Главная / Биология / Рабочие программы по биологии

Рабочие программы по биологии

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа п. Созимский Верхнекамского района Кировской области




«Утверждаю»

Рассмотрено Директор МОУ СОШ п. Созимский ШМО учителей естественного цикла _________________Конькова Е.И.

Протокол №______от __________11 г. Приказ №_____от_____________




Рабочие программы по БИОЛОГИИ

для общеобразовательных учреждений

(для обучающихся VI-IX классов)



Составители:

Симоненко В.Н., учитель биологии

первой квалификационной категории





п.Созимский

2011

Содержание


Пояснительная записка


Программы составлены в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования (2004г).

Биология как учебный предмет является неотъемлемой составной частью естественнонаучного образования на всех ступенях образования. Модернизация образования предусматривает повышение биологической грамотности подрастающего поколения. Независимо от того, какую специальность выберут в будущем выпускники школы, их жизнь будет неразрывно связана с биологией. Здоровье человека, его развитие, жизнь и здоровье будущих детей, пища, которую мы едим, воздух, которым мы дышим, та среда, в которой мы живем, - все это объекты биологии.

Задачи, решаемые в процессе обучения биологии в школе:

  • формирование у школьников естественнонаучного мировоззрения, основанного на понимании взаимосвязи элементов живой и неживой природы, осознании человека как части природы, продукта эволюции живой природы;

  • формирование у школьников экологического мышления и навыков здорового образа жизни на основе умелого владения способами самоорганизации жизнедеятельности;

  • приобретение школьниками опыта разнообразной практической деятельности, опыта познания и самопознания в процессе изучения окружающего мира;

  • воспитание гражданской ответственности и правового самосознания, самостоятельности и инициативности учащихся через включение их в позитивную созидательную экологическую деятельность;

  • создание условий для возможности осознанного выбора индивидуальной образовательной траектории, способствующей последующему профессиональному самоопределению, в соответствии с индивидуальными интересами ребенка и потребностями региона.

Это осуществляется через дополнение традиционных тем федерального компонента экологической и валеологической составляющими, актуализацию внутрипредметных связей, конкретизацию общетеоретических положений примерами регионального биоразнообразия.

Деятельностный подход реализуется на основе максимального включения в образовательный процесс практического компонента учебного содержания - лабораторных и практических работ, экскурсий.

Личностно-ориентированный подход предполагает наполнение программ учебным содержанием, значимым для каждого обучающего в повседневной жизни, важным для формирования адекватного поведения человека в окружающей среде.

Сущность компетентностного подхода состоит в применении полученных знаний в практической деятельности и повседневной жизни, в формировании универсальных умений на основе практической деятельности.

Результат обучения школьников биологии в соответствии с государственным образовательным стандартом представлен требованиями к уровню подготовки выпускников соответствующей ступени образования. Результат образования оценивается системой трех взаимосвязанных компонентов: предметно-информационной, деятельностно-коммуникативной и ценностно-ориентационной.

Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта (2004г) и программ:

  1. Константинов В.М., Кучменко В.С., Пономарева И.Н. 7 класс. Животные (70 часов, 2 раза в неделю)//Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы: программы. – М.: Вентана-Граф, 2009. – с. 49-63.

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 7-го, 8-го и 9-го классов предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю.

Программы по биологии для 6-9 классов построены на принципиально новой содержательной основе – биоцентризме и полицентризме в раскрытии свойств живой природы, ее закономерностей и многомерности разнообразия уровней организации жизни, особенностей разных сред жизни; на основе понимания биологии как науки и явления культуры.

Цель программ 6-9 классов – развивать у школьников понимание величайшей ценности жизни, ценности биологического разнообразия. Вместе с тем программы максимально направлены на развитие экологического образования школьников в процессе обучения биологии и воспитание у них экологической культуры.

Важнейшие особенности данных программ:

  • Увеличение объема экологического содержания за счет некоторого сокращения анатомического и морфологического материала;

  • Усиление внимания к биологическому разнообразию как исключительной ценности органического мира; к изучению живой природы России и бережному отношению к ней; добавлены к тому же материалы по изучению биоразнообразия Кировской области;

  • Усиление внимания к идеям эволюции органического мира, о взаимосвязях и зависимостях в структуре и жизнедеятельности биологических систем разных уровней организации; к идеям устойчивого развития природы и общества;

  • Расширение перечня практических работ и экскурсий в природу, с ориентацией на активное и самостоятельное познание явлений природы и развивающих практические и творческие умения учащихся.

В 9 классе программа курса «Биология» предусматривает изучение основополагающих материалов важнейших областей биологической науки в их систематизированном, но рядоположенном изложении.

В предложенной программе усилена практическая направленность деятельности школьников. Предусмотренные в содержании почти каждой темы практические и лабораторные работы, экскурсии позволяют значительную часть уроков проводить в деятельностной форме. Программа предполагает широкое общение с живой природой, природой родного края, что способствует развитию у школьников естественнонаучного мировоззрения и экологического мышления, воспитанию патриотизма и гражданской ответственности.

Для систематического и разноуровневого контроля и самоконтроля знаний и умений учащихся, полученных при изучении биологии в 7-9 классах, а также для подготовки к ЕГЭ в старших класса используются новые учебные пособия:

  1. Лернер Г.И. Биология. Тема «Животные» (7-8 классы): Подготовка к ЕГЭ. Контрольные и самостоятельные работы/Г.И.Лернер. – М.: Эксмо, 2007. – 288с.

В пособиях предлагаются задания для поурочного и тематического контроля знаний учащихся по школьным курсам биологии - «Животные», «Человек», общая биология и экология. Все задания по типологии и форме соответствуют аттестационным материалам ЕГЭ и материалов вступительных экзаменов в вузы. Вопросы, тесты и задания выстроены по вариантам в соответствии со структурой и содержанием как линейных, так и концентрических программ (линия Пономаревой И.Н. – является концентрической), обеспечивающих Обязательный минимум содержания образования по биологии.

Кроме того, при ведении курса используется серия мультимедийных уроков, разработанная учителем и материалы из «Единой коллекции Цифровых Образовательных Ресурсов» (набор цифровых ресурсов к учебникам линии Пономаревой И.Н.) (http://school-collection.edu.ru/


6 класс.

Курс «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники».


(35 часов. 1 час в неделю)

Авторы: И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко.


Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта. Примерной программы основного общего образования по биологии и программы по биологии для 6 – ого класса «Биология – 6 (Раздел «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники)»

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 6 – го класс предусматривает обучение биологии в объеме 1 часа в неделю.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Рабочая программа включает в себя сведения о строении, жизнедеятельности растений, бактерий, грибов, их разнообразия в природе Земли в результате эволюции.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой.

Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Содержание курса ставит целью обеспечить ученикам понимание высокой значимости жизни, понимание ценности знаний о своеобразии царств: растений, бактерий и грибов в системе биологических знаний научной картины мира и в плодотворной практической деятельности; сформировать основополагающие понятия о клеточном строении живых организмов, об организме и биогеоценозе как особых формах (уровнях) организации жизни, о биологическом разнообразии в природе Земли как результате эволюции и как основе ее устойчивого развития.

В программе за счет некоторого сокращения анатомического и морфологического материала расширен экологический.

Экологические понятия вводятся с первых уроков при ознакомлении учащихся: с многообразным проявлением свойств организмов; взаимосвязями растений, бактерий и грибов с окружающей средой; растительным сообществом, со значением растений в природе; ролью человека в природе.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений / Под ред. И.Н. Пономаревой. _ М.: Вентана – Граф, 2009. – 240 с.:ил.


  1. Соответствие требованиям ФК ГОС:

Цель: Усвоение учащимися не только определенной суммы знаний, но и развитие их личности, познавательных и созидательных способностей.



задачи

Содержание образования

Приемы и способы деятельности

Освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о роли биологической науки в практической деятельности; методах познания живой природы;

Общее знакомство с растениями. Клеточное строение растений.

Органы цветковых растений.

Основные процессы жизнедеятельности растений. Историческое развитие и многообразие растительного мира на Земле.

Царство Бактерии.

Царство Грибы. Лишайники. Природные сообщества.

Наблюдение, слушание, запоминание, выполнение действий по образцу, сообщающая и эвристическая беседа, дискуссия, самостоятельная работа, проблемные задачи и задания, самостоятельная работа репродуктивного типа.

Овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска

4 работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками.; проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты.

Общее знакомство с растениями. Клеточное строение растений.

Органы цветковых растений.

Основные процессы жизнедеятельности растений.

Основные отделы царства растений. Историческое развитие и многообразие растительного мира на Земле.

Царство Бактерии.

Царство Грибы. Лишайники. Природные сообщества.

Знакомство с цветковыми и споровыми растениями.

Внешнее строение корневища и клубня.

Инструктирование, самостоятельная работа, сообщающая и эвристическая беседа, проблемные задачи и задания, имеющие практический характер, наблюдение, слушание, запоминание, выполнение действий по образцу.

Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей. В процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации.

Знакомство с цветковыми и споровыми растениями.

Строение растительной клетки. Строение семени.

Строение корня.

Строение почки.

Строение листа.

Строение стебля.

Внешнее строение корневища и клубня. Соцветия.
Вегетативное размножение растений. Одноклеточные водоросли.

Отдел Мохообразные.

Папоротникообразные.

Отдел Голосеменные.

Строение бактерий.

Плесневые грибы.




Опыты и эксперименты, лабораторные работы, виртуальные путешествия, Работа с учебником, рабочими тетрадями, дополнительной литературой.

Воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в природе;

Условия жизни растений на Земле. Многообразие стеблей и плодов. Водоросли.

Отдел Голосеменные.

Отдел Покрытосеменные. Многообразие и происхождение культурных растений.

Царство Бактерии.

Царство Грибы. Лишайники.

Природное сообщество. Приспособленность растений

Наблюдение, слушание, сообщающая и эвристическая беседа, дискуссия, самостоятельная работа, проблемные задачи и задания, инструктирование.

Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, оказание первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму; для наблюдения правил поведения в окружающей среде, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек.

Общее знакомство с растениями. Клеточное строение растений. Органы цветковых растений. Основные процессы жизнедеятельности растений. Основные отделы царства растений. Историческое развитие и многообразие растительного мира на Земле. Царство Бактерии. Царство Грибы. Лишайники. Природные сообщества.

Наблюдение, слушание, выполнение действий по образцу, эвристическая беседа, дискуссия, самостоятельная работа, проблемные задачи и задания.



Предметно - информационная

Деятельностно - коммуникативная

  • иметь представления о нормах поведения в ситуациях, создающих угрозу жизнедеятельности человека;

  • Знать специфику экологической ситуации в регионе и по месту жительства;

  • Знать растительный мир Кировской области, особенности его изменения под воздействием промышленного и сельскохозяйственного развития ;

  • Знать основные методы осуществления природоохранной деятельности, применяемые в мире, стране, регионе, конкретной местности;

  • Знать методы отбора достоверной и необходимой информации;

  • Знать основные источники информации, обеспечивающие активное самообразование и саморазвитие подростка

  • владеть основными методами разрешения и предотвращения конфликтных ситуаций;

  • демонстрировать ответственное поведение в школе, дома, в общественных местах;

  • проявлять основные навыки самоорганизации в различных видах деятельности;

  • владеть основными источниками информации об особенностях экологической ситуации в регионе и по месту жительства;

  • участвовать в экологических акциях района, микрорайона, школы;

  • ответственно относиться к природе и занимать активную позицию в ее сохранении;

  • владеть основными методами и способами отбора достоверной и необходимой информации о регионе;

  • уметь использовать различные способы подачи информации при взаимодействии с другими людьми.

Ценностно - ориентационная

  • осознание необходимости защиты окружающей среды, сохранение биологического разнообразия на Земле;

  • принятие тех норм и правил, которые обеспечивают успешное регулирование собственного сознания и поведения;

  • понимание ценности своей и чужой позиции при решении конкретных проблем;

  • сознание ответственности за свои поступки при взаимодействии с различными группами и индивидами;

  • понимание личной ответственности за качество приобретаемых знаний и умений, определяющих отношение к себе, ближайшему окружению, перспективам личного участия в развитии региона.








Тема урока

Дата

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки

измерители

Дополнительные элементы содержания

Ведение (2 часа)

1

Наука о растениях – ботаника. Мир растений.

Урок обобщения и систематизации знаний.

Введение п.1.

1 – я неделя сентября

Основные царства живых организмов: бактерии, грибы, растения, животные.

Наука о растениях – ботаника. Роль в природе и жизни человека. Жизненные формы растений: деревья. Кустарники, травы

Приводить примеры значение ботанических знаний.

Называть основные царства живых организмов.

Давать определение термину ботаника

Распознавать и описывать жизненные формы растений.

Объяснять роль растений в природе и жизни человека.

Вопрос 3 на стр. 8



Задание 1 на стр.4 в раб. Тет.


Вопрос 2 на стр. 8.


Задание 2 на стр.4 в раб. Тет.



Задание 3 на стр3. в раб. Тет.

Культурные и дикорастущие растения.

2

Разнообразие растений.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

П. 2,

задание 3 на стр. 6 в раб. Тет .

П.3

2 – я неделя сентября

Признаки растений. Высшие и низшие растения. Основные органы растений

Семенные и споровые растения. Растение – живой организм (биосистема).

Распознавать и описывать основные органы растения

Сравнивать высшие и низшие растения на примере папоротников и водорослей.

Доказывать, что растение – живой организм (биосистема).

Выполнение лабораторной раб. №1

«знакомство с цветковым растением»

Вопрос 2 на стр. 18




Задание 1 на стр. 7 в раб. Тетр.

Условия жизни растений.

Абиотические и биотические факторы

Тема 1. Клеточное строение организмов (2 часа)

3

Строение растительной клетки. Жизнедеятельность.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

П. 7 п. 8

3 – я неделя

сентября

Правила работы с микроскопом.

Строение клетки кожицы лука: оболочка, поры, вакуоль, цитоплазма, ядро.

Особенности строение мякоти листа. Хлоропласты, хлорофилл.

Поступлении веществ в клетку, движение цитоплазмы

Деление и рост.


Распознавать и описывать:

- клеточное строение кожицы лука, мякоти плода;

- деление клетки, рост

Называть клеточные структуры и их значение.

Сравнивать по заданным критериям строение клетки кожицы лука и клетки мякоти листа.

Объяснять возможность определения по внешнему виду растения состояние процессов его жизнедеятельности.

Выполнение лаб. Раб. «Клеточное строение кожицы лука».




Зад 1 на стр. 14 в раб. Тет.

Вопрос 1 на с.32.

Сравнить анализ содержания рисунков учебника.



Вопрос 2 на стр. 35

Изменения ядра и цитоплазмы при делении.

4.

Ткани

Комбинированный урок.

П. 9

4 – я неделя сентября

Ткань. Виды тканей: покровные, механические, проводящие, основные.

Функции основных видов тканей

Распознавать и описывать строение и функции тканей растений.

Давать определение термину ткань.


Объяснять последствия для растения нарушения человеком покровной ткани.

Задание 1 на стр.17

Задание 2 на стр. 18 в раб. Тетр.


Задание со свободным ответом по выбору учителя

Вопрос 3 на стр. 37.

Ксилема. Флоэма.

Тема 2 Органы цветковых растений (9 часов)

5

Строение семени.

Уроки изучения и первичного закрепления новых знаний.

П. 10 П.12.

5 – я неделя сентября

Двудольные. Однодольные. Строение семян: семенная кожура, семядоли, зародыш, эндосперм.

Особенности строения семян однодольных и двудольных растений.

Значение семян для растений как орган его размножения и распространения.

Назвать значение семян.

Давать определение терминам двудольные и однодольные растения

Распознавать и описывать по рисунку строение семян однодольных и двудольных растений.

Устанавливать соответствие между частями семени и органами проростка.

Сравнивать по определенным критериям семена двудольных и однодольных растений. .

Вопрос 1 на стр. 50.


Вопрос 1 на стр 45




Выполнение лаб раб «Изучение органов цветковых растений»



Задание 3 на стр. 21 в раб. Тет.



Задание 1 на стр. 23 в раб. Тет.

Прорастание семян: надземное и подземное.

Условия прорастания семян: вода, кислород воздуха, температура.

6.

Корень. Внешнее и внутреннее строение.

Комбинированный урок.

П. 13 стр. 52 – 53.

П. 14. стр. 55 – 56.

П. 15. стр. 57 – 58.

1 – я неделя октября

Виды корней: главный, боковой, придаточные. Функции корня. Корневые системы.

Ткани, образующие корень: покровная, образовательная, механическая, всасывающая, основная, проводящая.

Зоны корня: корневой чехлик, зона деления, зона роста (растяжения), зона всасывания, зона проведения.

Распознавать и описывать:

- виды корней,

- зоны корня,.

Устанавливать соответствие

Между видоизменениями корня и его функциями

Сравнить по заданным критериям типы корневых систем.

Различать корневые системы однодольных и двудольных растений

Выполнение лаб. Раб. «Изучение органов(корня) цветкового растения».

Задание №1 стр. 27,

2 стр. 29 в раб. Тетр.




Задание « 2 стр. 27 в раб. Тетр.



Вопрос 1 на стр. 55

Способы увеличения массы корней у растения: пикировка, окучивание, геотропизм.

7.

Побег. Строение и значение побега.

Комбинированный урок.

П. 16. П.17.

2 – я неделя октября

Побег – сложный орган. Строение побега: стебель. Лист, почки.

Строение почки.

Виды почек: пазушные, верхушечные,; генеративные и вегетативные.

Распознавать и описывать на живых объектах строение:

- побега;

- почки.

Доказывать, что почка – видоизмененный побег.

Отличать вегетативную почку от генеративной почки.





Выполнение лаб. Раб. «изучение органов(корня0 цветкового растения

Задание 1 стр. 32 в раб. Тет.


Задание со свободным ответом по выбору учителя.


Задание 1 стр. 33 в раб. Тет.

Придаточные и спящие почки.

Листорасположение.

Ветвление. Крона. Кущение. Прищипка. Пасынкование.

Определение названий деревьев и кустарников по строению почек.

8.

Лист – часть побега. Значение листа для растения.

Комбинированный урок.

П. 18, П. 19

3 – я неделя октября

Функции листа. Простые и сложные.

Жилкование.

Клеточное строение листа: покровная ткань (кожица, строение и расположение устьиц). Столбчатая и губчатая основные ткани, проводящая ткань жилок (ситовидные трубки и сосуды), механическая ткань (волокна).

Видоизменения листьев – приспособления к условиям жизни.

Распознавать и описывать по рисунку или на живых объектах строение листа.

Рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать клеточное строение листа.

Выделять условия жизни, влияющие на видоизменения листьев.

Выполнение лаб. Раб. «Изучение органов (листа) цветкового растения».

Задание 3 на стр. 37 в раб. Тетр.





Задание 2 на стр. 38 в раб. Тер.

Разнообразие листьев: с прилистниками и без, жилкование (перистое, параллельное, дуговое), способ прикрепления (черешковые, сидячие). Световые и теневые листья. Приспособления листьев к факторам освещенности и влажности.

9.

Стебель. Внешнее и внутренне строение.

Комбинированный урок.

П. 20

4 – я неделя октября

Функции стебля. Рост стебля в толщину.

Внешнее строение стебля.

Участки стебля: кора, камбий, древесина, сердцевина.

Клеточное строение стебля: покровные ткани стебля (кожица, пробка); механическая ткань (лубяные волокна, волокна древесины) и проводящая ткань (ситовидные трубки, сосуды); образовательная ткань.

Называть функции стебля.

Распознавать и описывать на живых объектах внешнее строение стебля.

Устанавливать соответствие между функциями стебля и типами тканей, выполняющими данную функцию.

Объяснять взаимосвязь стебля с другими органами растения.

Вопрос 2 стр. 79


Выполнение лаб. Раб. «Изучение органов (стебля) цветкового растения».

Задание 1 стр. 40 в раб. Тет.





Вопрос 4 стр. 79.

Стебли по длине междоузлия: удлиненные и укороченные (розеточные); по положению в пространстве (лежачие, прямостоячие, ползучие, вьющиеся, приподнимающиеся, лазающие, цепляющиеся). Видоизменения: суккуленты, листообразные, флагообразная крона, колючки. Годичные кольца; значение их для подсчета возраста. Чечевички.

10.

Видоизменения подземных побегов.

Комбинированный урок.

П. 22 задание 3 стр. 43

5 – я неделя октября

Видоизменения побегов: корневище, луковица, клубень.

Приводить примеры растений, имеющих видоизмененные побеги.

Распознавать и описывать на живых объектах видоизменения побегов

Доказывать, что корневище, клубень, луковица – видоизмененные побеги.


Задание 1 стр. 42 в раб. Тет.



Выполнение лаб. Раб «Изучение органов (видоизмененные побеги) цветкового растения»

Задание 2 стр. 42 в раб. Тет.

Эфемероиды, клубнелуковицы.

11.

Цветок. Строение и значение.

Комбинированный урок.

П. 23 П. 24.

2 – я неделя ноября.

Строение цветка, околоцветник (простой, двойной), чашечка, венчик, пестик (рыльце, столбик, завязь), тычинка (тычиночная нить, пыльник), цветоложе, цветоножка.

Соцветия.

Виды соцветий: кисть, метелка, колос, початок, зонтик, корзинка. Биологическое значение соцветий. Функции цветка. Опыление.

Распознавать и описывать по рисункам:

- строение цветка ветроопыляемых растений и насекомоопыляемых растений;

- типы соцветий.

Объяснять взаимосвязь строения цветка и его опылителей.

Выявлять приспособления растений к опылению на примере строения цветка и соцветий.

Сравнивать по заданным критериям строение цветков различных растений.

Задание 1 на стр. 45 в раб. Тет.

Выполнение лаб. Раб. «Изучение органов (цветка и соцветий) цветкового растения».






Вопрос 4 стр. 93




Выполнение лаб. Раб. «Выявление приспособлений у растений к среде обитания»Задание 2 на стр. 47 в раб. Тет.

Задание 2 на стр. 45 в раб. Тет.

Обоеполые и раздельнополые цветки.

Однодомные и двудомные растения.

12.

Плод. Разнообразие и значение.

Комбинированный урок.

П. 25

3 – я неделя ноября

Функции плода.

Виды плодов: ягода, костянка, яблоко, орех, коробочка, стручок, боб.

Сухие и сочные плоды. Односемянные и многосемянные плоды. Способы распространения плодов: с помощью ветра, с помощью животных.

Давать определение термину покрытосемянные.

Распознавать и описывать по рисункам, коллекциям строение плодов.

Приводить примеры растений с различными типами плодов.

Выделять приспособления для распространения плодов.

Задание со свободным ответом по выбору учителя.

Выполнение лаб. Раб. «Изучение органов (плодов) цветкового растения»

Вопросы 2, 3, 4 на стр. 96



Выполнение лаб. Раб. «Выявление приспособлений у растений к среде обитания»

Задание 2, 3 стр. 49 раб. Тет.


13.

Взаимосвязь органов растения как организма.

Урок обобщения и систематизации знаний.

П. 26.

4 – я неделя ноября

Растение – биосистема. Признаки взаимосвязи органов.

Называть признаки взаимосвязи органов.

Доказывать, что растение – биосистема.

Объяснять влияние окружающей среды на растения.

Задание 1 стр. 50 раб. Тет.

Задание 2 стр. 51 раб. Тет


Задание 3 стр.51 раб. Тет.


Тема 3. Основные процессы жизнедеятельности растений (7 часов)

14.

Корневое питание растений.

Комбинированный урок.

П.27.

1 – я неделя декабря

Корневое питание растений. Поглощение воды и минеральных веществ из почвы. Нитраты: рост листьев и стеблей.

Фосфор: ускоренное созревание плодов, холодостойкость.

Калий: рост подземных побегов, холодостойкость.

Описывать механизм почвенного питания.

Объяснять роль и механизм почвенного питания в жизни растений.

Объяснять влияние удобрений на растения

Задание 1 на стр. 54 раб. Тет.

Задание 2 на стр. 54 в раб. Тет.



Задание 3 на стр. 54 в раб. Тет.

Подкормка: норма, сроки внесения. Правила внесения удобрений. Удобрения; органические и минеральные.

15

Воздушное питание растений.

Комбинированный урок.

П. 28. П. 29.

2 – я неделя декабря

Воздушное питание растений. Космическая роль зеленых растений. Фотосинтез. Локализация процессов. Условия и необходимые вещества и продукты.

Описывать механизм фотосинтеза, передвижения органических веществ.

Определять роль органов растений в образовании и перераспределении органических веществ.

Объяснять космическую роль зеленых растений.

Задание 3 на стр. 56 раб. Тет.



Задание 1 на стр. 57 раб. Тет.

Вопрос 3, 4 стр. 105.



Задание 2 стр. 57 раб. тет

Автотрофы и гетеротрофы.

16.

Дыхание растений и обмен веществ.

Комбинированный урок.

П. 30.

3 – я неделя декабря.

Значение дыхания. Опыты, подтверждающие дыхание растений. Приспособления растений для дыхания. Использование энергии растениями.

Взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза.

Описывать опыты, подтверждающие дыхание растений.

Выделять приспособления растений для дыхания.

Сравнивать по заданным критериям процессы фотосинтеза и дыхания.

Задание со свободным ответом по выбору учителя




Задание 1 на стр. 58 в раб. Тет.

Биологическое значение рыхления.

17.

Значение воды в жизни растений.

Комбинированный урок.

П. 31

4 – я неделя декабря

Значение воды в жизни растений. Экологические группы растений по отношению к воде. Этапы и механизмы водообмена.

Называть этапы водообмена.

Распознавать и описывать растения различных экологических групп.

Задание 1, 2 стр. 60 раб. Тет.

Выполнение лаб. Раб. «Выявление приспособлений у растений к среде обитания».

Экологические группы растений: гидатофиты, гидрофиты, гигрофиты, мезофиты, ксерофиты, (суккуленты, склерофиты).

18.

Размножение и оплодотворение у растений.

Комбинированный урок.

П. 32.

3 – я неделя января.

Размножение растений: половое и бесполое. Опыление и оплодотворение у растений. Биологическое значение полового и бесполого размножения.

Описывать процессы опыления и оплодотворения цветковых растений.

Выделять отличительные особенности полового и бесполого размножени1.

Отличать оплодотворение от опыления.

Задание 3 на стр. 4 раб. Тет №2



Задание 1 на стр. 3 раб. Тет. №2




Вопрос 1 стр. 120


19.

Бесполое размножение растений.

Комбинированный урок

П. 33.

4 – я неделя января.

Вегетативное размножение. Его виды и биологическая роль в природе. Использование вегетативного размножения.

Приводить примеры растений, размножающихся вегетативно.

Называть способы вегетативного размножения.

Распознавать и описывать способы вегетативного размножения.


Наблюдать за развитием растения при вегетативном размножении.

Вопрос 1 стр. 123.

Задание 3 на стр. 5 раб. Тет. №2


Задание 1 стр. 4 раб. Тет. №2


Здание 2 стр. 5 раб. Тет. №2

Выполнение лаб. Раб. «Размножение комнатных растений».



Прививка черенком, глазком. Методом культуры тканей.

20.

Рост и развитие растений.

Комбинированный урок.

П. 35 П. 36.

5 – я неделя января.

Рост и индивидуальное развитие.

Взаимосвязь роста и развития в жизнедеятельности растения. Зависимость от условий среды.

Распознавать и описывать по рисунку стадии развития растения и их последовательность.

Выделять различия между процессами роста и развития.

Приводить примеры гибели растений от влияния условии среды.


Задание 1 стр. 9, 3 стр. 10 раб. Тет. №2.




Задание 2 стр. 10 раб. Тет. №2


Задание 2, 3 стр. 11. раб. Тет. №2

Суточные ритмы. Сезонная периодичность. Возможность управления ростом растеия.

Тема 4. Основные отделы царства растений (6 часов).

21.

Водоросли.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

П. 38. П. 39.

1 – я неделя февраля

Основные признаки водорослей. Слоевище, ризоиды.

Зеленые, бурые, красные водоросли.

Места обитания и распространение. Значение водорослей в природе и в жизни человека

Давать определение термину низшие растения.

Распознавать водоросли различных отделов.


Распознавать и описывать внешнее строение водорослей.


Объяснять роль водорослей в природе и жизни человека.

Сравнивать по заданным критериям одноклеточные и многоклеточные водоросли.

Задание со свободным ответом по выбору учителя.

Выполнение лаб. Раб. « Распознавание водорослей разных отделов».

Выполнение лаб. Раб. «Изучение внешнего строения водорослей»

Вопрос 1 стр. 141.

Задание 1 стр. 17 раб. Тет.


Задание 1 стр. 15 2 стр. 16 раб. Тет. «2 Вопрос 4 стр. 141.

«Цветение воды». ХламидомонадаПредставители водорослей. Зеленые водоросли: улотрикс,спирогира. Бурые водоросли: ламинария. Красные водоросли: порфира.

22.

Высшие споровые растения. Мхи.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

П. 40

2 – я неделя февраля

Основные признаки мхов. Споровые высшие растения. Изменения в строении растений в связи с выходом на сушу.

Листостебельные мхи: кукушкин лен и сфагнум (на выбор).

Давать определение термину высшие растения.

Распознавать и описывать:

- строение мхов,

- растения отдела Мохообразные.


Выявлять приспособления растений в связи с выходом на сушу.


Объяснять происхождение наземных растений на примере сопоставления мхов и зеленых водорослей.


Задание со свободным ответом по выбору учителя.

Задание 2 стр. 21 раб. Тет. №2.


Выполнение лаб. Раб. «Распознавание отдела Моховидных».

Выполнение лаб. Раб. «Выявление приспособлений у растений к среде обитания»

Задание со свободным ответом по выбору учителя.

Гаметофит. Печеночники.

23.

Папоротники.

Комбинированный урок.

П. 42.

3 – я неделя февраля.

Основные признаки папоротников. Многообразие папоротников.

Давать определение термину высшие растения.

Распознавать и описывать:

- строение папоротников;



- растения отдела Папоротникообразные.

Задание со свободным ответом по выбору учителя.

Задание 1 стр. 22 раб. Тет. №2

Выполнение лаб. Раб. «Изучение внешнего строения папоротников»

Выполнение лаб. Раб. «Распознание отдела Папоротникообразные»

Плауновидные. Хвощи.

24.

Голосеменные.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

П. 42.

4 – я неделя февраля.

Голосеменные растения. Особенности строения голосеменных растений: появление семян, развитие корневой системы. Значение голосеменных растений. Разнообразие голосеменных: хвойные растения (сосна, ель).

Давать определение термину голосеменные растения.

Распознавать растения отдела Голосеменные растения.


Описывать процесс размножение сосны.

Распознавать и описывать строение хвои и шишек наиболее представителей голосеменных.



Выделять приспособления голосеменных растений для жизни в условиях дефицита влаги.

Задание со свободным ответом по выбору учителя.


Выполнение лаб. Раб. «Распознавание растений отдела Голосеменные растения».

Задание 3 стр. 24 раб. Тет. №2

Выполнение лаб. Раб. «Изучение внешнего строения и многообразия голосеменных растений».

Задание 2 стр. 24 раб. Тет. №2

Вопрос 4 стр. 157.

Фитонциды. Хвойные растения: лиственница, можжевельник. Жизненные формы: деревья, кустарники, лианы.

25.

Отдел Покрытосеменные.

Общая характеристика и значение.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

П. 43.

1 – я неделя марта

Особенности строения покрытосеменных растений. Органы цветкового растения. Жизненные формы.

Давать определение термину покрытосеменные растения.

Распознавать растения отдела Покрытосеменные растения.


Распознавать и описывать строение цветкового растения.



Сравнивать по заданным критериям, используя данные информационной таблицы:

- покрытосеменные и голосеменные растения;

- однодольные и двудольные растения.

Задание со свободным ответом по выбору учителя.


Выполнение лаб. Раб. «Распознавание растений отдела Покрытосеменные растения».

Выполнение лаб. Раб. «Изучение строения и многообразия покрытосеменных растений»

Задание 2 стр. 27 раб. Тет. №2








Задание 2 стр 28 раб. Тет. №2

Однолетние и многолетние растения.

26.

Класс Двудольные. Сравнительная характеристика семейств.

Комбинированный урок.

П. 44.

2 – я неделя марта

Признаки класса Двудольные.

Значение растений основных семейств класса Двудольные

Сельскохозяйственные растения: овощные, плодово - ягодные, масличные, кормовые культуры. Лекарственные растения.

Распознавать и описывать наиболее распространенные в данной местности растения семейства класса Двудольные.



Определять принадлежность растений к классу Двудольные.



Выполнение лаб раб. «Распознавание наиболее распространенных растений Кировской области»

Вопрос 2 стр 167

Выполнение лаб. Раб. «Определение принадлежности растений к классу двудольные».

Признаки семейств: строение цветка, тип соцветия, тип плодов.

27.

Класс Однодольные. Сравнительная характеристика семейств класса Однодольные.

Комбинированный урок

П. 45

3 – я неделя марта

Признаки строения растений семейств Злаки и Лилейные.

Редкие и охраняемые растения семейства Лилейные.

Сельскохозяйственные растения: зерновые, кормовые культуры. Лекарственные и декоративные растения

Распознавать растения семейств: Лилейные , Злаки..



Определять принадлежность растений к классу Однодольные.


Объяснять причины сокращения численности редких и охраняемых растений.

Доказывать принадлежность лилейных растений и злаков к классу однодольных.

Выполнение лаб. Раб. «Распознавание наиболее распространенных растений Кировской области».


Выполнение лаб. Раб. «Определение принадлежности растений к классу Однодольные».

Задание со свободным ответом по выбору учителя



Вопрос 1 стр. 171.

Семейство Луговые.

Тема 5. Историческое развитие и многообразие растительного мира (2 часа)

28.

Понятие об эволюции растительного мира.

Урок обобщения и систематизации знаний.

П. 46. П. 47.

1 – я неделя апреля

Понятие об эволюции растительного мира как процессе усложнения растений и растительного мира.

Приспособления к условиям существования.

Называть основные этапы эволюции растительного мира.

Выявлять основные признаки, необходимые для существования растений на суше.

Объяснять процессы жизнедеятельности основных отделов растений.




Вопрос 1 стр.179





Задание 1 стр. 35 раб. Тет. №2

Палеоботаника. Риниофиты. Реликтовые растения.

29.

Многообразие и происхождение культурных растений.

Урок обобщения и систематизации знаний.

П. 48. П. 49.

2 – я неделя апреля.

Дикорастущие и культурные растения.

Многообразие и происхождение культурных растений.

Центры происхождения культурных растений.

Приводить примеры культурных и дикорастущих растений.

Распознавать важнейшие сельскохозяйственные растения.


Называть центры происхождения культурных растений

Описывать происхождение и значение растений на выбор.

Объяснять способы расселения культурных растений.

Задание 1 стр. 36 раб. Тет. №2.



Выполнение лаб раб. «Распознавание важнейших сельскохозяйственных растений».

Вопрос 2 стр. 183.



Задание 1 стр. 37 раб. Тет. №2



Вопрос 3 стр. 186.

Сельское хозяйство. Условия выращивания важнейших сельскохозяйственных растений, связанные с их происхождением.

Тема 6. Бактерии. (2 часа)

30.

Общая характеристика бактерий.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

П. 50. П. 51.

3 – я неделя апреля.

Строение бактериальной клетки: оболочка, цитоплазма, ядерное вещество, включения. Питание, размножение, образование спор.

Распознавать и описывать строение бактериальной клетки.

Объяснять особенности жизнедеятельности бактерий.

Сравнивать строение бактериальной и растительной клетки.


Вопрос 1 стр. 190.



Вопрос 2, 3 стр.193




Задание 1 стр. 39 раб. Тет. №2

Вопрос 1 стр. 193

Паразиты и сапрофиты. Аэробы и анаэробы.

31.

Многообразие и значение бактерий.

Урок комплексного применения ЗУН учащимися.

П. 52

4 – я неделя апреля.

Значение бактерий в природе и жизни человека. Бактерии разложения и гниения, клубеньковые, молочно – кислые, болезнетворные бактерии.

Выделять особенности строения бактерий различных групп.

Объяснять роль бактерий.


Задание 2 стр. 40 раб. Тет. №2



Вопросы 1 – 3 стр.196.

Задание 1 стр. 41 раб, тет. №2.


Тема 7. Грибы. Лишайники (3 часа)

32.

Общая характеристика грибов.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

П. 53

1 – я неделя мая.

Признаки царства Грибы.

Строение грибов: грибница, плодовое тело.

Разнообразие грибов по способу питания.

Особенности строения плесневых грибов. Плесневые грибы: мукор, пеницилл, дрожжи.

Называть значение плесневых грибов в природе и жизни человека.

Распознавать и описывать строение плесневых грибов.

Сравнивать грибы с растениями и животными.

Задание 3 стр. 43. раб тет. №2

Вопрос 4 стр. 202.


Выполнение лаб. Раб. «Строение плесневых грибов».

Задание 1 стр. 43 раб. Тет. №2

Вопрос 3 стр. 202

Микология. Открытие антибиотиков и их использование.

33.

Многообразие и значение грибов.

Комбинированный урок.

П. 54

2 – я неделя мая

Особенности строения шляпочных грибов. Мицелий. Микориза. Шляпочные грибы (съедобные и ядовитые), наиболее часто встречающиеся в Свердловской области.

Приводить примеры шляпочных грибов, произрастающих в Свердловской области.

Распознавать и описывать съедобные и ядовитые шляпочные грибы.



Называть способы питания многоклеточных грибов.

Выделять различия между трубчатыми и пластинчатыми шляпочными грибами.

Объяснять роль многоклеточных грибов в природе

Вопрос 1 стр. 205.




Задание 2 стр. 45 раб. Тет. №2 Выполнение лаб. Раб. «Распознавание съедобных и ядовитых грибов»

Вопрос 2 стр. 205




Задание 1 стр. 45 раб. Тет. №2



Вопрос 3 стр. 205.


34.

Лишайники.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

П. 55

3 – я неделя мая.

Лишайники – симбиоз гриба и водорослей. Условия жизни.

Значение.

Питание, размножение.

Распознавать и описывать строение лишайника.

Объяснять возможность роста лишайников в бесплодных местах.

Задание 1 – 2 стр. 46 раб. Тет №2


Вопрос 3 стр. 208.

Формы лишайников: кустистые, листовые, накипные.

Тема 8. Природные сообщества (1 час)

35.

Жизнь растений в природе. Многообразие природных сообществ.

Урок обобщения и систематизации знаний.

П. 60. П.59.

4 – я неделя мая.

Фитоценоз.

Естественные природные сообщества: лес, степь.

Роль растений в круговороте веществ.

Называть основные типы природных сообществ.

Приводить примеры естественных сообществ.

Описывать видовой состав природных сообществ.

Объяснять, почему растения считаются основой круговорота веществ.

Вопрос 1 стр. 222



Вопрос 2 стр. 222



Задание 1 стр. 50 – 51 раб. Тет. №2


Вопрос 1 стр. 225

Приспособленность растений к совместной жизни в природном сообществе.



7 класс

Животные

(70 часов, 2 часа в неделю)

Учебно-тематическое планирование



Название темы

Кол-во часов

Лабораторные,

практические работы



Экскурсии

1

Общие сведения о мире животных

4


+

2

Строение тела животных.

2



3

Подцарство Простейшие или Одноклеточные животные

4

++


4

Подцарство Многоклеточные животные. Тип Кишечнополостные

2



5

Типы: Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви

6

++


6

Тип Моллюски

5

++


7

Тип Членистоногие

7

++

+

8

Тип Хордовые.

Подтип Бесчерепные

30

1



8.1

Подтип Черепные. Надкласс Рыбы

6

++


8.2

Класс Земноводные, или Амфибии

4

++

+

8.3

Класс Пресмыкающиеся, или рептилии

5

++

+

8.4

Класс Птицы

6

+++

+

8.5

Класс Млекопитающие, или Звери

8

++

+

9

Развитие животного мира на Земле

4




Итого:

64+6

20

6

Общие сведения о мире животных (4 ч)

Зоология – наука о царстве Животные. Отличие животных от растений. Многообразие животных, их распространение. Дикие и домашние животные.

Среды жизни и места обитания животных. Взаимосвязи животных в природе. Животные растительноядные, хищные, падалееды, паразиты. Место и роль животных в природных сообществах. Трофические связи в природных сообществах (цепи питания). Экологические ниши. Понятие о биоценозе, биогеоценозе и экосистеме. Преобладающие экологические системы местного региона.

Зависимость жизни животных от человека. Негативное и позитивное отношение к животным. Охрана животного мира. Роль организаций и учреждений Кировской области в сохранении природных богатств. Редкие и исчезающие виды животных Кировской области . Красная книга Кировской области.

Классификация животных. Основные систематические группы животных: царство, подцарство, тип, класс, отряд, семейство, род, вид, популяция. Значение классификации животных.

Краткая история развития зоологии. Достижения современной зоологии.

Экскурсии. Многообразие животных в природе. Обитание в сообществах.


2. Строение тела животных (2 ч)

Животный организм как биосистема. Клетка как структурная единица организма. Особенности животных клеток и тканей. Органы и системы органов организмов. Регуляция деятельности органов, систем органов и целостного организма.


3.Подцарство Простейшие или Одноклеточные животные (4 ч)

Общая характеристика простейших как одноклеточных организмов. Разнообразие простейших в природе. Разнообразие их представителей в водоемах, почвах и в кишечнике животных.

Корненожки. Обыкновенная амеба как организм. Внешний вид и внутреннее строение (цитоплазма, ядро, вакуоли). Жизнедеятельность одноклеточных организмов: движение, питание, дыхание, выделение, размножение, инцистирование.

Жгутиконосцы. Эвглена зеленая как простейшее, сочетающее черты животных и растений. Колониальные жгутиковые.

Инфузории. Инфузория-туфелька как более сложное простейшее. Половой процесс. Ползающие и сидячие инфузории. Симбиотические инфузории крупных животных.

Болезнетворные простейшие: дизентерийная амеба, малярийный паразит. Предупреждение заражения дизентерийной амебой. Районы распространения малярии. Борьба с малярией. Вакцинация людей, выезжающих далеко за пределы региона.

Значение простейших в природе и жизни человека.

Лабораторные работы:

  1. Строение инфузории-туфельки.

  2. Рассмотрение других простейших.


4. Подцарство Многоклеточные животные

Тип кишечнополостные (2 ч)

Общая характеристика типа кишечнополостных. Пресноводная гидра. Внешний вид и поведение. Внутреннее строение. Двухслойность. Экто- и энтодерма. Разнообразие клеток. Питание гидры. Дыхание. Раздражимость. Размножение гидры. Регенерация. Значение в природе.

Морские кишечнополостные. Их многообразие и значение. Коралловые полипы и медузы.

Значение кишечнополостных в природе и жизни человека.


  1. Типы Плоские черви, Круглые черви и Кольчатые черви (6 ч)

Разнообразие червей. Типы червей. Основные группы свободноживущих и паразитических червей. Среда обитания червей.

Плоские черви. Белая планария как представитель свободноживущих плоских червей. Внешний вид. Двусторонняя симметрия. Покровы. Мускулатура. Нервная система и органы чувств. Движение. Питание. Дыхание. Размножение. Регенерация.

Свиной (бычий) цепень как представитель паразитических плоских червей. Особенности строения и приспособления к паразитизму. Цикл развития и смена хозяев.

Круглые черви. Нематоды, аскариды, острицы как представители типа круглых червей. Их строение, жизнедеятельность. Значение для человека и животных. Предохранение от заражения паразитическими червями человека и сельскохозяйственных животных.

Понятие паразитизм и его биологический смысл. Взаимоотношения паразита и хозяина. Значение паразитических червей в природе и жизни человека.

Кольчатые черви. Многообразие. Дождевой червь. Среда обитания. Внешнее и внутреннее строение. Понятие о тканях и органах. Движение. Пищеварение, кровообращение, выделение, дыхание. Размножение и развитие. Значение и место дождевых червей в биогеоценозах.

Значение червей и их место в истории развития животного мира.

Лабораторные работы:

1.Наблюдение за поведением дождевого червя: его передвижение, ответы на раздражение.

2. Изучение внешнего строения дождевого червя.


  1. Тип моллюски (5 ч.)

Общая характеристика типа. Разнообразие моллюсков. Особенности строения и поведения, связанные с образом жизни представителей разных классов. Роль раковины.

Класс Брюхоногие моллюски. Большой прудовик (виноградная улитка) и голый слизень. Их приспособленность к среде обитания. Строение. Питание. Дыхание. Размножение и развитие. Роль в природе и практическое значение.

Класс Двустворчатые моллюски. Беззубка (перловица) и мидия. Их места обитания. Особенности строения. Передвижение. Питание. Дыхание. Размножение. Роль в биоценозах и практическое значение.

Класс Головоногие моллюски. Осьминоги, кальмары и каракатицы. Особенности их строения. Передвижение. Питание. Поведение. Роль в биоценозе и практическое значение.

Лабораторные работы:

  1. Изучение и сравнение внешнего строения моллюсков.

  2. Наблюдение за поведением прудовика (виноградной улитки, ахатины), его передвижением, ответом на раздражение.

  3. Изучение раковин различных пресноводных и морских моллюсков.


  1. Тип членистоногие (7 ч)

Общая характеристика типа. Сходство и различие членистоногих с кольчатыми червями.

Класс Ракообразные. Общая характеристика класса. Речной рак. Места обитания и образ жизни. Особенности строения. Питание. Дыхание. Размножение. Многообразие ракообразных. Значение ракообразных в природе и жизни человека.

Класс Паукообразные. Общая характеристика и многообразие паукообразных. Паук-крестовик (любой другой паук). Внешнее строение. Места обитания, образ жизни и поведение. Строение паутины и ее роль. Значение пауков в биогеоценозах.

Клещи. Места обитания, паразитический образ жизни. Особенности внешнего строения и поведения. Перенос клещами возбудителей болезней. Клещевой энцефалит. Меры защиты от клещей. Оказание первой помощи при укусе клеща. Роль паукообразных в природе и их значение для человека.

Класс Насекомые. Общая характеристика класса. Многообразие насекомых. Особенности строения насекомого (на примере любого крупного насекомого). Передвижение. Питание. Дыхание. Размножение и развитие насекомых. Типы развития. Важнейшие отряды насекомых с неполным превращением: Прямокрылые, Равнокрылые и Клопы. Важнейшие отряды насекомых с полным превращением: Бабочки, Стрекозы, Жесткокрылые (Жуки), Двукрылые, Перепончатокрылые. Насекомые, наносящие вред лесным и сельскохозяйственным растениям.

Одомашнивание насекомых на примере тутового и дубового шелкопрядов. Насекомые – переносчики заболеваний человека. Борьба с переносчиками заболеваний. Пчелы и муравьи – общественные насекомые. Особенности их жизни и организации семей. Поведение. Инстинкты. Значение пчел и других перепончатокрылых в природе и жизни человека.

Растительноядные, хищные, падалееды, паразиты и сверхпаразиты среди представителей насекомых. Их биогеоценотическое и практическое значение. Биологический способ борьбы с насекомыми-вредителями. Охрана насекомых Кировской области.

Лабораторные работы:

  1. Изучение внешнего строения комнатной мухи (жука)

  2. Изучение коллекций насекомых – вредителей сада, огорода, комнатных растений. Меры борьбы с ними.

Экскурсия. Разнообразие членистоногих ( природная среда).


  1. Тип хордовые (30 ч)

Краткая характеристика типа хордовых.

Подтип Бесчерепные (1 ч)

Ланцетник – представитель бесчерепных. Местообитание и особенности строения ланцетника. Практическое значение ланцетника.

Подтип Черепные. Надкласс Рыбы (6 ч.)

Общая характеристика подтипа Черепные. Общая характеристика надкласса Рыбы. Класс Хрящевые рыбы. Класс Костные рыбы. Особенности строения на примере костистой рыбы. Внешнее строение: части тела, покровы, роль плавников в движении рыб, расположение и значение органов чувств.

Внутреннее строение костной рыбы: опорно-двигательная, нервная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, половая и выделительная системы. Плавательный пузырь и его значение. Размножение и развитие рыб. Особенности поведения. Миграции рыб. Плодовитость и уход за потомством. Инстинкты и их проявление у рыб. Понятие о популяции.

Хрящевые рыбы: акулы и скаты. Многообразие костистых рыб. Осетровые рыбы. Практическое значение осетровых рыб. Запасы осетровых рыб и меры по восстановлению.

Двоякодышащие рыбы. Кистеперые рыбы. Их значение в происхождении позвоночных животных. Приспособления рыб к разным условиям обитания.

Промысловое значение рыб. География рыбного промысла. Основные группы промысловых рыб: сельдеобразные, трескообразные, камбалообразные, карпообразные и др. (в зависимости от местных условий). Рациональное использование, охрана и воспроизводство рыбных ресурсов.

Рыборазводные заводы и их значение для экономики . Прудовое хозяйство. Виды рыб, используемые в прудовых хозяйствах . Акклиматизация рыб. Биологическое и хозяйственное обоснование акклиматизации. Аквариумное рыбоводство.

Лабораторные работы:

  1. Наблюдение за живыми рыбами. Изучение их внешнего строения.

  2. Определение возраста рыбы по чешуе. Изучение скелета рыбы.


Класс Земноводные, или Амфибии (4 ч)

Общая характеристика класса. Внешнее и внутреннее строение лягушки. Земноводный образ жизни. Питание. Годовой цикл жизни земноводных. Зимовки. Размножение и развитие лягушки. Метаморфоз земноводных. Сходство личинок земноводных с рыбами.

Многообразие земноводных. Хвостатые (тритоны, саламандры) и бесхвостые (лягушки, жабы, квакши, жерлянки) земноводные. Значение земноводных в природе и жизни человека. Охрана земноводных в Кировской области.

Вымершие земноводные. Происхождение земноводных.

Лабораторные работы:

  1. Наблюдение за живыми лягушками. Изучение внешнего строения лягушки.

  2. Изучение скелета лягушки.

Экскурсия. Разнообразие земноводных родного края .


Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии (5 ч)

Общая характеристика класса. Наземно-воздушная среда обитания.

Особенности внешнего и внутреннего строения (на примере любого вида ящериц). Приспособления к жизни в наземно-воздушной среде. Питание и поведение. Годовой цикл жизни. Размножение и развитие.

Змеи: ужи, гадюки (или другие представители в зависимости от местных условий). Сходство и различие змей и ящериц.

Ядовитый аппарат змей. Действие змеиного яда. Предохранение от укусов змеи и первая помощь при укусе ядовитой змеи. Значение змей в природе и жизни человека.

Другие группы пресмыкающихся: черепахи, крокодилы. Роль пресмыкающихся в природе и жизни человека. Охрана пресмыкающихся.

Разнообразие древних пресмыкающихся. Причины их вымирания. Происхождение пресмыкающихся от древних земноводных.

Лабораторные работы:

  1. Наблюдение за живыми пресмыкающимися. Изучение их внешнего строения.

  2. Сравнение скелета ящерицы и скелета лягушки.

Экскурсия. Разнообразие пресмыкающихся родного края .


Класс Птицы (6 ч)

Общая характеристика класса. Среда обитания птиц. Особенности внешнего и внутреннего строения птиц. Приспособленность к полету. Интенсивность обмена веществ. Теплокровность. Усложнение нервной системы, органов чувств, поведения, покровов, внутреннего строения по сравнению с пресмыкающимися. Размножение и развитие. Забота о потомстве. Годовой жизненный цикл и сезонные явления. Перелеты птиц.

Происхождение птиц. Многообразие птиц. Страусовые (бескилевые) птицы. Пингвины. Килегрудые птицы. Особенности строения и приспособления к условиям обитания. Образ жизни. Распространение.

Экологические группы птиц. Птицы лесов, водоемов и их побережий, открытых пространств.

Растительноядные, насекомоядные, хищные и всеядные птицы. Многообразие птиц в Кировской области. Охрана и привлечение птиц. Роль птиц в биогеоценозах и жизни человека. Промысловые птицы, их рациональное использование и охрана.

Домашние птицы. Происхождение и важнейшие породы домашних птиц, их использование человеком.

Лабораторные работы:

  1. Внешнее строение птицы. Перьевой покров и различные типы перьев.

  2. Изучение строение куриного яйца.

  3. Наблюдение за живыми птицами

Экскурсия. Знакомство с птицами поселка.


Класс Млекопитающие, или Звери (8 ч)

Общая характеристика класса. Места обитания млекопитающих. Особенности внешнего и внутреннего строения. Усложнение строения покровов, пищеварительной, дыхательной, кровеносной, выделительной и нервной систем, органов чувств, поведения по сравнению с пресмыкающимися. Размножение и развитие. Забота о потомстве. Годовой жизненный цикл и сезонные явления.

Происхождение млекопитающих. Многообразие млекопитающих.

Яйцекладущие. Сумчатые и плацентарные. Особенности биологии. Районы распространения и разнообразие.

Важнейшие отряды плацентарных, особенности их биологии. Насекомоядные. Рукокрылые. Грызуны. Зайцеобразные.

Хищные (Псовые, Кошачьи, Куньи, Медвежьи). Ластоногие. Китообразные. Парнокопытные. Непарнокопытные. Хоботные. Приматы.

Основные экологические группы млекопитающих: лесные, открытых пространств, водоемов и их побережий, почвенные.

Домашние звери. Разнообразие пород и их использование человеком. Дикие предки домашних животных. Разнообразие пород животных в Кировской области. Исторические особенности развития животноводства Кировской области.

Значение млекопитающих. Регулирование их численности в природе и в антропогенных ландшафтах. Промысел и промысловые звери. Акклиматизация и реакклиматизация зверей. Экологическая и экономическая целесообразность акклиматизации. Рациональное использование и охрана млекопитающих.

Лабораторные работы:

1.Наблюдение за животными. Внешнее строение.

2. Изучение строения скелета млекопитающих.

Экскурсия. Домашние и дикие звери (краеведческий музей или зоопарк).


  1. Развитие животного мира на Земле (4 ч.)

Историческое развитие животного мира, доказательства. Основные этапы развития животного мира на Земле. Понятие об эволюции. Разнообразие животного мира как результат эволюции живой природы. Биологическое разнообразие как основа устойчивости развития природы и общества.

Уровни организации живой материи. Охрана и рациональное использование животных. Роль человека и общества и общества в сохранении многообразия животного мира на нашей планете. Памятники природы, заповедники и заказники Кировской области и муниципального образования.

Требования к уровню подготовки обучающихся

на ступени основного общего образования


Предметно-информационная составляющая образованности:

  • знание (понимание) признаков биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов Кировской области;

  • знание (понимание) сущности биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах;

  • знание основных данных о распространении различных видов зависимостей;

  • знание эффективных способов предупреждения различных видов зависимостей;

  • знание (понимание) особенностей организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения; негативных последствия различных видов зависимостей для психофизического и социального здоровья человека; общих и специфических для Кировской области методов сохранения и постоянного укрепления физического здоровья; неприятие различных видов зависимостей, разрушающих здоровье;

  • знание (понимание) собственных индивидуальных особенностей, природных задатков к приобретению знаний, умений;

  • знание (понимание) специфики экологической ситуации в регионе и по месту жительства;

  • знание (понимание) основных методов осуществления природоохранительной деятельности, применяемых в мире, регионе, конкретной местности;

  • представление о способах сохранения и укрепления собственного здоровья;

  • умение объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологическое разнообразие в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме.


Деятельностно-коммуникативная составляющая образованности:

  • умение изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

  • умение распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения различных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животных;

  • умение выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия различных видов в экосистеме;

  • умение сравнивать биологические объекты и делать выводы на основе сравнения;

  • умение определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

  • умение проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий); находить информацию об особенностях экологической ситуации в регионе и по месту жительства;

  • умение регулировать собственное психофизическое и социальное здоровье; соблюдать нормы, обеспечивающие безопасную жизнедеятельность человека;

  • умение использовать методы сохранения и укрепления здоровья;

  • использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни;

  • участие в экологических акциях двора, школы, микрорайона.


Ценностно-ориентационная составляющая образованности:

  • понимание ответственности за качество приобретенных знаний;

  • понимание ценности адекватной оценки собственных достижений и возможностей;

  • умение анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

  • ориентация на постоянное развитие и саморазвитие;

  • понимание особенностей гендерной социализации в подростковом возрасте;

  • ответственно относиться к природе и занимать активную позицию в ее сохранении.


Список литературы 6 -9 класс


  1. Акперова И.А. Уроки биологии в 6 классе. – М.: Дрофа, 2005. – 156с.

  2. Айзек Азимов. Краткая история биологии. От алхимии до генетики. Пре. с англ. - М: ЗАО Центрполиграф, 2004. – 98с.

  3. Акимов С.И. и др. Биология в таблицах, схемах, рисунках. Учебно-образовательная серия. - М: Лист-Нью, 2004. – 1117с.

  4. Борзова ЗВ, Дагаев АМ. Дидактические материалы по биологии: Методическое пособие. (6-11 кл) - М: ТЦ «Сфера», 2005. – 126с.

  5. Галеева Н.Л. Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии. – М.: «5 за знания», 2006.- 112с.

  6. Егорова Т.А., Клунова С.М. Основы биотехнологии. – М.: ИЦ «Академия», 2004. – 112с.

  7. Методика обучения биологии: Учеб. пособие / В.С.Конюшко, С.Е. Павлюченко, С.В. Чубаро. – Мн.: Книжный дом, 2004. – 115с.

  8. Природоведение. Биология. Экология: 5- 11 классы: программы. – М.: Вентана-Граф, 2009. -176с.

  9. Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент Государственного стандарта. – М.: Дрофа, 2004. – 46с.





Интернет-материалы

http://www.gnpbu.ru/web_resurs/Estestv_nauki_2.htm. Подборка интернет-материалов для учителей биологии по разным биологическим дисциплинам.

http://charles-darvin.narod.ru/ Электронные версии произведений Ч.Дарвина.

http://www.l-micro.ru/index.php?kabinet=3. Информация о школьном оборудовании.

http://www.ceti.ur.ru Сайт Центра экологического обучения и информации.

http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.


Рабочие программы по биологии
  • Биология
Описание:

Программы составлены в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования (2004г).

Биология как учебный предмет является неотъемлемой составной частью естественнонаучного образования на всех ступенях образования. Модернизация образования предусматривает повышение биологической грамотности подрастающего поколения. Независимо от того, какую специальность выберут в будущем выпускники школы, их жизнь будет неразрывно связана с биологией. Здоровье человека, его развитие, жизнь и здоровье будущих детей, пища, которую мы едим, воздух, которым мы дышим, та среда, в которой мы живем, - все это объекты биологии.

         Задачи, решаемые в процессе обучения биологии в школе:

·        формирование у школьников естественнонаучного мировоззрения, основанного на понимании взаимосвязи элементов живой и неживой природы, осознании человека как части природы, продукта эволюции живой природы;

·        формирование у школьников экологического мышления и навыков здорового образа жизни на основе умелого владения способами самоорганизации жизнедеятельности;

·        приобретение школьниками опыта разнообразной практической деятельности, опыта познания и самопознания в процессе изучения окружающего мира;

·        воспитание гражданской ответственности и правового самосознания, самостоятельности и инициативности учащихся через включение их в позитивную созидательную экологическую деятельность;

·        создание условий для возможности осознанного выбора индивидуальной образовательной траектории, способствующей последующему профессиональному самоопределению, в соответствии с индивидуальными интересами ребенка и  потребностями региона.

Это осуществляется через дополнение традиционных тем федерального компонента экологической и валеологической составляющими, актуализацию внутрипредметных связей, конкретизацию общетеоретических положений примерами регионального биоразнообразия.

Деятельностный подход реализуется на основе максимального включения в образовательный процесс практического компонента учебного содержания - лабораторных и практических работ, экскурсий.

Личностно-ориентированный подход предполагает наполнение программ учебным содержанием, значимым для каждого обучающего в повседневной жизни, важным для формирования адекватного поведения человека в окружающей среде.

Сущность компетентностного подхода состоит в применении полученных знаний в практической деятельности и повседневной жизни, в формировании универсальных умений на основе практической деятельности.

Результат обучения школьников биологии в соответствии с государственным образовательным стандартом представлен требованиями к уровню подготовки выпускников соответствующей ступени образования. Результат образования оценивается системой трех взаимосвязанных компонентов: предметно-информационной, деятельностно-коммуникативной и ценностно-ориентационной.

Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта (2004г) и программ:

1.                     Константинов В.М., Кучменко В.С., Пономарева И.Н. 7 класс. Животные (70 часов, 2 раза в неделю)//Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы: программы. – М.: Вентана-Граф, 2009. – с. 49-63.

 

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 7-го, 8-го и 9-го классов предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю.

Автор Симоненко Валентина Николаевна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Биология
Подраздел
Просмотров 345
Номер материала 51869
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓