Главная / Начальные классы / Рабочая тетрадь по русскому языку

Рабочая тетрадь по русскому языку

Костанайская область

Узункольский район

К Г У «Троебратская средняя школа»



hello_html_16e7910e.gif





















hello_html_m1c1eb527.jpg














Пояснительная записка


Одной из главных задач учителя является научить ребенка писать грамотно, без ошибок. Сделать процесс усвоения программного материала более эффективным, вот что требуется от современного учителя. Важно добиться того, чтобы эти знания закрепились, а это можно сделать только в результате систематических упражнений.


Данное пособие предназначено для дополнительной работы на уроках, внеурочной деятельности и индивидуальной работы по русскому языку в начальной школе. Отдельные упражнения ребенок по заданию учителя может выполнять дома.

Все упражнения сгруппированы по темам, в соответствии с программой начальной школы и ориентированы на развитие познавательных процессов учащихся, без которых невозможно формирование учебно-универсальных действий. Нестандартные задания способствуют развитию познавательного интереса у детей. Содержание пособия дифференцировано – включены задания, рассчитанные на «сильного» и «слабого» ученика.






























Тема 1. СЛОВО

Прямоугольник 1hello_html_62bf0ea1.gif

Знаем – Наш язык – язык слов.

повторим, Все слова языка образуют его

не знаем – словарный (лексический) состав.

узнаем.


ЛЕКСИКА, или словарный состав, - это все слова, входящие в язык.

Раздел науки о языке, который изучает лексику, называется лексикология (от греческого lexiko – словарный + logos – учение).


  1. Что означают слова блистать, нестись, кружиться?

- Найди в толковом словаре и запиши лексическое значение этих слов.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Выбери из толкового словаря любые три слова: глагол, существительное, прилагательное. Запиши толкование этих слов.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


hello_html_3d0135a0.gif

Обрати внимание!

В разных ситуациях в зависимости от цели высказывания

одно и то же слово может приобретать

различные значения и различную окраску.


  1. Определи значение слова якорь в предложениях.

  1. Корабль встал на якорь.

_____________________________________________________________________

  1. «В этой электрической машине сломался якорь», - сказал механик.

_____________________________________________________________________

  1. Он только что приехал в город и присматривался, куда бы кинуть якорь.

_____________________________________________________________________


  1. Запиши объяснение лексического значения слов по образцу.


Образец: Путешествиепоездка или передвижение пешком по дальним странам, местностям.

Сенсация - ___________________________________________________________

_________________________________________________________________

Выставка - _______________________________________________________

_________________________________________________________________




  1. «Попробуй свои силы!»


Невежа и невежда. Эти слова имели одно значение – «человек, который мало знает». Они были однокоренными со словом ведать, то есть «знать». Интересно, что этот корень есть и в слове ведьма: она всё знает. В современном русском языке значения слов невежа и невежда разошлись. Определи, какое значение имеют эти слова сейчас.


Невежда – тот, кто _______________________________________________

__________________________________________________________________

Невежа - __________________________________________________________

__________________________________________________________________


  1. Рассмотри рисунки. Подумай, каким одним словом можно назвать изображённые предметы.

Сколько лексических значений имеет слово кисть? Запиши их все.


hello_html_272f8075.pnghello_html_69beabb9.gifhello_html_m1420f6de.gifhello_html_m6ce3d810.gifhello_html_615519fb.gifhello_html_5166febc.pnghello_html_m482b285.pnghello_html_m378c37f6.png


___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________



  1. Узнай слово по его описанию.

- Подчеркни многозначные слова, то есть те, которые могут иметь несколько лексических значений.


  1. Площадка для катания на коньках - _________________________________

  2. Стадо лошадей или оленей - _______________________________________

  3. Наружный запёкшийся слой хлеба - _________________________________

  4. Искусственное русло - ____________________________________________

  5. Узкая полоска ткани - _____________________________________________


  1. Подчеркни однозначные слова одной чертой, а многозначные – двумя.

Если затрудняешься, справься в словаре.


Кроссворд, земля, бакен, айсберг, квартал.





9. Прочитай. О каком полотне говорится в стихотворении?


«Лучами красит солнышко стальное полотно.

Без устали, без устали смотрю, смотрю в окно».

С.А. Васильев

- Какое ещё бывает полотно? Что общего в значениях этого слова.

Ответ запиши.

______________________________________________________________________________________________________________________________________


hello_html_c5cf199.pnghello_html_5706b346.pnghello_html_1dde3083.png



  1. Прочитай. Выпиши слово хвост вместе с теми словами, которые помогают понять разные значения этого слова.

- Что общего во всех лексических значениях слова хвост?

«Хвосты».

«Есть хвост Хвостом корова

У падающих звёзд. Бьёт слепней,

И у семян Когда они кусаются.

Бывает хвост, Для скорпионов

У птиц, Хвост важней:

У самолёта – Они хвостом

Он нужен для полёта. Сражаются!»

Ю. Коринец

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


hello_html_628565c0.gif

Запомни!

Многозначное слово называет разные предметы, признаки, действия, обязательно в чём-либо сходные между собой.



  1. Определи и запиши, что сходное, общее в значениях слова дворник.

  1. Дворник – работник, поддерживающий чистоту и порядок на дворе и на улице.

  2. Дворник – устройство для механического вытирания смотрового стекла автомобиля.

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

  1. В каких трёх разных значениях употребляется слово кнопка?

- Подумай, что общего между этими значениями.

  1. Кнопка канцелярская, ею __________________________________________

  2. Кнопка _________________________________________________________

  3. Кнопка _________________________________________________________


  1. Отгадай загадки. Нарисуй отгадки.

Кhello_html_162275c2.gifостёр под елью

Не горит.

Котёл не грелся,

А кипит…

Кипит, кипит,

Не выкипает,

Рукой коснёшься –

Обжигает.

Н. Гилевич


Тhello_html_dec061d.gifянется нитка

Без конца, без края,

Лесом, перелеском,

Полем, мимо гая –

Ни её порвать,

Ни в клубок смотать.

Н. Гилевич


hello_html_dec061d.gif

Она весну встречает –

Серёжки надевает.

Накинута на спинку

Зелёная косынка.

А платьице – в полоску.

Ты узнаёшь ___________?

В. Викторов



hello_html_m40974d55.gif

Слова имеют прямое и переносное значение. Перенос

названия происходит, если у предметов есть какое-либо сходство.

Например: железные гвозди (сделанные из железа),

железное здоровье (крепкое, как из железа).

Первое значение прямое, второе – переносное.



  1. Подчеркни слова с переносным значением.

Ледяная глыба, ледяной взгляд; море пшеницы, голубое море; дремлет ребёнок, дремлет река; золотые серьги, золотые руки; ослепительный свет солнца, ослепительная красота; девочка уснула, ветер уснул.


  1. Подбери существительные так, чтобы глаголы были употреблены в переносном значении.

  1. (Человек, зима) идёт. - ___________________________________________

  2. (Зверь, лес) молчит. - ____________________________________________

  3. (Дитя, море) смеётся. - ___________________________________________

  4. (Люди, реки) спят. - ______________________________________________

  5. (Щёки, костры) горят. - ___________________________________________


  1. Прочитай. Раздели глаголы на две группы: 1 – глаголы движения,

2 – глаголы речи.


Беседовать, разговаривать, идти, ходить, молвить, ползать, бежать, болтать, говорить, мямлить, бродить, шагать, шествовать, произнести, воскликнуть, сказать, семенить, трусить.

1 2

____________________________ _______________________________

____________________________ _______________________________

____________________________ _______________________________

____________________________ _______________________________

____________________________ _______________________________

____________________________ _______________________________

____________________________ _______________________________

____________________________ _______________________________

____________________________ _______________________________


hello_html_m401a03e0.gif

Говори правильно!

Муж. род шампунь, тюль, рояль, шимпанзе

Жен. род педаль, тень, туфля, шинель

Ср. род пианино, шоссе, повидло, какао



  1. Вставь пропущенные буквы, составь словосочетания.

Ровн___ шоссе, красив___ тюль, чёрн___ пианино, душист___ шампунь, бел___ рояль, вкусн___ какао, стар___ шинель, модн____ туфля, велосипед____ педаль, пирожки с повидл____, шаловлив____ шимпанзе.



hello_html_mff175.gif

Знаем – повторим, не знаем – узнаем.

Слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению, называются омонимами.





  1. Прочитай. Подумай и запиши, какие два разных предмета означают выделенные слова.

- Одинаково ли звучат и пишутся эти слова? Какой частью речи являются?

  1. Дети пошли за грибами в бор. Зубной врач взял в руки бор.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Косой взгляд. Косить косой.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Побелить потолок. Он потолок картошку.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приведи свои примеры подобных слов.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________



  1. Допиши словечко – отгадаешь загадку.

- Отгадки нарисуй.


Кhello_html_668d67da.gifак зовут меня, скажи –

Часто прячусь я во ржи,

Скромный полевой цветок,

Синеглазый _____________.

В. Викторов


Оhello_html_668d67da.gifн круглый и красный,

Как глаз светофора.

Среди овощей

Нет сочней _____________.

В. Викторов


Дhello_html_7f40319f.gifобродушен, деловит,

Весь иголками покрыт…

Слышишь топот шустрых ножек?

Это наш приятель ____________.

В. Викторов


Гhello_html_m548e9aff.gifнуть над ним не стоит спину,

Не украсит он корзину,

Знают люди с давних пор:

Несъедобен ______________.

В. Шульжик






hello_html_m1f42439e.gif

Знаем – повторим, не знаем – узнаем.

Слова, которые обозначают один и тот же предмет,

признак или действие, называются синонимами.

Синонимы могут отличаться оттенками лексического

значения и употреблением в речи.



  1. Прочитай. Подчеркни те синонимы, которые не только называют предмет, признак или действие, но и выражают наше отношение к ним.


Высокий, долговязый; засмеялся, залился; разговор, болтовня; внешность, наружность, обличье; вовлекать, втравливать; актёр, притворщик, артист.


  1. Прочитай. В каждой паре глаголов подчеркни тот, в котором действие выражено сильнее.


Изумить – удивить, беспокоить – тревожить, обидеть – оскорбить, просить – умолять, плакать – рыдать, гореть – пылать.


  1. Прочитай. Выпиши прилагательные, означающие отрицательные и положительные качества людей, в два столбика.


Бездеятельный – пассивный – инертный, легкомысленный – несерьёзный – пустой, испуганный – оробевший – оробелый, смелый – бесстрашный – безбоязненный, прекрасный – красивый – хороший – пригожий, добрый – добросердечный – мягкосердечный, дружеский – товарищеский – приятельский – братский.

+ -

___________________________ ______________________________

___________________________ ______________________________

___________________________ ______________________________

___________________________ ______________________________

___________________________ ______________________________

___________________________ ______________________________

___________________________ ______________________________

___________________________ ______________________________

___________________________ ______________________________


  1. Прочитай. Подбери синонимы к словам.

Ограда - _____________________________________________________,

правило - ____________________________________________________,

каталог - ____________________________________________________,

осадок - _____________________________________________________,

рухлядь - _____________________________________________________,

печаль - ______________________________________________________.

  1. Вспомни сказку «Морозко». Подчеркни прилагательные, которые могут стать характеристикой героев.


Старуха (злая, бережливая, завистливая, жадная).

Старик (добрый, трусливый, послушный, непокорный).

Дочь (ленивая, грубая, вежливая).

Падчерица (ласковая, неуважительная, трудолюбивая).


hello_html_m6921398f.gif

Говори правильно!

Муж. род кенгуру, пони

Жен. род акварель, мозоль, прорубь, фамилия

Ср. род пенсне, алоэ, полотенце



  1. Составь словосочетания, подобрав к данным существительным подходящие прилагательные.


Прорубь - ______________________, полотенце - __________________________, кенгуру - _____________________, фамилия - __________________________, акварель - ____________________, алоэ - ____________________________, мозоль - ______________________, пенсне - ____________________________, пони - _______________________.


hello_html_742a034b.gif

Антонимы – это слова одной и той же части

речи с противоположным лексическим значением.



  1. Прочитай пословицы. Объясни их смысл. Подчеркни антонимы.


  1. Сытый голодного не разумеет.

  2. Меньше говори, а больше делай.

  3. Ученье – свет, а не ученье – тьма.

  4. Мягко стелет, да жёстко спать.


  1. Попробуй отгадать слово по его значению и указанному антониму.


  1. Такой, который всего боится. (Антоним смелый). ___________________

  2. Способность думать, понимать. (Антоним глупость). _______________

  3. Делать так, чтобы можно было куда-то попасть. (Антоним закрывать). ________________________

  4. Делать что-то с маленькой скоростью. (Антоним быстро). ______________





Тема 2. СЛОВОСОЧЕТАНИЕ

hello_html_m17b89643.gif

hello_html_2acf9a07.gif

Знаем – повторим, не знаем – узнаем.

Словосочетание – это слова, связанные по смыслу и грамматически.

Словосочетание состоит из двух частей: главной и зависимой.



  1. Составь словосочетания – подбери к главным словам зависимые слова.

Купаться _____________________________________

(где? в чём?)

Причалить ___________________________________

(куда?)

Плыть _______________________________________

(на чём?)


  1. Прочитай слова. Составь из них любые 3 словосочетания.


Приветствовать, приказ, гостей, отдавать, готовиться, серьёзно.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________


  1. Прочитай словосочетания. Обозначь главное слово. Поставь вопрос к зависимому слову.

hello_html_m6c6e42ea.gifhello_html_66b2c4bc.gifhello_html_ce1af71.gif˟ с кем?

Встретиться с героем; участвовать в походе; подошёл к крыльцу;


страницы книги; давали обещание; о весёлой игре; посещение музея.


  1. Составь и запиши словосочетания с данными глаголами.

- Подумай, какого падежа они требуют от зависимого слова.


Дhello_html_m62f4c6fc.gifорожить дружба, честь, отечество

Интересоваться искусство, книга, пьеса

Восхищаться отвага, смелость, героизм

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Прочитай. Используя слова в скобках, составь словосочетания, которые имели бы образное значение. Запиши полученные словосочетания.

Золотой (ключик, характер, луч).

Добрый (человек, память, имя).

Злой (ветер, лук, мальчик).

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. С данными существительными составь словосочетания, подбирая подходящие по смыслу слова.


Аромат – аромат свежего хлеба.

Лучи - ____________________________________________________________.

Ветка - __________________________________________________________.

Крыша - _________________________________________________________.

Работа - _________________________________________________________.



Гhello_html_m631a9321.gifовори правильно!

Глаголы жечь, печь, беречь спрягаются так:

Я жгу, пеку, берегу.

Ты жжёшь, печёшь, бережёшь.

Он жжёт, печёт, бережёт.

Мы жжём, печём, бережём.

Вы жжёте, печёте, бережёте.



  1. Прочитай, правильно произноси слова. Допиши объяснение значения выделенных слов, используя толковый словарь.


Интервью – ответы на вопросы журналиста.

Пациент - __________________________________________________________

Десерт -____________________________________________________________

Сервировать - _______________________________________________________

Этикет - ___________________________________________________________

Декларация - ________________________________________________________


  1. Допиши словосочетания.


Одеть (что?) _______________________________________________________

Надеть (на кого?) ___________________________________________________

Оплатить (что?) ____________________________________________________

Заплатить (за что?) _________________________________________________

Верить (во что?) ____________________________________________________

Уверенность (в чём?) _________________________________________________


  1. Вспомни и запиши словосочетания с вопросами из «Сказки о царе Салтане» А.С. Пушкина.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Прочитай отрывки из сказок А.С. Пушкина. Выпиши из каждого предложения все словосочетания. В скобках запиши вопрос, который ты ставишь от главного слова к зависимому.


  1. Царь с царицею простился,

В путь-дорогу снарядился,

И царица у окна

Села ждать его одна.

Образец: простился (с кем?) с царицею.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Я сегодня поймал было рыбку,

Золотую рыбку, не простую.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Вот мудрец перед Додоном

Встал и вынул из мешка

Золотого петушка.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Угадай и запиши, из каких сказок в нашей речи появились такие устойчивые обороты. Устно объясни их современное значение.


  1. Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной.

________________________________________________________________

  1. Что ты, баба, белены объелась?

________________________________________________________________

  1. А перед нею разбитое корыто.

_________________________________________________________________


  1. Дай полные ответы на вопросы.

  1. Как называется улица, на которой ты живёшь?

_________________________________________________________________

  1. Как называют цветок, который похож на солнце?

___________________________________________________________________

  1. Замени устойчивые обороты синонимами.

В два счёта – в мгновение ока.

В конечном счёте - ___________________________________________________.

Валять дурака - ___________________________________________________.

Владеть собой - ____________________________________________________.

Водить за нос - ____________________________________________________.

Мастер на все руки - _________________________________________________.

И след простыл - ___________________________________________________.

  1. Замени устойчивые обороты антонимами.

Расхлёбывать кашу – заварить кашу.

С лёгким сердцем - ____________________________________________________.

Звёзд с неба не хватает - ______________________________________________.

Кот наплакал - ____________________________________________________.

Засучив рукава - ___________________________________________________.

Сложа руки - _____________________________________________________.

Лёгок на подъём - ____________________________________________________.

Хоть пруд пруди - ____________________________________________________.


  1. Прочитай. Подумай, с каким из синонимов-прилагательных могут сочетаться данные существительные. Составь и запиши полученные словосочетания.


Голубой, лазурный (платье, небо).

Коричневые, карие (глаза, чулки).

Серый, пасмурный (день, костюм).

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



hello_html_15486fff.png


















Тема 3. ПРЕДЛОЖЕНИЕ

hello_html_m31e41bed.gifhello_html_m22adcfb5.gif

Знаем – повторим, не знаем – узнаем.

Все слова в предложении связаны грамматически.

Главные члены составляют его основу.



  1. Прочитай, следя за интонацией. Определи границы предложений.

- Поставь нужный знак. Сколько предложений получилось? _____________


Багровое солнце медленно опускалось за лесом прощальные лучи ещё золотили верхушки деревьев дом лесника на поляне уже весь в тени вскоре солнце и совсем скрылось вечерняя заря на западе стала бледнеть и гаснуть реже и реже слышались голоса птиц наконец в лесу наступила тишина над поляной стал подниматься туман.

По И.С. Тургеневу


hello_html_m561f4588.gif

Обрати внимание!

При помощи предложений мы выражаем мысли и

чувства, обращаемся друг к другу с вопросами,

просьбами, советами. Предложение является единицей речи.


  1. Закончи начатые предложения словами-антонимами.

- Подчеркни слова-антонимы.


Саша поднимается в гору, а Никита ___________________________.

У Саши тяжёлый рюкзак, а у Никиты _________________________.

Саша большой, а Никита _____________________.

У Саши тёмные волосы, а у Никиты ________________________.


  1. «Попробуй свои силы!»

- Почти все слова, которые начинаются с буквы А, пришли к нам из других языков: абрикос, акварель, алфавит. Попробуй подобрать и записать ещё 7 слов иностранного происхождения, начинающихся с буквы А.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Прочитай вопросы и запиши ответы.

  1. Какие рассказы Н. Носова ты знаешь?

___________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Ты читал книги Марка Твена

________________________________________________________________

  1. Помнишь ли ты автора басни «Ворона и лисица»?

_______________________________________________________________

  1. Чьи стихи о природе тебе нравятся больше всего?

__________________________________________________________________

  1. С глаголами улыбаться, дремать составь предложения так, чтобы глаголы использовались в переносном смысле.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. С данными вопросительными словами составь предложения на тему

«На даче?»


Кто? Что? Как? Когда? Где? Куда?

Сколько? Почему? Зачем?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. От данных глаголов, используя приставки, образуй новые глаголы.


Нести – отнести, грести - ________________, плести - _________________, мести - _______________, цвести - _________________, везти - _________________.



  1. Знаешь ли ты, что означает выражение «купить кота в мешке»?

- Объясни суть этого выражения письменно.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________


hello_html_64a6b2.jpg



hello_html_2ecf1f5.gif

Запомни!

Обращение – это слово (или сочетание слов), называющее того, к кому обращаются с речью.

Обращения выделяются запятыми. Если обращение стоит в начале предложения и произносится с восклицательной интонацией, то после него ставится восклицательный знак.



  1. Составь и запиши короткие предложения с обращениями. Затем при помощи суффиксов –ечк-, еньк-, -ёнк- придай обращениям ласкательную окраску. Суффиксы выдели.


  1. Серёжа, иди сюда. – Серёженька, иди сюда.

  2. ______________________________________________________________

  3. ______________________________________________________________

  4. _______________________________________________________________

  5. _____________________________________________________________


hello_html_m78e0ee59.gif

Знаем – повторим, не знаем – узнаем.

Сложное предложение состоит из двух или нескольких простых предложений, которые на письме обычно разделяются запятой.



  1. Прочитай. В скобках укажи, простое предложение или сложное.


  1. Листья сыплются за школой, слышен громкий спор сорок. (__________________)


2) Прозвенел звонок весёлый, начинается урок. (__________________)


3) Пролетают паутинки с паучками в серединке, и высоко от земли пролетели журавли. (_____________________)


4) Высоко в небе летели журавли и жалобно курлыкали. (_________________)


5) Пронеслась стайка синиц и села на алую рябину. (________________)


6) Звонкими голосами поют зяблики, соловьи, дрозды. (_________________)







  1. Прочитай. Составь сложное предложение из двух простых, используя

союз И.

  1. Ветер согнул тонкую осинку. Она прижалась к земле. _________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Чуть потянул ветер. Полилась река листопада. _____________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Солнце светило ярко. Наташа пошла на прогулку. _____________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. «Попробуй свои силы!»


Знаешь ли ты выражение «проще пареной репы»? Попробуй придумать ситуацию, когда ты сможешь употребить это выражение.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



hello_html_m53d27eda.jpg







Тема: ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

hello_html_m31e41bed.gif

1. Продолжить ряд однородных членов в предложении.


Скворцы _____________, _________________ - перелётные птицы.

Маслята, _____________, __________________ - съедобные грибы.

Осина, _______________, ___________________- лиственные деревья.

Корова, _______________, ___________________ - домашние животные.



2. Расставьте знаки препинания.

Шофёр улыбнулся влез в кабину завёл мотор.

Яблоки были крупные сочные вкусные.

Медведь за лето отъелся приготовил берлогу.

Собачка легла на спину подняла лапки стала махать хвостиком.

Птичка перебегает с камня на камень прыгает в воду ныряет выскакивает на берег.



3. Из пары предложений составить и записать одно предложение с однородными членами.

Жур… вли кр… чали тревожно. Жур… вли кричали т. скливо.

Ветер срывает с д.. .рев...ев лист…я. Ветер воет по н…чам в трубах.

Осень разд…вает лес. Осень студит в…ду.



4. Вставьте подходящие по смыслу союзы, где нужно запятые.

Песня строить … жить помогает.

Зимой земля отдыхает … весной расцветает.

Мороз ленивого за нос хватает … перед проворным шапку ломает.

Держи голову в холоде … ноги в тепле.

Ветер по морю гуляет … кораблик подгоняет.

Терпение … труд – всё перетрут.

Не красна изба углами … красна пирогами.

Белка песенки поёт … орешки всё грызёт.



5. Расставьте знаки препинания.

Хлеб ржаной батоны булки не добудешь на прогулке.

Бублик баранку батон и буханку пекарь из теста испёк спозаранку.

Дятел дерево долбит день- деньской кору долбит.

Клала Клава лук на полку кликнула к себе Николку.

Варвара варенье доварила ворчала и приговаривала.

Сидел воробей на сосне заснул и свалился во сне.



6. Составьте предложение с группами однородных членов.

Решают задачи, пишут, читают. _______________________________________________

В лесу, в саду, на огороде. _______________________________________________

Осины, берёзы, рябины. _______________________________________________

Уютно, тепло, чисто. ______________________________________________

Глиняная, стеклянная. ______________________________________________



7. Составьте предложение с однородными членами, ставьте знаки препинания.

На смелого собака лает. Трусливого собака кусает.

___________________________________________________________________________

Правда в огне не горит. Правда в воде не тонет.

___________________________________________________________________________

Пишут не пером. Пишут умом.

___________________________________________________________________________

Береги одежду снову. Береги честь и здоровье смолоду.

___________________________________________________________________________

8. Составь и запиши скороговорку.

Георгины, у Арины, и, растут, Аграфены.

___________________________________________________________________________

На, везла, козла, и, возу, девчонка, козу, козлёнка.

___________________________________________________________________________

Землю, разоряет, роет, крот, огород, старый.

___________________________________________________________________________

Чижи, в , щебечут, роще, стрижи.

___________________________________________________________________________



9. Спишите, расставив знаки препинания.

Лист..я обл..тели с б..рёзы а остались на дубе.

Ноч..ю месяц св..ркает и всё освещ..ет.

Ос..нью звёзды св..тят ярко но хол..дно.

П..т..мнело н..хмурилось небо.

Осен..ю ёж з..берётся в н..ру енота или барсука.



10. Выделенные слова замените однородными членами.



Зашумел в лесу золотой дождь. Спрятались под листьями грибы. Листья шуршат.



День был солнечный. Падали дождевые капли. Они повисли на ветвях.










Тема 4. ТЕКСТ

hello_html_m70b2f96d.gifhello_html_m9028ef5.gif

Знаем – повторим, не знаем – узнаем.

Текст хороший, если:

  1. понятна его тема (о чём);

  2. ясна главная мысль (что хочет сказать автор);

  3. каждое предложение вносит что-то новое (добавляет, объясняет, уточняет).



Соловей и хомяк. - заголовок

Сел соловей на дерево и запел: - зачин

Тью-ить, тью-ить,

Пора гнездо вить!

В это время из норы на белый свет вылез хомяк. – развитие мысли

Живёт-то он без оконца, не видит красного солнца.

Соловей увидал хомяка и подумал: какая поганая

птица, - не летает, червячков не клюёт, не поёт, тью-

ить, тью-ить!

Хомяк удивился, кто это поёт, когда работа идёт.

Увидел соловья и подумал: какой поганый хомяк –

ходы не роет, зёрна за щёку не кладёт, не пыхтит,

пых-пых!

Подумал так хомяк и залез в нору, а соловей - концовка

улетел.

Г. Науменко


  1. Прочитай текст.

Горох и бобы.

Горох, глядя на бобы, смеялся:

- Да какие же они толстёшенькие! Да низёшенькие! Да зеленёшенькие! Ох-хо-хо-хо-хо…

Хохотал, надулся, ногой топнул да и лопнул.


Ответь на вопросы:

1) Ясна ли главная мысль?

2) Что хочет сказать автор? Сформулируй тему текста.

______________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



hello_html_m5a05ca92.gif

Обратите внимание!

Признаки текста:

  • тема Все предложения объединены

  • основная мысль одной темой, главной мыслью.

  • заголовок Текст можно озаглавить.

  • опорные слова По ключевым словам можно восстановить

текст, понять тему.

  • абзац 1) Красная строка.

2) Часть текста от одного отступа до другого



  1. Прочитай текст. Обозначь его структурные части.


Сенокос. _________________

В прекрасный летний день начался сенокос. _________________

Какой лёгкий воздух, какой чудесный запах

разносится от близкого леса и скошенной утром

травы! Нетронутая трава стояла стеной. По рядам

скошенной травы уже ходили галки и вороны. Они _________________

налетели из леса, где были их гнёзда. Галки _________________

подбирали разных насекомых, червяков. Я заметил,

что птицы клевали и ягоды. В траве земляника была

ещё зелёная, но крупная.

Весёлая картина сенокоса не выходила из моей _________________

головы всю дорогу.

По С. Аксакову


  1. Дано название текста и первые два предложения, т.е. зачин. Придумай, что могло произойти, и запиши свой текст.


Как тонул один мальчик.

Однажды зимой мальчик пошёл на реку ловить рыбу. Лёд был ещё тонкий. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



hello_html_ee2d588.gif

ТИПЫ РЕЧИ

hello_html_m354c7ad0.gifhello_html_m3e834893.gifhello_html_m41a98a9f.gif


Описание Повествование Рассуждение

(какой?) (что произошло?) (почему?)

  1. предмета;

  2. места;

  3. состояния

hello_html_m7b291e4d.gifhello_html_61084714.gif

человека среды



  1. Прочитай. Определи тип речи. Придумай название к тексту.


______________________________________


Сегодня пришёл настоящий апрель. Поле озими ещё не омылось и жёлтое-

жёлтое, а лужица на поле ясно-голубая, а самый лес вдали подчёркнут белой полоской. Вдоль реки лежит цепь оставленных водой льдин.

Одна особенно большая лежит на другой, и сверху на неё капает, капает.

Мелкие льдины от толчка распадаются на длинные кристаллы, похожие на

хрустальные подвески от люстры.

В лесу пёстро: где белое, где чёрное, на чёрном виднеются зелёные листочки

перезимовавшей земляники, а земля под ней ещё не оттаяла. Зяблики поют везде, и начинают оживать лягушки. М.М. Пришвин


Тип речи _________________________________, так как _______________

_______________________________________________________________



  1. Прочитай. Определи тип речи. Придумай название к тексту.

_______________________________


Давно я дознавался, почему зябликов зябликами зовут…

Этим летом я, кажется, эту загадку разгадал.

Шёл я по лесной тропинке, слышу – зяблик гремит! Здорово поёт…

Тут вдруг тучка наплыла на солнце; тень накрыла лес. И зяблик сразу сник.

Нахохлился, насупился, нос повесил. Сидит недовольный и уныло так произносит: «ТР-р-р-р-рю, тр-р-р-ю». Будто у него от холода «зуб на зуб не попадает».

Вот почему зяблик стал зябликом! По Н. Сладкову



Тип речи _________________________________, так как _______________

_______________________________________________________________


hello_html_m1ef4b39b.gif

Стили речи

hello_html_m68a05e5b.gifhello_html_4486cb1a.gifhello_html_72347bb5.gifНаучный

hello_html_109b05dc.gifДеловой

Рhello_html_334edfe1.gifhello_html_mbeaf365.gifазговорный Книжные Художественный

Публицистический



  1. Прочитай. Определи тип и стиль речи. Придумай название к этому тексту.

____________________________


Лес в полном смысле звенел. Я узнавал тонкий свист синиц, клацанье

дроздов, тревожные переклики сорок. Стройная, изящная птичка сидела на верхушке молодой ели, на её светлом вертикальном побеге, и заливалась так самозабвенно, что подпустила меня вплотную. А когда, наконец, заметила меня, то перелетела на соседнюю ёлочку, опять на самую маковку. Жаль, я не знал, что это за птичка. Ю. Нагибин


Тип речи: __________________________________

Стиль речи: _________________________________


  1. В зависимости от задачи (цели) высказывания мы говорим по-разному. Допиши предложения.


  1. Когда мы делимся своими мыслями, чувствами, мы пользуемся ________________________________ стилем речи.


  1. Сообщаем научные сведения, объясняем факты с помощью _______________________________ стиля речи.


  1. Если рисуем словами какую-то картину, то используем ________________________________ стиль речи.


  1. Когда пишем заметку в газету, обращаемся к ______________________ стилю речи.


Слова для справок: художественный, разговорный, научный, публицистический.


  1. Прочитай. Определи, к какому стилю речи относятся высказывания.


  1. Вдруг рванул ветер, и с такой силой, что едва не выхватил у Егорушки узелок. Ветер со свистом пронёсся по степи, беспорядочно закружился и поднял с травой такой шум, что из-за него не было слышно ни грома, ни скрипа колёс. По А.П. Чехову

Стиль речи: ________________________________

  1. Ну и ветер! Поднимает такую пыль, что не видно ничего.

- Да, такого ветра давно не было.

Стиль речи: _________________________________


  1. Ветер – это движение воздуха в атмосфере. Ветер характеризуется скоростью и направлением. Направление ветра показывается флюгером, выражается в градусах.

Стиль речи: __________________________________


  1. С первого класса ты учишься письменно обращаться к людям, то есть сочинять небольшие произведения. Вспомни названия малых жанров.


  1. Сообщение в виде маленького письма - _________________________.


  1. Небольшое описание предмета, в котором этот предмет не назван, - _________________________.


  1. Текст, написанный для общения с кем-то из близких, кого нет рядом, - ______________________________.


  1. Текст – совет, как приготовить какое-то блюдо, - __________________.


  1. Текст с указанием действий и порядка их выполнения - _______________.


  1. Письменный рассказ о своей жизни - ______________________________.


hello_html_m46fc120f.gif

Обрати внимание!

Как писать изложение.

  1. Прочитай или прослушай текст. Выясни значение непонятных тебе слов, фраз.

  2. Понаблюдай, как в тексте рассказывается тема: с чего автор начинает, что главное сообщает, чем заканчивается повествование (описание, рассуждение).

  3. Подумай, какова основная мысль?

  4. Определи, сколько частей в тексте и как они связаны.

  5. Озаглавь каждую часть. Это поможет тебе раскрыть тему текста.

  6. Ещё раз внимательно прочитай или прослушай текст. Мысленно его перескажи.

  7. Пиши текст, зрительно представляя написание каждого слова и предложения.

  8. По возможности сверь свою письменную запись с исходным текстом.






  1. Прочитай. Определи тип текста и тему. Придумай заглавие.

_____________________________


Недалеко от лесной опушки рос старый дуб. Однажды, подходя к дубу, мы

услышали странные звуки. Через минуту мы были возле дуба. Из густой листвы доносился писк иволги. На ветке сидел кот и орал.

Кот нашёл гнездо и решил полакомиться птенчиками. Добраться по стволу

дерева до сука было легко. Нетрудно было продвигаться и по суку.

Ветка становилась тоньше, но кот продолжал двигаться вперёд. Ветка

наклонилась и в любой момент могла обломиться.

Дальше идти кот не решался. От испуга и обиды он орал. А гнёздышко

спокойно раскачивалось на конце ветки. Никакой хищник не доберётся до него.


- Ответь на вопросы:

  1. Что однажды услышали ребята, подходя к дубу?

  2. Кто был виновником шума?

  3. В чём была причина?

  4. Отчего орал кот?


- Составь план.

  1. ______________________________________________________________

  2. _____________________________________________________________

  3. ______________________________________________________________

  4. _______________________________________________________________


- Напиши кратко текст так, как запомнил.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________









hello_html_m737def7d.gif

Обрати внимание!

Как писать сочинение.

  1. Определи, о чём, зачем ты будешь писать.

  2. Подумай об особенностях стиля своего сочинения (художественный, разговорный, деловой).

  3. Уточни тему и сформулируй основную мысль будущего сочинения.

  4. Подумай, какой тип речи (повествование, описание, рассуждение) будет ведущем в твоём сочинении.

  5. Отбери материал, необходимый для раскрытия темы.

  6. Составь план, собери ключевые слова.

  7. Напиши черновик.

  8. Отредактируй написанное (убери лишнее, неинтересное, избавься от повторов и т.д.), исправь ошибки.

  9. Перепиши сочинение набело.



  1. Напиши короткое сочинение на тему «Что мне нравится и что не нравится в моём друге (подруге)?».

Подумай, с какой целью можно использовать в сочинении данный ряд слов: друг, товарищ, приятель, дружок, дружище, одноклассник.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________









hello_html_m4c77f09b.gif

Обрати внимание!

Как писать сочинение по картине.

  1. Рассмотри внимательно репродукцию картины.

  2. Узнай, кто её автор, как она называется.

  3. Подумай и ответь на вопросы:

- Что ты видишь на этой картине?

- Что тебя в ней заинтересовало?

- Что изображено на переднем и дальнем плане?

- Какие краски являются главными?

- Какими чувствами проникнута картина?

  1. Что ты знаешь о художнике и истории создания картины?

  2. Составь план будущего сочинения.

  3. Подумай, в каком стиле и жанре будешь создавать текст сочинения.

  4. Отметь слова, которые ты обязательно используешь. О правописании этих слов справься у учителя или в орфографическом словаре.

  5. Напиши сочинение сначала на черновике, а потом займись правкой.

  6. Перепиши сочинение в чистовом варианте.

  7. Проверь написанное и отметь для себя: соблюдал ли ты правила жанра и стиля.



  1. Рассмотри репродукцию картины В.М. Васнецова «Богатыри».


hello_html_1aeed471.png

- Ответь на вопросы:

  1. Каково твоё впечатление от картины?

  2. Что ты знаешь о русских богатырях?

  3. Кто из богатырей, изображённых на картине, привлекает твоё внимание?

  4. Кто из троих – Илья Муромец? Почему ты так решил?

  5. Опиши внешний вид богатырей (вооружение воинов, одежду).

  6. Обрати внимание на богатырских коней.

  7. Опиши выражение лиц богатырей.

  8. Прочитай поэтические строки И.С. Никитина. Подчеркни те слова поэта, которые можно отнести к картине.


Широко ты, Русь, У тебя ли нет

По лицу земли Богатырских сил,

В красе царственной Старины святой,

Развернулася! Громких подвигов?

……………………………… …………………………..

У тебя ли нет На полях своих,

Поля чистого, Под курганами,

Где б разгул нашла Положила ты

Воля смелая? Татар полчища.


  1. Подумай, какова основная мысль картины.

- Напиши сочинение по картине, используя данный план:


  1. Что я знаю о художнике?

  2. Описание богатырей (вооружение, одежда, позы, выражение лиц).

  3. Природа на картине.

  4. Что хотел сказать художник своей картиной?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________

  1. Рассмотри репродукцию картины А.К. Саврасова «Грачи прилетели».


hello_html_m4295902.png


- Внимательно прочитай текст об истории создания картины


А.К. Саврасов был одним из основоположников русской пейзажной

живописи. В 1871 году художник создал одну из лучших своих работ «Грачи прилетели».

Однажды утром разбудили художника неугомонные птичьи крики. Он глянул

в окошко и рассмеялся: за окном голубело небо. Саврасов настежь распахнул створки окна. Резкий холод ворвался в комнату, но художник не замечал ничего. Вот оно! Началось!.. Робкий луч солнца проложил по снегам голубые тени, снег стал рыхлым, пористым, словно вата, маленькими зеркальцами заблестели первые лужицы. Но главное – птицы! С ликующим пронзительным криком, стаями и в одиночку, они кружили в прозрачном весеннем воздухе. Унылые чёрные гнёзда ожили.

Схватив палитру, так и не захлопнув окна, художник стал пристраиваться

на подоконнике со своей работой.

- Грачи прилетели! Грачи прилетели! – напевал он, набрасывая на холсте

деревья, почерневшие избы, маленькую церквушку. Вчера ещё всё кругом было печальным и хмурым, а теперь… Пришла весна!


- Ответь кратко на вопросы:


  1. Что ты ощущаешь, глядя на картину?

  2. Какие звуки ты можешь услышать?

  3. Что на твой взгляд, было дорого самому художнику на этой картине?


- Выбери из пар антонимов слова, подходящие для описания картины. - Используй их в своём сочинении.

Мирные – драчливые, радостные – печальные, притихшие – крикливые, спокойные – суетливые.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Напиши сочинение – рассуждение на тему: «Что я чувствую и о чём думаю, когда получаю плохую отметку?».

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________




  1. Представь себе, что ты учитель. Какие интересные темы сочинений ты мог бы предложить своим ученикам? Запиши.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Напиши сочинение – рассуждение на тему: «Кем я хочу быть?»

- Объясни, чем привлекает тебя выбранная профессия.

- Чем она кажется для тебя интересной, полезной людям.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


hello_html_b30a809.png












Тема 5. СИНОНИМЫ

hello_html_m70b2f96d.gif

Синонимы – это близкие по значению слова, которые по-разному называют одно и то же, например: дом, здание, изба, постройка, жилище.

Синонимы могут различаться по оттенкам в значении, а также по принадлежности к тому или иному стилю речи.

- extybtный о языке, который изучает лексику, называется лексикология (от греческого в.ется, земля должна сморщиться от такого

1. Подберите синонимы к выделенным словам.


1) Покос – самая трудная и весёлая пора летом.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2) Солнце как станет в полдень, так и не слезает оттуда, - до того шпарит, что, кажется, земля должна сморщиться от такого огня.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3) В раскалённом воздухе звенит гнус.

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

4) День-деньской не умолкает сухая трескотня кузнечиков.

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

2. Подбери нужный синоним.

1) Даже в самый _____________(жаркий, горячий, жгучий, знойный, палящий) день, если приложить к щеке листочек липы или берёзы, клёна или дуба, то почувствуешь, что он прохладный.

2) Если разложить на земле листья одного только дерева, они займут ________ (великую, большую, огромную, громадную) площадь.


3. Найди синонимы.

Неразговорчивый бесплодный

Непрестанный безуспешный

Невнимательный беспрерывный

Ненормальный буйный

Неистовый ошибочный

Неплодородный рассеянный

Неудачный молчаливый

Несложный простой

Несерьёзный легкомысленный

Неправильный безумный

4. Подберите синонимы с удвоенными согласными.


Больничный лист - ______________________________________________________

Специальность - ______________________________________________________

Обучение животных - ____________________________________________________

Скорый поезд - _________________________________________________________

Асфальтированная дорога - _______________________________________________

Небольшая комнатка в квартире - __________________________________________

Популярная игра на льду - ________________________________________________

Помещение в школе - ____________________________________________________

Вид плавания - __________________________________________________________

Дачная постройка - _______________________________________________________

Один из самых главных предметов - ________________________________________


5. Напишите синонимии, состоящие из такого же количества букв.


ЛЕС - __________________________________________________________________

ГОРЕ - ________________________________________________________________

МОРОЗ - _______________________________________________________________

ХОТЕТЬ - ______________________________________________________________

ТЕМНОТА - ____________________________________________________________

КРЕПОСТЬ - ____________________________________________________________

СООБЩЕНИЕ - _________________________________________________________

НЕВИДАННЫЙ - ________________________________________________________

РАВНОДУШНЫЙ - ______________________________________________________

















Тема 6. УДАРЕНИЕ.hello_html_m70b2f96d.gif



1. Прочитай, поставь правильно ударение в выделенных словах.

Мне слово чудно изменить нетрудно:

Поставим ударение на О

Исчезло чудно, родилось чудно


Пересохла глина,

Рассердилась Нина:

- не мука, а мука,

Поварам наука.


Косит косец,

А зайчишка косит,

Трусит трусишка,

А ослик трусит.


Иголка ходит вверх и вниз,

Вот листья появились.

Сосёт Алёнушка ирис,

А вышивает ирис.


От удивления ахнул кок

И почесал затылок:

Капустный бросился вилок

Вскачь от ножей и вилок.


На двери замка нет замка.

Живёт щегол здесь – первый щеголь.

И утром белка из белка

Ему сбивает гоголь-моголь.


2. Прочитай стихотворение, ставя правильно ударение в словах.


Выполняя договоры,

Инженеры и шоферы,

Столяры и маляры –

Потрудились все на славу,

Чтоб за месяцы зимы

Возвести домов кварталы…

3. Поставь правильно ударение в словах.

Алфавит, арест, баловать, ворота, диалог, договор, заржаветь, звонит, искра, звонят, каталог, коклюш, комбайнер, красивее, кухонный, намерение, начать, нефтепровод, озлобленный, паралич, петля, по столу, прожил, процент, распоясался, ремень, столяр, украинский, щавель.
















































Тема 7. УПОТРЕБЛЕНИЕ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ В НАШЕЙ РЕЧИ.

hello_html_m70b2f96d.gif

Одним из лучших украшений речи являются особые обороты, устойчивые выражения, которые называются ФРАЗЕОЛОГИЗМАМИ.

С одним только словом НОС их в языке более десяти:

ЗАРУБИТЬ СЕБЕ НА НОСУ_________________________________________________

ДАЛЬШЕ СВОЕГО НОСА___________________________________________________

ИЗ-ПОД САМОГО НОСА____________________________________________________

ОСТАВЛЯТЬ С НОСОМ_____________________________________________________

КОМАР НОСА НЕ ПОДТОЧИТ______________________________________________

ЗАДИРАТЬ НОС___________________________________________________________

НОС НЕ ДОРОС____________________________________________________________

ПОВЕСИТЬ НОС___________________________________________________________

КРУТИТЬ НОСМ___________________________________________________________

КЛЕВАТЬ НОСОМ_________________________________________________________



История происхождения ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ

БИТЬ БАКЛУШИ__________________________________________________________

ПОПАСТЬ ВПРОСАК______________________________________________________

ЗАРУБИТЬ НА НОСУ______________________________________________________

НИ ЗГИ НЕ ВИДНО________________________________________________________

ВО ВСЮ ИВАНОВСКУЮ___________________________________________________

КОЗЫРЯТЬ, ХОДИТЬ КОЗЫРЕМ_____________________________________________

ЛЕЗТЬ НА РОЖОН_________________________________________________________

ЛЫКА НЕ ВЯЖЕТ. НЕ ЛЫКОМ ШЫТ. ГОРЕ ЛЫКОВОЕ.________________________



НА БОЛЬШУЮ НОГУ (ЖИТЬ)_______________________________________________

ПЕРЕМЫВАТЬ КОСТОЧКИ_________________________________________________

КАК ПИТЬ ДАТЬ___________________________________________________________

ПЕРЕСОЛИТЬ. УЙТИ НЕ СОЛОНО ХЛЕБАВШИ_______________________________

ШАРАШКИНА КОНТОРА___________________________________________________

ШИВОРОТ-НАВЫВОРОТ___________________________________________________



1. Вместо точек вставь названия животных:

Голоден, как ________________________________________

Изворотлив, как _____________________________________

Упрям, как __________________________________________

Хитёр, как___________________________________________

Надут, как ___________________________________________

Мокрый, как _________________________________________

Труслив, как _________________________________________

Болтлив, как__________________________________________

Здоров, как ___________________________________________

Грязный, как__________________________________________

Колюч, как___________________________________________



2. Сказочные фразеологизмы. Закончите крылатые выражения, взятые из сказок:

ПОДИ ТУДА – НЕ ЗНАЮ КУДА,_____________________________________________

СКОРО СКАЗКА СКАЗЫВАЕТСЯ,___________________________________________

ЭТО ВСЁ ПРИСКАЗКА,_____________________________________________________







3. «Ни пуха, ни пера!»

- Определи, где выражение «ни пуха, ни пера!» употреблено в переносном смысле. Объясни его происхождение и смысл.

«Рано утром мама-квочка

В класс отправила сыночка.

Говорила: «не дерись,

Не дразнись, не петушись.

Поспеши, уже пора,

Ну, ни пуха, ни пера!»

Через час, едва живой,

Петушок идёт домой.

Ковыляет еле-еле

Он со школьного двора,

А на нём и в самом деле

Нет ни пуха, ни пера.»



4. «Дурную траву с поля вон!»

- Вспомните, как называется в народе такой человек:

  • ПОДАЛ РУЧКУ, ДА ПОДСТАВИЛ НОЖКУ.___________________________________

  • МОЁ ГОРЕ – СТРЕЛА ВО МНЕ, ЧУЖОЕ ГОРЕ – СТРЕЛА ВО ПНЕ. _________________________________________________________________________

  • НОГИ С ПОДХОДОМ, РУКИ С ПОДНОСОМ, СЕРДЦЕ С ПОРОКОМ, ГОЛОВА С ПОКЛОНОМ._____________________________________________________________

  • ЕЛ ДА УСТАЛ, СПАЛ ДА НАМАЯЛСЯ._______________________________________

  • СЕБЯ МНИТ ВЫШЕ КРЫШИ, А У САМОГО И С КРЫЛЕЧКА ГОЛОВА КРУЖИТСЯ.______________________________________________________________

  • ЯЗЫК БЕЗ КОСТЕЙ: ЧТО ХОЧЕТ, ТО И ЛОПОЧЕТ.____________________________

_________________________________________________________________________

5. Вспомните постоянные сравнения:


  • Очень много людей в тесном помещении_______________________________

_____________________________________________________________________

  • Хорошо, свободно, непринуждённо себя чувствовать_____________________

_____________________________________________________________________

  • Быть в постоянных хлопотах, суетиться________________________________

_____________________________________________________________________

  • Ничто не действует на кого-либо______________________________________

_____________________________________________________________________

  • Очень быстро бежать________________________________________________

_____________________________________________________________________

  • Рухнуть тяжело, всем телом___________________________________________

_____________________________________________________________________

  • Дело идёт с трудом, еле ладится_______________________________________

_____________________________________________________________________

  • Появляться быстро, в большом количестве______________________________

_____________________________________________________________________

  • Чувствовать себя неловко, беспокоиться, волноваться, нервничать _________

_____________________________________________________________________

  • Проливной дождь, ливень____________________________________________

_____________________________________________________________________

  • Всё видно очень ясно, отчётливо______________________________________

_____________________________________________________________________

  • Тщательно, заботливо охранять кого-либо______________________________

_____________________________________________________________________



Подсказки: сидеть как на иголках, беречь как зеницу ока, как сельдей в бочке, видно как на ладони, вертеться как белка в колесе, как грибы после дождя, как рыба в воде, как с гуся вода, льёт как из ведра, бежать как стрела, скрипит как несмазанное колесо, повалиться как сноп.





6. «Пословицы шутят». Исправь ошибки:

  • Два сапога – тара. __________________________________________________

  • Ус хорошо, а два - лучше. ___________________________________________

  • Голод – не щётка. __________________________________________________

  • Один в золе не воин. ________________________________________________

  • Трус своей лени боится. _____________________________________________

  • Жди у горя погоды. _________________________________________________

  • Толочь в ступе соду.________________________________________________

  • Полк в овечьей шкуре. _______________________________________________

  • Трус кормит, а лень портит.__________________________________________

  • Лучшее – врач хорошего._____________________________________________

  • Нашла коза на камень._______________________________________________

  • Рождённый ползать метать не может.__________________________________

  • Терпение и пруд всё перетрут.________________________________________

  • Не зная броду, не лезь в воду._________________________________________

  • Первый клин комом._________________________________________________

  • Сашу маслом не испортишь.__________________________________________

  • Мы сами с ушами.___________________________________________________

  • Не ноги горшки обжигают.___________________________________________

  • От бобра бобра не ищут._____________________________________________

  • В здоровом теле здоровый пух.________________________________________

  • Крутится как булка в колесе.__________________________________________

  • На безрыбье и бак - рыба.____________________________________________

  • Яйца куницу не учат. ________________________________________________

  • Не делай из муки слова.______________________________________________

  • Голода не бойся, по пояс мойся._______________________________________

  • Правда глаза полет. _________________________________________________

  • Купить кита в мешке.________________________________________________



3. «Добавьте букву!»

- К каждому слову прибавьте одну букву в начале, в середине или в конце, чтобы образовались новые слова (например, шпага – шпагат, база – базар и т.д.). Из добавленных букв при чтении сверху вниз составится пословица.



Шпага блок рыба ария тир катер

База газ плата парк бак бор

Дача свет сачок сон угол рис

Заря стол клад том дуло сок

Кума пол пот банк тара



4. «Поймайте зайцев!»

- Отыщите непрерывную ломаную линию, которая прошла бы через все буквы, нигде не пересекаясь, не пропуская ни одной из них, никуда не заходя дважды и притом так, чтобы, следуя за этой линией, можно было бы прочитать пословицу.



З А Д Я Н Д Н

М У В С И О О

Я З А Ь Н О Г

А Ц Й Ш Е П О

М О Г И А М Й

И П О Н Е Ш Ь








Тема 8. М О Р Ф О Л О Г И Я hello_html_m70b2f96d.gif

Словообразование.

Состав слова.

Помни, при разборе слова

Окончанье и основу

Первым делом находи.

После корня будет суффикс,

А приставка – впереди.

К О Р Е Н Ь

Корень слова – значимая часть.

Над словами родственными

Держит власть.

Выясни умело линию родства –

Однокоренные подбери слова.

1. Выпишите из стихотворения однокоренные слова:

«Снежная сказка»

«Проплясали по снегам

Снежные метели.

Снегири снеговикам

Песню просвистели.

У заснеженной реки

В снежном переулке

Звонко носятся снежки,

Режут снег снегурки.» (С.Погореловский)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



2. Подберите родственников с чередованием согласных в корне:


Пух -___________________________________________________________________

Пекарь - ________________________________________________________________

Лекарь - ________________________________________________________________

Бег - ___________________________________________________________________

Замок - _________________________________________________________________

Ноги - __________________________________________________________________

Дороги - ________________________________________________________________

Снег - __________________________________________________________________

Творог - ________________________________________________________________

Пирог - _________________________________________________________________



3. Определите, будут ли родственными выделенные слова:



Веснушкам нету сноса, __________________________________________

Не исчезают с носа. __________________________________________

Я, не жалея мыла, __________________________________________

Нос терпеливо мыла – _________________________________________

Зависело б от мыла, _________________________________________

Веснушки я б отмыла! _________________________________________



4. «Родня ли гусеница гусю?»


«– Вы кто такие?

Я Гусь, это Гусыня, это наши гусята.

А ты кто?

А я ваша тётка – Гусеница.» ________________________________________



5. «Третий лишний»



Желток, железо, жёлтый; ________________________________________________

Часовщик, часть, час; ________________________________________________

Печурка, печать, печка; ________________________________________________

Циркуль, циркач, цирк. ________________________________________________



6. «Тайны словаря».



В некоторых словарях с целью экономии места повторяющееся основное слово или корень обозначается значком ~ (тильдой).

Например, корень лес: ~ ок, ~ ной, ~ ник, ~ ничество и т.д.

- Попытайтесь прочесть следующие слова, в которых корень заменён тильдой.

  1. Радио ~ ник, ~ ные экзамены, ~ ная дочь, оказать тёплый ~ , выпить лекарство в один ~. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. ~ ливый человек, ~ ственные возгласы, ~ ствовать хорошее начинание, передавать кому-либо ~.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Составьте сами несколько подобных задач.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________




Тема 9. ПРИСТАВКИ И ПРЕДЛОГИ. hello_html_m70b2f96d.gif


1. Спишите, раскрывая скобки. Выделите приставки. Обведи предлоги.


(От)тащил (от)лужи, (с)лез (с)дерева, (за)шло (за)тучу, (по)ехали (по)дороге, (до)топали (до)города, (под)прыгнул (под)потолок, (во)шёл (во)двор, (в)полз (в)щель, (при)грелся (при)кухне, (на)брёл (на)избушку, (над)строил (над)чердаком.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



2. Спишите пословицы, раскрывая скобки. Выделите приставки. Обведите предлоги.


(Без)донную бочку водой не (на)полнишь.

Труд и (на)кормит и (на)учит.

(На)говорил столько, что и (в)шапку не (со)берёшь.

Хорошее слово (до)сердца (до)йдёт.

(Со)счастьем хорошо (по)грибы ходить.

(С)лодырем (по)ведёшься, горя (на)берёшься.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


3. Допиши подходящие приставки.


..летел ураган, ..бежал первым, ..шёл в дом, ..ехал из города, ..копал яму, ..вязала варежки, ..шёл друга.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Выделите приставки в словах.


Накормил, заболел, выиграл, записал, накопал, упал, позвонил, пролетел, забежал, перешёл, подходил.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


5. Деформированный текст . Допиши приставки.


Тучи, солнце, (..)крывают, тяжёлые

С, морозит, утра, позднего, до, вечера

Поля, (..)крыты, и луга, снегом.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


























Тема 10. ПРАВОПИСАНИЕ РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫХ Ъ и Ь ЗНАКОВ. hello_html_m70b2f96d.gif

1. Спиши предложения, вставляя пропущенные буквы. Выделите приставки. Подчеркните разделительный Ъ.


Нашему взору открылись необ____ятные просторы. С____ёмка фильма закончится только в следующем году. Раз____ярённый тигр метался по клетке. Под___ездные пути к городу закрыты – придётся ехать в об___езд. Была об___явлена посадка на самолёт. Вз___ерошенный воробей купался в луже.


2 . Спиши предложения. Вставь подходящие слова по смыслу из справок. Подчеркни разделительный Ъ.


1.Умей отличать_________________ грибы от ядовитых.

2. В кладовой у белки много _________________ припасов.

3. ___________________ кран поднимает и опускает тяжёлые плиты.

4. Кот _________________ целую банку сливок.

5. Мы ________________ весь свет.

6.__________________в гору оказался очень трудным.


СЛОВА ДЛЯ СПРАВОК: с..едобных, с..едобные, под..ёмный, об..ездили, с..ел, под..ём.


3. Спишите, вставляя пропущенные знаки Ъ или Ь.


Под____ ём флага, зелёный в____юн, в___езжать в лес, п___ют молоко, солов____иная трель, беспокойные мурав_____и, с_____ёжился от холода, раз____ярённый лев, с____ехать с квартиры, в____ездные документы, раз___ёмная молния, с_____едобная травка, пит___евая вода, точное об__яснение.






















Тема 11. ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ, ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ. hello_html_m70b2f96d.gif

1. « Загадка».

Догадайся от имени какого предмета ведется рассказ. Определи часть речи, число, род слова, называющего этот предмет, и правильно допиши имена прилагательные.

hello_html_f31fa31.pngЯ было невзрач?н…,

Кисл…, бел…,

А стало румян…,

Соч?н…, спел…

2. «Зимняя бахрома».

Слова какого склонения использовал поэт, создавая свой зимний пейзаж? Какой падеж отсутствует?

На сосне и на березе –

Бахрома:

Белой пряжей

Их запутала зима.

И оставила

Распутывать весне

Эту пряжу на березе

И сосне.

3. Игра «Почему?»

Объяснить, почему слово ветка имеет здесь разные написания?

Я прилагаю все старанье,

Хочу понять правописанье.

Но вызывает тем не менее

Правописанье удивление.

Летят на веткИ воробьи,

Чтоб обсудить дела свои.

Сидят на веткЕ воробьи.

Сидят на - Е, летят на - И.

4. Игра - соревнование «Кто больше?»

Ведущий на доске записывает слово. Участники игры должны составить с ним как можно больше словосочетаний или коротких предложений. Для игры могут быть взяты слова: мягкий, голубой, острый, тупой, тяжелый.

Мягкий свет - приятный для глаза, неяркий;

Мягкий характер - уступчивый;

Мягкое наказание - несуровое;

Мягкий вагон - с мягкими спальными местами, и т.д.

5. «Игра в слова».

Составь из букв слова СНЕГУРОЧКА другие слова - имена существительные в начальной форме. Подбери к ним имена прилагательные.

6. «Угадай-ка».

Угадай, слова какой части речи задуманы? Придумай и ниже запиши еще слова с такими окончаниями.

_______ ая, ______ ое, ______ ые, _______ ие

_______ _______ _______ _______

_______ _______ _______ _______

7. «Игротека слов».

Дописать слова разных частей речи, которые притягивают эти слова.

Мама: ________________.

Дом: .

Солнце: .

8. Игра «Склонение».

Определить в каких падежах употреблено слово ВЕСНА.

В рощах птичье пение,

А в классе - тишина.

Проходим мы склонение,

Склоняется весна.

Склоняем вслух: весна, весны…

А за окном ручьи слышны.

На парте не сидится мне,

А тут весна, весны, весне...

Весна, весны, весне, весну,

Весною, о весне...

Гуляет зайчик по окну,

Как солнце на стене.

9. Игра «Наоборотки».

Учитель называет слово, а дети подбирают к нему антонимы. За каждоеправильно подобранное слово - жетон. У кого больше жетонов, тот -победитель.

10 . Игра «Подбери слово».

Серый, хищный, жадный....

Рыжая, хитрая, ловкая ...

Косой, слабый, трусливый ... Большой, косолапый ...

11. Игра «Корректор».

Какографическое письмо. Исправить и объяснить ошибки. Отгадать загадку.

Мhello_html_2038b5a5.pngя…кое,

Пышное,

И душ?стое

Он и черная,

Он и белое,

И, бывает,

Погорелый». (Хлеб)

12. Игра «Угадай падеж»

Название падежей и их вопросов написаны на карточках и «рассыпаны» на доске. Задание: собрать вместе названия падежей и их вопросы в порядке следования.

13. Игра - соревнование «Скалолазы».

Кто первый доберется до вершины?

Прямая соединительная линия 7Прямая соединительная линия 8Прямая соединительная линия 9Красив…

ЗПрямая соединительная линия 3Прямая соединительная линия 4Прямая соединительная линия 5Прямая соединительная линия 6имн… платье Бел…

ЧПрямая соединительная линия 1Прямая соединительная линия 2ерн… лес береза Вкус…

юбка огурец

Содержание:



1. Слово.

2. Словосочетание.

3. Предложение.

4. Однородные члены предложения.

5. Текст.

6. Синонимы.

7. Ударение.

8. Употребление фразеологизмов в речи.

9. Морфология.

10. Имя существительное, имя прилагательное.

11. Приставки и предлоги.

12. Правописание разделительных Ъ и Ь.

































Составила учитель начальных классов

Троебратской средней школы

Гайдамака Ольга Николаевна.





hello_html_m7a7494fb.gif





Рабочая тетрадь по русскому языку
  • Начальные классы
Описание:

     Данное пособие предназначено для дополнительной работы  на уроках,  внеурочной деятельности   и индивидуальной работы  по русскому  языку в начальной школе. Отдельные упражнения ребенок по заданию учителя может выполнять дома.                                                              Все упражнения сгруппированы по темам, в соответствии с программой начальной школы и ориентированы на развитие познавательных процессов учащихся, без которых невозможно формирование учебно-универсальных действий.                               Нестандартные задания способствуют развитию познавательного интереса у детей. Содержание пособия дифференцировано – включены  задания,  рассчитанные  на «сильного» и «слабого» ученика.

Автор Гайдамака Ольга Николаевна
Дата добавления 02.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 3349
Номер материала 21026
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓