуальный, академический, художественный, творческий, социальный.

2 шаг: организация образовательного процесса

  • адекватное содержание обучения;

  • внедрение личностно-ориентированной и развивающей технологии;

  • психологическое и педагогическое сопровождение учащихся;

  • своевременная диагностика возможностей учащихся;

  • побудительно-активная деятельность учителя.

3 шаг: организация внеурочной деятельности

Формы работы с одаренными учащимися:

  • Участие школьников в академических олимпиадах.

  • Реализация социальных проектов.

  • Организации коллективных творческих дел.

  • Реализация программ развития дополнительного образования.

  • Участие школьников в неакадемических олимпиадах и конкурсах.

  • Участие в спортивных соревнованиях.

  • Дебатные клубы.

В организации работы с одарёнными детьми важно использовать следующие этапы: 1) отбор учащихся; 2) полное прохождение программного материала; 3) последующее углубление материала; 4) организация самостоятельной работы учащихся; 5) решение тренинговых заданий.

В стратегиях обучения используются горизонтальная и вертикальная интенсификация. Горизонтальная интенсификация предполагает дополнение традиционного учебного плана новыми предметами и курсами. В нашей школе это следующие дополнительные компоненты учебного плана: 5-9 классы – информатика, математика, казахский язык, изобразительное искусство; 10-11 класс – прикладные курсы, курсы по выбору.

Вертикальная интенсификация предполагает обогащение к более высоким уровням овладения тем или иным предметом. Она ориентирована на качественно иной уровень подготовки. Наиболее характерно изучение блока учебных дисциплин или отдельных учебных предметов.

Обогащение знаний осуществляется на 2-х уровнях. 1 уровень – горизонтальное обогащение, в которое входят развитие психосоциальной, интеллектуально-творческой, физической сфер учащихся. Учителя уделяют внимание развитию творческого мышления, процессам эффективного познавательного поиска, с использованием здоровьесберегающих технологий. Усиливается линия физического развития посредством занятий в спортивных секциях и на уроках физической культуры. 2 уровень – вертикальное обогащение, которое предполагает учёт в образовательно–воспитательных системах неповторимости каждого ребёнка, активизацию обучения за счёт придания ему исследовательского творческого характера, а также изложение нового материала таким образом, чтобы дети могли выявить проблему, найти способы решения и решить проблему.

При разработке содержания учебных программ используются следующие подходы:

- Ускорение. Этот подход позволяет учесть потребности и возможности определенной категории детей, отличающихся ускоренными темпами развития. Но применять его надо с осторожностью.

- Углубление. Такой подход эффективен по отношению к детям, которые обнаруживают особый интерес к той или иной области знаний. Предполагается глубокое изучение тем и разделов курса.

- Обогащение. Этот подход ориентирован на качественно иное установление связей с другими темами или предметами.

- Проблематизация. Такой подход предполагает стимулирование личностного развития ребёнка. Специфика заключается в подборе оригинальных объяснений, поиске новых смыслов и альтернативных интерпритаций.

Главное, чтобы ребёнок понимал значение своей деятельности, а также мог отслеживать свой путь к успеху.

Ф.И.ученика

Выступил с полным ответом

Дополнял ответ

Задал интересный вопрос

Высказал интересное собственное мнение

Другое








Таблица успехов


п/п

Направления деятельности

Содержание деятельности

Механизмы реализации

Учебно-методические

Внеклассные

1

Ищем способных!

Анализ наклонностей и способностей детей

Применение на уроках таблицы успехов

Вовлечение в организацию и  проведение внеклассных мероприятий по предмету.

2

Учимся интересно!

Активное включение учащихся в предметную среду

Использование приемов педагогической техники; проведение нестандартных уроков.


Включение учащихся в организацию и проведение предметных недель, внеклассных мероприятий.

3

Развиваем способности!

Формирование и развитие предметной направленности

Организация групповых занятий, факультативных занятий, проведение дополнительных занятий; подготовка к ЕНТ.


Организация творческой деятельности учащихся (конкурсные работы), осуществление системной подготовки к  предметным олимпиадам.

4

Учимся на результат!

Создаём личные достижения!

Достижение результатов

Формирование индивидуальных траекторий развития детей, результатов успеваемости, экзаменов.

Достижение положительных результатов на  олимпиадах, в конкурсах.


Таблица 2 «Направления деятельности»


Формы работы:

1. Классно-урочная (работа в парах, в малых группах), разноуровневые задания, творческие задания;

2. Консультирование по возникшей проблеме;

3. Научные кружки, общества

4. Дискуссия;

5 Игры.


Очень важны:

  1. Предметные олимпиады;

  2. Интеллектуальные марафоны;

  3. Различные конкурсы и викторины;

  4. Словесные игры и забавы;

  5. Проекты по различной тематике;

  6. Ролевые игры;

  7. Индивидуальные творческие задания;

  8. Продуцирование.

Эти методы и формы дают возможность одарённым учащимся выбрать подходящие им формы и виды творческой деятельности.

Как показывает практика, наиболее эффективный метод взаимодействия учителя с высоко одаренным ребенком – индивидуальные занятия с акцентом на его самостоятельную работу с материалом.

Учителю-предметнику в работе необходимо:

  1. Составить план занятий с ребенком, учитывая тематику его самообразования, склонности (гуманитарные, математические, естественно - научные, музыкальные и т.д.), психические особенности ребенка.

  2. Определить темы консультаций по наиболее сложным и запутанным вопросам.

  3. Выбрать форму отчета ребенка по предмету (тесты, вопросы и т.д.) за определенные промежутки времени.

  4. Ребенку предоставить:

  • название темы,

  • план изучения темы,

  • основные вопросы,

  • понятия и термины, которые он должен усвоить,

  • практические работы,

  • список необходимой литературы,

  • формы контроля,

  • задания для самопроверки.

5.Для анализа результатов работы оформить таблицу:

  • предмет,

  • дата и время консультаций,

  • главные рассматриваемые вопросы,

  • время работы с темой по программе,

  • фактическое затраченное время,

  • дополнительные вопросы, не предусмотренные программой,

  • невыясненные вопросы,

  • причины отклонений от сроков.

6. Учителю необходимо быть доброжелательным и чутким, учитывать психологические особенности ребенка, поощрять его творческое и продуктивное мышление, стремиться к глубокой проработке выбранной темы.

В нашей школе традиционными стали мероприятия, проводимые нами по поощрению и стимулированию учеников. Успехи детей отмечаются на чествовании победителей олимпиад, научных соревнованиях, интеллектуальных марафонов. Учащиеся поощряются путевками в лагеря в летний период, поездками в достопримечательности нашего края (Мемориальный комплекс Карасай и Агынтай батыров, усадьба Айганым, бабушки Ш.Уалиханова, археологический памятник «Ботай»).

Результаты участия школьников в олимпиадах и различных конкурсах отслеживаются и анализируются. На заседаниях МО, методических и педагогических советах выявляются факторы, способствовавшие успехам, и факторы, препятствовавшие результативной работе. Корректируются планы работы с одаренными детьми.

Останавливаясь на проблемах, следует отметить, что одна из основных - это проблема специальной подготовки учителя к работе с одаренным учеником в условиях сельской школы. Вузовское образование студента – будущего учителя ориентировано, прежде всего, на раскрытие концептуальных и теоретических основ такой готовности, организовать же реальную работу с одаренными детьми возможно только с учетом реальных условий конкретного учреждения (его традиций, особенностей педагогического коллектива, контингента учащихся в целом и контингента одаренности в частности). То есть работа с одаренными детьми в сельской школе всегда определяется, как говорят, на «месте». А отсюда следует, что управлять работой педагогов с контингентом одаренных детей в условиях сельской школы наиболее целесообразно посредством профессиональных учительских объединений.

Решая эту проблему, для повышения компетентности педагогов в нашей школе ведется по следующим направлениям:

  1. Диагностика деятельности педагогов.

  2. Коррекционно-развивающая обучающая работа в форме семинаров по проблемам одаренности, в ходе которых своим опытом делятся те учителя, которые добиваются хороших, устойчивых результатов в этом плане. Такие педагоги выступают со своими наработками на методических советах, педагогических советах.

Заключение

Не будет преувеличением сказать, что, общаясь с одаренными детьми, учитель должен в некоторых случаях преодолевать собственную природу, свою направленность на передачу опыта и знаний. Тем, кто никогда не работал с одаренными детьми, такой ребенок представляется чудом, которое нельзя не заметить, а сама работа с ним – праздничной и полной непрерывного удовольствия. Это далеко не так. Многие талантливые дети на первый взгляд ничем не выделяются, и нужен большой опыт, специальные знания, чтобы заметить их в большой массе. Еще больше особой психологической подготовки нужно, чтобы уметь работать с такими детьми, не оставлять их без внимания.

Опыт работы показывает, что чем раньше начата работа с одарённым ребёнком, тем полнее, шире раскрывается его талант. Выявив одаренного ученика на начальном этапе обучения, стараемся установить сотрудничество учителя начальных классов и учителя – предметника, в котором проявляется одарённость.  Учителями школы созданы индивидуальные траектории для учащихся, которые успешно реализуются в работе.

Ведь одаренные дети – целый мир, особый мир детства, и мы, учителя, обязаны ставить своей целью, приоткрыть дверь в этот мир.












Использованные интернет-ссылки и литература:


    1. Закон об Образовании Республики Казахстан.

    2. Конвенция о правах ребенка.

    3. Материалы Республиканского семинара «Системный подход в организации деятельности с одаренными детьми в условиях сельской школы» - Астана: «Дарын», 2013. – 147 стр.

    4. http://ito.edu.ru/2010/Tomsk/VI/VI-0-1.html

    5. http://festival.1september.ru/articles/614379/

    6. http://www.uchportal.ru/publ/12-1-0-909




7


Работа с одаренными детьми
  • Директору-завучу
Описание:

СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

ДЛЯ ВЫЯВДЕНИЯ, ПОДДЕРЖКИ И СОПРОВОЖДЕНИЯ

ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ

Дюсембаева С.Н., заместитель директора по учебно-воспитательной работе Айыртауской средней школы Айыртауского района Северо-Казахстанской области

Введение 

Образование на рубеже тысячелетий обновляется и изменяется в зависимости от потребностей сегодняшнего и завтрашнего развития общества. А сегодня абсолютной ценностью общества становится человек, следовательно, целью образования является развитие личности. В настоящее время школа стремится обеспечить всестороннее развитие способностей ученика. В этой связи образование рассматривается как условие для его самоопределения и саморазвития, «взращивание индивида в мир культуры». В современной школе идёт процесс превращения ученика в субъект образования. И задача школы состоит в гармоничном и полном раскрытии этого субъекта. Перед нами стоит задача овладения современными педагогическими технологиями и новыми разнообразными формами в образовательном процессе, помогающих ученику достичь наибольшего успеха, создать для каждого ученика благоприятные условия для реализации его идей и творчества.

В свое время академик М.А. Лаврентьев высказал такую мысль: «Поиск способностей и способных – это поиск самых больших богатств. Надо создать такую надежную систему, которая не давала бы возможности проглядеть ни одного способного человека».

 Сохранение и развитие одарённости – это проблема и прогресса общества, и реализации его творческого потенциала и индивидуальных судеб. Кроме того, выявление и развитие детской одаренности – одно из приоритетных направлений образовательной политики Республики Казахстан.

Система работы с одаренными детьми

Основная цель, которую ставит общество  в работе с одарёнными детьми: развитие интереса у школьников к приобретению знаний, выявление способных, одарённых и талантливых учащихся в различных областях знаний, а также развитие интеллектуально-творческого потенциала каждого ребёнка.

Задачи школы,   в этом направлении следующие: 1)  эффективное обучение одарённого ребёнка, не удаляя его из круга сверстников; 2) изменение содержания образования в сторону углубления; 3) подбор продуктивных форм и методов обучения при подготовке различного уровня соревнованиям.

В организации работы с одарёнными детьми всю деятельность школы можно разбить на 5 этапов:

1.      Диагностический - анализ наклонностей, интересов, результатов деятельности учащихся.

2.      Учебный - осуществление индивидуального и дифференцированного подхода на уроках, индивидуальные занятия и консультации для способных детей, групповые и факультативные занятия, кружки, курсы по выбору.

3.      Методический - создание планов подготовки к олимпиадам, планов групповых, факультативных и индивидуальных занятий, кружковых занятий, программ курсов по выбору,  пособий для способных детей по предметам, для разновозрастных групп способных детей; подборка методической литературы для работы с этими  детьми.

4.      Творческий - участие в предметных олимпиадах, конкурсах, внеклассных мероприятиях, соревнованиях.

5.      Профориентационный - профессиональное самоопределение учащихся.

Немаловажную роль в работе с одарёнными детьми играет диагностика, которая используется в 3-х уровнях:

         Концептуальный уровень - одарённость рассматривается как сочетание трёх основных факторов: мотивация, выдающиеся способности и креативность.

         Методический уровень  - подбор комплектов диагностических методик по определению детской одарённости для психолога, педагогов, родителей, для самих детей.

         Организационный уровень - диагностика становится необходимой составной частью образовательного процесса.

На каждом из этих уровней используются методы по выявлению одарённости. Это – различные варианты наблюдения за детьми; специальные психодиагностические тренинги; экспертное оценивание поведения детей учителями, родителями, педагогами дополнительного образования; проведение пробных уроков по специальным программам; включение детей в специальные игровые предметно-ориентированные задания; организация различных предметных и интеллектуальных олимпиад; оценивание продуктов творческой деятельности и др.

Практика развития творческого потенциала одарённых учащихся предполагает разработку и реализацию специальных творческих программ и учебных материалов. Разрабатываются специальные программы обучения одарённых детей творчеству, умению общаться, формированию лидерских и других личностных качеств, способствующих в будущем социальной реализации творческой личности.

Важнейшей проблемой нашего общества является сохранение и развитие одарённости. Перед учителями стоит основная задача – способствовать развитию каждой личности. Поэтому важно установить уровень способностей и их разнообразие у наших детей, но не менее важно уметь правильно осуществлять их развитие. У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду  самопознанию.

            В учебном процессе развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего деятельностного потенциала, способности быть автором, творцом активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности.

    Вот почему методы и формы работы учителя должны способствовать решению обозначенной задачи.

   Для этой категории детей предпочтительны методы работы:

  1. исследовательский;
  2. частично-поисковый;
  3. проблемный;
  4. проективный;

Принципы работы с одаренными детьми

         дифференциации и индивидуализации обучения;

         обеспечения  выбора учащимися дополнительных образовательных услуг;

          обеспечения  выбора учащимися профессионального образования с учетом индивидуальных потребностей и способностей выпускников;

         усиления внимания к проблеме межпредметных связей в индивидуальной работе с учащимися;

         возрастания роли внеурочной деятельности одаренных детей через кружки, секции, факультативы, клубы по интересам, работу в НОУ;

         создания условий для совместной работы учащихся при минимальной роли учителя;

         профессиональной подготовке педагога и его готовности работать с одаренными детьми.

Исходя из принципов работы с одарёнными учащимися, в школе  разрабатываются последовательные шаги деятельности.

1        шаг: понять -  кто такой одаренный ребенок? Это можно сделать,  диагностировав типы одарённости: интеллектуальный, академический, художественный, творческий, социальный.

2 шаг: организация образовательного процесса

         адекватное содержание обучения;

         внедрение личностно-ориентированной и развивающей технологии;

         психологическое и педагогическое сопровождение учащихся;

         своевременная диагностика возможностей учащихся;

         побудительно-активная деятельность учителя.

3 шаг: организация внеурочной деятельности

Формы работы с одаренными учащимися:

         Участие школьников в академических олимпиадах.

         Реализация социальных проектов.

         Организации коллективных творческих дел.

         Реализация программ развития дополнительного образования.

         Участие школьников в неакадемических олимпиадах и конкурсах.

         Участие в спортивных соревнованиях.

         Дебатные клубы.

В организации работы с одарёнными детьми важно использовать следующие этапы: 1) отбор учащихся; 2) полное  прохождение программного материала; 3) последующее углубление материала; 4) организация  самостоятельной  работы учащихся; 5) решение тренинговых заданий.

В стратегиях обучения используются горизонтальная и вертикальная интенсификация. Горизонтальная интенсификация предполагает  дополнение традиционного учебного плана новыми предметами и курсами. В нашей школе это следующие дополнительные компоненты учебного плана: 5-9  классы – информатика, математика, казахский язык, изобразительное искусство; 10-11 класс – прикладные курсы, курсы по выбору.

Вертикальная интенсификация предполагает  обогащение к более высоким уровням овладения тем или иным предметом. Она ориентирована  на качественно иной уровень подготовки. Наиболее характерно изучение блока учебных дисциплин или отдельных учебных предметов.

Обогащение знаний осуществляется на 2-х уровнях.  1 уровень – горизонтальное обогащение, в которое входят развитие психосоциальной, интеллектуально-творческой, физической сфер учащихся. Учителя уделяют внимание развитию творческого мышления, процессам эффективного познавательного поиска, с использованием здоровьесберегающих технологий. Усиливается  линия физического развития посредством занятий в спортивных секциях и на уроках физической культуры.  2 уровень – вертикальное обогащение, которое предполагает учёт в образовательно–воспитательных системах неповторимости каждого ребёнка, активизацию обучения за счёт придания ему исследовательского творческого характера, а также  изложение нового материала таким образом, чтобы дети могли выявить проблему, найти способы решения и решить проблему.

При  разработке содержания учебных программ используются  следующие подходы:

-  Ускорение. Этот подход позволяет учесть потребности и возможности определенной категории детей, отличающихся ускоренными темпами развития. Но применять его надо с осторожностью.

-  Углубление. Такой подход эффективен по отношению к детям, которые обнаруживают особый интерес к той или иной области знаний. Предполагается глубокое изучение тем и разделов курса.

- Обогащение. Этот подход ориентирован на качественно иное установление связей с другими темами или предметами.

- Проблематизация. Такой подход предполагает стимулирование личностного развития ребёнка. Специфика заключается в подборе оригинальных объяснений, поиске новых смыслов  и альтернативных интерпритаций.

Главное, чтобы ребёнок понимал значение своей деятельности, а также мог отслеживать свой путь к успеху.

Ф.И.ученика

Выступил с полным ответом

Дополнял ответ

Задал интересный вопрос

Высказал интересное собственное мнение

Другое

 

 

 

 

 

 

 

Таблица успехов

 

№ п/п

Направления деятельности

Содержание деятельности

Механизмы реализации

Учебно-методические

Внеклассные

1

Ищем способных!

Анализ наклонностей и способностей детей

Применение на уроках таблицы успехов

Вовлечение в организацию и  проведение внеклассных мероприятий по предмету.

2

Учимся интересно!

Активное включение учащихся в предметную среду

Использование приемов педагогической техники; проведение нестандартных уроков.

 

Включение учащихся в организацию и проведение предметных недель, внеклассных мероприятий.

3

Развиваем способности!

Формирование и развитие предметной направленности

Организация групповых занятий, факультативных занятий, проведение дополнительных занятий; подготовка к ЕНТ.

 

Организация творческой деятельности учащихся (конкурсные работы), осуществление системной подготовки к  предметным олимпиадам.

4

Учимся на результат!

Создаём личные достижения!

Достижение результатов

Формирование индивидуальных траекторий развития детей, результатов успеваемости, экзаменов.

Достижение положительных результатов на  олимпиадах, в конкурсах.

 

Таблица 2 «Направления деятельности»

 

Формы работы:

1. Классно-урочная (работа в парах, в малых группах), разноуровневые задания, творческие задания;

2. Консультирование по возникшей проблеме;

3. Научные кружки, общества

4. Дискуссия;

5 Игры.

 

Очень важны:

  1. Предметные олимпиады;
  2. Интеллектуальные марафоны;
  3. Различные конкурсы и викторины;
  4. Словесные игры и забавы;
  5. Проекты по различной тематике;
  6. Ролевые игры;
  7. Индивидуальные творческие задания;

8.      Продуцирование.

Эти методы и формы дают возможность одарённым учащимся выбрать подходящие им  формы и виды творческой деятельности.

Как показывает практика, наиболее эффективный метод взаимодействия учителя с высоко одаренным ребенком – индивидуальные занятия с акцентом на его самостоятельную работу с материалом.

Учителю-предметнику в работе необходимо:

1.      Составить план занятий с ребенком, учитывая тематику его самообразования, склонности (гуманитарные, математические, естественно - научные, музыкальные и т.д.), психические особенности ребенка.

2.    Определить темы консультаций по наиболее сложным и запутанным вопросам.

3.    Выбрать форму отчета ребенка по предмету (тесты, вопросы и т.д.) за определенные промежутки времени.

4.    Ребенку предоставить:

·           название темы,

·           план изучения темы,

·           основные вопросы,

·           понятия и термины, которые он должен усвоить,

·           практические работы,

·           список необходимой литературы,

·           формы контроля,

·           задания для самопроверки.

           5.Для анализа результатов работы оформить таблицу:

·           предмет,

·           дата и время консультаций,

·           главные рассматриваемые вопросы,

·           время работы с темой по программе,

·           фактическое затраченное время,

·           дополнительные вопросы, не предусмотренные программой,

·           невыясненные вопросы,

·           причины отклонений от сроков.

          6. Учителю необходимо быть доброжелательным и чутким, учитывать         психологические особенности ребенка, поощрять его творческое и продуктивное мышление, стремиться к глубокой проработке выбранной темы.

В нашей школе традиционными стали мероприятия, проводимые нами по поощрению и стимулированию учеников. Успехи детей отмечаются на чествовании победителей олимпиад, научных соревнованиях, интеллектуальных марафонов. Учащиеся поощряются путевками в лагеря в летний период, поездками в достопримечательности нашего края (Мемориальный комплекс Карасай и Агынтай батыров, усадьба Айганым, бабушки Ш.Уалиханова, археологический памятник «Ботай»).

Результаты участия школьников в олимпиадах и различных конкурсах отслеживаются и анализируются. На заседаниях МО, методических и педагогических советах выявляются факторы, способствовавшие успехам, и факторы, препятствовавшие результативной работе. Корректируются планы работы с одаренными детьми.

             Останавливаясь на проблемах, следует отметить, что одна из основных  - это проблема специальной подготовки учителя к работе с одаренным учеником в условиях сельской школы. Вузовское образование студента – будущего учителя ориентировано, прежде всего, на раскрытие концептуальных и теоретических основ такой готовности, организовать же реальную работу с одаренными детьми возможно только с учетом реальных условий конкретного учреждения (его традиций, особенностей педагогического коллектива, контингента учащихся в целом и контингента одаренности в частности). То есть работа с одаренными детьми в сельской школе всегда определяется, как говорят, на «месте». А отсюда следует, что управлять работой педагогов с контингентом одаренных детей в условиях сельской школы наиболее целесообразно посредством профессиональных учительских объединений.

Решая эту проблему, для повышения компетентности педагогов в нашей школе ведется по следующим направлениям:

1.      Диагностика деятельности педагогов.

2.      Коррекционно-развивающая обучающая работа в форме семинаров по проблемам одаренности, в ходе которых своим опытом делятся те учителя, которые добиваются хороших, устойчивых результатов в этом плане. Такие педагоги выступают со своими наработками на методических советах, педагогических советах.

Заключение

Не будет преувеличением сказать, что, общаясь с одаренными детьми, учитель должен в некоторых случаях преодолевать собственную природу, свою направленность на передачу опыта и знаний. Тем, кто никогда не работал с одаренными детьми, такой ребенок представляется чудом, которое нельзя не заметить, а сама работа с ним – праздничной и полной непрерывного удовольствия. Это далеко не так. Многие талантливые дети на первый взгляд ничем не выделяются, и нужен большой опыт, специальные знания, чтобы заметить их в большой массе. Еще больше особой психологической подготовки нужно, чтобы уметь работать с такими детьми, не оставлять их без внимания.

Опыт работы показывает, что чем раньше начата работа с одарённым ребёнком, тем полнее, шире раскрывается его талант. Выявив одаренного  ученика на начальном этапе обучения, стараемся установить сотрудничество учителя начальных классов и учителя – предметника, в котором проявляется одарённость.  Учителями школы созданы индивидуальные траектории для учащихся, которые успешно реализуются в работе.

Ведь одаренные дети – целый мир, особый мир детства, и мы, учителя, обязаны ставить своей целью, приоткрыть дверь в этот мир.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Использованные интернет-ссылки и литература:

 

1.      Закон об Образовании Республики Казахстан.

2.      Конвенция о правах ребенка.

3.      Материалы Республиканского семинара  «Системный подход в организации деятельности с одаренными детьми в условиях сельской школы» - Астана: «Дарын», 2013. – 147 стр.

4.      http://ito.edu.ru/2010/Tomsk/VI/VI-0-1.html

5.      http://festival.1september.ru/articles/614379/

6.      http://www.uchportal.ru/publ/12-1-0-909

 

 

 

 

Автор Дюсембаева Самал Наукановна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Директору-завучу
Подраздел
Просмотров 2430
Номер материала 23652
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓