РЕФЕРАТ
МАКАРОВОЙ Г.П.
преподавателя
класса фортепиано
ДШИ NQ 6
«РАБОТА НАД ПОЛИФОНИЧЕСКИМИ
ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ В МЛАДШИХ КЛАССАХ ДЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЫ»
2015Г.
Полифония
- вид многоголосия , основанный на одноименном звучании двух или более
мелодических линий , или мелодических голосов.
«Полифонию , в высшем ее смысле , - писал А.Н.Серов
, - надо понимать гармоническим слиянием воедино нескольких самостоятельных мелодий
, идущих в несколько голосов одновременно , вместе. В рассудочной речи
немыслемо , чтобы например , несколько лиц говорили вместе , каждый свое , и
чтоб из этого не выходила путаница , непонятная чепуха , напротив превосходное
общее впечатление . В музыке такое чудо возможно; оно составляет одну из
эстетических специальностей нашего искусства » .
Значение полифонических
произведений в фортепианной педагогике очень велико , поскольку вся
фортепианная музыка полифонична в широком смысле слова . Главное для пианиста -
умение слушать себя , слышать и уметь слушать себя - понятия разные . Б.В.
Асафьев писал о том , что музыку слушают многие , а слышат не многие , особенно
инструментальную . Как и картины смотрят все , но видят живопись - искусство
немногие . Трудность слушанья своей игры возрастает из-за необходимости
слушания многих элементов и разных планов звучания . Это умение лучшим образом
воспитывается на полифонии . Вот , что писал о значении полифонии Г.Г. Нейгауз:
«в ней музыкальными средствами отображено высшее единство личного и общего ,
индивидуума и массы , человека и вселенной т, и выражено звуками все
заключенное в этом единстве философское , этическое и эстетическое содержание »
/ Г.Нейгауз Об искусстве фортепианной игры . стр. 164 / .
Свободное владение полифонией , умение слушать
несколько самостоятельных голосов и создавать многоголосную ткань лежит в
основе исполнительского мастерства пианиста .
«Во всех лучших образцах полифонии мы всегда наблюдаем
взаимопроникновение и связь двух художественных принципов : логической смены
гармонических элементов и естественного мелодического движения голосов . На
таком разумном и эстетически оправданном отношении к полифонии всегда строилось
нормальное развитие и образование музыканта » . / С.Фейнберг «Творчество И.С.Баха
и его значение из сборника Пианисты рассказывают »
К работе над полифонией следует
приступить с первых же месяцев обучения. Именно в это время воспитывается
интерес к музыке , следовательно и к музыке полифонической Путь к полифонии
лежит через кантилену , сочетание выразительных мелодий , а не трудное упражнение
. Выразительное и певучее исполнение одноголосных песен - мелодий в дальнейшем перенесется на
сочетание двух таких же мелодий в легких полифонических пьесах . Это будет
необходимо и в любом другом полифоническом произведении . Г. Нейгауз писал „что
Бах написал свои инвенции, чтобы научить играющих певучести . Следует с первых
уроков обращать внимание на выразительный характер мелодии , направление ее
развития , динамичность этого развития , выяснить значение опорных звуков ,
воспитывать ощущение тоники , учить интонационной объемности интервалов .
Следует добиваться , чтобы мелодия была сыграна также выразительно, как она
может быть пропета голосом . При этом большую роль играет - ПОКАЗ - педагогом
данной мелодии .
Немалое усилий в занятиях с начинающими
требуется от педагога для того , чтобы побороть « формальное отношение» учащихся к
динамике . Любое изменение силы звука ребенок должен ощущать , как естественную
необходимость , вытекающую из развития музыкальной фразы , ее внутренней логики
/ устремление мелодии к кульминационному звуку и ослабление звучности в конце
мелодии , как в разговорной речи 1. Следует постоянно воспитывать слуховой
контроль со стороны ученика добиваться качества исполнения . Надо научить
ребенка прислушаться не только к начальному моменту возникновения звука , но к
его последующему звучанию с постепенным угасанием .
В этом одно из условий певучей игры . Также
йеобходимо научить его прислушиваться к тому , как один звук плавно переходит в
другой , как бы « вливаясь». В любую минуту ученик должен уметь ответить на
вопрос : что он бы хотел услышать в данный момент и что у него получилось
Следует воспитывать слуховую и умственную активность и в домашней работе . В
полифоничесих произведениях роль интеллекта особенно важна . Главная
задача , возникающая перед учеником в полифоническом произведении, это
одновременное ведение различных голосов и их сочетание в единое целое . Голоса
различаются друг от друга по своему развитию / несовпадение кульминационных
звуков , динамики 1, в тембро- динамическом отношении . Полифоническое
произведение должно восприниматься как своеобразная партитура .
Значение отдельных голосов различно в произведениях
подголосочного, контрастного и имитационного видов полифонии. В основе
подголосочной полифонии лежит развитие главного голоса - ЗАПЕВА . Остальные
голоса возникают как ответвление и обладают большей или меньшей
самостоятельностью .Иногда они лишь повторяют с небольшими изменениями основную
мелодию , развиваются параллельно с ней . В других случаях подголоски более
развиты , сближаются с запевом лишь в общих контурах развития : в кульминации,
в кадансах. Подголоски усиливают общую распевность произведения .
Благодаря различию вариантов в
многоголосии возникают - то слияние в унисон , то расхождения их в различные
интервалы
Контрастная полифония основана на
развитии самостоятельных
линий. Здесь уже общность происхождения от одной мелодии не является
характерным признаком . Мелодическое начало переменно концентрируется в разных
голосах , поэтому на первый план выдвигается то один , то другой .
Имитационная полифония основана на
последовательном проведении в различных голосах либо одной и той же
мелодической линии-канон , либо одного мелодического отрывка [темы / - фуга . В
подобных произведениях все голоса равнозначны , но все же играют разную роль .
В фугах ведущая роль принадлежит обычно тому голосу , где
проводит ся тема .
В канонах - голосу , в котором содержится наиболее
индивидуализированная часть мелодии.
Полифонический репертуар для начинающих составляют легкие полифонические
обработки народных песен подголосочного склада, близкие , понятные детям по
своему содержанию . Педагог должен рассказывать детям, как исполнялись эти
песни в народе :запевал солист , а затем подхватывало несколько голосов . В
начале обучения ребенок знакомиться с двухголосными произведениями . Прежде всего
надо выучитьдартию каждого голоса , уметь его спеть и сыграть . Затем, играя с
педагогом в ансамбле обе партии, ребенок не только отчетливо ощущает
самостоятельную жизнь каждой из них , но и слышит всю пьесу в одновременном
сочетании обеих голосов . Последнее очень облегчает наиболее трудный этап
работы - переход партии в руки ученика . На первых произведениях это следует
делать после предварительного запоминания наизусть каждого голоса . Если ученик
сможет , то полезно один голос играть , а другой петь одновременно . Для того ,
чтобы ребенок лучше почувствовал атмосферу русской народной песни , можно спеть
с ним произведение на два голоса . Необходимо заострить внимание ребенка на
часто встречающемся в народных песнях приеме : на фоне длинной тянущейся ноты
другой голос проводит свою линию, Нужно , чтобы ученик прослушал образующиеся в
результате игры созвучия . Лучшему вниманию в произведении
помогают образные характеристики . Так , при прохождении пьесы К. Сорокина
«Пастухи играют на свирели » можно представить , что играет на свирели взрослый
пастух и ему подыгрывает подпасок . Произведения подголосочного плана обычно
легко воспринимаются и воспроизводятся детьми , так как сфера мелодии наиболее
доступна их пониманию .
Примеры произведений подголосочной полифонии хорошо
представлены в сборнике полифонических пьес под редакцией Е. Ляховицкой и Б.
Вольмана и в сборнике полифонических пьес под редакцией Берковича , основанных
на украинских народных песнях.
С другим сочетанием отдельных
голосов ученики знакомятся на примерах контрастной полифонии С такими
произведениями они встречаются в старинных произведениях преимущественно
танцевального жанра . В большинстве из них верхний голос ведет основную мелодию
, а нижний - самостоятельную линию голосов : он уступает по выразительности
мелодии , но ведет свою выразительную линию. Особенно часто в педагогической
практике встречаются - менуэты , бурре и полонезы . Лучшие из них передают
различные настроения : грациозность, жизнерадостность , задумчивость , мягкость
... Педагог должен образно и применительно к детскому восприятию рассказать о
танце . Так музыка менуэта отражает в мелодии плавность и важность поклонов ,
низких и церемонных приседаний и реверансов .
В произведениях старинных авторов
перед учеником возникает новая трудность , поскольку все клавирные произведения
написаны совсем не для фортепиано, Они написаны , для инструментов , которые
носили ХУШ в. Обобщенное название клавира . В то время было три основных
клавишных инструмента: клавесин , клавикорд и орган .
Клавикорд
- это небольшой музыкальный инструмент с соответствующим его размерам и тихим
звучанием . Ему не свойственны яркие оттенки и звуковые контрасты ) а наоборот
, отличает тонкая и задушевная звучность . При нажиме на клавишу клавикорда
приводилась в звучание одна струна .
Клавесин обладает звуком с более звучным и блестящим тембром .
При
нажатии на клавишу клавесина по желанию исполнителя приводилось в звучание от
одной до четырех струн , так как клавесин располагает четырьмя регистрами .
Специальный лютневый регистр с помощью передвижения специального рычажка струны
того или иного регистра приглушал звук , делая его более тонким и отрывистым
. Таким образом , звучание регистра уподоблялось звучанию лютни . Использование
смены клавиатур и регистров давало возможность придавать различную окраску
разным разделам произведения , передавать тембровое своеобразие двух голосов .А
вот в мелодии смена регистров и клавиатур не применялась при гибкости и
выразительности. Гибкость мелодии передавалась через ритм и артикуляцию . В
клавирных произведениях следует передавать звонко атакированный звук клавесина
[на клавесине звук извлекается твердым клинышком , щипком / .Фортепиано - более
совершенный инструмент он обладает чуткой и подвижной динамикой , большим диапазоном
звука. При исполнении произведений старинных авторов надо использовать богатые
динамические средства фортепиано . Но в то время стиль старинных авторов нужно
чувствовать и представлять себе , Очень полезно дать ученику послушать запись
какого - либо произведения на клавесине . Если клавесинист перед игрой
устанавливал нужный регистр и уже гарантировал качество звука , то пианист
должен представить в воображении необходимый ему звук , различные краски ,
найти определенную инструментовку . Следует обратить внимание ученика на то ,
что отдельные разделы произведения будут отличаться друг от друга и по звуку .
Танцевальные миниатюры - это наиболее легкйе пьесы подобного плана , В них
, как правило ,каждый из голосов сохраняет свою функцию в течении всей пьесы .
Подобные произведения являются ценным материалом для обучения инструментовке .
Следует добиваться контрастного динамического воплощения и различного тембра
для каждого голоса . Ученик должен представлять звучание двух различных
инструментов , а в каждом голосе необходимо передавать гибкие , выразительные
мелодические оттенки . Мелодические оттенки более детальны , они соответствуют
всем поворотам мелодии и о них надо обязательно поговорить на уроке . В
танцевальных миниатюрах мелодия обычно проходит в правой руке . Еще одна
трудность , возникающая у ученика при изучении произведений контрастной
полифонии - это различные штрихи в каждом из голосов .
Артикуляция
имеет большое значение в клавирных произведениях, что , объясняется свойствами
клавесина и отражается в стиле старинных авторов . Искусство артикулирования
клавирных произведений требует развития , как связной ,так и расчлененной игры
, отработки этих приемов , их противопоставления . Изучать артикуляцию лучше
всего начать с небольших двухголосных произведений контрастной полифонии . При
этом нужно заострить внимание ученика на том , чтобы расчлененный штрих брался
не просто механически , а при активном участии слуха .
В
педагогической литературе очень много примеров контрастной полифонии . Это
пьесы Генделя , Г.Телемана , Сен - Люка , Л.Моцарта и других . С шедеврами
этого типа ученик познакомиться в нотной тетради Анны Магдалены Бах . Легкие
полифонические пьесы из этого сборника - ценнейший материал , который активно
развивает мышление ученика , его звуковую палитру , воспитывает чувство формы .
Эти небольшие танцевальные пьесы
отличаются богатством мелодии и ритма, многообразием настроения.
Главное место в сборнике отводится менуэтам . Рассмотрим несколько пьес из
нотной тетради А. М. Бах . Например , Менуэт ре минор N236. (пример- 1)
Музыка этого менуэта очень мелодична , распевна ,
задумчива . В начале нужно выразительно исполнить менуэт ученику , чтобы он
почувствовал певучесть и мягкость музыки , спокойное и ровное движение .
Определить настроение пьесы , следует обговорить с учеником мелодию каждого
голоса , предложить ему представить каким инструментом можно было бы исполнить
каждый голос . Кантилена верхнего голоса явно подсказывает скрипку , а
нижнеговиолончель .В мелодии правой руки хорошо ощущается вопросоответная
интонация .Можно поиграть эту мелодию попеременно : ученик вопрос , педагог
ответ , и наоборот. Говоря о фразах , надо обратить внимание ученика на
передачу мелодией своеобразных приседаний , поклонов . В начале изучения пьесы
необходимо аккуратно и внимательно выучить ее каждой рукой отдельно . В начале
может быть следует ограничиться только первой частью . О Началась в миноре , а
заканчивается в параллельном мажоре, в течении всей части пьесы сохраняется
спокойное и плавное движение .
Вторая часть возвращает музыку из
мажора в минор , отличается динамической напряженностью , волевым размахом .
Здесь находится главная кульминация всей пьесы. Чтобы пьеса получилась
действительно полифонической , ученик в первую очередь должен понять развитие и
внутреннюю жизнь отдельных голосов , их внутреннюю самостоятельность . Голоса
отличаются по характеру звучания - инструментовки , не совпадает фразировка ,
штрихи / верхний голос ведет легато за исключением четвертных нот , а нижний
легато / ; не совпадают кульминации отдельных голосов / например , в левой руке
в 5- 6 тактах , в левой в- 7т./ , голоса контрастируют по ритму /под-ный в
правой и спокойный размеренный в левой /.
Говоря с учеником о динамике , развитии фраз , не следует забывать о
самостоятельности каждого голоса . Чтобы не происходило внутри пьесы , каждый
голос должен сохранять свою инструментовку . Так , если слишком громко начать
вторую часть менуэта , потеряется тембр скрипки . Чувство меры ко всем
динамическим изменениям характерно в любом произведении И. С. Баха.
Работая над каждым из голосов не
надо забывать о целостности восприятия произведения . Ученик должен ежедневно
прослушивать пьесу целиком - в ансамблевой игре с педагогом .
Параллельно с выше указанным менуэтом
полезно изучить еще один пример менуэта , но уже другого характера. Например
менуэт - соль мажор (пример - NQ 2)
Правая
рука здесь все время исполняет мелодию , а левая сопровождающий бас. Различие
ролей двух голосов менуэта определяет и различие их инструментовки . Можно
представить в правой руке легкое звучание флейты , а в левой звучание
виолончели . В мелодии правой руки восьмушки исполняются легато , а четверти -
нон легато , а в левой руке почти все нотки будут исполняться нон легато . В
этом выражается особенность метро - ритмической структуры в произведении И. С.
Баха.
Для выразительного исполнения мелодии следует прежде
всего вслушаться в вопросо - ответные соотношения четырех тактов . Для того ,
чтобы это прозвучало более убедительно , можно придать первому четырех такту
звучность более твердую , а второму - более легкую . Можно попробовать и
противоположный порядок . Подобный способ может быть применен во всех случаях,
когда выразительность мелодии связана с двух тактовым или четырех тактовым построением
.
Остановимся на пьесе другом жанра -
Полонезе Ng 19 - соль минор (пример N2 З)
В нем ярко передан торжественный церемониальный танец
шествие , открывающий бал . Если говорить об инструментовки , то здесь , как бы
участвуют два оркестра - струнный , исполняющий два первых мотива и духовой ,
йсполняющий четвертные ноты более глубоко и веско . Разные редакции по разному
трактуют фразировку
этих мотивов . В большинстве редакции/ например , Л.И. Ройзмана / первые мотивы
трактуют слитно . Более удачная редакция И.А. Браудо предлагает играть все
звуки этих мотивов нон легато , одинаково ровно и динамически значительно , а
заключающие их восьмушки не только не укорачивать , но и сделать их тенуто .
Такое исполнение более соответствует торжественному характеру пьесы . Следует
внимательно проанализировать мотивное строение мелодии. Здесь ученик встретится
с особенностями мелодического языка . И.С. Баха - его мотивы начинаются со
слабой доли и заканчиваются на сильной . Для того , чтобы почувствовать каждый
мотив , полезно пропеть его , а затем играть особенно трудно для ученика в этом
Полонезе те такты , где каждый голос ведет развитую самостоятельную линию /
тт.4,8 и т.д. / В них полезно поиграть партию правой руки двумя руками .
Третий вид полифонии, с которой встречается ребенок в
младших классах музыкальной школы , это полифония имитационного типа .
Имитация
есть проведение той же мелодии в другом голосе . Полифонических произведений
имитационного типа для первого класса написано немного , но советские композиторы
дали полезный инструктивный материал , подготавливающий начинающих к исполнению
имитационной полифонии . Например , многие пьесы из « Фортепианной азбуки » Е.
Ф. Гнесиной /N2 26, 37, 39/, пьесы Гондельвейзера .
Уже
здесь ученик встретится с поочередным вступлением голосов, разновременным
снятием руки по окончанию мотива , протяжными звуками в конце мотива . Они
развивают в ученике умение слушать одновременно два голоса , выполнять двумя
руками различные движения .
Важно , чтобы это трудное для малыша понятие - имитация было
раскрыто на примерах и явлениях , которые доступны и близки ему . Так , в
пьесах типа « На зеленом лугу » повторяющийся октавой выше первоначальный напев
может образно пояснить имитацию на знакомом и интересном для детей понятии -
эхо . Аналогичные случаи встречаются и в других пьесах - « Дровосек » ,
«То не ветер
ветку клонит» сборника под редакцией Баренбойма .
( пример Ng5)
Работать над такими
произведениями лучше начинать с приема ансамблевой игры :один голос играет
педагог , другой - ученик На каждом уроке совершенно обязательно добиваться
контрастного динамического воплощения и различного тембра для каждого голоса
отдельно
Можно верхний голос исполнять - форте , а нижний - пиано .
Вслед за освоением простой имитации начинается
работа над пьесами канонического склада , построенными на стреттной имитации
вступающей до окончания имитируемой мелодии. В таком случае имитируется уже не
одна фраза , а все фразы до конца пьесы .Например русская народная песня в
канонической обработке «Уж ты, Ванька улыбнись » из сборника полифонических
пьес под редакцией Ляховицкой (пример N26)
Интересный способ работы над
такими произведениями предлагает Калинина . В начале пьеса переписывается и
учится в простой имитации . Под первым мотивом песни в нижнем голосе
проставляются паузы , а при имиТации его в басу паузы выписываются в сопрано .
Также следует поступить и с остальными мотивами . В таком облегченном варианте
пьеса играется два-три урока . На следующем этапе «переложение »несколько
усложняется , мотивы переписываются в стретной имитации , а в такте третьем в
сопрано обозначаются паузы .Таким же образом поступают и с остальными мотивами
. И наконец , на последнем этапе весь нотный текст играется так , как он написан
автором . На всех этапах следует применять ансамблевый метод игры и только
после того , как ученик овладеет каждым голосом , можно дать оба голоса в руки
ученика .
С различными вариантами имитаций ученик встретится в небольших
легких пьесах - фугеттах . Здесь ведущая роль принадлежит тому голосу , где
проходит тема . Таким примером может служить : фугетта Павлюченко , фугетта
Ж.Армана и др. Имитационную полифонию использовал И. С. Бах и в маленьких
прелюдиях . При изучении имитационной полифонии часто возникает вопрос : нужно
ли выделять интонируемые мотивы более сильным звуком . Сам этот вопрос не
совсем правильный . Выделение темы путем динамики , точнее усилением на ней
звука, не является единственным способом сделать ясным ее проведение.
Можно подчеркнуть какой - либо
голос просто отличной от соседних голосов звучностью , хотя бы и менее громкой
. Часто этот способ применяется к басовому голосу , который воспринимается
очень ярко при сопоставлении с верхними голосами .
Мелодия каждого голоса должна обладать единством ,
развиваться внутри инструментальной краски . Если же будет проводиться
постоянное маркирование интонаций по двум голосам , то нарушится само единство
голоса , ослабнет различие двух голосов .
Рассмотрим небольшой пример -
применения интонационной ПОЛИФОНИИ в маленькой прелюдии До мажор И.С. Баха :
(пример N27).
Здесь ученик встретится с
имитацией . В начале определяется характер прелюдии ее « инструментовка » . В
верхнем голосе можно представить торжественные звуки трубы , в нижнем виолончель
Сначала ученик должен усвоить особенности развития тематического материала .
Полезно поиграть тему с цезурами между мотивами . В этой прелюдии ученик
познакомится со своеобразием баховской динамики общее динамическое нарастание в
теме происходит по мотивам звучность прибавляется с первого же звука мотива ,
но внутри его он остается неизменным Зачем ученик должен разобраться в
противосложении - это мелодия , сопровождающая имитацию темы в басовом голосе В
данный мелодии противосложение складывается из двух ямбических мотивов . В
произведениях И.С. Баха они исполняются расчлененно и решительно . В данной
прелюдии противосложение близко по характеру теме и развивает ее . Поэтому ,
для того , чтобы не нарушалась инструментовка и целостное течение верхнего
голоса , имитацию темы подчеркивать не следует . Верхний голос спускается через
ряд мужественных затактовых мотивов .
В басовом регистре тему лучше
дать глуше и тише из-за тяжеловесности басового регистра , тогда по тембру подобна
звучанию виолончели .
Если верхний голос играет звонко и выразительно , а нижний
легко и тихо , имитация будет слышна ясней , чем при громком ее исполнении. С
подобным же случаем мы встретимся в маленьких прелюдиях - Ми минор и Фа мажор.
Но бывают такие обстоятельства ,
когда маркирование имитации целесообразно. Это бывает в том случае , когда в
произведении происходит постоянное чередование мотивов , переброска их из
одного голоса в другой . В таких случаях перекличка голосов передает основной
образ произведения обычно игровой юмористический . Например , прелюдия Ми мажор или
инвенция Си мажор И.С. Баха А вот в полнозвучных многоголосных произведениях ,
где уже нельзя рассчитывать на выдержанную инструментовку отдельных голосов
тоже будет целесообразно маркирование имитаций .
С педагогической целью были написаны И.С. Бахом и ИНВЕНЦИИ
.
На титульном листе автографа он изложил свои
требования научиться одновременно выразительно исполнять несколько
самостоятельных голосов , а также «добиться певучей манеры игры при этом
обрести вкус к композиции » .
Рассмотрим для примера двухголосную инвенцию Фа
минор . По своему образному содержанию она неоднозначна в пьесе преобладает
скорбно -печальное , возвышенное настроение , но есть и черты драматические .
Минорный лад [Фа минор / и
неторопливое движение напоминает нам старинный 3-х дольный танец сарабанду из
Партии И.С. Баха До минор ( пример NQ8 ) .
Скорбно печальное настроение теме
придают плавно ниспадающие мелодические обороты (пример N29 ) , а также
хореический [женский [мотив , проходящий в верхнем голосе . (примерт N210) .
Ямбические мотивы в тоже время вносят
элемент решительности , мужественности : ( пример NQ11
По мотивам, как по ступенькам происходит динамическое
нарастание, звучность прибавляется с первого же звука , а внутри него остается
неизменная напряженность .
Форма инвенции - двухчастная. В
экспозиции тема проводится в разных регистрах . Нарастающие скачки перед
кульминацией и модуляции в тональность До минор , придают ей напряженность .
Во второй части инвенции До минорное
проведение темы с последующей интермедией продолжают развитие драматических
черт темы . Большое количество восходящих скачков , а также «фанфарные обороты
» /тт 22,24 / , говорят об активном развитии основного образа темы .
Одной из основных исполнительских
задач при работе над инвенцией является выразительное «произнесение» темы и
противосложений .
В данной инвенции этому помогает контрастность
артикуляционных средств : шестнадцатые легато восьмые - нон легато . Ниспадающие
обороты протяжным , но расчлененным штрихом нон легато [правило «восьмушки
Ямбические мотивы важно исполнять ритмически выразительно ,
подчеркивая опорные синкопированные звуки штрихом тенуто .
Удобная,позиционная
соответствующая строению мелодии аппликатура также способствует выразительному
произнесению темы .
Работая с учеником полезно подчеркнуть
важность тембровых окрасок и сравнить их с тембром скрипки , виолончели ...
В процессе развития и становления формы
инвенции регистров динамическая окраска голосов меняется .
Так , в первом разделе /
экспозиционном/ - ступенчатое развитие динамики [по принципу смены регистров на
органе/, где кульминационная вершина приходится на конец раздела /т.14/ которая
завершается кадансом с модуляцией в До МИНОР /Т. 16/.
Второй раздел инвенции имеет иной динамический план :
В репризном проведении 29 такт тема звучит противосложение
- mf , что придает кульминации приподнятый характер , подчеркиваемый педальной
окраской заключительного каданса .
Удобная,позиционная соответствующая
строению мелодии аппликатура также способствует выразительному произнесению
темы .
Работая с учеником полезно подчеркнуть
важность тембровых окрасок и сравнить их с тембром скрипки , виолончели ...
В процессе развития и становления формы
инвенции регистров динамическая окраска голосов меняется .
Так , в первом разделе /
экспозиционном/ - ступенчатое развитие динамики [по принципу смены регистров на
органе/, где кульминационная вершина приходится на конец раздела /т.14/ которая
завершается кадансом с модуляцией в До МИНОР /Т. 16/.
Второй раздел инвенции имеет иной динамический план :
В репризном проведении 29 такт тема звучит противосложение - mf
, что придает кульминации приподнятый характер , подчеркиваемый педальной
окраской заключительного каданса .
Особенно нужно остановиться на мелизмах.
Поскольку они являются частью мелодии, то их исполняют осмысленно и певуче.
И.С. Бах рекомендовал исполнять свои мелизмы за счет длительности основного
звука•. Исполняя ритмически определенно группетто и трели в данной инвенции мы
добьемся утвердительного характера Обеих каденций завершенности построений.
Мы разобрали изучение (в младших классах
музыкальной школы) различных видов полифонии. Попробуем вывести те общие
принципы работы , которые будут употребляться при изучении всех видов
полифонии.
Прежде чем задать ученику любое
полифоническое произведение , педагог должен сыграть его и раскрыть содержание
. Полифония обязательно предполагает наличие нескольких голосов Каждый из
голосов будет обладать свойственной ему инструментовкой внутренним развитием . Прежде
всего ученик должен научиться вести мелодическую линию каждого голоса с необходимым
звучанием , развитием , выразительной фразировкой . В младших классах очень
важен прием ансамблевой игры при котором исполняя самостоятельно лишь
один голос , ученик слышит реальное звучание двух или трех голосов . Очень
полезно один голос петь а другой играть . После тщательного изучения учеником
каждого голоса , можно перейти к исполнению двух голосов. / В трехголосном
произведении попарно /.
Играя два голоса , он должен сначала
сосредотачивать внимание на одном из них , например , играя два голоса - один
исполнять форте , выразительно , а нижний пианиссимо и ровно , а затем наоборот
, причем громкое Исполнение голоса надо сохранять дольше так как при переходе
громкой звучности в нижний регистр - верхний все равно будет слышен за счет
регистра и того , что он уже хорошо знаком . Полезно исполнение всех голосов на
пиано , прозрачно так, как при этом обостряется слуховая активность .
В большинстве случаев основная
музыкальная мысль , из развития которой складывается произведение , дается в
самом начале его , поэтому целесообразно уделить особо тщательное внимание
изучению этой основной мысли , и не следует идти дальше , пока ученик не
овладеет ею.
В полифонии очень важно умение слышать не только
«горизонталь но и «вертикаль». Для воспитания полифонического слуха можно
поиграть произведения , как бы с ферматами , заостряя внимание именно на-
вертикали .
Работать над полифоническим
произведением лучше в медленном темпе , так как именно в нем у ученика
возникает самое главное понимание содержания произведения и слуховой контроль
за своим исполнением . Следует добиваться , чтобы ученик , усвоив произведение
в медленном темпе не переходил бы сразу к быстрому , а провел бы работу через
все- средние темпы , сохранив в каждом из них осмысленность и естественность ,
которые были в медленном темпе .
Обычно
ученики мало разбираются в формах полифонических произведений . На этом , как и
на - тонально - гармоническом плане , педагогу надо постоянно делать акцент ,
так как трудно передать содержание пьесы , йе имея представления о том , в
какую они выливаются форму , как развиваются гармонически . Эти понятия следует
обязательно разъяснить ученику в младших классах музыкальной школы .
Затем , в средних и старших
классах , ученик часто встречается со следующей задачей : средний голос
многоголосного произведения играется преимущественно первыми пальцами и
передается из руки в руку .
Целесообразно уже в первых классах дать
ученику несколько упражнений подготавливающих его к выразительному исполнению
среднего голоса .
Следует заранее подготовить его и к другой трудности , которая
часто встречается в произведениях старых авторов , в том числе И. С. Баха Речь
идет о специфической особенности аппликатуры - 1718в.в. - исполнение -
гаммообразных последовательностей ,без применения первого пальца Например восходящая
последовательность в правой руке может исполняться З, 4 пальцами , а нисходящая
З, 2
Среди новых трудностей для учащихся
встречается так называемая - « скрытая полифония»/ скрытое многоголосие /.
Такое явление возникает только в той мелодии, где есть
скачки . Звук, оставляемый скачком , продолжает звучать в нашем сознании до
того момента , пока в мелодии не появится соседний с ним звук , в который он и
разрешается .
Лучше всего эту полифоническую
трудность показать на движении скрытого гармонического голоса , образующего
диссонансы и их разрешения.
Со скрытой полифонией ученик встретится , например в
прелюдиях И.С. Баха NQ1 -До мажор , N22 из второй части -до минор , N28 -фа
мажор. Постепенно сложность полифонических произведений будет увеличиваться,
ученик перейдет к изучению трехголосных произведений. При изучении
трехголосного произведения можно использовать следующие приемы работы . 1-
играя , попеременно выделять -верхний голос , средний и нижний;
2- один или два голоса играются педагогом , остальные
учеником ;
З- голоса исполняются попарно ;
4- все произведение играется в 4 руки на одном или двух
роялях , причем нижний или верхний голос - удваивается октавно ;
5 -если в одной руке производится попеременно два голоса
,то поучить их Двумя руками .
Наиболее популярным среди композиторов
- полифонистов изучаемым в музыкальной школе является И.С. Бах .
Поэтому надо более подробно остановиться на особенностях его музыкального языка
. Учебные произведения Баха вдохновлены глубокой целью воспитать в ученике
музыканта .
В подлинниках произведений И.С. Баха есть одна особенность - в
них полностью отсутствуют исполнительские указания , что связано вероятно с тем
, что большинство из них написано в педагогических целях , а педагогом был сам
автор . Из динамики И.С. Бах употреблял лишь три обозначения : форте, пиано и
очень редко - пианиссимо .
Никаких крещендо Диминуэндо акцентов У
него не встречалось.
Столь же ограниченно И.С. Бах применял и темповые
обозначения .
В небольших клавирных произведениях он
вообще не указывал темпов Лемпы проставлялись в основном по отношению к трем
частям инструментальных концертов . Совсем не применял И.С. Бах постепенных
изменений темпов внутри произведений . Мера использования артикуляционных
обозначений весьма различна. Клавирные произведения почти лишены артикуляции.
Так , из маленьких танцевальных пьес
Анны Магдалены Бах авторская лига содержится лишь в Менуэте - Фа мажор. Из
тридцати инвенций и симфоний лишь в симфонии - Ля минор содержится две лиги .
Существует ряд не только различных , но
и противоречащих друг другу -реДакций .
При первом же знакомстве с
произведениями И.С. Баха нужно объяснить ученику , что такое - авторский текст
и редакция Полезно сравнить несколько редакций . Ученик
должен научиться следить за мыслями редактора , который помогает ему понять авторский
текст ,
Мы в
педагогической практике имеем дело с редакциями .
Например
, нотная тетрадь А.М. Бах широко известна под редакцией Ройзмана . Это в целом
добротная редакция , но некоторые места вызывают сомнения .Чрезмерно длинные
лиги скрывают типичный для Баха диалог между мотивами . В кадансах Ройзман
использует принцип затухания мелодии. Такие ученые , как Бузони , Швейцер ,
Браудо приходят к выводу, что в каденциях Баха наоборот свойственен
динамический пафос , значительность . Но в целом редакция Ройзмана передает
точный авторский текст , верно отражает характер . Вместо темпа Ройзман , в
обычае той эпохи , словесно передает основной характер пьесы . В этой редакции
имеется расшифровка мелизмов .
Устаревшей , недоброкачественной
является редакция К. Черни . Интересно обратиться к редакциям Г. Геллера и Г.
фон. Дадельсена , воспроизводящие точный авторский текст / уртекст/. Серьезной
редакцией нотной тетради Анны Магдалены Бах является редакция Лукомского,
Венгерское издание под редакцией Б. Бартока , стилистически верно передает
фразировку , достаточно точно артикуляцию , но вот динамическая пестрота ,
бесчисленные крещендо и диминуэндо явнО выпадают из баховского стиля . В
полифонической тетради И. А. Браудо содержится восемь пьес из нотной тетради
Анны Магдалены Бах Это очень точная, стилистически верная редакция . Браудо
динамически обозначает цезуры .Перед пьесой стоит два темпа - для начала и
конца работы . Мелизмы выписаны в конце полифонической тетради .
Неумение различать авторский текст
служит источником ряда заблуждений : ученик не понимает особенностей баховского
текста [например , отсутствие крещендо и диминуэндо /, он не понимает отличие
баховского текста от текстов композиторов 19-го столетия, не приучен следить за
ходом мысли редактора .
Развитие способности вникать в авторский текст ,
самостоятельно его трактовать - сложная и довольно отдаленная задача , но это
та цель , которая должна оставаться главенствующей на всех ступенях работы
Природа клавирных сочинений И.С. Баха
такова , что без активного участия интеллекта исполнять их невозможно .
Овладение баховской полифонией требует
совершенного владения различными штрихами . Прежде всего он использует
противопоставление легато и нон легато этом выражается особенность
метроритмической структуры автора , для которой характерно исполнение смежных
ритмических категорий контрастными штрихами , И. А Браудо называет этот прием
«восьмушки » [мелкие длительности - легато , крупные - нон легато /.
Средствами артикуляции передается
различие секундового и терцового положения мелодий . Этот , так называемый
прием <<фанфары » . Различные артикуляционные приемы применяются к
произношению различных мотивов . Школьник должен различать мотивы ямбические ,
которые идут со слабого времени на сильное и часто называются затактами . Из-за
твердого окончания их называют «мужскими » . В музыке И.С. Баха такие мотивы
встречаются постоянно , так как соответствуют ее мужественному характеру . Как
правило 1- ямб в произведениях И. С. Баха произносится расчлененно : затактовый
звук стаккатируется или исполняется нон легато , а опорный исполняется тенуто ;
2-мотивы - хореические , вступающие на сильную долю и заканчивающиеся на слабую
, их называют « женскими ». Характерным произношением хорея будет связывание
опорного сильного времени со следующим за ним слабым .
Баховская мелодия четко разделяется на мотивы .
Особенность мелодического языка И.С. Баха заключается в том , что каждый мотив
заканчивается на сильной доле такта . Именно по мотивам , как по ступенькам ,
происходиТ Динамическое нарастание - звучность прибавляется с первого же звука
мотива , а внутри ее остается неизменным . Музыка И.С. Баха не терпит даже
намека на Динамическую пестроту или какую -то измельченность .
Динамические излишества и преувеличения выражают
эстетические вкусы более поздней эпохи. Динамика в произведениях И.С. Баха
должна быть направлена прежде всего на то , чтобы рельефнее оттенить
самостоятельность каждого голоса .
Отличительная особенность стиля каждой части И.С. Баха
состоит в том , что кульминации находятся в конце каждой части , вливаясь
непосредственно в каданс .Очень редко произведения И.С. Баха заканчиваются на
пиано . Для усиления кульминации или каданса Бах почти всегда сгущает и уплотняет
полифоническую ткань прибавлением дополнительных голосов , что надо понимать ,
как явное указание композитора увеличить звук .
Особо нужно остановиться на вопросах о мелизмах . Поскольку
мелизмы часть мелодии , то и исполнять их надо осмысленно и певуче . И.С. Бах
рекомендовал исполнять свои мелизмы за счет длительности основного звукам . Все
мелизмы начинаются с верхней вспомогательной ноты [кроме перечеркнутого
мордента и нескольких редких исключений 1. Вспомогательные звуки в мелизмах
исполняются на ступень диатонической гаммы , не считая тех случаев , когда знак
альтерации указан самим композитором . Стиль И.С. Баха отличает необычайно
точный , активный сосредоточенный ритм , обладающий огромной художественной
силой , Работать над ритмом нужно обязательно отдельно ,
В заключение хочется сказать , что благодаря своим
качествам полифония
занимает значительное место в репертуаре пианиста ,в том числе и начинающего .
На несложных примерах ученик еще в младших классах детской музыкальной школы
познает красоту и глубину полифонии, ее многообразие . И задача педагога
разъяснить и показать всю значимость изучения полифонических произведений ,
постараться , чтобы несмотря на трудности ребенок понял и полюбил
полифонию .
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Алексеев
А.Д. Работа над музыкальным произведением с учениками школы и училища Музгиз.
М. 1957 г.
2. Браудо
И. Об изучении клавирных сочинений Баха в музыкальной школе . «Музыка». Л.
1979г.
З. Калинина Н. Клавирная музыка Бахав фортепианном классе.
«Музыка» . Л. 1974г.
4. Фейгин М. Мелодия и
полифония в начальных классах ДМШ. Музгиз . м. 1957г.
5. Щапов А.П. Фортепианная
педагогика. Советская Россия М.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.