Главная / Русский язык и литература / Работа по самообразованию Активизация мыслительной и познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы

Работа по самообразованию Активизация мыслительной и познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы

мhello_html_367683e9.gifуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Кулундинская средняя общеобразовательная школа №4»

Кулундинского района Алтайского края





















РАБОТА ПО САМООБРАЗОВАНИЮ



«АКТИВИЗАЦИЯ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ»











Выполнила:

Петрова Светлана Николаевна,

учитель русского языка и литературы























Кулунда 2012

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ



Сущность: создание эффективной системы преподавания русского языка и литературы, обеспечивающей творческое применение теоретических знаний, умение анализировать, логически мыслить; способы активизации мыслительной и познавательной деятельности учащихся.

Ведущая идея: активизация мыслительной и познавательной деятельности учащихся через самостоятельную работу в урочное и внеурочное время.

Результативность:

-устойчивый интерес к предмету;

-умение самостоятельно добывать знания, находить ответы на вопросы, выдвигаемые жизнью;

-умение ориентироваться в потоке научной информации при решении новых познавательных задач;

-формирование активности и самостоятельности как черт личности;

-развитие творческого начала в ребенке;

-качество знаний по предмету - 59%.

Трудоемкость: подготовка к урокам требует больших затрат времени.

Доступность: опыт может быть использован в массовой практике.

Объект исследования: мыслительная и познавательная деятельность учащихся на уроках русского языка и литературы.

Предмет исследования: способы активизации мыслительной и познавательной деятельности учащихся и методические пути их эффективного использования в структуре уроков русского языка и литературы.

Задачи:

  1. Определить сущность понятия «активизация познавательной деятельности».

  2. Раскрыть методические условия эффективного использования средств активизации мыслительной и познавательной деятельности учащихся.

Цель: систематизация материала по проблеме «Активизация мыслительной и познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы».

Методы исследования: анализ учебников и учебных пособий по русскому языку и литературы, наблюдение за процессом обучения русскому языку и литературы, беседы с учащимися и учителями, анализ итоговых контрольных работ и сочинений учащихся.













СОДЕРЖАНИЕ



Теоретическая интерпретация

Введение

  1. Способы активизации мыслительной и познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка

    1. Проблемные вопросы

    2. Логико - алгоритмические способы обучения

    3. Графические схемы

    4. Технология блочно-модульного обучения

    5. Тестовые технологии

    6. Нестандартные задания

    7. Дидактические игры

    8. Творческие задания

    9. Мнемотехника

2.Самостоятельная работа как один из способов активизации мыслительной и познавательной деятельности учащихся.

2.1 Уровни самостоятельной продуктивной деятельности учащихся.

2.2 Основные требования к организации самостоятельной работы учащихся на уроке.

2.3 Формы организации самостоятельной работы

2.4 Типы и виды самостоятельных работ в системе урочных и внеурочных занятий

3.Система упражнений как наиболее распространенный вид самостоятельной работы

4.Самостоятельная работа с книгой

Заключение

Список использованной литературы

Приложение













ВВЕДЕНИЕ

Российское образование переживает качественно новый этап развития. Это связано с кардинальным изменением приоритетов образования на государственном уровне: на первый план выдвигается становление личности учащегося, развитие его способностей. Модернизация общеобразовательной школы, осуществляемая в настоящее время, предполагает «ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и развитие личности, ее познавательных и созидательных способностей».

Актуальность избранной темы определяется необходимостью обеспечения познавательной активности учащихся, воспитания их творческих способностей, обращением к вопросу, как развить у ребенка устойчивый интерес к учебе, к знаниям.

Проблема познавательной активности – одна из вечных проблем педагогики. Педагоги прошлого и настоящего по-разному пытаются ответить на извечный вопрос: как сделать так, чтобы ребенок учился с охотой и желанием?

Познавательную активность как педагогическое явление необходимо рассматривать как двусторонний взаимосвязанный процесс: с одной стороны, это форма самоорганизации и самореализации и учащихся, с другой - результат особых усилий педагога в организации познавательной деятельности учащихся.

Не секрет, что для различных учащихся характерна разная степень, или интенсивность, в активном познании. Существуют объективные показатели уровня познавательной активности. К ним относятся: стабильность, прилежание, осознанность учения, творческие проявления, поведение в нестандартных учебных ситуациях, самостоятельность при решении учебных задач. Все это дает возможность выделить следующие уровни проявления активности: нулевой, относительно - активный, исполнительно - активный, творческий. Нужно помочь учащимся перейти с нулевого уровня к относительно - активному, исполнительно-активному, творческому.

Свою задачу вижу в том, чтобы подготовить человека думающего и чувствующего, способного не просто получать знания, но и использовать их в жизни, умеющего жить в социуме, обладающего внутренней культурой. Считаю, что должна обучить учащихся навыкам самостоятельного исследования, добывания знаний, умению творчески мыслить, решать возникающие проблемы.

Я согласна с передовыми педагогами, что на уроке дети должны трудиться по возможности самостоятельно, а учитель – руководить этим самостоятельным трудом, давать для него материал.

Психологами установлено, что упражнения, выполняемые без чьей-либо помощи, совершенствуют и укрепляют волевую сферу ребенка, тренируют обучающегося в принятии решений, формируют умение защищать свои решения и мнения, воспитывают внимание, целеустремленность и стремление довести дело до конца.

Практическая значимость работы заключается в том, что апробирована методика активизации мыслительной и познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы. Выводы и конкретные материалы могут быть использованы в качестве дидактического материала при обучении учащихся в 5-11 классах.



  1. СПОСОБЫ АКТИВИЗАЦИИ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ



Я советую всем учителям: берегите детский огонек

пытливости, любознательности, жажды знаний.

В.Л. Сухомлинский

:

Готовясь к урокам русского языка и литературы, стараюсь создать оптимальные условия для развития и самореализации индивидуальных и творческих способностей личности школьника.

Учение с увлечением - это вовсе не учение с развлечением. Все знают: у кого большие способности, у того обычно интерес к знаниям. Но обратное правило: у кого больше интереса, у того быстрее развиваются способности.

Пробудить интерес - моя задача.

Одни ученые считают, что сущность активизации познавательной деятельности учащихся заключается в управлении мыслительными процессами в целях сознательного и прочного усвоения знаний, умений и навыков по предмету, другие видят ее в развитии мыслительных способностей школьников в процессе обучения путем стимулирования и усиления этих процессов (анализа, синтеза, обобщения….)

Мыслительную и познавательную деятельность учащихся на уроках активизирую с помощью нестандартных заданий, постановки проблемных вопросов, графических схем, мнемотехники, учебно-познавательных игр, блочно - модульного обучения, написания исследовательских работ, тестирование, алгоритмических методов обучения... (Приложение)



    1. Проблемные вопросы

Проблемные вопросы воспитывают познавательный интерес. Известно, умный вопрос – это уже добрая половина знаний. Особенно ценен в указанном плане вопрос «почему?», вызывающий внимание к причинно – следственным связям различных явлений.

Например:

Почему неполные предложения часто употребляются в диалоге?

Почему возвратное местоимение не может быть подлежащим?

Почему неопределенное местоимение некто не может быть дополнением?

Почему слова звон и звонить разные части речи?

Почему комедия А.С. Грибоедова названа « Горе от ума?»

Приемы создания проблемных ситуаций:

1.Необходимо подвести детей к противоречию.

2.Обязательно побуждать школьников делать сравнения, обобщения, выводы, сопоставлять факты.

3.Ставить конкретные вопросы на обобщение, обоснование, конкретизацию суждений.

4.Даются исследовательские задания по тексту, ведется частично- поисковая работа.

Ответьте на проблемный вопрос, поставленный в тексте:

1.Туристы шли непроходимыми горными тропами. Располагаясь на ночлег, один из них, вздохнув, сказал:

- После такого опасного перехода можно пос…деть.

Товарищи вопросительно посмотрели на него. Почему туристы не поняли друг друга?

2. Растения и растаял.

Однокоренные ли это слова? Почему?

1.2 Логико – алгоритмические способы обучения

Алгоритмы не только способствуют целенаправленному управлению мыслительной деятельностью учащихся при овладении языковыми категориями, но и позволяют обеспечить ученику прочные знания и умения.

Нередко ученик, хорошо запоминающий правило, не может применить его на практике. Алгоритм же помогает осмыслить это правило. Он фиксирует ход рассуждения, заставляет анализировать каждую выполняемую операцию. Таким образом действия, направленные на выработку орфографических навыков, становятся вполне осознанными, а значит и более эффективными.

НЕ с глаголами и деепричастиями.

Проверь, употребляется ли данное слово без НЕ

Да. Нет.

Пиши раздельно. Пиши слитно.

Не рискуй. Недоумевать.

Не рискуя. Недоумевая



    1. Графические схемы

Использование графической наглядности на уроках русского языка и литературы, бесспорно, обладает большими развивающими возможностями, направлено на перекодирование информации, одновременное усвоение грамматических знаний и развитие мыслительных операций.

1 скл. Д. П. - > е

2 скл. П. - > е

3 скл. Р. Д. П. - > и

ться тся

ь ь

Что делать? Что делает?

Что сделать? Что сделает?

Умелое и методически оправданное применение схем и других видов наглядности на уроках обучения грамоте приводит к положительным результатам.



1.4 Технология блочно-модульного обучения

Теоретические блоки помогают мне обобщать и систематизировать знания по темам:

- « Н-НН в суффиксах прилагательных, причастий и наречий»;

- «Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи»;

- «О - Ё после шипящих в корнях, суффиксах и окончаниях»;

- «Слитное, раздельное, дефисное написание частей речи»;

- «Гласные в корне слова» (проверяемые, непроверяемые, чередующиеся)…



1.5 Тестовые технологии -

новая эффективная система оценки и контроля результатов обучения, вызванная потребностью в получении независимой объективной информации от учебных достижений обучающихся.

Итоговой формой контроля знаний учащихся за курс средней школы является ЕГЭ, основой которой являются тестовые задания.

В каком ряду в обоих случаях пропущена буква Е?

К встреч….., к крепост…..

О мероприяти…, о радост….,

В крайн…м случа…

Целенаправленно готовя учащихся к ЕГЭ, уделяю особое внимание формированию орфоэпических, лексических, синтаксических, морфологических норм языка.

Такая продуманная работа дает положительные результаты.

В 2002-2003 учебном году 17одиннадцатиклассников сдавали экзамен по русскому языку в форме ЕГЭ (при 100% успеваемости качество знаний – 52, 9%)

В 2004 – 2005 гг. – 9 человек (при 100% успеваемости качество знаний – 55,5%, есть 2 медалистки)

В 2006 – 2007 гг. – 2 человека (при 100% успеваемости качество знаний – 100%)

В 2007 – 2008 гг. – 16 человек (при 100% успеваемости качество знаний – 56%, а средний балл – 57,8, есть одна медалистка)

В 2008 – 2009 гг. – 12 человек (при 100% успеваемости качество знаний – 58,9%, а средний балл – 52, есть одна медалистка)

В 2009 – 2010 гг. – 16 человек (при 100% успеваемости средний балл – 60, есть 2 медалистки)



1.6 Нестандартные задания

Нестандартные задания могут быть представлены в виде проблемных ситуаций, ролевых игр, соревнований, конкурсов «Кто больше, быстрее?» и других элементов занимательности, позволяющих активизировать мыслительную деятельность учащихся.

Главный отличительный признак нестандартных заданий - их связь «с деятельностью, которая в психологии названа продуктивной, творческой».

Орфографическое лото.

Лингвистический диктант.

Найдите заблудившиеся буквы в словах, поставьте их на место и объясните правописание.

Деревенский ст…рожил сад колхозный ст…рожил.

Серый волк в густом л…су встретил рыжую л…су.

Вспомнить пословицы (песни, названия книг, фильмов), где упоминаются числительные. Определить разряд числительных и выделить орфограммы.



1.7 Дидактические игры

Игра - увлекательное занятие для учителя и для ученика. Она помогает сделать обучение более доступным, живым и интересным. Еще В. Сухомлинский подчеркивал, что «игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Закреплению знаний по орфографии, выработке прочных орфографических навыков способствует игра «Определи пару». Она хороша тем, что требует применения многих правил. На доске столбиком пишу слова с разными орфограммами. Например: грузчик, беспорядок, старинный, низкий, предыстория, цигейка, преграда, мячик, черный, жгуч, дышащий, вытирать.

Затем читаю слово, а учащиеся, подумав, записывают его на доске напротив слова на такое же правило, обосновывая свой ответ, объясняя написание и делая при этом необходимые условные обозначения (выделение орфограмм обязательно) Или на столе лежат карточки, на которых написаны слова Вызванный ученик берет карточку, размышляет, куда записать слово: вязкий, былинный, сыграть, цистерна, желтый, каменщик, свеж, разбежаться,соберу, овражек, борющийся, привокзальный.

Дидактические игры активизируют мыслительную деятельность, будят творческую энергию.

Задачи-игры при изучении «Лексики»:

  1. Синоним к слову мужественный и антоним к слову трусливый. (Смелый, храбрый)

  2. Синоним слова нежность, омоним название хищного зверя. (Ласка)

Тема «СПП»

Игра «Найди свою пару» На карточках одна часть СПП.

Например: Чтобы хорошо сдать экзамен…надо серьезно готовиться.



1.8 Творческие задания

учащихся способствуют укреплению и повышению познавательных интересов, развитию их творческого мышления.

Самые яркие страницы...

Незабываемый эпизод…

Мое отношение…

В работе с биографией писателя, с литературным произведением особенно важны письменные задания творческого характера. Например:

1.Интервью с писателем.

2.Письма от имени героев произведения. (Письмо Онегина к Ленскому накануне дуэли или письмо Печорина к Грушницкому, предсмертное письмо Лизы Эрасту…) Учащиеся буквально « вживаются» в образ героя.

Образуйте и запишите вначале простое предложение, затем сложное.

Солнце выглянуло из- за туч и…

1.9 Мнемотехника – один из приемов обучения русскому языку, поддерживающих интерес к предмету.

Долго ели торты – не налезли шорты.

Надеваю одежду, одеваю Надежду.

Девчонка в рубашонке.

Шорох в крыжовнике, шов в капюшоне

Зарифмованные грамматические правила – один из мнемонических приемов.

Если есть за корнем А,

В корне будет И всегда,

Вот пример запоминай:

Ноги вытер? Вытирай.



Не выучил - не делай.

Не знаешь - не спеши.

С глаголами раздельно

Частицу НЕ пиши.



























САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ АКТИВИЗАЦИИ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Самостоятельная работа стала неотъемлемой частью процесса обучения, ориентированного на активизацию познавательной деятельности школьников. Сегодня передо мной стоит задача не просто вложить в головы ребят определенные знания, а научить их учиться.

Под самостоятельной работой при изучении русского языка понимается такая познавательная мыслительная деятельность обучающихся, которая направлена на приобретение знаний, умений и навыков, и в процессе которой дети учатся наблюдать языковые явления, сравнивать и сопоставлять их, анализировать, обобщать, выделять главное, рассуждать, делать выводы, словом, овладевают такими логическими операциями, которые необходимы для самостоятельного решения вопросов, выдвигаемых жизнью

Самостоятельная работа - это такое средство обучения, которое

- в каждой конкретной ситуации усвоения соответствует конкретной дидактической цели и задаче;

- формирует у обучающихся на каждом этапе его движения от незнания к знанию необходимый объем и уровень знаний, навыков и умений для решения определенного класса познавательных задач и соответственного продвижения от низших к высшим уровням мыслительной деятельности

- вырабатывает у учащихся психологическую установку на самостоятельное систематическое пополнение своих знаний и выработку умений ориентироваться в потоке научной информации при решении новых познавательных задач;

- является важнейшим орудием педагогического руководства и управления самостоятельной продуктивной деятельностью обучающегося.

2.1 Уровни самостоятельной продуктивной деятельности учащихся

Условно можно выделить четыре уровня самостоятельной продуктивной деятельности учащихся, соответствующие их учебным возможностям:

  1. Копирующие действия учащихся по заданному образцу. На этом уровне происходит подготовка к самостоятельной деятельности.

  2. Репродуктивная деятельность по воспроизведению информации о различных свойствах изучаемого объекта, в основном не выходящая за пределы уровня памяти. Однако на этом уровне уже начинается обобщение приемов и методов познавательной деятельности, их перенос на решение более сложных, но типовых заданий.

  3. Продуктивная деятельность самостоятельного применения приобретенных знаний для выполнения заданий, выходящих за пределы известного образца.

  4. Самостоятельная деятельность по переносу знаний при выполнении заданий в совершенно новых ситуациях.

Каждый из этих уровней, хотя они выделены условно, объективно существует. Моя задача - довести как можно больше детей до четвертого уровня самостоятельности.



2.2 Основные требования к организации самостоятельной деятельности учащихся

Основные требования к организации самостоятельной деятельности учащихся на уроке сводятся к следующим:

- самостоятельная работа на любом уровне имеет конкретную цель;

- самостоятельная работа соответствует учебным возможностям ученика, а степень сложности удовлетворяет принципу постепенного перехода с одного уровня на другой;

- сочетание разнообразных видов самостоятельных работ и управление самим процессом работы;

- назначение самостоятельной работы - развитие познавательных способностей, инициативы в принятии решения, творческого мышления;

- содержание работы, форма ее выполнения должны вызывать интерес учащихся, желание выполнить работу до конца.



2.3 Формы организации самостоятельной работы

По форме организации самостоятельные работы можно разделить на индивидуальные, фронтальные и групповые.

Общепризнанным является положение, что ядром в любой самостоятельной работе выступает познавательная задача. Как и всякая форма учебно - воспитательного процесса, самостоятельная работа призвана выполнять несколько функций: образовательную (систематизация закрепление знаний учащихся), развивающую( развитие познавательных сил учащихся - их внимание, память, мышление, речь), воспитательную( воспитание устойчивых мотивов учебной деятельности, навыков культуры умственного труда, самоорганизация и самоконтроль…)

К числу стабильных и важных видов внешкольных занятий относится домашняя самостоятельная работа учащихся, рассматриваемая, как основная часть процесса обучения. Главная цель ее - расширить и углубить знания, умения , полученные на уроках, предотвратить их забывание, развить индивидуальные дарования и способности учащихся.

Домашняя самостоятельная работа осуществляет определенные дидактические функции, наиболее важные следующие:

-закрепление знаний, умений, полученных на уроке;

-развитие самостоятельного мышления;

-формирование умений и навыков самостоятельного выполнения упражнений.

Любая самостоятельная работа предлагает контрольный комплект, куда входят следующие виды контроля:

-контроль учителя;

- самоконтроль;

-взаимоконтроль.

2.4 Типы и виды самостоятельной работы в системе урочных и внеурочных занятий

В соответствии с уровнями самостоятельной продуктивной деятельности учащихся можно выделить четыре типа самостоятельных работ: воспроизводящие, реконструктивно-вариативные, эвристические и творческие работы. Каждый из четырех типов работ имеет свои дидактические цели.

Воспроизводящие самостоятельные работы по образцу необходимы для запоминания способов действий в конкретных ситуациях, формирования умений и навыков и их прочного закрепления.

Самостоятельные работы реконструктивно-вариативного типа приводят школьников к осмысленному переносу знаний в типовые ситуации, учат анализировать события, явления, факты, формируют приемы и методы познавательной деятельности, способствуют развитию внутренних мотивов к познанию, создают условия для развития мыслительной активности школьников.

Эвристические самостоятельные работы формируют умения и навыки поиска ответа за пределами известного образца. Формируется творческая личность. Постоянный поиск новых решений, обобщение и систематизация полученных знаний. Перенос их в совершенно нестандартные ситуации делают знания ученика более гибкими, мобильными, вырабатываются умения, навыки и потребность самообразования.

Творческие самостоятельные работы являются венцом системы самостоятельной деятельности школьников.

В практике обучения каждый тип самостоятельной работы предоставлен большим разнообразием видов работ, используемых в системе урочных и внеурочных занятий. Перечислю наиболее распространенные и эффективные из них.

  1. Работа с книгой. Это работа с текстом и материалом учебника: пересказ основного содержания части текста; составление плана ответа по прочитанному тексту; краткий конспект текста; поиск ответа на заранее поставленные к тексту вопросы; анализ, сравнение, обобщение и систематизация материала нескольких параграфов. Работа с первоисточниками, справочниками и научно- популярной литературой. конспектирование и реферирование прочитанного.

  2. Упражнения: тренировочные, воспроизводящие упражнения по образцу, реконструктивные упражнения; составление различных заданий и вопросов ; рецензирование ответов других учеников, оценка их деятельности на уроке ; различные упражнения, направленные на выработку практических умений и навыков.

  3. Различные проверочные самостоятельные работы, контрольные работы, диктанты, сочинения.

  4. Подготовка докладов и рефератов.

  5. Выполнение индивидуальных и групповых заданий в связи с экскурсиями и наблюдениями в природе…

Большая часть перечисленных видов самостоятельных работ может быть составлена для различных уровней самостоятельной продуктивной деятельности учащихся, т. е. отнесена к каждому из четырех перечисленных выше типов самостоятельных работ.









  1. СИСТЕМА УПРАЖНЕНИЙ КАК НАИБОЛЕЕ РАСПРАСТРАНЕННЫЙ ВИД САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Упражнения являются наиболее распространенным видом самостоятельной работы. Их роль при осмыслении и закреплении знаний, развитии мышления учащихся исключительно велика. Особенно эффективна продуманная система упражнений, учитывающая индивидуальные возможности ученика, уровень самостоятельности, необходимый для их выполнения.

По целевому назначению упражнения удобно разделить на три группы:

  1. Упражнения, составленные для изучения материала, приобретения умений и навыков. Из них выделяют подготовительные, предназначенные для выполнения действий по образцу, схеме.

  2. Упражнения, составленные для закрепления пройденного материала.

  3. Контрольные задания, составленные с целью проверки глубины усвоения полученных знаний.

Четкий план организации действий при выполнении различных упражнений резко увеличивает их эффективность. Часто беспомощность ученика при выполнении упражнений является следствием его методических неумений, а не пробелами в знаниях.

При подборе упражнений по каждой теме особое внимание обращается на всестороннее закрепление всех признаков понятия, четко выделяются навыки и умения, которые надо сформировать и закрепить с помощью системы различных упражнений. Исключить упражнения «на всякий случай» - значит заметно повысить эффективность урока.

Необходимо постоянно следить за точностью выполнения задания, особенно на этапе подготовительных и пробных упражнений, поскольку могут быть закреплены ошибки учеников, их неверные навыки.

























  1. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА С КНИГОЙ

В наше время книга – основной источник знаний, важное средство человеческого общения.

Вот некоторые дидактические условия организации работы с учебником на уроке:

- работу с учебником следует тщательно планировать. Включать ее одним из видов самостоятельной деятельности школьников;

- действиями учеников надо четко управлять: что читать, с какой целью, на какие вопросы ответить, какие части озаглавить, какие упражнения после чтения параграфа выполнить;

- работа с учебником не должна занимать весь урок Она разумно сочетается с другими видами учебной работы;

- при чтении надо учиться выделять главную мысль каждого абзаца;

- широко использовать графический материал учебника для самостоятельной работы: рассказ по картинкам, анализ рисунка;

- следует целенаправленнее работать с теми вопросами, которые имеются в учебниках в конце параграфов.

Особое значение на уроке имеет работа с различной справочной литературой.

Самостоятельной работе принадлежит особая роль как при изучении нового материала, так и при повторении и обобщении изученного. Поэтому при организации самостоятельной работы стараюсь не допускать перегрузки учащихся, стремиться к разнообразию их учебной деятельности, учитывать потребность в различных формах общения, а также индивидуальные особенности каждого ученика, уровень его подготовки, способности.

Общие выводы о совершенствовании методов самостоятельной работы.

1.Необходимо расширить применение методов самостоятельной работы в практике обучения.

2.В процессе обучения необходимо использовать такие методы самостоятельной работы, которые требуют от учеников проявления элементов творчества, проблемные самостоятельные работы, задания по написанию стихов, сочинений на свободную тему…

3.Важно не забывать о дифференцированном и индивидуальном подходе при использовании методов самостоятельной работы. Нужно дифференцировать не только сложность заданий, но и меру помощи, оказываемой со стороны учителей при выполнении заданий.

4.Методы самостоятельной работы использовать в процессе выполнения отдельных упражнений и в процессе самостоятельного изучения целых параграфов с попутным выполнением упражнений, заданий, ответов на контрольные вопросы.













ЗАКЛЮЧЕНИЕ



В современных условиях, когда объем необходимых для человека знаний резко и быстро возрастает, ученики должны не только овладеть определенным кругом знаний и навыков, но и приобрести умения самостоятельно добывать знания, находить ответы на вопросы, выдвигаемые жизнью.

Активизация мыслительной и познавательной деятельности учащихся - одно из наиболее существенных требований, обеспечивающих качество о бучения. Установлено, что уровень развития мыслительных операций, степень овладения ими определяет ход мыслительных процессов и его результат, а, следовательно, продуктивность познавательной деятельности.

Организация самостоятельной работы, руководство ею - это ответственная и сложная работа. Воспитание активности и самостоятельности необходимо рассматривать как составную часть воспитания человека. Я хорошо понимаю, что самостоятельная работа не самоцель. Она является средством борьбы за глубокие прочные знания учащихся, средством формирования у них активности и самостоятельности как черт личности, развития их умственных способностей.

Знания, полученные самостоятельно, отличаются глубиной, прочностью, превращаются в убеждения. Самостоятельное осмысление материала способствует развитию творческого начала в человеке, является показателем его интеллектуального роста.

















































СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ



  1. Зепалова Т. С. Мещерякова Н. Я. Урок литературы. - М.,1983

  2. Зольникова В. И. Самостоятельная работа учащихся над литературным произведением. - М.,1978

  3. Зотов Ю. Б. Организация современного урока. – М.,1984

  4. Камнева С. В. Самостоятельная работа на уроках русского языка.- М. 1988

  5. Купалова А. Ю. Совершенствование методов обучения русскому языку. - М.

  6. Маранцман В. Г. Чирковская Т. В. Проблемное изучение литературного произведения в школе. - М..1977

  7. Махмутов М. И. Современный урок.- М., 1977

  8. Потапова Е.Н. Радость познания.- М. 1990

  9. Фогельсон И.А. Формирование навыков самостоятельной работы на уроках литературы.-Киев..1990

  10. Шаламов В. В. Организация самостоятельной работы в образовательных

учреждениях.

11.Шукина Р.И. Формирование познавательной активности школьников.- М.,1987























































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































Работа по самообразованию Активизация мыслительной и познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы
  • Русский язык и литература
Описание:

        Российское образование переживает качественно новый этап развития. Это связано с кардинальным  изменением приоритетов образования на государственном уровне: на первый план выдвигается становление личности учащегося, развитие его способностей. Модернизация общеобразовательной школы, осуществляемая в настоящее время, предполагает «ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и развитие личности, ее познавательных и созидательных способностей».

       Актуальность избранной темы определяется необходимостью обеспечения познавательной активности учащихся, воспитания их творческих способностей, обращением к вопросу, как развить у ребенка устойчивый интерес к учебе, к знаниям.

       Проблема познавательной активности – одна из вечных проблем педагогики. Педагоги прошлого и настоящего по-разному пытаются ответить на извечный вопрос: как сделать так, чтобы ребенок учился с охотой и желанием?

       Познавательную активность как педагогическое явление необходимо рассматривать как двусторонний взаимосвязанный процесс: с одной стороны, это форма самоорганизации и самореализации и учащихся, с другой - результат особых усилий педагога в организации познавательной деятельности учащихся.

         Не секрет, что для различных учащихся характерна разная степень, или интенсивность, в активном познании. Существуют объективные показатели уровня познавательной активности. К ним относятся: стабильность, прилежание, осознанность учения, творческие проявления, поведение в нестандартных учебных ситуациях, самостоятельность при решении учебных задач. Все это дает возможность выделить следующие уровни проявления активности: нулевой, относительно - активный, исполнительно - активный, творческий. Нужно помочь учащимся перейти с нулевого уровня к относительно - активному, исполнительно-активному,  творческому.

 

          Свою задачу вижу в том, чтобы подготовить человека думающего и чувствующего, способного не просто получать знания, но и использовать их в жизни, умеющего жить в социуме, обладающего внутренней культурой. Считаю, что должна обучить учащихся навыкам самостоятельного исследования, добывания знаний, умению творчески мыслить, решать возникающие проблемы.  

Автор Петрова Светлана Николаевна
Дата добавления 29.12.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1943
Номер материала 16057
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓