Главная / Химия / Рабочая программа по химии 9 класс

Рабочая программа по химии 9 класс

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №7 г.о. Коломна


СОГЛАСОВАНО

Руководитель ШМО

______________/ Горобец Е.К.

«25» августа 2014 г.

УТВЕРЖДЕНО

на педсовете «29» августа 2014 г.

Протокол №1

Директор школы МБОУ СОШ№7

/Краснова Е.В.

Рабочая программа по химии

9 класс

учитель: Духова Екатерина Алексеевна

количество часов 68 часов — 2 часа в неделю

учебник: О.С.Габриеляна Химия. 9 кл. учебник для общеобразовательных учереждений- М.: Дрофа, 2014.


Соответствует федеральному компоненту стандарта среднего общего образования. Разработана на основе авторской программы О.С. Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту Государственного стандарта среднего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации: Химия. Базовый уровень. 11 кл. О.С. Габриелян. - М.: Дрофа, 2014


2014



Пояснительная записка

Данная рабочая программа учебного предмета Химия 9 класс составлена на основе:

  • Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования

  • Рабочая программа учебного курса по химии для 9 класса разработана на основе ФГОС второго поколения, на базе программы основного среднего образования по химии и авторской программы О.С.Габриеляна Химия. 9 класс:М.: Дрофа, 2014.

Программа курса химии построена по концентрической концепции. Поэтому весь теоретический материал рассматривается в 7-8 классах. В содержании курса 9 класса вначале обобщённо раскрыты сведения о свойствах классов веществ, металлов и неметаллов, а затем подробно освещены свойства щелочных и щелочноземельных металлов, алюминия, железа, как представителя металлов побочных подгрупп, галогенов, халькогенов, неметаллов IV, V групп. Наряду с этим в курсе раскрываются также и свойства отдельных важных в народнохозяйственном отношении веществ, в данном курсе появляется возможность познакомить учащихся с химической технологией на примере производства серной кислоты и аммиака.

Значительное место в содержании курса отводится химическому эксперименту. Он открывает возможность формировать у учащихся специальные предметные умения работать с химическими веществами, выполнять простые химические опыты, учит школьников безопасному и экологически грамотному обращению с веществами.

Значительное место занимают качественные и расчётные задачи разных типов, что способствует развитию навыков в решении задач, позволяет качественно подготовить учащихся к аттестации в форме ГИА.
Цели изучения химии в 9 классе:

  1. освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;

  2. овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;

  3. развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;

  4. воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;

  5. применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.


Задачи:


1.Сформировать знание основных классов неорганических веществ;


2.Воспитывать общечеловеческую культуру;


3. Учить наблюдать, применять полученные знания на практике

Выпускник получит возможность научиться:

  1. определять роль различных веществ в природе и технике;

  2. объяснять роль веществ в их круговороте.

  3. рассмотрение химических процессов:

  4. приводить примеры химических процессов в природе;

  5. находить черты, свидетельствующие об общих признаках химических процессов и их различиях.

  6. объяснять значение веществ в жизни и хозяйстве человека.

  7. перечислять отличительные свойства химических веществ;

  8. различать основные химические процессы;

  9. определять основные классы неорганических веществ;

  10. понимать смысл химических терминов.

  11. овладение основами методов познания, характерных для естественных наук: характеризовать методы химической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании природы;

  12. проводить химические опыты и эксперименты и объяснять их результаты.

  13. умение оценивать поведение человека с точки зрения химической безопасности по отношению к человеку и природе:

  14. использовать знания химии при соблюдении правил использования бытовых химических препаратов; различать опасные и безопасные вещества.

На курс химии в 9 класса отведено: контрольных работ-3; практических работ-5.

Учебно-методическое обеспечение

  • Химия: 9 класс: контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 9 класс» / О.С. Габриелян– М. : Дрофа, 2013.

  • Габриелян О.С., Рунов Н.Н., Толкунов В.И. Химический эксперимент в школе. 8 класс. – М.: Дрофа

  • Контрен - Химия для всех (http://kontren.narod.ru). - информационно-образовательный сайт для тех, кто изучает химию, кто ее преподает, для всех кто интересуется химией.

  • CD «Неорганическая химия», издательство «Учитель»

  • CD «Школа Кирилла и Мефодия», издательство «Учитель»

  • Химия. Просвещение «Неорганическая химия»,. 8 класс. (2 часть)

  • .Химия (8-11 класс). Виртуальная лаборатория (учебное электронное издание)

Формы организации учебного контроля

В качестве форм контроля выступают: коллективные, индивидуальные, групповые, парные. Текущий контроль осуществляется про помощи учетов знаний, контрольных работ.

Критерии оценки устных, контрольных, самостоятельных и практических работ на уроках химии

Устный ответ

Оценка "5" ставится, если ученик: показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала;выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы;устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации;последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя;самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям. Оценка "4" ставится, если ученик:показывает знания всего изученного программного материала; даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя; умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины; не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.
Оценка "3" ставится, если ученик: усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно; показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки; допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий; отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки. Оценка "2" ставится, если ученик: не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;не делает выводов и обобщений;не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов; имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу; или при ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ

Оценка "5" ставится, если ученик выполнил работу без ошибок и недочетов; допустил не более одного недочета. Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета или не более двух недочетов. Оценка "3" ставится, если ученик:правильно выполнил не менее половины работы или допустил: не более двух грубых ошибок или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета; или не более двух-трех негрубых ошибок или одной негрубой ошибки и трех недочетов; или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов. Оценка "2" ставится, если ученик: допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3"; или если правильно выполнил менее половины работы.

Оценка выполнения практических работ, опытов по химии

Оценка "5" ставится, если ученик: правильно определил цель опыта; выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью; научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления и сделал выводы; проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы). эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием. Оценка "4" ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но: опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений или было допущено два-три недочета; или не более одной негрубой ошибки и одного недочета или эксперимент проведен не полностью; или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные Оценка "3" ставится, если ученик: правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы; или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов; опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, анализе погрешностей и т.д.); допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя. Оценка "2" ставится, если ученик: не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов; или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3"; допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.записка

Содержание программы

Тема 1. Повторение 8 класс (Растворы) (6 часов )

Оксиды, их химические свойства. Свойства кислот в свете ТЭД.Основания, их свойства в свете ТЭД. Соли, их свойства в свете ТЭД. Окислительно-восстановительные реакции. Метод ОВР баланса.

Тема 2. Металлы (19 часов )

Классификация и основы номенклатуры органических соединений. Изомерия в органической химии. Вывод формул органических веществ(решение задач).Положение металлов в периодической системе Д.И.Менделеева. Периодический закон и перио­дическая сис­тема химических элементов Д.И.Менделеева в свете учения о строении атома. Характеристика элемента по его положению в пе­риодической системе хи­миче­ских элементов Д.И.Менделеева. Химическое равновесие. Скорость химической реакции. Принцип Ле Шателье. Правило смешения равновесия. Расчетные задачи на скорость химической реакции.Положение ме­таллов в ПСХЭ, строение и физи­ческие свойства.Химические свойства метал­лов. Электрохи­мический ряд напряжений ме­таллов. Способы получения ме­таллов.Щелочнозе­мельные ме­таллы и их со­единения. Химические свойства Алюминий и Железо. Их соединения Практическая работа №1. Получение и свойства соединений металлов.

Тема 3. Неметаллы (20 часов )

Положение неме­таллов в ПСХЭ, строение и физи­ческие свойства. Водород и Кислород. Физические и химические свойства. Практическая работа №2. Получение водорода, кислорода и изучение их свойств. Галогены. Физические и химические свойства. Практическая работа №3. «Качественные реакции на Cl-, F-,Br- I- ».Сера и Азот. Соединения серы и азота. Серная кислота. Химические свойства.Азотная кислота. Химические свойства.Нитраты. Правило разложения нитратов.Аммиак. Соли аммония.Практическая работа №4. « Получение аммиака». Фосфор и Углерод. Соедине­ния фосфора и углерода. Практическая работа №5. « Получение углекислого газа». Кремний и его соединения.

Тема 4. Расчетные задачи ( 12 часов)

Задачи на вычисления по химическим уравнениям с использованием понятий «молярная масса» и «молярный объем». Задачи на вычисления с использованием понятия «массовая доля растворенного вещества». Задачи вычисления по химическим уравнениям на «избыток» и «недостаток». Задачи на определение выхода продукта реакции( в процентах) от теоретически возможного. Задачи на вычисления по химическим уравнениям с использованием понятий «примеси».

Тема 5. Обобщение знаний по химии за курс основной школы (9 часов)

Периодическая система Д.И.Менделеева и строение атома. Электроотрицательность степень окисления. Классификация химических реакций. Химическое равновесие. Диссоциация электролитов в водных растворах. Ионные уравнения. Окислительно-восстановительные реакции. Неорганические вещества, их номенклатура и классификация. Характерные химические свойства неорганических веществ.

Примерное календарно- тематическое планирование уроков 9 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов, из них 2 часа – резервное время)

п/п

Количество часов (ч.)

Название разделов: темы уроков

Дата урока

Контроль

Повторение

Примечание


Повторение 8 класс (Растворы) (6 часов )

1

1

Вводное повторение: «Химические реакции»

Оксиды, их химические свойства.





2

1

Свойства кислот в свете ТЭД.


учет знаний



3

1

Основания, их свойства в свете ТЭД. Соли, их свойства в свете ТЭД.


учет знаний

повторение хим св-в оксидов, кис-т


4

1

Окислительно-восстановительные реакции. Метод ОВР баланса


учет знаний



5

1

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Растворы»





6

1

Контрольная работа №1: «Растворы»






Металлы (19 часов )

7

1

Периодический закон и перио­дическая сис­тема химических элементов Д.И.Менделеева в свете учения о строении атома.





8,9

2

Характеристика элемента по его положению в пе­риодической системе хи­миче­ских элементов Д.И.Менделеева


учет знаний

повторение изм. св. в ПСХЭ


10

1

Химическое равновесие. Скорость химической реакции.





11

1

Принцип Ле Шателье. Правило смешения равновесия


учет знаний



12,13

2

Расчетные задачи на скорость химической реакции.


учет знаний

повторение пр-п Ле Шат.-е


14

1

Положение ме­таллов в ПСХЭ, строение и физи­ческие свойства.





15,16

2

Химические свойства метал­лов. Электрохи­мический ряд напряжений ме­таллов. Способы получения ме­таллов.


учет знаний



17,18

2

Щелочные ме­таллы и их со­единения. Химические свойства


учет знаний

повторение Мет.


19,2

2

Щелочнозе­мельные ме­таллы и их со­единения. Химические свойства


учет знаний



21

1

Алюминий и Железо. Их соединения





22

1

Практическая работа №1. Получение и свойства соединений металлов.





23,24

2

Повторительно-обобщающий урок по теме: « Металлы»





25

1

Контрольная работа №2: «Металлы»






Неметаллы (20 часов )

26

1

Положение неме­таллов в ПСХЭ, строение и физи­ческие свойства.



повторение Мет.


27

1

Водород и Кислород. Физические и химические свойства.





28

1

Практическая работа №2. Получение водорода, кислорода и изучение их свойств.





29

1

Галогены. Физические и химические свойства.





30

1

Практическая работа №3. «Качественные реакции на Cl-, F-,Br- I- »





31,32

2

Сера и Азот. Соединения серы и азота.


учет знаний



33,34

2

Серная кислота. Химические свойства.


учет знаний

повторение соед серы


35,36

2

Азотная кислота. Химические свойства.


учет знаний

повторение соед азота


37,38

2

Нитраты. Правило разложения нитратов.


учет знаний



39,4

2

Аммиак. Соли аммония.



повторение хим св-зи


41

1

Практическая работа №4. « Получение аммиака»





42

1

Фосфор и Углерод. Соедине­ния фосфора и углерода.





43

1

Практическая работа №5. « Получение углекислого газа»





44

1

Кремний и его соединения.





45,46

2

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Неметаллы»





47

1

Контрольная работа №3: «Неметаллы»






Расчетные задачи ( 12 часов)

48,49

2

Задачи на вычисления по химическим уравнениям с использованием понятий «молярная масса» и «молярный объем»


учет знаний

повторение понятия «моль»


50,51

2

Задачи на вычисления с использованием понятия «массовая доля растворенного вещества»


учет знаний

повторение понятия «раствор»


52,53

2

Задачи вычисления по химическим уравнениям на «избыток» и «недостаток»


учет знаний



54,55

2

Задачи на определение выхода продукта реакции( в процентах) от теоретически возможного


учет знаний



56,57

2

Задачи на вычисления по химическим уравнениям с использованием понятий «примеси»


учет знаний




Обобщение знаний по химии за курс основной школы (9 часов)

58

1

Периодическая система Д.И.Менделеева и строение атома





59

1

Электроотрицательность степень окисления.





60,61

2

Итоговое повторение: «Строение атома»

Классификация химических реакций. Химическое равновесие.


учет знаний



62

1

Итоговое повторение: «Металлы»

Диссоциация электролитов в водных растворах. Ионные уравнения.





63,64

2

Итоговое повторение: «Неметаллы»

Окислительно-восстановительные реакции.


учет знаний



65

1

Итоговое повторение: «Расчетные задачи»

Неорганические вещества, их номенклатура и классификация.





66

1

Характерные химические свойства неорганических веществ.

















Список использованной литературы:

  1. Габриелян.О.С. Химия. 9 класс: учебник- 2-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2014.

  2. Габриелян О.С. Изучаем химию в 9 кл.: дидактические материалы – М.: Блик плюс,2013.

  3. Химия: 9 класс: контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 9 класс» / О.С. Габриелян– М. : Дрофа, 2013.

  4. Габриелян О.С., Рунов Н.Н., Толкунов В.И. Химический эксперимент в школе. 8 класс. – М.: Дрофа

  5. Алхимик (http://www.alhimik.ru/) - один из лучших сайтов русскоязычного химического Интернета ориентированный на учителя и ученика, преподавателя и студента.

  6. Контрен - Химия для всех (http://kontren.narod.ru). - информационно-образовательный сайт для тех, кто изучает химию, кто ее преподает, для всех кто интересуется химией.

  7. CD «Неорганическая химия», издательство «Учитель»

  8. CD «Школа Кирилла и Мефодия», издательство «Учитель»

  9. Химия. Просвещение «Неорганическая химия»,. 8 класс. (2 часть)

  10. .Химия (8-11 класс). Виртуальная лаборатория (учебное электронное издание)







Рабочая программа по химии 9 класс
  • Химия
Описание:

Программа

 

Учебник

Методический материал

Дидактический материал

О.С. Габриеляна, Химия.7-11 кл. О.С. Габриелян. - М.: Дрофа, 2014

О.С.Габриеляна Химия. Базовый уровень. 11 кл. учебник для общеобразовательных учереждений- М.: Дрофа, 2014.

Химия. 10 класс. Базовый уровень:/ О.С. Габриелян. - 6-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2010.

О.С.Габриеляна Химия. 9 кл. учебник для общеобразовательных учереждений- М.: Дрофа, 2014.

Химия. 8 класс: О.С. Габриелян. - 3-е изд., перераб. - М.: Дрофа, 2014.

Химия. Вводный курс. 7 класс: учебник / О.С. Габриелян. И.С. Остроумов. - М.: Дрофа, 2014

Химия: 8-11 класс: контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 8-11 класс» / О.С. Габриелян– М. : Дрофа, 2013.

Габриелян О.С., Рунов Н.Н., Толкунов В.И. Химический эксперимент в школе. 8 класс. – М.: Дрофа

CD «Неорганическая химия», издательство «Учитель»

CD «Школа Кирилла и Мефодия», издательство «Учитель»

Химия. Просвещение «Неорганическая химия»,. 8 класс. (2 часть)

.Химия (8-11 класс). Виртуальная лаборатория (учебное электронное издание) 2012..

Тесты по химии: 11-й кл.: к учебнику О.С.Габриеляна и др. «Химия.11» / М.А.Рябов, Е.Ю.Невская, Р.В.Линко – М.:Экзамен, 2006. – 159с.

Тесты по химии. 10-11 кл.: учебно-метод.пособие / Р.П.Суровцева, Л.С.Гузей, Н.И.Останний.- М.: Дрофа, 2005.-122 с.

Химия. 11 класс. Карточки заданий. – Саратов: Лицей, 2008. – 112 с.

 

Химия: 8 класс: контрольные и проверочные работы к учебнику О.С.

Дидактические игры при обучении химии.: метод. пособие / Г.И.Штремплер, Г.А.Пичугина, – М.: Дрофа, 2 013

 

Габриелян О.С. Изучаем химию в 9 кл.: дидактические материалы – М.: Блик плюс,2013.

Химия: 9 класс: контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 9 класс» / О.С. Габриелян– М. : Дрофа, 2013.

Автор Духова Екатерина Алексеевна
Дата добавления 02.01.2015
Раздел Химия
Подраздел
Просмотров 1694
Номер материала 21095
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓