|
Требования к уровню достижений
|
Контрольно-оценочная
деятельность
|
Домашнее
задание
|
Средства обучения
|
№урока
дата
план, факт
|
Тема, тип урока,
форма проведения
|
Элемент содержания
|
иметь представление
|
знать
|
уметь/иметь опыт,
применять на практике
|
вид
|
форма
|
|
практические работы
|
Интернет-
ресурсы, средства
мультимедиа
|
|
Введение (1час)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.
|
Что и с какой целью
изучают в курсе «география России»
|
Определение
структуры и особенностей курса. Определение роли географической науки в
решении практических задач страны
|
о методах получения,
обработки, передачи и представления географической информации
|
источники
географической информации и методы исследований
|
|
текущий
|
работа с картой,
географическими справочниками
|
стр 3, записи
|
|
http://www.rgo.ru/index.php
презентация к уроку
|
|
Раздел 1
Особенности
географического положения и формирование государственной территории России
(13 часов)
Тема 1.
Географическое положение России (9часов)
|
|
о видах
географического положения (природно-географическое, математико-географическое,
экономико-географическое и транспортно-географическое, геополитическое,
этнокультурное, эколого-географическое, историко-географическое) и уровни
(макро-, мезо- и микро-); специфику географического положения России: место
России по площади территории страны среди стран мира;
|
|
находить в разных источниках и анализировать
информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для самостоятельного поиска географической информации об
изменениях географического положения России и оценке их последствий; для
чтения карт различного содержания; для определения поясного времени в разных
точках
|
|
|
|
|
|
2.
|
Географическое
положение и его виды. Урок изучения нового материала. Беседа
|
Особенности и виды
географического положения
|
|
основные понятия
темы: «географическое положение»,
|
показывать по карте:
крайние точки России; пограничные государства,
определять по карте:
координаты крайних точек России; протяженность России с севера на юг и с
запада на восток;
|
текущий
|
работа с
иллюстративным материалом учебника рис2, с7; рис3, с8
|
§ 1, стр8 №4 задание
|
1.Характеристика
ГП России
|
География 8класс.
Россия. Природа России и население. Медиаучебник.
|
3.
|
Размеры территории и
природно-географическое положение России. Урок изучения нового материала.
Дискуссия
|
Отрицательные и
положитель-
ные аспекты ГП и
значительных
размеров территории
России, их влияние на природу, хозяйство и жизнь населения
|
|
виды (сухопутные,
морские) и типы (исторические, природные, экономические, геополитические)
государственных границ РФ, их особенности и значение для осуществления связей
с другими странами;
|
сравнивать
географическое положение России и других стран (например, Канады, США);называть
основных внешнеэкономических партнеров России; объяснять влияние
географического положения России на особенности формирования и развития
страны; приводить примеры событий (явлений), влияющих на изменения разных
видов географического положения России;
|
текущий
|
работа с картами
атласа, с контурными картами
|
§ 2, стр 12 №4
задание
|
2. Сравнение ГП
России и других стран
|
|
4.
|
Экономико-географическое
и транспортно-географическое положение России. Урок изучения нового
материала. Практикум
|
Особенности ЭГП и
ТГП России
|
|
|
называть и
показывать на карте соседей России 2-го. 3-го порядка; сухопутные и морские
границы России; крупнейшие морские порты России; субъекты РФ; характеризовать
с помощью карты (физической, политической и др.) разные виды географического
положения России (природно-географическое, экономико-географическое и
транспортно-географическое, геополитическое, этнокультурное,
эколого-географическое);
|
текущий
|
работа с
политической картой, с иллюстративными и статистическими материалами учебника
рис 9, с14; рис10, с.15
|
§ 3
|
|
|
5.
|
Геополитическое,
этнокультурное и эколого-географичекое положение России. Урок изучения нового
материала. Практикум
|
Геополитическое,
этнокультурное и эколого-географичекое положение России. Отрицательные и
положитель-
ные аспекты ГП и
значительных
размеров территории
России, их влияние на природу, хозяйство и жизнь населения
|
|
|
|
текущий
|
работа в контурной
картой, с текстом и иллюстративным материалом учебника рис.19, с24; рис20,
с.25
|
§ 4, сообщение о
терри-ториальных претензиях к России
|
|
|
6.
|
Государственная
территория России. Типы российских границ. Урок изучения нового материала.
Беседа
|
Государственная
территория РФ ( суша, внутренние и территориальные воды, воздушное
пространство и недра; континентальный шельф и экономическая зона).
Территориальные пространства России как важнейший стратегический ресурс страны.
Виды государственных границ России
|
|
«государственная
территория РФ»,
|
|
текущий
|
работа с
политической картой
|
§ 5, стр 33 №1
|
|
|
7.
|
Сухопутные и морские
границы России. Урок изучения нового материала. Практикум
|
Особенности
сухопутных и морских границ
|
|
общую протяженность
государственной границы России, соотношение сухопутных границ к морским;
|
|
итоговый
|
работа с контурными
картами и атласом, тест
|
§ 6, стр 38 №1
|
|
http://terrus.ru
|
8.
|
Различия во времени
на территории России. Урок изучения нового материала.
Практикум
|
Россия на карте
часовых поясов. Местное, поясное, декретное, летнее время, их роль в
хозяйстве и жизни людей
|
|
«местное» и «поясное» время; определять поясное время
в разных субъектах РФ;
|
использовать приобретенные знания и умения в
практической деятельности и повседневной жизни для определения поясного
времени в разных точках России.
|
текущий
|
работа с картой
часовых поясов
|
§ 7, стр 41 №5
|
3. Определение поясного
времени для разных городов России
|
|
9.
|
Государственное
устройство и территориальное деление Российской Федерации. Урок изучения
нового материала.
Практикум
|
Федеративное
устройство страны. Субъекты федерации, их равноправие и разнообразие. Федеральные
округа
|
|
специфику
административно-территориального устройства Российской Федерации
|
|
текущий
|
работа с
политико-административной картой
|
§ 8, учить субъекты
федерации; вопросы стр. 44-45.
|
|
Политико-административная
карта России ( интерактивная карта)
http://www.terrus.ru/
http://ru. wikipedia.org/wiki
|
10.
|
Повторение и
обобщение темы «Географическое положение России»
|
|
|
|
|
итоговый
|
тест, зачет по карте
|
стр. 44 №4
|
|
|
|
Тема 2. История
освоения и изучения территории России (5часов)
|
|
|
имена отечественных землепроходцев и
первооткрывателей и результаты их выдающихся географических открытий и
путешествий; основные этапы освоения территории страны, направления
колонизации территории страны в разные исторические периоды; территориальные
изменения, происходившие в России в разные исторические периоды; влияние
истории заселения страны на различия в хозяйственном освоении разных
территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными
условиями, ресурсами и уровнем хозяйственного освоения территории;
|
показывать по карте: направления колонизации
территории страны в разные исторические периоды; города, порты, транспортные
пути, отражающие процесс хозяйственного освоения территории страны в разные
исторические периоды; характеризовать с помощью карт и дополнительных
источников географической информации: маршруты и результаты важнейших
географических открытий и путешествий; территории, вошедшие в состав страны
в разные исторические периоды; объяснять влияние геополитических интересов
страны на направления территориального роста страны; приводить примеры:
адаптации человека в ходе освоения новых территорий к условиям окружающей
среды, ее влияния на формирование культуры народов; находить в разных
источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения
географических объектов и явлений; использовать приобретенные знания и умения
в практической деятельности и в повседневной жизни для самостоятельного
поиска географической информации об истории географического изучения и
заселения территории России; для чтения карт различного содержания.
|
|
|
|
|
|
11.
|
Заселение и освоение
территории России в 9-17вв.
Урок изучения нового
материала.
Беседа
|
Колонизация севера и
востока Русской равнины восточными славянами. Военные и торговые походы
славян в 9-11вв. Московское государство в 14-16вв. Дальнейшее освоение
Европейского Севера, монастырская колонизация. Географические открытия и
освоение Сибири в 17в
|
|
|
|
текущий
|
работа с картой,
заполнение таблицы
|
§ 9, стр 51 №5
|
|
|
12.
|
Заселение и
хозяйственное освоение территории России в 18-19вв Урок изучения нового
материала.
Беседа
|
Присоединение и
освоение западных и южных территорий в18в
|
|
|
|
текущий
|
работа с картой,
заполнение таблицы
|
§ 10, работа в
контурной карте
|
|
|
13.
|
Географические
исследования территории России в 18-19вв.
Урок изучения нового
материала.
Урок-путешествие
|
Географические
открытия в 18в. Присоединение земель и географические исследования в 19в
|
|
|
|
текущий
|
работа с картой,
презентации
|
§ 11, стр 61 №3
|
|
|
14
|
Территориальные
изменения и географическое изучение России в 20 веке. Урок изучения нового
материала.
Беседа
|
Освоение Арктики.
Территориальные изменения в 20в. Современные географические исследования.
Методы получения, обработки, передачи и представления географической
информации
|
|
|
|
итоговый
|
работа с картой
|
§ 12,
|
4. Составление
аннотации какого-либо из источников географической информации об истории
освоения и открытия территории России
|
|
15.
|
Повторение по теме:
«История освоения и изучения территории России». Урок повторения и обобщения
знаний
|
|
|
|
|
|
|
стр 67-68
|
|
|
|
Раздел 2.
Природа России (40 часов)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Тема 3. Геологическое
строение, рельеф и полезные ископаемые (8 часов)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
16.
|
Геологическая
история.
Урок изучения нового
материала.
Беседа
|
особенности рельефа
как результат геологической истории формирования территории, геологическое
летоисчисление, геологическая карта
|
|
геологические эры и периоды; общие особенности
геологического строения и рельефа России;
|
|
текущий
|
работа с
геологической картой, геохронологической таблицей
|
§ 13, стр 72 №4
|
|
http://ru.wikipedia.org/wiki
|
17.
|
Развитие земной
коры. Урок изучения нового материала.
Беседа
|
Этапы формирования
земной коры на территории России, основные тектонические структуры,
тектоническая карта
|
|
|
определять по тектонической карте элементы земной
коры, находящиеся в основании крупных форм рельефа; по физической карте —
выраженность тектонических структур в рельефе; по геологической карте —
возраст горных пород, слагающих территорию;
|
текущий
|
работа с
тектонической картой
|
§ 14, стр 72 №4
|
|
http://geo.web.ru/
|
18.
|
Рельеф России.
Урок изучения нового
материала.
Беседа
|
основные формы
рельефа, их связь со строением земной коры. Особенности распространения
крупных форм рельефа
|
|
основные понятия и
терминов: «рельеф», «горы», «равнины», «платформа»
|
называть и показывать по карте крупные горные и
равнинные территории, районы распространения вулканизма и землетрясений;
|
текущий
|
контурные карты,
карты атласа
|
§ 15 до стр. 79
|
|
|
19.
|
Минеральные ресурсы
страны. Изучения нового материала. Практикум
|
Минеральные ресурсы
страны и проблемы их рационального использования, зависимость размещения
полезных ископаемых от строения земной коры
|
|
|
называть и
показывать по карте основные месторождения полезных ископаемых,
|
итоговый
|
контурные карты,
карты атласа
|
§ 15
|
5. Выявление
зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных
групп полезных ископаемых
|
|
20.
|
Зависимость рельефа
от внешних геологических процессов. Урок изучения нового материала.
Беседа
|
влияние внешних
процессов на формирование рельефа
|
|
зависимость размещения форм рельефа от строения
земной коры; внутренние и внешние рельефообразующие факторы;
«выветривание»,
«оползень», «сель», «осыпь», «овраг», «фиорд», «бархан»;
|
определять по тектонической карте элементы земной
коры, находящиеся в основании крупных форм рельефа; по физической карте —
выраженность тектонических структур в рельефе; по геологической карте —
возраст горных пород, слагающих территорию;
|
текущий
|
заполнение таблицы
|
§ 16стр 86, №1
|
|
Строение земной коры
и полезные ископаемые мира.
Тектоника и
минеральные ресурсы России.
(интерактивные
карты)
|
21.
|
Литосфера. Рельеф.
Человек
Урок изучения нового
материала.
Беседа
|
Опасные природные
явления в литосфере.
Влияние литосферы на жизнь и хозяйственную деятельность людей
|
|
|
приводить примеры изменения рельефа под действием
внутренних и внешних факторов, влияния рельефа на жизнь, быт населения и его
хозяйственную деятельность;
|
текущий
|
сообщения учащихся
|
§ 17
|
|
|
22.
|
Рельеф своей
местности.
Изучения нового
материала. Практикум
|
Изучение
закономерностей формирования рельефа и его современного развития на примере
своего региона и своей местности.
|
|
|
использовать приобретенные знания и умения в
практической деятельности и повседневной жизни для самостоятельного поиска
географической информации о геологической истории России; для адекватного
поведения в экстремальных ситуациях, связанных с грозными явлениями природы,
обусловленных действием внутренних и гравитационных сил; для оценки рельефа
при решении простейших задач землеустройства.
|
текущий
|
работа с картами
|
записи в тетради
|
|
|
23.
|
Повторение и
обобщение темы: «Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые».
Повторения и
обобщения. Зачет
|
|
|
|
|
итоговый
|
тест, проверка
знаний карты
|
стр. 90 вопросы
|
|
|
|
Тема 4
«Климат и
климатические ресурсы» (7часов)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
24.
|
Условия формирования
климата.
Урок изучения нового
материала.
Беседа
|
Факторы формирования
климата на территории страны, солнечная радиация, радиационный баланс
|
|
содержание основных понятий и терминов: «солнечная
радиация», зависимость климатических условий территории от климатообразующих
факторов;
|
|
текущий
|
анализ карты
суммарной радиации и рис.75,76 с.92,93 учебника
|
§ 18, стр 94 №1
|
|
|
25.
|
Движение воздушных
масс.
Урок изучения нового
материала.
Практикум
|
Циркуляция воздушных
масс, атмосферные фронты, циклоны и антициклоны, синоптическая карта
|
|
содержание основных понятий и терминов: «антициклон»,
«атмосферный фронт», «циклон»
|
определять по синоптическим картам погодные условия
данного пункта;
|
текущий
|
работа с
синоптической картой
|
§ 19
|
6.Определение по
синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление
прогноза погоды
|
http://hmn.ru
http://www.meteo.ru/home_rus.htm
|
26.
|
Закономерности
распределения тепла и влаги.
Урок изучения нового
материала.
Практикум
|
Распределение
температур воздуха и осадков по территории России, испарение, испаряемость,
коэффициент увлажнения
|
|
содержание основных
понятий и терминов: «амплитуда температуры»,
«испаряемость»,
«коэффициент увлажнения»,
закономерности распределения температуры воздуха и
атмосферных осадков по территории страны;
|
определять по климатическим картам величины солнечной
радиации, средние и абсолютные температуры воз духа, годовое количество
осадков, коэффициент увлажнения для различных пунктов;
|
текущий
|
работа с
климатическими картами
|
§ 20, стр 104 №1
|
7.Определение по
картам закономерностей распределения солнечной радиации, средних температур
января и июля, годового количества осадков по территории страны
|
|
27.
|
Климатические пояса
и типы климатов. Урок изучения нового материала.
Беседа
|
Климатические пояса
и типы климатов, их характеристика
|
|
главные особенности
климата России, климатические пояса и типы климатов на территории страны;
|
называть и показывать по карте районы распространения
основных типов климата; с помощью различных источников информации составлять
краткую географическую характеристику климатических поясов и типов климата;
|
текущий
|
работа с
климатическими картами
|
§ 21, стр 108 №2
|
|
|
28.
|
Климат и человек.
Урок изучения нового
материала.
Беседа
|
Агроклиматические
ресурсы, влияние климата на хозяйственную деятельность и здоровье людей,
опасные и неблагоприятные климатические явления, меры охраны атмосферного
воздуха от загрязнений
|
|
содержание основных
понятий и терминов: «суховей», «туман «, «ураган»,
|
приводить примеры опасных природных явлений,
связанных с атмосферой, мероприятий по охране атмосферного воздуха;
|
текущий
|
работа с картами
учебника
|
§ 22
|
|
|
29
|
Климат своего
региона. Урок изучения нового материала.
Практикум
|
Климат своего
региона. Влияние климата на хозяйственную деятельность и здоровье людей.
Способы адаптации
человека к разнообразным климатическим условиям
|
|
влияние климата на жизнь, быт и хозяйственную
деятельность человека;
|
использовать приобретенные знания и умения в
практической деятельности и повседневной жизни для самостоятельного поиска
географической информации о климатических условиях России; для адекватного
поведения в экстремальных ситуациях, связанных с грозными атмосферными
явлениями природы; для оценки погодно-климатических условий в разных целях;
для прогнозирования погодных условий на ближайшее время.
|
текущий
|
сообщения учащихся
|
записи в тетради,
стр112 №3
|
8.Оценка основных
климатических показателей одного из регионов( на примере своей местности)
страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности
населения
|
|
30.
|
Повторение и
обобщение темы: «Климат и климатические ресурсы». Урок повторения и
обобщения. Зачет
|
|
|
|
|
итоговый
|
тест
|
стр 112 вопросы
|
|
|
|
Тема 5.
«Внутренние воды и водные ресурсы» (7часов)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
31.
|
Состав внутренних
вод. Реки, их зависимость от рельефа. Урок изучения нового материала.
Практикум
|
Виды вод суши на
территории страны, главные речные системы, водоразделы, океанские бассейны;
падение и уклон рек
|
|
содержание основных
понятий и терминов: «падение и уклон реки», состав внутренних вод на
территории страны
|
определять по картам
и другим источникам падение и уклон рек,
|
текущий
|
работа с физической
картой, способы вычисления падения и уклона рек
|
§ 23, стр 117 №1
|
|
|
32.
|
Зависимость речной
сети от климата.
Урок изучения
нового материала.
Практикум
|
питание и режим рек,
основные показатели жизни рек
|
|
главные особенности
крупных рек и озер России, их зависимость от рельефа и климата
|
определять по картам и другим источникам особенности
питания, режим, замерзаемость, величину годового стока;
|
текущий
|
чтение диаграмм
|
§ 24, стр 121 № 2
|
9. Составление
характеристики одной из Рекс использованием тематических карт и климатограмм,
определение возможностей её хозяйственного использования
|
|
33.
|
Другие виды
внутренних вод Урок изучения нового материала.
Беседа
|
Озера, болота,
ледники, подземные воды, многолетняя мерзлота
|
|
содержание основных понятий и терминов: «болото»,
«губа», «густота речной сети», «ледник», «многолетняя мерз лота», «питание
реки», «подземные воды», «речная долина», «снеговая линия»,
Образование и распространение многолетней мерзлоты и
ее влияние на природу и хозяйственную деятельность человека;
|
называть и показывать по карте крупнейшие водные
объекты России, районы распространения горного и покровного оледенений,
многолетней мерзлоты; с помощью различных источников информации составлять
краткую географическую характеристику водных объектов;
|
текущий
|
анализ рис.99, стр
124
|
§ 25,26, стр 129 № 1
|
|
|
34.
|
Опасные явления,
связанные с водами, их предупреждение.
|
Стихийные явления,
связанные с водами, их предупреждение
|
|
содержание основных понятий и терминов: «снежная
лавина»;
|
приводить примеры опасных природных явлений,
связанных с водами, мероприятий по охране и рациональному использованию
водных ресурсов; использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни для адекватного поведения в экстремальных
ситуациях, связанных с водными объектами;
|
текущий
|
сообщения учащихся
|
стр132
|
10. Объяснение
закономерностей размещения разных видов вод суши и связанных с ними опасных
природных явлений на территории страны в зависимости от рельефа и климата
|
|
35.
|
Водные ресурсы Урок
изучения нового материала.
Дискуссия
|
Неравномерность
размещения водных ресурсов по территории страны. Хозяйственное использование
и охрана водных ресурсов.
|
|
|
использовать приобретенные знания и умения в
практической деятельности и повседневной жизни для самостоятельного поиска
географической информации о водных объектах России;
|
текущий
|
тест
|
§ 27
|
|
|
36.
|
Внутренние воды и
водные ресурсы своего региона и своей местности. Урок изучения нового
материала.
Беседа
|
Внутренние воды и
водные ресурсы своего региона и своей местности
|
|
|
использовать приобретенные знания и умения в
практической деятельности и повседневной жизни для оценки водных ресурсов
своей местности в различных целях.
|
текущий
|
работа с картой
|
записи в тетради
|
11. Оценка
обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России
|
|
37.
|
Повторение и
обобщение темы: «Внутренние воды и водные ресурсы». Урок повторения и
обобщения
|
|
|
|
|
итоговый
|
тест, зачет по карте
|
стр.134 вопросы
|
|
|
|
Тема 6 « Почва и
почвенные ресурсы»
( 4часа)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
38.
|
Почва как особое
природное образование. Урок изучения нового материала.
Беседа
|
Почва - особый
компонент природы, Условия образования почв. Факторы образования почв, их
основные свойства.
|
|
содержание основных понятий и терминов: «гумус»,
«почва», «почвенные горизонты»;факторы почвообразования
|
|
текущий
|
анализ рис. 104 стр
136
|
§ 28
|
|
http://soils.narod.ru/
|
39.
|
Размещение основных
типов почв. Урок изучения нового материала.
Беседа
|
Главные зональные
типы почв. Закономерности распространения почв на территории страны.
Почвенная карта России
|
|
главные свойства
зональных типов почв в зависимости от факторов почвообразования
|
определять по картам зональный тип почв данной
территории;
с помощью различных источников информации составлять
краткую географическую характеристику главных зональных типов почв;
|
текущий
|
работа с почвенной
картой
|
§ 29, стр 141 №2
|
|
|
40.
|
Почвенные ресурсы.
Почвы и человек.
Дискуссия
|
Изменение почв в
процессе их хозяйственного использования. Меры по сохранению почв.
Мелиорация.
|
|
содержание основных
понятий и терминов: «выветривание»,
«почвенная эрозия»,
«мелиорация», «рекультивация»; «почвенные ресурсы»,
|
приводить примеры неблагоприятных изменений
почвенного покрова в результате хозяйственной деятельности человека,
мероприятий по рациональному использованию почвенных ресурсов;
|
текущий
|
содержание рис108 и
110 учебника
|
§ 30
|
|
|
41
|
Особенности почв
своего региона и своей местности. Урок изучения нового материала.
Беседа
|
Особенности почв
своего региона и своей местности
|
|
|
использовать приобретенные знания и умения в
практической деятельности и повседневной жизни для самостоятельного поиска
географической информации о почвенном покрове России; для оценки почвенных
ресурсов своей местности для различных целей и осуществления мероприятий по
охране почв.
|
итоговый
|
тест
|
записи в тетради,
стр.146 вопросы
|
12. Знакомство с
образцами почв своей местности и особенностями их использования
|
|
|
Тема 7. «Растительный
и животный мир. Биологические ресурсы» (3часа)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
42.
|
Растительный и
животный мир Урок изучения нового материала.
Беседа
|
Растительный и
животный мир России: видовое разнообразие, факторы, его определяющие
|
|
содержание основных понятий и терминов: «биом»,
«биологические ресурсы», «лес»; состав органического мира; условия,
определяющие численность и разнообразие органического мира; приспособления
животных и растений к условиям среды;
|
определять по картам
особенности распространения видов животных и растений;
|
текущий
|
работа с картами
|
§ 31
|
|
|
43.
|
Биологические
ресурсы. Урок изучения нового материала.
Беседа
|
Биологические
ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и
животного мира
|
|
состав биологических
ресурсов;
|
приводить примеры неблагоприятных изменений
органического мира в результате хозяйственной деятельности человека,
мероприятий по рациональному использованию биологических ресурсов;
|
текущий
|
работа с материалами
учебника стр 150,151
|
§ 32, сообщения
|
|
|
44.
|
Растительный и
животный мир своего региона и своей местности. Урок изучения нового
материала.
Беседа
|
Растительный и
животный мир своего региона и своей местности
|
|
|
использовать приобретенные знания и умения
в практической деятельности и повседневной жизни для
самостоятельного поиска географической информации о представителях
органического мира России; для оценки биологических ресурсов своей местности
в различных целях и осуществления мероприятий по охране органического мира.
|
итоговый
|
тестирование
|
стр 155 вопросы
|
|
|
|
Тема 8. Природные
различия на территории России (11часов)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
45
|
Природные комплексы.
Урок изучения нового материала.
Беседа
|
ПТК на территории
России как результат развития географической оболочки. Ландшафты природные и
антропогенные
|
|
основные понятия
темы: «антропогенный ландшафт»,
|
|
текущий
|
анализ рис.119 стр
156 учебника
|
§ 33, стр 159 №4
|
|
|
46.
|
Природное
районирование. Природная зона как особый природный комплекс. Урок изучения
нового материала.
Беседа
|
Физико-географическое
районирование территории России; крупные природные районы. природная зона как
крупный природный комплекс: взаимосвязь и взаимообусловленность её
компонентов
|
|
связь между географическим положением, природными
условиями, ресурсами и хозяйством (хозяйственным использованием) отдельных
территорий и акваторий; основные понятия темы: «природный территориальный
комплекс», «природная зона», «широтная зональность»,
|
|
текущий
|
анализ картосхем
рис.127, стр 163
|
§ 34, стр 163 № 4
|
|
|
47
|
Северные безлесные
природные зоны.
Урок изучения нового
материала.
Беседа
|
Характеристика
природных зон арктических пустынь, тундр и лесотундр. Хозяйственная
деятельность человека и экологические проблемы
|
|
связь между географическим положением, природными
условиями, ресурсами и хозяйством (хозяйственным использованием) отдельных
территорий и акваторий;
|
определять по картам особенности размещение природных
зон; приводить примеры: взаимосвязей между компонентами природной зоны
(моря); экологических проблем и природоохранных мероприятий; антропогенных природных
комплексов; находить в разных источниках и анализировать информацию,
необходимую для изучения особенностей при родных зон ,их обеспеченности
природными ресурсами, хозяйственного использования, экологических проблем
|
текущий
|
описание природной
зоны по плану
|
§ 35, стр 168 № 2
|
|
|
48.
|
Лесные зоны. Тайга.
Урок изучения нового материала.
Практикум
|
Характеристика
природной зоны тайги. Хозяйственная деятельность человека и экологические
проблемы
|
|
|
определять по картам особенности размещение природных
зон; приводить примеры: взаимосвязей между компонентами природной зоны
(моря); экологических проблем и природоохранных мероприятий; антропогенных
природных комплексов; ; находить в разных источниках и анализировать
информацию, необходимую для изучения особенностей при родных зон ,их
обеспеченности природными ресурсами, хозяйственного использования,
экологических проблем
|
текущий
|
описание природной
зоны по плану
|
§ 36
|
|
|
49.
|
Смешанные и
широколиственные леса. Урок изучения нового материала.
Беседа
|
Характеристика
природной зоны смешанных и широколиственных лесов. Хозяйственная деятельность
человека и экологические проблемы
|
|
|
определять по картам особенности размещение природных
зон;приводить примеры: взаимосвязей между компонентами природной зоны (моря);
экологических проблем и природоохранных мероприятий; антропогенных природных
комплексов; ; находить в разных источниках и анализировать информацию,
необходимую для изучения особенностей при родных зон ,их обеспеченности
природными ресурсами, хозяйственного использования, экологических проблем
|
текущий
|
описание природной
зоны по плану
|
§ 37
|
|
|
50.
|
Южные безлесные
зоны: степи, полупустыни и пустыни. Урок изучения нового материала.
Практикум
|
Характеристика
природных зон степей, пустынь и полупустынь.
Хозяйственная деятельность
человека и экологические проблемы.
|
|
|
определять по картам особенности размещение природных
зон; приводить примеры: взаимосвязей между компонентами природной зоны
(моря); экологических проблем и природоохранных мероприятий; антропогенных
природных комплексов; ; находить в разных источниках и анализировать
информацию, необходимую для изучения особенностей при родных зон ,их
обеспеченности природными ресурсами, хозяйственного использования,
экологических проблем
|
текущий
|
описание природной
зоны по плану
|
§ 38
|
13. Анализ
физической карты и карт компонентов природы для установления взаимосвязей
между ними в разных природных зонах
|
|
51.
|
Высотная поясность
Урок изучения нового материала.
Беседа.
|
Высотная поясность и
её проявление на территории России
|
|
основные понятия
темы: «высотная поясность»,
|
|
текущий
|
работа с
иллюстрациями учебника стр.183
|
§ 39, стр 188 №3
|
|
|
52.
|
Моря как крупные
природные комплексы. Урок изучения нового материала.
Дискуссия
|
Аквальные природные
комплексы у берегов России
|
|
особенности и природные ресурсы морей, омывающих
территорию России;
|
называть и
показывать по карте моря, омывающие территорию России; определять их
принадлежность к бассейну океана;
|
текущий
|
сообщения
|
§ 40
|
|
|
53.
|
Природно-хозяйственные
различия российских морей. Урок изучения нового материала.
Практикум
|
Природно-хозяйственные
различия российских морей.
|
|
различия в хозяйственном освоении разных территорий и
акваторий;
|
|
текущий
|
сравнительная
характеристика морей
|
§ 41
|
|
|
54.
|
Особо охраняемые
природные территории России. Урок изучения нового материала.
Защита презентаций
|
Особо охраняемые
природные территории и объекты Всемирного природного наследия на территории
России.
|
|
природные и антропогенные причины возникновения
геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях;
основные понятия темы: «особо охраняемые природные территории»;
|
называть и
показывать по карте крупнейшие и старейшие особо охраняемые заповедники и
национальные парки, памятники Всемирного природного наследия.
использовать приобретенные знания и умения в
практической деятельности и повседневной жизни для самостоятельного поиска
географической информации о природных зонах и морях Рф; для оценки изменения
природных зон под влиянием хозяйственной деятельности человека, в том числе на
примере своей местности.
для чтения карт различного содержания; для проведения
наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями,
их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; их оценки
и последствий.
|
текущий
|
выступление с
защитой презентаций
|
§ 42,
|
|
|
55.
|
Повторение и
обобщение темы: «Природные различия на территории России». Зачет
|
|
|
|
|
итоговый
|
тестирование
|
стр.206-207 вопросы
|
|
|
|
Раздел 3.
Население России (10 часов)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
56.
|
Численность и
воспроизводство населения. Урок изучения нового материала. Практикум
|
Человеческий
потенциал- главное богатство страны. Численность населения России, её
динамика. Естественный прирост и факторы, влияющие на его изменения
|
особенности
демографической ситуации в России и ее изменения в ХХ в., традиционный и
современный типы воспроизводства населения,
|
основные географические понятия: «естественный
прирост», «воспроизводство населения»,
основные показатели,
характеризующие население России: общую численность населения, место России в
мире по численности населения, естественный прирост,
|
называть: факторы (причины), влияющие на естественное
движение населения, приводить примеры регионов России (субъектов РФ) с
максимальными и минимальными показателями, характеризующими население:
естественный прирост,
|
текущий
|
работа со
статистическими материалами
|
§ 43, стр 214 №6
|
14. Определение и анализ основных статистических
показателей, характеризующих население страны в целом и ее отдельных
территорий.
|
|
57.
|
Половой и возрастной
состав населения. Средняя продолжительность жизни. Урок изучения нового
материала. Практикум
|
Своеобразие
половозрастной пирамиды в России и определяющие его факторы.
Продолжительность жизни мужского и женского населения
|
|
соот ношение мужчин
и женщин, среднюю (прогнозируемую) продолжительность жизни,
|
читать, анализировать, сравнивать, делать выводы при
работе со статистическими показателями, представленными в виде графиков,
таблиц. диаграмм (половозрастная пирамида и др.);
называть: факторы (причины), влияющие на среднюю
продолжительность жизни,
приводить примеры регионов России (субъектов РФ) с
максимальными и минимальными показателями, характеризующими население:
соотношение мужчин и женщин, средняя (прогнозируемая) продолжительность
жизни,
приводить примеры: влияния разных факторов на среднюю
продолжительность жизни,
|
текущий
|
работа с
половозрастными пирамидами
|
§ 44, стр 218 №4
|
15.Анализ карт населения.
|
|
58.
|
Этнический и
языковой состав населения России
Урок изучения нового
материала. Практикум
|
Россия многонациональное государство. Многонациональность
как специфический фактор формирования и развития России. Языковой состав
населения.
|
особенности
размещения народов и населения России,
|
основные
географические понятия: этнос,
крупнейшие по
численности народы,
|
показывать по карте народов территории с однородным и
многонациональным (пестрым) составом населения;
называть: факторы (причины), влияющие на размещение
народов,
|
текущий
|
работа с материалами
периодической печати
|
§ 45, подготовить
сообщение об основных религиях
|
16. Выявление и объяснение территориальных аспектов
межнациональных отношений.
|
|
59.
|
Культурно-исторические
особенности народов России. География основных религий.
Урок изучения нового
материала. Беседа
|
Использование географических
знаний для анализа территориальных аспектов межнациональных отношений.
География религий.
|
современный
религиозный состав населения
|
|
приводить примеры:
влияния разных факторов на среднюю продолжительность жизни, адаптации разных
на родов к условиям окружающей среды, её влияния на формирование
культурно-исторических особенностей народов России; влияния исторических,
политических и социально-экономических причин на демографическую ситуацию,
|
текущий
|
работа с материалами
периодической печати
|
§ 46. стр 229№ 4
|
|
|
60.
|
Особенности урбанизации
в России. Городское население.
Урок изучения нового
материала. Беседа.
|
Географические
особенности размещения населения: их обусловленность природными, историческими
и социально-экономическими факторами. Основная полоса расселения. Городское и
сельское население. Крупнейшие города и городские агломерации, их роль в
жизни страны
|
|
основные
географические понятия: «город» «урбанизация»,
соотношение
городского и сельского населения, виды и функции городов, города-миллионеры,
|
|
текущий
|
работа с графиками и
схемами учебника
|
§ 47, стр 235, №1
|
|
|
61.
|
Сельские поселения.
Особенности расселения сельского населения.
Урок изучения нового
материала. Беседа
|
Сельская местность, сельские поселения.
|
|
основные
географические понятия: «сельская местность», виды сельских поселений,
|
объяснять связь между природными условиями и
ресурсами (агроклиматическими, земельными, водными, рыбными, охотничьими,
лесными) и формированием зональных типов сельских поселений;
|
текущий
|
фронтальный опрос
|
§ 48, стр 239 №7
|
|
|
62.
|
Миграции населения в
России.
Урок изучения нового
материала. Беседа
|
Направления и типы миграции на территории страны:
причины, порождающие их, основные направления миграционных потоков на разных
этапах развития страны.
|
|
основные
географические понятия: «миграции населения», механический (миграционный)
прирост населения»,
виды внутренних и
внешних миграций,
|
называть: факторы (причины), влияющие интенсивность
миграций,
|
текущий
|
работа со
статистическими материалами
|
§49, стр 244 №8
|
|
|
63.
|
Размещение населения
России.
Урок изучения нового
материала. Беседа
|
Особенности
расселения населения России. Географические особенности размещения
населения: их обусловленность природными, историческими и
социально-экономическими факторами.
|
зоны расселения населения (основная зона расселения
населения, зона Севера);
связь между историей заселения территории, ее
географическим положением, природными условиями, ресурсами и особенностями
населения;
|
основные
географические понятия: «плотность населения», «расселение населения»
среднюю плотность
населения,
|
показывать на карте плотность населения: основную
зону расселения населения; города-миллионеры;
|
текущий
|
анализ карты
|
§ 50., стр249№9
|
|
|
64.
|
Занятость населения.
Урок изучения нового
материала. Дискуссия
|
Трудовые ресурсы России. Неравномерность
распределения трудоспособного населения по территории страны. Географические
различия в уровне занятости и уровне жизни населения России, факторы их
определяющие.
|
|
основные
географические понятия: «трудовые ресурсы»,«экономически активное население
уровень безработицы;
|
называть: факторы (причины), влияющие на уровень
безработицы;
|
текущий
|
фронтальный опрос
|
§ 51, стр 254№5
|
|
|
65.
|
Повторение и
обобщение раздела: «Население России»
|
|
|
|
составлять краткую географическую характеристику
населения разных территорий (субъектов РФ) на основе разнообразных источников
географической информации и форм ее представления; использовать приобретенные
знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для чтения
карт различного содержания; для проведения наблюдений за процессами,
характеризующими особенности населения своего региона проживания.
|
итоговый
|
тестирование
|
вопросы стр255
|
|
|
|
Раздел 4.
«Природный фактор в развитии России» ( 3часа)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
66.
|
Влияние общества на
развитие природы.
Изучение нового
материала. «Перекрестная дискуссия»
|
Влияние природной
среды на развитие общества на разных исторических этапах. Непосредственное и
опосредованное влияние природных условий на жизнь и деятельность человека.
виды адаптации человека к окружающей среде
|
|
меры по сохранению и рациональному использованию
природных ресурсов;
|
приводить примеры: разных видов адаптации человека к
окружающей среде; влияния природных условий, стихийных природных явлений на
жизнь и хозяйственную деятельность человека; изменения характера воз действия
природы на человеческое общество на разных исторических этапах; использования
и охраны природных ресурсов;
|
текущий
|
работа с учебником и
дополнительной литературой
|
§ 52, стр 262 № 6
|
|
|
67.
|
Природные ресурсы.
Изучение нового материала.
Беседа
|
Природные ресурсы,
их классификация, пути и способы охраны и рационального использования
|
|
основные географические понятия: «природные условия»,
«природные ресурсы»; виды природных ресурсов, главные особенности природных
ресурсов России; соотношение промышленных и сельскохозяйственных ресурсов;
|
|
текущий
|
работа с учебником
|
§ 53, стр265 №1
|
17.Выявление
характера использования природных ресурсов своей местности с помощью
дополнительных источников географической информации и публикаций в СМИ
|
|
68.
|
Природно-ресурсный
потенциал России
|
Обеспеченность
России природными ресурсами. Хозяйственная оценка природно-ресурсного
потенциала России и значение для развития экономики. Особенности в размещении
и потреблении разных видов природных ресурсов на территории страны. Важнейшие
территориальные сочетания природных ресурсов. Основные территориальные базы
страны. Проблемы и перспективы использования природно-ресурсного потенциала
России
|
|
соотношение экономически эффективной территории и
государственной территории; особенности размещения основных видов природных
ресурсов; основные ресурсные базы; проблемы и перспективы использования
природно-ресурсного потенциала России; место России в мире по запасам и
добыче основных видов природных ресурсов;
|
читать, анализировать, сравнивать, делать выводы при
работе со статистическими показателями, представленными в виде графиков,
таблиц, диаграмм.
давать хозяйственную оценку природно-ресурсного
потенциала России, сравнивать природно-ресурсный потенциал России и других
стран; находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую
для изучения природных условий разных территорий и их обеспеченности разными
вида ми природных ресурсов; составлять краткую географическую характеристику
разных территорий на основе разнообразных источников географической
информации и форм ее представления;
|
текущий
|
работа с картой и
схемами учебника
|
§ 54, стр271 №6
|
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.