Работа
над проектом
Приступая
к проектированию со школьниками, следует учесть, что большинство ребят в этом
возрасте еще не имеют постоянных увлечений. Их интересы ситуативны. Поэтому
тема предлагается учителем, как одна из интересных и простых программных тем.
I. Запуск
проектной деятельности в школе
II.
Подготовительный этап
Задачи
подготовительного этапа:
1. выбрать тему проекта;
2. определить основные цели и
задачи проекта;
3. определить основные
направления работы над проектом;
4. распределить всех участников
проектной деятельности в группы соответственно определенным направлениям работы
над проектом (учащиеся распределяются в группы по желанию, тьютеры – в
соответствии своих желаний, но и равномерного распределения взрослых в состав
основных групп).
Шаги
|
Деятельность учащихся
|
Деятельность тьютеров
|
Деятельность учителя
|
Выбор темы
|
Анализируют, высказывают предположения: каким
образом можно достичь поставленной цели.
|
Подключаются в работу сформированных групп
учащихся. Помогают сформировать цели (для чего надо работать именно по этой
теме, обосновать важность выбора темы) объясняя, что в понятие погоды можно включить
и эмоциональный настрой людей и т.д.
|
Предлагает тему. Создает эмоциональный настрой.
Направляет учащихся на формулировку цели проекта.
Проводится ситуативная игра «Иностранец пригласил тебя на вечеринку».
|
Введение в тему проекта.
|
Представители групп
выступают с предложениями распределения ролей участников проекта.
|
Помогают учащимся в
составлении плана работы.
|
Записывает на доску все
предложенные от групп направления, задает уточняющие вопросы.
Предлагает после
выступлений всех групп общую схему работы. Предлагает группам расположить в
порядке значимости представленные на доске виды работы. Учитель дает задание
группам.
|
Представление единого плана
и сроков работы над проектом
|
После определения темы,
обдумывают, какие проектные шаги необходимо проделать
|
Помогают разработать план
реализации проекта, помогают в выборе одного или двух направлении работы над
проектом
|
Ставит перед участниками
проекта очередную задачу после выбора единой темы - продумать направления
работы над проектом: какую информацию необходимо собрать, с кем организовать
встречи, кого пригласить в помощники и т.д.
|
Представление основных
направлений работы над проектом
|
Представители групп
выступают с предложениями по основным направлениям работы над проектом
|
Помогают учащимся в
представлении основных направлений работы над проектом, дополняя выступление
учащихся
|
Записывает на доску все
предложенные направления работы над проектом от групп, задает уточняющие
вопросы
|
Переформирование групп
|
Учащиеся заполняют
специальный лист – опросник, где необходимо указать Ф.И.О. и выбранное
направление своей деятельности, а также отразить свое отношение к проделанной
сегодня работе
|
Тьютеры также заполняют
лист-опросник
|
Учитель объявляет о том,
что первый подготовительный этап работы над проектом почти завершен и
предлагает каждому ученику и тьютеру серьезно подумать и определиться в
выборе направления работы над проектом
|
Корректировка состава групп
|
Уходят домой
|
Еще раз уточняют состав
групп по основным направлениям работы над проектом, по необходимости
перегруппировывают составы групп тьютеров так, чтобы в каждую группу входили
тьютеры.
|
Помогает в корректировке
состава групп, направляет дальнейшую работу групп, предлагая тьютерам и
учащимся наметить дальнейшую работу каждой группы, оговорить время сбора по
совместной проектной деятельности.
|
|
|
|
|
|
III. Основной этап
Задачи основного этапа:
1.
определить
план основных мероприятий по каждому из выбранных направлений;
2.
внутри
каждой группы произвести распределение ролей, сроков выполнения каждого
запланированного мероприятия и форм представления результатов;
3.
выполнение
намеченного плана действий (при необходимости его корректировка).
Представим таблицу основной
деятельности группы
Шаги
|
Деятельность учащихся
|
Деятельность родителей
|
Деятельность учителя
|
Определение плана основных
мероприятий
|
Предлагают план действий,
которые можно было бы провести в рамках того направления, по которому
работает группа
|
Корректируют предложения
учащихся, делают уточнения, дополнительные предложения, например: найти
информацию в Интернете …, провести социологическое исследование, помощь в
представлении докладов и проведении дискуссий на английском языке,
присутствие на промежуточном представлении первых результатов и т.д.
|
Организует деятельность
учащихся и родителей. Наблюдает, направляет как специалист работу группы.
Помогает в разработке плана основных мероприятий.
|
Распределение ролей
|
Учащиеся группы распределяются в
соответствии с намеченным планом работы в мини- группы: информаторов (те, кто
занимается сбором и обработкой информации); оформителей (те, кто выполняет
макеты, рисует газету, занимается изготовлением буклетов, брошюр, и т.д.);
сценаристов (те, кто продумывает сценарий представления промежуточных и
итоговых результатов проектной деятельности) и т. д.
|
Распределяются в
мини-группы учащихся для оказания существенной помощи в работе группы
|
Помогает, направляет деятельность
по распределению в мини-группы (По возможности, направляет деятельность
учащихся так, чтобы из проекта в проект дети усваивали, знакомились с
работой различных групп, получали навыки различных социальных проб),
акцентирует внимание на конечном результате.
|
Работа мини-групп
|
Каждая группа планирует
работу по своему направлению, выполняет работу по намеченному плану
|
Помогают разработать план
действий и выполнять его. Планируют сроки сбора группы по обсуждению
проделанной работы и ее корректировки
|
Координирует работу
мини-групп, направляет их деятельность, помогает в реализации намеченного
плана работы
|
Представление результатов
деятельности мини-групп
|
Представляют согласно
разработанному сценарию всю работу по проекту в рамках выбранного направления
|
Помогают представлять
результаты проектной деятельности по выбранному направлению
|
Координирует, направляет,
помогает представить результаты деятельности каждой группы
|
IV.
Заключительный этап
Задачи заключительного
этапа:
1.
определить
план/ сценарий представления итогов работы над проектом;
2.
распределить
роли участников защиты проекта;
3.
подготовить
и представить защиту проекта.
Шаги
|
Деятельность
учащихся
|
Деятельность
тьютеров
|
Деятельность
учителя
|
Определение плана/ сценария
итогов проектной деятельности
|
Помогают в распределении
всего материала работы мини-групп и его оформлении
(часть материала в
компьютерную презентацию проекта; часть – для оформления в буклеты, брошюры,
газеты; часть материала - в сценарий защиты проекта и т.д.)
|
Распределяют весь собранный
материал для его представления в различной форме
|
Организует деятельность
учащихся и тьютеров. Наблюдает, направляет как специалист работу на
завершающем этапе проекта.
|
Распределение ролей
|
Учащиеся распределяются в группы в
соответствии с сортировкой собранного материала:
· редакторы буклета;
· редакторы газеты;
· редакторы альбома;
· сценаристы;
· оформители общей защиты
проекта (подготовка аудитории к защите проекта);
· создатели компьютерной
презентации
и т.д.
|
Родители помогают в создании
костюмов
|
Помогает в разработке плана/
сценария защиты проекта. При необходимости привлекает для подготовки
результатов проектной деятельности учителей музыки, русского языка и
литературы, дополнительного образования и т.д.
|
Представление результатов проектной деятельности
|
Представляют
на равных результаты проектной деятельности.
|
V. Рефлексивный
этап
Задачи рефлексивного
этапа:
1.
обсудить
итоги работы над проектом, выполнение поставленных целей и задач;
2.
определить
коэффициент участия каждого из проектантов на различных этапах его реализации
(саморефлексия / рефлексия деятельности);
3.
определить
дальнейшую судьбу проекта;
4.
провести
психолого-педагогический мониторинг проектной деятельности.
Шаги
|
Деятельность учащихся
|
Деятельность тьютеров
|
Деятельность учителя
|
Итоги проектной деятельности
|
Совместное обсуждение общих
результатов проектной деятельности. Определение дальнейшей судьбы проекта.
|
Саморефлексия проектной
деятельности
|
Через анкетирование, собеседование
с учителем, классным руководителем рефлексируется оценка проектной деятельности
каждым учеником
|
Через анкетирование, собеседование
с учителем, классным руководителем рефлексируется оценка проектной
деятельности каждым тьютером
|
Рефлексирует собственное участие,
участие каждого ребенка и тьютера в проекте. Привлекает для качественной
реализации проектной деятельности психологическую службу школы
|
Рефлексия проектной
деятельности
|
Заполняют лист оценки
участия каждого ребенка в проекте
|
Заполняют лист оценки
участия каждого ребенка в проекте
|
Помогает, направляет
деятельность по заполнению каждым учеником и тьютером оценочных листов
|
|
|
|
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.