Главная / Начальные классы / Работа над поэтическим текстом

Работа над поэтическим текстом

Работа над поэтическим текстом

Используя собственные наработки и рекомендации журнальных статей, я составила для себя следующий план работы над поэтическими произведениями, куда включены и цели каждого этапа урока.

План работы над поэтическим текстом

1.Речевая разминка.

Цели: включить в работу три отдела речевого аппарата; устранение имеющихся дефектов речи; развитие у детей эмоциональной, выразительной речи.

  1. Правила чтения и произношения.

Цель: выработка устойчивого литературного чтения.

  1. Проверка домашнего задания.

Цели: осуществление контроля за выполнением домашнего задания; совершенствование навыков выразительного чтения.

  1. Изучение нового материала:

а) сообщение темы и цели урока;

б) определение задач урока;

в) подготовка к восприятию нового произведения;

Цели: создать эмоциональный настрой; нацелить детей на работу над новым произведением; учить прогнозировать содержание произведения; планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока;

в) первичное чтение;

Цели: познакомить с содержанием текста; помочь почувствовать эмоциональный настрой поэта; воспринимать на слух поэтическое произведение;

г) проверка первичного восприятия;

Цель: проверить, как дети восприняли содержание стихотворения; выделение в нём основной мысли;

д) словарная работа;

Цель: расширение словарного запаса учащихся; умение ориентироваться в учебной книге;

е) повторное чтение;

Цель: совершенствовать навык чтения; читать вслух и про себя;

ё) анализ произведения;

Цели: совершенствовать навык работы с поэтическим текстом; учить находить изобразительные средства; выделение в нём основной мысли; отбор опорных (ключевых) слов ; осмысление правил взаимодействия в паре или группе;

ж) подготовка к выразительному чтению;

Цели: совершенствование навыка техники чтения; активизирование знаний о выразительном чтении; знание и умение оперировать понятиями: красота родной природы; гордость за свою родину; лирические произведения (наблюдение, настроение, пейзаж, средства художественной выразительности);

з) выразительное чтение;

Цель: отработка навыка выразительного чтения стихотворения;

и) рефлексия;

Цели: оценить свою работу на уроке; что было трудным? Что легко удавалось выполнить? Нарисовать в тетради смайлик, который отражает ваше отношение к материалу урока; развивать творческое воображение;

  1. Итоги урока.

Цель: систематизировать полученные знания; выяснить, чему учит произведение;

  1. Задание на дом (дифференцированное).

Цели: осуществлять дифференцированный подход к обучению; прививать интерес к чтению.



Хотелось бы подробнее остановиться на некоторых этапах урока, а именно: на речевой разминке, на правилах чтения и произношения, проверке домашнего задания, немного коснуться анализа текста, работы над выразительностью чтения, итогов урока, домашнего задания. Но прежде хочу заострить ваше внимание на оснащении такого урока. Не обойтись без репродукции картин, портрета поэта, презентаций о жизни и творчестве поэтов, аудиохрестоматии по чтению, компьютера, записи музыкальных произведений, аудиокассет, магнитофона, рисунков учащихся.


Итак, поговорим о речевой разминке.

Поскольку я работаю в тесном сотрудничестве со школьным логопедом, в речевую разминку для 1 – 2 классов я включаю: 1) дыхательную; 2) артикуляционную; 3) звуковую или речевую гимнастику. Для постановки правильного дыхания использую одну из шумовых игр. В моей методической копилке они называются: “Пчела на лужайке”, “Жучки в полете”, ”Насос”, “Проколотый мяч”, “Поезд мчится”, “Трактор”, “Задуем свечи”, “Цветы” и др. Кстати, их можно использовать и в качестве физминутки в 1 классе.


Кроме того, они (шумовые игры) способствуют исправлению дефектов речи.


Для артикуляционной гимнастики (условное название – разомнем язычок) беру 2–3 упражнения, которые способствуют развитию подвижности языка, мышц губ. Приведу описание некоторых из них.


1. “ЛОШАДКА”.


Присосать язык к небу, щёлкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянем подъязычную связку.


2. “ГАРМОШКА”.


Рот раскрыт, язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.


3. “МАЛЯР”.


Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведём от верхних резцов до мягкого нёба.


4. “ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ”.


Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта.


5. “ГРИБОК”.


Рот открыт. Язык присосать к нёбу. С силой оторвать от нёба (получается щелчок).


6. “ИНДЮК”.


Приоткрыть рот. Энергично проводить широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы, добавить голос, пока не послышится: бл-бл-бл-бл…


Для речевой гимнастики использую скороговорки (литературные и фольклорные), веселые стихи Б. Заходера, В. Берестова, С. Маршака, И. Токмаковой и др. Многие скороговорки при первоначальном произношении не совсем понятны детям, поэтому вначале необходимо раскрыть их смысловое значение. Когда смысл скороговорки понятен, приступаем к чтению:

читаем “глазами”, следуя за указкой учителя;

говорим, но беззвучно (шевеля губами);

шепотом;

вполголоса;

медленно, выделяя каждый слог;

в полный голос;

быстро;

быстро-быстро.


Если для речевой разминки используется стихотворение, то читаем его с грустью, весело, удивленно, с досадой, жалобно, голосами животных. Это упражнение дети выполняют с удовольствием, а положительные эмоции при обучении – это всегда хороший результат.


Таким образом, речевая разминка дает эмоциональный настрой уроку и занимает всего 2-3 минуты.


В 3-4-х классах акцентирую внимание детей на интонационную разминку, цель которой, - выбор интонации для чтения стихотворения. Для ее проведения использую средство обратной связи - доску-планшет с фломастером. Класс пишет фломастером на индивидуальной доске знаки !, ?, ., после того, как ученик произнесет слово или фразу.


Например,


1 ученик:. Утро! (Бодро, торжественно).


2 ученик: Утро. (С жалобным вздохом).


3 ученик: Утро? (Капризно, с удивлением).


4 ученик: Урок! (Восторженно).


5 ученик: Урок? (Беспокойно, с удивлением).


6 ученик: Урок. (Мечтательно).


7 ученик: Тут урок? (Жизнерадостно, с удивлением).


8 ученик: Тут урок. (Мягко, ласково, приветливо).


9 ученик: Тут урок! ( Дерзко, властно).


Кроме того, я предлагаю детям придумать ситуации, в которых эти предложения можно произносить с разной интонацией.


Над правильным литературным произношением основательно начинаю работать со второго класса. Использую для этого опорную схему:

пишется читается

о без ударения [а]


е без ударения [и]


я без ударения [и]


-ого, -его [-ова], [ева]



сч [щ]


ч [ш]


ться, тся [ца]


и специальные задания:


1. Читай правильно:


коробка, относится, кухонного, железо, мячи, счастье, конечно, чтобы.


2. Запиши транскрипцию слов: что, своего, ряды, скучно, улыбаться.


3. Кроме того, в стихотворной форме, повторяем правила чтения.


Говорим всегда красиво,

Смело и неторопливо,

Ясно, четко, говорим,

Потому что не спешим.

Паузы мы соблюдаем,

Звук ударный выделяем,

Хорошо мы говорим,

Потому что не спешим.


Проверку домашнего задания чаще всего провожу в виде конкурса чтецов. Из учеников выбираю членов жюри (3 чел.), причем не обязательно хорошо читающих, все должны попробовать себя в этой роли, раздаю им карточки с отметками 2, 3, 4, 5, усаживаю сбоку за отдельный стол. Остальные дети читают стихи, жюри выставляет отметки (баллы), комментируя их, я обобщаю сказанное и выставляю отметки в журнал. Этот прием позволяет резко улучшить технику чтения, ведь дети стараются прочитать без ошибок и выразительно, учатся слушать и слышать друг друга, становятся дисциплинированнее. Хочу также отметить, что во всех случаях, за редким исключением, дети выставляют объективные баллы.


Наиболее сложным этапом работы над поэтическим текстом является его анализ. Он сложен не только для ребят 7-9 лет, но и для учителя, т.к. требует знаний литературно-методического анализа текста. Можно воспользоваться примерными вопросами к произведению, которые опубликованы в журнале “Начальная школа ” за 1994 г., №10. Виды работ над текстом содержатся в журнале “Начальная школа” за 1990 г., №3. Или воспользоваться этой памяткой.



Памятка 1. Анализ стихотворения



  1. Внимательно прочитай стихотворение, выясни зна­чение незнакомых слов.

  2. Определи тип текста (описание, рассуждение, по­вествование).

  3. Постарайся представить образы и картины, создан­ные поэтом в стихотворении.

  4. Перечисли средства художественной выразительнос­ти (эпитеты, сравнения, метафоры). Объясни их.

  5. Определи основную мысль стихотворения.

  6. Раздели стихотворение на части, составь план. Пе­рескажи стихотворение по плану.

  7. Сделай разметку текста (тон, темп, паузы, логи­ческие ударения).

  8. Выразительно прочитай стихотворение.

  9. Ответь на вопросы, приведённые в учебнике.

Определенную трудность на уроках литературного чтения при анализе произведения вызывает работа с художественными средствами – метафорой, сравнением, эпитетами. Чтобы дети полнее представили себе их роль, провожу такую работу:

Сначала читаем отрывок из какого-нибудь стихотворения, ну, например, “Пороша” С. Есенина:


Заколдован невидимкой

Дремлет лес под сказкой сна.

Словно белою косынкой

Подвязалася сосна.

Понагнулась, как старушка,

Оперлася на клюку.


Затем я предлагаю детям заменить стихотворные строки реальным описанием событий, убрав метафоры и сравнения. Получается примерно такой текст:


Лес стоит тихо. Сосна покрыта снегом. Согнулась под его тяжестью до земли.


Дети замечают, что сразу пропадает красота стихотворения, его яркость и образность. Роль метафор и сравнений становится более ясной, и ребята стараются использовать их в своих сочинениях и творческих работах.


На этапе выразительное чтение снова включаю в работу членов жюри, только теперь они уже работают без карточек, лишь комментируют, какой ряд читал лучше, отмечают даже тех, кто спешил или отставал.


Ну и, конечно, неоценимую роль при чтении стихов играют рекомендации “Как научиться читать стихи”.


Памятка 2. Подготовка к выразительному чтению


  1. Прочитай текст. Обрати внимание на сюжет, мыс­ли, чувства, настроение и переживания героев и ав­тора.

  2. Определи своё отношение к событиям и героям.

  3. Прочитай описания природы. Мысленно представь себе эти картины.

  4. Реши, о чём ты будешь сообщать при чтении слу­шателям, а о чём они должны догадаться сами.

  5. Выбери соответствующие интонационные средс­тва — тон, темп чтения, расставь паузы и логичес­кие ударения.

  6. Прочитай текст вслух. Проверь, справился ли ты с поставленной задачей. Не забудь, что после про­чтения текста вслух ты будешь общаться со слуша­телями.

  7. Прочитай выразительно текст.


Я считаю, что важно приучать детей показывать не только голосом, но и жестами, мимикой свое отношение к содержанию произведения. Многим учащимся это удается.

При подведении итогов урока снова обращаюсь к тем словам, над которыми работали на этапе “словарная работа”, проверяю, как дети усвоили значение этих слов, чтобы словарная работа не носила формальный характер. Члены жюри называют самых активных.


И, наверное, самый интересный этап урока - это задание на дом. Здесь простор для фантазии учителя. Что задаю я?


1) Научиться читать выразительнее, чем на уроке.


2) Выучить наизусть, пользуясь “Памяткой”.


Памятка 3. Заучивание наизусть стихотворения


  1. Прочитай стихотворение вслух.

  2. Выясни значение незнакомых слов и образных вы­ражений.

  3. Громко прочитай стихотворение. При чтении попы­тайся уловить ритм стихотворения.

  4. Прочитай стихотворение ещё раз — громко и вы­разительно. ,

  5. Через две минута повтори стихотворение по па­мяти два-три раза, при необходимости заглядывай в текст. Передай настроение стихотворения, мыс­ленно представляя описываемые в нём события.

  6. Через три часа повтори стихотворение два-три раза, не заглядывая в текст.

  7. Перед сном повтори стихотворение ещё раз.

  8. Утром следующего дня сначала прочитай, а затем перескажи стихотворение по памяти.



3) Нарисовать иллюстрации к произведению.


4) Нарисовать иллюстрации к каждому четверостишью (устный диафильм).


5) Подготовиться к чтению в парах (выразительно или наизусть).


6) Придумать цепочку вопросов к стихотворному тексту.


7) Придумать новый, интересный вопрос, на который ещё не отвечали в классе.


8) Записать в тетрадь слова, которые сейчас не употребляются (архаизмы).


9) Подготовиться к “диалогу” с автором.


10) Подготовить пантомиму.


11) Составить вопросы для викторины. (Из каких произведений строки или кто автор этих строк).


12) По готовой рифме сочинить четверостишие.


Таким образом, построенный по такой схеме урок проходит живо, дети весь урок читают, отвечают на вопросы, а главное не утомляются. В качестве физкультминутки использую стихотворение из речевой разминки. Дети снова его читают, но уже отвечают определенным движением рук на звучащую языковую единицу.


Подводя итог вышесказанному, хочу отметить, что целенаправленная работа над стихотворными произведениями даёт свои результаты. Удивительно, но факт: интерес к чтению появляется даже у тех учеников, которые отнюдь не отличаются хорошим поведением и особым прилежанием к учебе.


Подобная работа с поэтическими текстами помогает глубже понять и осмыслить текст, пропустить его через свое “я”, учит анализу художественного произведения, развивает речь учащихся и мышление; дети больше читают, что развивает их технику и выразительность чтения.





Памятка 4. Словарь терминов


Аллегория — иносказание, выражение чего-нибудь отвлечённого, какой- нибудь мысли, идеи в конкретном художественном образе.

Аннотация — краткое изложение содержания книги, статьи и т. п.

Жанр — род, вид художественных произведений (рассказ, сказка, сти­хотворение, басня, пословица, загадка, песня, закличка, небылица, скороговорка).

Краткий пересказ — передача основного содержания текста.

Метафора — употребление слов и выражений в переносном смысле на основании сходства, сравнения признаков: подкрался холод; дрем­лют хаты; пылают кисти рябины,

Научный стиль речи — точная передача научных сведений о чём-лиоо.

Описание — тип текста, в котором описываются какие-либо признаки предмета, рассказывается, какой он.

Персонаж (герой) — действующее лицо в литературном произведении.

Подробный пересказ — последовательное и подробное изложение всех событий с учётом особенностей стиля текста.

Поэзия — словесное художественное творчество, преимущественно сти­хотворное; стихотворные произведения.

Сравнение — уподобление одного предмета другому.

Стиль речи — совокупность средств языка для выражения тех или иных идей, мыслей, характерных для писателя, литературного произведения.

Стих — строка стихотворения.

Стихотворение — небольшое поэтическое произведение в стихах.

Строфа — в стихотворном произведении: часть текста, объединяющая ритмически и по содержанию несколько строк; обычно — четве­ростишие. *

Темп — средство выразительности устной речи — скорость речи (быст­рый, очень быстрый, спокойный, убыстряющийся, медленный, за­медленный темп).

Тон — средство выразительности связной устной речи — звук определён­ной высоты; характер звучания речи, эмоциональный оттенок голоса (например, пренебрежительный).

Художественный стиль речи — словесное рисование конкретных картин и образов художественных произведений.

Эпитет — определение, прибавляемое к названию предмета или лица для большей художественной выразительности.

















9


Работа над поэтическим текстом
  • Начальные классы
Описание:

Конспект включает в себя план работы над поэтическим текстом с этапами и целями урока. Представлены речевые разминки, правила чтения и произношения, памятки анализа стихотворного произведения, работы над выразительностью, над интонацией, заучивания наизусть, словарь литературных терминов. Но прежде хочу заострить ваше внимание на оснащении такого урока. Не обойтись без репродукции картин, портрета поэта, презентаций о жизни и творчестве поэтов, аудиохрестоматии по чтению, компьютера, записи  музыкальных произведений, аудиокассет, магнитофона, рисунков учащихся.

 

Автор Казакова Александра Ивановна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 891
Номер материала 52100
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓