Главная / География / рабочие программы по географии 8 класс

рабочие программы по географии 8 класс



КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

по географии России

для 8 класса

Количество часов по учебному плану в неделю 2 часа

в год 68 часа




Изучаемая учебно – методическая литература:

Основной учебник: Пятунин В.Б. Таможняя Е.А. География России. Природа. Население.


Учебно - методические пособия: 1. Пятунин В.Б. Таможняя Е.А. Примерное поурочное планирование «Винтана-Граф».

2. Сиротин В.И. Практические и самостоятельные работы уч-ся по географии 6-10 классы.

3. Дюкова С.Е. Тематический тестовый контроль по географии.












ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа разработана на основе примерной программы основного общего образования по географии России (8 – 9 классы). Использованы программы по географии 6 – 10 классы под редакцией И.В. Душиной. (М: ДРОФА, 2009.)

Главная задача курса – сформировать у учащихся знания о родной стране, и подвести их к пониманию своего места в стране и в мире. Курс готовит учащихся к ориентации в Российском пространстве, к умению адаптироваться к окружающей среде. Особенностью курса является гуманизация его содержания, в центре находится человек.

Количество часов на изучение в 8 классе - 68; количество часов в неделю - 2, практических работ – 14 , из них обязательных – оценочных – 9.

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ


География России

Особенности географического положения России. Территория и ак­ватория, морские и сухопутные границы, воздушное пространство, недра, континентальный шельф и экономическая зона Российской Федерации. История освоения и изучения территории России. Часовые пояса.

Анализ карт административно-территориального и политико-административного деления страны.

Природа России. Природные условия и ресурсы. Природный и экологический потенциал России. Особенности геологического строения и распространения крупных форм рельефа. Типы климатов, факторы их формирования, климатические пояса. Климат и хозяйственная деятельность людей. Многолетняя мерзлота. Внутренние воды и водные ресурсы, особенности их размещения на территории страны. Природно-хозяйственные различия морей России. Почвы и почвенные ресурсы, размещение основных типов почв. Меры по сохранению плодородия почв. Стихийные природные явления на территории страны. Растительный и животный мир России. Природные зо­ны. Высотная поясность. Особо охраняемые природные территории.

Выявление зависимости между тектоническим строением, релье­фом и размещением основных групп полезных ископаемых; зависимости между режимом, характером течения рек, рельефом и климатом; спо­собов адаптации человека к разнообразным климатическим условиям. Анализ физической карты и карт компонентов природы.



















Календарно-тематическое планирование курса природа и население России 8класс



Требования к уровню достижений

Контрольно-оценочная

деятельность

Домашнее

задание

Средства обучения

урока

дата

план, факт

Тема, тип урока,

форма проведения

Элемент содержания

иметь представление

знать

уметь/иметь опыт, применять на практике

вид

форма


практические работы

Интернет-

ресурсы, средства

мультимедиа


Введение (1час)










1.

Что и с какой целью изучают в курсе «география России»

Определение структуры и особенностей курса. Определение роли географической науки в решении практических задач страны

о методах получения, обработки, передачи и представления географической информации

источники географической информации и методы исследований


текущий

работа с картой, географическими справочниками

стр 3, записи


http://www.rgo.ru/index.php
презентация к уроку


Раздел 1

Особенности географического положения и формирование государственной территории России (13 часов)

Тема 1. Географическое положение России (9часов)


о видах географического положения (природно-географическое, математико-географическое, экономико-географическое и транспортно-географическое, геополитическое, этнокультурное, эколого-географическое, историко-географическое) и уровни (макро-, мезо- и микро-); специфику географического положения России: место России по площади территории страны среди стран мира;


находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для самостоятельного поиска географической информации об изменениях географического положения России и оценке их последствий; для чтения карт различного содержания; для определения поясного времени в разных точках







2.

Географическое положение и его виды. Урок изучения нового материала. Беседа

Особенности и виды географического положения


основные понятия темы: «географическое положение»,

показывать по карте: крайние точки России; пограничные государства,

определять по карте: координаты крайних точек России; протяженность России с севера на юг и с запада на восток;

текущий

работа с иллюстративным материалом учебника рис2, с7; рис3, с8

§ 1, стр8 №4 задание


1.Характеристика ГП России

География 8класс. Россия. Природа России и население. Медиаучебник.


3.

Размеры территории и природно-географическое положение России. Урок изучения нового материала.

Дискуссия

Отрицательные и положитель-

ные аспекты ГП и значительных

размеров территории России, их влияние на природу, хозяйство и жизнь населения


виды (сухопутные, морские) и типы (исторические, природные, экономические, геополитические) государственных границ РФ, их особенности и значение для осуществления связей с другими странами;

сравнивать географическое положение России и других стран (например, Канады, США);называть основных внешнеэкономических партнеров России; объяснять влияние географического положения России на особенности формирования и развития страны; приводить примеры событий (явлений), влияющих на изменения разных видов географического положения России;

текущий

работа с картами атласа, с контурными картами

§ 2, стр 12 №4 задание

2. Сравнение ГП России и других стран


4.

Экономико-географическое и транспортно-географическое положение России. Урок изучения нового материала. Практикум


Особенности ЭГП и ТГП России



называть и показывать на карте соседей России 2-го. 3-го порядка; сухопутные и морские границы России; крупнейшие морские порты России; субъекты РФ; характеризовать с помощью карты (физической, политической и др.) разные виды географического положения России (природно-географическое, экономико-географическое и транспортно-географическое, геополитическое, этнокультурное, эколого-географическое);

текущий










работа с политической картой, с иллюстративными и статистическими материалами учебника рис 9, с14; рис10, с.15

§ 3



5.

Геополитическое, этнокультурное и эколого-географичекое положение России. Урок изучения нового материала. Практикум


Геополитическое, этнокультурное и эколого-географичекое положение России. Отрицательные и положитель-

ные аспекты ГП и значительных

размеров территории России, их влияние на природу, хозяйство и жизнь населения





текущий

работа в контурной картой, с текстом и иллюстративным материалом учебника рис.19, с24; рис20, с.25

§ 4, сообщение о терри-ториальных претензиях к России



6.

Государственная территория России. Типы российских границ. Урок изучения нового материала.

Беседа


Государственная территория РФ ( суша, внутренние и территориальные воды, воздушное пространство и недра; континентальный шельф и экономическая зона). Территориальные пространства России как важнейший стратегический ресурс страны. Виды государственных границ России


«государственная территория РФ»,


текущий

работа с политической картой

§ 5, стр 33 №1



7.

Сухопутные и морские границы России. Урок изучения нового материала. Практикум


Особенности сухопутных и морских границ


общую протяженность государственной границы России, соотношение сухопутных границ к морским;


итоговый

работа с контурными картами и атласом, тест

§ 6, стр 38 №1


http://terrus.ru


8.

Различия во времени на территории России. Урок изучения нового материала.

Практикум

Россия на карте часовых поясов. Местное, поясное, декретное, летнее время, их роль в хозяйстве и жизни людей


«местное» и «поясное» время; определять поясное время в разных субъектах РФ;


использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для определения поясного времени в разных точках России.

текущий

работа с картой часовых поясов

§ 7, стр 41 №5

3. Определение поясного времени для разных городов России


9.

Государственное устройство и территориальное деление Российской Федерации. Урок изучения нового материала.

Практикум

Федеративное устройство страны. Субъекты федерации, их равноправие и разнообразие. Федеральные округа


специфику административно-территориального устройства Российской Федерации


текущий

работа с политико-административной картой

§ 8, учить субъекты федерации; вопросы стр. 44-45.


Политико-административная карта России ( интерактивная карта)

http://www.terrus.ru/
http://ru. wikipedia.org/wiki


10.

Повторение и обобщение темы «Географическое положение России»





итоговый

тест, зачет по карте

стр. 44 №4





Тема 2. История освоения и изучения территории России (5часов)



имена отечественных землепроходцев и первооткрывателей и результаты их выдающихся географических открытий и путешествий; основные этапы освоения территории страны, направления колонизации территории страны в разные исторические периоды; территориальные изменения, происходившие в России в разные исторические периоды; влияние истории заселения страны на различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и уровнем хозяйственного освоения территории;


показывать по карте: направления колонизации территории страны в разные исторические периоды; города, порты, транспортные пути, отражающие процесс хозяйственного освоения территории страны в разные исторические периоды; характеризовать с помощью карт и дополнительных источников географической информации: маршруты и результаты важнейших географических открытий и путешествий; территории, вошедшие в состав страны в разные исторические периоды; объяснять влияние геополитических интересов страны на направления территориального роста страны; приводить примеры: адаптации человека в ходе освоения новых территорий к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для самостоятельного поиска географической информации об истории географического изучения и заселения территории России; для чтения карт различного содержания.
























































11.

Заселение и освоение территории России в 9-17вв.

Урок изучения нового материала.

Беседа


Колонизация севера и востока Русской равнины восточными славянами. Военные и торговые походы славян в 9-11вв. Московское государство в 14-16вв. Дальнейшее освоение Европейского Севера, монастырская колонизация. Географические открытия и освоение Сибири в 17в




текущий

работа с картой, заполнение таблицы

§ 9, стр 51 №5



12.

Заселение и хозяйственное освоение территории России в 18-19вв Урок изучения нового материала.

Беседа


Присоединение и освоение западных и южных территорий в18в




текущий

работа с картой, заполнение таблицы

§ 10, работа в контурной карте



13.

Географические исследования территории России в 18-19вв.

Урок изучения нового материала.

Урок-путешествие


Географические открытия в 18в. Присоединение земель и географические исследования в 19в




текущий

работа с картой, презентации

§ 11, стр 61 №3



14

Территориальные изменения и географическое изучение России в 20 веке. Урок изучения нового материала.

Беседа


Освоение Арктики. Территориальные изменения в 20в. Современные географические исследования. Методы получения, обработки, передачи и представления географической информации




итоговый

работа с картой

§ 12,

4. Составление аннотации какого-либо из источников географической информации об истории освоения и открытия территории России


15.

Повторение по теме: «История освоения и изучения территории России». Урок повторения и обобщения знаний







стр 67-68




Раздел 2. Природа России (40 часов)











Тема 3. Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые (8 часов)










16.

Геологическая история.

Урок изучения нового материала.

Беседа


особенности рельефа как результат геологической истории формирования территории, геологическое летоисчисление, геологическая карта


геологические эры и периоды; общие особенности геологического строения и рельефа России;



текущий

работа с геологической картой, геохронологической таблицей

§ 13, стр 72 №4


http://ru.wikipedia.org/wiki


17.

Развитие земной коры. Урок изучения нового материала.

Беседа


Этапы формирования земной коры на территории России, основные тектонические структуры, тектоническая карта



определять по тектонической карте элементы земной коры, находящиеся в основании крупных форм рельефа; по физической карте — выраженность тектонических структур в рельефе; по геологической карте — возраст горных пород, слагающих территорию;


текущий

работа с тектонической картой

§ 14, стр 72 №4


http://geo.web.ru/

18.

Рельеф России.

Урок изучения нового материала.

Беседа


основные формы рельефа, их связь со строением земной коры. Особенности распространения крупных форм рельефа


основные понятия и терминов: «рельеф», «горы», «равнины», «платформа»

называть и показывать по карте крупные горные и равнинные территории, районы распространения вулканизма и землетрясений;


текущий

контурные карты, карты атласа

§ 15 до стр. 79



19.

Минеральные ресурсы страны. Изучения нового материала. Практикум

Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования, зависимость размещения полезных ископаемых от строения земной коры



называть и показывать по карте основные месторождения полезных ископаемых,

итоговый

контурные карты, карты атласа

§ 15

5. Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых


20.

Зависимость рельефа от внешних геологических процессов. Урок изучения нового материала.

Беседа


влияние внешних процессов на формирование рельефа


зависимость размещения форм рельефа от строения земной коры; внутренние и внешние рельефообразующие факторы;

«выветривание», «оползень», «сель», «осыпь», «овраг», «фиорд», «бархан»;

определять по тектонической карте элементы земной коры, находящиеся в основании крупных форм рельефа; по физической карте — выраженность тектонических структур в рельефе; по геологической карте — возраст горных пород, слагающих территорию;


текущий

заполнение таблицы

§ 16стр 86, №1


Строение земной коры и полезные ископаемые мира.

Тектоника и минеральные ресурсы России.

(интерактивные карты)

21.

Литосфера. Рельеф. Человек

Урок изучения нового материала.

Беседа

Опасные природные

явления в литосфере. Влияние литосферы на жизнь и хозяйственную деятельность людей



приводить примеры изменения рельефа под действием внутренних и внешних факторов, влияния рельефа на жизнь, быт населения и его хозяйственную деятельность;


текущий

сообщения учащихся

§ 17



22.

Рельеф своей местности.

Изучения нового материала. Практикум

Изучение закономерностей формирования рельефа и его современного развития на примере своего региона и своей местности.



использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для самостоятельного поиска географической информации о геологической истории России; для адекватного поведения в экстремальных ситуациях, связанных с грозными явлениями природы, обусловленных действием внутренних и гравитационных сил; для оценки рельефа при решении простейших задач землеустройства.


текущий

работа с картами

записи в тетради



23.

Повторение и обобщение темы: «Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые».

Повторения и обобщения. Зачет





итоговый

тест, проверка знаний карты

стр. 90 вопросы




Тема 4

«Климат и климатические ресурсы» (7часов)










24.

Условия формирования климата.

Урок изучения нового материала.

Беседа

Факторы формирования климата на территории страны, солнечная радиация, радиационный баланс


содержание основных понятий и терминов: «солнечная радиация», зависимость климатических условий территории от климатообразующих факторов;



текущий

анализ карты суммарной радиации и рис.75,76 с.92,93 учебника

§ 18, стр 94 №1



25.

Движение воздушных масс.

Урок изучения нового материала.

Практикум

Циркуляция воздушных масс, атмосферные фронты, циклоны и антициклоны, синоптическая карта


содержание основных понятий и терминов: «антициклон», «атмосферный фронт», «циклон»


определять по синоптическим картам погодные условия данного пункта;


текущий

работа с синоптической картой

§ 19

6.Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды

http://hmn.ru
http://www.meteo.ru/home_rus.htm

26.

Закономерности распределения тепла и влаги.

Урок изучения нового материала.

Практикум

Распределение температур воздуха и осадков по территории России, испарение, испаряемость, коэффициент увлажнения


содержание основных понятий и терминов: «амплитуда температуры»,

«испаряемость», «коэффициент увлажнения»,

закономерности распределения температуры воздуха и атмосферных осадков по территории страны;


определять по климатическим картам величины солнечной радиации, средние и абсолютные температуры воз духа, годовое количество осадков, коэффициент увлажнения для различных пунктов;


текущий

работа с климатическими картами

§ 20, стр 104 №1

7.Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, средних температур января и июля, годового количества осадков по территории страны


27.

Климатические пояса и типы климатов. Урок изучения нового материала.

Беседа

Климатические пояса и типы климатов, их характеристика


главные особенности климата России, климатические пояса и типы климатов на территории страны;

называть и показывать по карте районы распространения основных типов климата; с помощью различных источников информации составлять краткую географическую характеристику климатических поясов и типов климата;


текущий

работа с климатическими картами

§ 21, стр 108 №2



28.

Климат и человек.

Урок изучения нового материала.

Беседа

Агроклиматические ресурсы, влияние климата на хозяйственную деятельность и здоровье людей, опасные и неблагоприятные климатические явления, меры охраны атмосферного воздуха от загрязнений


содержание основных понятий и терминов: «суховей», «туман «, «ураган»,

приводить примеры опасных природных явлений, связанных с атмосферой, мероприятий по охране атмосферного воздуха;


текущий

работа с картами учебника

§ 22



29

Климат своего региона. Урок изучения нового материала.

Практикум

Климат своего региона. Влияние климата на хозяйственную деятельность и здоровье людей.

Способы адаптации человека к разнообразным климатическим условиям


влияние климата на жизнь, быт и хозяйственную деятельность человека;


использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для самостоятельного поиска географической информации о климатических условиях России; для адекватного поведения в экстремальных ситуациях, связанных с грозными атмосферными явлениями природы; для оценки погодно-климатических условий в разных целях; для прогнозирования погодных условий на ближайшее время.


текущий

сообщения учащихся

записи в тетради, стр112 №3

8.Оценка основных климатических показателей одного из регионов( на примере своей местности) страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения


30.

Повторение и обобщение темы: «Климат и климатические ресурсы». Урок повторения и обобщения. Зачет





итоговый

тест

стр 112 вопросы




Тема 5. «Внутренние воды и водные ресурсы» (7часов)










31.

Состав внутренних вод. Реки, их зависимость от рельефа. Урок изучения нового материала.

Практикум

Виды вод суши на территории страны, главные речные системы, водоразделы, океанские бассейны; падение и уклон рек


содержание основных понятий и терминов: «падение и уклон реки», состав внутренних вод на территории страны

определять по картам и другим источникам падение и уклон рек,

текущий

работа с физической картой, способы вычисления падения и уклона рек

§ 23, стр 117 №1



32.

Зависимость речной сети от климата.

Урок изучения нового материала.

Практикум

питание и режим рек, основные показатели жизни рек


главные особенности крупных рек и озер России, их зависимость от рельефа и климата

определять по картам и другим источникам особенности питания, режим, замерзаемость, величину годового стока;


текущий

чтение диаграмм

§ 24, стр 121 № 2

9. Составление характеристики одной из Рекс использованием тематических карт и климатограмм, определение возможностей её хозяйственного использования


33.

Другие виды внутренних вод Урок изучения нового материала.

Беседа

Озера, болота, ледники, подземные воды, многолетняя мерзлота


содержание основных понятий и терминов: «болото», «губа», «густота речной сети», «ледник», «многолетняя мерз лота», «питание реки», «подземные воды», «речная долина», «снеговая линия»,

Образование и распространение многолетней мерзлоты и ее влияние на природу и хозяйственную деятельность человека;


называть и показывать по карте крупнейшие водные объекты России, районы распространения горного и покровного оледенений, многолетней мерзлоты; с помощью различных источников информации составлять краткую географическую характеристику водных объектов;


текущий

анализ рис.99, стр 124

§ 25,26, стр 129 № 1



34.

Опасные явления, связанные с водами, их предупреждение.

Стихийные явления, связанные с водами, их предупреждение


содержание основных понятий и терминов: «снежная лавина»;


приводить примеры опасных природных явлений, связанных с водами, мероприятий по охране и рациональному использованию водных ресурсов; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для адекватного поведения в экстремальных ситуациях, связанных с водными объектами;


текущий

сообщения учащихся

стр132

10. Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны в зависимости от рельефа и климата


35.

Водные ресурсы Урок изучения нового материала.

Дискуссия

Неравномерность размещения водных ресурсов по территории страны. Хозяйственное использование и охрана водных ресурсов.



использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для самостоятельного поиска географической информации о водных объектах России;


текущий

тест

§ 27



36.

Внутренние воды и водные ресурсы своего региона и своей местности. Урок изучения нового материала.

Беседа

Внутренние воды и водные ресурсы своего региона и своей местности



использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для оценки водных ресурсов своей местности в различных целях.


текущий

работа с картой

записи в тетради

11. Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России


37.

Повторение и обобщение темы: «Внутренние воды и водные ресурсы». Урок повторения и обобщения





итоговый

тест, зачет по карте

стр.134 вопросы




Тема 6 « Почва и почвенные ресурсы»

( 4часа)










38.

Почва как особое природное образование. Урок изучения нового материала.

Беседа

Почва - особый компонент природы, Условия образования почв. Факторы образования почв, их основные свойства.


содержание основных понятий и терминов: «гумус», «почва», «почвенные горизонты»;факторы почвообразования



текущий

анализ рис. 104 стр 136

§ 28


http://soils.narod.ru/

39.

Размещение основных типов почв. Урок изучения нового материала.

Беседа

Главные зональные типы почв. Закономерности распространения почв на территории страны. Почвенная карта России


главные свойства зональных типов почв в зависимости от факторов почвообразования

определять по картам зональный тип почв данной территории;

с помощью различных источников информации составлять краткую географическую характеристику главных зональных типов почв;


текущий

работа с почвенной картой

§ 29, стр 141 №2



40.

Почвенные ресурсы. Почвы и человек.

Дискуссия

Изменение почв в процессе их хозяйственного использования. Меры по сохранению почв. Мелиорация.


содержание основных понятий и терминов: «выветривание»,

«почвенная эрозия», «мелиорация», «рекультивация»; «почвенные ресурсы»,

приводить примеры неблагоприятных изменений почвенного покрова в результате хозяйственной деятельности человека, мероприятий по рациональному использованию почвенных ресурсов;


текущий

содержание рис108 и 110 учебника

§ 30



41

Особенности почв своего региона и своей местности. Урок изучения нового материала.

Беседа

Особенности почв своего региона и своей местности



использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для самостоятельного поиска географической информации о почвенном покрове России; для оценки почвенных ресурсов своей местности для различных целей и осуществления мероприятий по охране почв.

итоговый

тест

записи в тетради, стр.146 вопросы

12. Знакомство с образцами почв своей местности и особенностями их использования



Тема 7. «Растительный и животный мир. Биологические ресурсы» (3часа)










42.

Растительный и животный мир Урок изучения нового материала.

Беседа

Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы, его определяющие


содержание основных понятий и терминов: «биом», «биологические ресурсы», «лес»; состав органического мира; условия, определяющие численность и разнообразие органического мира; приспособления животных и растений к условиям среды;


определять по картам особенности распространения видов животных и растений;

текущий

работа с картами

§ 31



43.

Биологические ресурсы. Урок изучения нового материала.

Беседа

Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира


состав биологических ресурсов;

приводить примеры неблагоприятных изменений органического мира в результате хозяйственной деятельности человека, мероприятий по рациональному использованию биологических ресурсов;


текущий

работа с материалами учебника стр 150,151

§ 32, сообщения



44.

Растительный и животный мир своего региона и своей местности. Урок изучения нового материала.

Беседа

Растительный и животный мир своего региона и своей местности



использовать приобретенные знания и умения

в практической деятельности и повседневной жизни для самостоятельного поиска географической информации о представителях органического мира России; для оценки биологических ресурсов своей местности в различных целях и осуществления мероприятий по охране органического мира.


итоговый

тестирование

стр 155 вопросы




Тема 8. Природные различия на территории России (11часов)










45

Природные комплексы. Урок изучения нового материала.

Беседа

ПТК на территории России как результат развития географической оболочки. Ландшафты природные и антропогенные


основные понятия темы: «антропогенный ландшафт»,


текущий

анализ рис.119 стр 156 учебника

§ 33, стр 159 №4



46.

Природное районирование. Природная зона как особый природный комплекс. Урок изучения нового материала.

Беседа

Физико-географическое районирование территории России; крупные природные районы. природная зона как крупный природный комплекс: взаимосвязь и взаимообусловленность её компонентов


связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством (хозяйственным использованием) отдельных территорий и акваторий; основные понятия темы: «природный территориальный комплекс», «природная зона», «широтная зональность»,


текущий

анализ картосхем рис.127, стр 163

§ 34, стр 163 № 4



47

Северные безлесные природные зоны.

Урок изучения нового материала.

Беседа

Характеристика природных зон арктических пустынь, тундр и лесотундр. Хозяйственная деятельность человека и экологические проблемы


связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством (хозяйственным использованием) отдельных территорий и акваторий;


определять по картам особенности размещение природных зон; приводить примеры: взаимосвязей между компонентами природной зоны (моря); экологических проблем и природоохранных мероприятий; антропогенных природных комплексов; находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения особенностей при родных зон ,их обеспеченности природными ресурсами, хозяйственного использования, экологических проблем




текущий

описание природной зоны по плану

§ 35, стр 168 № 2



48.

Лесные зоны. Тайга. Урок изучения нового материала.

Практикум

Характеристика природной зоны тайги. Хозяйственная деятельность человека и экологические проблемы



определять по картам особенности размещение природных зон; приводить примеры: взаимосвязей между компонентами природной зоны (моря); экологических проблем и природоохранных мероприятий; антропогенных природных комплексов;находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения особенностей при родных зон ,их обеспеченности природными ресурсами, хозяйственного использования, экологических проблем


текущий

описание природной зоны по плану

§ 36



49.

Смешанные и широколиственные леса. Урок изучения нового материала.

Беседа

Характеристика природной зоны смешанных и широколиственных лесов. Хозяйственная деятельность человека и экологические проблемы



определять по картам особенности размещение природных зон;приводить примеры: взаимосвязей между компонентами природной зоны (моря); экологических проблем и природоохранных мероприятий; антропогенных природных комплексов;находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения особенностей при родных зон ,их обеспеченности природными ресурсами, хозяйственного использования, экологических проблем


текущий

описание природной зоны по плану

§ 37



50.

Южные безлесные зоны: степи, полупустыни и пустыни. Урок изучения нового материала.

Практикум

Характеристика природных зон степей, пустынь и полупустынь.

Хозяйственная деятельность человека и экологические проблемы.



определять по картам особенности размещение природных зон; приводить примеры: взаимосвязей между компонентами природной зоны (моря); экологических проблем и природоохранных мероприятий; антропогенных природных комплексов;находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения особенностей при родных зон ,их обеспеченности природными ресурсами, хозяйственного использования, экологических проблем


текущий

описание природной зоны по плану

§ 38

13. Анализ физической карты и карт компонентов природы для установления взаимосвязей между ними в разных природных зонах


51.

Высотная поясность Урок изучения нового материала.

Беседа.

Высотная поясность и её проявление на территории России


основные понятия темы: «высотная поясность»,


текущий

работа с иллюстрациями учебника стр.183

§ 39, стр 188 №3



52.

Моря как крупные природные комплексы. Урок изучения нового материала.

Дискуссия

Аквальные природные комплексы у берегов России


особенности и природные ресурсы морей, омывающих территорию России;


называть и показывать по карте моря, омывающие территорию России; определять их принадлежность к бассейну океана;

текущий

сообщения

§ 40



53.

Природно-хозяйственные различия российских морей. Урок изучения нового материала.

Практикум

Природно-хозяйственные различия российских морей.


различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий;



текущий

сравнительная характеристика морей

§ 41



54.

Особо охраняемые природные территории России. Урок изучения нового материала.

Защита презентаций

Особо охраняемые природные территории и объекты Всемирного природного наследия на территории России.


природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; основные понятия темы: «особо охраняемые природные территории»;


называть и показывать по карте крупнейшие и старейшие особо охраняемые заповедники и национальные парки, памятники Всемирного природного наследия.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для самостоятельного поиска географической информации о природных зонах и морях Рф; для оценки изменения природных зон под влиянием хозяйственной деятельности человека, в том числе на примере своей местности.

для чтения карт различного содержания; для проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; их оценки и последствий.


текущий

выступление с защитой презентаций

§ 42,



55.

Повторение и обобщение темы: «Природные различия на территории России». Зачет





итоговый

тестирование

стр.206-207 вопросы




Раздел 3. Население России (10 часов)










56.

Численность и воспроизводство населения. Урок изучения нового материала. Практикум

Человеческий потенциал- главное богатство страны. Численность населения России, её динамика. Естественный прирост и факторы, влияющие на его изменения

особенности демографической ситуации в России и ее изменения в ХХ в., традиционный и современный типы воспроизводства населения,

основные географические понятия: «естественный прирост», «воспроизводство населения»,

основные показатели, характеризующие население России: общую численность населения, место России в мире по численности населения, естественный прирост,

называть: факторы (причины), влияющие на естественное движение населения, приводить примеры регионов России (субъектов РФ) с максимальными и минимальными показателями, характеризующими население: естественный прирост,

текущий

работа со статистическими материалами

§ 43, стр 214 №6

14. Определение и анализ основных статистических показателей, характеризующих население страны в целом и ее отдельных территорий.



57.

Половой и возрастной состав населения. Средняя продолжительность жизни. Урок изучения нового материала. Практикум

Своеобразие половозрастной пирамиды в России и определяющие его факторы. Продолжительность жизни мужского и женского населения


соот ношение мужчин и женщин, среднюю (прогнозируемую) продолжительность жизни,

читать, анализировать, сравнивать, делать выводы при работе со статистическими показателями, представленными в виде графиков, таблиц. диаграмм (половозрастная пирамида и др.);

называть: факторы (причины), влияющие на среднюю продолжительность жизни,

приводить примеры регионов России (субъектов РФ) с максимальными и минимальными показателями, характеризующими население: соотношение мужчин и женщин, средняя (прогнозируемая) продолжительность жизни,

приводить примеры: влияния разных факторов на среднюю продолжительность жизни,

текущий

работа с половозрастными пирамидами

§ 44, стр 218 №4

15.Анализ карт населения.



58.

Этнический и языковой состав населения России

Урок изучения нового материала. Практикум

Россия многонациональное государство. Многонациональность как специфический фактор формирования и развития России. Языковой состав населения.


особенности размещения народов и населения России,

основные географические понятия: этнос,

крупнейшие по численности народы,

показывать по карте народов территории с однородным и многонациональным (пестрым) составом населения;

называть: факторы (причины), влияющие на размещение народов,


текущий

работа с материалами периодической печати

§ 45, подготовить сообщение об основных религиях

16. Выявление и объяснение территориальных аспектов межнациональных отношений.



59.

Культурно-исторические особенности народов России. География основных религий.

Урок изучения нового материала. Беседа

Использование географических знаний для анализа территориальных аспектов межнациональных отношений. География религий.

современный религиозный состав населения


приводить примеры: влияния разных факторов на среднюю продолжительность жизни, адаптации разных на родов к условиям окружающей среды, её влияния на формирование культурно-исторических особенностей народов России; влияния исторических, политических и социально-экономических причин на демографическую ситуацию,

текущий

работа с материалами периодической печати

§ 46. стр 229№ 4



60.

Особенности урбанизации в России. Городское население.

Урок изучения нового материала. Беседа.

Географические особенности размещения населения: их обусловленность природными, историческими и социально-экономическими факторами. Основная полоса расселения. Городское и сельское население. Крупнейшие города и городские агломерации, их роль в жизни страны


основные географические понятия: «город» «урбанизация»,

соотношение городского и сельского населения, виды и функции городов, города-миллионеры,


текущий

работа с графиками и схемами учебника

§ 47, стр 235, №1



61.

Сельские поселения. Особенности расселения сельского населения.

Урок изучения нового материала. Беседа

Сельская местность, сельские поселения.



основные географические понятия: «сельская местность», виды сельских поселений,

объяснять связь между природными условиями и ресурсами (агроклиматическими, земельными, водными, рыбными, охотничьими, лесными) и формированием зональных типов сельских поселений;


текущий

фронтальный опрос

§ 48, стр 239 №7



62.

Миграции населения в России.

Урок изучения нового материала. Беседа

Направления и типы миграции на территории страны: причины, порождающие их, основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны.



основные географические понятия: «миграции населения», механический (миграционный) прирост населения»,

виды внутренних и внешних миграций,

называть: факторы (причины), влияющие интенсивность миграций,


текущий

работа со статистическими материалами

§49, стр 244 №8



63.

Размещение населения России.

Урок изучения нового материала. Беседа

Особенности расселения населения России. Географические особенности размещения населения: их обусловленность природными, историческими и социально-экономическими факторами.

зоны расселения населения (основная зона расселения населения, зона Севера);

связь между историей заселения территории, ее географическим положением, природными условиями, ресурсами и особенностями населения;


основные географические понятия: «плотность населения», «расселение населения»

среднюю плотность населения,

показывать на карте плотность населения: основную зону расселения населения; города-миллионеры;


текущий

анализ карты

§ 50., стр249№9



64.

Занятость населения.

Урок изучения нового материала. Дискуссия

Трудовые ресурсы России. Неравномерность распределения трудоспособного населения по территории страны. Географические различия в уровне занятости и уровне жизни населения России, факторы их определяющие.



основные географические понятия: «трудовые ресурсы»,«экономически активное население

уровень безработицы;


называть: факторы (причины), влияющие на уровень безработицы;


текущий

фронтальный опрос

§ 51, стр 254№5



65.

Повторение и обобщение раздела: «Население России»




составлять краткую географическую характеристику населения разных территорий (субъектов РФ) на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для чтения карт различного содержания; для проведения наблюдений за процессами, характеризующими особенности населения своего региона проживания.


итоговый

тестирование

вопросы стр255




Раздел 4. «Природный фактор в развитии России» ( 3часа)










66.

Влияние общества на развитие природы.

Изучение нового материала. «Перекрестная дискуссия»

Влияние природной среды на развитие общества на разных исторических этапах. Непосредственное и опосредованное влияние природных условий на жизнь и деятельность человека. виды адаптации человека к окружающей среде


меры по сохранению и рациональному использованию природных ресурсов;


приводить примеры: разных видов адаптации человека к окружающей среде; влияния природных условий, стихийных природных явлений на жизнь и хозяйственную деятельность человека; изменения характера воз действия природы на человеческое общество на разных исторических этапах; использования и охраны природных ресурсов;


текущий

работа с учебником и дополнительной литературой

§ 52, стр 262 № 6



67.

Природные ресурсы.

Изучение нового материала.

Беседа

Природные ресурсы, их классификация, пути и способы охраны и рационального использования


основные географические понятия: «природные условия», «природные ресурсы»; виды природных ресурсов, главные особенности природных ресурсов России; соотношение промышленных и сельскохозяйственных ресурсов;


текущий

работа с учебником

§ 53, стр265 №1

17.Выявление характера использования природных ресурсов своей местности с помощью дополнительных источников географической информации и публикаций в СМИ


68.

Природно-ресурсный потенциал России

Обеспеченность России природными ресурсами. Хозяйственная оценка природно-ресурсного потенциала России и значение для развития экономики. Особенности в размещении и потреблении разных видов природных ресурсов на территории страны. Важнейшие территориальные сочетания природных ресурсов. Основные территориальные базы страны. Проблемы и перспективы использования природно-ресурсного потенциала России


соотношение экономически эффективной территории и государственной территории; особенности размещения основных видов природных ресурсов; основные ресурсные базы; проблемы и перспективы использования природно-ресурсного потенциала России; место России в мире по запасам и добыче основных видов природных ресурсов;


читать, анализировать, сравнивать, делать выводы при работе со статистическими показателями, представленными в виде графиков, таблиц, диаграмм.




давать хозяйственную оценку природно-ресурсного потенциала России, сравнивать природно-ресурсный потенциал России и других стран; находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения природных условий разных территорий и их обеспеченности разными вида ми природных ресурсов; составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;


текущий

работа с картой и схемами учебника

§ 54, стр271 №6





рабочие программы по географии 8 класс
  • География
Описание:

Рабочая программа разработана на основе примерной программы основного общего образования по географии  России (8 – 9 классы). Использованы программы по географии 6 – 10 классы под редакцией И.В. Душиной. (М: ДРОФА, 2009.)

Главная задача курса – сформировать у учащихся знания о родной стране, и подвести их к пониманию своего места в стране и в мире. Курс готовит учащихся к ориентации в Российском пространстве, к умению адаптироваться к окружающей среде. Особенностью курса является гуманизация его содержания, в центре находится человек.

 

Количество часов на изучение в 8 классе -  68; количество часов  в неделю - 2, практических работ – 14 , из них обязательных – оценочных  –  9.

Автор Симоненко Валентина Николаевна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел География
Подраздел
Просмотров 844
Номер материала 51906
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓