Главная / Школьному психологу / Работа с учащимися 5-х классов в период адаптации

Работа с учащимися 5-х классов в период адаптации

ИНФОРМАЦИЯ

по изучению уровня адаптации учащихся 5-х классов

2014-2015 учебный год

С целью преодоления возможных трудностей адаптационного периода 5-ков, снижения уровня школьной тревожности, формирования адекватных форм поведения в новых школьных ситуациях в сентябре-октябре 2014-15 учебного года с учащимися 5-х классов была проведена серия занятий в рамках программы адаптации учащихся к средней школе. Тематика занятий была следующая: "Здравствуй, 5-й класс" (цель: помочь детям прояснить свои цели на время обучения в 5-м классе); "Что поможет мне учиться" (цель: помочь участникам группы осознать правила работы на уроке); "Рецепт нашего класса" (цель: помочь детям осознать, какие качества необходимы для дружбы), «Радуга моих целей» (цель: осознание учащимися целей обучения и целей жизни).


C:\Documents and Settings\Орехова\Мои документы\ФОТО\СЛУЖБА\2014-15 учебный год\фото с занятий 14-15\5 класс адаптац\DSC04061.JPGC:\Documents and Settings\Орехова\Мои документы\ФОТО\СЛУЖБА\2014-15 учебный год\фото с занятий 14-15\5 класс адаптац\DSC04075.JPGC:\Documents and Settings\Орехова\Мои документы\ФОТО\СЛУЖБА\2014-15 учебный год\фото с занятий 14-15\5 класс адаптац\DSC04069.JPG

C:\Documents and Settings\Орехова\Мои документы\ФОТО\СЛУЖБА\2014-15 учебный год\фото с занятий 14-15\5 класс адаптац\DSC04072.JPGC:\Documents and Settings\Орехова\Мои документы\ФОТО\СЛУЖБА\2014-15 учебный год\фото с занятий 14-15\5 класс адаптац\DSC04058.JPG


В ноябре 2014 года было проведено психодиагностическое обследование учащихся 5 класса МОУ «ТШИ СОО», в котором приняло участие 21 человек. Целью психодиагностического обследования этих учащихся являлось изучение степени и особенностей приспособления учащихся к новым социально-педагогическим условиям обучения, выявление актуальных трудностей детей.



C:\Documents and Settings\Орехова\Мои документы\ФОТО\СЛУЖБА\2014-15 учебный год\фото с занятий 14-15\5 класс адаптац\DSC04053.JPGC:\Documents and Settings\Орехова\Мои документы\ФОТО\СЛУЖБА\2014-15 учебный год\фото с занятий 14-15\5 класс адаптац\DSC04054.JPG



Задачи исследования:

Изучение школьной мотивации и познавательной активности детей;

Оценка эмоционального и функционального состояния;

Выявление наиболее актуальных для детей трудностей для дальнейшего оказания им педагогической и психологической помощи;

Подготовка рекомендаций для учителей и родителей по созданию оптимальных социально-педагогических условий для успешного обучения и адаптации пятиклассников.

В ходе обследования были применены следующие диагностические методики:

1. Тест школьной тревожности Филипса.

2. САН Доскин В.А.

3. Изучение мотивации учащихся при переходе в среднее звено

4. Анкета Лускановой

5. Диагностика комфортности обучения учащихся 5 класса

1. Самочувствие, активность, настроение (САН)

Табл. №1 Самочувствие


Кол-во учащихся

Самочувствие низкое, человек находится в усталом состоянии. Рекомендован немедленный отдых.

3 уч. -13%

Самочувствие выше среднего, есть ресурс для выполнения активной деятельности, интерес к происходящему.

8 уч. -35%

Самочувствие ниже среднего, необходимо снижение нагрузки

5 уч. – 22%

Самочувствие среднее. Испытываемая нагрузка является адекватной, но увеличение может привести к нарушению состояния

1 уч. – 4%

Самочувствие хорошее. Эмоциональное состояние комфортно, функциональное состояние благоприятно.

4 уч. – 17%

Самочувствие комфортное, функциональное состояние благоприятное, есть ресурс для увеличения нагрузки.

2 уч. – 8%







Табл. №2 Активность


Кол-во учащихся

Активность ниже среднего, устойчивость внимания не высокая, произвольность психических процессов затруднена.

9 уч. -39%

Активность низкая, сложно усваивать материал, недостаточно мотивации к деятельности. Нервная система истощена

4 уч. – 17%

Активность выше среднего, ориентация на эффективную деятельность, новая информация в основном усваивается, внимание достаточно устойчивое.

4 уч. -17%

Активность средняя, новая информация усваивается в основном нормально

5 уч. – 22%

Возбуждённое состояние, ориентация на максимальную эффективность

1 уч. – 4%



Табл. №3 Настроение


Кол-во учащихся

Настроение в норме, достаточно комфортное

8 уч. – 35%

Состояние подавленное, эмоциональный фон нуждается в коррекции

4 уч. -17%

Настроение хорошее, приподнятое

6 уч. – 26%

Своё настроение тестируемый описывает как некомфортное.

2 уч. – 8%

Тестируемый нуждается в эмоциональной поддержке

3 уч. – 13%








Выводы по методике САН:

- 35% пятиклассников характеризует низкое или ниже среднего самочувствие, что говорит о том, что учащиеся в данное время ещё устают от возросших по сравнению с начальной школы нагрузок;

- Низкая или ниже среднего активность свойственна 56% пятиклассников; данным ребятам сложно усваивать материал, произвольность их психических процессов затруднена.

- Настроение большинства ребят хорошее, в норме, хотя у 7 учащихся, что составляет 30% эмоциональный фон нуждается в коррекции.

Показатели тревожности.

Наличие тревожности свидетельствует о сложностях адаптации, а очень высокий её уровень является показателем дезадаптации ребенка.

Работа по тесту тревожности Филлипса проводилась индивидуально с каждым учеником и была направлена не только на диагностику, но и на осознание детьми своих проблем.

C:\Documents and Settings\Орехова\Мои документы\ФОТО\СЛУЖБА\2014-15 учебный год\фото с занятий 14-15\5 класс адаптац\DSC04309.JPG



Табл. №4

Тревожность

Кол-во учащихся

Примечания

Общая тревожность в школе

9 уч. – 39%

У данных учащихся проявляется тревожность, связанная с различными формами включения в жизнь школы

Переживание социального стресса

6 уч. – 26%

Эмоциональное состояние на фоне которого развиваются социальные контакты (прежде всего со сверстниками)

Фрустрация потребности в достижении успеха

9 уч. – 39%

Данные дети имеют неблагоприятный психический фон, не позволяющий им развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата.

Страх самовыражения

11 уч. – 49%

Данные учащиеся испытывают негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряжённых с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.

Страх ситуации проверки знаний

11 уч. – 49%

Негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно публичной) знаний.

Страх не соответствовать ожиданиям окружающих

14 уч. – 61%

Ориентация на значимость других в оценке своих результатов, тревога по поводу оценок, ожидание негативных оценок.

Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу

5 уч. – 22%

Приспособляемость данных учащихся к ситуациям стрессогенного характера снижена. Вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.

Проблемы и страхи в отношениях с учителями

8 уч. – 35%

Данных учащихся характеризует общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий их успешность обучения.

Нами было проанализировано психоэмоциональное состояние пятиклассников как по общей тревожности в школе, так и по частным видам проявления школьной тревожности. Обобщая полученные данные можно сказать, что наибольшую тревогу у пятиклассников вызывают:

Страх не соответствовать ожиданиям окружающих (14 уч. – 61%) - ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающим, ожидание негативных оценок.

Страх самовыражения (11 уч. – 49%) - негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.

Страх ситуации проверки знаний (11 уч. – 49%)) - негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно - публичной) знаний, достижений, возможностей.

Фрустрация потребности в достижении успеха (9 уч. - 39% пятиклассников) – наличие неблагоприятного психического фона, не позволяющего учащимся развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата.

Проблемы и страхи в отношениях с учителями (8 уч. – 35%) - негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий их успешность.

При качественном анализе всех факторов тревожности были выделены ребята, которые имеют высокий уровень неблагополучия по большинству факторов. Эти ребята составляют "группу риска" по неблагополучному психоэмоциональному состоянию. Это: Поздеева Д., Трунцова Л., Николаева С., Агичев И., Галиахметова Л., Авдеева В.

Диагностика уровня мотивации проводилась по «методике изучения мотивации учащихся при переходе в основную школу», а также при помощи «Анкеты Лускановой». Результаты представлены в таблице №5, №6:

Табл. №5 Мотивация учения

Мотив

Кол-во учащихся

Учебно-познавательная мотивация

6 уч. – 26%

Игровая мотивация

11 уч. – 49%

Социальная мотивация

6 уч. – 26%

Инфантилизм

1 уч. – 4%

Потребность в друге

4 уч. – 17%

Культ силы

8 уч. – 35%

Вещизм

2 уч. – 8%

51% пятиклассников имеют учебно-познавательную и социальную мотивацию. Следует отметить, что большой процент пятиклассников (49%) имеют игровую мотивацию, те. Их характеризует несформированность учебно-познавательных мотивов.

Табл. №6 Уровни мотивации

Уровень мотивации

Кол-во учащихся

Характеристика уровня

Первый. Высокий уровень школьной мотивации, учебной активности

3 уч. – 13%

Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень чётко следуют указаниям учителя, добросовестные, ответственные, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога.

Второй. Хорошая школьная мотивация.

6 уч. – 26%

Данные учащиеся имеют хороший уровень школьной мотивации. При ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жёстких требований и норм. Этот уровень мотивации является средней нормой.

Третий. Положительное отношение к школе, но школа больше привлекает внеучебной деятельностью

9 уч. – 39%

Такие дети достаточно хорошо чувствуют себя в школе, однако чаще их привлекает возможность пообщаться с друзьями. Познавательные мотивы сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало интересует.

Четвёртый. Низкая школьная мотивация

4 уч. – 17%

Подобные школьники, как правило, испытывают затруднения в учебной деятельности, посещают учебные занятия неохотно.


Пятый. Негативное отношение к школе. Школьная дезадаптация.

1 уч. – 4%

Такие дети не справляются с учёбой, испытывают проблемы в общении с учителями и одноклассниками. Ребята могут проявлять агрессивные реакции, отказываться выполнять те или иные задания, следовать тем или иным нормам и правилам.



«Анкета Лускановой» (подробная информация)

Вопрос 1. Тебе нравится в школе?

Не очень – 10 уч. – 44%

Нравится – 12 уч. – 52%

Не нравится – 1 уч. – 4%

Фёдоров Т., Вертлюгов В., Саруханян К., Третьяков А., Авдеева В., Николаева С., Шайдуллин Д., Баязитов Р., Поляков С., Малицкий Ю.,

Новрузова А., Зуева Е., Пронин К., Агичев И., Трунцова Л., Ванюта Е., Галиахметов Д., Юров Р., Агичев В., Поздеева Д., Левковский Н., Попов М.

Галиахметова Л.

Вопрос 2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идёшь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

Бывает по-разному - 15 уч. – 65%

Иду с радостью – 5 уч. – 22%

Чаще хочется остаться дома – 3 уч. – 13%

Левковский Н., Поздеева Д., Агичев В., Малицкий Ю., Трунцова Л., Агичев И., Баязитов Р., Николаева С., Авдеева В., Третьяков А., Саруханян К., Пронин К., Зуева Е., Вертлюгов В., Шайдуллин Д.

Попов М., Поляков С., Галиахметов Д., Ванюта Е., Новрузова А.

Фёдоров Т., Юров Р., Галиахметова Л.

Вопрос 3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, что желающим могут остаться дома, ты пошёл бы или остался дома?

Не знаю – 5 уч. – 22%

Остался бы дома – 9 уч. -

Пошёл бы в школу – 9 уч. -

Шайдуллин Д., Третьяков А., Галиахметова Л., Поляков С., Агичев В.

Вертлюгов В., Зуева Е., Пронин К., Саруханян К., Николаева С., Баязитов Р., Юров Р., Малицкий Ю, Фёдоров Т.

Авдеева В., Новрузова А., Агичев И., Трунцова Л., Ванюта Е., Галиахметов Д., Поздеева Д., Левковский Н., Попов М.

Вопрос 4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?

Не нравится – 4 уч. – 17%

Бывает по-разному – 6 уч. – 26%

Нравится – 13 уч. – 57%

Агичев И., Зуева Е., Левковский Н., Попов М.

Галиахметов Д., Новрузова А., Галиахметова Л., Авдеева В., Агичев В., Шайдуллин Д.,

ФёдоровТ., Малицкий Ю., Поляков С., Юров Р., Ванюта Е., Трунцова Л., Баязитов Р., Николаева С., Третьяков А., Саруханян К., Пронин К., Вертлюгов В., Поздеева Д.,

Вопрос 5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

Хотел бы – 12 уч. – 52%

Не хотел бы- 6 уч. – 26%

Не знаю – 5 уч. – 22%

Малицкий Ю., Юров Р., Ванюта Е., Баязитов Р., Галиахметова Л., Николаева С., Саруханян К., Пронин К., Зуева Е., Вертлюгов В., Шайдуллин Д., Попов М.

Поляков С., Галиахметов Д., Трунцова Л., Новрузова А., Поздеева Д., Левковский Н.,

ФёдоровТ., Агичев И., Авдеева В., Третьяков А., Агичев В.,

Вопрос 6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

Не знаю – 7 уч. – 30%

Не хотел бы – 11 уч. – 48%

Хотел бы – 5 уч. – 22%

ФёдоровТ., Галиахметова Л., Николаева С., Агичев В., Пронин К., Шайдуллин Д., Поздеева Д.,

Галиахметов Д., Ванюта Е., Трунцова Л., Агичев И., Новрузова А., Авдеева В., Саруханян К., Зуева Е., Вертлюгов В., Левковский Н., Попов М

Малицкий Ю., Поляков С., Юров Р., Баязитов Р., Третьяков А.,

Вопрос 7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?

Часто – 12 уч. – 52%

Редко – 9 уч. – 39%

Не рассказываю – 2 уч. – 9%

ФёдоровТ., Галиахметов Д., Ванюта Е., Трунцова Л., Агичев И., Новрузова А., Николаева С., Авдеева В., Саруханян К., Зуева Е., Вертлюгов В., Попов М.

Поляков С., Юров Р., Баязитов Р., Третьяков А., Агичев В., Пронин К., Шайдуллин Д., Поздеева Д., Левковский Н.

Малицкий Ю., Галиахметова Л.

Вопрос 8. Как ты относишься к своему классному руководителю?

Мне нравится наш классный руководитель – 15 уч. – 65%

Не знаю, затрудняюсь ответить – 8 уч. – 35%

Я бы хотел, чтобы у нас был другой классный руководитель

ФёдоровТ., Малицкий Ю., Поляков С., Юров Р., Галиахметов Д., Ванюта Е., Трунцова Л., Агичев И., Новрузова А., Николаева С., Авдеева В., Саруханян К., Вертлюгов В., Шайдуллин Д., Левковский Н.

Баязитов Р., Галиахметова Л., Третьяков А., Агичев В., Пронин К., Зуева Е., Поздеева Д., Попов М.

__

Вопрос 9. У тебя в классе много друзей?

Мало – 3 уч. – 13%

Много- 18 уч. – 78%

Нет друзей – 2 уч. – 9%

Малицкий Ю., Новрузова А., Агичев В.

ФёдоровТ., Поляков С., Юров Р., Галиахметов Д., Трунцова Л., Агичев И., Баязитов Р., Галиахметова Л., Николаева С., Авдеева В., Третьяков А., Саруханян К., Пронин К., Зуева Е., Вертлюгов В., Шайдуллин Д., Поздеева Д., Левковский Н.

Ванюта Е., Попов М.

Вопрос 10. Тебе нравятся твои одноклассники?

Нравятся – 18 уч. – 78%

Не очень – 5 уч. – 22%

Не нравятся

ФёдоровТ., Поляков С., Юров Р., Галиахметов Д., Трунцова Л., Агичев И., Баязитов Р., Новрузова А., Галиахметова Л., Николаева С., Авдеева В., Третьяков А., Саруханян К., Пронин К., Зуева Е., Вертлюгов В., Поздеева Д., Левковский Н.,

Малицкий Ю., Ванюта Е., Агичев В., Шайдуллин Д., Попов М.

__



Диагностика комфортности обучения представлена в таблицах 7 (интерес к предмету), 8 (восприятие педагога), 9 (самочувствие на уроке).

Из данных таблиц видно, что самыми любимыми уроками являются математика, биология, технология, физкультура, музыка. Предметы, вызывающие наименьший интерес – русский язык, информатика, литература. Наиболее эмоционально благоприятно воспринимаются учениками преподаватели следующих дисциплин: технологии, математики, ОБЖ, музыки, физ-ра, биологии. Наименее благоприятно воспринимаются учителя истории, общества, информатики, КНЯ. Наиболее комфортно пятиклассники чувствуют себя на уроках технологии, ИЗО, физ-ры, биологии, наименее комфортно их самочувствие на уроках – русского языка, литературы, информатики.





Табл. 7.



Ф.И. ученика

Интерес к предмету


Математ.

Русский яз.

Лит-ра

Биология

История


Обществоз

Ин. яз

ОБЖ

Технология

ИЗО

География

Физ-ра

КНЯ

Информат

Музыка

1. Авдеева Валерия Евгеньевна
















2.Агичев Владислав Сергеевич
















3.Агичев Иван Иванович
















4.Баязитов Рашид Газинурович
















5.Ванюта Евгений Андреевич
















6.Вертлюгов Владислав Сергеевич
















7.Галиахметов Денис Мударисович
















8.Галиахметова Луиза Маратовна
















9.Зуева Елизавета Владимировна
















10.Левковский Николай Николаевич
















11.Малицкий Юрий Васильевич
















12.Николаева Светлана Александровна
















13.Новрузова Айнура Нушурован кызы
















14.Поздеева Дарья Ивановна
















15.Поляков Сергей Витальевич
















16.Попов Максим Алексеевич
















17.Пронин Константин Александрович
















18.Саруханян Карен Вартанович
















19.Третьяков Андрей Васильевич
















20.Трунцова Любовь Александровна
















21.Федоров Тимофей Витальевич
















22.Шайдуллин Данис Фангатович
















23.Юров Руслан Романович
















+

22

8

14

22

17

16

18

16

23

17

19

23

18

13

22

0

1

9

9

1

4

6

3

1

0

5

3

0

2

6

0

0

6

0

0

2

1

2

6

0

1

1

0

3

4

1

































Табл.8

Ф.И. ученика

Восприятие отношения учителя

Математ.

Русский яз.

Лит-ра

Биология

История


Обществоз

Ин. яз

ОБЖ

Технология

ИЗО

География

Физ-ра

КНЯ

Информат

Музыка

1. Авдеева Валерия Евгеньевна
















2.Агичев Владислав Сергеевич
















3.Агичев Иван Иванович
















4.Баязитов Рашид Газинурович
















5.Ванюта Евгений Андреевич
















6.Вертлюгов Владислав Сергеевич
















7.Галиахметов Денис Мударисович
















8.Галиахметова Луиза Маратовна
















9.Зуева Елизавета Владимировна
















10.Левковский Николай Николаевич
















11.Малицкий Юрий Васильевич
















12.Николаева Светлана Александровна
















13.Новрузова Айнура Нушурован кызы
















14.Поздеева Дарья Ивановна
















15.Поляков Сергей Витальевич
















16.Попов Максим Алексеевич
















17.Пронин Константин Александрович
















18.Саруханян Карен Вартанович
















19.Третьяков Андрей Васильевич
















20.Трунцова Любовь Александровна
















21.Федоров Тимофей Витальевич
















22.Шайдуллин Данис Фангатович
















23.Юров Руслан Романович
















+

20

15

17

20

16

16

19

20

23

19

19

19

16

15

22

0

3

7

6

3

4

4

3

3

0

3

3

4

7

5

0

0

1

0

0

3

3

1

0

0

1

1

0

0

3

1



































Табл. 9

Ф.И. ученика

Самочувствие на уроке

Математ.

Русский яз.

Лит-ра

Биология

История


Обществоз

Ин. яз

ОБЖ

Технология

ИЗО

География

Физ-ра

КНЯ

Информат

Музыка

1. Авдеева Валерия Евгеньевна
















2.Агичев Владислав Сергеевич
















3.Агичев Иван Иванович
















4.Баязитов Рашид Газинурович
















5.Ванюта Евгений Андреевич
















6.Вертлюгов Владислав Сергеевич
















7.Галиахметов Денис Мударисович
















8.Галиахметова Луиза Маратовна
















9.Зуева Елизавета Владимировна
















10.Левковский Николай Николаевич
















11.Малицкий Юрий Васильевич
















12.Николаева Светлана Александровна
















13.Новрузова Айнура Нушурован кызы
















14.Поздеева Дарья Ивановна
















15.Поляков Сергей Витальевич
















16.Попов Максим Алексеевич
















17.Пронин Константин Александрович
















18.Саруханян Карен Вартанович
















19.Третьяков Андрей Васильевич
















20.Трунцова Любовь Александровна
















21.Федоров Тимофей Витальевич
















22.Шайдуллин Данис Фангатович
















23. Юров Руслан Романович
















+

18

8

15

19

14

16

17

19

21

19

16

21

15

13

21

0

4

9

7

4

8

6

4

2

2

4

7

2

7

6

1

1

6

1

0

1

1

2

2

0

0

0

0

1

4

1





































Уровни адаптации учащихся 5-х классов

Уровни адаптации

Кол-во учащихся

Высокий

4 уч. – 17%

Средний

15 уч. – 65%

Низкий

4 уч. – 17%



Рекомендации:

1. Учитывая, что собственно познавательные мотивы в основном формируются в младшем школьном возрасте, рассчитывать на то, что они будут сформированы позже, довольно сложно. Поэтому с ребятами с низким уровнем познавательной активности и учебной мотивации рекомендуется вести работу по нахождению личностных смыслов обучения, по переосмыслению уже имеющейся в наличии ситуации. Для повышения и поддержания учебной мотивации и устойчиво-положительного отношения к школе, учителям нужно учитывать и воздействовать на те составляющие, от которых в большой степени зависит учебная мотивация:

  • Интерес к информации, который лежит в основе познавательной активности;

  • Направленность на достижение успеха и вера в возможность положительного результата своей деятельности;

  • Интерес к людям, организующим процесс обучения или участвующим в нем;

  • Потребность и возможность в самовыражении,

  • Принятие и одобрение значимыми людьми;

  • Потребность в социальном признании;

  • Наличие положительного опыта и отсутствие состояния тревожности и страха;

Поскольку негативное отношение к школе и обучению часто формируется по причине неадекватных педагогических и/или родительских ожиданий и связанных с ними негативных оценок личности ребенка, взрослым рекомендуется проанализировать свои педагогические установки.



2. Для поддержания работоспособности учащихся на уроке, рекомендуется:

Не задерживаться долго на одном и том же материале. Задержка на известном детям материале утомляет их, блокирует осмысление заданий учителя, возникают эффекты насыщения, пресыщения, переключения, замещения - ребенок отвлекается, ослабевает напряженность внимания, объем внимания сужается, наступает торможение и т. д. Чтобы все это преодолеть, нужны не столько интеллектуальные, сколько физические усилия, физическое напряжение.

- Теоретический материал давать небольшими дозами.

- Чередовать трудный и легкий материал, эмоциональный и рациональный, теоретический и практический.

- Чередование методов и приемов работы: письменные и устные, графические и текстовые, вербальные и практические и т.д.

- Чередовать деятельность учащихся и учителя: самостоятельная работа детей и рассказ учителя, беседы и чтение текста про себя, использовать релаксацию.

- Исключить повторы ответов учащегося (эффект знакомости требует его преодоления, затрат физических сил, приводит к утомлению учителя и детей - законы маятника).

- Исключить на уроке морализацию и нравоучения.

3. Для детей с повышенным уровнем тревожности необходимо создавать условия, при которых они будут иметь возможность реализовывать свои потребности в успехе, признании, самовыражении. Так как эмоционально негативное состояния тревожности сопровождается мышечным напряжением, учителям необходимо уделять время на уроке и вне его для того, чтобы учащиеся могли снять мышечное напряжение. С этой целью хорошо использовать упражнение на релаксацию мышц. Необходимо продолжить применение на уроках динамических пауз и физкультминуток.

Для улучшения эмоционального отношения к школе и внутреннего состояния учащихся необходимо предъявлять к детям адекватные требования, такие, которые учащиеся в состоянии выполнить без перенапряжения.

Особое внимание нужно уделить формированию правильного отношения детей к ошибкам, умению использовать их для лучшего понимания материала. Это важно потому, что именно "ориентированность на ошибку", которая нередко подкрепляется неправильным отношением взрослых к ошибкам как к недопустимому наказуемому явлению, - одна из основных форм школьной тревожности. Помощь педагогов детям должна быть направлена на укрепление их уверенности в себе, выработку собственных критериев успешности, умения вести себя в трудных ситуациях, ситуациях неуспеха. Необходимо помочь детям выработать индивидуальные модели поведения в значимых, оцениваемых ситуациях. Если есть возможность, следует подготовить детей к новым ситуациям, обсудить возможные трудности, обучить конструктивным способам поведения в них.


Работа с учащимися 5-х классов в период адаптации
  • Школьному психологу
Описание:

С целью преодоления возможных трудностей адаптационного периода 5-ков, снижения уровня школьной тревожности, формирования адекватных форм поведения в новых школьных ситуациях в сентябре-октябре 2014-15 учебного года с учащимися 5-х классов была проведена серия занятий в рамках программы адаптации учащихся к средней школе. Тематика занятий была следующая: "Здравствуй, 5-й класс" (цель: помочь детям прояснить свои цели на время обучения в 5-м классе); "Что поможет мне учиться"(цель: помочь участникам группы осознать правила работы на уроке);"Рецепт нашего класса" (цель: помочь детям осознать, какие качества необходимы для дружбы), «Радуга моих целей» (цель: осознание учащимися целей обучения и целей жизни). В ноябре 2014 года было проведено психодиагностическое обследование учащихся 5 класса МОУ «ТШИ СОО», в котором приняло участие 21 человек. Целью психодиагностического обследования этих учащихся являлось изучение степени и особенностей приспособления учащихся к новым социально-педагогическим условиям обучения, выявление актуальных трудностей детей.

Автор Орехова Ольга Александровна
Дата добавления 27.04.2015
Раздел Школьному психологу
Подраздел Другое
Просмотров 2330
Номер материала 58308
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓