Главная / Другое / Рабочая тетрадь по модулю "Основы православной культуры"

Рабочая тетрадь по модулю "Основы православной культуры"


ББК 74.268.6
О 75






Рабочая тетрадь содержит разнообразные задания к каждому уроку модуля, включающие работу с терминами, а также словарную работу, задания на выбор правильного ответа, на соотнесение, заполнение и составление таблиц и схем. Значительное место в рабочей тетради уделено работе с иллюстративным материалом. Задания рабочей тетради направлены не только на усвоение основного содержания предмета, но и на развитие практико-ориентированной деятельности учащихся, на формирование у них умения анализа и синтеза, работы с текстовой и иллюстративной информацией.



























 ГБОУ ДПО «Пензенский институт развития образования», 2011


hello_html_m7d3d7160.gif

Дорогие ребята!


В этом году вы начинаете изучение одного из самых интересных предметов школьной программы – учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». Учебный курс ОРКСЭ включает в себя 6 модулей: 1. Основы православной культуры; 2. Основы исламской культуры; 3. Основы буддийской культуры; 4. Основы иудейской культуры; 5. Основы мировых религиозных культур; 6. Основы светской этики.

В книге «Основы православной культуры» вы познакомитесь с одной из трех мировых религиозных культур – православной культурой, с нравственными и религиозными нормами и ценностями православия, узнаете, какую роль играет православие в жизни людей – в формировании личности человека, в его отношении к миру и людям, с историей православия в нашей стране.

К каждому из уроков учебного пособия предлагается блок из заданий различных типов. Первые два задания – на знание материала учебной книги. Остальные задания – на решение тестов, заполнение таблиц, пропусков в тексте, работа с иллюстрациями, с понятиями, именами, встречающимися в учебнике. Эти задания будут легко выполнены, если вы внимательно выслушаете учителя и прочитаете параграф учебника.

Особое внимание хотелось бы обратить на работу с понятиями, многие из которых вы встретите впервые. Прежде чем выполнять задание по объяснению понятий, советуем подумать, как нужно изменить текст, чтобы он стал вам понятен. Попробуйте найти и пересказать подходящий фрагмент параграфа, который точно раскрывает смысл того или иного слова. Когда вы сможете пересказать данный фрагмент своими словами, только тогда он будет вам понятен.

Одно из заданий предлагает вам поработать с именами, многие из которых вы также встретите впервые. Советуем вам правильно прочитать имя, проговорить его вслух и обязательно записать в тетрадь.

Будем рады, если вы составите

  • свою таблицу дат, воспользовавшись нашей рубрикой «Добавь дату»;

  • свой словарик терминов и понятий, воспользовавшись нашей рубрикой «Добавь понятие»;

  • свой словарик имён собственных, воспользовавшись нашей рубрикой «Добавь имя собственное»;

  • свой календарь православных праздников, воспользовавшись нашей рубрикой «Добавь праздник».

Выражаем надежду, что знакомство с православной культурой будет для вас увлекательным и интересным. В добрый путь!



Урок 18. Как христианство пришло на Русь (Православие в России)


1. Прочитайте внимательно материал урока 18 раздела «Крещение Руси» в пособии. Рассмотрите иллюстрацию. Прочитайте рассказ из «По́вести временны́х лет» и назовите местности, из которых пришли послы. Какую веру они предлагали? Ответ запишите в виде таблицы.


«Великий князь Владимир избирает религии». Художник И.Е. Эггинк

hello_html_m124e3105.png
















Из «Повести временны́х лет»

В год 6494 (986) «пришли болгары магометанской веры (ислам), говоря: «Ты, князь, мудр и смыслен, а закона не знаешь, уверуй в закон наш и поклонись Магомету».

Потом пришли иноземцы из Рима (католичество) и сказали: «Пришли мы, посланные (римским) папой».

Пришли хазарские евреи (иудаизм) и сказали: «Слышали мы, что приходили болгары и христиане, уча тебя каждый своей вере. Христиане же веруют в того, кого мы распяли, а мы веруем в единого Бога Авраамова, Исаакова и Иаковля».

Затем прислали греки из Византии (православие) к Владимиру философа, так сказавшего: «Кто не верит Богу нашему Иисусу Христу: будут мучиться в огне те, кто не крестится».



Ответ:


Местности, из которых пришли
послы

Какую веру они предлагали














2. Прочитайте внимательно материал урока 18 в пособии. Рассмотрите иллюстрации. Прочитайте рассказ из «По́вести временны́х лет». Какой момент рассказа отображён на картине? Что больше всего поразило послов? Найдите ответы в рассказе и выпишите их.


Хhello_html_m1c705f47.pngрам Святой Софии в Константинополе (сегодня город Стамбул. Турция)


Храм Святой Софии. Внутренний вид. Стамбул


hello_html_3efa3cec.png

Из «Повести временны́х лет»

В год 6495 (987). Созвал Владимир бояр своих и старцев градских и сказал им: «Вот приходили ко мне болгары, говоря: “прими закон наш”. Затем приходили иноземцы и хвалили закон свой. За ними пришли евреи».

Избрали мужей славных и умных, числом 10, и сказали им: «Идите к ним и испытайте веру их».

Вернулись послы в землю свою и сказали: «Ходили в Болгарию, смотрели, как они молятся в храме, то есть в мечети, стоят там без пояса; сделав поклон, сядет и глядит туда и сюда, как безумный, и нет в них веселья, только печаль и смрад великий. Не добр закон их. И пришли мы к немцам, и видели в храмах их различную службу, но красоты не видели никакой. И пришли мы в Греческую землю (в Константинополь), и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали – на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом, – знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той».


Ответ:


Какой момент рассказа отображён на картине?_____________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Что больше всего поразило послов? _____________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


3. Рассмотрите иллюстрации. Подумайте, какое событие изображено на них. Назовите это событие. Назовите праздник, связанный с этим событием, который отмечают православные христиане. Назовите число и месяц, когда принято отмечать это событие. Ответ запишите.


«Крещение Руси».
Художник В.М. Васнецов

hello_html_222d4083.png

«hello_html_m7965b151.pngКрещение князя Владимира». Художник В.М. Васнецов



Ответ:


Это событие – _________________________________________________

Праздник, связанный с этим событием, который отмечают православные христиане – ___________________________________________________

Это событие принято отмечать __________________________________


4. Прочитайте внимательно материал урока 18 в пособии. Рассмотрите иллюстрации. Как изменилась жизнь на Руси после крещения? Ответ запишите.


Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий


hello_html_m4062b8d4.png













Кирилл и Мефодий создают славянскую азбуку


hello_html_mbe1031.png

Школа. Миниатюра из «Жития Сергия Радонежского». Фрагмент. Конец XVI в.

hello_html_4c31cf81.png

Дhello_html_d1476b7.pngесятинная церковь – первый каменный православный храм в Киевской Руси



Ответ:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


5. Рассмотрите иллюстрации. Прочитайте внимательно предложения, вставьте подходящее по смыслу слово: Церковь, церковь.












hello_html_m29a82770.png


hello_html_322f3577.png

Сообщество единоверцев, верующих во Христа – это _______________. Она включает в себя как живых, так и усопших христиан.

Здание для совершения богослужений, дом Господень, храм – ___________________.


6. Найдите верные ответы и подчеркните их.


1. Православный праздник, который отмечается 19 января, называется:

а) Крещение Господне;

б) Рождество Христово;

в) Благовещение.


2. Рождество Христово – это христианский праздник, который празднуется в православном календаре:

а) 19 января;

б) 25 декабря;

в) 7 января.

3. София в переводе с греческого языка означает:

а) сила;

б) радость;

в) мудрость.


4. Князь Владимир призвал жителей Киева креститься в реке Днепр:

а) в 986 г.;

б) в 987 г.;

в) в 988 г.


5. Священники, которые пришли из Болгарии и принесли на Русь азбуку и книги, – это:

а) Кирилл и Мефодий;

б) Кирилл и Андрей;

в) Мефодий и Андрей.


6. В народной памяти, в былинах князь Владимир остался под именем:

а) Владимир Солнышко;

б) Владимир Красно Солнышко;

в) Владимир Красный.


7. Как называется обряд, когда человек погружается в воду (в реку или в большую купель внутри храма) с призыванием Бога?

а) крещение;

б) омовение;

в) купание.



Подведём итоги:


Из урока 18 «Как христианство пришло на Русь» я узнал (узнала) следующее:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Добавь дату


Добавь понятие


Добавь
имя собственное

Добавь
праздник





























Урок 19. Подвиг


1. Соотнесите правильно слова и их объяснения. Ответ запишите.


Слова

Объяснения


Подвиг

делать что-нибудь во имя кого-либо или чего-нибудь


Жертва

доблестное, важное по своему значению действие; героический поступок, совершённый в трудных условиях


Ответ:


Подвиг – это __________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________

Жертва – это __________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________


2. Рассмотрите картину В.А. Печатина «Подвиг артиллеристов 30-й береговой батареи», прочитайте текст и выберите одно словосочетание, подходящее по смыслу, из предложенных ниже. Почему вы выбрали это словосочетание? Объясните свой выбор. Ответ запишите.







hello_html_mc1dc92a.png


250-дневная оборона Севастополя 1941–1942 гг. стала одной из наиболее ярких страниц истории Второй мировой войны. Защитники главной базы Черноморского флота сорвали планы немецкого командования по наступлению на Кавказ, повлияв на весь ход войны. Значительную роль в обороне Севастополя сыграли 30-я и 35-я башенные береговые батареи, ставшие основой артиллерийской мощи защитников города и громившие противника до последнего снаряда.

17 июня 1942 года береговая батарея № 30 была окончательно блокирована противником, 18 июня расстреляла последние снаряды, 21 июня личным составом было взорвано оборудование цитадели. В окружённой батарее осталось около 200 человек – артиллеристов, бойцов 95-й стрелковой дивизии и морских пехотинцев. 9 суток они сражались в казематах и подземных сооружениях...

Когда Великая Отечественная война закончилась, батарея № 30 была восстановлена и до сих пор находится в числе действующих воинских частей РФ.


Словосочетания: подвиг во имя себя, подвиг во имя других, подвиг во имя Бога.


Ответ:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


3. Рассмотрите иллюстрации, прочитайте стихотворение «Подвиг старца Серафима». Прочитайте значения слова. Найдите это слово в тексте. Ответ запишите.


hello_html_m501785e.png




hello_html_m31f1b554.png


Подвиг старца Серафима

Ночка безмолвная, зрители –

Звездочки смотрят с небес.

Тихо вокруг. От обители

Тянется Саровский лес.

Келия там одинокая,

В ней Серафим обитал.

Знала пустыня широкая

Подвиг, что он совершал.

Там, при дорожке под соснами,

Камень тяжелый лежал,

Старец ночами бессонными

Здесь на коленях стоял.

Лето и зиму холодную

Он, не смыкая очей,


Выстоял с волей Господнею

Тысячу дней и ночей.

Весь без внимания к внешнему

В сердце молитву слагал.

«Боже, будь милостив к грешному», –

Старец смиренно шептал.

Хлеб и вода ключевая,

Каторжный труд среди гор.

Скоро кончина святая –

Слышится ангельский хор.

Тихо лампада мерцает,

В келье священный покой.

Радостно жизнь покидает

Старец-подвижник святой.


Значения слова:

1. В религиозном – тот, кто изнуряет себя лишениями, постом, молитвами во имя служения Богу.

2. В переносном, высоком – тот, кто самоотверженно трудится, борется за достижение высоких целей на каком-либо тяжёлом поприще.




Ответ:


Это __________________________________________________________



Подведём итоги:


Из урока 19 «Подвиг» я узнал (узнала) следующее:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Добавь дату


Добавь понятие


Добавь
имя собственное

Добавь
праздник























Урок 20. Заповеди блаженства


1. Прочитайте, что означает слово «блаженный». Рассмотрите иллюстрации и подумайте, как вы понимаете слова «заповеди блаженства» в христианстве. Ответ запишите.


Толковый словарь русского языка Ушакова:

Блаженный – счастливый, невозмутимо радостный. Например, блаженное состояние, то есть чувствовать себя счастливым.


Российский гуманитарный энциклопедический словарь:

В Древней Руси «блаженными» стали называть святых из разряда юродивых.

Русский народ считал юродивых Божьими людьми. Народ видел в бессознательных поступках блаженных юродивых глубокий смысл, даже предчувствие или предвиденье.

Христианская церковь признаёт ещё и юродивых Христа ради.

В церковных молитвах блаженными именуются также усопшие государи и высшие духовные лица.


Василий Блаженный

hello_html_2b50d5ee.png














Святая блаженная Ксения Петербургская, Христа ради юродивая

hello_html_m764158ce.png















Ответ:


Заповеди блаженства – это _____________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Подберите к слову «кроткий» синонимы. Ответ запишите.


Ответ:


Синонимы к слову «кроткий»: ___________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


3. Прочитайте, что означает слово «алкать». Как вы понимаете слова «алчущие правды»? Ответ запишите.


Толковый словарь русского языка Ушакова:

Алкать, то есть сильно желать чего-либо.


Ответ:


Алчущие правды – это _________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


4. Разберите слово «миротворец» по составу. Сравните две фразы: «Я благодарю миротворца» и «Я благодарю Миротворца». Каково значение слова «миротворец» в каждой фразе. Ответ запишите.


Ответ:


Миротворец


Фразы

Значение слова «миротворец»


«Я благодарю миротворца»



«Я благодарю Миротворца»




5. Прочитайте слова. Подчеркните красным цветом те слова, которые выражают положительные качества человека, а черным – слова, выражающие отрицательные качества человека.

зависть

сострадание

любовь

злопамятство

милосердие

лицемерие

доброта

подозрительность

кротость

дружелюбие

забота

предательство

6. Как вы понимаете выражение «быть чистым сердцем»? Ответ запишите.


Ответ:


«Быть чистым сердцем», значит _________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Подведём итоги:


Из урока 20 «Заповеди блаженства» я узнал (узнала) следующее:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Добавь дату


Добавь понятие


Добавь имя
собственное

Добавь
праздник
































Урок 21. Зачем творить добро?


1. Прочитайте стихотворение и выскажете своё мнение: что такое доброта? Какого человека мы называем добрым?


Мой добрый товарищ, пожалуйста,

Добро совершать не бойся,

Но только прошу, не жалуйся,

Пожалуйста, мне больше.

Не ожидай благодарности

За сделанное тобою,

За те нежданные радости,

Подаренные добротою.

Добро – не доблесть!

Не жалуйся!

Добро совершать не бойся.

Помог человеку – и радуйся,

Награды не нужно большей.


Ответ:


Доброта – это _________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Добрым можно назвать человека ________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Перед вами дерево без листочков. На его веточках напишите слова, которые необходимы человеку, чтобы быть вежливым, воспитанным, уважающим других людей. Слова напиши в форме зелёных листочков. Чем больше на дереве будет листочков, тем зеленее оно будет. Это и будет дерево вежливости.

hello_html_m304862a2.png






































3. Прочитайте текст урока 10 «Совесть и раскаяние» и урока 21 «Зачем творить добро?». Найдите верные ответы и подчеркните их.


1. Способность человека, критически оценивая свои поступки, мысли, желания, осознавать и переживать своё несоответствие должному как собственное несовершенство – это:

а) добро;

б) милосердие;

в) совесть.


2. Прямое или косвенное нарушение религиозных заповедей (заветов Бога, Богов, предписаний и традиций) – это:

а) зло;

б) зависть;

в) грех.


3. Раскаяние – чувство сожаления по поводу своего поступка, проступка. Синоним раскаяния – это:

а) радость;

б) покаяние;

в) грех.


4. Отказ от своих личных интересов для общего блага, для блага других – это:

а) самоотверженность;

б) покаяние;

в) совесть.


5. Духовно и нравственно чистый, совершенный; всё, что относится к Божеству, к истинам веры, предмет высшего почитания, поклонения; духовный, божественный, небесный – это:

а) апостол;

б) христианин;

в) святой.


Подведём итоги:


Из урока 21 «Зачем творить добро?» я узнал (узнала) следующее:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Добавь дату


Добавь понятие


Добавь
имя собственное

Добавь
праздник






























Урок 22. Чудо в жизни христианина


1. Прочитайте внимательно материал урока 22 в пособии. Вставьте подходящее по смыслу слово: духовность, добродетель, милосердие.


_________________ – слово, означающее положительное нравственное свойство характера человека, определяемое его волей и поступками.


2. Древние греки различали четыре добродетели: мудрость, мужество, справедливость, умеренность. Подумайте, какие добродетели вы находите в себе, назовите эти добродетели. Ответ запишите.


Ответ:

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


3. Подумайте и напишите небольшое сочинение на тему «Вера и верность».


Ответ:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Прочитайте, как в христианстве понимаются такие добродетели, как вера, надежда, любовь. Как вы понимаете эти добродетели? Напишите свой ответ в таблице (в правой колонке).


Добродетели


Добродетели в христианстве

Как вы понимаете
эти добродетели

Вера

Существование Бога невозможно доказать логически (то есть умом) или математически, так как, он выше мира и выше математики.

Поэтому человек способен только верить в Него.

Вера – качество, которое христиане считают одним из самых важных



Надежда

Положительно окрашенная эмоция, связанная с ожиданием блага (благодати) Бога



Любовь

Христианство требует от своих последователей, прежде всего, максимально любить Бога (всем существом своим); затем любить ближних своих (всех людей) как самого себя; и любить себя как творение Божие и Его образ.





Подведём итоги:


Из урока 22 «Чудо в жизни христианина» я узнал (узнала) следующее:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Добавь дату


Добавь понятие


Добавь
имя собственное

Добавь
праздник





























Урок 23. Православие о Божием суде


1. Прочитайте внимательно притчу «О страшном суде» в материале урока 23 пособия. Рассмотрите иллюстрации. Какие хорошие поступки и какие плохие поступки изображены на картинках? Ответ запишите.


hello_html_m57925740.png










hello_html_m53b534cc.png

hello_html_29df661.png












hello_html_29df661.png

hello_html_62fb2018.png

hello_html_m57925740.png

hello_html_m53b534cc.png

hello_html_62fb2018.png


Ответ:


Хорошие поступки: ____________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Плохие поступки: _____________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


2. Прочитайте пословицы и попробуйте подобрать к некоторым из них (по вашему выбору) примеры из жизни. Ответ запишите.


Доброму Бог помогает.

За добро добром платят.

Тому тяжело, кто помнит зло.

Добрый человек в добре проживает век.


Ответ:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Прочитайте притчу о спасательнице морских звёзд. Что имела в виду девочка, говоря: «для неё я сделала все, что смогла»? Ответ запишите.


По берегу моря гулял мужчина. Всё вокруг было усеяно водорослями, мелкими рыбками и морскими звёздами, которые выбросило на берег после страшного шторма.

И вдруг он увидел маленькую девочку. Она наклонялась до земли, брала что-то, а потом бросала в море.

«Зачем ты это делаешь? – спросил мужчина. – Ты же не сможешь помочь им всем! Их слишком много!»

«Может быть, – ответила девочка, бросая как можно дальше в море ещё одну морскую звезду. – Но для неё я сделала всё, что смогла».


Ответ:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


4. Прочитайте рассказ из древнерусской летописи и вставьте подходящее по смыслу слово из предложенного списка: молись, постись, крепись, крестись.


Прислали греки к князю Владимиру философа. Он показал Владимиру завесу, на которой изображён был суд Господень. Владимир же, вздохнув, сказал: «Хорошо тем, кто справа, горе же тем, кто слева».

Философ же сказал: «Если хочешь с праведниками справа стать, то ___________________». Владимиру же запало это в сердце, и сказал он: «Подожду ещё немного», – желая разузнать о всех верах. И дал ему Владимир многие дары и отпустил его с честию великою.  


5. Рассмотрите иллюстрации и впишите в пропуски имя святого, о котором рассказывается ниже. В переводе с греческого языка имя святого означает «тот, кто несёт Христа».


hello_html_m2ea8acae.png

hello_html_m70dafa6.png

hello_html_4e83bf20.png

Одна из легенд гласит, что _________________________ был римлянином огромного роста. Он принял христианство и начал служить Иисусу.

Простодушный великан _____________________ ищет самого могучего владыку, чтобы поступить к нему на службу. Он поступает на службу к царю, но понимает, что тот боится дьявола. Он предлагает свои услуги дьяволу, но понимает, что тот трепещет при виде креста.

Гигант отыскивает святого отшельника и спрашивает его, каким образом он может служить Христу. Отшельник отвёл его к опасному броду через реку и сказал, что большой его рост и сила делают его отличным кандидатом, чтобы помогать людям пересекать опасную воду. Он начал перевозить путников на своей спине.

Однажды его попросил перенести через реку маленький мальчик. Посреди реки он стал настолько тяжёл, что _________________ испугался, как бы они оба не утонули. Мальчик сказал ему, что он – Христос и несёт с собой все тяготы мира. Затем Иисус крестил его в реке, и тот получил своё новое имя – ___________________, «несущий Христа».

Затем Младенец сказал ____________________, что тот может воткнуть в землю ветку. Эта ветвь чудесным образом выросла в плодоносное дерево. Это чудо обратило в веру многих. Разгневанный этим, местный правитель заточил ___________________________ в тюрьму, где после долгих мучений тот обрёл мученическую кончину.










Подведём итоги:


Из урока 23 «Православие о Божием суде» я узнал (узнала) следующее:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Добавь дату


Добавь понятие


Добавь

имя собственное

Добавь
праздник





















Урок 24. Таинства причастия


1. Прочитайте рассказ из Библии, рассмотрите иллюстрацию. Подумайте, что означает выражение «люди стали частичками, причастниками, Христа»? Ответ запишите.


Иисус прибыл в Иерусалим накануне Пасхи – главного иудейского праздника. К этому времени первосвященники и старейшины приняли окончательное решение с ним расправиться, поэтому он скрывался у друзей и приверженцев своего учения. Апостолы устроили ему праздничную трапезу – Пасхальную вечерю, которая осталась в истории под названием «Тайной вечери».

«Когда же настал вечер, Он сидел с двенадцатью учениками; и когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Моё. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из неё все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов. Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего».

Претворение хлеба и вина в Тело и Кровь Христову есть часть таинства причащения.


Симон Ушаков. Тайная вечеря


hello_html_5512f6cf.png




















Ответ:


Выражение «люди стали частичками, причастниками Христа» означает: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


2. Сравните значения слов «причастие» и «причащение». Что общего между этими словами? Ответ запишите.


Причастие – важный термин славяно-русской религиозной традиции, имеющий два основных значения:

1) участие, прикосновенность к чему-либо, 2) вкушение какой-либо пищи.

Причащение – таинство, в котором верующие причащаются истинных Тела и Крови Христовых и таким образом соединяются со Христом.


Ответ:

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


3. Прочитайте, что означает слово «таинство», какие существуют в православной культуре таинства. Рассмотрите иллюстрации. Выберите из семи названных таинств одно, которое изображено на иллюстрациях, и о котором идёт рассказ в уроке 24. Что вам известно об этом таинстве? Ответ запишите.


Таинство – священнодействие, в котором на человека невидимо, тайно действует особая благодать Божия.

Всего церковных таинств семь: 1) крещение, 2) миропомазание, 3) евхаристия (причащение), 4) покаяние, 5) елеосвящение, 6) брак, 7) священство.




Название
таинства

Значение таинства

1. Крещение

В переводе с греческого языка – «погружение в воду»; обряд посвящения в христианскую веру посредством погружения в воду или окропления водой


2. Миропомазание

Соединяется с таинством крещения и заключается в помазывании миром (миро – благовонное масло) лба, ушей, век, ноздрей, губ, груди, ладоней и ступней крещаемого


3.Евхаристия (причащение)

В переводе с греческого языка – «благодарение»; во время евхаристии хлеб и вино пресуществляются в Тело и Кровь Христовы для причащения верующих


4. Покаяние

Исповедующийся получает от Иисуса Христа прощение своих грехов; для действенности таинства необходимы искреннее сердечное раскаяние и твёрдое намерение исправиться


5.Елеосвящение (соборование)

Его ритуал состоит в смазывании елеем – освящённым оливковым или деревянным маслом – крестообразно с обеих сторон лба, ноздрей, щек, губ, груди и рук больного, сопровождаемом чтением молитв; на больного таким образом призывается «благодать Божия», исцеляются болезни тела и немощи души

6. Брак

Семейный союз мужчины и женщины, порождающий их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям


7.Священство (посвящение)

В переводе с греческого языка – «назначение»; обряд возведения в священный сан: дьякона, священника и епископа




4. Рассмотрите иллюстрации. Назовите таинство, которое на них изображено. Что вам об этом таинстве известно? Ответ запишите. Раскрасьте картинку.


hello_html_m58318f62.png












hello_html_4cfcada8.png


Ответ:


На иллюстрациях изображено таинство ___________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________













hello_html_28144dac.png


hello_html_3dcc0606.png


Ответ:


На иллюстрациях изображено таинство ___________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


hello_html_29eb0d5b.png


5. Прочитайте внимательно материал урока 24 в пособии. Вставьте в текст подходящее по смыслу слово из предложенного списка слов:


литургия, таинство, Священное Предание.


Таинство святого причастия совершается на службе, которая называется ____________________. Это слово в древней Греции означало «общее дело», а также то, что совершается не ради денег, а просто ради пользы людей.


6. Рассмотрите иллюстрации. Что эти иллюстрации объединяет? Что общего между словами «Причастие» и «Тайная вечеря»? Ответ запишите.


hello_html_m34f559c0.png

hello_html_m53cae763.png

Ответ:


________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


7. Вставьте правильно в слова пропущенные буквы.


Та…нств...

Пр…част….е

Пр….ча.стн….ки

Апост…лы

Бл…г…дать

Л…т….ргия











Подведем итоги:


Из урока 24 «Таинство причастия» я узнал (узнала) следующее:

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Добавь дату


Добавь понятие


Добавь имя собственное

Добавь праздник























Урок 25. Монастырь


1. Прочитайте определения слов «святыня» и «паломничество». Рассмотрите иллюстрации и подписи к ним. Подумайте и перечислите, что является святынями для православного человека. Назовите православные святыни своего города (населённого пункта), которые здесь представлены и (или) которые вам известны. Ответ запишите.


Святыня – это предмет или место религиозного почитания. Паломничество – посещение святых мест. Богомольца, совершающего путешествие к святым местам, называют паломником. Главная цель паломника – соприкоснуться со святыней.


Пhello_html_671561a1.pngалестина (Святая земля – общее европейское наименование Иерусалима и окружающих его территорий)










Святая Гора Афо́н («Святая Гора») – географически, полуостров в Восточной Греции


hello_html_62d1e992.png

Иhello_html_34b439f6.pngкона Божией Матери «Неупиваемая чаша». Россия, Введенский женский монастырь













Кhello_html_7b21dab3.pngазанская икона Божией Матери, Россия, г. Москва, Богоявленский собор


Трубчевская икона Божьей Матери, Россия, Пензенская область, Наровчатский район, с. Сканово, Троице-Сканов монастырь













hello_html_m3ad76b75.jpg

Кhello_html_m3a3f8670.pngазанская (Пензенская) икона Божией Матери, г. Пенза, храм Святого Митрофания Воронежского


Сhello_html_m148eb494.pngвято-Тро́ицкая Се́ргиева Ла́вра – крупнейший православный мужской монастырь России, Московская область. Основан в 1337 году


Михаило-Архангельский храм, п. Мокшан Пензенской области

hello_html_m1863ca7e.png


Ответ:


Святынями для православного человека являются: _________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Православные святыни моего города (населённого пункта): __________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


2. Прочитайте внимательно материал урока 25 «Монастырь» в пособии и правильно соотнесите слова и их значения. Ответ запишите.


Слова

Значения


Монастырь


в переводе с греческого языка – одинокий – человек, отказавшийся от мирской жизни ради служения Богу и давший обеты (то есть обещание) послушания


Монах

происходит от древнеславянского слова ин – «один», то есть монах


Инок

в переводе с греческого языка – келья отшельника – община монахов, совместно проживающих в соответствии с определёнными правилами и нормами


Призвание

определённая обязанность, которую должен нести каждый монах (или послушник) в монастыре


Послушание

склонность, внутреннее влечение к какому-либо делу, какой-нибудь профессии.


Ответ:


Монастырь – это ______________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________

Монах – это _________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________

Инок – это ___________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________

Призвание – это _______________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________

Послушание – это _____________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________


3. Прочитайте материал урока 25 «Монастырь» в пособии. Какие бывают монастыри? Рассмотрите иллюстрации. Напишите небольшой рассказ о жизни в монастыре.


Лавра – название некоторых крупнейших мужских православных монастырей.

Пустынь – монашеское поселение в традиции русского православия, обычно удалённое от основного монастыря.

Скит – жилище отшельника, самостоятельное или структурно выделенное в монастыре уединённое жилище.


Свя́то-Тро́ицкая Алекса́ндро-Не́вская ла́вра – мужской православный монастырь в Санкт-Петербурге


hello_html_793f12fb.png

Казанская Алексиево-Сергиевская пустынь находится на юго-востоке Пензенской области, в Сазанье – посёлке, расположенном в 2,5 километрах от Сердобска

hello_html_m744b27f.jpg

Тhello_html_m7108a7b7.jpgроице-Сканов монастырь в с. Наровчат Пензенской области




Троицкий женский монастырь, г. Пенза


hello_html_307a92fc.png

Рассказ «Жизнь в монастыре» ___________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


4. Рассмотрите иллюстрации. Что такое монашеский обет? Какие обеты дают монахи, вступая в монастырскую жизнь? Ответ запишите.


Инок. Художник К.А. Савицкий

hello_html_56a8d622.png









Хhello_html_335f7b80.pngудожник Н.К. Рерих



Ответ:


Что такое монашеский обет? ____________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Какие обеты дают монахи, вступая в монастырскую жизнь? __________ ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________





Подведём итоги:


Из урока 25 «Монастырь» я узнал (узнала) следующее:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.


Добавь дату


Добавь понятие


Добавь
имя собственное

Добавь
праздник



















Урок 26. Отношение христианина к природе


1. Прочитайте текст. Найдите в тексте и выпишите слова, определяющие отличия человека от мира природы. Ответ запишите.


Бог выше человека, а человек выше природы: христианство не считает людей ровней с животными.

Человек выше природы потому, что у океанов и вулканов нет разума, а у человека – есть.

У человека есть совесть, а у звёзд её нет.

У человека есть свобода и ответственность, а у облаков и водопадов – нет.

У человека есть «образ Божий», то есть разум и свобода. И именно поэтому на человеке лежит ответственность за мир. Кому больше дано – с того больше спросится. Волк и заяц – это просто части лесной жизни. Никто из них не отвечает за сохранение всего леса.


Ответ:


Слова, определяющие отличия человека от мира природы: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


2. Рассмотрите иллюстрации и соотнесите слова и их определения. Ответ запишите.


hello_html_7bd8dbbb.pnghello_html_m51bc94b0.pnghello_html_m5a6079a3.png



Понятия



Определения


Экология

неблагоприятные, часто необратимые изменения окружающей среды в отдельном регионе


Экологический кризис


(от греческого слова – дом, жилище, местопребывание) – наука, изучающая взаимоотношения человека с окружающей его природной средой, включая экономическое использование природных ресурсов, их охрану и восстановление

Ответ:


Экология – это _______________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Экологический кризис – это _____________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


3. Нарисуйте плакат, призывающий защищать нашу планету, и подпишите его.

hello_html_6818b59a.gif


















4. Рассмотрите иллюстрации и прочитайте предания о святых. В чём проявляется милосердие к животным? Как вы считаете, каковы обязанности человека перед животными? Ответ запишите.


Сhello_html_7d0572d2.pngвятой Сергий Радонежский накормил голодного медведя последним кусочком хлеба, который у него оставался.

Один медведь целый год приходил к нему, и преподобный Сергий делился с ним последним куском хлеба; когда же у него бывал лишь один кусок, он его отдавал медведю, а сам оставался голодным, потому что, поясняет описатель жития преподобного, зверь неразумен и не понимает необходимости терпения и воздержания. Но случалось, что и одного куска у него не было, и, не получая привычного подаяния, зверь начинал жалобно выть; тогда преподобный Сергий выходил к нему и начинал ласково его уговаривать, но зверь не понимал его и выл.


Иhello_html_m7883f84c.pngзвестна история о том, как Святой Герасим дикого льва приручал. Собственно, лев был тяжело ранен в одном из боёв, однако святой излечил его от ран: «И льву дано было имя Иордан». После волшебного исцеления лев с многоговорящим именем часто наведывался в гости к Герасиму, тот его кормил и поил.

Так и прожил лев около Герасимового порога около пяти лет, до самой смерти святого, не выдержав тоски от разлуки.

Считается, что лев умер на могиле Герасима и был погребён рядом со святым.


Ответ:


В чём проявляется милосердие к животным? ______________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Каковы обязанности человека перед животными? __________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Подведём итоги:


Из урока 26 «Отношение христианина к природе» я узнал (узнала) следующее:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Добавь дату


Добавь понятие


Добавь
имя собственное

Добавь
праздник

















Урок 27. Христианская семья


1. Прочитайте материла урока 27 в пособии. Объясните понятие.


Семья – это __________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


2. Прочитайте материал урока 27. Рассмотрите иллюстрации и объясните значение слов «венчание», «венец». Ответ запишите.


hello_html_m3090732c.pnghello_html_2a65711a.png













Ответ:


«Венчание» – это _____________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

«Венец» – это _________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________


3. Как вы понимаете слова из Нового Завета: «Носите бремена (тяготы) друг друга, и таким образом исполните закон Христов»?


Ответ:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Прочитайте стихи поэтов о семье и опишите, какие чувства эти стихи у вас вызывают. Пользуясь дополнительными источниками информации, подберите стихи о семье, о семейном счастье, о взаимоотношениях родителей и детей.


1.

Что может быть семьи дороже?

Теплом встречает отчий дом,

Здесь ждут тебя всегда с любовью

И провожают в путь с добром!


Отец и мать, и дети дружно

Сидят за праздничным столом,

И вместе им совсем не скучно,

А интересно впятером.


Малыш для старших как любимец,

Родители – во всём мудрей,

Любимый папа – друг, кормилец,

А мама – ближе всех, родней.


Любите! И цените счастье!

Оно рождается в семье.

Что может быть её дороже

На этой сказочной земле

2.

Семья – это счастье, любовь и удача,

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рождение детей, первый шаг,

первый лепет,

Мечты о хорошем, волнение и трепет.


Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно!

Семья – это сложно!


Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Обиды и ссоры подальше гоните,

Хочу, чтоб про нас говорили друзья:

Какая хорошая ваша семья!


3.

Папа жалуется:

– Что-то

Утомляюсь от работы…

Мама тоже:

– Устаю,

На ногах едва стою…

Я беру у папы веник –

Я ведь тоже не бездельник,

После ужина посуду

Сам помою, не забуду, –

Папу с мамой берегу,

Я же сильный,

Я смогу!


4.

Воскресенье – вот везенье!

Воскресенья так нужны!

Потому что в воскресенье

Мама делает блины.

Папа к чаю чашки моет.

Вытираем их вдвоём,

А потом мы всей семьёю

Чай с блинами долго пьем.

А в окошко льётся песня,

Я и сам запеть готов.

Хорошо, когда мы вместе,

Даже если нет блинов.





Ответ:


Какие чувства эти стихи вызывают у вас? _________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


5. Прочитайте русские пословицы и подумайте, о чём они говорят. Ответ запишите.


1. Семья сильна, когда над ней крыша одна.

2. Семья – опора счастья.

3. Вся семья вместе, так и душа на месте.

4. Семья крепка ладом.


Ответ:


1. ___________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. ___________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. ___________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. ___________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Подведем итоги:

Из урока 27 «Христианская семья» я узнал (узнала) следующее:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.



Добавь дату


Добавь понятие


Добавь
имя собственное

Добавь
праздник























Урок 28. Защита Отечества


1. Рассмотрите иллюстрацию, на которой представлена картина В. Васнецова. Как называется картина? Кто на ней изображён? Назовите имена героев картины. Составьте рассказ по картине. Ответ запишите.


hello_html_m32874f19.jpg


Ответ:


Картина называется ___________________________________________ __________________________________________________________________

На ней изображены ____________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________

Рассказ по картине

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Прочитайте материал урока 19 в пособии, стихи. Попытайтесь назвать главные нравственные ценности жителей нашей страны.


1.

Жура-жура-журавель!

Облетал он сто земель.

Облетал, обходил,

Крылья, ноги натрудил.


Мы спросили журавля:

– Где же лучшая земля? –

Отвечал он, пролетая:

– Лучше нет родного края!

(П. Воронько)




2.

То берёзка, то рябина,

Куст ракиты над рекой.

Край родной, навек любимый,

Где найдёшь ещё такой!

От морей до гор высоких,

Посреди родных широт —

Всё бегут, бегут дороги,

И зовут они вперёд.

Солнцем залиты долины,

И куда ни бросишь взгляд —

Край родной, навек любимый,

Весь цветёт, как вешний сад.

4.

Славься, великая,

Многоязыкая

Братских российских

Народов семья.


Стой, окружённая,

Вооружённая

Древней твердыней

Седого Кремля!


Здравствуй, любимое,

Неколебимое

Знамя, струящее

Разума свет!


Славная дедами,

Бравыми внуками

Дружных российских

Народов семья.


Крепни победами,

Ширься науками,

Вечно нетленная

Славы земля!

(Н. Асеев)

3.

Здесь тёплое поле наполнено рожью,

Здесь плещутся зори в ладонях лугов.

Сюда златокрылые ангелы Божьи

По лучикам света сошли с облаков.


И землю водою святой оросили,

И синий простор осенили крестом.

И нет у нас Родины, кроме России –

Здесь мама, здесь храм, Здесь отеческий дом.

(П. Синявский)



Ответ:


Главные нравственные ценности жителей нашей страны: ___________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


3. Допишите фразы так, чтобы получились законченные предложения.


Любовь к родной стране – это ___________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________

Любовь к Родине – это _________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________


4. Как вы понимаете народную мудрость: «Человек без родины, что соловей без песни»?


Ответ:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Подведём итоги:

Из урока 28 «Защита Отечества» я узнал (узнала) следующее:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Добавь дату

Добавь понятие

Добавь
имя собственное

Добавь
праздник

























Урок 29. Христианин в труде


1. Прочитайте рассказ из Книги Бытия Библии. Подчеркните четыре заповеди, которые были даны человеку Богом и выпишите эти заповеди. Обратитесь за помощью к материалу урока 29 «Христианин в труде».


И сотворил Бог человека по образу Божию, сотворил мужчину и женщину.

И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле.

И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал.

И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла.

И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его.

И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрёшь.

Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привёл к человеку, чтобы видеть, как он назовёт их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей.

И нарёк человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым.

Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог.

И сказал змей жене: плоды с дерев вы можете есть, и плоды дерева, которое среди рая, ешьте и не умрёте, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло.

И сказал Господь Бог Адаму: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься.

И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю.


Ответ:


1-я заповедь Бога Адаму и Еве: __________________________________ __________________________________________________________________


2-я заповедь Бога Адаму и Еве: _________________________________ __________________________________________________________________

3-я заповедь Бога Адаму и Еве: _________________________________ __________________________________________________________________

4-я заповедь Бога Адаму и Еве: _________________________________ __________________________________________________________________


2. Прочитайте стихотворение Б.Н. Жахина «Человек и Природа». Раскрасьте картинки, на которых изображены животные, названные в стихотворении. Назовите животных, чьи изображения отсутствуют. Ответ запишите.


Жил на свете Человек,

Короток был его век,

Попросил он у Природы

Лучшей для себя Погоды:

«Мать Природа, помоги,

Не морозь мои мозги,

Сделай ты тепло зимой,

Летом, осенью, весной,

Чтоб не болела голова,

Ну, примерно лет до ста!»

В ответ Природа: «Не могу!

Но советом помогу:

Чтоб легче стала твоя жизнь,

С детьми моими подружись:

С Воздухом, Огнём, Водой,

Землёй, Железною Горой,

Ветром, Деревом, Дождём,

Тогда станешь ты вождём,

Для Животных хоть ты царь,

Не обижай любую тварь,

Самых умных приручи,

Меньше ты на них кричи!»

Человек кивнул без слов,

Запустил к себе под кров

Собаку, Кошку, Петуха,


Козла, Барана, Кабана,

Корову, Утку и Коня,

А дружбу начал он с Огня.

Человек сказал: «Огонь!

Почему такая вонь?

Я буду добывать дрова,

Чтоб сохранилась вся трава,

Ты в ответ мне дашь тепло,

И будет в сумерки светло!»

Огонь ответил: «Хорошо!

Предупредить хочу ещё:

Не пробуй ты играть со мной,

А то ответишь головой!»

Человек пошёл к Земле,

И сказал: «Поклон тебе!

Нам с тобою вместе жить,

Буду я тебе служить,

Только дай ты мне, Земля,

Плодородные поля!»

Молвила Земля: «Ну ладно,

Но будет когда прохладно,

Ты меня не забывай,

Потеплее укрывай,

Вовремя всегда сажай,

Будет тогда урожай!»


hello_html_25f24205.png


hello_html_m268a9850.png




Ответ:


Животные, названные в стихотворении, чьи изображения отсутствуют: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.


3. Прочитайте притчу «Самое трудно дело». О каком самом трудном деле говорится в рассказе? Как вы понимаете фразу «нет труднее дела, чем целый день лежать без дела»? Ответ запишите.


Самое трудное дело

Две дочки были у матери: одна трудолюбивая, другая ленивая. Одна целый день без устали матери помогала, а другая – поработает немного и убежит во двор играть или уснёт на диване.

Ругала мать ленивую дочку, а та в ответ огрызалась: «Почему я всегда должна работать, дайте мне хоть один денёк отдохнуть».

Однажды спросила мать у мудреца, как научить ленивицу работать. Мудрец посоветовал разрешить ленивице денёк отдохнуть. Дал он матери сладкий орешек и велел отдать его ленивой дочке. «Этот орешек лишит ленивицу возможности двигаться, думать и говорить. Пусть лежит целый день на диване и отдыхает», – объяснил мудрец и добавил: «Только она и кушать не сможет, придётся вам кормить её с ложечки. Вы не беспокойтесь, орешек будет действовать только один день».

Взяла мать орешек, а сама думает: «Разве безделье научит ленивицу работать?» Все-таки она дала дочке орешек и сказала: «Скушай орешек и можешь лежать на диване весь день». Обрадовалась дочка, съела орешек и легла на диван. Целый день лежала, только глазами могла двигать, даже кормили её с ложечки.

На следующий день вскочила ленивица раньше всех и принялась за работу. Пол помыла, посуду перемыла, печку растопила, кашу сварила. «Дочка, отдохни немного», – предложила мать. «Спасибо, матушка. Я вчера измучилась от отдыха. Нет труднее дела, чем целый день лежать без дела», – ответила дочка.


Ответ:


О каком самом трудном деле говорится в рассказе? _________________ __________________________________________________________________


Как вы понимаете фразу «нет труднее дела, чем целый день лежать без дела»? ____________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________









Подведём итоги:


Из урока 29 «Христианин в труде» я узнал (узнала) следующее:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Добавь дату


Добавь понятие

Добавь
имя собственное

Добавь
праздник




















Урок 30. Любовь и уважение к Отечеству


1. Прочитайте внимательно материал урока 30 в пособии и допишите предложения. Вставьте в пропуски словосочетания: многонациональный народ, многонациональное государство.


_____________________________ – государство с населением, состоящим из более чем одного народа.

Мы, ____________________________ Российской Федерации, соединены общей судьбой на своей земле, сохраняем исторически сложившееся государственное единство, чтим память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, стремимся обеспечить благополучие и процветание России.


2. Назовите три главных государственных символа России.


Ответ:


1. ___________________________________________________________

2.____________________________________________________________

3.____________________________________________________________


3. Прочитайте материал урока 29 в пособии, дополнительные источники информации. Официально в России установлены праздничные дни, которые объявлены дополнительными выходными днями. Рассмотрите картинки. Заполните таблицу.


1.

hello_html_m51fb520b.jpg






2hello_html_3cf1da13.jpg.

3.

hello_html_15afec0f.jpg











4hello_html_m48d1acee.png.


5.










hello_html_2812d103.png



6hello_html_2df97da0.png.



7.












hello_html_2266e154.png

8hello_html_5d5dd476.png.







Ответ:


Название праздника

День, в который его праздник

1.



2.



3.



4.



5.



6.



7.



8.




4. Разгадайте кроссворд. Запишите ключевое слово в первой вертикальной колонке.


Задания к словам по горизонтали:

1. Главный символ – эмблема любого государства.

2. Какая птица изображена на гербе Российской Федерации?

3. Отчий кров любого гражданина нашей страны.

4. Главная торжественная песня любо государства.

5. Люди, проживающие в какой-либо стране.

6. Государственный символ из ткани.

hello_html_6ccb3363.png













Ключевое слово в первой вертикальной колонке – это _______________

Подведём итоги:

Из урока 30 «Любовь и уважение к Отечеству» я узнал (узнала) следующее:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Добавь дату

Добавь понятие

Добавь
имя собственное

Добавь
праздник































Основы религиозных культур и светской этики

Основы православной культуры

Рабочая тетрадь для учащихся 5-х классов



Автор-составитель Елена Борисовна Фирсова



Под общей редакцией

Геннадия Николаевича Белорыбкина







Ответственный за издание А.И. Тархов

Компьютерная вёрстка О.Ю. Осадчая

Корректор Л.Н. Клочкова






Подписано в печать 14.10.11.

Формат 6084/8. Печать ризограф. Бумага писчая.

Усл. печ. л. 8,0. Тираж 100. Заказ .



Издательство ГБОУ ДПО ПИРО

440049, Пенза, ул. Попова, 40.



Отпечатано с готового оригинал-макета

на ризографе ГБОУ ДПО

«hello_html_m2358d1cb.gifПензенский институт развития образования»

hello_html_7dd61be1.gif

68



Рабочая тетрадь по модулю "Основы православной культуры"
  • Другое
Описание:

Рабочая тетрадь содержит разнообразные задания к каждому уроку модуля, включающие работу с терминами, а также словарную работу, задания на выбор правильного ответа, на соотнесение, заполнение и составление таблиц и схем. Значительное место в рабочей тетради уделено работе с иллюстративным материалом. Задания рабочей тетради направлены не только на усвоение основного содержания предмета, но и на развитие практико-ориентированной деятельности учащихся, на формирование у них умения анализа и синтеза, работы с текстовой и иллюстративной информацией.

Автор Фирсова Елена Борисовна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 924
Номер материала 28269
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓