Инфоурок Другое Другие методич. материалыРабочая тетрадь по основам исламской культуры

Рабочая тетрадь по основам исламской культуры

Скачать материал

Фирсова Е.Б. Рабочая тетрадь к модулю «Основы религиозных культур и светской этики. Основы исламской культуры» для учащихся 5-х классов общеобразовательных школ. – В 2 чч. –  Ч. 2. – Пенза: ГБОУ ДПО ПИРО, 2011.

 

Рабочая тетрадь содержит разнообразные задания к каждому уроку модуля, включающие работу с терминами, а также словарную работу, задания на выбор правильного ответа, на соотнесение, заполнение и составление таблиц и схем. Значительное место в рабочей тетради уделено работе с иллюстративным материалом. Задания рабочей тетради направлены не только на усвоение основного содержания предмета, но и на развитие практико-ориентированной деятельности учащихся, на формирование у них умения анализа и синтеза, работы с текстовой и иллюстративной информацией.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дорогие ребята!

 

В этом году вы начинаете изучение одного из самых интересных предметов школьной программы – учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». Учебный курс ОРКСЭ включает в себя 6 модулей: 1. Основы православной культуры; 2. Основы исламской культуры; 3. Основы буддийской культуры; 4. Основы иудейской культуры; 5. Основы мировых религиозных культур; 6. Основы светской этики.

В книге «Основы исламской культуры» вы познакомитесь с одной из трёх мировых религиозных культур – мусульманской культурой, с нравственными и религиозными нормами и ценностями ислама, с обязанностями и традициями мусульман, с историей ислама в нашей стране.

К каждому из уроков учебного пособия предлагается блок из заданий различных типов. Первые два задания – на знание материала учебной книги. Остальные задания – на решение тестов, заполнение таблиц, пропусков в тексте, работа с иллюстрациями, с понятиями, именами, встречающимися в учебнике. Эти задания будут легко выполнены, если вы внимательно выслушаете  учителя и прочитаете параграф учебника.

Особое внимание хотелось бы обратить на работу с понятиями, многие из которых вы встретите впервые. Прежде чем выполнять задание по объяснению понятий, советуем подумать, как нужно изменить текст, чтобы он стал вам понятен. Попробуйте найти и пересказать подходящий фрагмент параграфа, который точно раскрывает смысл того или иного слова. Когда вы сможете пересказать данный фрагмент своими словами, только тогда он будет вам понятен. 

Одно из заданий предлагает вам поработать с именами, многие из которых вы также встретите впервые. Советуем вам правильно прочитать имя, проговорить его вслух и обязательно записать в тетрадь.

Будем рады, если вы составите

ü свою таблицу дат, воспользовавшись нашей рубрикой «Добавь дату»;

ü свой словарик терминов и понятий, воспользовавшись нашей рубрикой  «Добавь понятие»;

ü свой словарик имён собственных, воспользовавшись нашей рубрикой «Добавь имя собственное»;

ü свой календарь мусульманских праздников, воспользовавшись нашей рубрикой «Добавь праздник».

Выражаем надежду, что знакомство с культурой ислама будет для вас увлекательным и интересным. В добрый путь!

 

 

 

 

 

 

 

Урок 18. История ислама в России

 

 

1. Прочитайте внимательно материал урока 18 и составьте  хронологическую карту истории ислама в России.

Отметьте на карте России территории, на которых стала распространяться исламская вера, закрасив их разным цветом. Расставьте номера отмеченных территорий. Под картой напишите названия этих территорий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответ:

 

1. ___________________________________________________________

2. ___________________________________________________________

3. ___________________________________________________________

4. ___________________________________________________________

5. ___________________________________________________________

6. ___________________________________________________________

7. ___________________________________________________________

8. ___________________________________________________________

9. ___________________________________________________________

 

 

 

 

2. Прочитайте внимательно материал урока 18 и заполните таблицу.  Впишите в левую колонку таблицы названия территорий и народов современной России, где была принята исламская вера, а в левую колонку  напишите, что принёс ислам в жизнь этих народов.

 

Названия территорий и народов современной России, где была принята исламская вера

Что принёс ислам в жизнь этих народов?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Прочитайте внимательно материал урока 18 и допишите предложения, вставляя подходящие по смыслу даты, слова, имена собственные.

 

1. На территории современной России – а именно в Дагестане – первые мусульмане, купцы из Халифата и воины, появились __________________ нашей эры (это 22 год по Хиджре, по мусульманскому летоисчислению).

2. ___________________________________________________________

_____________________________________________________________ – эти российские народы исповедуют ислам.

         3._________________________________ – это край великой культуры.

         4. Мусульмане живут на территории наших соседей – членов Содружества Независимых Государств:  _______________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

4. Прочитайте рассказ об обычае приветствия у мусульман. Как вы понимаете слова: «Ислам определил правила жизни, поведения людей, законы, обряды и культуру мусульман»?

 

Для того чтобы жить в мире и согласии с представителями разных культур, надо хорошо знать, понимать и уважать обычаи, которые приняты в этих культурах.

Так,  у мусульман существуют свои обычаи приветствия, о которых должен знать тот, кто приходит в дом к мусульманину.

У мусульман принято приветствовать словами: «Ас-саляму ‘аляйкум уа рахматуллахи уа баракатух» (сокращенно «Ас-саляму ‘аляйкум»). Приветствует вновь вошедший или подошедший. Перевод этого приветствия звучит так: «Мир тебе, Милость и Благость Аллаха».

На это приветствие отвечают словами: «Уа ‘аляйкум ас-саллям уа рахматуллахи уа баракатух» (сокращенно «уа ‘аляйкум ас-саллям»). В переводе это означает: «И тебе желаю Мира, Милости и Благости Аллаха». Принято здороваться обеими руками. Это считается знаком большого уважения.

Женщин приветствуют только словами. Руку женщинам давать нельзя. Это может быть истолковано как оскорбление женщины.

 

Ответ:

 

«Ислам определил правила жизни, поведения людей, законы, обряды и культуру мусульман» _______________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Подведем итоги:

 

Из урока 18 «История ислама в России» я узнал (узнала) следующее:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Добавь дату

 

Добавь понятие

 

Добавь имя собственное

Добавь праздник

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок 19. Нравственные ценности ислама

 

1. Прочитайте материла урока 19 в пособии и объясните понятия.

 

Нравственность – это __________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Мораль – это _________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Ценности – это ________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Прочитайте материал урока 19 в пособии. О каких нравственных ценностях ислама рассказывается в учебном пособии? Запишите ответ в левую колонку таблицы. Прочитайте фрагмент из Корана о нравственных ценностях ислама. Запишите эти ценности в правую колонку таблицы.

 

Коран о нравственных ценностях ислама:

1. Бисмилла – любое дело начать с именем Аллаха.

2. Сама – чувство меры. Человек во всём должен знать меру.

3. Тауфик  – благоразумие, здравый смысл.

4. Сабырлык  – терпение.

5. Сауат  – правдивый здравый смысл, благоразумие, совершение добрых дел безвозмездно.

 

Нравственные ценности ислама                  (по учебнику)

Коран о нравственных ценностях ислама

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Напишите мини-сочинение на тему «Что я знаю о моих родственниках».

 

Ответ:

__________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

4.  Посмотрите на шаблоны и нарисуйте своё родословное (семейное) древо (дерево). Рисунок может быть по вашему желанию другим.

 

 

 

 

Ответ:

Моя родословная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Подведем итоги:

Из урока 19 «Нравственные ценности ислама» я узнал (узнала) следующее:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Добавь дату

 

Добавь понятие

Добавь имя собственное

Добавь праздник

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок 20. Сотворение добра

 

1. Прочитайте татарскую народную сказку и подумайте,                                 почему белочка так поступила. Ответ запишите.

 

Золотая пчёлка

Жила-была одна женщина. День и ночь она работала, чтобы накормить и одеть трёх своих дочерей.

И выросли дочери-красавицы быстрые, как ласточки. Одна за другой вышли они замуж и уехали в другие аулы к своим мужьям.

Прошло несколько лет. Тяжело заболела их мама и послала она к своим дочерям рыжую белочку: «Скажи им, дружок, чтобы ко мне поспешили». «Ой, – вздохнула старшая, Нурия, услыхав от белочки печальную весть. – Я бы рада пойти, да мне надо сначала почистить эти два таза». «Почистить два таза? – рассердилась белочка. – Так будь же ты с ними вовек неразлучна!» И тазы вдруг вскочили со стола и обхватили старшую дочь сверху и снизу. Она упала на пол и уползла из дому большой черепахой. Постучала белочка ко второй дочери, Зифе. «Ой, – ответила та. – Я бы побежала сейчас к матери, да очень занята: надо мне к ярмарке холста наткать». «Ну и тки теперь всю жизнь, никогда не останавливайся!» – сказала белочка. И превратилась вторая дочь в паука.

А младшая, Зейнаб, месила тесто, когда белочка постучалась к ней. Дочь не сказала ни слова, даже рук не обтёрла, кинулась бежать к своей маме. «Приноси же ты всегда людям радость, моё дорогое дитя, – сказала ей белочка, – и люди будут беречь и любить тебя, и детей твоих, и внуков, и правнуков».

Младшая дочь прожила много лет, и её все любили. А когда пришла ей пора умирать, превратилась она в золотую пчёлку.

Всё лето день-деньской собирает пчёлка мёд людям, и её передние лапки всегда в сладком тесте. Зато зимою, когда все мерзнут, пчёлка спит в тёплом улье, а проснётся – ест мёд.

 

Ответ:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Как вы понимаете пословицу: «Добро добром отплатишь – ты молодец, на зло добром ответишь – ты мудрец»?

 

Ответ:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

3. Подумайте, поговорите со старшими и назовите поступки человека, которые можно назвать добрыми (заслуживают уважения). Почему вы так считаете. Ответ запишите.

 

Ответ:

 

Поступки человека, которые можно назвать добрыми (заслуживают уважения)

Почему я так считаю (моё мнение)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Перед вами дерево без листочков. На его веточках напишите слова, которые необходимы человеку, чтобы быть вежливым, воспитанным, уважающим других людей. Слова напиши в форме зелёных листочков. Чем больше на дереве будет листочков, тем зеленее оно будет. Это и будет дерево вежливости.

 

 

 

 

 

5. Прочитайте стихотворение и выскажете своё мнение: что такое доброта? какого человека мы называем добрым? Ответ запишите.

 

Мой добрый товарищ, пожалуйста,

Добро совершать не бойся,

Но только прошу, не жалуйся,

Пожалуйста, мне больше.

Не ожидай благодарности

За сделанное тобою,

 

За те нежданные радости,

Подаренные добротою.

Добро – не доблесть!

Не жалуйся!

Добро совершать не бойся.

Помог человеку – и радуйся,

Награды не нужно большей.

 

Ответ:

 

Доброта – это _________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Добрым можно назвать человека ________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

6. Разгадайте ребусы. Кто в этих ребусах плохой герой, а кто – хороший? Ответ запишите.

Детский ребус

1.

 

 

 

 

 

 

ребусы с ответами2.

 

 

 

 

 

Ответ:

1.____________________________________________________________

2. ___________________________________________________________

 

Подведём итоги:

Из урока 20 «Сотворение добра» я узнал (узнала) следующее:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Добавь дату

Добавь понятие

Добавь имя собственное

Добавь праздник

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок 21. Дружба и взаимопомощь

 

1. Прочитайте пословицы и подумайте, в чём проявляется дружба. Ответ запишите. Подбери свои пословицы о дружбе.

 

Брат может не быть другом, но друг – всегда брат.

Не богатство – друг, а друг – богатство.

Настоящая дружба не знает зависти.

Найти хорошего друга – это только половина дела: нужно ещё самому быть таким.

Друг – человек, который хочет быть с тобой, когда тебе трудно, и хочет, чтобы ты был с ним, когда ему хорошо.

Дружба удваивает радости и сокращает наполовину горести.

 

Ответ:

 

В чём проявляется дружба? _____________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Пословицы о дружбе:__________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Прочитайте внимательно материал урока 21 в пособии и дайте определения словам:

 

Дружба – это _________________________________________________

__________________________________________________________________

Друг – это ___________________________________________________

__________________________________________________________________

Дружелюбие – это _____________________________________________

__________________________________________________________________

3. Прочитайте стихотворение Р. Гамзатов «Берегите друзей». Нарисуйте открытку-поздравление своему лучшему другу.

 

Знай, мой друг, вражде и дружбе цену

И судом поспешным не греши.

Гнев на друга, может быть, мгновенный,

Изливать повсюду не спеши.

 

Может, друг твой сам поторопился

И тебя обидел невзначай,

Провинился друг и повинился –

Ты ему греха не поминай.

 

Люди, мы стареем и ветшаем,

И с теченьем наших лет и дней

Легче мы своих друзей теряем,

Обретаем их куда трудней.

 

Если верный конь, поранив ногу,

Спотыкнулся, а потом опять,

Не вини его – вини дорогу

И коня не торопись менять.

 

Люди, я прошу вас, ради Бога,

Не стесняйтесь доброты своей.

На земле друзей не так уж много,

Опасайтесь потерять друзей.

 

Я иных придерживался правил,

В слабости усматривая зло.

Скольких в жизни я друзей оставил,

Сколько от меня друзей ушло.

 

После было всякого немало,

И, бывало, на путях крутых

Как я каялся, как не хватало

Мне друзей потерянных моих!

 

И теперь я всех вас видеть жажду,

Некогда любившие меня,

Мною не прощённые однажды

Или не простившие меня.

 

Открытка-поздравление своему лучшему другу

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


4. Прочитайте рассказ о традициях дагестанского народа и объясните слова: усыновление (удочерение), кунак, побратимство.

 

Традиция усыновления

 

Эта традиция требует, чтобы в общине не было ничейных и беспомощных детей. Сироты усыновляются близкими родственниками, бездетными семьями, кунаками семьи и рода. Дети-сироты становятся полноправными членами семьи, поддерживаются всем обществом.

 

Традиция побратимства

 

Традиция побратимства – самая лучшая форма укрепления дружбы между людьми разных национальностей. По этой традиции крепко дружат люди, которые помогли друг другу,  спасли друг друга в самое трудное время жизни: в годы войны, во время болезни или голода, во время стихийных бедствий. В трудные дни люди принимают на себя обязательства: быть всегда вместе, разделять с другом радость и тревогу, помогать друг другу и словом и делом. Во время побратимства люди дают клятву быть друг другу верными, пока живы на свете.

Клятву дают именем Родины, именем матери, куском на пару съеденного хлеба, именем и честью предков и другим. Вот почему у отцов и дедов, у всех дагестанских народов крепкая дружба, крепкие друзья у себя в ауле, районе, городе, во всем Дагестане и далеко за его пределами.

 

Традиция гостеприимства и куначества

 

Традиция гостеприимства ведёт к следующей традиции дагестанского народа – к традиции куначества. Слово «кунак» означает «друг», своего рода побратим. У народов Дагестана принято беречь старых и находить всё новых и новых кунаков.

Кунак отца становится кунаком сына, внука. Человек, который пришёл один раз в дом как гость, уже получает право стать кунаком. В аулах Дагестана самой уважаемой семьёй считается та семья, у которой больше кунаков. Каждый должен стремиться иметь своего кунака в других аулах, районах, городах и особенно среди других народов. Таковы заветы наших отцов и дедов. Таков закон жизни и дружбы народов Дагестана. Традиция куначества имеет свои особые обязательства. Их, эти обязательства, соблюдают оба кунака: по приезде кунака принято давать ему всё необходимое.

Кунаки должны помогать друг другу в самое тяжёлое время жизни. Кунакам принято быть вместе радости и печали. Кунаки должны часто навещать друг друга, помогать строить дом, убирать урожай. По приезде в аул нужно сначала зайти к своему кунаку. Если почему-то остановился у другого, нужно ставить об этом в известность своего кунака. Соблюдать такой порядок обязаны и дети, и взрослые, и мужчины, и женщины. Всё это необходимо человеку как нормы уважения, дружбы и взаимопонимания, как нормы создания мира и согласия между людьми и народами.

 

Ответ:

 

Усыновление (удочерение) – это _________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Кунак – это ___________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Побратимство – это ____________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Подведём итоги:

Из урока 21 «Дружба и взаимопомощь» я узнал (узнала) следующее:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Добавь дату

Добавь понятие

Добавь имя собственное

Добавь праздник

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Урок 22. Семья в исламе

 

1. Прочитайте материла урока 22 в пособии и объясните понятия.

 

Семья – это __________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

         Семейные обязанности – это ____________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

 

2. Прочитайте материла урока 22,  арабские пословицы о семье. Выпишите качества, которые являются необходимыми для исламской семьи.

 

Арабские пословицы

Кто любит своего ребенка, будет добр к сиротам.

Скверная жена, словно железные кандалы.

Красота – до  вечера, доброта – до  смерти.

Лучше заставить сына плакать, чем самому потом плакать о нем.

Дочь повторяет свою мать, сын – отца.

Воспитай старшего –  младший у него научится.

Дети без воспитания несчастнее круглых сирот.

Кто не закалит своего сердца, не воспитает ребёнка.

 

Ответ:

 

Качества, которые являются необходимыми для исламской семьи:

1.____________________________________________________________

__________________________________________________________________

2.____________________________________________________________

__________________________________________________________________

3.____________________________________________________________

__________________________________________________________________

4.____________________________________________________________

__________________________________________________________________

5.____________________________________________________________

__________________________________________________________________

6.____________________________________________________________

__________________________________________________________________

7.____________________________________________________________

__________________________________________________________________

3. Прочитайте материла урока 22 и заполните таблицу «Обязанности в мусульманской семье».

 

Обязанности жены

 

Обязанности мужа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Рассмотрите иллюстрации и объясните смысл дагестанской пословицы: «Дружная жизнь - длинна, недружная жизнь – коротка».

 

 

Ответ:

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Нарисуйте обложку к своему фотоальбому «Моя семья».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


6. Напишите мини-сочинение на тему «Моя семья».

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Подведём итоги:

Из урока 22 «Семья в исламе» я узнал (узнала) следующее:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Добавь дату

 

Добавь понятие

Добавь имя собственное

Добавь праздник

 

 

 

 

 

 

 















 

 

 

 

Урок 23. Родители и дети

 

1. Прочитайте материла урока 23 в пособии и объясните понятие.

 

Родительская любовь – это _____________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

2. Прочитайте сказку и подумайте, чему отец хотел научить своих сыновей, оставляя им советы в завещании.

 

Три совета отца (татарская народная сказка)

Жил в одном ауле старик с двумя сыновьями. Пришла старику пора помирать. Позвал он сыновей и говорит: «Мои дорогие дети, я оставляю вам наследство. Но не наследством вы будете богаты. Дороже денег, дороже добра три совета. Будете их помнить – проживёте в достатке всю жизнь. Вот мои советы, запоминайте. Первыми никому не кланяйтесь – пусть другие вам кланяются. Всякую еду ешьте с мёдом. Спите всегда на пуховиках».

Старик умер.

Сыновья забыли о его советах и давай жить в своё удовольствие – пить да гулять, много есть и долго спать. В первый год все отцовы деньги прожили, на другой год – всю скотину. На третий год продали всё, что было в доме. Нечего стало есть. Старший брат говорит:  «А ведь отец кроме наследства оставил нам три совета. Он сказал, что с ними мы проживём в достатке всю жизнь».

Младший брат смеётся: «Я помню эти советы, – но чего они стоят? Отец сказал: “Первыми никому не кланяйтесь – пусть другие вам кланяются”. Для этого надо быть богатым, а нынче бедней нас во всей округе никого не сыщешь. Он сказал: “Всякую еду ешьте с мёдом”. Слышишь, с мёдом! Да у нас чёрствой лепёшки нет, не то что мёду! Он сказал: “Спите всегда на пуховике”. Хорошо бы на пуховиках. А наш дом пуст, не осталось и старой кошмы (войлочной подстилки)».

Старший брат долго думал, а потом сказал: «Ты зря смеёшься, брат. Не поняли мы тогда наставлений отца. А в словах его – мудрость. Он хотел, чтобы мы первыми, чуть свет, приходили работать в поле, и тогда всякий, кто пройдёт мимо, первым будет с нами здороваться. Когда хорошо поработаешь целый день и вернёшься домой усталый и голодный, даже чёрствая лепёшка покажется тебе слаще мёда. Тогда и любая постель покажется тебе желанной и приятной, спать будешь сладко, как на пуховике».

На другой день чуть свет братья пошли в поле. Пришли раньше всех. Идут люди на работу – первыми с ними здороваются, желают доброго дня, хорошей работы. Целый день братья спин не разгибали, а вечером лепёшка с чаем показалась им слаще мёда. Потом они заснули на полу и спали как на пуховиках.

Так они работали каждый день, а осенью собрали хороший урожай и снова зажили в достатке, вернулось к ним уважение соседей.

Часто вспоминали они о мудрых советах отца.

 

Ответ:

 

Отец хотел научить сыновей ____________________________________

__________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

 

3. Прочитайте материал урока 23 и заполните таблицу.

 

Нравственные ценности семьи, которые родители передают детям

Что осуждается мусульманами,

от чего родители предостерегают детей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Прочитайте стихи поэтов о семье. Пользуясь дополнительными источниками информации, подберите стихи о семье, о семейном счастье, о взаимоотношениях родителей и детей. Какие чувства эти стихи у вас вызывают? Ответ запишите.

 

1.

Что может быть семьи дороже?

Теплом встречает отчий дом,

Здесь ждут тебя всегда с любовью,

И провожают в путь с добром!

 

Отец и мать, и дети дружно

Сидят за праздничным столом,

И вместе им совсем не скучно,

А интересно впятером.

 

Малыш для старших как любимец,

Родители – во всём мудрей,

Любимый папа – друг, кормилец,

А мама – ближе всех, родней.

 

Любите! И цените счастье!

Оно рождается в семье.

Что может быть её дороже

На этой сказочной земле!

2.

Семья – это счастье, любовь и удача,

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

 

Подарки, покупки, приятные траты.

Рождение детей, первый шаг,

первый лепет,

Мечты о хорошем, волненье и трепет.

 

Семья – это труд, друг о друге забота.

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно!

Семья – это сложно!

 

Но счастливо жить

одному невозможно!

Всегда будьте вместе,

любовь берегите,

Обиды и ссоры подальше гоните.

Хочу, чтоб про нас говорили друзья:

Какая хорошая ваша семья!

 

3.

Папа жалуется:

– Что-то

Утомляюсь от работы…

 

Мама тоже:

– Устаю,

На ногах едва стою…

Я беру у папы веник –

Я ведь тоже не бездельник,

 

После ужина посуду

Сам помою, не забуду, –

Папу с мамой берегу,

Я же сильный,

Я смогу!

 

4.

Воскресенье – вот везенье!

Воскресенья так нужны!

Потому что в воскресенье

Мама делает блины.

 

Папа к чаю чашки моет,

Вытираем их вдвоём.

А потом мы всей семьёю

Чай с блинами долго пьём.

 

А в окошко льётся песня,

Я и сам запеть готов,

Хорошо, когда мы вместе,

Даже если нет блинов.

 

Ответ:

 

Эти стихи  вызывают чувства ___________________________________

__________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

5. Прочитайте пословицы. О чём они говорят? Ответ запишите.

 

1. И бурая медведица своё дитя называет беленьким, а ежиха – мягоньким (татарская пословица).

2. Когда птицам и зверям предложили принести самую красивую вещь, ворона притащила своего воронёнка (пословица горцев Кавказа).

 

Ответ:

 

1. ___________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. ___________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

 

 

Подведём итоги:

Из урока 23 «Родители и дети» я узнал (узнала) следующее:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Добавь дату

 

Добавь понятие

 

Добавь имя собственное

Добавь праздник

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок 24. Отношение к старшим

 

1. Прочитайте материал урока 24 в пособии. Что такое любовь к родителям? Ответ запишите.

 

Ответ:

 

Любовь к родителям – это ______________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

2. Прочитайте притчу. Почему мать простила своего сына? Ответ запишите.

 

Во времена Пророка Мухаммада жил человек по имени Алкамат, известный тем, что очень много молился, соблюдал посты. И вот однажды, когда Алкамат уже находился при смерти, его жена обратилась к Пророку с просьбой прислать к Алкамату людей для внушения ему шахады (свидетельства, что нет божества, кроме Единого Аллаха и Мухаммад Посланник Его).

О том, что находящийся при смерти при произнесении шахады спасает себя от Ада в будущей жизни, знают все. Пророк Мухаммад отправил к Алкамату трёх сподвижников, и те стали внушать ему формулу шахады, но язык умирающего Алкамата не шевелился, как будто его что-то сдерживало.

Сподвижники вернулись к Пророку, желая узнать, как им поступить. И тогда Посланник Аллаха спросил: «Есть ли у него родители?» «Да, есть престарелая мать», – был ответ.

Пророк попросил ее прийти, если она может, а если не может, сказал, что Он сам придёт к ней. Она пришла к Пророку. И когда её спросили о сыне, она сказала, что сердится на него за то, что тот не слушается её, потакая своей жене.

«Вот что держит его язык», – сказал Пророк и обратился к этой женщине с просьбой, чтобы она простила своего сына. Женщина ответила, что от обид, нанесённых сыном, ей трудно это сделать.

Тогда Пророк приказал собрать побольше дров. «Для чего?» – спросила мать. «Я хочу сжечь Алкамата на костре», – был ответ Пророка.

Тогда мать в волнении воскликнула: «Как же я вынесу, если на моих глазах будут сжигать сына?» «Но ведь огонь Ада ещё сильнее», –                     ответили ей.

Тогда она при всех простила сына. И только после этого её умирающий сын Алкамат смог произнести формулу свидетельства.

 

Ответ:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

 

3. Прочитайте, что говорится в Коране и Сунне об отношении к родителям. Как должны вести себя дети по отношению к старшим? Ответ запишите.

 

1. В предании говорится, что некий человек спросил Пророка: «Посланник Аллаха, кому из людей следует оказывать наибольшее почтение?»

Пророк ответил: «Матери».

Когда человек вновь спросил: «А кому потом?» – он снова ответил: «Матери».

И вновь человек задал тот же вопрос, на что прозвучал всё тот же ответ: «Матери».

И когда человек в четвёртый раз спросил: «А кому потом?» – Пророк ответил: «Отцу».

 

2. В предании говорится, что однажды к благородному Посланнику Аллаха  явился некий человек, который стремился получить награду Аллаха.

Однако Пророк  не стал торопиться с ответом и спросил его: «А жив ли кто-нибудь из твоих родителей?» – на что тот человек ответил: «Да, они оба живы».

Тогда Посланник Аллаха вновь спросил его: «Ты желаешь получить награду Всевышнего Аллаха?» Этот человек ответил утвердительно.

Посланник Аллаха сказал: «Так вернись к своим родителям и обращайся с ними хорошо!»

 

Ответ:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

4. Рассмотрите иллюстрации и составьте по ним рассказ. Придумайте заголовок к своему рассказу.

Ответ:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Прочитайте арабские пословицы. О чём в них говорится? Ответ запишите.

 

1. Возвращаясь домой, привези родным хоть камушек.

2. Лучше заставлять сына плакать, чем самому потом плакать о нём.

3. Дерево растёт от семени.

4. Как дверь не открывай, она возвращается к своему порогу.

 

Ответ:

 

1. ___________________________________________________________

__________________________________________________________________

2. ___________________________________________________________

__________________________________________________________________

3. ___________________________________________________________

__________________________________________________________________

4. ___________________________________________________________

__________________________________________________________________

 

6. Напишите сочинение на тему (на выбор):

 

«Я и мои постаревшие родители».

«Как помочь немощному чужому человеку».

«Уважай стариков: и сам будешь стар».

 

Ответ:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Подведём итоги:

Из урока 24 «Отношение к страшим» я узнал (узнала) следующее:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Добавь дату

Добавь понятие

Добавь имя собственное

Добавь праздник

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок 25. Традиции гостеприимства

 

1. Прочитайте внимательно материал урока 25 в пособии и обратитесь к дополнительным источникам информации. Соотнесите понятия и их определения. Запишите объяснения понятий.

 

Понятия

Определения

 

Обычай

лицо, связанное с кем-нибудь обязательством взаимного гостеприимства и дружбы; друг, приятель

 

Гостеприимство

глава рода, старейшина, почтенный человек у тюркских народов в Средней Азии и на Кавказе

 

Традиция

общепринятый, установившийся, традиционный порядок, издавна укоренившийся в быту какого-либо народа, какой-либо общественной группы

 

Кунак

передача духовных ценностей от поколения к поколению

 

Аксакал

готовность, желание принимать гостей; радушие, хлебосольство

 

Ответ:

 

Обычай  – это _________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Гостеприимство  – это _________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Традиция  – это _______________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Кунак  – это __________________________________________________

__________________________________________________________________

Аксакал – это _________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

 

2. Прочитайте рассказ об обычае гостеприимства у арабов-бедуинов. Почему хорошо принять гостя – не только обязанность, но и святой долг? Ответ запишите.

 

У бедуинов с незапамятных времён каждый путешественник имеет право войти в первый встретившийся шатёр и рассчитывать на гостеприимство. Прежде всего, это слова приветствия, братский поцелуй или рукопожатие. Затем гостю подадут поесть, не спросив его имени и цели прихода.

Арабский историк Салман пишет, что если гость появляется в шатре бедуина, то хозяин заботится о том, чтобы была приготовлена еда, и гостя достойно угостили, и чтобы путник получил свою «часть» для дальнейшего путешествия.

Пища, отведанная в шатре хозяина, в особенности соль, – основа для установления гостевых отношений. Если гость только выпил воды или молока, то хозяин в дальнейшем не обязан его защищать. Женщину, вышедшую к палаткам бедуинов, вообще ни о чём не спрашивают.

 

Ответ:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

3. Прочитайте пословицы и подумайте. О чём в них говорится? Ответ запишите.

 

1. Не почитавший гостя был непочитаем и в гостях (ингушская пословица).

2. Да не придёт такой день, чтобы к вам не пришёл гость! (дагестанская пословица).

3. Что я завтра буду есть – это не забота: чем накормить пришедшего гостя – это забота (дагестанская пословица).

4. Дом, куда не ходят в гости, – несчастный дом (пословица народов Северного Кавказа).

 

Ответ:

 

1. ___________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

2. ___________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

3. ___________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

4. ___________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

 

4. Прочитайте притчу и надпись на двери. О каком обычае в них говорится? Ответ запишите.

 

Одна из притч гласит, что наследник пророка Мухаммеда Али как-то заплакал. А когда его спросили: «Отчего ты плачешь?», – он  ответил: «У меня уже 7 дней нет ни одного гостя. Я боюсь, что Господь пренебрег мною».

 

Надпись на двери:

 «Путник, если ты обойдёшь мой дом,

Град и гром на тебя, град и гром!

Гость, если будешь сакле моей не рад,

Гром и град на меня, гром и град!»

 

Ответ:

____________________________________________________________________________________________________________________________________

 

5. Прочитайте рассказы о традициях народов Северного Кавказа  и материал урока 25 в пособии. Как вы понимаете слова «кунак» и «аксакал»? Ответ запишите.

 

Человек, гостивший второй и третий раз у одного и того же хозяина, становился кунаком, и их отношения перерастали в братские. Приезжая в селение, гость останавливался только у своего кунака, иначе последнему была бы нанесена смертельная обида. Кунак же, следуя принятому этикету, старался как можно меньше доставлять хлопот и забот хозяину дома, не отвлекать его от повседневных занятий, учитывать его материальное положение, быть скромным и умеренным в своих потребностях.

 

В Азербайджане для встречи особо важных гостей существовал специальный ритуал. Для встречи гостя народ собирался в определённом месте. Люди делились на две группы. Во главе одной из них шли старейшины (аксакалы). Они несли подарки: хлеб особой выпечки или лаваш, соль, зеркало, шербет и другие сладости, завёрнутые в красную материю. Вторая группа, состоявшая из государственных служащих, народных певцов и музыкантов, шла чуть позади первой. Встречающие гостей шли в своих национальных одеждах. Они приветствовали гостей песней, угощали шербетом, хлебом-солью, девушки бросали им под ноги цветы. Когда гости входили в дом, им под ноги стелили красивые кубинские, карабахские, ширванские ковры.

 

Ответ:

 

Кунак – это  __________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Аксакал  – это  ________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Подведём итоги:

Из урока 25 «Традиции гостеприимства» я узнал (узнала) следующее:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Добавь дату

Добавь понятие

Добавь имя собственное

Добавь праздник

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок 26. Ценность и польза образования

 

1. Прочитайте внимательно материл урока 26 в пособии и правильно соотнесите понятие и его определение. Ответ запишите.

 

Понятия

Определение понятия

 

Мулла

мусульманское учебное заведение, выполняющее роль средней школы

 

Мечеть

арабское мусульманское духовное звание богослова, знатока религиозных наук

 

Мектеб

мусульманское богослужебное архитектурное сооружение

 

Медресе́

студенты медресе, которые изучают основы ислама и арабскую графику

 

Ученики-шакирды

мусульманская (как правило) начальная школа

 

 

Ответ:

 

Мулла – это ___________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Мечеть – это __________________________________________________

__________________________________________________________________

Мектеб – это __________________________________________________

__________________________________________________________________

Медресе – это _________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Ученики-шакирды – это ________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

 

2. Прочитайте арабские пословицы. Что значит знание для мусульманина? Ответ запишите.

 

Сокровище умного – в его знаниях, сокровище глупого – в богатстве.

Где знание – нет места невежеству.

Знание – венец на голове.

Глупца желанье ведёт, мудреца знанье ведёт.

Ответ:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

3. Подчеркните красным цветом черты, которые относятся к школе мектеб, а зелёным – к медресе.

 

Учились целый день.

Средства на строительство давали благородные состоятельные мусульмане.

Этим школам присваивались имена первых благотворителей – купцов,

которые жертвовали средства на их создание.

В четверг, после обеда, занятий не было.

Постепенно, с изменениями в жизни всего общества, появились специальные, хорошо оборудованные здания.

Из этих школ выходили учёные, юристы, учителя, муллы.

Читали, заучивали Коран, читали истории из жизни пророков, учились писать, считать.

Шакирды спали в маленькой комнатке возле сундучков со своими вещами.

В библиотеках – рукописи и книги.

В комнате ученики сидят на полу, на своих подушках, поджав под себя ноги.

В течение дня пять раз совершали намаз.

Преподавателями часто становились те, кто закончил изучать здесь науки.

 

4. Прочитайте высказывание мудреца. Как вы понимаете слова мудреца? Ответ запишите.

 

«Если тебя уважают за деньги или власть, то не радуйся этому. Ведь уважение заканчивается тогда, когда ты лишишься денег и власти. Но радуйся, если тебя уважают за знания», – это слова одного мудреца.

 

Ответ:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

5. Рассмотрите иллюстрацию и составьте по ней и материалу  урока 26 пособия  рассказ «Учёба в мектебе».

 

 

 

Ответ:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Подведём итоги:

Из урока 26 «Ценность и польза образования» я узнал (узнала) следующее:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Добавь дату

 

Добавь понятие

 

Добавь имя собственное

 

Добавь праздник

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок 27. Ислам и наука

 

1. Рассмотрите иллюстрации и укажите область науки, в которой прославился этот учёный.

 

1. Абу Али Хусейн ибн Абдаллах ибн Си́на (Авиценна)

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Абу-р-Рейхан аль-Бируни

 

3. Мирза (позже Султан) Мухаммед ибн Шахрух ибн Тимур Улугбек Гураган (Улугбек).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Абу Абдаллах Мухаммад ибн Муса ал-Хорезми (Аль-Хорезми).

 

Ответ:

 

1. Абу Али Хусейн ибн Абдаллах ибн Си́на (Авиценна) – ___________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

 2. Абу-р-Рейхан аль-Бируни – __________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Мирза (позже Султан) Мухаммед ибн Шахрух ибн Тимур Улугбек Гураган (Улугбек) –  ________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Абу Абдаллах Мухаммад ибн Муса ал-Хорезми (Аль-Хорезми) – __________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

 

2. Прочитайте текст урока 27 «Ислам и наука». Найдите верные ответы и подчеркните их.

 

1. Исламская академия, основанная в 20-е годы IX века халифом ал-Мамуном в Багдаде, в которую из всех областей халифата были собраны выдающиеся учёные, называлась:

а) «Дом знаний»;

б) «Дом образования»;

в) «Дом мудрости».

 

2. Из арабского языка пришли слова:

а) «цифра» и «алгебра»;

б) «компас» и «цифра»;

в) «алгебра» и «фарфор».

 

3. Исламские учёные придумали число или цифру:

а) 10 (десять);

б) 0 (ноль);

в) 100 (сто).

 

4. Мусульманские учёные изобрели прибор для определения расположения звёзд. Этот прибор называется:

а) компас;

б) солнечные часы;

в) астролябия.

 

5. Знаменитый астроном, который построил астрономическую обсерваторию для наблюдения за небесными светилами и изобрёл для этого инструменты, – это:

а) Аль-Хорезми;

б) Улугбек;

в) Аль-Бируни.

 

6. Один из величайших врачей XI века, который первым обнаружил микробы, определил, что состояние нервов отражается на пищеварении, кровообращении, общим состоянием здоровья человека, дал описание операций с применением наркоза, – это:

а) Аль-Хорезми;

б) Улугбек;

в) Авиценна.

 

 

Подведём итоги:

Из урока 27 «Ислам и наука» я узнал (узнала) следующее:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Добавь дату

Добавь понятие

Добавь имя собственное

Добавь праздник

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок 28. Искусство ислама

 

 

1. Прочитайте внимательно материал урока 28 в пособии, дополнительные источники информации и соотнесите понятия и их определения. Ответ запишите.

 

Понятия

Определения

 

Искусство

одна из отраслей изобразительного искусства

 

Каллиграфия

огромное погребальное сооружение, включающее камеру, где помещались останки умершего

 

Арабская вязь

картинки с изречениями из Корана, изображениями мечетей

 

Орнамент

художественное творчество в целом – литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративное искусство, музыка, танец, театр, кино и другое

 

Шамаилы

декоративное письмо, при котором буквы соединяются в непрерывный орнамент

 

Архитектура

мусульманское богослужебное архитектурное сооружение

 

Мечеть

узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов; предназначается для украшения различных предметов (утварь, орудия и оружие, текстильные изделия, мебель, книги и т.д.)

 

Мавзолей

система зданий и сооружений, формирующих пространственную среду для жизни и деятельности людей, а также само искусство создавать эти здания и сооружения

Ответ:

 

Искусство – это _______________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Каллиграфия – это _____________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Арабская вязь – это ____________________________________________

__________________________________________________________________

Орнамент – это ________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Шамаилы – это ________________________________________________

__________________________________________________________________

Архитектура – это _____________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Мечеть – это __________________________________________________

__________________________________________________________________

Мавзолей – это _______________________________________________

__________________________________________________________________

 

2. Рассмотрите иллюстрации. Почему пророк Мухаммад сказал, что «письмо – половина знания»? Почему в арабских странах степень владения каллиграфией была показателем образованности и духовного совершенства человека? Ответ запишите.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответ:

 

__________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

3. Соотнесите иллюстрацию с видом архитектурного сооружения (к каждой иллюстрации подберите вид архитектурного сооружения: мавзолей или мечеть).  Ответ запишите в таблицу.

 

Иллюстрации

 

1.                                                               2.

         

 

 

 

 

 

 

 

3.                                                              4.    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответ:

 

Вид архитектурного сооружения

Иллюстрация №

 

Мавзолей

 

 

Мечеть

 

 

 

4. Напишите небольшое сочинение на тему «Арабская вязь – музыка для глаз».

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

5. Подготовьте письменное сообщение об одном из архитектурных сооружений исламского мира.

 

Архитектурные сооружения исламского мира

Кааба с её строгим силуэтом.

Мечеть Пророка Мухаммада в Медине.

Мечеть Купол Скалы в Иерусалиме.

Мечети Каира, Дамаска, Стамбула, Средней Азии, Индии и Малайзии.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

 

6. Подготовьте мини-рассказ об одном из архитектурных сооружений вашего города (населённого пункта).

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

7. Подготовьте сообщение об одном из произведений исламского искусства из числа предметов быта.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

8. Прочитайте текст урока 28 «Искусство ислама». Найдите верные ответы и подчеркните их.

 

1. Самым главным чудом в исламе считается:

а) мечеть;

б) Коран;

в) Хадж.

 

2. Декоративное письмо, при котором буквы соединяются в непрерывный орнамент, – это:

а) узор;

б) каллиграфия;

в) арабская вязь.

 

3. Картинки с изречениями из Корана, изображениями мечетей; в переводе с арабского языка – «оберег», а с персидского – «портрет», «изображение». Это:

а) шамилы;

б) орнамент;

в) арабская вязь.

 

4. Архитектурные сооружения, которые возводились над могилами усопших правителей, знаменитых учёных, – это:

а) мечети;

б) дворцы;

в) мавзолеи.

 

5. Село Кубачи в Дагестане славится своими мастерами:

а) по дереву;

б) по стеклу;

в) по металлу.

 

 

 

Подведём итоги:

Из урока 28 «Искусство ислама» я узнал (узнала) следующее:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Добавь дату

Добавь понятие

Добавь имя собственное

Добавь праздник

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок 29. Праздники мусульман

 

 

1. Прочитайте материал урока 29 в пособии, дополнительные источники информации и соотнесите понятие и его определение. Ответ запишите.

 

Понятие

Определение понятия

 

Праздник

день торжества, установленный в честь какого-либо события государственного значения

 

Государственный праздник

день или ряд дней, отмечаемых церковью в память религиозного события или святого

 

Религиозный праздник

день радости и торжества;  день игр и развлечений

 

Народный праздник

день радости и торжества семьи

 

Семейный праздник

день торжества, установленный в честь или в память кого-нибудь, чего-нибудь

 

Ответ:

 

Праздник  – это _______________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Государственный праздник – это  ________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Религиозный праздник  – это ____________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Народный праздник – это ______________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Семейный праздник – это ______________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

2. Прочитайте материал урока 29 в пособии, дополнительные источники информации. Официально в России установлены праздничные дни, которые объявлены дополнительными выходными днями. Рассмотрите картинки.  Заполните таблицу.

 

1.                                                                    2.                                                     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   3.                                      4.                                         5.           

 

 

 

 

 

 

 

 

  

    6.                                       7.                                           8.                                 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответ:

 

Название праздника

День, в который отмечается праздник

1.

 

 

2.

 

 

3.

 

 

4.

 

 

5.

 

 

6.

 

 

7.

 

 

8.

 

 

 

3. Прочитайте материал урока 29 в пособии, дополнительные источники информации. Исламские праздники – праздники, отмечаемые мусульманами. Они празднуются по лунному исламскому календарю, где 1 год – 622 (Хиджра). Рассмотрите картинки. Заполните таблицу.

 

  1.                                                           2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответ:

 

 

Название праздника

Название праздника по-русски

 

1.

 

 

 

2.

 

 

 

 

 

4. Прочитайте рассказ о празднике мусульман. Рассмотрите иллюстрации и назовите этот праздник. Ответ запишите.

 

Самый большой праздник мусульман. Праздник длится три дня. В течение всего этого времени мусульмане просят у своих близких прощения за плохие поступки, посещают могилы предков и молят Бога о добре и мире. Для мусульман это не только главный праздник, это и возможность получить отпущение грехов перед Аллахом.

В день большого праздника ислама мусульмане посещают мечеть, чтобы вместе с единоверцами постигнуть радость величественного праздника. В мечети верующие совершают праздничную молитву, раздают садака (милостыню), а после – навещают родных и друзей.

В этот день принято приносить в жертву животное. Традиция жертвоприношения ради Единого Создателя уходит своими корнями в далёкое прошлое: многие поколения верующих в поклонении Всевышнему исполняли эту священную заповедь. А начало многовековой традиции было положено благословенным Ибрахимом (Авраам).

Из всех видов животных в жертву (курбан) допустимо приносить только верблюдов, коров (быков), буйволов, овец или коз.

Жертвенное животное должно соответствовать следующим возрастным требованиям: овца и коза – не менее года; буйвол и корова (бык) – два года; верблюд – не менее пяти лет. Жертвенное животное должно быть здоровым, без существенных изъянов.

Считается, что с первыми брызгами крови жертвенного животного прощаются все предыдущие грехи человека, выполняющего жертвоприношение (курбан).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответ:

 

Это праздник _________________________________________________

 

5. Прочитайте рассказ о празднике мусульман. Рассмотрите иллюстрации и назовите этот праздник. Ответ запишите.

 

После завершения священного месяца рамадан наступает один из двух крупных праздников ислама.

Для каждого верующего праздник – это причастность к общей радости единоверцев и хорошая возможность для пополнения духовного опыта. Праздник разговения для мусульманина – это, в первую очередь, прощание с благословенными днями месяца рамадан, когда для каждого мусульманина предоставлялась хорошая возможность вырасти духовно, усмирить страсти посредством соблюдения поста, большего стремления к благочестию, оказания помощи нуждающимся.

В этот праздник мусульманам предписывается предаваться настроению праздника, вкушая пищу и питьё, поститься же в этот благословенный день нельзя.

В этот день мусульмане всего мира, совершив омовение, надевают праздничную одежду и спешат в мечеть на коллективную молитву. После этого верующие обмениваются поздравлениями, идут в гости или приглашают к себе на праздничную трапезу.

Праздник также отмечен крайне важным предписанием религии: в этот день мусульмане выплачивают нуждающимся людям обязательное пожертвование – закят.

Также в этот день принято навещать родителей, старших и больных, посещать кладбища, поминая усопших, читать над могилами отрывки из Священного Корана и просить Всевышнего об облегчении их участи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответ:

 

Это праздник _________________________________________________

 

6.  Напишите сочинение на тему «Народные праздника моего города (района, посёлка, села, деревни)».

 

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

7. Прочитайте текст урока 29 «Праздники мусульман». Найдите верные ответы и подчеркните их.

 

1. Главный праздник мусульман называется:

а) Маулид;

б) Рамадан;

в) Курбан-Байрам.

 

2. Ураза-Байрам – это праздник:

а) разговения;

б) жертвоприношения;

в) ночь прощения.

 

3. Ночь ниспослания Корана – это праздник:

а) Ураза-Байрам;

б) Лейлят аль-кадр;

в) Курбан-Байрам.

 

4. Маулид – это праздник:

а) жертвоприношения;

б) в ознаменование чудесного путешествия Пророка Мухаммеда из Мекки в Иерусалим и его вознесения на седьмое небо к престолу Аллаха;

в) день рождения пророка Мухаммада.

 

5. Навруз в переводе с персидского языка означает:

а) «новый день»;

б) «ночь прощения»;

в) «новый год».

 

Подведем итоги:

Из урока 29 «Праздники у мусульман» я узнал (узнала) следующее:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Добавь дату

Добавь понятие

Добавь имя собственное

Добавь праздник

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок 30. Любовь и уважение к Отечеству

 

 

1. Прочитайте материал урока 19 в пособии, стихи. Попытайтесь назвать главные нравственные ценности жителей нашей страны. Ответ запишите.

 

Мой мир

Летом в росе на листьях

Капля росы – моя.

Это моя Отчизна,

Леса мои и поля!..

И дождик вот этот тоже…

И снег…  И капель – моя!

Родина – моё сердце,

Ты – это значит я.

Шарафф Мюдаррис – мусульманский поэт

 

Родная деревня (Туган аул)

На вершине горы деревня стоит моя.

Рядом с ней течёт живой родник.

Вкус воды и красоту её

с детства знаю я

И всей душою люблю, люблю её.

Всевышним дана мне душа там,

Там я родился, там аяты Кур’на первые читал.

Там о нашем пророке Мухаммаде

я узнал,

Как много он сделал,

как много страдал.

Может суждено мне в этом мире многое увидеть.

Куда б не забросила судьба,

где бы я ни был,

Куда б не пошёл, что бы ни делал

В душе моей навеки родной край!

Габдулла Тукай – татарский поэт

 

И я, словно птица

Когда весна внезапным всплеском

Приходит вдруг, и ледоход

Сверкает льдин слепящим блеском,

Я вижу в небе хоровод.

 

То в край родной стремятся стаи

Из дальних мест, с большой тоской

Крылами рассекая дали,

Чтоб обрести опять покой.

 

К родным озёрам и урманам,

Что краше нет на всей земле.

Чтоб песни петь седым туманам,

Привольный гимн своей стране.

 

 

И вновь душа моя крылата,

И сердцем снова мир любя,

У родника в часы заката

Я птицей чувствую себя!

Булат Сулейманов – татарский поэт

 

Россия

Россия, ты – великая держава,

Твои просторы бесконечно велики.

На все века себя ты увенчала славой.

И нет другого у тебя пути.

 

Озёрный плен твои леса венчает.

Каскад хребтов в горах мечты таит.

Речной поток от жажды исцеляет,

А степь родная хлебушек родит.

 

Твоими городами мы гордимся.

От Бреста до Владивостока путь открыт.

Тебя венчает славная столица,

А Петербург историю хранит.

 

В земле твоей богатств поток неиссякаем,

К сокровищам твоим нам путь лежит.

Как мало о тебе ещё мы знаем.

Как много изучить нам предстоит

Ответ:

 

Главные нравственные ценности жителей нашей страны: ___________

__________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Прочитайте рассказ, рассмотрите иллюстрации. Напишите рассказ об известном вам человеке или историческом персонаже, кого можно было бы привести в качестве примера, говоря о любви человека к Родине.

 

В честь подвигов русских войск на месте сражения под Лейпцигом был сооружен памятник.

Участвуя в наступлении армии, 1-й, 2-й, 5-й, 8-й, 9-й, 12-й, 13-й, 14-й, 15-й башкирские, 1-й тептярский, 2-й мишарский и 8-й оренбургский казачий полки победоносно вступили в Париж.

Каждый воин этих полков получил серебряную медаль «За взятие Парижа 19 марта 1814 года» и другие знаки отличия; все участники той Отечественной войны были награждены серебряными медалями «В память войны 1812 года».

 

 

 

Ответ:

__________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

3. Допишите фразы так, чтобы получились законченные предложения.

 

Любовь к родной стране – это ___________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Любовь к Родине – это _________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

 

4. Как вы понимаете народную мудрость: «Человек без родины, что соловей без песни»? Ответ запишите.

 

Ответ:

__________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

5. Прочитайте внимательно материал урока 30 в пособии и допишите предложения. Вставьте в пропуски подходящие по смыслу словосочетания: многонациональный народ, многонациональное государство.

 

_____________________________ – государство с населением, состоящим из более чем одного народа.

Мы, __________________________________ Российской Федерации, соединены общей судьбой на своей земле, сохраняем исторически сложившееся государственное единство, чтим память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, стремимся обеспечить благополучие и процветание России.

 

6. Назовите три главных государственных символа России.

 

Ответ:

1. ___________________________________________________________

2.____________________________________________________________

3.____________________________________________________________

 

7. Разгадайте кроссворд. Запишите ключевое слово в первой вертикальной колонке.

 

Задания к словам по горизонтали:

1. Главный символ - эмблема любого государства.

2. Какая птица изображена на гербе Российской Федерации?

3. Отчий кров любого гражданина нашей страны.  

4. Главная торжественная песня любо государства.  

5. Люди, проживающие в какой-либо стране.  

6. Государственный символ из ткани.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ключевое слово в первой вертикальной колонке – это _______________

Подведём итоги:

Из урока 30 «Любовь и уважение к Отечеству» я узнал (узнала) следующее:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Добавь дату

Добавь понятие

Добавь имя собственное

Добавь праздник

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Рабочая тетрадь по основам исламской культуры"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист по корпоративной культуре

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Рабочая тетрадь содержит разнообразные задания к каждому уроку модуля, включающие работу с терминами, а также словарную работу, задания на выбор правильного ответа, на соотнесение, заполнение и составление таблиц и схем. Значительное место в рабочей тетради уделено работе с иллюстративным материалом. Задания рабочей тетради направлены не только на усвоение основного содержания предмета, но и на развитие практико-ориентированной деятельности учащихся, на формирование у них умения анализа и синтеза, работы с текстовой и иллюстративной информацией.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 664 334 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.01.2015 3597
    • DOCX 10.2 мбайт
    • 123 скачивания
    • Рейтинг: 5 из 5
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Фирсова Елена Борисовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Фирсова Елена Борисовна
    Фирсова Елена Борисовна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 9342
    • Всего материалов: 6

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Методист-разработчик онлайн-курсов

Методист-разработчик онлайн-курсов

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 138 человек из 46 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании

Библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 284 человека из 66 регионов
  • Этот курс уже прошли 849 человек

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

Педагог-библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 487 человек из 71 региона
  • Этот курс уже прошли 2 328 человек

Курс повышения квалификации

Специалист в области охраны труда

72/180 ч.

от 1750 руб. от 1050 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 34 человека из 21 региона
  • Этот курс уже прошли 154 человека

Мини-курс

Стратегии карьерного роста и развития

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психологические концепции и практики

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 24 человека из 16 регионов

Мини-курс

Управление проектами: от планирования до реализации

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 39 человек из 22 регионов