Главная / Информатика / «Работа кружка по информатике как средство для развития функциональной грамотности учащихся.»

«Работа кружка по информатике как средство для развития функциональной грамотности учащихся.»

Название документа РАЗВИТИЕ ФГ.ppt

«Образование должно быть наполнено новым качеством и содержанием»
Глоссарий Функциональная грамотность рассматривается, как способность использ...
Факторы, влияющие на развитие функциональной грамотности школьников 1)Содержа...
Модель формирования и развития функциональной грамотности Дерево– функционал...
ЗАДАЧИ ШКОЛЬНОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ: 1. Знакомство с достижениями педагогичес...
Инструментарием развития функциональной грамотности школьников, а также пров...
1. Какие педагогические технологии для формирования функциональной грамотнос...
2.Какие приёмы педагогической техники для формирования функциональной грамотн...
3.Какие принципы для формирования функциональной грамотности вы используете в...
5. Какие методы обучения чаще всего используете на уроке?
6. Как часто в самостоятельные работы вы включаете задания требующие объяснен...
«Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдём у детей зав...
1 из 13

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 «Образование должно быть наполнено новым качеством и содержанием»
Описание слайда:

«Образование должно быть наполнено новым качеством и содержанием»

№ слайда 2 Глоссарий Функциональная грамотность рассматривается, как способность использова
Описание слайда:

Глоссарий Функциональная грамотность рассматривается, как способность использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Функционально грамотная личность – это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами. Основные признаки функционально грамотной личности: это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями.

№ слайда 3 Факторы, влияющие на развитие функциональной грамотности школьников 1)Содержания
Описание слайда:

Факторы, влияющие на развитие функциональной грамотности школьников 1)Содержания образования (стандарты, учебные программы) 2) Формы и методы обучения 3) Система диагностики и оценки учебных достижений обучающихся 4) Программы внешкольного, дополнительного образования 5) Модель управления школой (высокий уровень автономии школ в регулировании учебного плана) 6) Наличие дружелюбной образовательной среды, основанной на принципах партнерства со всеми заинтересованными сторонами 7) Активная роль родителей в процессе обучения и воспитания детей.

№ слайда 4 Модель формирования и развития функциональной грамотности Дерево– функционально
Описание слайда:

Модель формирования и развития функциональной грамотности Дерево– функционально грамотная личность Вода – педагогические технологии Яблочки – ключевые компетенции Лейка – учитель

№ слайда 5 ЗАДАЧИ ШКОЛЬНОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ: 1. Знакомство с достижениями педагогической
Описание слайда:

ЗАДАЧИ ШКОЛЬНОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ: 1. Знакомство с достижениями педагогической науки и педагогической практики, с новыми педагогическими технологиями с целью применения этих знаний для анализа и самоанализа педагогической деятельности. 2. Организация системы методической работы в школе для развития педагогического творчества и самореализации инициативы педагогов. 3. Пополнение информационного педагогического банка данных о ППО через обобщение и изучение опыта работы своих коллег. 4.Организация рефлексивной деятельности учителей в ходе анализа педагогической деятельности и выработки путей решения педагогических проблем и затруднений. 5. Оказание методической помощи учителям. 6. Анализ и обобщение педагогических достижений и способов их получения в собственном опыте. 7. Создание собственных методических разработок, адаптация и модификация традиционных методик, индивидуальных программ. 8. Вооружение педагогов школы наиболее эффективными способами организации образовательного процесса, анализа, экспертизы педагогической деятельности и деятельности учащихся в соответствии с современными требованиями к уровню обученности и воспитанности учащихся. ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ Повышение качества образования и функциональной грамотности школьников вследствие сформированности ключевых компетентностей педагогов.  

№ слайда 6 Инструментарием развития функциональной грамотности школьников, а также проверк
Описание слайда:

Инструментарием развития функциональной грамотности школьников, а также проверки их сформированности являются задания творческого характера (задания исследовательского, занимательного характера, задания с экономическим, историческим содержанием, практикоориентированные задания и др.).

№ слайда 7 1. Какие педагогические технологии для формирования функциональной грамотности
Описание слайда:

1. Какие педагогические технологии для формирования функциональной грамотности вы используете в своей практике? Технология разноуровневого обучения Ж.Караева Технология системного подхода Галиева Модульная технология Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо»   Проблемное обучение Технология современного проектного обучения Технология проведения дискуссий Технология «Дебаты»  Коллективный способ обучения КСО Система развивающего обучения Л.В. Занкова Технология развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова Игровые технологии Другие  

№ слайда 8 2.Какие приёмы педагогической техники для формирования функциональной грамотност
Описание слайда:

2.Какие приёмы педагогической техники для формирования функциональной грамотности вы используете в своей практике? Организация работы в группах и парах. "Да" и "Нет" говорите. Свои примеры. Удивляй. Фантастическая добавка. Пересечение тем. Повторяем с контролем. Опрос «по цепочке». Опрос-итог. Тренировочная контрольная работа. Блиц-контрольная Лист защиты. Резюме. Вход в урок. Идеальный опрос. Вопрос к тексту. Отсроченная реакция. Лови ошибку Знакомьтесь с критериями. Показательный ответ. Снежный ком

№ слайда 9 3.Какие принципы для формирования функциональной грамотности вы используете в св
Описание слайда:

3.Какие принципы для формирования функциональной грамотности вы используете в своей практике? Принцип свободы выбора - в любом обучающем или управляющем действии необходимо предоставлять ученику право выбора, которое всегда уравновешивается осознанной ответственностью за свой выбор. Принцип открытости - не только давать знания, но и показывать их границы, сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса. Принцип деятельности - освоение учениками знаний, умений и навыков преимущественно в форме деятельности. Принцип обратной связи - регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи. Принцип идеальности - максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся с целью повышения результативности и уменьшения затрат в процессе обучения. Другие

№ слайда 10 5. Какие методы обучения чаще всего используете на уроке?
Описание слайда:

5. Какие методы обучения чаще всего используете на уроке?

№ слайда 11 6. Как часто в самостоятельные работы вы включаете задания требующие объяснения
Описание слайда:

6. Как часто в самостоятельные работы вы включаете задания требующие объяснения или обоснования? Системно, целенаправленно Часто Всегда Иногда Не включаю

№ слайда 12 «Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдём у детей завтра
Описание слайда:

«Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдём у детей завтра» Джон Дьюи 4

№ слайда 13
Описание слайда:

Название документа фУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ.doc

«Работа кружка по информатике как средство для развития функциональной грамотности учащихся.»

Выполнила: Есеналина Ольга Юрьевна

Учебный предмет «Информатика» как самостоятельная дисциплина является образовательным компонентом общего среднего образования. Вместе с тем, урок информатики  имеет межпредметные связи  со многими предметами в школе,   следовательно, становится дисциплиной обобщающего, методологического плана. 
В этой связи особенно актуальными становятся вопросы создания учебных программ для изучения информатики в начальной школе. 
Задача обучения информатике в целом - внедрение и использование новых передовых информационных технологий, пробуждение в детях желания экспериментировать, формулировать и проверять гипотезы и учиться на своих ошибках.
Простейшие навыки общения с компьютером должны прививаться именно в младших классах, для того чтобы на предметных уроках в средних классах дети  свободно ориентироваться в информационном пространстве.
Учащиеся младших классов испытывают к компьютеру сверхдоверие и обладают психологической готовностью к активной встрече с ним. Общение с компьютером увеличивает потребность в приобретении знаний, продолжении образования.
Данный  курс носит пропедевтический характер. К пропедевтическим элементам компьютерной грамотности относится умение работать с прикладным программным обеспечением.

Программа Publisher| позволяет создание публикаций, предназначенных| для печати на принтере или в типографии, рассылки электронной почтой или размещения в Интернете. Вместе с программой прилагаются| заготовки|заготовок| (шаблоны) публикаций для широкого диапазона публи­каций|, включая бюллетени, брошюры, визитные карточки, открытки|листовку|, объявления|оглашение|, сертификаты, резюме, каталоги, и даже, страницы веб-узлов.

Программа курса состоит из  часов:

4 класс «Мастер оформления» - 34 часа (1 раз в неделю ).

Важнейшей задачей школьного курса информатики является формирование у учащихся соответствующего стиля мышления, и начинать это следует в младших классах.
На сегодняшний день обозначены основные признаки и возможные условия формирования функциональной грамотности учащихся на уроках информатики.

В современном мире простой поголовной грамотности уже явно недостаточно. Наши граждане должны быть готовы к тому, чтобы постоянно овладевать навыками работы на самом передовом оборудовании и самом современном производстве. Необходимо также уделять большое внимание функциональной грамотности наших детей, в целом всего подрастающего поколения. Это важно, чтобы наши дети были адаптированы к современной жизни».

Функциональная грамотность рассматривается в более широком смысле: включает компьютерную грамотность, политическую, экономическую грамотность и т.д.

В таком контексте функциональная грамотность выступает как способ социальной ориентации личности, интегрирующей связь образования (в первую очередь общего) с многоплановой человеческой деятельностью.

Рассмотрим несколько вариантов определения функциональной грамотности.

Функциональная грамотность рассматривается, как способность использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Функционально грамотная личность – это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами.

Основные признаки функционально грамотной личности: это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями.

Функциональную грамотность составляют:

  • элементы логической грамотности;

  • умения человека понимать различного рода, касающиеся его государственные акты и следовать им;

  • соблюдение человеком норм собственной жизни и правил безопасности;

  • требования технологических процессов, в которые он вовлечен;

  • информационная и компьютерная грамотность.

В терминологическом словаре современного педагога функциональная грамотность трактуется, как умение человека грамотно, квалифицированно функционировать во всех сферах человеческой деятельности .

Таким образом, обобщая вышесказанное, функциональная грамотность становится фактором, содействующим участию людей в социальной, культурной, политической и экономической деятельности, способности творчески мыслить и находить стандартные решения, умению выбирать профессиональный путь, уметь использовать информационно-коммуникационные технологии в различных сферах жизнедеятельности, а также обучению на протяжении всей жизни.

Функциональная грамотность – это индикатор общественного благополучия.

Все эти функциональные навыки формируются именно в школе.

Формирование функциональной грамотности школьников на уроках информатики возможно через решение трех основных задач:

1. Достижение уровня образованности, соответствующего потенциалу учащегося и обеспечивающего дальнейшее развитие личности и возможность преодоления образования, в том числе и путем самообразования.

2. Формирование у каждого учащегося опыта творческой социально значимой деятельности в реализации своих способностей средствами ИКТ.

3. Накопление у учащихся опыта общения и взаимодействия на гуманистических отношениях.

Можно определить следующие основные признаки функциональной грамотности:

  • готовность к повышению уровня образованности на основе самостоятельного выбора программ общего и профессионального образования,

  • способность к осознанному выбору профессии, форм досуговой и трудовой деятельности, защите своих прав и осознании своих обязанностей,

  • готовность к адаптации в современном обществе, ориентация в возможностях развития качеств личности и обеспечения собственной безопасности,

  • способность к коммуникативной деятельности.

В эпоху цифровых технологий функциональная грамотность развивается параллельно с компьютерной грамотностью, следовательно, для успешного развития функциональной грамотности школьников и достижения ключевых и предметных компетенций на уроках информатики необходимо соблюдать следующие условия:

обучение на уроках информатики должно носить деятельностный характер;

учебный процесс ориентирован на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности на основе ИКТ;

предоставляется возможность для приобретения опыта достижения цели;

используются продуктивные формы групповой работы;

обеспечить переход от фронтальных форм обучения классного коллектива к реализации индивидуальной образовательной траектории каждого учащегося, в том числе с использованием интерактивных инновационных, проектно-исследовательских технологий, цифровой инфраструктуры.

Следовательно, научиться действовать ученик может только в процессе самого действия, а каждодневная работа учителя на уроке, образовательные технологии, которые он выбирает, формируют функциональную грамотность учащихся, соответствующую их возрастной ступени. Поэтому важнейшей в профессиональном становлении современного учителя информатики является проблема повышения его технологической компетентности, включающей в себя глубокую теоретическую подготовку и практический опыт продуктивного применения современных образовательных технологий на уроке, готовность к их адаптации и модификации с учётом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся. Для этого необходимо:

  • использовать в обучении инновационные методы, современные образовательные и информационно-коммуникационные технологии, т.е. использовать технологии дистанционного обучения, применять on-line уроки лучших преподавателей.

  • психологическое содействие в выборе наиболее продуктивных методов и средств обучения;

  • совместное (коллегиальное) обсуждение процесса и результатов профессиональной деятельности.

Таким образом, формирование функциональной грамотности учащихся на современном этапе развития зависит от обновления самого содержания образования, создания учебных программ, учебников, мониторинга способностей учащихся применять полученные знания в ученых и практических ситуациях, а также обеспечить адекватные материально-технические, психолого-технические и технологические условия обучения школьников.


Литература

1. Официальный сайт Президента Республики Казахстан // http://www.akorda.kz/ru/ page/page_poslanie-prezidenta-respubliki-kazakhstan-n-nazarbaeva-narodu-kazakhstana-14-dekabrya-2012-g_1357813742

2. International and Regional Documents on Adult Education. Anthology of Texts with Comments. Bonn, 2003. P. 25. Glossary of Adult Learning in Europe. Hamburg, 1999. P. 90; Зарубежный опыт реформ в образовании: Аналитический обзор (материалы к заседанию Государственного Совета Российской Федерации). М., 2001. Гаврилюк В. В. Преодоление функциональной неграмотности и формирование социальной компетентности // Социол. Исслед. 2006. N 12.

3. Мещерякова И.А. Функциональная неграмотность. Психологический словарь.// http://www.anypsy.ru/glossary/funktsionalnaya-negramotnost

4. В.С. Безрукова. Основы духовной культуры. (энциклопедический словарь педагога). Екатеринбург-2000

5. Русинова Л. П. Учебное пособие ««Педагогический словарь по темам»», Сарапул. - 2010

6. Олешков М.Ю., Уваров В.М. Современный образовательный процесс понятия и термины. – Москва, 2006

7. Терминологический словарь современного педагога. – М.: 1999

8. Национальный план действий по формированию функциональной грамотности школьников на 2012-2016 гг // www.edu.gov.kz/fileadmin/user_upload/news/prezentacija_k_vystupleniju_ministra.pptxhello_html_m4d466bb7.png

«Работа кружка по информатике как средство для развития функциональной грамотности учащихся.»
  • Информатика
Описание:

«Работа кружка по информатике как средство для развития функциональной грамотности учащихся.»

Выполнила: Есеналина Ольга Юрьевна

Учебный предмет «Информатика» как самостоятельная дисциплина является образовательным компонентом общего среднего образования. Вместе с тем, урок информатики  имеет межпредметные связи  со многими предметами в школе,   следовательно, становится дисциплиной обобщающего, методологического плана. 
В этой связи особенно актуальными становятся вопросы создания учебных программ для изучения информатики в начальной школе. 
Задача обучения информатике в целом - внедрение и использование новых передовых информационных технологий, пробуждение в детях желания экспериментировать, формулировать и проверять гипотезы и учиться на своих ошибках.
Простейшие навыки общения с компьютером должны прививаться именно в младших классах, для того чтобы на предметных уроках в средних классах дети  свободно ориентироваться в информационном пространстве.
Учащиеся младших классов испытывают к компьютеру сверхдоверие и обладают психологической готовностью к активной встрече с ним. Общение с компьютером увеличивает потребность в приобретении знаний, продолжении образования.
Данный  курс носит пропедевтический характер. К пропедевтическим элементам компьютерной грамотности относится умение работать с прикладным программным обеспечением.

Программа Publisher| позволяет создание публикаций, предназначенных| для печати на принтере или в типографии, рассылки электронной почтой или размещения в Интернете. Вместе с программой прилагаются| заготовки|заготовок| (шаблоны) публикаций для широкого диапазона публи­каций|, включая бюллетени, брошюры, визитные карточки, открытки|листовку|, объявления|оглашение|, сертификаты, резюме, каталоги, и даже, страницы веб-узлов.

Программа курса состоит из  часов:

4 класс «Мастер оформления» - 34 часа (1 раз в неделю ).

Важнейшей задачей школьного курса информатики является формирование у учащихся соответствующего стиля мышления, и начинать это следует в младших классах.
На сегодняшний день обозначены основные признаки и возможные условия формирования функциональной грамотности учащихся на уроках информатики.

 В современном мире простой поголовной грамотности уже явно недостаточно. Наши граждане должны быть готовы к тому, чтобы постоянно овладевать навыками работы на самом передовом оборудовании и самом современном производстве. Необходимо также уделять большое внимание функциональной грамотности наших детей, в целом всего подрастающего поколения. Это важно, чтобы наши дети были адаптированы к современной жизни».

Функциональная грамотность  рассматривается в более широком смысле: включает компьютерную грамотность, политическую, экономическую грамотность и т.д.

В таком контексте функциональная грамотность выступает как способ социальной ориентации личности, интегрирующей связь образования (в первую очередь общего) с многоплановой человеческой деятельностью.

Рассмотрим несколько вариантов определения функциональной грамотности.

Функциональная грамотность рассматривается, как способность использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Функционально грамотная личность – это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами.

Основные признаки функционально грамотной личности: это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями.

Функциональную грамотность составляют:

·        элементы логической грамотности;

·        умения человека понимать различного рода, касающиеся его государственные акты и следовать им;

·        соблюдение человеком норм собственной жизни и правил безопасности;

·        требования технологических процессов, в которые он вовлечен;

·        информационная и компьютерная грамотность.

В терминологическом словаре современного педагога функциональная грамотность трактуется, как умение человека грамотно, квалифицированно функционировать во всех сферах человеческой деятельности .

Таким образом, обобщая вышесказанное, функциональная грамотность становится фактором, содействующим участию людей в социальной, культурной, политической и экономической деятельности, способности творчески мыслить и находить стандартные решения, умению выбирать профессиональный путь, уметь использовать информационно-коммуникационные технологии в различных сферах жизнедеятельности, а также обучению на протяжении всей жизни.

Функциональная грамотность – это индикатор общественного благополучия.

Все эти функциональные навыки формируются именно в школе.

Формирование функциональной грамотности школьников на уроках информатики возможно через решение трех основных задач:

1. Достижение уровня образованности, соответствующего потенциалу учащегося и обеспечивающего дальнейшее развитие личности и возможность преодоления образования, в том числе и путем самообразования.

2. Формирование у каждого учащегося опыта творческой социально значимой деятельности в реализации своих способностей средствами ИКТ.

3. Накопление у учащихся опыта общения и взаимодействия на гуманистических отношениях.

Можно определить следующие основные признаки функциональной грамотности:

·        готовность к повышению уровня образованности на основе самостоятельного выбора программ общего и профессионального образования,

·        способность к осознанному выбору профессии, форм досуговой и трудовой деятельности, защите своих прав и осознании своих обязанностей,

·        готовность к адаптации в современном обществе, ориентация в возможностях развития качеств личности и обеспечения собственной безопасности,

·        способность к коммуникативной деятельности.

В эпоху цифровых технологий функциональная грамотность развивается параллельно с компьютерной грамотностью, следовательно, для успешного развития функциональной грамотности школьников и достижения ключевых и предметных компетенций на уроках информатики необходимо соблюдать следующие условия:

обучение на уроках информатики должно носить деятельностный характер;

учебный процесс ориентирован на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности на основе ИКТ;

предоставляется возможность для приобретения опыта достижения цели;

используются продуктивные формы групповой работы;

обеспечить переход от фронтальных форм обучения классного коллектива к реализации индивидуальной образовательной траектории каждого учащегося, в том числе с использованием интерактивных инновационных, проектно-исследовательских технологий, цифровой инфраструктуры.

Следовательно, научиться действовать ученик может только в процессе самого действия, а каждодневная работа учителя на уроке, образовательные технологии, которые он выбирает, формируют функциональную грамотность учащихся, соответствующую их возрастной ступени. Поэтому важнейшей в профессиональном становлении современного учителя информатики является проблема повышения его технологической компетентности, включающей в себя глубокую теоретическую подготовку и практический опыт продуктивного применения современных образовательных технологий на уроке, готовность к их адаптации и модификации с учётом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся. Для этого необходимо:

·        использовать в обучении инновационные методы, современные образовательные и информационно-коммуникационные технологии, т.е. использовать технологии дистанционного обучения, применять on-line уроки лучших преподавателей.

·        психологическое содействие в выборе наиболее продуктивных методов и средств обучения;

·        совместное (коллегиальное) обсуждение процесса и результатов профессиональной деятельности.

Таким образом, формирование функциональной грамотности учащихся на современном этапе развития  зависит от обновления самого содержания образования, создания учебных программ, учебников, мониторинга способностей учащихся применять полученные знания в ученых и практических ситуациях, а также обеспечить адекватные материально-технические, психолого-технические и технологические условия обучения школьников.

 

Литература

1. Официальный сайт Президента Республики Казахстан // http://www.akorda.kz/ru/ page/page_poslanie-prezidenta-respubliki-kazakhstan-n-nazarbaeva-narodu-kazakhstana-14-dekabrya-2012-g_1357813742

2. International and Regional Documents on Adult Education. Anthology of Texts with Comments. Bonn, 2003. P. 25. Glossary of Adult Learning in Europe. Hamburg, 1999. P. 90; Зарубежный опыт реформ в образовании: Аналитический обзор (материалы к заседанию Государственного Совета Российской Федерации). М., 2001. Гаврилюк В. В. Преодоление функциональной неграмотности и формирование социальной компетентности // Социол. Исслед. 2006. N 12.

3. Мещерякова И.А. Функциональная неграмотность. Психологический словарь.// http://www.anypsy.ru/glossary/funktsionalnaya-negramotnost

4. В.С. Безрукова. Основы духовной культуры. (энциклопедический словарь педагога). Екатеринбург-2000

5. Русинова Л. П. Учебное пособие ««Педагогический словарь по темам»», Сарапул. - 2010

6. Олешков М.Ю., Уваров В.М. Современный образовательный процесс понятия и термины. – Москва, 2006

7. Терминологический словарь современного педагога. – М.: 1999

 

8. Национальный план действий по формированию функциональной грамотности школьников на 2012-2016 гг // www.edu.gov.kz/fileadmin/user_upload/news/prezentacija_k_vystupleniju_ministra.pptx

Автор Есеналина Ольга Юрьевна
Дата добавления 15.02.2015
Раздел Информатика
Подраздел Другое
Просмотров 975
Номер материала 56379
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓