Главная / Информатика / Рабочая учебная программа по информатике 2 класс

Рабочая учебная программа по информатике 2 класс

Пояснительная записка


Рабочая учебная программа к учебному курсу по информатики для 2 класса составлена на основе примерной (типовой) учебной программы основного общего образования по информатике (базовый уровень) и соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования 2010 года.

При составлении Программы использовалась авторская программа под редакцией Бененсон Е.П., Паутововой А.Г. «Информатика и ИКТ. 2 класс». Выполнение учебной рабочей программы направлено на достижение цели работы школы на первой ступени обучения: формирование у обучающихся целостного представления о мире, гражданской ответственности и правового самосознания, духовной культуры, самостоятельности, развития их склонностей, интересов и способности к социальному самоопределению, а также способствует реализации модели выпускника начальной школы: уважающий и принимающий ценности семьи и общества; любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

В основе построения курса лежит идея гуманизации информационного образования, соответствующая современным представлениям о целях школьного образования и ставящая в центр внимания личность ученика, его интересы и способности. Отбор методов и средств обучения основывается на деятельностном подходе и педагогических технологиях:

  • проблемно-диалогической

  • оценивания учебных достижений;

  • проектной;

  • правильного типа читательской деятельности.

Курс ориентирован как на исторически сложившиеся ценности информационного образования, так и на новые образовательные идеи, среди которых важное место занимает развивающее обучение.

Целью изучения информатики в начальной школе является формирование первоначальных представлений об информации и ее свойствах, а также формирование навыков работы с информацией (как с применением компьютеров, так и без них).

Обучение информатике направлено на решение следующих задач:

  • учить школьника искать, отбирать, организовывать и использовать информацию для решения стоящих перед ним задач;

  • формировать первоначальные навыки планирования целенаправленной деятельности человека, в том числе учебной деятельности;

  • дать первоначальные представления о компьютере и современных информационных технологиях и сформировать первичные навыки работы на компьютере;

  • дать представление об этических нормах работы с информацией, об информационной безопасности личности и государства.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальные; групповые; индивидуально-групповые; фронтальные.

Формы проведения уроков: мини-лекция, практикум, урок-игра, урок -контроля.

Виды и формы контроля: наблюдение; беседа; фронтальный опрос; опрос в парах; контрольная работа; практическая работа.




Ожидаемые образовательные результаты

Обучающиеся должны иметь представление:

  • о понятии «информация»;

  • о многообразии источников информации;

  • о том, как человек воспринимает информацию;

  • о компьютере, как об универсальной машине, предназначенной для обработки информации;

  • о названии и назначении основных устройств персонального компьютера (процессор, монитор, клавиатура, мышь, память);

  • о том, что компьютер обрабатывает информацию по правилам, которые определили люди, а компьютерная программа — набор таких правил;

  • об алгоритме как последовательности дискретных шагов, направленных на достижение цели;

  • об истинных и ложных высказываниях;

  • о том, что информация в памяти компьютера хранится в виде набора нулей и единиц.

Обучающиеся научатся:

исполнять правила поведения в компьютерном классе;

  • приводить примеры источников информации;

  • приводить примеры работы с информацией;

  • приводить примеры технических устройств, предназначенных для работы с информацией (телефон, телевизор, радио, компьютер, магнитофон);

  • приводить примеры полезной и бесполезной информации;

  • запускать программы с рабочего стола (при наличии оборудования);

  • выбирать нужные пункты меню с помощью мыши (при наличии оборудования);

  • пользоваться клавишами со стрелками, клавишей Еп1ег, вводить с клавиатуры числа (при наличии оборудования);

  • с помощью учителя составлять и исполнять линейные алгоритмы для знакомых формальных исполнителей;

  • с помощью учителя ставить учебные задачи и создавать линейные алгоритмы решения поставленных задач.

Обучающие получат возможность научиться:

  • составлять и исполнять линейные алгоритмы для знакомых формальных исполнителей;

  • ставить учебные задачи и создавать линейные алгоритмы решения поставленных задач;

  • определять истинность простого высказывания, записанного повествовательным предложением русского языка.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выбора из текстов и рисунков информации, нужной для достижения поставленной цели;

  • планирования бытовой и учебной деятельности;

  • безопасной работы на компьютере.

Изучение информатики во 2 классе направлено на формирование УУД

Личностные – расширяют познавательные интересы и учебные мотивы

Регулятивные - принимать и сохранять учебную задачу; определять последовательность необходимых операций.

Коммуникативные ууд - формирование интереса к процессу общения и сотрудничества, а не только к его результату.

Познавательные УУД - самостоятельная познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познавательными объектами.


















































Учебно – тематический план


п/п


Тематический блок (тема учебного занятия при отсутствии тем. блока)


Кол-во часов


Использование ИКТ


Использование проектной деятельности


Использование исследователь-

ской деятельности


1.

Информационная картина мира

10

2


1

2.

Устройства компьютера

7

2



3.

Алгоритмы и исполнители

17

2


1


Итого

34

6

0

2












































Основное содержание учебно-тематического плана


п/п

Тематический блок, тема учебного занятия


Кол – во

часов

Информационная картина мира

1

Информация, источники информации. (мини-лекция)

1

2

Работа с информацией. (мини-лекция)

1

3

Отбор полезной информации. (мини-лекция)

1

4

Шифры перестановки и замены. (урок-практикум)

1

5

Двоичное кодирование текстовой информации. (урок - исследование)

1

6

Обработка информации человеком. (урок-практикум)

1

7

Обработка информации компьютером (чёрный ящик). (урок - контроля)

1

8

Ещё раз о том, что такое информация. (мини-лекция)

1

9

Действия с информацией (повторение). (урок-практикум)

1

Устройство компьютера

10

Системная плата. Процессор (мини-лекция)

1

11

Оперативная память (мини-лекция)

1

12

Устройства ввода информации (мини-лекция)

1

13

Устройства вывода информации (урок-практикум)

1

14

Внешняя память (мини-лекция)

1

15

Обобщение материала по теме «Устройство компьютера» (урок - контроля)

1

16

Твои успехи. (дополнительные задания) (мини-лекция)

1

Алгоритмы и исполнители

17

Первое знакомство с алгоритма-

ми и исполнителями (урок-практикум)

1

18

Составление и выполнение алгоритмов (мини-лекция)

1

19

Последовательность действий и результат выполнения алгоритма (мини-лекция)

1

20

Составление и выполнение алгоритмов (мини-лекция)

1

21

Исполнитель алгоритмов Мышка – художник (мини-лекция)

1

22

Адрес клетки (урок-практикум)

1

23

Энтик и Мышка в одном поле (мини-лекция)

1

24

Выполнение и составление алгоритмов (мини-лекция)

1

25

Составление алгоритмов (мини-лекция)

1

26

Составление алгоритмов, запись в словесной форме (урок - контроля)

1

27

Исполнитель алгоритмов Перемещайка (мини-лекция)

1

28

Составление алгоритмов (урок-практикум)

1

29

Алгоритмы Перемещайки (урок - исследование)

1

30

Продолжение работы с истинными и ложными высказываниями (мини-лекция)

1

31

Массовость алгоритмов (мини-лекция)

1

32

Повторение пройденного. (мини-лекция)

1

33

Твои успехи (урок - контроля)

1

34

Дополнительные задания (мини-лекция)

1


Итого:

34




















Календарно-тематический план



п\п


Наименование разделов и тем

Всего часов

Дата проведения

Корректировка

Решаемые проблемы на уроке

Единицы содержания

УУД

по плану

по факту

1 четверть

1

Информация, источники информации.

1

05.09.



Выяснить, происхождение слова «информатика»

Формирование представлений об учебнике. Знакомство с понятием «информация», с её источниками.

П – анализ коротких литературных текстов и графических объёктов, поиск и выделение необходимой информации;

Р – уметь слушать и быть внимательным.

2

Работа с информацией.

1

12.09.



Выяснить какие действия можно выполнять с информацией

Формирование представлений о действиях с информацией.

Знакомство с правилами работы за компьютером.

П – анализ (сопоставление) текстовой и графической информации;

П – умение строить логическую цепь рассуждений;

П – умение использовать таблицы.

3

Отбор полезной информации.

1

19.09.



Выяснить, какие органы чувств помогают получать информацию.

Обсудить свойства предметов и выделение признака, общего для набора предметов.

Знакомство с понятиями полезная и лишняя информация.

П – анализ (сопоставление) текстовой и графической информации;

П – умение строить логическую цепь рассуждений;

П – умение использовать таблицы;

Р- умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

4

Шифры перестановки и замены.

1

26.09.



Познакомить с некоторыми приёмами шифрования.

Знакомство с понятиями «информационный шум», «шифр», «кодовая таблица».

П - знаково-символические действия;

П – умение использовать таблицы, проверять по таблице;

Р- умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

5

Двоичное кодирование текстовой информации.

1

03.10.



Познакомить (показать) двоичное кодирование слов.

Знакомство с понятием «двоичное кодирование информации».

П- знаково-символические действия;

П – выполнение задания с использованием рисунков и схем.


6

Обработка информации человеком.

1

10.10.



Обсудить особенности обработки информации человеком.

Познакомить с принципом двоичного кодирования ч/б рисунков.

Формирование представления о двоичном кодировании ч/б рисунков.

П- знаково-символические действия;

П – выполнение задания с использованием рисунков и схем;

7

Обработка информации компьютером (чёрный ящик).

1

17.10.



Обсудить особенности обработки информации человеком и компьютером.

Знакомство с понятием «чёрный ящик».

П - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

К - умение работать в паре;

Р - умение слушать собеседника.

8

Ещё раз о том, что такое информация.

1

24.10.



Обобщить и повторить материал первой четверти.

Формирование представления об особенности обработки информации компьютером.

П– выполнение задания с использованием таблиц, рисунков и схем;

П- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.


9

Действия с информацией (повторение).

1

31.10.



Повторить материал первой четверти.

Познакомить с принципом кодирования цветных рисунков.

Формирование представления о двоичном кодировании цветных рисунков.

П - умение работать с информацией, предложенной в виде рисунка

П - знаково-символические действия.

2 четверть

10

Системная плата. Процессор.

1

14.11.



Познакомить с модульным принципом построения компьютера, назначением системной платы и процессора.

Знакомство с назначением устройств компьютера: системная плата, процессор; понятием «истинное высказывание».

П– выполнение задания с использованием рисунков и схем;

К – умение работать в паре;

Р– уметь слушать и быть внимательным.

11

Оперативная память.

1

21.11.



Познакомить с назначением и принципом работы оперативной памяти.

Формирование умения определять истинность высказываний. Знакомство с оперативной памятью.

П– выполнение задания с использованием рисунков и схем;

П – умение строить логическую цепь рассуждений.

12

Устройства ввода информации.

1

28.11.



Познакомить с названиями и назначением устройств ввода информации: клавиатуры, сканера, мыши.

Формирование представления о назначении устройств компьютера: клавиатура, сканер, мышь.

Знакомство с понятием «ложное высказывание».

П - умение работать с информацией, предложенной в виде рисунка

П - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

К- умение работать в паре.

13

Устройства вывода информации.

1

05.12.



Познакомить с названиями и назначением устройств вывода информации: монитора и принтера.

Формирование представления о назначении устройств компьютера: монитор, принтер.

П - умение работать с информацией, предложенной в виде рисунка;

П – умение строить логическую цепь рассуждений;

К - умение работать в паре.

14

Внешняя память.

1

12.12.



Познакомить с устройствами внешней памяти, устройствами чтения и записи информации на диск.

Знакомство с понятием внешняя память, диск, дисковод. Начать формирование понятия «адрес клетки».

П– выполнение задания с использованием рисунков и схем;

П – анализ коротких литературных текстов, поиск и выделение необходимой информации.

15

Обобщение материала по теме «Устройство компьютера».

1

19.12.



Обобщить знания об устройстве компьютера.

Продолжить формирование понятия «адрес клетки».

Учить определять истинность высказываний.

П – выполнение задания с использованием таблиц, рисунков и схем;

П – умение строить логическую цепь рассуждений.


16

Твои успехи. (дополнительные задания)

1

26.12.



Проверка усвоения материала первого полугодия.

Выяснить какие знания и действия помогут для решения заданий.

П– анализ информации;

П – самоконтроль, оценка процесса и результатов деятельности;

К– взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.


3 четверть

17

Первое знакомство с алгоритма-

ми и исполни-телями.

1

16.01.



Выяснить, кто такой Энтик и почему его называют исполнителем алгоритмов.

Знакомство с понятиями: «алгоритм», «исполнитель алгоритма», «СКИ алгоритма».

Учить определять истинность высказываний.

П – умение выполнять действие по заданному алгоритму;

П – анализ (сопоставление) текстовой и графической информации;

П – умение строить логическую цепь рассуждений.

18

Составление и выполнение алгоритмов.

1

23.01.



Выяснить, как составить алгоритм для Энтика.

Учить выполнять готовые алгоритмы.

Продолжить знакомство с понятием «алгоритм».

П – умение выполнять действие по заданному алгоритму;

П – анализ (сопоставление) текстовой и графической информации.


19

Последова-тельность действий и результат выполнения алгоритма.

1

30.01.



Обсудить важность порядка действий в алгоритме. Учить составлять и выполнять алгоритмы.

Знакомство с новой формой записи команд алгоритма – с помощью условных графических изображений.


П – умение выполнять действие по заданному алгоритму;

П – анализ информации;

К - умение работать в паре.

20

Составление и выполнение алгоритмов.

1

06.02.



Обсудить разницу между действиями человека и исполнителя алгоритмов (робота). Учить составлять и выполнять алгоритмы.

Формирование умения составлять и выполнять алгоритмы. Повторить название некоторых устройств компьютера.

П – умение выполнять действие по заданному алгоритму;

П– анализ информации;

П – умение строить логическую цепь рассуждений.

21

Исполнитель алгоритмов Мышка – художник.

1

13.02.



Выяснить, кто такая Мышка – художник и почему её называют формальным исполнителем алгоритмов.

Знакомство с понятием «адрес клетки». Формирование умения составлять и выполнять алгоритмы.

П – умение выполнять действие по заданному алгоритму;

П – анализ информации;

К - умение работать в паре.

22

Адрес клетки.

1

20.02.



Убедиться, что адреса клеток в алгоритмах Мышки – художника можно записывать в любом порядке.

Формирование навыка определения адреса клетки и поиска клетки по её адресу. Напомнить назначение некоторых устройств компьютера.

П – умение выполнять действие по заданному алгоритму;

П – анализ объектов с целью выделения признаков;

К - умение работать в паре.

23

Энтик и Мышка в одном поле.

1

27.02.



Обсудить разницу между действиями исполнителей алгоритмов Энтика и Мышки. Учить составлять и выполнять алгоритмы.

Совершенствовать навык поиска клетки по адресу. Напомнить название некоторых устройств компьютера

П – умение выполнять действие по заданному алгоритму;

П – выполнение задания с использованием таблиц, рисунков и схем.


24

Выполнение и составление алгоритмов.

1

06.03.



Выяснить, для чего нужна пошаговая запись результатов выполнения алгоритма.

Формирование умения выполнять алгоритмы. Учить записывать результаты выполнения каждого шага алгоритма. Пропедевтика нестрогих неравенств.


П – умение выполнять действие по заданному алгоритму;

П – анализ информации.

25

Составление алгоритмов.

1

13.03.



Обсудить особенности выполнения различных алгоритмов.

Формирование умения составлять алгоритмы. Повторить понятие «истинное высказывание». Пропедевтика нестрогих неравенств.

П – умение выполнять действие по заданному алгоритму;

П – анализ информации. к - умение работать в паре.


26

Составление алгоритмов, их запись в словесной форме.

1

20.03.



Выяснить, где можно брать информацию для составления алгоритма (рисунок, текст)

Учить использовать для составления алгоритмов разнообразную информацию, в т.ч. графическую.

П – умение выполнять действие по заданному алгоритму;

П - выполнение задания на основе рисунков и схем.

4 четверть

27

Исполнитель алгоритмов Перемещайка.

1

03.04.



Познакомить с новым формальным исполнителем алгоритмов – Перемещайкой и его СКИ.

Учить фиксировать результаты выполнения шагов алгоритма. Учить восстановлению алгоритма по результатам выполнения его шагов.

П – умение выполнять действие по заданному алгоритму;

П – анализ (сопоставление) текстовой и графической информации;

Р – уметь слушать и быть внимательным.

.

28

Составление алгоритмов.

1

10.04.



Убедиться, что набор и послед-сть команд в алг. для Перемещайки зависят только от нач. и требуемого кон. расположения объекта.

Формирование умения разрабатывать алгоритмы для Перемещайки. Учить видеть истинные и ложные выск-ния в равенствах и неравенствах.

П– умение выполнять действие по заданному алгоритму;

П – умение строить логическую цепь рассуждений.

29

Алгоритмы Перемещайки

1

17.04.



Выяснить, как разрабатывать алгоритмы для Перемещайки.

Развивать умение разрабатывать алгоритмы для Перемещайки.

Учить видеть истинные и ложные выск-ния в равенствах и неравенствах.

П – умение выполнять действие по заданному алгоритму;

К - умение работать в паре.

30

Продолжение работы с истинными и ложными высказываниями.

1

24.04.



Выяснить, когда команда невыполнима.

Учить определять истинность высказываний, содержащих условие (если). Развивать умение составлять алгоритмы для формальных исполнителей.

П – анализ (сопоставление) текстовой и графической информации;

П – умение строить логическую цепь рассуждений.

К - умение работать в паре.

31

Массовость алгоритмов.

1

08.05.



Обсудить свойство массовости алгоритма. Выяснить, какие из выполняемых ранее алгоритмов обладали этим свойством.

Знакомство с понятиями «массовость алгоритма», «компьютерная программа».

П – умение выполнять действие по заданному алгоритму;

К - умение работать в паре.

32

Повторение пройденного.

1

15.05.



Обобщить знания о составлении и выполнении алгоритмов.

Поиск клеток по их адресам. Разработка алгоритмов для формальных исполнителей. Разработка алгоритмов расшифровки черных ящиков.

П – умение выполнять действие по заданному алгоритму;

К - умение работать в паре.

33

Твои успехи.

1

22.05.



Проверка усвоения материала второго полугодия.

Выяснить какие знания и действия помогут для решения заданий.

П – анализ информации;

П – самоконтроль, оценка процесса и результатов деятельности;

К – взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

34

Дополнитель-ные задания.

1

29.05.



Склеить модель компьютера из бумаги.

Развивать умение выполнять алгоритмы. Повторить название некоторых устройств компьютера.

П – самоконтроль, оценка процесса и результатов деятельности;

К – взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.




Информационно-методическое обеспечение


УМК


1. Бененсон Е.П., Паутова А.Г. Информатика и ИКТ. 2 класс: Учебник в 2-х ч. – М. : Академкнига/Учебник, 2012 г..

2. Бененсон Е.П., Паутова А.Г. Информатика и ИКТ. 2 класс: Методическое пособие для учителя. – М.: Академкнига/Учебник.


Список литературы для учителя


1. Бененсон Е.П., Паутова А.Г. Информатика и ИКТ. 2 класс: Учебник в 2-х ч. – М. : Академкнига/Учебник, 2012 г..

2. Бененсон Е.П., Паутова А.Г. Информатика и ИКТ. 2 класс: Методическое пособие для учителя. – М.: Академкнига/Учебник.

3. Паутова А.Г. Информатика и ИКТ. 2 класс: комплект компьютерных программ. Методическое пособие + CD – М.: Академкнига/Учебник.


Список литературы для учащихся


1. Бененсон Е.П., Паутова А.Г. Информатика и ИКТ. 2 класс: Учебник в 2-х ч. – М. : Академкнига/Учебник, 2012 г..

Адреса сайтов


1. nsportal.ruНачальная школаИнформатика…-2-klass-po-predmetu…

2. journal.edusite.ru

3. schoolguide.ru2 класс









6


Рабочая учебная программа по информатике 2 класс
  • Информатика
Описание:

Рабочая учебная программа к учебному курсу по информатики  для 2 класса составлена на основе примерной (типовой) учебной программы основного общего образования по информатике (базовый уровень) и соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования 2010 года.

При составлении Программы использовалась авторская программа под редакцией Бененсон Е.П., Паутововой А.Г. «Информатика и ИКТ. 2 класс». Выполнение учебной  рабочей программы направлено на достижение цели работы школы на первой  ступени обучения: формирование у обучающихся целостного представления о мире, гражданской ответственности и правового самосознания, духовной культуры, самостоятельности, развития их  склонностей, интересов и способности к социальному самоопределению, а также способствует реализации модели выпускника начальной школы: уважающий и принимающий ценности семьи и общества; любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

 

Автор Леснова Елена Николаевна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Информатика
Подраздел Другое
Просмотров 472
Номер материала 31798
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓