Главная / Начальные классы / Рабочие программы для начальных классов

Рабочие программы для начальных классов


hello_html_m51836c24.jpg Содержание стр.

1

Чтение и развитие речи


1.1

Пояснительная записка

3-4

1.2

Календарно - тематическое планирование

5-11

1.3

Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной Программе

12

2

Письмо и развитие речи


2.1

Пояснительная записка

13-14

2.2

Календарно - тематическое планирование

15-22

2.3

Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной Программе

23

3

Математика


3.1

Пояснительная записка

24-25

3.2

Календарно - тематическое планирование

26-31

3.3

Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной Программе

32

4

Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности


4.1

Пояснительная записка

33-34

4.2

Календарно - тематическое планирование

35-37

4.3

Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной Программе

38

5

Музыка


5.1

Пояснительная записка

39-43

5.2

Календарно - тематическое планирование

44-47

5.3

Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной Программе

48

6

Ритмика


6.1

Пояснительная записка

49-51

6.2

Календарно- тематическое планирование

52-55

6.3

Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной Программе

56

7

Обеспечение

57-60










ЧТЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ

Пояснительная записка

Рабочая программа педагога по чтению и развитию речи создана на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, Базисного учебного плана общеобразовательных организаций Нижегородской области на переходный период до 2021 года и Учебного плана муниципального казенного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 2 VIII вида» города Дзержинска Нижегородской области на 2014/2015 учебный год. На изучение курса отводится 173 учебных часа при 5 часовой недельной нагрузке. На основе Программы под редакцией В.В.Воронковой М.: Просвещение, 2009 г. Учебник – З.Н.Смирнова, Г.М.Гусева «Чтение 4 класс». – М.: Просвещение, 2010.

Основными задачами обучения чтения в 1 – 4 классах являются: научить детей читать доступный их пониманию текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать прочитанное.

У школьников формируется навык сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения.

Для чтения подбираются произведения народного творчества, классиков русской и зарубежной литературы, доступные пониманию статьи из газет и журналов.

В программе даётся примерная тематика произведений, определяется уровень требований к технике чтения, анализу текстов, совершенствованию, навыков устной речи и объёму внеклассного чтения.

Тематика произведений подобрана с учётом максимального развития познавательных интересов детей, расширения их кругозора, воспитания нравственных качеств.

Совершенствование техники чтения осуществляется последовательно на каждом году обучения. Постоянное внимание следует уделять формированию навыка правильного чтения.

С выразительностью речи учащиеся знакомятся в 1 – 2 классах. Систематическое формирование начинается в 3 классе.

Усвоение содержания читаемого осуществляется в процессе анализа произведений.

Учитель в процессе обучения чтению должен уделить особое внимание работе с иллюстрационным материалом как одним из эффективных средств формирования познавательной деятельности учащихся. Большое внимание уделяется развитию связной устной речи.

Внеклассное чтение ставит задачу начала формирования читательской самостоятельности у детей:


  • развития интереса к чтению;

  • знакомства с лучшими, доступными их пониманию произведениями детской литературы;

  • формирования навыков самостоятельного чтения книг;

  • умения выбирать книгу по интересу.

Календарно - тематическое планирование

1 четверть (45 часов)

п/п

Тема

Количество часов

Дата

Корректи-ровка

Информационно – методическое обеспечение

в разделе

в

теме



1.


2.

3.

4.

5.


6.

7.


8.

9.

10.


11.



1.


2.

3.

4.

5.

6.


7.

8.


9.


10.


11.


12.

13.



1.

2.


3.


Что такое хорошо…

Здравствуй, школа! В.Лебедев-Кумач

Брат и младшая сестра.Э.Шим

Молоток. А.Седугин

Пичугин мост. Е.Пермяк

Был не крайний случай. В.Голявкин

«Счастливая» ручка. По И.Дику

Лёлишна из третьего подъезда. По Л.Давыдычеву

Тимур и его команда. А.Гайдар

Печенье. В.Осеева

Итоговый урок по теме «Что такое хорошо»

Внеклассное чтение


Уж небо осенью дышало…

«Осень! Обсыпается весь наш бедный сад…» А.К.Толстой

Осенний лес. По В.Пескову

Лес осенью. А.Твардовский

Народные приметы. Загадка.

Осеннее утро. О.Высотская

Лягушка – путешественница. В.Гаршин

Стрекоза и муравей. И.Крылов

Приёмыш. По Д.Мамину – Сибиряку.

Тарас и Соболько. По Д.Мамину – Сибиряку

«Уж небо осенью дышало…» А.Пушкин

Про лягушку – хохотушку. Н.Мишутин

Итоговый урок по теме.

Внеклассное чтение


Народные сказки

Гуси – лебеди. Русская сказка

Чудесный клад. Молдавская сказка

Росомаха и лисица. Эвенкийская сказка



17

















21





















7



1


1

1

2

1


2

2


3

2

1


1



1


1

1

1

1

5


2

2


2


1


2


1

1



2

2


3









Комплект учебников чтения, сюжетные картины по произведениям














Плакаты, календари с изображением осенних картин, компьютерные презентации об осенней природе.


















Плакаты с иллюстрациями сказок







2 четверть (35 часов)



1.


2.


3.

4.

5.



1.

2.

3.


4.

5.

6.

7.

8.




1.


2.

3.


4.


5.



1.

2.


Народные сказки

Росомаха и лисица. Эвенкийская сказка.

Отчего у зайца длинные уши. Мансийская сказка.

Лиса и волк. Русская сказка.

Итоговый урок по теме.

Внеклассное чтение.


О труде и трудолюбии

Два плуга. К.Ушинский.

Самое дорогое. Русская сказка.

Трудолюбивый медведь. И.Крылов.

Айога. Нанайская сказка.

Лодыри и кот. С.Маршак.

Лебедь, щука и рак. И.Крылов.

Школа. А.Тетивкин.

Для чего руки нужны? Е.Пермяк.


Произведения русских и зарубежных писателей

Сказка о рыбаке и рыбке. А.Пушкин.

Конек – Горбунок. П.Ершов.

Гулливер в Стране лилипутов. Д.Свифт.

Соломинка, уголек и боб. Бр.Гримм.

Внеклассное чтение.


Идет волшебница зима

Встреча зимы. И.Никитин.

Зима в лесу. По И.Соколову – Микитову.



6









12











15











2



1


2


1

1

1



1

2

1


2

1

2

1

2




5


4

4


1


1



1

1











Плакаты с иллюстрациями сказок







Комплект учебников по чтению























Плакаты с иллюстрацией зимних пейзажей


3 четверть ( 48часов)



1.

2.

3.

4.

5.


6.


7.

8.


9.

10.



1.

2.


3.


4.

5.

6.

7.

8.


9.

10.



1.

2.


3.



4.

5.



1.

2.

3.


Идет волшебница зима

Сад друзей. И.Антонов.

Детство. И.Суриков.

Филипок. Л.Толстой.

Мужичок с ноготок. Н.Некрасов.

Для чего нужен снег. Ю.Дмитриев.

Не ветер бушует над бором… Н.Некрасов.

Бенгальские огни. Н.Носов.

Какая бывает зима. По М.Пляцковскому.

Итоговый урок по теме.

Внеклассное чтение.


Люби все живое

Береза. По В.Костылеву.

Как дядя рассказывал про то, как он ездил верхом. Л.Толстой

Мальчик и дворовая собака. По Н.Вагнеру.

Четвероногий друг. В.Тарасов.

Гаечки. М.Пришвин.

Воробьишко. М.Горький.

Пожарник Карл. А.Барков.

Медвежонок. По Г.Скребицкому.

Итоговый урок по теме.

Внеклассное чтение


В стране чудес

В чудной стране. И.Токмакова

Винни – Пух и все-все-все. По А.Милну

Золотой ключик, или Приключения Буратино. А.Толстой.

Итоговый урок по теме.

Внеклассное чтение


Весна идет!

Весенние воды. Ф.Тютчев

Утро. В.Ситников.

Весна. По Л.Толстому


15















15















14










4



1

1

3

1

2


1


2

2


1

1



1

1


1


2

2

2

2

2


1

1



2

5


5



1

1



1

1

2















Плакаты с иллюстрацией зимних пейзажей, презентации о природе













Предметные картинки с изображением животных












Книги художественные



4 четверть ( 42часа)


1.


2.

3.

4.

5.

6.


7.

8.

9.

10.

11.

12.




1.

2.


3.

4.

5.

6.

7.

8.


9.


10.

11.

Весна идет!

Полюбуйся: весна наступает… И.Никитин.

Еще мама. По А.Платонову.

Разговор о маме. Н.Саконская.

Бабушкины руки. Л.Квитко.

Резеда. По Е.Кононенко.

Дедушка Мазай и зайцы. Н.Некрасов.

Яшка. А.Барков.

Весенняя гроза. Ф.Тютчев.

Лесной цветок. В.Орлов.

Медведь и солнце. Н.Сладков.

Итоговый урок по теме.

Внеклассное чтение.



Лето наступило

Вечер ясен и тих… И.Никитин.

Заботливый цветок. По К.Паустовскому.

Крестьянские дети. Н.Некрасов.

Огородники. По Н.Носову.

У речки. И.Антонов.

Золотой луг. М.Пришвин.

Народные приметы.

Третье место в стилебаттерфляй. В.Драгунский

Последний день учения. М.Бородицкая

Итоговый урок по теме.

Внеклассное чтение.

21

















22

















2


3

2

2

2

2


2

1

1

1

1

1




1

3


2

4

3

2

1

3


1


1

1














Комплект учебников по чтению

















Плакаты с иллюстрациями произведений







Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе



Учащиеся должны знать:

  • знать наизусть 7-10 стихотворений.


Учащиеся должны уметь:

  • правильно читать целыми словами вслух и про себя;

  • выразительно читать, расставляя паузы, логические ударения, правильную интонацию;

  • выделять главную мысль произведения, осознавать последовательность, причинность и смысл читаемого, делить текст на законченные по смыслу части по данным заглавиям;

  • придумывать заглавия к основным частям текста;

  • объяснять слова и обороты речи;

  • оценивать поступки действующих лиц.



























ПИСЬМО И РАЗВИТИЕ РЕЧИ

Пояснительная записка


Рабочая программа педагога по письму и развитию речи создана на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, Базисного учебного плана общеобразовательных организаций Нижегородской области на переходный период до 2021 года и Учебного плана муниципального казенного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 2 VIII вида» города Дзержинска Нижегородской области на 2014/2015 учебный год. На изучение курса отводится 206 учебных часа при 6 часовой недельной нагрузке. На основе Программы под редакцией В.В.Воронковой М.: Просвещение, 2009 г. Учебник – А.К.Аксенова, Н.Г.Галунчикова «Русский язык 4 класс». – М.: Просвещение, 2009.

В младших классах школьникам даются самые элементарные сведения по грамматике, усвоение которых важно для выработки у них достаточно осмысленного отношения к основным элементам языка. Овладение элементарными знаниями по грамматике, прежде всего, необходимо для приобретения практических навыков устной и письменной речи, формирования основных орфографических и пунктуационных навыков, в воспитании интереса к родному языку.

Учащиеся должны приобрести ряд грамматических умений в области фонетики, морфологии, синтаксиса.

Обучение грамматике будет действенным при установлении тесной связи между изучением её элементов и речевой практикой учащихся.

Программа включает в себя разделы «Звуки и буквы», «Слово», «Предложение», «Связная речь».

Звуки и буквы.учащиеся приобретают начальные сведения по фонетике и графике о звуках и буквах, о согласных и гласных, об алфавите, о слоге и переносе по слогам, о безударных гласных, о парных согласных и др.

Умственно отсталые школьники овладевают фонетическим составом родной речи, пониманием соотношений между произношением и письмом, которое является не фонетическим, а фонематическим.

Слово. Изучаются различные разряды слов – названия предметов, действий, признаков.

Предложение. Понятие о предложении учащиеся получают в процессе разбора предложения, по словам и составления предложений из слов. Учащиеся должны осознать, что в предложении выражается мысль в законченном виде, слова расположены в определённом порядке и связаны между собой.

Задачи обучения русскому языку:

  • Научить школьников правильно и осмысленно читать доступный их пониманию текст;

  • Выработать элементарные навыки грамотного письма;

  • Повысить уровень общего и речевого развития учащихся;

  • Научить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

  • Формировать нравственные качества.

Главным принципом, организующим все программы по основным разделам русского языка, является развитие речи.

Графические навыки. Совершенствуются графические навыки. Работа заключается в закреплении написания строчных и прописных букв и их соединений.

Календарно - тематическое планирование

1 четверть (54 часа)

п/п

Тема

Кол.часов

Дата

Корректи-

ровка

Информацион

но-методичес

кое обеспечение

Словарь

в разделе

в теме



1.


2.



3.


4.



5.



6.


7.


8.




1.


2.


3.




1.

2.

3.






1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.


8.

9.


Повторение

Предложение. Деление текста.

Большая буква в начале предложения и точка в конце.

Выражение в предложении законченной мысли.

Порядок слов в предложении. Работа с деформированным текстом.

Выделение предложения из текста. Дополнение предложений.

Последовательный порядок предложений в тексте.

Связь предложений в тексте.

Контрольная работа.



Звуки и буквы

Работа над ошибками.Алфавит.

Мягкий знак на конце и в середине слова.

Разделительный мягкий знак. Словарный диктант.


Гласные после шипящих

Жи - ши.

Ча - ща.

Чу - щу.




Парные звонкие и глухие согласные

Б – п.

В – ф.

Г – к.

Д – т.

Ж – ш.

Контрольная работа.

Работа над ошибками.

З – с.

З – с. Словарный диктант.

Повторение пройденного.


15





















11








7







21



2


2



2


2



2



2


2


1





3


4


4



2

2

3






3

3

3

3

3

1

2


1

2















Картинный словарь




Сюжетные картинки

презентация





Схемы для составления предложений.






Плакаты с правилами.








Плакат

«Гласные после шипящих»,

Презентация






Плакат

«Согласные звуки»













Считать



Решать


Пшеница






Корабль

Человек


Деревья




Здоровье

Аптека

Земляника







Экскурсия

Берег

Автобус

Билет

Обед

Ястреб





2 четверть (42 часа)



1.




2.

3.




4.



5.



6.



7.


8.


9.


10.


11.




1.

2.


Ударение

Тренировочные упражнения в подборе проверочных слов к словам с безударными гласными.

Контрольная работа.

Работа над ошибками. Объяснение написания слов с безударными гласными.

Выделение слов с безударными гласными в тексте. Словарный диктант.

Выделение слов с безударными гласными в тексте.

Слова с безударными гласными, непроверяемые ударением.

Работа с деформированным текстом.

Безударные гласные, проверяемые ударением.

Составление рассказа по вопросам.

Контрольная работа

( итоговая).

Работа над ошибками. Сочинение по серии картин.

Повторение

Звуки и буквы. Словарный диктант.

Ударение.


39






























3



10




1

6




1



2



4



4


5


4


1


1




1

2









Картинный словарь.



Сборник диктантов.






Карточки с грамматическими заданиями.







Серия сюжетных картин.






Набор букв.




Колхоз





Магазин



Фабрика



Иней



Шофёр


Автомобиль


Метро






Трамвай




Спасибо

Трактор


3 четверть ( 58 часов)



1.




2.


3.



1.



2.


3.



4.




5.




1.



2.


3.


4.


5.



1.



2.


3.


4.




1.


2.


3.




1.


2.

3.


4.


5.



1.



2.

3.


4.


Названия предметов

Вопросы к словам, обозначающим предмет единственного и множественного числа.

Изменение слов по вопросам.

Изменение слов по смыслу.


Названия действий

Вопросы к словам, обозначающим действие предмета.

Связь слов, обозначающих действия и предметы.

Связь слов, обозначающих действия и предметы.

Словарный диктант.

Тренировочные упражнения со словами, обозначающими действия предметов.

Названия действий. Самостоятельная работа.


Названия признаков

Вопросы к словам, обозначающим признаки предметов.

Связь со словами, обозначающими предметы.

Признаки предметов и вопросы к ним.

Изменение слов по вопросам.

Контрольная работа.


Имена собственные

Работа над ошибками. Упражнения в написании имён собственных.

Упражнения в написании имён собственных.

Составление рассказа по вопросам.

Контрольная работа.



Предлоги

Работа над ошибками. Роль предлогов в предложении.

Раздельное написание предлогов со словами.

Разделительный твёрдый знак. Словарный диктант.


Родственные слова

Знакомство с родственными словами.

Корень слова.

Упражнения в подборе родственных слов.

Написание корня в родственных словах.

Контрольная работа.


Предложение

Работа над ошибками. Составление предложений по картинке.

Дополнение предложений.

Дополнение предложений.

Словарный диктант.

Работа с деформированным текстом.



6









9
















10












9











6








13










5



1




3


2



3



1


1



3




1




2



2


2


3


1



1



5


2


1




2


3


1




3


3

3


3


1



2



1

1


1








Презентация










Комплекты слов для составления предложений.












Сборник диктантов.










Презентация




Карточки с грамматическими заданиями.







Серия сюжетных картин.




Набор букв.




Плакат «Дополнение предложений»





Портрет




Квартира


Телефон



Телевизор



Огромный


Фамилия







Экскурсия



Минута


Цыпленок


Малина





Ягода


Вокзал





Вагон


Мешок






Ящерица


Полотенце

Театр



Они






Птицы


костюм


4 четверть ( 50часов)



1.



2.



3.




1.


2.





1.


2.

3.


4.



1.


2.

3.

4.


5.




1.

2.

3.

4.

5.


6.


7.


8.


Предложение

Работа с деформированным текстом.

Упражнения в постановке вопросов к словам в предложении.

Составление и запись рассказа по картинке.


Подлежащее

Составление ответов на вопросы.

Подбор подлежащего по вопросам. Словарный диктант.


Сказуемое

Изменение слов по вопросам.

Дополнение предложений.

Главные и второстепенные члены предложения.

Контрольная работа.


Виды предложений

Работа над ошибками. Повествовательные.

Вопросительные.

Восклицательные.

Главные и второстепенные члены предложения.

Виды предложений. Самостоятельная работа.


Повторение пройденного

Алфавит.

Родственные слова.

Названия предметов.

Действия предметов.

Контрольная работа(итоговая).

Работа над ошибками. Признаки предметов.

Безударные гласные. Словарная работа.

Безударные гласные.


5










4







9








11










21










1



2



2




2


2





3


3

2


1



3


2

2

3


1




2

3

3

4

1


4


1


4



















































Пособие для логических упражнений по русскому языку.





Комплекты слов для составления предложений.







Сборник диктантов.





Карточки с грамматическими заданиями.







Серия

сюжетных картин.





Человек



Болото



Огромный




Сегодня


Солома




Растение


Деревья


Деревня




Эскимо

Живот

Экскурсия

Магазин





Корабль

Пшеница

Аптека



Земляника



Трамвай

Обед

Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе


      Учащиеся должны знать:

  • алфавит;

  • расположение слов в алфавитном порядке.


Учащиеся должны уметь:

  • составлять и распространять предложения, устанавливать связь между предложениями, между словами по вопросам, ставить знаки препинания;

  • анализировать слова по звуковому составу;

  • списывать рукописный и печатный текст целыми словами и словосочетаниями;

  • писать под диктовку предложения и тексты(30-35слов).






























МАТЕМАТИКА

Пояснительная записка


Рабочая программа педагога по математике для 4 класса создана на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, Базисного учебного плана общеобразовательных организаций Нижегородской области на переходный период до 2021 года и Учебного плана муниципального казенного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 2 VIII вида» города Дзержинска Нижегородской области на 2014/2015 учебный год. На изучение курса отводится 206 учебных часов при 6 часовой недельной нагрузке. На основе Программы под редакцией В.В.Воронковой М.: Просвещение, 2009 г. Учебник – М.Н.Перова «Математика 4 класс». – М.: Просвещение, 2009.

Математика готовит учащихся с отклонениями в развитии к жизни и овладению доступными профессионально – трудовыми навыками.

Задачами уроков математики являются:

  • Коррекция и развитие познавательной деятельности, личностных качеств учащихся;

  • Воспитание трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, любознательности;

  • Формирование умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.

Обучение математике должно носить практическую направленность и быть связано с другими учебными предметами, жизнью.

Необходимо пробудить у школьников интерес к математике. Это возможно при использовании дидактических игр, занимательных упражнений.

Обучение математике невозможно без пристального, внимательного отношения к формированию и развитию речи учащихся.

Каждый урок оснащается необходимыми наглядными пособиями, раздаточным материалом, ТСО. Устный счёт как этап урока является неотъемлемой частью почти каждого урока. Решение арифметических задач занимает не меньше половины учебного времени урока.

Организация самостоятельных работ должна быть обязательным требованием к каждому уроку.

На каждом уроке надо уделять внимание закреплению и повторению ведущих знаний.

Одним из важных приёмов обучения математике является сравнение, так как большинство математических представлений и понятий носит взаимообратный характер. Их усвоение возможно только при условии овладения способами нахождения и различия, выделения существенных признаков и отвлечения от несущественных, использовании приёмов классификации и дифференциации, установлении причинно – следственных связей между понятиями.

Наряду с вышеназванными ведущими методами обучения используются и другие: демонстрация, наблюдение, упражнения, беседа, работа с учебником, экскурсия, самостоятельная работа и др.









Календарно - тематическое планирование

1 четверть (54 часа)

п/п

Тема

Кол.часов

Дата

Корректировка

Информационно – методическое обеспечение

в разделе

в теме



1.


2.

3.

4.


5.

6.


7.

8.





1.



2.


3.


4.

5.


Сотня. Повторение.

Нумерация чисел в пределах 100 (повторение).Линии.

Проверочная работа.

Меры длины. Отрезок.

Миллиметр. Построение отрезков заданной длины.

Проверочная работа.

Умножение и деление.


Контрольная работа.

Работа над ошибками.

Меры массы.


Действия с числами в пределах 100

Решение примеров и задач .Угол, вершина, стороны угла.


Сложение с переходом через разряд. Прямоугольники.

Вычитание с переходом через разряд.

Контрольная работа.

Работа над ошибками.

Решение примеров и задач.



30













24



9


1

4

5


1

6


1

3





11



5


5


1

2









Числовые квадраты (индивидуальные).

Презентация



Таблица умножения.









Карточки с арифметическими заданиями.





2 четверть (42 часа)




1.

2.


3.

4.

5.

6.


7.

8.

9.

10.


11.


12.

13.

14.


15.

16.




Умножение и деление (повторение)

Умножение и деление числа 2.

Умножение числа 3. Построение прямоугольников.

Деление на 3.Линии.

Умножение и деление на 3.

Контрольная работа.

Работа над ошибками. Умножение числа 4.

Деление на 4.Ломаные линии.

Умножение числа 5.

Деление на 5.

Нахождение части числа. Построение окружностей

Увеличение(уменьшение) числа в несколько раз.

Решение примеров и задач .Дуга.

Контрольная работа(итоговая).

Работа над ошибками. Умножение числа 6. Измерение отрезков.

Деление на 6.

Решение примеров и задач . Кривые линии – замкнутые и нет.



42
























7

3


2

2

1

2


3

3

3

3


2


3

1

2


2

3









Числовые квадраты.




Таблица умножения.

Компьютерные презентации по математике.







Геометрические фигуры.

Циркули, чертежные треугольники.



3 четверть ( 58часов)



1.


2

3.

4.



5.


6.

7.

8.



9.


10.



11.

12.



13.

14.

15.



16.

17.


18.




1.



2.


3.


4.

5.

6.





1.

2.

3.

4.


Умножение и деление

Умножение числа 7. Окружность, круг, дуга.

Деление на 7, деление по 7. Линии.

Самостоятельная работа.

Умножение числа 8. Измерение замкнутой и незамкнутой ломаной линии.

Зависимость между ценой, количеством, стоимостью.

Деление на 8, деление по 8.Отрезок.

Контрольная работа.

Работа над ошибками. Умножение числа 9. Взаимное положение прямых, отрезков.

Умножение числа 9. Взаимное положение прямых, отрезков.

Деление на 9, деление по 9.

Взаимное положение прямых отрезков.

Умножение 1и на единицу.

Деление на единицу. Взаимное положение окружности, прямой, отрезка.

Умножение нуля и на нуль.

Деление нуля.

Решение примеров и задач. Взаимное положение многоугольника, прямой, отрезка.

Контрольная работа.

Работа над ошибками. Умножение числа 10 и на 10.

Деление чисел на 10.


Сложение и вычитание в пределах 100

Нахождение неизвестного слагаемого. Взаимное положение окружности, прямых, отрезков.

Нахождение неизвестного уменьшаемого.

Нахождение неизвестного вычитаемого.

Контрольная работа.

Работа над ошибками. Повторение. Взаимное положение геометрических фигур.



Именованные числа

Меры времени.

Меры массы.

Меры длины.

Меры стоимости.


36


































18















4



3


3

1

3



1


3

1

1



3


3



2

2



1

2

4



1

1


1




2



4


5


1

1

5





1

1

1

1










Таблицы умножения.



Математика с «Гарфилдом»




Плакаты «Математические лестницы»



Таблицы умножения, числовые квадраты.

















Таблица мер.

Плакат «Определяем время»






4 четверть ( 50часов)



1.


2.



3.


4.



1.


2.

3.

4.


5.

6.

7.

8.


9.



10



11

12.


13.


Именованные числа

Простые и составные именованные числа.

Действия с именованными числами. Построение треугольников.

Секунда- мера времени. Взаимное положение геометрических фигур.

Контрольная работа.


Все действия в пределах 100

Работа над ошибками. Треугольники.

Составление и решение задач.

Решение сложных примеров.

Увеличение и уменьшение чисел в несколько раз. Свойства квадрата.

Деление с остатком.

Умножение и деление.

Определение времени по часам.

Определение времени по часам.

Самостоятельная работа.

Сложение и вычитание в пределах 100. Классификация прямоугольников.

Увеличение и уменьшение чисел на несколько единиц. Построение квадрата с заданной длиной сторон

Контрольная работа (итоговая)

Работа над ошибками. Нахождение части от числа.

Повторение пройденного за год.


12










38


















4


5



2


1



1


2

4

4


4

4

3

1


3



4



1

1


6







Таблица мер.

Карточки с графическими диктантами.







Таблицы умножения, числовые квадраты.








Карточки с арифметическим заданием.









Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе


Учащиесядолжны знать:

  • различие между устным и письменным сложением и вычитанием чисел в пределах 100;

  • таблицы умножения всех однозначных чисел и числа 10.Правило умножения чисел 1и 0, на 1 и 0, деления 0 и деления на 1, на 10;

  • названия компонентов умножения и деления;

  • меры длины, массы и их соотношения;

  • меры времени и их соотношения;

  • различные случаи взаимного положения двух геометрических фигур;

  • названия элементов четырехугольника.


Учащиесядолжны уметь:

  • выполнять устные и письменные действия сложения и вычитания;

  • практически пользоваться переместительным свойствам умножения;

  • определять время по часам тремя способами с точностью до 1 минуты;

  • решать, составлять иллюстрировать все изученные простые арифметические задачи;

  • самостоятельно кратко записывать, моделировать содержание, решать составные арифметические задачи в два действия;

  • различать замкнутые, незамкнутые, кривые, ломаные линии: вычислять длину ломаной линии, узнавать, чертить, называть, моделировать взаимное положение двух прямых, кривых линий, многоугольников, окружностей, находить точки пересечения;

  • чертить прямоугольник( квадрат) с помощью чертёжного угольника на нелинованной бумаге.

   Примечания.
      1. Необязательно знание наизусть таблиц умножения чисел 6—9, но обязательно умение пользоваться данными таблицами умножения на печатной основе как для нахождения произведения, так и частного.
      2. Узнавание, моделирование взаимного положения фигур без вычерчивания.
      3. Определение времени по часам хотя бы одним способом.
      4. Решение составных задач с помощью учителя.
      5. Черчение прямоугольника (квадрата) на нелинованной бумаге с помощью учителя.

РАЗВИТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ НА ОСНОВЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРЕДМЕТАМИ И ЯВЛЕНИЯМИ ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ

Пояснительная записка


Рабочая программа педагога по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности создана на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, Базисного учебного плана общеобразовательных организаций Нижегородской области на переходный период до 2021 года и Учебного плана муниципального казенного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 2 VIII вида» города Дзержинска Нижегородской области на 2014/2015 учебный год. На изучение курса отводится 66 учебных часов при 2 часовой недельной нагрузке. На основе Программы под редакцией В.В.Воронковой М.: Просвещение, 2009 г.

         Этот раздел в программе по русскому языку направлен на коррекцию недостатков общего и речевого развития учащихся с ОВЗ.

В связи с расширением и уточнением круга представлений о предметах и явлениях окружающей действительности обогащается словарный запас учащихся: вводятся соответствующие термины, наглядно дифференцируются значение слов (стебель-ствол, трава-куст-дерево), показывается различие между видовым и родовым понятием (роза-цветок), учащиеся упражняются в адекватном и более точном сочетании слов, обозначающих предметы, их признаки и действия. В процессе непосредственных наблюдений реальной действительности обогащается словарь учащихся, при организации беседы он активизируется, т.е. усвоенные слова включаются в речь.

         Разговорная устная речь представляет собой сложный вид речевой деятельности. Она включает в себя ответы на вопросы и диалог, описание предметов и явлений, собственных действий и впечатлений и т. д.

         Основным методом обучения является беседа.

        Беседы организуются в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности на предметных уроках, экскурсиях, во время наблюдений за сезонными изменениями в природе и труде людей, на основе имеющегося опыта, практических работ, демонстрации учебных кинофильмов, диафильмов, предметных и сюжетных картин.

         Главным компонентом беседы является речь самих учащихся. Учитель руководит речевой деятельностью детей, активизирует её, исправляет ошибки, учит сосредотачивать внимание на определённых предметах и явлениях, правильно наблюдать и устанавливать связи, выражать свои впечатления и суждения в словесной форме. При формулировании ответов на вопросы у учащихся закрепляется умение правильно строить предложения, описывая предмет, явления, рассказывая об увиденном, они учатся связанному высказыванию.

         На экскурсиях учащиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке, на предметных уроках – на основе непосредственных чувственных восприятий. Наблюдая, дети учатся анализировать, находить сходство и различие, делать простейшие выводы и обобщения. Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений. Наблюдения за погодой и сезонными изменениями в природе расширяют представления об окружающем мире, развивают внимание, наблюдательность, чувственное восприятие.

         Правильная организация занятий, специфические методы и приёмы обучения способствуют развитию речи и мышления.





























Календарно - тематическое планирование

1 четверть (18 часов)

п/п

Тема

Кол.часов

Дата

Корректи

ровка

Информационно- методическое обеспечение

Практическая

работа

в разделе

в теме


1.


2.


3.


4.


5.



6.


7.



8.


Летние наблюдения во время каникул. Поведение на водоёме.

Грибы: съедобные и несъедобные.

Опасность ядовитых грибов.

Полевые растения: рожь, овёс, пшеница. Части растений.

Орехи: лещина, грецкий, кедровый.

Овощи, фрукты, ягоды. Опасность употребления в пищу. Осторожно, микробы!

Изменения в природе в сентябре.(экскурсия)

Семена цветковых растений. Сбор и хранение. Лекарственные растения.

Город, село, деревня.


18


1


2


3


3


3



1


2



3







Грибы в картинках.

Презентация.




Фрукты и овощи в картинках. Муляжи.



Различные семена.















По сбору и хранению семян цветковых растений.





2 четверть (14 часов)


1.


2.

3.



4.



5.



6.

7.


8.

9.


Город, село, деревня. Правила дорожного движения.(экскурсия)

Изменения в природе в октябре.

Квартира, комната, столовая, спальня. Пользование электроприборами.

Мебель для столовой, кухни, спальни. Уход за мебелью. Сохранение осанки.

Посуда: столовая, чайная, кухонная. Уход за посудой. Опасность чистящих средств.

Изменения в природе в ноябре.

Одежда. Уход за одеждой. Химические вещества.

Обувь. Уход за обувью.

Изменения в природе в декабре.

14


2


1

2



2



2



1

2


1

1





Плакат «ПДД».



Макет комнаты.






Чистящие средства.

Набор детской посуды.



Наборы игр «Одень куклу».















По уходу за одеждой.

По уходу за обувью.


3 четверть ( 20часов)


1.

2.

3.



4.


5.


6.


7.

8.

9.

10.


Деревья: ель, сосна.

Экскурсия в парк.

Домашние животные: лошадь, корова, свинья. Осторожность при общении.

Дикие животные: лось, олень. Правила поведения при встрече.

Изменения в природу в январе.(экскурсия)

Домашние птицы: гусь, индюк. Микробы и болезни птиц.

Дикие птицы: утка, лебедь.

Птицы перелётные и зимующие.

Изменения в природе в феврале.

Рыбы.


20


3

1

3



2


1


2


2

2

2

2







Пособие «Растительный и животный мир».





Сюжетные картинки по развитию речи.


Презентации о птицах

Рыбы в картинках



4 четверть ( 18часов)


1.

2.


3.


4.

5.


6.

7.

8.

9.

10.


Комнатные растения.

Изменения в природе в марте.(экскурсия)

Охрана здоровья: отдых и труд дома. Здоровый образ жизни.

Охрана здоровья: режим сна.

Охрана здоровья: режим питания. Первая помощь при отравлении.

Изменения в природе в апреле.

Насекомые. Укусы насекомых.

Изменения в природе в мае.

Экскурсия.

Повторение пройденного.



2

1


2


2

3


1

3

2

1

1








Азбука здоровья.


Презентации о здоровом образе жизни.


По уходу за комнатными растениями. По выращиванию комнатных растений из черенков.

Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе


Учащиеся должны знать:

  • названия и свойства изученных предметов, групп предметов, явлений природы;

  • правила дорожного движения;

  • правила здорового образа жизни;

  • основы безопасности жизнедеятельности


Учащиесядолжны уметь:

  • называть и характеризовать предметы и явления, сравнивать и классифицировать, устанавливать элементарные зависимости;

  • активно участвовать в беседе;

  • связно высказываться на предложенную тему на основе проведённых наблюдений;

  • соблюдать правила личной гигиены;

  • соблюдать правила дорожного движения;

  • выполнять практические работы по уходу за жилищем, по посадке растений;

























МУЗЫКА

Пояснительная записка


Музыкальное воспитание и обучение является неотъемлемой частью учебного процесса в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида.

Музыка формирует вкусы, развивает представления о прекрасном, способствует эмоциональному познанию объектов окружающей действительности, нормализует многие психические процессы, является эффективным средством преодоления невротических расстройств, свойственных обучающимся специальных учреждений.

Цель музыкального воспитания и образования – формирование музыкальной культуры школьников, сочетающей в себе музыкальные способности, творческие качества, исполнительские умения, навыки эмоционального, осознанного восприятия музыки.

Занятия музыкой способствуют разностороннему развитию школьника, адаптации его в обществе. Этому, в процессе обучения музыке и пению, будет способствовать соблюдение следующих принципов:

  • художественность и культурность содержания;

  • коррекционная направленность обучения;

  • оптимистическая перспектива образования;

  • индивидуализация и дифференциация процесса обучения;

  • комплексное обучение на основе передовых психолого-медико-педагогических технологий.

Для осуществления этих принципов необходимо разбираться в структуре аномального развития личности ребенка; оценивать уровень развития музыкальных, творческих возможностей, характер эмоциональных нарушений. Содержание программного материала уроков состоит из музыкальных сочинений для слушания и исполнения, вокальных упражнений. Основу содержания программы составляют произведения отечественной (русской) музыкальной культуры: музыка народная и композиторская; детская, классическая, современная.

В программу включены следующие разделы: пение, слушание музыки, элементы музыкальной грамоты.

Раздел «Пение» включает произведения для формирования вокально-хоровых навыков и умений учащихся в зависимости от уровня певческого развития по годам обучения. Классика, фольклор, современная (зарубежная и отечественная) песня — основа формирования вокально-хорового репертуара классного хора.

В работе с солистами и при инсценировании песен внимание должно быть направлено на чистоту интонации, строя и ансамбля. Пение без сопровождения способствует выработке стройности и чистоты интонации, красоты звука, ансамбля, воспитываетпривычку к слуховому самоконтролю. Задача творческого раскрытия образа песни является главной и подчиняет себе вокально-технические приемы исполнения. В формировании устойчивого

интереса к хоровому пению значительную роль играет «концертное» исполнение песен.

Обучение обучающихся средних и старших классов сопряжено с определенными трудностями мутационного периода, значительно осложняющего их участие в хоровом пении. Школьникам не рекомендуется громко петь.

В разделе «Слушание музыки» важным является создание благоприятных условий для восприятия музыки: атмосфера концертного зала, доверительное общение со сверстниками и учителем. Опыт слушания учащимися высокохудожественной музыки, накопленный в начальной школе, является основой, на которой осуществляется дальнейшее изучение музыкального материала.

Раздел «Элементы музыкальной грамоты» содержит элементарный минимум знаний о музыке и музыкальной деятельности.

При разучивании хоровых произведений, в процессе слушания музыки, учитель в живой и увлекательной форме рассказывает о связях музыкального искусства с жизнью, о элементарных закономерностях музыки, о жанрах музыкального искусства, способах записи и фиксации музыки, непреходящем значении народного творчества, используя при этом яркие примеры звучания музыки различных эпох и стилей, особенности творчества различных композиторов.

В ходе планирования учитель продумывает перспективные и ретроспективные связи уроков музыки в чтение одной четверти, учебного года, в младших и старших классах.

Наряду с освоением учащимися нового материала важнейшей задачей становится повторение и закрепление ранее изученного. Это поможет ученикам вспомнить полюбившиеся им песни, сохранить их в своем репертуаре, включить в программу своих выступлений на школьных вечерах, праздниках и в дальнейшем возвращаться к их исполнению.

Уроки музыки проводятся в специально оборудованных помещениях: музыкальных кабинетах, залах. Оценка по предмету "Музыка и пение" учитывает индивидуальный уровень интеллектуального, психического и музыкального развития школьника, интенсивность формирования его музыкально-слуховых представлений, практических умений и навыков, накопление первичных знаний о музыке.поводом для отрицательной оценки действий обучающегося не могут служить отсутствие ярко выраженного интереса к музыкальным занятиям и эмоционального отклика на музыку,бедность речевых характеристик исполняемой или услышанной музыки нарушение координации между слухом и голосом, слухом и моторно- двигательными проявлениями.

Примерный музыкальный материал дан в виде списка музыкальных произведений для различных видов музыкальной деятельности.

Песенный репертуар выделен в самостоятельный раздел и подразумевает свободный выбор песен учителем. Пьесы для слушания способны выполнять несколько функций;

  • В качестве объекта восприятия и обсуждения ;

  • в виде вокальных упражнений(наиболее яркие, доступные для пения мелодии);

  • как материал музыкальных викторин;

  • как материал для индивидуальных заданий творческого характера(изготовление рисунков, поделок на тему произведения, написание небольших сочинений, рассказов о музыке);

  • в виде музыкального сопровождения танцевально-ритмической деятельности, инсценировок сказок, ролевых игр и т .д.

В каждом году обучения представлен объем необходимых для усвоения учащимися музыкальных знаний, требования, предъявляемые к музыкально- исполнительским умениям и навыкам, развитию творческих способностей.

4 класс

(1 ч в неделю)

ПЕНИЕ

      Закрепление певческих навыков и умений на материале, пройденном в предыдущих классах, а также на новом материале.
      Развитие умения петь без сопровождения инструмента несложные, хорошо знакомые песни.

Работа над кантиленой.

Дифференцирование звуков по высоте и направлению движения мелодии: звуки высокие, низкие, средние: восходящее, нисходящее движение мелодии и на одной высоте.

Развитие умения показа рукой направления мелодии (сверху вниз или снизу вверх).

Развитие умения определять сильную долю на слух.
      Развитие умения отчетливого произнесения текста в быстром темпе исполняемого произведения.

Формирование элементарных представлений о выразительном значении динамических оттенков (форте — громко, пиано — тихо).

СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ

      Сказочные сюжеты в музыке. Характерные особенности. Идейное и художественное содержание. Музыкальные средства, с помощью которых создаются образы.
      Развитие умения различать марши (военный, спортивный, праздничный, шуточный, траурный), танцы (вальс, полька, полонез, танго, хоровод).
      Формирование элементарных представлений о многофункциональности музыки (развлекательная, спортивная, музыка для отдыха, релаксации).
      Формирование представлений о составе и звучании оркестра народных инструментов. Народные музыкальные инструменты: домра, мандолина, баян, гусли, свирель, гармонь, трещотка, деревянные ложки, бас-балалайка и другие.
 Игра на музыкальных инструментах.  Закрепление навыков игры на уже знакомых музыкальных инструментах.  Обучение детей игре на фортепиано.


Примерный музыкальный материал для пения

П е р в а я   ч е т в е р т ь

      Без труда не проживешь. Музыка В. Агафонникова, слова В. Викторова и Л. Кондрашенко.
Золотистая пшеница. Музыка Т. Попатенко, слова Н. Найденовой.
Осень. Музыка Ц. Кюи, слова А. Плещеева.

Настоящий друг. Музыка Б. Савельева, слова М. Пляцковского.
Чему учат в школе. Музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского.

Наш край. Музыка Д. Кабалевского, слова А. Пришельца.

В т о р а я   ч е т в е р т ь

      Колыбельная Медведицы. Из мультфильма «Умка». Музыка Е. Крылатова, слова Ю. Яковлева.

Снежный человек. Музыка Ю. Моисеева, слова В. Степанова.
Будьте добры. Из мультфильма «Новогоднее приключение». Музыка А. Флярковского, слова А. Санина.

Розовый слон. Музыка С. Пожлакова, слова Г. Горбовского.
Волшебный цветок. Из мультфильма «Шелковая кисточка». Музыка Ю. Чичкова, слова М. Пляцковского.

Т р е т ь я   ч е т в е р т ь

      Маленький барабанщик. Немецкая народная песня. Обработка А. Давиденко. Русский текст М. Светлова.

Не плачь, девчонка! Музыка В. Шаинского, слова Б. Харитонова.
Пусть всегда будет солнце! Музыка А. Островского, слова Л. Ошанина.
Солнечная капель. Музыка С. Соснина, слова И. Вахрушевой.

Ч е т в е р т а я   ч е т в е р т ь

 Ах вы, сени мои, сени. Русская народная песня.
 Маленький ковбой. Музыка и слова В. Малого.
 Песня о волшебниках. Музыка Г. Гладкова, слова В. Лугового.
 Во кузнице. Русская народная песня.

Мир похож на цветной луг. Из мультфильма «Однажды утром». Музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского.

Родная песенка. Музыка Ю. Чичкова, слова П. Синявского.






Музыкальные произведения для слушания

      В. Гроховский. Русский вальс. Из сюиты «Танцы народов РСФСР».
 Н. Римский-Корсаков. Песня индийского гостя. Из оперы «Садко».
 К. Брейбург — В. Леви. Смысл. Отпускаю себя. Волны покоя. Не уходи, дарящий. Пробуждение. Сам попробуй. Из цикла «Млечный сад».
 Ж. Оффенбах. Канкан. Из оперетты «Парижские радости».
 Монте. Чардаш.

В. Моцарт. Турецкое рондо. Из сонаты для фортепиано ля минор, к. 331.
Э. Григ. В пещере горного короля. Шествие гномов. Из музыки к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт».

П. Чайковский. Баба-Яга. Из «Детского альбома».
М. Глинка. Марш Черномора из оперы «Руслан и Людмила».
Н. Римский-Корсаков. Три чуда. Из оперы «Сказка о царе Салтане».
Ужасно интересно все то, что неизвестно. Из мультфильма «Тридцать восемь попугаев». Музыка В. Шаинского, слова Г. Остера.

Три белых коня. Из телефильма «Чародеи». Музыка Е. Крылатова, слова Л. Дербенева.
Песенка странного зверя. Из мультфильма «Странный зверь». Музыка В. Казенина, слова Р. Лаубе.

В Подмосковье водятся лещи. Из мультфильма «Старуха Шапокляк». Музыка В. Шаинского, слова Э. Успенского.

Наша школьная страна. Музыка Ю. Чичкова, слова К. Ибряева.
Дважды два — четыре. Музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского.

















Календарно – тематическое планирование

1 четверть (9часов)

п/п

Тема

Количество часов

Дата

Корректировка

Основные термины и понятия

Музыкальные произведения

в разделе

в

теме


1.



2.


3.



4.


5.


6.



7.


8.


9.


Здравствуй школа



Учиться будем весело


Ода учителю



Ода учителю


Музыка осени


Музыка осени



Природа и музыка.


Природа и музыка.


Обобщающий урок


1



1


2





2





2




1


1



1


1



1


1


1



1


1





Примерное содержание муз.произведения

Длительность нот

Сольное исполнение и хоровое

Динамические оттенки.

Тихо , громко


Forte , Piano



Тембровая окраска

Тембр голоса


«Волшебная страна»-исполнение


«Учат в школе»-муз. Шаинского

«Мои учителя»-исполнение


Песни о школе


«Дождливый денек»-исполнение

П. Чайковский Октябрь. «Осенняя песенка»

«Родная песенка» -муз. Чичкова



Урок-концерт



1.


2.



3.


4.


5.


6.


7.


Композитор-имя ему народ.


День матери



Музыкальные образы их развитие.

Зимние напевы


Русская народная песня


Песня в народном духе


Обобщающий урок


1


1



1


1


2




1


1


1



1


1


1


1


1





Народная песня.


Особенности мелодического голосоведения

Образ матери


Какие бывают оркестры



Здравствуй гостья-зима.

Колыбельная для мамы



Римский-Корсаков «Три чуда»

В. Шебалин –«Зимняя дорога»

«Уж ты зимушка-зима»


«Ой, мороз, мороз»-слушание

Урок- концерт

2 четверть (7 часов)


3 четверть ( 10часов)


1.




2.


3.


4.




5.


6.


7.


8.



9.


10.


Что за прелесть эти сказки.




Зимний вечер.


Вокальная музыка


Праздники русского народа. Масленица



Ярморочное гулянье


День защитников Отечества


В марте есть такой денек


Сегодня мамин праздник.



Как сложили песню.


Обобщающий урок.


1




1


1


2






1


1


1



1


1


1




1


1


1




1


1


1


1



1


1




Жанры вокальной музыки. Песня, опера, кантата

Опера


Кантата



Оркестр народных инструментов.(гус-ли. ложки, гармонь).

Песни, заклички


Военные марши




Инструментальное сопровождение песни.

Исполнение а capella/


«Пусть всегда будет солнце»-песня



«Сказка о царе Салтане»-опера

«Александр Невский»-кантата

П.Чайковский Пастушьи наигрыши из оп. «Евгений Онегин»

«Комаринская» -муз.М. Глинки

«Моя Армия»-песня-марш

Колыбельная из м/ф «Умка»

Колыбельная маме



«Три белых коня» - муз. Крылатова

Урок-концерт


4 четверть( 8часов)


1.



2.




3.




4.



5.



6.



7.



8.



В концертном зале.



Какие бывают оркестры.




Симфонический оркестр



Фортепианная музыка.



Лирические песни.



«Что не выразишь словами, звуком на душу навей»


Песни о дружбе



Обобщающий урок.


3











2






1



1



1


1



1




1




1



1



1



1



1




Детский музыкальный театр

Симфонический, оркестр народных инструментов

Группы инструментов симфонического оркестра

Этюды, Концерты, пьесы, сонаты

Одночастная форма произведения

Двухчастная форма произведения

Трехчастная форма произведения



«Мир похож на цветной луг»- исполнение

М. Глинка «Марш Черномора»-слушание


Э. Григ «В пещере горного короля»



Л. Бетховен Соната №14 Лунная соната


«Родная песенка» муз.Чичкова.


Дважды два-четыре»-муз. Шаинского


«Пусть всегда будет солнце»-муз. Островского

Урок-концерт

Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе


Учащиеся должны знать:

  • современные детские песни для самостоятельного исполнения;

  • значение динамических оттенков (форте — громко, пиано — тихо);

  • народные музыкальные инструменты и их звучание (домра, мандолина, баян, гусли, свирель, гармонь, трещотка, деревянные ложки, бас-балалайка);

  • особенности мелодического голосоведения (плавно, отрывисто, скачкообразно);

  • особенности музыкального языка современной детской песни, ее идейное и художественное содержание.


Учащиесядолжныуметь:


  • петь хором, выполняя требования художественного исполнения;

  • ясно и четко произносить слова к песнях подвижного характера;

  • исполнять хорошо выученные песни без сопровождения, самостоятельно;

  • различать разнообразные по характеру и звучанию марши, танцы.























РИТМИКА

Пояснительная записка.

Организация уроков ритмики для учащихся начальных классов в общеобразовательной школе ставит своей целью способствовать музыкально эстетическому развитию учащихся, привить основные навыки, слушать музыку и передавать в движении ее образное содержание. 
Основными задачами уроков являются: приобщение детей к музыке, обучение их воспринимать на слух, различать и понимать такие специфические средства музыкального «языка», как метроритм, динамика, темп.  Усваивать  несложные музыкальные ритмы, развивать чувство ритма, музыкальный слух, память, совершенствовать музыкально – эстетические  чувства. Эти задачи решаются через овладение учащимися разнообразными формами движения: выполнение с музыкальным сопровождением ходьбы, бега, прыжков, поскоков, гимнастических и танцевальных упражнений, которые в свою очередь положительно влияют на физическое развитие детей и координацию движений.

Программа дана по четырем годам обучения. На каждый год предлагается определенный минимум знаний, умений и навыков по трем разделам:

  1. Азбука музыкального движения (АМД)

  2. Элементы ритмической гимнастики (ЭРГ)

  3. Танцевальные движения и танцы (ТД и Т) 

  4. Элементы классического танца (ЭКТ) вводится в третьем и четвертом классе

Хотя программа разделена на отдельные тематические части, но в связи со спецификой занятий границы их несколько сглаживаются: на одном занятии могут изучаться и исполняться элементы из разных разделов.
Теоретическая часть каждого раздела содержит перечень знаний, которые должны получить дети в процессе занятий: некоторые знания по музыкальной грамоте, хореографии, хореографической терминологии. В практическую часть входит перечень умений и навыков. На уроке ритмики учитель определяет форму одежды, напоминает о правилах поведения, о правилах по технике безопасности при выполнении определенных движений.

позиций и движение классического танца. Эти упражнения способствуют гармоничному развитию тела, культуре движений, воспитывают осанку, развивают гибкость и координацию движений, помогают познакомиться с основными правилами хореографии. 
Раздел «Танцевальные движения и танцы» включает изучение детских массовых  танцев и движений к ним. Детские массовые танцы дают возможность детям  приобрести навыки общения с партнером. В соответствии с изменением запросов самих детей, явлений окружающей жизни, и, наконец, с потребностью все время вносить в свою работу новое, свежее, в раздел «Танцевальные движения и танцы» включить несколько танцев разработанных самостоятельно, ориентируясь на возможность учащихся. Основная форма урока ритмики – это тренинг, то есть повторение из урока в урок изученных упражнений. Для лучшего эмоционального настроя детей можно использовать игры – миниатюры, шуточные соревнования. Правильно подобранные и организованные в процессе обучения танцы-игры способствуют умению трудиться, вызывают интерес к уроку, к работе. Теоретические сведения даются по ходу урока. Класс занимается 1 час в неделю, 34 часа в год. Форма подведения итогов – открытый урок - концерт для родителей.  

Один из важных факторов работы на начальном этапе обучения – использование минимума танцевальных элементов при максимуме возможности их сочетаний. Длительное изучение, проработка небольшого количества материала (движений) дает возможность качественного его усвоения, что в дальнейшем явиться прочным фундаментом знаний. Обучение танцевальным движениям происходит путем практического показа и словесных объяснений.

К концу 4 года ученики должны приобрести не только музыкально-танцевальные знания и навыки, но и навыки нравственного поведения и отношения к товарищам.     Легко и точно исполнять движения под музыку, сохраняя танцевальную осанку.     


Раздел «Азбука музыкального движения» включает выполнение простейших танцевальных ходов в соответствии с музыкальным ритмом, перестроение в геометрические (танцевальные) фигуры для свободной ориентировки детей в пространстве.
Раздел «Элементы ритмической гимнастики» включены упражнения, способствующие физическому развитию детей, укреплению мышц, подвижности суставов, гибкости позвоночника. Выполнение физических упражнений под музыку развивает музыкальное восприятие.
Раздел «Элементы классического танца» включает изучение основныхпозиций и движение классического танца. Эти упражнения способствуют гармоничному развитию тела, культуре движений, воспитывают осанку, развивают гибкость и координацию движений, помогают познакомиться с основными правилами хореографии. 
Раздел «Танцевальные движения и танцы» включает изучение детских массовых  танцев и движений к ним. Детские массовые танцы дают возможность детям  приобрести навыки общения с партнером. В соответствии с изменением запросов самих детей, явлений окружающей жизни, и, наконец, с потребностью все время вносить в свою работу новое, свежее, в раздел «Танцевальные движения и танцы» включить несколько танцев разработанных самостоятельно, ориентируясь на возможность учащихся. Основная форма урока ритмики – это тренинг, то есть повторение из урока в урок изученных упражнений. Для лучшего эмоционального настроя детей можно использовать игры – миниатюры, шуточные соревнования. Правильно подобранные и организованные в процессе обучения танцы-игры способствуют умению трудиться, вызывают интерес к уроку, к работе. Теоретические сведения даются по ходу урока. Класс занимается 1 час в неделю, 34 часа в год. Форма подведения итогов – открытый урок - концерт для родителей.  

Один из важных факторов работы на начальном этапе обучения – использование минимума танцевальных элементов при максимуме возможности их сочетаний. Длительное изучение, проработка небольшого количества материала (движений) дает возможность качественного его усвоения, что в дальнейшем явиться прочным фундаментом знаний. Обучение танцевальным движениям происходит путем практического показа и словесных объяснений.

К концу 4 года ученики должны приобрести не только музыкально-танцевальные знания и навыки, но и навыки нравственного поведения и отношения к товарищам.     Легко и точно исполнять движения под музыку, сохраняя танцевальную осанку.     































Календарно – тематическое планирование


1 четверть (9 часов)

п/п

Тема

Количество часов

Дата

Корректировка

Методическое обеспечение

в разделе

в

теме


1.



2.


3.


4.


5.


6.


7.


8.


Построение из колонны по одному в колонну по два. Разучивание русск. танца «Кадриль». Техника безопасности, правила поведения.

Построение из колонны по одному в колонну по два. Разучивание русск. танца «Кадриль».

К.Д.Сочетание движений рук, ног, туловища. Инсценирование сказки «Колобок».

К.Д.Сочетание движений рук, ног, туловища. Инсценирование сказки «Колобок».

Ритмическая гимнастика .Игра на муз. инструментах.

Ритмическая гимнастика .Игра на муз. инструментах.

Перестроение из колонны в две шеренги. Знакомство с украинским танцем «Гопак».

Ритмическая гимнастика. Слушание русской украинской музыки.


2





2


2


2




1


2


1



1


1


1


1


1


1


2








2 четверть (7 часов)


1.




2.



3.


4.


5.


6.


7.




Перестроение из колонны в круг. К.Д.-выполнение движений с резкой сменой темпа.Танец «Бульба». Техника безопасности, правила поведения.

Перестроение из колонны в круг. К.Д.-выполнение движений с резкой сменой темпа.Танец «Бульба».

Перестроение из кругов в колонны. Инсценирование сказки «Муха цокотуха».

Перестроение из кругов в колонны. Инсценирование сказки «Муха цокотуха».

Сужение и расширение одного большого круга. Музыка Молдавии.

Сужение и расширение одного большого круга. Музыка Молдавии.

Ритмическая гимнастика. Игра на муз. Инструментах.



2







2




2




1


1




1



1


1


1


1


1














3 четверть (10 часов)


1.



2.



3.


4.


5.



6.



7.


8.


9.


10.


Разминка. Ритмическая гимнастика. Знакомство с танцем «Полонез». Техника безопасности, правила поведения.

Разминка. Ритмическая гимнастика. Знакомство с танцем «Полонез». Техника безопасности, правила поведения.

Построение из кругов в «карусель».Игра на музыкальных инструментах.

Построение из кругов в «карусель».Игра на музыкальных инструментах.

Движение каруселей в разных направлениях. Самостоятельное составление ритмических рисунков. Танцы.

Движение каруселей в разных направлениях. Самостоятельное составление ритмических рисунков. Танцы.

Ходьба и бег по диагонали.Р. М. Перекатный шаг .Игра на инструментах.

Ходьба и бег по диагонали.Р. М. Перекатный шаг .Игра на инструментах.

Боковой галоп по диагонали. К.Д. Прыжки с движением рук. Танцы.

Боковой галоп по диагонали. К.Д. Прыжки с движением рук. Танцы.


2






2




2






2




2



1



1



1


1


1



1



1


1


1


1







4 четверть ( 8 часов)


1.



2.



3.


4.


5.


6.


7.


8.


Упражнения со скакалкой.Разучивание движений вальса по одному человеку. Техника безопасности, правила поведения.

Упражнения со скакалкой.Разучивание движений вальса по одному человеку. Техника безопасности, правила поведения.

Перепрыгивание через скакалку во время ходьбы. Слушание вальсов.

Перепрыгивание через скакалку во время ходьбы. Слушание вальсов.

Упражнения с обручами. Танцевальные движения в современных ритмах.

Упражнения с обручами. Танцевальные движения в современных ритмах.

Упражнения с мячом, со скакалкой.Подвижные игры.

Упражнения с мячом, со скакалкой.Подвижные игры.


2






2




2




2





1



1



1


1


1


1


1


1


















Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе


Учащиеся должны уметь:


  • рассчитываться на первый, второй, третий для последующего построения в три колонны, шеренги;

  • соблюдать правильную дистанцию в колонне по три и в концентрических кругах;

  • самостоятельно выполнять требуемые перемены направления и темпа движений, руководствуясь музыкой;

  • ощущать смену частей музыкального произведения в двухчастной форме с малоконтрастными построениями;

  • передавать в игровых и плясовых движениях различные нюансы музыки: напевность, грациозность, энергичность, нежность, игривость и т. д.;

  • передавать хлопками ритмический рисунок мелодии;

  • повторять любой ритм, заданный учителем;

  • задавать самим ритм одноклассникам и проверять правильность его исполнения (хлопками или притопами).

























Обеспечение

1.Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений

1-4классы.Под редакцией В.В.Воронковой М.: Просвещение, 2009 г.

2.М.Н. Перова «Математика 4кл.».- М.: Просвещение, 2009

3.А.К.Аксенова «Русский язык 4кл.- М.: Просвещение , 2009

А.К. Аксёнова, Н.Г. Галунчикова Э.В. Якубовская «Рабочая тетрадь по

русскому языку 4 класс ».В 2-х частях, Просвещение, 2013

4..Н.Смирнова , Г.М. Гусева «Чтения 4 кл.».- М.: Просвещение,2010

5.Л.А. Кузнецова, Я.С. Симукова «Технология: Ручной труд: 4 класс»_

Просвещение , 2013

Дополнительная литература:

  1. Л.А. Обухова, Н.А. Лемяскина, О.Е. Жиренко « Школа докторов природы» Москва-«ВАКО» 2008г.

  2. Е.М. Матвеева « Русский язык 2 класс » 1, 2 часть. Издательство «Учитель», Волгоград 2008 г.

  3. С.П. Цуканова, Л.Л. Бетц « Учим ребёнка говорить и читать». Москва-2008

  4. Л.И. Руденко « Обучение чтению в специальных коррекционных классах». Издательство « Учитель», Волгоград 2007 г.

  5. В.П. Трушина « Русский язык: занятия по развитию речи 4 класс» . Издательство « Учитель», Волгоград 2008 г.

  6. Л.В. Зубарева « Коррекция письма на уроках 1-2 класс». Издательство « Учитель», Волгоград 2008 г.

  7. Автор – составитель Е.П. Плешакова. Математика. 1- 4 классы: коррекционно – развивающие задания и упражнения. Волгоград: Учитель, 2009.

  8. Автор – составитель Фомина И.В. и др. Русский язык. 1 – 4 классы: Развитие устной речи и коррекция письма. Инновационные подходы: конспекты уроков, упражнения, занимательные задания. Волгоград: Учитель, 2009.

  9. Автор – составитель Л.И. Рудченко. Чтение. 2 класс: коррекционно- развивающие занятия. Волгоград: учитель,2007г.

  10. Автор – составитель Л. В. Корякина . Математика 1-4 классы6 задачи и стихи.Волгоград: Учитель. 2011г

  11. Чтение. 2 класс: Коррекционно – развивающие занятия. Автор – составитель Л.И. Рудченко. – Волгоград: Учитель, 2007.

  12. Коррекция письма на уроках 1-4 классы: Практические и тренировочные задания и упражнения. Автор – составитель Л.В. Зубарева. -2 изд. – Волгоград: Учитель, 2011.

  13. Русский язык: Коррекционно развивающие задания и упражнения, 3-4 класс. Автор – составитель Е.П.Плешакова. – Волгоград: Учитель, 2009.

  14. Коррекция письменной речи в начальной школе: разработки занятий. 1-4 классы. Автор – составитель Н.П. Мещерякова и др. – Волгоград: Учитель, 2009.

  15. Русский язык. 4 класс: занятия по развитию речи. Автор – составитель В.П. Трушина. – Волгоград: Учитель, 2009.

  16. Математика: Коррекционно – развивающие занятия с учащимися подготовительной группы и 1-2 классов начальной школы. Автор – составитель А.А. Шабанова. – Волгоград: Учитель, 2007.

  17. Мозговой В.М. Уроки физической культуры в начальных классах: пособие для учителя спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида.- М. Просвещение, 2009.

  18. Симкина П.Л., Титаровский Л.В. Азбука здоровья: К проблеме безопасности человека: Физкультминутки здоровьесберегающей направленности. М.: Амрита – Русь, 2006

  19. Л .Г .Бутакова «Занятия ритмикой и логопедической ритмикой в детском саду и вспомогательной школе».



Наглядно-методические пособия:

«Терем-теремок», «Комнатные растения», «Когда это бывает?», «Дикие животные», «Домашние животные», «Окружающий мир. Бытовая техника», «Деревья», «Как избежать неприятностей? Дома», «Как избежать неприятностей? На воде и на природе», «Как избежать неприятностей? На дворе и на улице», «Овощи», «Грибы», «Инструменты в картинках», «Зима в картинках», «Весна в картинках»,«Деревья в картинках», «Птицы в картинках», «насекомые в картинках»,«Лекарственные растения», «Головные уборы в картинках», «Обувь в картинках», «Мебель в картинках», «Бабочки», «Времена года», «Московский Кремль», «Сюжетные картинки по развитию речи.» 4 класс, Настольно-печатные, дидактические и обучающие игры: «Противоположности», «Цвет и форма», «Предметы и контуры», «Моя квартира», «Растительный и животный мир», «Поиграй, подбери, подумай», «Геометрическое лото», «Рыбка. Правописание парных согласных.», «Сова. Гласные и согласные в корне слова.», «Читаем предложения»

Демонстрационный материал:

«Части речи», «Свойства арифметических действий», «Природные сообщества», «Природные явления», «Геометрический материал», «Словообразование: иллюстрации», «Методические рекомендации для обучения звуко-буквенному анализу детей.


Диски:

Серия «Поиграй ка »- «Моя страна Россия», «ПДД для малышей», «Окружающий мир».

Кирилл и Мефодий . Начальная школа. Математика 2 класс.

Забавная математика для малышей. Цифры и числа.

















Сайты:

www.proshkolu.ru

http://www.4stupeni.ru/

http://nsc.1september.ru/ 

http://suhin.narod.ru/zag1.htm 

 http://www.uroki.net/ 

http://festival.1september.ru 

http://school-collection.edu.ru 

http://www.uchportal.ru/load/46 

http://www.n-shkola.ru/ 

www.nachalka.com 

http://stranamasterov.ru 

http://viki.rdf.ru/ 

http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=5025&tmpl=com 

http://rusedu.ru/subcat_28.html 

http://www.oldskazki.chat.ru/titul.htm 

http://playroom.com.ru 

http://dnevnik

















hello_html_6e5c756e.jpg


Рабочие программы для начальных классов
  • Начальные классы
Описание:

      Рабочие программы разработаны на основе Программ для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой. Программы составлены методическим объединением учителей начальных классов МКС(К)ОУ "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №2 VIII вида". В разработке учтены индивидуальные особенности учащихся школ 8 вида, представлены основные методические формы, методы и приемы работы.  

        Рабочие программы созданы на основе Базисного учебного плана общеобразовательных организаций Нижегородской области на переходный период до 2021 года и Учебного плана муниципального казенного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 2 VIII вида» города Дзержинска Нижегородской области на 2014/2015 учебный год.

Автор Долгополова Мария Анатольевна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 362
Номер материала 23075
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓