Главная / Русский язык и литература / Рабочая учебная программа по дисциплине "Русский язык и культура речи" (СПО)

Рабочая учебная программа по дисциплине "Русский язык и культура речи" (СПО)



Министерство образования и науки Архангельской области

Государственное автономное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Архангельской области

«Архангельский политехнический техникум»

(ГАОУ СПО АО «АТП»)



УТВЕРЖДАЮ

Директор ГАОУ СПО АО «АТП»

__________________ С. Ю. Дёгтев

«______»_______________2013 г.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Русский язык и культура речи



















Архангельск 2013

Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» разработана на основе Федерального государственного стандарта III поколения (далее ФГОС) (приказ Министерства образования и науки от 05.11.2009 №535) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО), преподаваемым в Государственном автономном образовательном учреждении среднего профессионального образования по Архангельской области «Архангельский политехнический техникум» (далее ГАОУ СПО АО АПТ); рабочего учебного плана по подготавливаемой специальности с учетом социально-экономического профиля.







Организация-разработчик: ГАОУ СПО АО «Архангельский политехнический техникум»



Разработчик:



Новикова Наталья Дмитриевна, преподаватель русского языка и литературы ГАОУ СПО АО «Архангельский политехнический техникум»









Рассмотрена и рекомендована предметно-цикловой комиссией преподавателей общего гуманитарного и социально-экономического цикла

Протокол №_______ ______________.

Председатель ПЦК _____________________________________



СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

  1. условия реализации учебной дисциплины

13

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

15





  1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ



РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ



1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 100701 коммерция (по отраслям) и предназначена для изучения учебной дисциплины в учреждениях среднего профессионального образования, укрупненная группа 100.000 «сфера обслуживания».

    1. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Учебная дисциплина «Русский язык и культура речи» относится к циклу общеобразовательных дисциплин.

    1. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» обучающийся должен

уметь:

  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

  • анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

  • проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

  • извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

  • создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

  • соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

  • создавать тексты в устной и письменной форме, различать элементы нормированной и ненормированной речи, редактировать собственные тексты и тексты других авторов.



знать:

  • связь языка и истории, культуры русского и других народов;

  • смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

  • основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

  • орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.



1.4. Количество часов, выделенных на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки студента 78 часов,

в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки студента 52 часа;

самостоятельной работы студента 26 часов.



2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем

часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

78

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

52

в том числе:


практические занятия

10

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

26

в том числе:


внеаудиторная самостоятельная работа

26

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Русский язык и культура речи».

Наименование

разделов и тем

Содержание учебного материала, практические занятия и самостоятельная работа студентов

Объем

часов


Уровень освоения

Раздел 1. Язык и речь.


8


Тема 1. 1. Основные единицы языка. Виды речевой деятельности.

Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Русский язык в современном мире. Язык и культура.

Язык и речь. Основные единицы языка. Виды речевой деятельности. Речевая ситуация и ее компоненты.

3

2

Тема 1. 2. Русский литературный язык и языковые нормы.

Понятие о литературном языке и языковой норме. Типы нормы. Словари русского языка.

1

2

Тема 1. 3. Основные требования речи.

Понятия культуры речи, качества хорошей речи (правильность, точность, выразительность, уместность, употребление языковых средств).

1

2

Практическое занятие № 1. Редактирование текста с учетом основных требований к речи.

1

Самостоятельная работа. Подготовка сообщений на тему : «Качества хорошей речи».

2

Раздел 2. Фонетика.


12


Тема 2.1. Фонетические единицы языка.

Звук и фонема. Особенности русского ударения.

1

2

Ударение словесное и логическое. Интонационное богатство русской речи.

1

2


Практическое занятие № 2. Выполнение упражнений по определению ударения в слове.


1

Тема 2. 2.

Орфоэпические нормы.

Орфоэпические нормы: произносительные и нормы ударения. Использование орфоэпического словаря.

1

2

Варианты русского литературного произношения.

1

2

Практическое занятие № 3. Определение орфоэпических норм по орфоэпическому словарю.

1


Тема 2. 3.

Фонетические средства речевой выразительности.

Фонетические средства речевой выразительности: ассонанс, аллитерация. Благозвучие речи.

1

2

Контрольная работа по разделу по разделу «Фонетика».

1


Самостоятельная работа.

4


1.Изучение лекционного материала.

1


2.Ответы на вопросы по теме «Особенности русского ударения».

1


3. Работа с орфоэпическим словарем.

2


Раздел 3. Лексика и фразеология.



11


Тема 3. 1.

Слово в лексической системе языка.

Слово, его лексическое значение. Многозначность слова. Прямое и переносное значение.

1

2

Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление.

1

2

Тема 3. 2.Лексика с точки зрения ее употребления.


Лексика с точки зрения ее употребления: нейтральная, книжная, профессиональная, лексика устной речи (жаргонизмы, диалектизмы).

1

2

Тема 3. 3. Изобразительно-выразительные возможности лексики и фразеологии.

Изобразительно-выразительные возможности лексики и фразеологии.

1

2

Практическое занятие № 4. Выполнение упражнений на исправление лексических и фразеологических ошибок в тексте.

1


Тема 3. 4.Лексико-фразеологическая норма, ее варианты.

Лексические ошибки : тавтология, алогизмы, избыточные слова в тексте. Ошибки в употреблении фразеологизмов.

1

2

Контрольная работа по разделу «Лексика и фразеология».

1


Самостоятельная работа.

4


  1. Подготовка сообщений на тему «Лексика устной речи».

2


  1. Стилистический анализ текста.

2


Раздел 4. Словообразование.


6


Тема 4. 1. Способы словообразования.

Словообразование знаменательных частей речи. Словообразовательный анализ.

1

2

Тема 4. 2. Стилистические возможности словообразования.

Многозначность морфем. Морфемный разбор слова.

Употребление приставок и суффиксов в разных стилях речи.

1

2

Тема 4. 3. Словообразование и орфография.

Правописание приставок ПРЕ- и –ПРИ. Правописание сложных слов, терминов.

1

2

Практическое занятие № 5. Выполнение упражнений на правописание чередующихся гласных в корне слова.

1


Самостоятельная работа.

2


  1. Ответы на вопросы по теме «Употребление приставок и суффиксов в разных стилях речи».

1


  1. Работа со словообразовательным словарем.

1


Раздел 5. Части речи.


9


Тема 5. 1. Самостоятельные и служебные части речи.

Знаменательные и незнаменательные части речи и их роль в построении текста.

1

2

Тема 5. 2. Нормативное употребление форм слова.

Употребление существительных, прилагательных, числительных и местоимений в речи.

1

2


Употребление глагола и наречия в речи.

1

2

Употребление причастий и деепричастий в речи.

1

2

Практическое занятие № 6. Выявление ошибок на употребление форм слова в указанных текстах.

1


Контрольная работа по разделу «Части речи».

1


Самостоятельная работа.

3


  1. Лингвистический анализ текста.

2


  1. Подготовка сообщений на тему «Основные выразительные средства морфологии».

1


Раздел 6. Синтаксис.


11


Тема 6. 1. Основные синтаксические единицы.

Основные синтаксические единицы: словосочетание, предложение, сложное синтаксическое целое.

1

2

Тема 6. 2. Типы предложений.

Простое, осложненное, сложносочиненное, сложноподчиненное бессоюзное сложное предложение.

1

2

Тема 6. 3. Основные выразительные средства синтаксиса.

Инверсия, бессоюзие, многосоюзие и другие фигуры речи.

1

2

Тема 6. 4. Синтаксическая синонимия.

Синонимия словосочетаний.

1

2

Синонимия простых и сложных предложений.

1

2

Практическое занятие №7. Конструирование текста.

1


Контрольная работа по разделу «Синтаксис».

1


Самостоятельная работа.

4


  1. Подготовка сообщений на тему «Выразительные средства синтаксиса».

2


  1. Выполнение упражнений на закрепление изученных пунктограмм.

2


Раздел 7. Нормы русского правописания.


10


Тема 7. 1.Принципы русской орфографии.

Принципы русской орфографии, типы и виды орфограмм.

1

2

Практическое занятие № 8. Орфографический разбор слова.

1


Тема 7. 2. Принципы русской пунктуации.

Принципы русской пунктуации, функции знаков препинания. Способы оформления прямой речи, цитирование.

1

2

Практическое занятие № 9. Пунктуационный разбор текста.

1


Тема 7. 3. Русская орфография и пунктуация в аспекте речевой выразительности.

Обособленные и необособленные члены предложения. Использование обращений и вводных слов.

1

2

Контрольная работа (диктант).

1


Самостоятельная работа.

4


  1. Выполнение упражнений на закрепление орфограмм и пунктограмм.

2


  1. Редактирование текста с точки зрения орфографической и пунктуационной грамотности.

2


Раздел 8. Текст. Стили речи.


11


Тема 8. 1. Текст как произведение речи.

Текст и его структура.

1

2

Типы речи: описание, повествование, рассуждение.

1

2

Тема 8. 2. Функциональные стили речи, их признаки и особенности.

Разговорный, научный, публицистический стили речи, признаки и особенности.

1

2

Официально-деловой и художественный стили речи, признаки и особенности.

1

2







Практическое занятие № 10. Создание текстов в жанрах учебно-научного и официально-делового стилей речи.

1

2

Контрольная работа. Определение стиля речи.

1


Самостоятельная работа. Выполнение упражнений по теме «Стили речи».

3





Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета.



Всего:

78



Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

3. условия реализации программы дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Для реализации программы дисциплины имеется в наличии

учебный кабинет русского языка и литературы.


Оборудование учебного кабинета:

  • посадочные места по количеству обучающихся;

  • рабочее место преподавателя,

  • рабочая доска;

  • комплект наглядных пособий по предмету «Русский язык и культура речи» (учебники, словари разных типов, карточки, тексты разных типов и стилей речи, художественная литература).

Технические средства обучения:

  • мультимедийный проектор;

  • ноутбук;

  • экран;

  • аудиосистема;

  • телевизор;

  • DVD.


3.2. Информационное обеспечение обучения

Учебные издания

Основные источники:

  1. Антонова, Е.С. Русский язык и культура речи. Учебник для средних специальных учебных заведений./ Е.С. Антонова, Т.М. Воителева– М., 2009.

  2. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 кл. общеобразов. учрежд. – М., 2009.

  3. Воителева Т.М. Русский язык и культура речи: дидактические материалы: учеб. пособ. для студ. сред. проф. учеб. заведений. – М., 2007.

Дополнительные источники:



  1. Архипова Е.В. Основы методики развития речи учащихся. – М., 2004.

  2. Воителева Т.М. Теория и методика обучения русскому языку. – М., 2006.

  3. Готовимся к единому государственному экзамену / Вакурова О.Ф., Львова С.И., Цыбулько И.П. – М. 2011.

  4. Комплексный словарь русского языка / Под ред. А.Н. Тихонова. – М., 2001.

  5. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум. – М., 2007.

  6. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика. – М., 2004.

  7. Сборник нормативных документов. Русский язык / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М., 2004.



Интернет-ресурсы

1. Грамота.Ру: справочно-информационный портал «Русский язык»

2.Грамотей (ЭРИКОС) Образовательные ресурсы сети Интернет по русскому языку, культуре речи и литературе. http://ege.edu.ru

3. Филологический портал Philology.ru

4. http://www.pomochnik-vsem.ru

5. http://www.gramma.ru/


4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и контрольных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.



Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

Умения:


осуществлять речевой самоконтроль, оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач

практические занятия №1-№10,

текущий контроль

анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления

практические занятия №1-№10, устный опрос, текущий контроль

проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка

текущий контроль, практическое занятие №10

извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях

практические занятия №1-№10, текущий контроль


создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения

практические занятия, текущий контроль

применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка

практические занятия №1-№10, текущий контроль, устный, письменный опрос

соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка

практические занятия №1-№10, текущий контроль, устный, письменный опрос

создавать тексты в устной и письменной форме, различать элементы нормированной и ненормированной речи, редактировать собственные тексты и тексты других авторов

практические занятия №1-№10

Знания:


связь языка и истории, культуры русского и других народов

устный и письменный опрос, текущий контроль.

смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи

основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь

Орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка, нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения






Рабочая учебная программа по дисциплине "Русский язык и культура речи" (СПО)
  • Русский язык и литература
Описание:

Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» разработана на основе  Федерального государственного стандарта III поколения (далее ФГОС) (приказ Министерства образования и науки от 05.11.2009 №535) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО), преподаваемым в Государственном автономном образовательном учреждении среднего профессионального образования по Архангельской области «Архангельский политехнический техникум» (далее ГАОУ СПО АО АПТ); рабочего учебного плана по подготавливаемой специальности с учетом социально-экономического профиля.

Учебная дисциплина «Русский язык и культура речи» относится к циклу общеобразовательных  дисциплин.

 

Автор Новикова Наталья Дмитриевна
Дата добавления 19.11.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Другое
Просмотров 4685
Номер материала 3450
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓