Главная / Логопедия / Работа на индивидуальных занятиях по РСВ в старших классах

Работа на индивидуальных занятиях по РСВ в старших классах


Индивидуальное занятие - одна из форм развития слухового восприятия речи. Целью работы является усиление слухового компонента в слухо-зрительном комплексном восприятии речи окружающих людей, овладение средствами общения в условиях сниженного и остаточного слуха.

Вторая часть индивидуального занятия отводится развитию слухового восприятия и продолжается 10 минут. Она проводится с использованием различного вида звукоусиливающей аппаратуры и состоит из следующих этапов:

1.Различение материала разговорного характера.

Используется звукоусиливающая аппаратура стационарного назначения, при отсутствии этой аппаратуры используют аппаратуру коллективного , пользования.

В содержание этого этапа работы может войти следующий материал:

  • различение вопросов разговорно-обиходного характера. Сколько тебе лет? В какой школе ты учишься?

  • различение фраз, связанных с организацией занятий типа: Напиши пример, сосчитай сколько будет.

  • различение предложений: Осенью часто идут дожди.

По мере усвоения материала, использованного на занятии, его следует усложнять. Так можно попросить по содержанию иатериала разговорно-обиходного характера: Расскажи о погоде осенью.

2.Усвоение речевого материала.

Особенное место занимает различение предложенных текстов и восприятие заданий к ним. Для достижения этой пели можно сначала использовать материал отработанный со звукоусиливающей аппаратурой стационарного назначения на предыдущих занятиях, а затем постепенно включать материал, близкий к теме занятия, употребляя отработанные слова и словосочетания, другие фразы.

Например. Сначала даю словосочетания: жалобный крик, на другом занятии уже предложение. Вдруг моряки услышали жалобный крик.



Например: поплыл в океан, чтобы навить рыбы. На другом занятии включаю эту часть предложения во весь смысловой отрезок текста из рассказа мальчика моряки узнали, что : восемь суток назад на своей маленькой лодке поплыл в океан, чтобы наловить рыбы для семьи.

Таким образом, в этом занятии необходимо включать упражнения на различение фраз разговорно-обиходного характера, связанные с организацией занятий на ведение диалога, на различение предложений, слов и словосочетаний из предложений, отрывков, текстов.

3. Различение материала на слух без опоры на звукоусиливающую аппаратуру. Задачей данных упражнений является тренировка учащихся к восприятию речи на слух без помощи звукоусиливающей аппаратуры. Известно, что учащиеся привыкают к использованию звукоусиливающей аппаратуре и без аппаратуры часто не могут опознать те звуки речи., слова, фразы, которые они хорошо различали с аппаратурой. Кроме того, всякая звукоусиливающая аппаратура в определённой мере искажает речь. Поэтому необходимо включать упражнения на различение речевого материала на слух без опоры на звукоусиливающую аппаратуру.

Природа создала такой уникальный аппарат, который по своей работоспособности и совершенству превосходит все технические устройства. С помощью слуха познаётся многообразие звуков окружающей среды: источник звука, направление издаваемого звука. Главное по значению звукового анализатора заключается в восприятии речи, при чём, речи на родном языке.

Нормальный слух - условие общения по средством речи, фактор формирования речи, развития мышления и общего психического развития.

У слабослышащих детей речевой слух сохранен частично, в большей мере, чем у глухих. Чем значительнее нарушение слуха, тем меньшую роль он играет в жизни человека. Но и небольшие остатки слуха имеют существенные значения для человека с нарушенным слуховым анализатором, так как этот слух можно использовать для частичного восприятия речи, для её коррекции, для постановки и автоматизации звукопроизношения.

Отсюда цель работы - это формирование речевого слуха.

Задачами работы являются следующее: интенсивное развитие остаточного и сниженного слуха у глухих и слабослышащих учащихся. При работе с учащимися над текстом, над материалом разговорно-обиходного характера, материалом с общеобразовательных уроков и в этой работе у нас тесный контакт с учителями. Учителя постоянно по неделям дают речевой материал, для его закрепления. Я этот материал закрепляю, проговариваю его с учениками, даю материал на слух.

При этом слежу, чтобы ученик, без ошибок произносил тот или иной термин. С учащимися первых классов, стараюсь создать такие условия, чтобы у ребёнка появилась потребность в общении, для этого часто обращаюсь к ним с вопросом: попроси у меня, спроси у меня 2 карандаша, спроси у меня (при произношении «Части тела»), где у меня рука, нога, голова и т.д.

Ученик будет хорошо говорить, если он научится слышать и слушать, а для этого ребёнок должен постоянно носить аппарат с вкладышем .

Необходимо и во внеурочное время закреплять словарь, который был предложен учителем-предметником на уроке. Для этого необходимо общаться речью (ребёнок, если плохо слышит со временем научится считывать с губ), а это тоже очень важно для глухого ребёнка.

Я работаю а 11 классе. В классе все учащиеся общаются речью.. У детей с каждым годом накапливается словарный запас, необходимо всем предметникам и воспитателям следить, чтобы дети грамматически верно составляли предложения, оформляли их речью.

Считаю, что если учитель-дефектолог постоянно из года в год ведёт в одном классе, то от этого выигрывают только дети. У каждого педагога сформированы свои требования к учащимся, и он их требует на продолжении всей работы.







Работа на индивидуальных занятиях по РСВ в старших классах
  • Логопедия
Описание:

Индивидуальное занятие - одна из форм развития слухового восприятия речи. Целью работы является усиление слухового компонента в слухо-зрительном комплексном восприятии речи окружающих людей, овладение средствами общения в условиях сниженного и остаточного слуха.

Вторая часть индивидуального занятия отводится развитию слухового восприятия и продолжается 10 минут. Она проводится с использованием различного вида звукоусиливающей аппаратуры и состоит из следующих этапов:

1.Различение материала разговорного характера.

Используется звукоусиливающая аппаратура стационарного назначения, при отсутствии этой аппаратуры используют аппаратуру коллективного ,         пользования.

В содержание этого этапа работы может войти следующий материал:

-   различение вопросов разговорно-обиходного характера. Сколько тебе лет? В какой школе ты учишься?

-   различение фраз, связанных с организацией занятий типа: Напиши пример, сосчитай сколько будет.

-   различение предложений: Осенью часто идут дожди.

По мере усвоения материала, использованного на занятии, его следует усложнять. Так можно попросить по содержанию иатериала разговорно-обиходного характера: Расскажи о погоде осенью.

2.Усвоение речевого материала.

Особенное место занимает различение предложенных текстов и восприятие заданий к ним. Для достижения этой пели можно сначала использовать материал отработанный со звукоусиливающей аппаратурой стационарного назначения на предыдущих занятиях, а затем постепенно включать материал, близкий к теме занятия, употребляя отработанные слова и словосочетания, другие фразы.

Например. Сначала даю словосочетания: жалобный крик, на другом занятии уже предложение. Вдруг моряки услышали жалобный крик.


Например: поплыл в океан, чтобы навить рыбы. На другом занятии включаю эту часть предложения во весь смысловой отрезок текста из рассказа мальчика моряки узнали, что : восемь суток назад на своей маленькой лодке поплыл в океан, чтобы наловить рыбы для семьи.

Таким образом, в этом занятии необходимо включать упражнения на различение фраз разговорно-обиходного характера, связанные с организацией занятий на ведение диалога, на различение предложений, слов и словосочетаний из предложений, отрывков, текстов.

3. Различение материала на слух без опоры на звукоусиливающую аппаратуру. Задачей данных упражнений является тренировка учащихся к восприятию речи на слух без помощи звукоусиливающей аппаратуры. Известно, что учащиеся привыкают к использованию звукоусиливающей аппаратуре и без аппаратуры часто не могут опознать те звуки речи., слова, фразы, которые они хорошо различали с аппаратурой. Кроме того, всякая звукоусиливающая аппаратура в определённой мере искажает речь. Поэтому необходимо включать упражнения на различение речевого материала на слух без опоры на звукоусиливающую аппаратуру.

       Природа создала такой уникальный аппарат, который по своей работоспособности и совершенству превосходит все технические устройства. С помощью слуха познаётся многообразие звуков ок­ружающей среды: источник звука, направление издаваемого звука. Главное по значению звукового анализатора заключается в воспри­ятии речи, при чём, речи на родном языке.

Нормальный слух - условие общения по средством речи, фактор формирования речи, развития мышления и общего психического развития.

У слабослышащих детей речевой слух сохранен частично, в большей мере, чем у глухих. Чем значительнее нарушение слуха, тем меньшую роль он играет в жизни человека. Но и небольшие ос­татки слуха имеют существенные значения для человека с нару­шенным слуховым анализатором, так как этот слух можно исполь­зовать для частичного восприятия речи, для её коррекции, для по­становки и автоматизации звукопроизношения.

Отсюда цель работы - это формирование речевого слуха.

Задачами работы являются следующее: интенсивное развитие остаточного и сниженного слуха у глухих и слабослышащих уча­щихся. При работе с учащимися над текстом, над материалом раз­говорно-обиходного характера, материалом с общеобразователь­ных уроков и в этой работе у нас тесный контакт с учителями. Учителя постоянно по неделям дают речевой материал, для его закрепления. Я этот материал закрепляю, проговариваю его с учениками, даю материал на слух.

При этом слежу, чтобы ученик, без ошибок произносил тот или иной термин. С учащимися первых классов, стараюсь создать такие условия, чтобы у ребёнка появилась потребность в общении, для этого часто обращаюсь к ним с вопросом: попроси у меня, спроси у меня 2 карандаша, спроси у меня (при произношении «Части те­ла»), где у меня рука, нога, голова и т.д.

Ученик будет хорошо говорить, если он научится слышать и слушать, а для этого ребёнок должен постоянно носить аппарат с вкладышем .

Необходимо и во внеурочное время закреплять словарь, который был предложен учителем-предметником на уроке. Для этого необ­ходимо общаться речью (ребёнок, если плохо слышит  со временем научится считывать с губ), а это тоже очень важно для глухого ре­бёнка.

 

Я работаю а 11 классе. В классе все учащиеся общаются речью.. У детей с каждым годом накапливается сло­варный запас, необходимо всем предметникам и воспитателям следить, чтобы дети грамматически верно составляли предложения, оформляли их речью. 

Автор Гиляева Ольга Викторовна
Дата добавления 04.03.2015
Раздел Логопедия
Подраздел Планирования
Просмотров 698
Номер материала 57539
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓