Главная / Начальные классы / Работа с памяткой на уроках русского языка.

Работа с памяткой на уроках русского языка.

Работа с памяткой на уроках русского языка.

На уроках русского языка очень часто используются различные памятки, алгоритмы, планы. Бесспорно, они приносят пользу. Я тоже составила свою памятку « Пишу грамотно» и применяю её в своей работе. Эту памятку можно использовать не только при письме под диктовку, но и на каждом этапе работы на уроке и в любом виде работы. Построена памятка на детальном анализе слова, которое надо написать и притом без ошибок. Если работать по этой памятке постоянно, каждодневно , то у детей вырабатывается как бы «условный рефлекс» на слышимое или видимое слово, и они автоматически, неосознанно действуют согласно установленному плану этой памятки.

С 1 класса я повторяю детям : «Чтобы писать грамотно, нужно прежде всего думать над каждым словом, независимо от того, в сильной или слабой позиции находятся орфограммы». Применение данной памятки можно начинать уже с четвертой четверти в 1 классе, когда дети приступают к изучению частей речи.

Работа с памяткой «Пишу грамотно»

1. Определить, к какой части речи относится слово.

Иногда бывает достаточно определить часть речи, и все орфограммы сами по себе становятся на свои места. Например, пишем предложение: На дереве сидела рыжая белочка. Ученик рассуждает: « На-это предлог, пишу отдельно с буквой а» И всё. Дальше по памятке с этим словом работать не нужно. Ученик продолжает: «Дереве-существительное». Ученик знает, что существительное имеет целую сеть орфограмм, начиная с основной: безударной гласной в корне. Поэтому вступает в действие второй и пункт памятки и сразу третий.

2.. Поставить ударение.

Ученик рассуждает: « ДЕреве- ударение падает на первый слог».

3. Определить в какой части слова находится сомнительная орфограмма, гласная или согласная буква.

Слово требуется разобрать по составу. Для 1 класса это пока деление на слоги. Иногда бывает достаточно выделить только окончание и основу, чтобы найти сомнительные орфограммы. Ученик продолжает: « ДЕреве- окончание –е (-и)-сомнительная гласная в окончании; -е (-и)- сомнительная гласная в корне (во 2-м слоге)».

4. Применить правило.

Это означает, что ученик использует алгоритм работы над самой орфограммой. например: « ДЕреве- существительное, окончание –е( -и), безударная. Алгоритм такой- определить склонение, падеж, окончание. ДЕреве- дЕрево – 2 склонение; на чем?- предложный падеж, окончание –е, пишу – е. ДЕреве- безударная гласная в корне. Алгоритм- подбираю проверочное однокоренное слово – дерЕвья, слышу под ударением –е, пишу –е.».

На следующим словом выполняется такая же работа по памятке.

Работа по такой схеме приучают детей писать не бездумно, а думая и анализируя каждое слово; у ребенка укрепляются и углубляются умения и навыки разбора слова и по частям речи и по составу, применяются правила на изученные орфограммы. Одним словом, совершенствуются знания, умения и навыки по русскому языку и другим предметам. и уже к концу 2 класса можно добиться 100% успеваемости.

Эту памятку можно применять и использовать не только на всех этапах урока, но и при выполнении различных видов работы, начиная со списывания и заканчивая письмом под диктовку.



Работа с памяткой на уроках русского языка.
  • Начальные классы
Описание:

На уроках русского языка очень часто используются различные памятки, алгоритмы, планы. Бесспорно, они приносят пользу. Я тоже составила свою памятку « Пишу грамотно» и применяю её в своей работе. Эту памятку можно использовать не только при письме под диктовку, но и на каждом этапе работы на уроке и в любом виде работы. Построена памятка на детальном анализе слова, которое надо написать и притом без ошибок. Если работать по этой памятке постоянно, каждодневно , то у детей вырабатывается как бы «условный рефлекс» на слышимое или видимое слово, и они автоматически, неосознанно действуют согласно установленному плану этой памятки.

С 1 класса я повторяю детям : «Чтобы писать грамотно, нужно прежде всего думать над каждым словом, независимо от того, в сильной или слабой позиции находятся орфограммы». Применение данной памятки можно начинать уже с четвертой четверти в 1 классе, когда дети приступают к изучению частей речи.

Автор Шевченко Галина Николаевна
Дата добавления 28.08.2016
Раздел Начальные классы
Подраздел Другое
Просмотров 129
Номер материала MA-067626
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓