Главная / Музыка / Работа над полифонией

Работа над полифонией



МБОУ ДОД « ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА им. ШЕНДЕРЕВА Г. Г.»

ГОРОДСКОГО ОКРУГА СУДАК РЕСПУБЛИКИ КРЫМ



Адрес: 298000

Республика Крым, г. Судак, ул. Ленина,д.42

Тел: (06566)2-23-62





Открытый урок





«Работа над полифонией».







Провела: Лычёва Т. В.

Преподаватель 1 категории







С У Д А К

Тема урока: Работа над полифонией


Урок с учащейся 8 класса Хасмутдиновой Ильнарой.


Цель урока: 

Систематизация и обобщение  знаний полифонии и более глубокое их осмысление, работа над полифонией в средних классах ДМШ на примере двухголосной инвенции до минор И. С. Баха.

Тип урока: 

Комбинированный.


Используемое оборудование: 

Инструмент – фортепиано, ноутбук, аудиоматериал для прослушивания.

Краткое описание: 

Структура урока.

  1. Начало урока.

1) Организационный этап.

а ) приветствие;

б) сообщение цели и хода работы на уроке.

II. Основная часть урока.

1. Теоретическая часть.

2. Работа над инвенцией до минор И. С. Баха.

III. Заключительный этап.

1. Оценка.

2. Домашнее задание.

3. Конец урока.

ПЛАН-КОНСПЕКТ

открытого урока педагога Лычёвой Т.В. в классе фортепиано.

 

Тема урока:    работа над полифонией в классе фортепиано ДМШ.

Тип  урока:      урок совершенствования новых знаний и умений.

Цель урока:  систематизация и обобщение  знаний полифонии и более глубокое их осмысление, работа над полифонией в младших классах ДМШ на примере методико–исполнительского анализа двухголосной инвенции   до минор  И.С. Баха.

Задачи урока:

Образовательные: развитие навыков полифонического мышления. Передача  содержания музыки, поиск нужного соотношения голосов в их одновременном звучании, осознание кульминации,  устойчивость темпа.

Воспитательные: развитие коммуникативной культуры поведения и общения.

Развивающие:  расширение кругозора по теме «полифония», развитие интеллекта – памяти, внимания, мышления, воображения.

Методы:  Аналитический,  эмоциональной драматургии, развивающие логическое и ассоциативное мышление, нравственно – эстетического познания.

Структура урока.

I. Начало урока. 

1)   Организационный этап.

а ) приветствие;

б) сообщение  цели и хода работы на уроке.

II. Основная часть урока.

1.    Теоретическая часть.

2.    Работа над двухголосной инвенцией до минор И. С. Баха.

III. Заключительный этап.

1.    Оценка.

2.    Домашнее задание.

3.    Конец урока. 

Основная часть урока.

Работа над полифоническими произведениями является неотъемлемой частью обучения фортепианному исполнительскому искусству. Это объясняется тем громадным значением, которое имеет для каждого играющего на фортепиано развитое полифоническое мышление и владение полифонической фактурой. Умение слышать полифоническую ткань, исполнять полифоническую музыку учащийся развивает и углубляет на всем протяжении обучения. Сборник И.С.Баха “Двухголосные и трехголосные инвенции” благодаря художественной содержательности образов и полифоническому мастерству представляет большую ценность и является одним из важных и обязательных разделов педагогического репертуара в области полифонии.

Вопрос: Какое произведение мы будем играть на уроке?

Ответ: Инвенцию.

Вопрос: Что означает «инвенция»?

Почти не употреблявшимся в то время словом “инвенция” (от латинского inventio – изобретение, открытие) И.С Бах хотел подчеркнуть новизну и своеобразие созданных им двухголосных пьес.

В своих рукописях Бах ограничивался записью нот и украшений и не оставил почти никаких указаний относительно динамики, темпа, фразировки, аппликатуры, расшифровки украшений. Бах сам занимался со своими детьми и писал для клавесина, клавикорда. Устройство клавикорда позволяло исполнителю передать любые тончайшие динамические оттенки, предоставляло возможность исполнять пьесы, требующие очень певучей, связной игры. Звукоизвлечение на клавесине достигалось задеванием струны перышком или металлическим стержнем.

Для музыки барокко было характерно обилие украшений. Все расшифровки украшений вписаны в текст.

Ученику предлагается сыграть произведение.

Тема в инвенциях Баха – ядро всего произведения, именно она и ее дальнейшие видоизменения и развитие определяют характер и образный строй всего произведения.

Предлагается сыграть тему.

Предлагается проиграть экспозицию.

Экспозиция заканчивается в до миноре.

И начинается разработочный раздел, который почти совершенно симметричен первой части.

Первым начинает диалог верхний голос. В этой части есть кульминация.

Ученику предлагается сыграть инвенцию без разработочной части.

Следует обратить внимание ученика на восходящий ход путем однократного проведения темы, который победно ведет в главную тональность.

Для того чтобы ученик не терял из виду целое, необходимо, чтобы он постоянно слышал пьесу целиком.

Когда ученик играет инвенцию целиком, в работу будут включаться новые музыкальные задачи. Одна из них – поиск нужного соотношения всех голосов в их одновременном звучании.

Какое отличие в звучании двух голосов?

Каждый голос имеет свое “лицо”, характер, окраску. Ученику следует добиваться нужного туше: более звонкого, открытого звука в верхнем голосе;  более густого, основательного, солидного и благородного звука в басу.

Предлагается ученику сыграть темы в разных голосах. Играть голоса с различной динамикой, попеременно выделяя то один, то другой. При игре всех голосов один из них петь.

 Ровность движения этой инвенции зависит от пульсации шестнадцатых. Она придает размеренность и устойчивость темпу.

III. Заключительный этап

 

Работа над инвенциями И.С.Баха помогает понять мир глубоких, содержательных музыкально-художественных образов композитора.  Изучение двухголосных инвенций много дает учащимся детских музыкальных школ для приобретения навыков исполнения полифонической музыки и для музыкально-пианистической подготовки в целом. Звуковая многоплановость свойственна всей фортепианной литературе. Особенно значительна роль работы над инвенциями в слуховом воспитании, в достижении тембрового разнообразия звучания, в умении вести напевную мелодическую линию.

 

Работа над полифонией
  • Музыка
Описание:

Цель урока: систематизация и обобщение знаний полифонии и более глубокое их осмысление, работа над полифонией в младших классах ДМШ на примере методико–исполнительского анализа двухголосной инвенции до минор И.С. Баха.

Задачи урока:

Образовательные: развитие навыков полифонического мышления. Передача содержания музыки, поиск нужного соотношения голосов в их одновременном звучании, осознание кульминации, устойчивость темпа.

Воспитательные: развитие коммуникативной культуры поведения и общения.

Развивающие: расширение кругозора по теме «полифония», развитие интеллекта – памяти, внимания, мышления, воображения.

Методы: Аналитический, эмоциональной драматургии, развивающие логическое и ассоциативное мышление, нравственно – эстетического познания.

Структура урока.

I. Начало урока.

1) Организационный этап.

а ) приветствие;

б) сообщение цели и хода работы на уроке.

II. Основная часть урока.

1. Теоретическая часть.

2. Работа над двухголосной инвенцией до минор И. С. Баха.

III. Заключительный этап.

1. Оценка.

2. Домашнее задание.

3. Конец урока.

Основная часть урока.

Работа над полифоническими произведениями является неотъемлемой частью обучения фортепианному исполнительскому искусству. Это объясняется тем громадным значением, которое имеет для каждого играющего на фортепиано развитое полифоническое мышление и владение полифонической фактурой. Умение слышать полифоническую ткань, исполнять полифоническую музыку учащийся развивает и углубляет на всем протяжении обучения. Сборник И.С.Баха “Двухголосные и трехголосные инвенции” благодаря художественной содержательности образов и полифоническому мастерству представляет большую ценность и является одним из важных и обязательных разделов педагогического репертуара в области полифонии
Автор Лычева Татьяна
Дата добавления 11.06.2015
Раздел Музыка
Подраздел Другое
Просмотров 1871
Номер материала 59967
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓