Инфоурок Литература Другие методич. материалыРабочая учебная программа по дисциплине "Русский язык и культура речи" (СПО)

Рабочая учебная программа по дисциплине "Русский язык и культура речи" (СПО)

Скачать материал

Министерство образования и науки Архангельской области

Государственное автономное образовательное учреждение 

среднего профессионального образования

                                                              Архангельской области       

«Архангельский политехнический техникум»

 (ГАОУ СПО АО «АТП»)

 

 

                                                                  УТВЕРЖДАЮ

                                                                  Директор ГАОУ СПО АО «АТП»

                                                                  __________________ С. Ю. Дёгтев

                                                                  «______»_______________2013 г.

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Русский язык и культура речи  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Архангельск 2013

Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» разработана на основе  Федерального государственного стандарта III поколения (далее ФГОС) (приказ Министерства образования и науки от 05.11.2009 №535) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО), преподаваемым в Государственном автономном образовательном учреждении среднего профессионального образования по Архангельской области «Архангельский политехнический техникум» (далее ГАОУ СПО АО АПТ); рабочего учебного плана по подготавливаемой специальности с учетом социально-экономического профиля.

 

 

 

Организация-разработчик:  ГАОУ СПО АО «Архангельский политехнический техникум»

 

Разработчик:

 

Новикова Наталья Дмитриевна, преподаватель русского языка и литературы ГАОУ СПО АО «Архангельский политехнический техникум»

 

 

 

 

Рассмотрена и рекомендована предметно-цикловой комиссией  преподавателей общего гуманитарного и социально-экономического цикла

Протокол_______    ______________.

Председатель ПЦК _____________________________________

 


СОДЕРЖАНИЕ

 

стр.

1.     ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

2.     СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

3.     условия реализации  учебной дисциплины

13

4.     Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

 

15

 

 


1.            паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ

 

1.1. Область применения программы

            Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 100701 коммерция (по отраслям) и предназначена для изучения учебной дисциплины в учреждениях среднего профессионального образования, укрупненная группа 100.000 «сфера обслуживания».

1.2.     Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

       Учебная дисциплина «Русский язык и культура речи» относится к циклу общеобразовательных  дисциплин.

1.3.     Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» обучающийся должен

     уметь:

·       осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

·       анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

·       проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

·       извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

·       создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

·       применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

·       соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

·       создавать тексты в устной и письменной форме, различать элементы нормированной и ненормированной речи, редактировать собственные тексты и тексты других авторов.

 

  знать:

·     связь языка и истории, культуры русского и других народов;

·     смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

·     основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

·     орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.

 

1.4. Количество часов, выделенных на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки студента                           78 часов,

 в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки студента         52 часа;

самостоятельной работы студента                                        26 часов.

 

 


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

 

Вид учебной работы

Объем

часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

78

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

52

в том числе:

 

практические занятия

10

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

26

в том числе:

 

внеаудиторная самостоятельная работа

26

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета

 


2.2.  Тематический план и содержание учебной дисциплины «Русский язык и культура речи».

Наименование

разделов и тем

Содержание учебного материала, практические занятия и самостоятельная работа студентов

Объем

часов

 

Уровень освоения

Раздел 1. Язык и речь.

 

8

 

Тема 1. 1. Основные единицы языка. Виды речевой деятельности.

Язык как средство общения и форма существования национальной культуры.  Русский язык в современном мире. Язык и культура.

Язык и речь. Основные единицы языка. Виды речевой деятельности.  Речевая ситуация и ее компоненты.

3

2

Тема 1. 2. Русский литературный язык и языковые нормы.

 Понятие о литературном языке и языковой норме. Типы нормы. Словари русского языка.

1

2

Тема 1. 3. Основные требования речи.

Понятия культуры речи, качества хорошей речи (правильность, точность, выразительность, уместность, употребление языковых средств).

1

2

Практическое занятие № 1. Редактирование текста с учетом основных требований к речи.

1

Самостоятельная работа. Подготовка сообщений на тему : «Качества хорошей речи».

2

Раздел 2. Фонетика.

 

12

 

Тема 2.1. Фонетические единицы языка.

Звук и фонема. Особенности русского ударения.

1

2

Ударение словесное и логическое. Интонационное богатство русской речи.

1

2

 

Практическое занятие № 2. Выполнение упражнений по определению ударения в слове.

 

1

Тема 2. 2.

Орфоэпические нормы.

Орфоэпические нормы: произносительные и нормы ударения. Использование орфоэпического словаря.

1

2

Варианты русского литературного произношения.

1

2

Практическое занятие № 3. Определение орфоэпических норм по орфоэпическому словарю.

1

 

Тема 2. 3.

Фонетические средства речевой выразительности.

Фонетические средства речевой выразительности: ассонанс, аллитерация. Благозвучие речи.

1

2

Контрольная работа по разделу по разделу «Фонетика».

1

 

Самостоятельная работа.

4

 

     1.Изучение лекционного материала.

1

 

     2.Ответы на вопросы по теме «Особенности русского ударения».

1

 

     3. Работа с орфоэпическим словарем.

2

 

Раздел 3. Лексика и фразеология.

 

 

11

 

Тема 3. 1.

Слово в лексической системе языка.

Слово, его лексическое значение. Многозначность слова. Прямое и переносное значение.

1

2

Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление.

1

2

Тема 3. 2.Лексика с точки зрения ее употребления.

 

Лексика с точки зрения ее употребления: нейтральная, книжная, профессиональная, лексика устной речи (жаргонизмы, диалектизмы).

1

2

Тема 3. 3. Изобразительно-выразительные возможности лексики и фразеологии.

Изобразительно-выразительные возможности лексики и фразеологии.

1

2

Практическое занятие № 4. Выполнение упражнений на исправление лексических и фразеологических ошибок в тексте.

1

 

Тема 3. 4.Лексико-фразеологическая норма, ее варианты.

Лексические ошибки : тавтология, алогизмы, избыточные слова в тексте. Ошибки в употреблении фразеологизмов.

1

2

Контрольная работа по разделу «Лексика и фразеология».

1

 

Самостоятельная работа.

4

 

1.     Подготовка сообщений на тему «Лексика устной речи».

2

 

2.     Стилистический анализ текста.

2

 

Раздел 4. Словообразование.

 

6

 

Тема 4. 1. Способы словообразования.

Словообразование знаменательных частей речи. Словообразовательный анализ.

1

2

Тема 4. 2. Стилистические возможности словообразования.

Многозначность морфем. Морфемный разбор слова.

Употребление приставок и суффиксов в разных стилях речи.

1

2

Тема 4. 3. Словообразование и орфография.

Правописание приставок ПРЕ- и –ПРИ. Правописание сложных слов, терминов.

1

2

Практическое занятие № 5. Выполнение упражнений на правописание чередующихся гласных в корне слова.

1

 

Самостоятельная работа.

2

 

1.     Ответы на вопросы по теме «Употребление приставок и суффиксов в разных стилях речи».

1

 

2.     Работа со словообразовательным словарем.

1

 

Раздел 5. Части речи.

 

9

 

Тема 5. 1. Самостоятельные и служебные части речи.

Знаменательные и незнаменательные части речи и их роль в построении текста.

1

2

Тема 5. 2. Нормативное употребление форм слова.

Употребление существительных, прилагательных, числительных и местоимений в речи.

1

2

 

Употребление глагола и наречия в речи.

1

2

Употребление причастий и деепричастий в речи.

1

2

Практическое занятие № 6. Выявление ошибок на употребление форм слова в указанных текстах.

1

 

Контрольная работа по разделу «Части речи».

1

 

Самостоятельная работа.

3

 

1.     Лингвистический анализ текста.

2

 

2.     Подготовка сообщений на тему «Основные выразительные средства морфологии».

1

 

Раздел 6. Синтаксис.

 

11

 

Тема 6. 1. Основные синтаксические единицы.

Основные синтаксические единицы: словосочетание, предложение, сложное синтаксическое целое.

1

2

Тема 6. 2. Типы предложений.

Простое, осложненное, сложносочиненное, сложноподчиненное бессоюзное сложное предложение.

1

2

Тема 6. 3. Основные выразительные средства синтаксиса.

Инверсия, бессоюзие, многосоюзие и другие фигуры речи.

1

2

Тема 6. 4. Синтаксическая синонимия.

Синонимия словосочетаний.

1

2

Синонимия простых и сложных предложений.

1

2

Практическое занятие №7. Конструирование текста.

1

 

Контрольная работа по разделу «Синтаксис».

1

 

Самостоятельная работа.

4

 

1.     Подготовка сообщений на тему «Выразительные средства синтаксиса».

2

 

2.     Выполнение упражнений на закрепление изученных пунктограмм.

2

 

Раздел 7. Нормы русского правописания.

 

10

 

Тема 7. 1.Принципы русской орфографии.

Принципы русской орфографии, типы и виды орфограмм.

1

2

Практическое занятие № 8. Орфографический разбор слова.

1

 

Тема 7. 2. Принципы русской пунктуации.

Принципы русской пунктуации, функции знаков препинания. Способы оформления прямой речи, цитирование.

1

2

Практическое занятие № 9. Пунктуационный разбор текста.

1

 

Тема 7. 3. Русская орфография и пунктуация в аспекте речевой выразительности.

Обособленные и необособленные члены предложения. Использование обращений и вводных слов.

1

2

Контрольная работа (диктант).

1

 

Самостоятельная работа.

4

 

1.     Выполнение упражнений на закрепление орфограмм и пунктограмм.

2

 

2.     Редактирование текста с точки зрения орфографической и пунктуационной грамотности.

2

 

Раздел 8. Текст. Стили речи.

 

11

 

Тема 8. 1. Текст как произведение речи.

Текст и его структура.

1

2

Типы речи: описание, повествование, рассуждение.

1

2

Тема 8. 2. Функциональные стили речи, их признаки и особенности.

Разговорный, научный, публицистический стили речи, признаки и особенности.

1

2

Официально-деловой и художественный стили речи, признаки и особенности.

1

2

 

 

 

 

 

 

Практическое занятие № 10. Создание текстов в жанрах учебно-научного и официально-делового стилей речи.

1

2

Контрольная работа. Определение стиля речи.

1

 

Самостоятельная работа. Выполнение упражнений по теме «Стили речи».

3

 

 

 

 

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета.

 

 

Всего:                                                                                                                                                                     

78

 

 

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


3. условия реализации программы дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Для реализации программы дисциплины имеется в наличии

 учебный  кабинет русского языка и литературы.

 

Оборудование учебного кабинета:

-              посадочные места по количеству обучающихся;

-              рабочее место преподавателя,

-              рабочая доска;

-              комплект наглядных пособий по предмету «Русский язык и культура речи» (учебники, словари разных типов, карточки, тексты разных типов и стилей речи, художественная литература).

Технические средства обучения:

-       мультимедийный проектор;

-       ноутбук;

-       экран;

-       аудиосистема;

-       телевизор;

-       DVD.

 

3.2. Информационное обеспечение обучения

Учебные издания

Основные источники:

1.       Антонова, Е.С. Русский язык и культура речи. Учебник для средних специальных учебных заведений./ Е.С. Антонова, Т.М. Воителева– М., 2009.

2.       Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 кл. общеобразов. учрежд. – М., 2009.

3.       Воителева Т.М. Русский язык и культура речи: дидактические материалы: учеб. пособ. для студ. сред. проф. учеб. заведений. – М., 2007.

Дополнительные источники:

                                                                                                       

 

1.       Архипова Е.В. Основы методики развития речи учащихся. – М., 2004.

2.       Воителева Т.М. Теория и методика обучения русскому языку. – М., 2006.

3.       Готовимся к единому государственному экзамену / Вакурова О.Ф., Львова С.И., Цыбулько И.П. – М. 2011.

4.       Комплексный словарь русского языка / Под ред. А.Н. Тихонова. – М., 2001.

5.       Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум. – М., 2007.

6.       Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика. – М., 2004.

7.       Сборник нормативных документов. Русский язык / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М., 2004.

 

Интернет-ресурсы

1. Грамота.Ру: справочно-информационный портал «Русский язык»                

2.Грамотей (ЭРИКОС) Образовательные ресурсы сети Интернет  по русскому языку, культуре речи и литературе. http://ege.edu.ru

3. Филологический портал Philology.ru

4. http://www.pomochnik-vsem.ru

5. http://www.gramma.ru/

 


4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и контрольных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

 

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

Умения:

 

осуществлять речевой самоконтроль, оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач

практические занятия №1-№10,

текущий контроль

анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления

практические занятия №1-№10, устный опрос, текущий контроль

проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка

текущий контроль, практическое занятие №10

извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях

практические занятия №1-№10,  текущий контроль

 

 

создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения

практические занятия, текущий контроль

применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка

практические занятия №1-№10, текущий контроль, устный, письменный опрос

соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка

практические занятия №1-№10, текущий контроль, устный, письменный опрос

создавать тексты в устной и письменной форме, различать элементы нормированной и ненормированной речи, редактировать собственные тексты и тексты других авторов

практические занятия №1-№10

Знания:

 

связь языка и истории, культуры русского и других народов

устный и письменный опрос, текущий контроль.

 

смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи

основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь

Орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка, нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Рабочая учебная программа по дисциплине "Русский язык и культура речи" (СПО)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Бухгалтер

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» разработана на основе Федерального государственного стандарта III поколения (далее ФГОС) (приказ Министерства образования и науки от 05.11.2009 №535) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО), преподаваемым в Государственном автономном образовательном учреждении среднего профессионального образования по Архангельской области «Архангельский политехнический техникум» (далее ГАОУ СПО АО АПТ); рабочего учебного плана по подготавливаемой специальности с учетом социально-экономического профиля. Учебная дисциплина «Русский язык и культура речи» относится к циклу общеобразовательных дисциплин.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 625 832 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 27.04.2020 1638
    • DOCX 195.5 кбайт
    • 55 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Доронина Анна Юрьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Доронина Анна Юрьевна
    Доронина Анна Юрьевна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 84204
    • Всего материалов: 219

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Бухгалтер

Бухгалтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и культура речи: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель русского языка и культуры речи

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 60 человек из 34 регионов

Курс повышения квалификации

Основы преподавания родного (русского) языка и родной литературы в образовательной организации

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 27 человек из 17 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Русский язык")

Учитель русского языка

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Эффективное взаимодействие с детьми: стратегии общения и воспитания

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 361 человек из 65 регионов

Мини-курс

Профориентация детей и подростков

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 30 человек из 15 регионов

Мини-курс

Психология учебной среды и развития детей: от диагностики к коррекции

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 14 регионов