Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыРабота над написанием сочинения на тему

Работа над написанием сочинения на тему

Скачать материал

         

                     Коллективное сочинение учеников 11Х и  11О классов на тему:

            «Чем творчество Лермонтова может быть интересно современному читателю»

 

 

        Известный литературовед  Ираклий  Андроников , говоря о творчестве Лермонтова, заметил, что  в томиках  сочинений  этого великого поэта мы можем прочесть историю его души, понять его как  человека.

     Лермонтовские  произведения   похожи на поэтические дневники, полные размышлений о жизни и смерти, о вечности, о добре и зле, о смысле бытия, о любви, о будущем и прошлом. Безусловно, эти вечные темы в литературе  были когда-то интересны не только современникам поэта, они до сих пор волнуют и нас, читателей 21 века.

   Начнем, может быть, с не совсем обычной стороны его творчества. Нам как читателям нравится путешествовать на крыльях лермонтовской лирики. Воображение поэта уносило его то на Кавказ, где он побывал в детстве, а потом служил, то в страны, где он не бывал вовсе, — в Литву, Финляндию, Испанию, Шотландию, Грецию, в будущее и в прошлое и даже в надмирное пространство:

 

     Как часто силой мысли в краткий час  

     Я жил века и жизнию иной,

      И о земле позабывал...

 

Читая стихи Лермонтова о природе, мы можем как будто взлететь над седыми вершинами Кавказа,  ощутить на лице холодные брызги бурного Терека, увидеть теснины Дарьяла. Романтикой дальних странствий полны для нас такие строки:

 

Скажи мне, ветка Палестины:

Где ты росла, где ты цвела,

Каких холмов, какой долины

Ты украшением была?

 

И наша душа откликается на этот призыв: увидеть и ощутить во всей полноте красоту  мира.

 

  Тема любви! Она является сквозной для творчества почти всех великих поэтов. Но как своеобразно она решена у Лермонтова! В наш жесткий век, не верящий сентиментальным обещаниям и пафосным признаниям в любви, многим из наших сверстников близко  именно лермонтовское понимание этого вечного чувства. 

 

За все, за все тебя благодарю я:

За тайные мучения страстей,

За горечь слез, отраву поцелуя,

За месть врагов и клевету друзей;

За жар души, растраченный в пустыне,

За все, чем я обманут в жизни был...

Устрой лишь так, чтобы тебя отныне

Недолго я еще благодарил.

 

А как часто цитируются строки из «Родины»! Сейчас тема патриотизма приобрела небывало острое звучание. Недавние события на Украине заставили нас вспоминать

 

 

 

«темной старины заветные преданья». Глядя на то, что происходит у нас в стране, на то, как освещаются  политические события в интернете, как люди делятся на группировки , невольно вспоминаешь : « Люблю отчизну я, но странною любовью, не победит ее рассудок мой».

 

     Но есть у Лермонтова такие стихи, которые будут актуальны всегда, независимо от пристрастий, моды, изменений в политическом строе.  В этих стихах «звезда с звездою  говорит», они о нашей душе, о том состоянии, которое , наверное, переживал каждый :

       Что же мне так больно и так трудно?

                    Жду ль чего? жалею ли о чём?

 

«Выхожу один я на дорогу,» - эти слова лермонтовского стихотворения знают , без всякого сомнения все, даже те, кто очень далек от литературы. Наверное, потому, что мы все чувствуем себя в этой сложной жизни немного одинокими. И лермонтовский опыт преодоления одиночества кажется нам очень ценным. Посмотри вокруг , прислушайся :

                        Сквозь туман кремнистый путь блестит;

                        Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,....

                        …...

                        В небесах торжественно и чудно!

                        Спит земля в сияньи голубом...

 

Наверное, у каждого из нас это «голубое сиянье тихой земли» вызывает чувство глубокого покоя, и все наши тревоги отлетают, уходят без возврата.

 

 Есть еще одно свойство поэзии Лермонтова. Она нас, безусловно, объединяет.Именно благодаря его стихам мы чувствуем себя причастными к истории нашей страны, мы испытываем какой-то  душевный подъем и гордость. «Бородино»-  только  подумайте над этим! -  эти строки учили когда-то в школе и наши родители, и родители родителей, наверное, будут учить и наши дети:

                         - Скажи-ка, дядя, ведь не даром

                          Москва, спаленная пожаром,

                               Французу отдана?

                          Ведь были ж схватки боевые,

                          Да, говорят, еще какие!

                          Недаром помнит вся Россия

                            Про день Бородина!

 

  И конечно же, говоря о Лермонтове, нельзя не обратиться к «Герою нашего времени».

У каждого времени есть свои «герои», Лермонтову удалось подметить и очень точно воплотить эту тенденцию: возникновение в определенные эпохи таких людей, которые кажутся нам сильными,  «крутыми», яркими, но душа которых пуста и холодна, и приносят они всем , встречающимся им на пути, одни только несчастья, выступая в роли «топора» судьбы. Может быть, поэтому уже вышел роман современного писателя Минаева о «герое ненашего времени»?

 Мы  пишем это сочинение в 21 веке, но уверены, что и через следующие сто лет какой-нибудь неведомый нам  ученик тоже будет писать о том, что его заинтересовало в творчестве М.Ю. Лермонтова.

 

Авторы: Дмитриенко Виктория, Улыбышев Семен, Саркисян Артем

 Редактор  и координатор проекта: Павлова Елена Анатольевна

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Работа над написанием сочинения на тему"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Специалист по безопасности

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

     Сочинение на эту тему было предложено одиннадцатиклассникам 3 декабря 2014 года. На уроке литературы( уже после экзамена) я попробовала написать пробное сочинение со своими учениками. В ходе осмысления темы решено было оттолкнуться от исповедальности всего творчества поэта. При этом мы обратились к высказыванию  Ираклия Андронникова, взяв его в качестве вступления.Элементы реферирования, пересказа чужих мыслей, на этом этапе , видимо, неизбежны

  В дальнейшем наметили основные темы, интересные нам и сегодня: любовь( очень своеобразное толкование которой вызвает интерес у ребят), история, путешествия. Работа велась коллективно, поиск цитат, редактирование абзацев - все проходило в классе. И вот перед вам итог нашего творчества

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 662 042 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 06.01.2015 408
    • DOCX 21.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Павлова Елена Анатольевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Павлова Елена Анатольевна
    Павлова Елена Анатольевна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 22745
    • Всего материалов: 5

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Родной (русский) язык: теория и методика преподавания в образовательной организации

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 39 человек

Курс повышения квалификации

Особенности преподавания родного (русского) языка и родной литературы в образовательной организации

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 148 человек

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 234 человека из 59 регионов
  • Этот курс уже прошли 3 167 человек

Мини-курс

Инновационные технологии для бизнеса

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Читательская грамотность у школьников

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 32 человека из 16 регионов
  • Этот курс уже прошли 67 человек

Мини-курс

Привязанность и воспитание

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 76 человек из 37 регионов
  • Этот курс уже прошли 23 человека