Главная / Биология / Рабочая учебная программа по биологии для 6 класса

Рабочая учебная программа по биологии для 6 класса

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №25»

г.о. Саранск РМ



«Утверждено»

Решение педсовета

от «__»_____20___ г.

Протокол № ___

Приказ № ____

От «___»______20___г.

Директор школы


__________ /Падерова О.В./


«Утверждено» 

Заседание Методсовета

Протокол № ___

От «___»_______20___ г.

Зам. директора по НМР


_________ /Мосевнина Н.А. /


«Согласовано»

на заседании МО

Протокол № _____

от «___»________ 20____г.


________ /Баринова Т.А./




РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

ПО БИОЛОГИИ


на 2013 - 2014 учебный год


6 А, Б, В, К классы








Составитель:

Баринова Татьяна Александровна

учитель биологии













г.о.Саранск 2013г.


Рабочая учебная программа

для основного общего образования

(Базовый уровень)


Пояснительная записка.


Статус документа.

Рабочая программа для 6-х классов составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по биологии, примерной программы по биологии основного общего образования. Использована авторская программа основного общего образования по биологии А.А.Вахрушева. Данная программа является продолжением  непрерывного курса и составной частью  программы  Образовательная система  « Школа 2100».

Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 35 часов из расчета 1 ч в неделю. Программа конкретизирует содержание предметных тем, предлагает распределение предметных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Определен также перечень демонстраций, лабораторных работ и практических занятий. Предусмотрено выполнение лабораторных работ. Часть лабораторных работ, обозначенных в программе, не требует специальных учебных часов, так как они выполняются в ходе урока при изучении новой темы.

Реализация программы обеспечивается нормативными документами:

  • Федеральный Закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г № 273-ФЗ;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ МО РФ от 05.03.17.12.2010г. №1897)

  • Основная образовательная (общеобразовательная) программа основного общего образования;

  • Образовательная программа основного общего образования МОУ «СОШ №25» (приказ №97а от 1.09.2012г);

  • Программа развития МОУ «СОШ №25» «Оптимизация образовательного процесса посредством создания «пространства выбора» от 10.01.2011г.

  • Декларация прав ребенка;

  • Конвенция о правах ребенка;

  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2013/2014 учебный год;

  • учебно-методический комплект  авторов: С.Н.Ловягин, А.А. Вахрушев, А.С. Раутиан  Биология (Они растут, цветут и пахнут) 6 класс. Образовательная система « Школа 2100»,М.: Баласс, 2012г.

  • Примерная программа основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 6 класса «Биология.Они растут, цветут и пахнут» авторского коллектива А.А. Вахрушева, А.С. Раутиан, К.Ю.Еськов //Школа 2100. образовательная программа и пути её реализации.Выпуск3.- М.: Баласс, 1999,с. 102,131.

Рабочая программа составлена для учебника «Биология.Они растут, цветут и пахнут. 6 класс», Ловягин С.Н., Вахрушев А.А, Раутиан – М.: Баласс, 2012, включенного в Федеральный перечень учебников рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013-2014 учебный год.

Рабочая программа реализуется при работе с УМК:

  1. Ловягин С.Н., Вахрушев А.А, Раутиан А.С - Биология. "Они растут, цветут и пахнут", 6кл. ФГОС – М.: Баласс, 2012

  2. А.А. Вахрушев - Методические рекомендации к учебнику биологии ("Они растут, цветут и пахнут"), 6 кл. ФГОС. – М.: Баласс, 2012

  3. А.А. Вахрушев, О.А.Родыгина, С.Н.Ловягин - Контрольные работы к учебнику биологии ("Они растут, цветут и пахнут"), 6 кл. ФГОС. – М.: Баласс, 2012

  4. С.Н. Ловягин, А.А. Вахрушев, А.С. Раут - Задачник-практикум к учебнику биологии ("Они растут, цветут и пахнут"), 6 кл. ФГОС. – М.: Баласс, 2012

Работа учащихся с контрольными работами и задачником организуется по выборочным заданиям, с учётом индивидуальных особенностей учащихся. Данные издания содержат задания для необходимого, повышенного и максимального уровня знаний учащихся, что позволяет выбрать каждому ребёнку задание по силам и интересам. Содержание данного курса строится на основе деятельностного подхода. Учащиеся вовлекаются в исследовательскую деятельность, что является условием приобретения прочных знаний.



Общая характеристика учебного предмета.

Биология является одним из ведущих предметов естественнонаучного цикла в системе школьного образования, поскольку имеет огромное значение в жизни нашего общества, в становлении и развитии личности ребенка. Без неё невозможно обеспечение здорового образа жизни и сохранение окружающей среды – места жизни всего человечества. Биология как учебный предмет вносит существенный вклад в формирование у учащихся системы знаний как о живой природе, так и об окружающем мире в целом. Систематический курс биологии в основной школе направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, о ее многообразии и эволюции. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. В 6-м классе ученики знакомятся с основными группами цветковых растений, их отличительными чертами и разнообразием. В курс биологии 6-го класса включен материал по сравнительной характеристике основных групп цветковых растений. Это позволяет школьникам изучать объекты, понимая их место в общей системе живых организмов.

Главной особенностью программы 6-го класса является последовательное функциональное объяснение всех основных жизненных процессов. Строение организма цветкового растения изучается с точки зрения его приспособления к выполнению жизненно важных функций. Этот метод позволяет ученикам не только узнать, но и понять принципы устройства и жизнедеятельности растительного организма.



Основными задачами учебно-методического комплекса Образовательной системы «Школа 2100» в 6 классе являются:

- осознание учениками исключительной роли жизни на Земле и значения биологии в жизни человека и общества;

- овладение системой экологических и биосферных знаний, определяющей границы условия активности человечества и каждого отдельного человека;

- формирование представлений о природе как развивающей системе;

- овладении наиболее употребительными понятиями и законами курса биологии и их использование в практической жизни;

- понять историческую связь планов строения и жизнедеятельности циклов важнейших групп цветковых растений;

-изучить роль биотических и абиотических факторов в жизни растительных организмов и средообразующая роль каждой группы растений в экосистемах.

-выработать у учащихся следующие компетенции:


общеучебные:

  • умение в связной монологической форме пересказать текст учебника, воспроизвести информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя;

  • в ходе коллективной работы выделять, осознавать и формулировать проблему; приходить к решению проблемы; делать выводы по проблеме;

  • классифицировать факты, явления, понятия;

  • выявлять значение отдельных событий;

  • выступать с сообщениями (на основе источников, рекомендаций учителя);

  • умение раскрыть содержание иллюстрации;

  • самостоятельно работать со всеми компонентами учебника и другими источниками информации;

  • формирование у учащихся системы ценностей и убеждений, основанной на нравственных и культурных достижениях человечества; развитие творческих способностей и натуралистических умений, научного мировоззрения; воспитание гуманности, экологической культуры, патриотизма; а также привитие самостоятельности, трудолюбия и заботливого отношения к природе.

предметно-ориентированные:

  • выявлять основные компоненты каждого уровня жизни;

  • раскрывать содержание основных биологических понятий и терминов;

  • понимание ценности знаний о своеобразии семейств цветковых растений в системе биологических знаний научной картины мира;

  • сформировать основополагающие понятия о клеточном строении живых организмов, об организме и биогеоценозе как особых формах организации жизни, о биологическом разнообразии в природе Земли как результате эволюции и как основе её устойчивого развития;

  • готовить микропрепараты и работать с микроскопом;

  • пользоваться научно – популярной и периодической литературой;

  • участвовать в мероприятиях по охране природы;

  • выполнять несложные наблюдения и практические работы, фиксировать их результаты в рабочих тетрадях.

В 6-х классах обучаются дети - инвалиды, дети с ЗПР, обучающиеся по общеобразовательной программе. Такие дети имеют повышенную утомляемость, недостаточное внимание, им трудно сосредоточиться на учебном материале, часто они не успевают работать в темпе всего класса, поэтому данная программа подразумевает корректировку учебной деятельности для этих учащихся. А именно, осуществляется принцип индивидуального и дифференцированного подхода, принимаются во внимание способности каждого ученика в отдельности, включая его по мере возможности во фронтальную работу на уроке.

Особое внимание уделяется тому, чтобы обучение было связано с реальной жизнью. Следует моделировать и воспроизводить ситуации, трудные для ученика, но возможные в обыденной жизни; их анализ и проигрывание могут стать основой для позитивных сдвигов в обучении таких школьников. Это значит, что информация, получаемая учеником по изучаемой теме, соответствует рекомендованной ему для обучения образовательной программе. Закрепление и отработка полученных знаний, умений и навыков ведется на разном дидактическом материале, подобранном для каждого ученика индивидуально: раздаточные карточки, упражнения из учебных пособий и учебников, создание эмоциональных игровых ситуаций, уменьшение объёма и темпа работы.
Такое построение учебных занятий создает условия, при которых все ученики класса вовлекаются в общеклассную работу.


Место предмета в учебном плане

Рабочая программа разработана на основе федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ, в соответствии с которым  на изучение курса биологии выделено 35 часов для обязательного изучения биологии на ступени основного общего образования в 6 классе, из расчета 1 учебный час в неделю. Примерная программа по биологии для общеобразовательных школ дает возможность учителю использовать разные варианты РУП и изменять последовательность изучения тем, перечень демонстрационных опытов и фронтальных лабораторных работ. Примерная программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывает творческую инициативность учителя, представляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса. В примерную программу А.А.Вахрушева внесены некоторые изменения, которые позволяют провести дополнительный контроль знаний учащихся с использованием контрольных работ, которые входят в УМК А.А.Вахрушева. К каждому разделу программы добавлен один час с целью проведения тематического контроля знаний и умений учащихся.



Планируемый уровень подготовки обучающихся на конец учебного года:

В результате изучения курса биологии 6 класса ученик должен:

Знать/понимать:

  • признаки биологических объектов: живых организмов; клеток и организмов растений; растений своего региона;

  • сущность биологических процессов: питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, размножение;

  • строение цветка, семени, плода, корня, побега, стебля, листа цветкового растения;

  • различные способы размножения; особенности двойного оплодотворения у растений;

  • роль цветковых растений в природе и жизни человека;

  • смысл важнейших биологических терминов;

  • признаки двудольных и однодольных растений, признаки цветковых растений изученных семейств;

  • основные типы растительных сообществ, их видовой состав.

      Уметь:

  • объяснять роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира, в практической деятельности человека и самого ученика; взаимосвязи организмов и окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды;

  • изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений,сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

  • распознавать и описывать на живых объектах и таблицах органы цветкового растения;

  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы) и делать выводы на основе сравнения;

  • анализировать и оценивать последствия деятельности человека в окружающей среде, влияние собственных поступков на живые организмы;

  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки живых организмов; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

  • объяснять смысл важнейших биологических терминов;

  • определять основные органы цветкового растения на схемах, таблицах, рисунках и на гербарных экземплярах;

  • объяснять функции цветка, семени, плода, корня, побега, стебля, листа в жизнедеятельности цветкового растения;

  • сравнивать различные цветки, семена, плоды, корни, побеги, стебли, листья и определять черты их приспособленности к условиям среды;

  • приводить примеры приспособлений органов цветкового растения к различным условиям;

  • характеризовать развитие растения.


Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения правил поведения в окружающей среде;

  • выращивания и размножения культурных растений дома и на приусадебном участке, ухода за ними.





Результаты освоения учебного предмета «Биология» учащимися 6 класса

Личностными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:

Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.

Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.

Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

Метапредметными результатами изучения курса «Биология» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.


Познавательные УУД:

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций.

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).


Коммуникативные УУД:

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.


Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:

1-я линия развития – осознание роли жизни:

объяснять роль растений в сообществах и их взаимное влияние друг на друга;

2-я линия развития – рассмотрение биологических процессов в развитии:

приводить примеры приспособлений цветковых растений к среде обитания и объяснять их значение;

находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;

объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.

3-я линия развития – использование биологических знаний в быту:

– объяснять значение цветковых растений в жизни и хозяйстве человека: называть важнейшие культурные и лекарственные растения своей местности.

4-я линия развития – объяснять мир с точки зрения биологии:

– различать цветковые растения, однодольные и двудольные, приводить примеры растений изученных семейств цветковых растений (максимум называть характерные признаки цветковых растений изученных семейств);

определять основные органы растений (лист, стебель, цветок, корень);

объяснять строение и жизнедеятельность цветкового растения;

понимать смысл биологических терминов;

проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты.

5-я линия развития – оценивать риск взаимоотношений человека и природы:

соблюдать и объяснять правила поведения в природе.

6-я линия развития – оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни:

– различать съедобные и ядовитые цветковые растения своей местности.



Формы организации образовательного процесса:

  • творческая деятельность;

  • исследовательские проекты;

  • самостоятельная деятельность;

  • проблемный диалог; продуктивное чтение;

  • работа в малых группах;

  • практическая деятельность (решение задач, выполнение лабораторных работ).



Тема

Компетенции

1

Цветковые растения

Учебно-познавательная, коммуникативная, общекультурная

2

Систематика цветковых растений

Учебно – познавательная, трудовая, информационная

3

Сообщества растений

Учебно – познавательная, ценностно – смысловая, социокультурная

Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся





Технологии обучения:

В соответствии с образовательной системой «Школа 2100» на основе ФГОС данная программа опирается на технологии проблемно-диалогового обучения, продуктивного чтения и технологии оценивания. Формы организации занятий - лабораторные работы, зачеты, тестирование, проблемный диалог и др. Методы репродуктивные, частично - поисковые, исследовательские.



рабочая учебная программа

(содержание образования)

БИОЛОГИЯ. ОНИ РАСТУТ, ЦВЕТУТ И ПАХНУТ.

6 класс, Вахрушев А.А.

(35 часов, 1 час в неделю)

Часть 1. Цветковые растения (16 ч.)

Строение и основные органы цветкового растения.

Цветок – орган полового размножения растений, строение и многообразие цветков. Функции частей цветка. Жизненный цикл цветкового растения. Половое размножение растений. Опыление и его формы. Соцветия – средство облегчить опыление. Типы соцветий. Формирование семени и плода, их функции. Распространение плодов и семян. Строение семени. Прорастание семян.

Корень, его строение, формирование и функции (механическая, поглощение воды и минеральных веществ). Почва и ее роль в жизни растения. Роль удобрений для возделывания культурных растений.

Строение и формирование побега. Почка. Видоизменения побега: клубень, луковица, корневище. Стебель и его строение. Проведение веществ. Ксилема и флоэма в стебле. Камбий.

Лист, его строение и функции.

Вегетативное размножение растений, его формы.

Значение цветковых растений в жизни человека.

Лабораторные работы:

1. Изучение строения цветков.

2. Сбор плодов и семян.

3. Проращивание луковицы.

4. Изучение строения листа.

5. Укоренение черенка.


Требования к уровню подготовки

Знать: основные органы цветкового растения, строение и функции цветка, семени, плода, корня, побега, стебля, листа цветкового растения, различные способы размножения растений, роль цветковых растений в природе и жизни человека.

Уметь: проводить биологические опыты и эксперименты, находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, Интернете.

Применять знания для ухода за растениями, выращивания растений на приусадебном участке.



Часть 2. Систематика цветковых растений (12 ч.)

Систематика цветковых растений. Однодольные и двудольные растения. Многообразие и хозяйственное значение розоцветных, мотыльковых, пасленовых, зонтичных, сложноцветных, лилейных и злаков на примере растений своей местности.

Важнейшие группы культурных растений, выращиваемые в Мордовии.

Холод и засуха и приспособление растений к их переживанию.

Лабораторные работы:

6. Описание двудольного растения по плану.

7. Проращивание семян фасоли.

8. Проращивание клубня картофеля.

9. Изучение органов растения на примере кочана капусты.

10. Формула цветка.

11. Проращивание и изучение корнеплода моркови.


Требования к уровню подготовки

Знать: признаки двудольных и однодольных растений, важнейшие с/х растения Мордовии, приспособления цветковых растений к условиям обитания.

Уметь: определять классы растений по гербарию и живым растениям, различать на живых объектах и таблицах съедобные и ядовитые растения своей местности.

Применять знания о полезных и ядовитых растениях для сохранения своего здоровья и бережного отношения к природе.


Часть 3. Сообщества растений (7 ч.)

Растительное сообщество. Основные жизненные формы растений (дерево, кустарник, травянистое растение). Взаимосвязь растений друг с другом и с другими живыми организмами.

Сообщества леса, луга, степи, болота, тундры и пустыни и роль растений в них. Значение сообществ в жизни человека. Охрана растений.

Практическая работа:

1.Наблюдения за сезонными изменениями в природе.


Требования к уровню подготовки

Знать: приспособления растений к условиям окружающей среды, роль цветковых растений в природе и жизни человека

Уметь: объяснять значение приспособлений для выживаемости растений в разных условиях.

Применять знания биологии растений для соблюдения правил поведения в природе, для пропаганды природоохранного поведения.














Тематическое планирование

6 класс


Учебно-тематический план

1 часа в неделю, всего - 35ч.


Сроки

(примерные)

Тема

Кол-во

часов

Кол-во

лабораторных

работ

Кол-во

контрольных

работ

01.09 – 22.12

Цветковые растения

16

5

1

23.12 – 07.04

Систематика цветковых растений

12

6

1

08.04 – 27.05

Сообщества растений

7

1

1


Всего

35


12

3


ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ:

ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ


  • по теме «Цветковые растения»

  • лабораторная работа № 1 «Изучение строения цветков»

  • лабораторная работа № 2 «Сбор плодов и семян»

  • лабораторная работа № 3 «Проращивание луковицы»

  • лабораторная работа № 4 «Изучение строения листа»

  • лабораторная работа № 5 «Укоренение черенка»


  • по теме «Систематика цветковых растений»

  • лабораторная работа № 6 «Описание двудольного растения по плану»

  • лабораторная работа № 7 «Проращивание семян фасоли»

  • лабораторная работа № 8 «Проращивание клубня картофеля»

  • лабораторная работа № 9 «Изучение органов растения на примере кочана капусты»

  • лабораторная работа № 10 «Формула цветка»

  • лабораторная работа № 11 «Проращивание и изучение корнеплода моркови»


  • по теме «Сообщества растений»

  • практическая работа № 1 «Наблюдения за сезонными изменениями в природе»


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ

  • К\р № 1 по теме: «Цветковые растения.Строение и функции»

  • К\р № 2 по теме: «Цветковые растения.Систематика»

  • К\р № 3 по теме: «Сообщества растений»

  • Итоговая к/р по курсу «Цветковые растения»







Материально – техническое обеспечение учебного предмета

Учебно-наглядные пособия

Учебные плакаты:

  1. Строение цветка

  2. Опыление

  3. Типы соцветий

  4. Сухие плоды

  5. Сочные плоды

  6. Прорастание семян

  7. Строение семян

  8. Строение корня

  9. Строение побега

  10. Виды побегов

  11. Строение листьев

  12. Вегетативное размножение растений

  13. Семейство Мотыльковые

  14. Семейство Паслёновые

  15. Семейство Крестоцветные

  16. Семейство Розоцветные

  17. Семейство Сложноцветные

  18. Семейство Лилейные

  19. Семейство Злаки

  20. Природные сообщества


Муляжи:

  1. Строение цветка яблони

  2. Строение цветка капусты

  3. Строение цветка картофеля

  4. Строение цветка василька

  5. Строение цветка пшеницы

  6. Строение цветка тюльпана

  7. Гербарии основных систематических групп растений


Оптические приборы:

  1. Микроскопы

  2. Лупы 


Лабораторное оборудование:

  1. Набор посуды и лабораторного оборудования для проведения лабораторных и практических работ


Микропрепараты:

  1. Корневой чехлик

  2. Ткани растений

  3. Микроскопическое строение листа


Набор видеофильмов по ботанике, систематике и экологии растений


Набор фолий по биологии и систематике растений


Мультимедийные учебные пособия:

  1. ОС «Школа 2100»: электронная поддержка учебного процесса. Биология 5 – 9 кл.

  2. Учебное электронное издание  «Лабораторный практикум. Биология  6 - 11 класс» (2CD)

  3. Справочное пособие «1С: Репетитор. Биология»

  4. Интегрированное интерактивное наглядное пособие «Строение и жизнедеятельность организма человека», ООО «Дрофа», 2008


  Технические средства:

  1. Персональный компьютер

  2. Мультимедийный проектор

  3. Интерактивная доска





Список литературы

Основная учебная литература

(разработанная под руководством А.А.Вахрушева):

  1. Ловягин С.Н., Вахрушев А.А, Раутиан А.С - Биология. "Они растут, цветут и пахнут", 6кл. ФГОС – М.: Баласс, 2012

  2. А.А. Вахрушев - Методические рекомендации к учебнику биологии ("Они растут, цветут и пахнут"), 6 кл. ФГОС. – М.: Баласс, 2012

  3. А.А. Вахрушев, О.А.Родыгина, С.Н.Ловягин - Контрольные работы к учебнику биологии ("Они растут, цветут и пахнут"), 6 кл. ФГОС. – М.: Баласс, 2012

  4. С.Н. Ловягин, А.А. Вахрушев, А.С. Раут - Задачник-практикум к учебнику биологии ("Они растут, цветут и пахнут"), 6 кл. ФГОС. – М.: Баласс, 2012



Перечень учебно-методического обеспечения

  1. Беме Р. И др. Птицы. М.: "ABF", 1996. Из серии "Энциклопедия природы России" (определитель).

  2. Биология. Большой энциклопедический словарь. М.: "БРЭ", 1988.

  3. Вили К, Детье В. Биология. М.: "Мир", 1975.

  4. Грин Н, Стаут У., Тейлор Д. Биология: в 3-х т. М.: "Мир", 1990.

  5. Динец В, Ротшильд Е. Звери. М.: "ABF", 1996. Из серии "Энциклопедия природы России" (определитель).

  6. Жизнь растений. В 5-ти томах. М. : "Просвещение", 1974-1980.

  7. Кемп П., Армс К. Введение в биологию. М.: Мир, 1988.

  8. Мамонтов С.Г. Биология: Пособие для поступающих в вузы. М.: "Дрофа", 1996.

  9. Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни. М.: "Просвещение", 1992.

  10. Небел Б. Наука об окружающей среде. Как устроен мир. В 2-х томах. М.: "Мир", 1993.

  11. Одум Ю. Экология. Т.1-2. М.: "Мир", 1986.

  12. Рейвн П., Эвирет Р., Айкхорн С. Современная ботаника. В 2-х т. М.: "Мир", 1990.

  13. Энциклопедия для детей. Том 2. Биология. М,: "Аванта+", 1993 и более поздние издания.

    Научно-популярная литература
    1. Акимушкин И. Невидимые нити природы. М.: "Мысль", 1985.

  1. Ивахненко М.Ф,, Корабельников В.А. Живое прошлое Земли. М.: "Просвещение". 1987.

  2. Флинт Р. Биология в цифрах. М.: "Мир", 1992.

  3. Шпинар З.В. История жизни на Земле (художник З. Буриан). Прага: "Артия", 1977.

  4. Яковлева И, Яковлев В. По следам минувшего. М.:"Детская литература", 1983.

  5. Эттенборо Д. Жизнь на Земле. М.: "Мир", 1984.

  6. Эттенборо Д. Живая планета. М.: "Мир", 1988.






























Календарно-тематическое планирование учебного материала по биологии для 6 класса




№№ п/п



Название темы



Количество часов



Тип урока

Виды самостоятельной работы

Дата проведения



Домашнее задание

по плану

фактически



1.


Тема I: «Цветковые растения»

Строение цветка (самые разные цветки устроены по одному плану)

16



Вводный

урок



Лаб.работа №1



3.09



3.09



§ 1

2.


Опыление цветковых растений (опыление: внешний мир помогает растению)


Проблемн.

диалог

Работа с текстом

10.09

10.09

§ 2

3.

Соцветие – средство облегчить опыление


Комб.урок

Сост.таблицы

17.09


§ 3

4.

Плод – орган защиты и расселения семян


Проблемн.

диалог

Работа с учебн. в парах

24.09


§ 4

5.


Прорастание семян (пробудившись, семя становится проростком)


Комб.урок

Лаб.работа №2

1.10


§ 5

6.

Корень – якорь, насос и хранилище


Комб.урок

Прод.чтение

8.10


§ 6

7.

Корень – якорь, насос и хранилище


Проблемн.

диалог

Сост.схемы,

работа в парах

15.10


§ 7

8.


Побег, его строение (побег состоит из стебля, листьев и почек, хотя это не всегда очевидно)


Проблемн.

диалог

Решение проблемы

22.10


§ 8

9.


Побег, его строение (побег состоит из стебля, листьев и почек, хотя это не всегда очевидно)


Комб.урок

Лаб.работа №3

29.10


§ 9

10.


Стебель, его строение и функции (стебель – опора и транспортная магистраль)


Комб.урок

Сам.работа,

рисунки

12.11


§ 10

11.


Лист, его строение и функции (лист испаряет воду и усваивает свет)


Проблемн.

диалог

Лаб.работа №4

19.11


§ 11

12.


Лист, его строение и функции (лист испаряет воду и усваивает свет)


Комб.урок

Прод.чтение,

работа в парах

26.11


§ 12

13.


Вегетативное размножение – способ получения нового растения без семян


Комб.урок

Лаб.работа №5

3.12


§ 13

14.

Как люди используют растения


Комб.урок

Сообщения

10.12


§ 14

15.

Цветковые растения. Повторение


Обобщен.

знаний


17.12


§ 15

повт.§§ 1-14

16.

Цветковые растения. Контроль


Контроль

знаний

К.Р. № 1

24.12







17.


Тема II: «Систематика цветковых растений»

Двудольные и однодольные растения


12





Вводный

урок





Работа с текстом,

лаб. раб.№6





14.01







§ 16

18.


Мотыльковые (Бобовые) – ароматные источники белков, обогащающие почву


Пробл.

диалог

Лаб.работа №7

сообщения

21.01


§ 17

19.


Паслёновые – картофель и его съедобные и ядовитые родственники


Комб.урок

Прод.чтение,

лаб.работа №8

28.01


§ 18

20.


Капустные (Крестоцветные) – цветки похожие, а побеги и плоды разные


Комб.урок

Лаб.работа №9

сообщения

4.02


§ 19

21.


Розоцветные (Розовые) – украшение и угощение


Пробл.

диалог

Решение проблемы,

лаб.раб. №10

11.02


§ 20

22.


Зонтичные (Сельдереевые) – морковь и её родственники


Комб.урок

Сообщения,

лаб.раб. № 11


18.02


§ 21

23.


Сложноцветные (Астровые) – соцветия, похожие на цветки


Комб.урок

Сообщения,

сост.схемы

25.02


§ 22

24.


Лилейные – околоцветник простой, но часто яркий


Пробл.

диалог

Прод.чтение,

работа в парах

4.03


§ 23

25.

Злаки (Мятликовые) – хлеб человечества


Пробл.

диалог

Сообщения

работа в парах

11.03


§ 24

26.

Холод и засуха – ежегодные бедствия


Комб.урок

Пробл.диалог

18.03


§ 25

27.


Цветковые растения. Систематика. Повторение


Обобщ.

урок


1.04


§ 26,

повт. §§ 16-25

28.

Цветковые растения. Контроль


Контроль

знаний

К.Р. № 2

8.04





29.


Тема III: «Сообщества растений»

Сообщество леса (лес – деревья создают особую среду)

7



Вводный

урок



Составл.схемы

Работа в парах



15.04




§ 27

30.


Сообщество луга и степь (луг и степь – сплетение трав в почве и воздухе)


Проблем. урок

Составл.схемы

22.04


§ 28

31.


Сообщество болота (болота – сырые и безводные)


Комб.урок

Решение проблемы

29.04


§ 29

32.


Тундра – растительность высокогорий и северных широт


Комб.урок

Работа в парах

6.05


§ 30

33.

Пустыня оживает ненадолго


Пробл.

диалог

Решение проблемы,

пр.раб. №1

13.05


§ 31,

повт.§§ 27-30

34.

Сообщества растений. Контроль.


Контроль

знаний

К.Р. № 3

20.05


§ 32

35.

Цветковые растения. Контроль


Контроль

знаний

К.Р. № 4

27.05






Рабочая учебная программа по биологии для 6 класса
  • Биология
Описание:

Рабочая программа для 6го класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по биологии, примерной программы по биологии основного общего образования. Использована авторская программа основного общего образования по биологии А.А.Вахрушева. Данная программа является непрерывным продолжением курса и составной частью образовательной программы "Школа 2100".

Курс рассчитан на 35 часов в год, из расчёта 1 час в неделю. Данная программа предусматривает проведение практических и лабораторных работ, что усиливает практическую направленность предмета биология и повышает интерес школьников к изучаемому предмету.

Программа будет интересна учителям биологии, а также учителям, работающим по образовательной программе "Школа 2100".

Автор Баринова Татьяна Александровна
Дата добавления 08.12.2014
Раздел Биология
Подраздел Планирования
Просмотров 1979
Номер материала 6731
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓