Главная / Физика / Использование дистанционного обучения для повышения качества образования по физике

Использование дистанционного обучения для повышения качества образования по физике







Использование дистанционного обучения

для повышения качества образования по физике



















Оглавление


I. Вводная часть………………………………………………….3-5

II. Основная часть

  1. Из истории дистанционного обучения……………………6-7

  2. Дистанционные технологии………………………………8-11

  3. Опыт использования дистанционных технологий…….12-13

  4. Результаты применения дистанционных технологий…….14

III. Заключение………………………………………………………15

IV. Информационные источники……………………………….16-18

V. Приложения………………………………………………….19-22






















I. Вводная часть


Цель обучения ребенка

состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше

без помощи учителя


Элберт Хаббарт

IX век



Одним из основных документов, определяющих пути развития школы в условиях модернизации российского образования является национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».

Цель образования в современном обществе – развитие личности учащихся, реализация уникальных человеческих возможностей, подготовка к сложностям жизни. Ученик после окончания школы должен глубоко усвоить основные идеи современной физики, овладеть системой научных понятий, уметь самостоятельно и быстро находить нужные сведения, без всякого принуждения пополнять свои знания и уметь их быстро применять на практике.

Одной из основных задач современного учителя является задача научить ученика не только учиться самостоятельно, но и сформировать у него умение самостоятельно планировать свой результат обучения, ставить цели, организовывать учебную деятельность. Кроме того не следует забывать и о предметной составляющей образования. Овладение учащимися достаточным объемом системных знаний просто необходимо в современных условиях. Но все более возрастающие нагрузки сказываются на здоровье школьников, что приводит к пропускам школьных занятий в связи с заболеванием. Класс при этом продолжает свое обучение. Что делать школьнику, пропустившему занятия?

Объем учебной программы очень велик, поэтому в случае болезни учащегося возникает проблема «выравнивания» его уровня знаний с уровнем обученности класса.

Другой не менее важной педагогической проблемой становится реализация индивидуального учебного плана для каждого школьника, выстроенного в соответствие с его личными образовательными потребностями.

В рамках классно-урочной системы крайне трудно в полной степени удовлетворить образовательные потребности одаренных учащихся или учащихся, проявляющий повышенный интерес к изучению физики, т.к. современная программа рассчитана на среднего ученика.

Анализ сложившейся ситуации показывает, что наибольшим потенциалом для решения возникших проблем является использование в деятельности педагога дистанционных технологий обучения.

Основная цель работы - формирование теоретических представлений о технологиях дистанционного обучения и возможностях их применения в школе.

В связи с этим, основными задачами являются:

  • изучение литературы по истории и теоретическим основам дистанционного обучения;

  • познакомиться с основными моделями дистанционного обучения;

  • показать разнообразие педагогических и информационных технологий дистанционного обучения;

  • раскрыть преимущества применения технологий дистанционного обучения в школе и обсудить проблемы, связанные с внедрением дистанционных технологий в педагогическую деятельность;

  • познакомиться с особенностями организации учебного процесса при дистанционном обучении на примере отдельных гуманитарных, физико-математических и естественнонаучных дисциплин.

Основными объектами изучения являются:

  • педагогические технологии дистанционного обучения;

  • информационные технологии дистанционного обучения.

В результате изучения материала планируются следующие результаты:

  • иметь представление: о дидактических и организационных моделях дистанционного обучения; о педагогических и информационных технологиях дистанционного обучения; об особенностях организации учебного процесса при дистанционном обучении на примере гуманитарных, физико-математических и естественнонаучных дисциплин.

  • уметь: разрабатывать организационно-методическую документацию для дистанционных образовательных программ; планировать различные типы занятий с использованием дистанционных образовательных технологий; применять информационные технологии для организации дистанционных образовательных программ.












  1. Основная часть

  1. Из истории дистанционного обучения

В Европе в конце XVIII века, с появлением регулярной и доступной почтовой связи, возникло "корреспондентское обучение". Учащиеся по почте получали учебные материалы, переписывались с педагогами и сдавали экзамены доверенному лицу или в виде научной работы. В России данный метод появился в конце XIX века.

Начало XX века характеризуется бурным технологическим ростом, наличием телеграфа и телефона. Но достоверных фактов об их использовании в обучении, нет. В то же время, продолжается эпоха «корреспондентского обучения», множество ВУЗов во всем мире вели и ведут его до сих пор.

Появление радио и телевидения внесло изменения в дистанционные методы обучения. Это был значительный прорыв, аудитория обучения возросла в сотни раз. Многие еще помнят обучающие телепередачи, которые шли, начиная с 50-х годов. Однако у телевидения и радио был существенный недостаток - у учащегося не было возможности получить обратную связь.

В 1969г. в Великобритании был открыт первый в мире университета дистанционного образования – Открытый Университет Великобритании, он был назван так, чтобы показать его доступность за счет невысокой цены и отсутствия необходимости часто посещать аудиторные занятия.

В конце 80-х доступность персональных компьютеров дала новую надежду, связанную с упрощением и автоматизацией обучения. Компьютерные обучающие программы появились на первых компьютерах в виде различных игр.

В 1988 был реализован Советско-американский проект «Школьная электронная почта».

Пионерами спутниковых технологий дистанционного обучения в 1990-х стали Международная ассоциация "Знание" и ее коллективный член Современная гуманитарная академия.

В России датой официального развития дистанционного обучения можно считать 30 мая 1997 года, когда вышел приказ № 1050 Минобразования России, позволяющий проводить эксперимент дистанционного обучения в сфере образования.

В XXI веке доступность компьютеров и Интернета делают распространение дистанционного обучения еще проще и быстрее.

























  1. Дистанционные технологии

Выделяют три вида дистанционных технологий, применяемых в процессе обучения.

Первый вид - кейс-технология на основе бумажных носителей. Это в первую очередь учебно-методические пособия, называемые рабочими тетрадями, которые сопровождаются тьютором. Тьютор поддерживает с учащимися телефонную, почтовую и др. связь, а также может непосредственно встречаться со школьниками в консультационных пунктах или учебных центрах.

Вторая технология - телевизионно-спутниковая. Она очень дорогая и пока мало используется. Главный ее недостаток - слабая интерактивность, то есть обратная связь.

И, наконец, третья технология - это интернет-обучение или сетевая технология.

Чаще всего в процессе дистанционного обучения используются все вышеназванные технологии в разных пропорциях.

В целом, преимущества и отличия дистанционного обучения от традиционных форм обучения следующие:

возможность заниматься в удобное для себя время в удобном месте и темпе.

нерегламентированный отрезок времени для освоения дисциплины;

возможность обращения ко многим источникам учебной информации (электронным библиотекам, банкам данных, базам знаний и т.д.).

общение через сеть Интернет и посредством электронной почты, друг с другом и с преподавателями;

концентрированное представление учебной информации и мультидоступ к ней повышает эффективность усвоения материала;

использование в образовательном процессе новейших достижений информационных и телекоммуникационных технологий, что обучает и работе с ними;

равные возможности получения образования независимо от места проживания, состояния здоровья, элитарности и материальной обеспеченности обучаемого.

Дистанционное обучение реализуется на основании целого ряда основных педагогических принципов:

Принцип приоритетности педагогического подхода при проектировании образовательного процесса. Суть данного принципа состоит в том, что проектирование систем обучения необходимо начинать с разработки теоретических концепций, создания дидактических моделей тех явлений, которые предполагается реализовать.

Принцип педагогической целесообразности применения новых информационных технологий. Этот принцип требует педагогической оценки эффективности каждого шага проектирования и создания систем обучения, чтобы вновь выполняемые разработки и новшества не оказывались «подстраиванием» учебного процесса под приобретенную технику. На первый план необходимо ставить соответствующее содержательное наполнение учебных курсов и образовательных услуг, а не внедрение техники.

Принцип модульности. Названный принцип предполагает, что в основу программ обучения положен модульный принцип, где модуль - это целевой функциональный узел, в котором объединены учебное содержание и технология овладения им. Основой для формирования модулей служит рабочая программа дисциплины. Каждый отдельный модуль создает целостное представление об определенной предметной области. Это позволяет из набора независимых курсов-модулей формировать учебную программу, отвечающую индивидуальным или групповым потребностям. При формировании учебных программ выбираются курсы-модули, которые в совокупности позволяют обеспечить как требования обучаемого к получаемым знаниям, так и общие требования к содержанию и процессу обучения.

Принцип гибкости и динамичности. Данный принцип определяет возможность обучаемых в этой системе работать в удобное для себя время в удобном месте. Реализация этого принципа играет важную роль, как для преподавателей (любой контингент, любые условия и т.п.), так и для обучаемых (любое место, любое время, любой возраст и т.п.)

Помимо этого, использование коммуникационно-информационных технологий в образовательном процессе во внеурочное время способствует удовлетворению любых личных образовательных потребностей учащихся, т.к. обладает возможностью расширения знаний учащихся за рамки образовательных стандартов.

Главным условием успешного внедрения дистанционного обучения в школе является комбинация элементов традиционных методик с инновационными подходами, их синтез и модификация. На учителя-предметника ложится большая ответственность не только за отбор предлагаемого материала, но и за его качество. Не секрет, что в сети Интернет очень много разнообразных сервисов и площадок, которые можно предложить учащимся для освоения тех или иных знаний. Это и проект «Интернет-уроки», и различные виртуальные лаборатории, и сайты учителей физики. Но в каждом конкретном случае, учитель обязан предусмотреть те вопросы, которые могут возникнуть у его ученика при самостоятельном изучении того или иного материала.

Прекрасным инструментом для формирования и развития коммуникативных навыков является работа учащихся над одним общим проектом в сети Интернет. Для этого можно использовать популярные сервисы Google. Работа над одним документом, обсуждение одной общей проблемы способствует достижение высоких метапредметных результатов обучения у учащихся, т. к. предполагает формирование у учащихся познавательных интересов, самостоятельности в приобретении новых знаний и практических умений, развитие теоретического мышления, овладение частными промежуточными результатами обучения.




























  1. Опыт использования дистанционных технологий

В своей профессионально деятельности я не только предлагаю учащимся различные материалы, существующие в сети, но и подборку дифференцированных заданий из различных сборников задач по физике, т. к. существует проблема готовых домашних заданий (приложение 1).

Несомненными плюсами данного технологического решения возникающих педагогических проблем являются возможность учащимся обучаться в любое удобное время, возможность обучения в удобном учащемуся темпе, доступность учебных материалов, психологический комфорт процесса обучения, индивидуализация обучения, возможность включения в образовательный процесс школьника на любом этапе обучения.

Так, в случае длительного отсутствия на уроках в следствие болезни или семейных обстоятельств, любой ребенок может обратиться к готовым интернет-урокам, размещенным на сайте http://interneturok.ru (приложение2). Данный информационный ресурс содержит готовые объяснения школьного материала не только по физике, но и по другим дисциплинам школьного курса. Несомненно, учителю необходимо на дистанционной площадке размещать все материалы урока (приложение 3) Такое решение позволяет ученику проследить большую часть деятельности, которая была осуществлена одноклассниками во время урока. Далее учителю необходимо предложить школьнику ряд вопросов и заданий, решение которых будет способствовать отработке практических навыков по этому материалу, это могут быть и те задания, которые выполнялись на уроке (приложение 4). Подбор вопросов следует проводить в четком соответствии с современными образовательными стандартами. При наличии вопросов, ученик имеет возможность обратиться к учителю с возникшими вопросами через социальные сервисы (социальные сети), Skype, АСУ РСО и пр. Педагогу остается только направить ученика к необходимому материалу в сети или разъяснить возникшие вопросы самостоятельно в режиме он- или оффлайн.

Изучение любой темы по физике заканчивается контрольной работой, но это еще один стресс для учащихся, пропустивших занятия по той или иной причине. Предварительное тестирование, организованной с помощью Google-форм способствует снижению уровня тревожности у учащихся, способствует более глубокой подготовке к данным видам контроля (приложение 5).

Проведенные мною наблюдения в этом случае показали значительный рост успешности учащихся, прошедших предварительный зачет в этой форме, выраженный в более высокой оценке, полученной на контрольной работе.

Однако необходимо отметить и некоторые минусы данной технологии, главным из которых является необходимость наличия сильной мотивации обучающихся и одновременно сформированность их информационной культуры.

















  1. Результаты применения дистанционных технологий

Применение дистанционного обучения приводит к целому ряду положительных результатов:

1. Формирование у учащихся не только познавательных интересов и самостоятельности в приобретении новых знаний и практических умений, но и развитие теоретического мышления, овладение частными промежуточными результатами обучения.

2. При регулярном включении в образовательный процесс элементов дистанционного обучения у учащихся улучшена работа интуитивного мышления, усилены эвристические способности.

3. Усиление доли самостоятельности в образовательной деятельности способствует формированию рефлексивных навыков (самоанализ, самокоррекция, умение осмысленно работать), умения и навыков научно-исследовательской деятельности в процессе выполнения индивидуальных проектов и виртуальных лабораторных практикумов.

Данные результаты являются неотъемлемой частью модернизации образования, осуществляемого в настоящее время.














III. Заключение

Получение высоких положительных результатов для решения проблем «выравнивания» отстающих учеников или удовлетворение образовательных потребностей учащихся с высоким уровнем учебной мотивации путем применения дистанционного обучения невозможно без изменений в условиях, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов. Прежде всего, необходим высокий уровень профессионализма педагога, нормативно-правовое обеспечение (принятие локальных актов, регулирующих использование дистанционного обучения в школе, изменение в должностные обязанности педагога и пр.) Также необходимо обеспечить изменение информационной среду ОУ, обеспечить четкие информационные каналы для обеспечения связи между всеми участниками образовательного процесса от ученика и родителей до администрации школы. Универсальным инструментом данного обеспечения является использование системы АСУ РСО, которая позволяет наладить четкое информирование при наличии устойчивой связи и технической поддержке серверов.

Материалы, представленные в данной работе будут интересны широкому кругу педагогов, реализующим новые федеральные государственные образовательные стандарты, т.к. призваны помочь в решении проблем, непосредственно возникающих при изменении не только содержания, но и качества образования.









IV. Информационные источники

Основные источники

  1. Болотова Е. Нормативно-правовая база современного урока // Народное образование. – 2009. – № 9. – С. 118.

  2. Бухаркина М. Ю., Полат Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / под ред. Е. С. Полат. – М. : Изд. Центр «Академия», 2010. – 368 с.

  3. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М. : Просвещение, 2012. – 24с. – (Стандарты второго поколения).

  4. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: Учебно-методическое пособие / И. В. Роберт [и др.]. – М. : Дрофа, 2009.

  5. Колеченко А. К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей. – СПб.: Каро, 2009. – 367 с.

  6. Селевко Г.К. Альтернативные педагогические технологии. М., 2010. - 224 с.

Нормативные документы

    1. Закон РФ об образовании

    2. Конституция Российской Федерации. М., 1996. - 80 с.

    3. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. – М.: Просвещение, 2008.

    4. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»: утв. Президентом Российской Федерации 4 февраля 2010 г. № Пр-271.

    5. Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. (Приказ № 2151 Министерства образования и науки Российской федерации от 20 июля 2011 г. Зарегистрировано в Минюсте: Регистрационный №  22303  от 14 ноября 2011)

    6. Письмо Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»

    7. Письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.07.2010 № 03-13 «О примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования»

    8. План действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы : утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. № 1507-р.

    9. План действий по модернизации общего образования, направленных на реализацию национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» на период 2011-2015 годов (утвержден постановлением Правительства Самарской области от 21.10.2010 года № 507)

    10. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»: утв. постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189

    11. ФГОС основного общего образования утвержден приказом от 17 декабря 2010 года №1897 (зарегистрирован Минюстом России 01.02.2011 г. №19644)

    12. ФГОС полного общего образования.

    13. Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"

    14. Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы : утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г.

    15. Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений: утв. приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986.

    16. Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников: утв. приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106.

    17. Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся (приказ Минобрнауки России от 28.12. 2010г. № 2106)

Интернет ресурсы:

  1. http://www.mon.gov.rucайт Министерства образования и науки РФ

  2. http://samregion.edu.ru - cайт Министерства образования и науки Самарской области

  3. http://www.eidos.ru/journal/2008/0712-1.htm

  4. http://interneturok.ru


Дополнительные источники

  1. Баева И.А., Волкова И.А., Лактионова Е.Б. Психологическая безопасность образовательной среды: Учебное пособие / Под ред. И.А. Баевой.М.: Эконом-Информ, 2009. 248 с.

  2. Образовательные технологии: достижение прогнозируемых результатов. – М. : Про-Пресс, 2009. – 56 с. – (Библиотечка журнала «Вестник образования России»).

  3. Чернобай Е. В. Методика конструирования урока с использованием электронных образовательных ресурсов // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2010. – № 1. – С . 11-14

  4. Храмцова И. А. Социальное партнерство и сетевое взаимодействие образовательных учреждений как ресурс реализации профильного обучения в системе непрерывного образования // Профильное обучение на основе социального партнерства и сетевого взаимодействия ОУ. – Екатеринбург, 2010. – С. 9-14









V. Приложения

Приложение 1

Дифференцированные задания для 7 класса

hello_html_31caae17.png

hello_html_ma1e29a4.png





Приложение 2

Образовательный сайт «Интернет-урок»

hello_html_726c6539.png




























Приложение 3

Размещение материалов урока на школьном сайте










Приложение 4

Задания к уроку

Необходимо дополнить краткий конспект и решить задачи

hello_html_483bdf74.pnghello_html_m5a3e6daf.png

hello_html_m420e5d27.pnghello_html_m1da58ea4.png

hello_html_1feda79e.png












Приложение 5

Использование Google-форм для предварительного тестирования учащихся

hello_html_7ffb8bb7.pnghello_html_m1eeda31a.gifhello_html_286c6095.pnghello_html_629c7037.gif

22


Использование дистанционного обучения для повышения качества образования по физике
  • Физика
Описание:

Основная цель работы - формирование теоретических представлений о технологиях дистанционного обучения и возможностях их применения в школе.

В работе рассматриваются следующие вопросы: история дистанционного обучения, виды дистанционных технологий, преимущества и отличия дистанционного обучения от традиционных форм обучения, основные педагогические принципы дистанционного обучения, условия внедрения дистанционного обучения. 

Кроме этого представлен опыт использования дистанционных технологий, результаты применения дистанционных технологий.

 

Автор Петренко Ирина Вячеславовна
Дата добавления 23.12.2014
Раздел Физика
Подраздел
Просмотров 770
Номер материала 11182
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓