Главная / ИЗО, МХК / Работа - исследование "МАТРЁШКА - ОДНО ИЗ ЯРКИХ ПРОЯВЛЕНИЙ КУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ РУССКОГО НАРОДА"

Работа - исследование "МАТРЁШКА - ОДНО ИЗ ЯРКИХ ПРОЯВЛЕНИЙ КУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ РУССКОГО НАРОДА"

МБОУ СОШ №91





E:\НПК3\матрёшка\default.jpeg



МАТРЁШКА - ОДНО ИЗ ЯРКИХ ПРОЯВЛЕНИЙ КУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ РУССКОГО НАРОДА







Выполнили: ученики 5 «Б» класса:

Чухарев Павел, Юрьева Мария

Руководители исследования:

Учитель русского языка и литературы

Дроздецкая Г.В.

Учитель технологии и ИЗО

Серова И.В.



Новосибирск 2014г.





СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ……………………………………………………4

2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ………………………………………………….....5

2.1. Анкетирование………………………………………………………………5

2.2.1 Русская литература………………………………………………………….6

2.2.2. Фольклор……………………………………………………………………8

2.2.3. Прикладное искусство……………………………………………………10

2.2.4 Музыка………………………………………………………………………20

ВЫВОД………………………………………………………………………...…20

Список литературных источников…………………………………………...…21

ПРИЛОЖЕНИЕ А………………………………………………………………..22

ПРИЛОЖЕНИЕ Б………………………………………………………………..24

























ВВЕДЕНИЕ

Велика Россия наша,
И талантлив наш народ.
О Руси родной умельцах,
На весь мир молва идет.
Наша русская матрешка,
Не стареет сотню лет. В красоте, в таланте русском,
Весь находится секрет.

Проблема:

Современные дети играть стали не меньше, а хуже: «качество игр, стремительно падает. Все больше примитивных игровых форм – шалостей, проказ, забав, стоящих уже на последней грани игры, и все чаще переходящих в озорство и даже в хулиганство; забавы с огнем, взрывами и т. д. Необходимо спасение и возрождение народных игр. Чему же учат современные игрушки? Кромешный мир компьютерных игр, домашний идол – телевизор. Многие компьютерные игры разрушают психику ребенка: электромагнитные излучения вызывают эндокринные и раковые заболевания. Прилавки магазинов сверкают изобилием детской игрушки в основном выпущенной в западных странах, игрушек, изготовленных очень часто из ядовитых материалов.

Мы считаем, что сегодня незаслуженно забыты народные игры, традиционная русская кукла не привлекает внимания малышей. В основе сюжетно-ролевых игр лежат боевики и конкурсы красоты.

Это предположениеподтолкнуло к поиску информации о матрёшке, тем более что матрёшка ещё и является одним из символов Олимпиады в Сочи.

Цель: Формирование у учащихся интереса к истории и культуре русского народа через образ традиционной народной куклы- русской матрёшки.

Задачи:

  1. Узнать историю появлениярусской матрёшки.

  2. Исследовать разнообразие видов и назначение традиционной русской матрёшки.

  3. Провести анкетирование с целью выявления отношения современных детей к русской матрёшке.




E:\гжель городец хохлома\41812_or.jpg1.Теоретическая часть

Сто лет назад известный мастер
Игрушку чудную создал.
Игрушка – кукла расписная,
А как назвать ее, не знал.

Красивая игрушка, похожа на Катюшку,
А может, на Танюшку? – ей имя подбирал.
Красивая игрушка, как русская девчушка.
И мастер ту игрушку Матрешкою назвал.

С тех пор живет Матрешка,
Как русский 
яркий сувенир.
Шагает кукла по планете,
И ею любуется весь мир.

Матрешка в России появилась впервые в конце XIX века, когда кто-то из гостей привез меценату Савве Мамонтову в его село Абрамцево японскую фигурку буддистского святого Фукуруджи, которая разделялась на две части. Внутри нее была спрятана фигурка поменьше, таких куколок было пять штук. Первая русская матрешка была выточена по этому образцу в одной из московских игрушечных мастерских. Массовым же производством русской народной куклы занялись умельцы Сергиева-Посада. Особый интерес к русской матрешке со стороны иностранцев, посещающих Троице-Сергиеву Лавру, обусловил то, что Сергиев-Посад стал центром матрешечной росписи. Матрешки расписывали все, кто умел держать в руках кисть. Занимались росписью матрешек и в других городах: Семенове, Полховском Майдане. В каждом городе есть свой особый стиль росписи матрешки. Особенно ценны авторские работы.

Сначала матрешку расписывали под образ русской красавицы, но затем появились и другие образы: исторические матрешки (с лицами вождей, царей, императоров), матрешки помотивами русских народных сказок (Курочка Ряба, Теремок, Колобок и т.д.), матрешки в сарафанах с изображениями памятников культуры и архитектуры.

Конечно, в первую очередь матрешка — сувенир, образец народного творчества, памятник русской культуры, но не стоит забывать, что в этой с виду незатейливой забаве скрыт широкий потенциал для раннего развития ребенка. Помимо культурного воспитания, малыш может научиться на примере матрешки различать понятия: «большой-маленький», «больше-меньше», «половина-целое», «старший-младший»; развить мелкую моторику, играя с половинками маленьких матрешек; постичь логику правильно собраннойкуклы;  научиться выстраивать ряды по убыванию и возрастанию. С матрешками можно играть в сюжетно-ролевые игры: кормить, укладывать спать, катать на машинках, водить гулять и в гости к другим игрушкам. Для них можно строить соответствующие по размеру домики.  А если в матрешку заранее что-то положить, то она может послужить отличной погремушкой. Для малыша постарше можно загадать загадку: какие матрешки ели на обед фасоль, а какие гречку. Пусть ребенок определит это по звучанию насыпанных внутрь матрешек круп.  Матрешки также помогут ребенку освоить прямой и обратный счет, выучить основные цвета, части лица человека. Можно дать матрешкам имена и наделить их разными чертами характера, разыгрывая с ними разнообразные бытовые сценки. Матрешки могут помочь запомнить дни недели и месяцы., если, например, каждой матрешке дать имя соответствующее дню недели или месяцу.

Назвали куклу «Матрёшкой» – очень популярно тогда было женское имя – Матрёна (Матрона). В 1900 году производство переехало в уездный городок Сергиев Посад.

Сергиевский уезд, названный так ещё при Екатерине II, находился в дремучих лесах, и во всех сёлах издавна процветал промысел деревянных игрушек. Матрёшек вырезали из осины, берёзы, липы, ольхи, раскрашивали яркими красками их наряды: дешёвых кукол – клеевыми красками, а дорогих – эмалями,акварелями. Народ любил этих ярких красавиц и покупал не только для детей, но и для своих коллекций.


2.ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2.1. Анкетирование

В начале работы над практической частью мы провели анкетирование для выявления игровых предпочтений современных детей.



Анкета.

1. Что бы Вы выбрали символом России?( Олимп.Мишку, Чебурашку,Матрёшку).

2.Что бы Вы подарили иностранному другу на память о России?

3. Знаете ли вы, что такое Матрёшка?

4. У Вас дома есть Матрёшка?

5. Какие игрушки есть у тебя?

6. Как ты относишься к деревянным игрушкам (матрешки, конструктор)?

Анкета показала, что:

  • символом России выбрали бы медведя -67% опрошенных, матрёшку -16%;

  • 73% опрошенных подарили бы иностранцу матрёшку;

  • 100% опрошенных знают, что матрёшка –игрушка;

  • 43% утвердительно ответили на вопрос «У Вас дома есть Матрёшка?»;

  • Часто встречающиеся ответы: механические, мягкие.

  • 90% ответили положительно.

Вывод по анкете: современные дети знают, что такое матрёшка и ассоциируют её с символом России. Но играют в современные игры.

2.2. Отражение образа русской матрёшки в литературе, фольклоре, прикладном искусстве и музыке

На следующем этапе работы мы провели исследование как, отразился образ русской матрёшки в литературе, фольклоре, прикладном искусстве и музыке

2.2.1 Русская литература

Особенно ярко, по нашему мнению, роль русской матрёшки представлена в тексте Паустовского К.Г. «Толпа на набережной».

Когда ты сойдешь на берег в Неаполе, — сказала мне моя дочь, — то подари эту матрешку первой же итальянской девочке. Я согласился.До моего отъезда матрешка в шали пышного алого цвета стояла на письменном столе. Она была густо покрытая лаком и блестела, как стеклянная.В ней было скрыто еще пять матрешек в разноцветных шалях: зелёной, жёлтой, синей, фиолетовой и, наконец, самая маленькая матрешка, величиной с наперсток, в шали из сусального золота. Деревенский мастер наградил матрешек чисто русской красотой - соболиными бровями и рдеющим, как угли, румянцем. Синие глаза их он прикрыл такими длинными ресницами, что от одного взмаха должны были разбиваться вдребезги мужские сердца.

Пароход причалил в Неаполе. Через огромный зал таможни я вышел на мол и ступил на итальянскую землю. Я вышел на набережную. Я не забыл об итальянской девочке и нес матрешку, завернутую в папиросную бумагу.

Никакой девочки я сразу не встретил. Правда, я легко мог пропустить ее потому, что часто останавливался и смотрел в глубину улиц, выходивших на набережную. Я заставил себя, наконец, оторваться от зрелища приморских улиц и посмотрел вдоль набережной. Прежде всего у меня потемнело в глазах от плотного солнечного света, потом зарябило от корзин с незнакомыми цветами, выставленными на продажу вдоль мостовой, и, наконец, я увидел ее.

Навстречу мне шла девочка лет десяти с худеньким, бледным лицом и светлыми косами. На ней было старенькое черное платье, протертое на локтях, заштопанные светлые чулки и старые — тоже черные — тапочки. Когда девочка подошла, я развернул папиросную бумагу и вынул из нее матрешку.

Она увидела матрешку, остановилась и засмеялась, прижав к груди смуглые пальцы. Так люди смеются, когда сбываются их любимые или смешные сны. Я протянул девочке матрешку. Она не взяла ее. Она перестала смеяться, сжала темные брови и испуганно метнулась в сторону. Я схватил ее за руку и почти силой заставил ее взять матрешку.
Она потупилась, присела и сказала едва слышно:
- Грацие, синьоро!
Через минуту вокруг нас уже перекрикивалась разноцветная толпа продавщиц. Они оставили без надзора свои лотки. Матрешка пошла по рукам. Толпа росла. Девочка вся искрилась от восторга, от всего этого необыкновенного случая в порту.
Внезапно все стихли. Я оглянулся. К толпе медленно шел таможенный надсмотрщик. Он подошел к девочке, взял у нее из рук матрешку и начал тщательно рассматривать. Потом поднял над головой матрешку, показал ее на все стороны, как это делают фокусники, потом быстрым и совершенно незаметным движением открыл матрешку и выхватил из нее вторую — в яркой зеленой шали.
По толпе прошел тихий восторженный гул. Надсмотрщик и из зеленой матрешки мгновенно достал желтую, потом синюю, фиолетовую, и, наконец, он вынул двумя пальцами и осторожно поднял последнюю, самую маленькую матрешку — в золотой шали.
Тогда толпа как бы взорвалась. Вихрь криков пронесся над ней. Люди хлопали в ладоши, свистели, топали ногами и хохотали. Надсмотрщик так же спокойно собрал все шесть матрешек в одну и отдал девочке. Она прижала матрешку к груди и бросилась бежать.

Надсмотрщик на ломаном французском языке сказал мне наставительно и суховато:
— Вы сделали маленькую оплошность, месье.
— Какую?
— Вы могли подарить эту игрушку не одной, а шести девочкам-неаполитанкам….


Почему русская матрёшка вызвала такой живой интерес, восторг у итальянцев? Обратимся к тексту. Вот как описывает Паустовский К.Г. русскую матрёшку (слайд № 25).

Автор, описывая матрёшку, использует изобразительно-выразительные средства языка: эпитеты: пышного цвета, солнечная нарядная толстушка, соболиные брови, рдеющий румянец; сравнения – маленькая как напёрсток; блестела, как стёклышко.

Поэтому такая яркая игрушка не могла не вызвать восторга и восхищения у простых итальянцев.

А также не обошли стороной эту тему современные поэты. (ПРИЛОЖЕНИЕ А)

2.2.2. Фольклор

Ярко представлен образ русской матрёшки в УНТ (устном народном творчестве).

Образ русской матрёшки сродни образу русской красавицы: круглое лицо, яркий румянец, черные брови, небольшой рот.

Как-то гостивший у русского помещика иностранный путешественник, посмотрев в окно, увидел

необыкновенное зрелище: «Что это?» – только и мог вымолвить он. Помещик несколько с недоумением

воскликнул: «Да это же бабы из моей деревеньки в церковь на воскресную службу идут».Иностранный гость был изумлён красочным зрелищем, празднично разодетых крестьянских женщин. Он доселене видывал, чтобы простая женщина была так нарядно одета.

Вот и знаменитая русская матрёшка позаимствовала эти наряды у русских красавиц. Это мы видим и в загадках, и в частушках, и других жанрах фольклора.

О матрешках сложено немало песен, частушек, загадок.

Вот некоторые из них:

МАТРЕШКА


Какой русский сувенир

Покорил уже весь мир?

Балалайка? Нет! …Гармошка?

Нет! …То – русская матрёшка!!!

Иностранцу нет желанней

Куклы в красном сарафане.

Детская игрушка эта,

Обошла уже пол света!

Так, немного и немало

Символом России стала.

Знают все её загадку…

В ней хранятся по порядку

Краснощёкие девчонки…

Её младшие сестрёнки.

Я секрет тот тоже знаю –

Разбираю, собираю,

Достаю их друг за другом,

Расставляю полукругом;

Одна матрёшка, две… и вот…

Матрёшек целый хоровод…



Шли подружки по дорожке,
Было их немножечко:
Две Матрены, три Матрешки
И одна Матрешечка.

 

Эти русские матрешки,
Разноцветные одежки,
На секреты мастерицы,
В старшей прячутся сестрицы.
Сколько их там не поймешь,
Если младшей не найдешь.

Загадка.

Алый, шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука
В деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может три, а может шесть.
Разрумянилась немножко…
Это… Русская … (
Матрёшка)

Смотри ПРИЛОЖЕНИЕ Б



2.2.3. Прикладноеискусство

Матрёшка – это явление большого художественного значения, это произведение одновременно и скульптурное и живописное, это душа и образ России.

Из чего и как сделана русская матрёшка?

Матрёшку обычно режут из липы, берёзы, ольхи и осины. Более твёрдые и прочные хвойные породы для такого “баловства” не используют. Самый лучший материал для изготовления матрёшек – это липа. Дерево, из которого будут резать матрёшки, заготавливают весной, обычно в апреле, когда древесина в соку. Дерево очищают от коры, обязательно оставляя кольца коры на стволе, иначе оно потрескается при сушке. Брёвна укладывают в штабель, оставляя между ними зазор для воздуха. Древесину выдерживают на открытом воздухе два года и более. Только опытный резчик может определить степень готовности материала. Токарь проделывает с липовой чуркой до 15 операций, прежде чем она станет готовой матрёшкой.

Самой первой вытачивают маленькую неразъемную фигурку. Для раскрывающихся матрёшек сначала вытачивают нижнюю часть – донышко. После токарной работы деревянную куклу тщательно зачищают, грунтуют клейстером, добиваясь идеально гладкой поверхности. После грунтовки матрёшка готова к росписи.

Первенцем в изготовлении матрёшек стала мастерская«Детское воспитание», а после её закрытия этот промысел освоили в Сергиевом Посаде. Тамошние мастера создали собственный тип матрёшки, которая по сей день именуется сергиево-посадской.

Роспись русской матрёшки.

В 1900 году русская матрёшка была представлена на Всемирной выставке в Париже, где получила медаль, и мировую известность. Тогда же пошли международные заказы, выполнить которые было по силам только высококвалифицированным мастерам из Сергиева Посада. Для работы в мастерской этого города приехал и В. Звёздочкин.

Первые русские матрёшки были очень разнообразны и по форме и по росписи. Среди ранних сергиево-посадских образцов помимо девушек в русских сарафанах с корзинками, серпами, букетиками цветов либо в зимних полушубках с шалью на голове, часто встречаются и мужские персонажи: жених и невеста, держащие в руках венчальные свечи, пастушок со свирелью, старик с окладистой бородой. Иногда матрёшка представляла из себя целую семью с многочисленными чадами и домочадцами.

Модный русский стиль привёл к появлению исторической матрёшки изображавшей бояр и боярынь, представителей русской знати, былинных богатырей. На украшение матрёшки влияли и различные памятные даты, например, столетие со дня рождения Н.В.Гоголя, отмечавшееся в 1909 году. К юбилею была выполнена серия матрёшек по произведениям писателя («Тарас Бульба», «Плюшкин», «Городничий»).

hello_html_m6651a31d.png

hello_html_38dcdb6c.png

К 100-летней годовщине войны 1812 года появляются матрёшки, изображающие М.И.Кутузова и Наполеона, внутри которых помещались фигурки русских и французских военачальников.

Очень популярны были матрёшки, расписанные по мотивам сказок, легенд и, даже, басен:«ЦарьДодон» и «Царевна-лебедь» из сказок А.С. Пушкина, «Конёк-горбунок» из сказки П.П.Ершова, персонажи басен И.А.Крылова. В Сергиевом Посаде делали также матрёшки, украшенные выжиганием. Обычно выжиганием выполняли орнаментальный узор по всей матрёшке, её одежду, лицо, руки, платок и волосы.

Международное признание матрёшки

Матрёшка получает международное признание: в 1905 году в Париже был открыт магазин, куда сразу же поступил заказ на изготовление партии матрёшек-бояр. В 1911 году сергиево-посадские мастера выполнили заказы из 14 стран мира. В прейскуранте Сергиевской земской учебно-показательной мастерской в 1911 году перечисдег двадцать один вид матрёшек. Они отличались росписью, размерами, количеством вкладышей. Сергиево-посадские матрёшки имели от 2 до 24 вкладышей. В 1913 году токарь Н.Булычёв выточил 48-местная матрёшку специально для проходившей в Петербурге выставки игрушек.

Сергиево-Посадские матрёшки

hello_html_3a8f7d40.png

В начале ХХ века токарь играл довольно важную роль в создании матрёшки, вытачивая фигурки с тончайшими стенками. В это время резчики резонно считали себя авторами матрёшек, роспись матрёшки играла второстепенную роль. Профессиональные художники, которые расписывали первые игрушки, относились к этому занятию не особенно серьёзно.

Самая большая сергиево-посадская матрёшка была выточена токарем Мокеевым в 1967 году. Она состоит из 60 (!) мест. Матрёшку из Сергиева Посада отличает приземистая форма, верх, плавно переходящий в расширяющуюся нижнюю часть фигурки, роспись гуашью, покрытая лаком. Предпочтительная пропорция матрёшки – 1:2 – это соотношение ширины матрёшки к её высоте.

Семёновская матрёшкаhello_html_31b3584.png



Огромная популярность сергиево-посадской матрёшки привела к появлению конкуренции. Мастера из других мест могли увидеть новинку на ярмарках, в особенности на крупнейшей в стране Нижегородской. Сергиево-посадские матрёшки привлекли внимание нижегородских резчиков-игрушечников. В Нижегородской губернии появляется свой крупный кустарный центр по производству матрёшки – город Семёнов (по нему матрёшка зовётся семёновской).

Традиции росписи семёновской матрёшки ведут своё начало от потомственных мастеров-игрушечников Майоровых из деревни Мериново. Деревня расположена недалеко от Семёнова. В 1922 году Арсентий Фёдорович Майоров привёз из Нижнего Новгорода нераскрашенную сергиево-посадскую матрёшку. Его старшая дочь Люба гусиным пером нанесла на матрёшку рисунок и расписала её кисточкой анилиновыми красками. На голове она изобразила русский кокошник, а в центре расположила ярко-алый цветок, похожий на ромашку. Почти 20 лет Мериновскиематрёшечники занимали первое место среди мастеров Нижегородской области на протяжении 20 лет.

Роспись семёновской матрёшки, который более яркая и декоративная по сравнению с сергиево-посадской. Роспись семёновских матрёшек берёт свое начало в народных традициях «травного» орнамента Древней Руси. У мастеров-семёновцев оставлено больше некрашеных поверхностей, они применяют более современные анилиновые краски также покрытые лаком.

Основа композиции в росписи семёновской матрёшки – это фартук, на котором изображается пышный букет цветов. Современные мастера создают роспись в три цвета – красный, синий и жёлтый. Они меняют сочетание цветов фартука, сарафана и платка. Букет на фартуке по традиции пишут не в центре, а несколько сместив вправо. Семёновские токари придумали особую форму матрёшки. Она, в отличие от сергиево-посадской, более стройная. Верхняя её часть относительно тонкая резко переходит в утолщённую нижнюю.

Семёновская матрёшка отличается от других тем, что она многоместная и состоит из 15-18 разноцветных фигурок. Именно в Семёнове была вырезана самая большая 72-местная матрёшка. Её диаметр – полметра, а высота 1 метр.

Семёнов считается крупнейшим центром по созданию матрёшек в России.



Матрёшка из Полховского Майдана

hello_html_f60016e.png

На юго-западе Нижегородской области находится ещё один знаменитый центр изготовления и росписи матрёшек – это село Полховский Майдан.

Это старинный кустарный центр, жители которого специализировались на резьбе по дереву и изготовлении деревянных игрушек. Первые полховские матрёшки, выполненные по примеру сергиево-посадских, были отделаны выжиганием. Позже местные жители стали расписывать их, используя растительный орнамент. Мастера Полховского Майдана, также как и Семёнова, пишут анилиновыми красками. Колорит Полховско-майдановская матрёшка отличается ещё более яркой, звучной цветовой гаммой и более крупной росписью.

Полховско-майдановская матрёшка по стилю относится к т.н. крестьянскому примитиву, её роспись напоминает собой детский рисунок., Художники Полховского Майдана, подобно мастерам Семёнова уделяют главное внимание цветочной росписи на фартуке, опуская все бытовые детали костюма. Главный мотив их росписи – это многолепестковый цветок шиповника(«роза»). Этот цветок издавна считается символом женского начала, любви и материнства. Изображение “розы” обязательно присутствует в любом варианте росписи, созданным мастерами Полховского Майдана.









Матрёшка, инкрустированная соломкой

hello_html_m30d1dd0d.pnghello_html_m30df4876.png

Вятская матрёшка - самая северная из всех русских матрёшек. Особое своеобразие она получила в 60-е годы ХХ века. Тогда матрёшку стали не только –расписывать, но и инкрустировать соломкой. Это очень сложная, кропотливая работа, включающая в себя подготовку особого вида соломы и её использование в украшении деревянной фигурки. Соломенная инкрустация делает вятские изделия уникальными.

Авторская матрёшка

hello_html_6bd391ba.png

С конца 80-х, начала 90-х годов 20-го века начинается новый этап в развитии искусства матрёшки – так называемый период авторской матрёшки. Политические и экономические изменения, известные как горбачёвская “перестройка” вызвали огромный интерес в мире к русской культуре, её самобытному, народному началу. Экономические изменения позволили открыть частные мастерские. Мастер-ремесленник получил возможность свободно продавать свои изделия, как это было 100 лет назад. Среди тех, кто охотно занялся росписью матрёшек, были и профессиональные художники. На место стандартной одинаковой матрешки, сложившейся в советское время, пришла новая, авторская. Прежде всегоматрёшечники вернули то тематическое разнообразие в росписи, которое существовало в ранний сергиево-посадский период.

Современная матрёшка

Характерная черта современной авторской матрёшки – её необычайная живописность. Её рисунок похож на цветистую ткань и создает приздничное настроение. Одной из основных тем росписи становится окружающий мир. Многие художники обращаются к мотивам из русской истории- от похода князя Игоря до современной истории. Получилось, что в матрёшке заложен огромный потенциал для передачи событий, развёрнутых во времени и пространстве. Это движение как бы на глазах возникает и так же на глазах может быть «свёрнуто и убрано» в футляр матрёшки.

hello_html_m35b06f3f.png

Скажем, так называемая политическая матрёшка представляет портретную галерею русских государей, отечественных и зарубежных государственных деятелей. Матрёшки с изображением современных политиков больше похожи на добрые шаржи – традиция, идущая от раннего периода развития матрёшки. Известна, к примеру, матрёшка-шарж, расписанная В.А.Серовым. В турецких костюмах были представлены С.И.Мамонтов, сам В.А.Серов, Н.А.Римский-Корсаков и другие участники мамонтовских театральных постановок. «Субординация» в матрёшке политического характера выражена очень чётко. Стоит упомянуть, что для инаугурации Билла Клинтона в России специально заказывались матрёшки с изображением будущего президента США и его ближайших соратников.

hello_html_m191c9deb.png

Очень часто современные художники обращаются к традиционным темам росписи матрёшки – «Семья», «Материнство». Впервые мать с младенцем на руках изобразили в своих матрёшках мастера из села Крутец Нижегородской области. Подобной традиции росписи мы не встречаем в матрёшках раннего сергиевского типа, но в период расцвета авторской матрёшки эта тема стала активно развиваться.

С темой материнства связана идея успокоения, утешения, заступничества.

hello_html_m252c2904.pnghello_html_m29681818.png

Это и колыбельная песня, спетая на ночь, и чудесная сказка, рассказанная уже подросшим детям. Сюжеты русских сказок, изображённые на фартуке матрёшки весьма разнообразны. Иногда только одна сказка проиллюстрирована на одной матрёшке, иногда на каждой из вкладывающхся кукол мы увидим героев разных сказок, народных или авторских- Пушкина, Ершова, Аксакова, Толстого и др. Чем не замечательная книга сказок, сюжет которых подсказывают иллюстрации, логическая последовательность которых постепенно открывается на каждой из фигурок? И, как в книге, прослеживается замысел художника-автора, в отличие от неё открывается простор детской фантазии.

Очень часто художники рисуют на передниках матрёшки памятники архитектуры. Такая матрёшка – лучший сувенир, он напомнит о посещении того или иного места. Часто в орнаменте матрёшки встречается ансамбль Троице-Сергиевой Лавры, памятники архитектуры Москвы, Владимира, Суздаля, Новгорода и многих других городов России.

hello_html_m4bfaea6.png



Часто можно встретить матрёшку, расписанную под «гжель», «жостово», «хохлому», «палех». Иными словами, современная матрёшка как бы концентрирует всё богатство художественных традиций русского прикладного искусства.

Авторская матрёшка по праву может считаться новым видом искусства, обогатившим мировое художественное наследие и ставшим желанным предметом коллекционирования для музеев и частных собирателей.

В предыдущих разделах работы было рассмотрено влияние образа матрёшки на УНТ и

Существует огромное количество разных стилей и способов росписи матрёшек. Хорошая матрёшка- это всегда неповторимое произведение искусства. В каждом районе- свои традиции росписи матрёшки. Семёновские и полх-майданские матрёшки темноволосые, а вятские- голубоглазые блондинки.















Таблица 1. Сводная таблица «Разновидности матрёшек»

Сергиевопосадская

Семёновская

Полхово-Майданская

hello_html_m26df5a0d.png

C:\Users\Нинчик\Downloads\загруженное.jpg

C:\Users\Нинчик\Downloads\150px-Матрешкаполхов.jpg

Матрешки из Сергиева Посада украшены довольно скромно, цвета не очень яркие, одета матрешка в сарафан с фартуком, на голове платочек. Художественный образ матрешки, как и всякой народной игрушки, весьма условен. Образ женщины – матери большого семейства близок и понятен. Плодородие и изобилие, бесконечность жизни, по всей видимости, глубинный смысл популярной игрушки.

Условна форма игрушки, изображение лица и наряда. Матрешка выражает предельно обобщенный образ русской красавицы: круглое лицо, яркий румянец, черные брови, небольшой рот.


У семеновских матрешек на фартуках яркие букеты, изображение которых сочетается с формой и размером игрушки: чем больше матрешка, тем крупнее цветы в ее букете. Основной цвет сарафана – красный. Черный контур обозначает край фартука и рукава кофты. На голове традиционный платок, украшенный по кайме. В росписи используют прием “пеструшка”, который делается “тычком”.

Полхово-Майданские матрешки можно сразу узнать по необычной форме головы, характерному цветку и традиционному для этой росписи малиновому цвету. Яркие и сочные краски звучат во всю силу. Рядом с малиновым ложится темно-зеленый, а синий – с желтым. Все элементы объединяет черный контур. Мастера из Полхов-Майдана выработали свой, особый стиль декоративной цветочной росписи. Они стремятся так украсить свою матрешку, чтобы цветы, ягоды и листья сплошным ковром закрыли ее фигуру. Лицо матрешки порой изображают одним черным цветом, окружают забавными кудряшками.

Вывод по подразделу:художественный образ матрешки, как и всякой народной игрушки, весьма условен. Образ женщины – матери большого семейства близок и понятен. Плодородие и изобилие, бесконечность жизни, по всей видимости, глубинный смысл популярной игрушки.

2.2.4 Музыка

Эта игрушка настолько известна в мире, что  о ней сложены не только стихотворения, частушки, потешки… , но и написана музыка и поставлены танцы…(см. музыкальное приложение)


ВЫВОД

В чём же секрет успеха матрёшки? Почему матрёшка стала русским сувениром за рубежом?
Суть русской матрёшки во все времена остаётся прежней – дружба да любовь, пожелание счастья и благополучия. Недаром на первом слайде изображена матрёшка с олимпийской символикой – олимпийскими кольцами, которые символизируют дружбу между народами пяти континентов. Вот почему и матрёшка как добрая посланница этих чувств живёт в наших современных квартирах, поселяется в доме болгарина и югослава, француза и американца.






СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. http://ma333.narod.ru/misk/history.htm

  2. Русская матрешка. Светлана Горожанина. Интербук-бизнес 208 стр. 2012г.

  3. История матрешки. По материалам книги Н.Н. Алексахина "Матрешка", изданной ООО "Издательство "Народное образование" в 1998 году, а также публикациям в периодическойпечати разных лет. http://luch.tver.ru/

  4. Русская Цивилизация - www.rustrana.ru Информационно-аналитический и энциклопедический портал. /19.4.2005/ - История русской матрешки «Появление матрешки на Руси». Головина Ольга

  5. http://kuznetzova.siteedit.ru/page24

































Приложение А


«Русская матрешка»

Т. Подцветовой.

Румяна, весела, задорна,
Всегда секретами полна,
Характером своим невздорна -
Искрится счастием она.

То символ русский, дух великий,
Он рос и креп в былых веках.
Народ прекрасно-многоликий
В ее обличье и устах.

«Здоровый дух - в здоровом теле!» -
Все это сказано про нас.
Сильны мы в отдыхе и деле.
Наш труд красив, как русский пляс.

С осанкой гордой, величавой
Стоит матрешка - дух Руси.
И взгляд ее направлен прямо.
В ней светят мудрости лучи.

И кажется совсем простушкой.
Но гениальность в простоте.
Одна она, но в ней - подружка,
А может даже целых две.

Никто не знает, что храниться
Внутри заветного ларца.
Быть может, спрятана жар-птица,
Любви привет для молодца.

И как бы русские метели
По жизни рьяно не мели,
Матрешка - баба в русском теле,
С основой крепкой- хоть умри!

Стихотворение С. Жулькова «Русская матрёшка»

Кто матрешку создал, я не знаю,
Но известно мне, что много лет,
Вместе с Ванькой-Встанькой, как живая,
Покоряет кукла белый свет.
Где он краски брал, искусный мастер,
В нивах шумных, в сказочном лесу?
Создал образ неуемной страсти,
Истинную русскую красу.
На щеках навел зари румянец.
Неба синь блесну в ее глаза.
И пустив в неповторимый танец,
Он, должно быть, весело сказал:
Ну, так что ж, гуляй по свету,
Весели себя, частной народ…
И матрешка через всю планету
До сих пор уверенно идет.
Выступает гордо, величаво,
С удалой улыбкой на лице.
И летит за ней по миру слава,
О безвестном мастере – творце!









ПРИЛОЖЕНИЕ Б

ПОТЕШКИ, ПЕСТУШКИ, ПЕСЕНКИ, ПРИБАУТКИ, ЗАГАДКИ О МАТРЁШКАХ

Восемь кукол деревянных,
Круглолицых и румяных,
В разноцветных сарафанах
На столе у нас живут,
Всех матрёшками зовут.

Кукла первая толста,
А внутри она пуста.
Разнимается она на две половинки.
В ней живёт ещё одна
Кукла в серединке.
Эту куколку открой
Будет третья во второй.

Половинку отвинти,
Плотную, притёртую-
И сумеешь ты найти
Куколку четвёртую.

Вынь её да посмотри,
Кто в ней прячется внутри.
Прячется в ней пятая
Куколка пузатая.

В ней живёт шестая.
А в шестой- седьмая,
А в седьмой- восьмая.
Эта кукла меньше всех,
Чуть “ побольше”, чем орех.

Вот, поставленные в ряд
Сёстры куколки стоят.
Сколько вас? – у них мы спросим.
И ответят куклы: - восемь.

Словно репка, она крутобока,
И под алым платочком на нас
Смотрит весело, бойко, широко
Парой чёрных смородинок - глаз.

Та-ра-рушки,
Та-ра-рушки –
Это русские игрушки,
Очень славные,

Да забавные,

да нарядные,

не – на – глядные…

Хлебом-солью всех встречаем,
Самовар на стол несем.
Мы за чаем не скучаем,
Говорим о том, о сем.

Дуйте в дудки, бейте в ложки!
В гости к нам пришли матрешки.
Ложки деревянные,
Матрешечки румяные.

ЧАСТУШКИ

Мы матрешки, мы подружки,
Утром рано мы встаем,
Вшестером поем частушки,
И танцуем в всемером.


Никогда мы не скучаем,
Семь у нас платочков есть,
Чашек семь у нас для чая,
И салфеток тоже семь.


И кроваток нам не нужно,
Потому что в час ночной,
Спим мы вместе,
Спим мы дружно,
Спим мы все одна в другой.


Наша русская матрешка,
Не стареет сотню лет,
В красоте в таланте русском,
Весь находится секрет.

Велика Россия наша,
И талантлив наш народ,
О Руси родной умельцах,
На весь мир молва идет.


Мы матрешечки, да мы кругляшечки,
Все мы лаковые, одинаковые,
Как плясать пойдем,
Только пыль столбом.


Мы матрешечки, да мы сестричечки,
Мы толстушечки, да невеличечки,
А как петь пойдем да плясать пойдем,
То за нами вслед только пыль столбом.



ПЕСЕНКА «РУССКАЯ МАТРЁШКА»

Вы слышали, ребятки,
Про разные загадки,
Нас нужно без оглядки
Собрать и разобрать.
Какие мы простые,
Такие и смешные,
Но любит вся Россия
С матрёшками играть.

Я русская матрёшка,
Собою хороша,
За тысячью одёжек
Сидит моя душа.
Я русская матрёшка,
Собою хороша,
За тысячью одёжек
Сидит моя душа.

Вторая пол-одежки
Запрятана в обложке,
И если понемножку
Их станем разбирать,
То снова всё и снова
Матрёшку видишь новой,
А где её основа,
Никак не угадать.

Я русская матрёшка,
Собою хороша,
За тысячью одёжек
Сидит моя душа.
Я русская матрёшка,
Собою хороша,
За тысячью одёжек
Сидит моя душа.

Вы слышали, ребятки,
Для вас мы не загадки,
Нас можно без оглядки
Собрать и разобрать.
Ну, что ж, повеселимся,
Затеи не боимся
И сразу согласимся
В матрёшек поиграть.

Я русская матрёшка,
Собою хороша,
За тысячью одёжек
Сидит моя душа.
Я русская матрёшка,
Собою хороша,
За тысячью одёжек
Сидит моя душа.
Я русская матрёшка,
Собою хороша,
За тысячью одёжек
Сидит моя душа.
Я русская матрёшка, 
Собою хороша,
За тысячью одёжек
Сидит моя душа.

ПОТЕШКИ

Как у нашей у Хохлатки
Нынче вывелись цыплятки,
А из одной скорлупочки
Матреша вышла в юбочке. 

Весь народ глядит в окошки:
Танцевать пошли матрешки.
Восемь водят хоровод,
А девятая поет.

На заре трубит рожок,
Кличет стадо на лужок:
- Выходи, Буренушка!
- Выхожу, матренушка!

Очень любим мы, матрешки,
Разноцветные одежки.
Сами ткем и прядем,
Сами в гости к вам придем.

Шли подружки по дорожке,
Было их немножечко:
Две Матрены, три Матрешки
И одна Матрешечка.

Ходят куры в стороне,
Позабыли обо мне.
Принесла горошку -
Вспомнили матрешку.

Мышку встретили подружки
И попрятались друг в дружке.
А которая осталась,
Больше всех перепугалась.

Шла по ягоду Матрешка,
Позабыла взять лукошко.
"И куда ж такую сласть
Мне теперь, подружки, класть?"

ЗАГАДКИ О МАТРЁШКЕ

Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка.

Как две радужки брови,
Губы-маки, пунцовый наряд,
И румянцем свежее моркови,
Глянцевые щёки горят

Я с таинственной игрушкой

 заигралась допоздна.

 Разбираю, собираю…

То их восемь то одна.

Есть ещё для вас игрушка, не лошадка, не Петрушка –
Красавица – девица, у неё сестрицы.
Каждая сестрица для маленькой темницы.

Знают все эту загадку…
В ней хранятся по порядку
Краснощёкие девчонки…
Её младшие сестрёнки.







29


Работа - исследование "МАТРЁШКА - ОДНО ИЗ ЯРКИХ ПРОЯВЛЕНИЙ КУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ РУССКОГО НАРОДА"
  • ИЗО, МХК
Описание:

      Современные дети играть стали не меньше, а хуже: «качество игр, стремительно падает. Все больше примитивных игровых форм – шалостей, проказ, забав, стоящих уже на последней грани игры, и все чаще переходящих в озорство и даже в хулиганство; забавы с огнем, взрывами и т. д. Необходимо спасение и возрождение народных игр. Чему же учат современные игрушки? Кромешный мир компьютерных игр, домашний идол – телевизор. Многие компьютерные игры разрушают психику ребенка: электромагнитные излучения вызывают эндокринные и раковые заболевания. Прилавки магазинов сверкают изобилием детской игрушки в основном выпущенной в западных странах, игрушек, изготовленных очень часто из ядовитых материалов.

Мы  считаем, что сегодня незаслуженно забыты народные игры, традиционная русская кукла не привлекает внимания малышей. В основе сюжетно-ролевых игр лежат боевики и конкурсы красоты.

 Это предположениеподтолкнуло к поиску информации о матрёшке, тем более что матрёшка ещё и является одним из символов олимпиады в Сочи.

Автор Серова Инга Валериевна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел ИЗО, МХК
Подраздел
Просмотров 1448
Номер материала 35407
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓