Главная / Физика / Рабочая тетрадь по физике7 кл к учебнику Л.Э. Генденштейна, А.Б. Кайдалова, В.Б. Кожевникова

Рабочая тетрадь по физике7 кл к учебнику Л.Э. Генденштейна, А.Б. Кайдалова, В.Б. Кожевникова

Название документа Выпускная работа.doc



ГОУ ДПО

«Ростовский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»







Творческая работа

Рабочая тетрадь по физике

к учебнику Л.Э. Генденштейна, А.Б. Кайдалова, В.Б. Кожевникова

Физика 7 класс.







Работу выполнила

Морозова Галина Арсентьевна учитель

физики 1квалификационной категории

МОУ Тацинской СОШ №2











Ст. Тацинская

2009 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая тетрадь с дидактическим материалом содержит систему знаний, обеспечивающих обработку нормативных требований к уровню подготовки учащихся и представляет возможность развития индивидуальных систем знаний и практических умений учащихся по всем темам учебника физики для 7 класса автора Л.Э.Генденштейна.

Рабочая тетрадь может быть использована учителем для проведения самостоятельной работы по темам, для самостоятельной работы учащихся с учебником на уроке и дома. Учащиеся при помощи рисунков знакомятся с физическими приборами, определяют цену деления, проводят расчеты. Такая работа позволяет сократить время проведения лабораторных работ на уроке, добиться наиболее точных результатов эксперимента.

Вопросы и задания рабочей тетради позволяют выявить элементы знаний учащихся о физических величинах, явлениях, понятиях, законах на уровне узнавания и воспроизведения. Отдельные задания позволяют выявить умения учащихся применить знания по образцу, а так же применять знания в измененной форме.



















Глава 1. Физика и физические методы изучения природы

§ 1. Физика-наука о природе

    1. Рассмотрите рисунок, на котором изображены явления природы. Назовите их.

hello_html_m2dac4331.jpg





    1. Назовите тела, которые вы видите на рисунке, и вещества, из которых они изготовлены.

hello_html_503c23b0.jpg

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



    1. С помощью стрелочек рассортируйте слова по корзинам в соответствии с их названиями, отражающими разные физические понятия.

hello_html_23667d18.jpg





1.4 .Какие физические явления показаны на рисунке 4 а – г?

hello_html_4ccfc9a0.jpg

а_________________ б___________________

hello_html_mfd1e78e.jpg

в__________________ г_____________________



1.5.Запишите, какие из приведенных ниже явлений можно отнести к тепловым явлениям

а) в чайнике закипела вода;

б) вратарь отбил мяч;

в) прозвенел звонок с урока;

г) в печи сгорели дрова;



д) на улице идёт дождь.

1.6 . Определите, какие из перечисленных ниже слов обозначают физическое тело, какие – вещество и какие – явление и запишите их в соответствующую колонку: мед, наводнение, мел, молния, рассвет, капля воды, вьюга, вода, Луна, выстрел, ртуть, циркуль, молоко, авторучка, лед, таяние льда.

Тело

Вещество

Явление














§2. Как физика изменяет мир и наше представление о нем

2.1. Приведите примеры применения физических открытий:

В производстве

В быту

На транспорте















2.2. Перечислите, какие современные источники энергии вы знаете?

___________________________________________________________________



2.3. Закончите фразу:

а) Знание законов природы позволяет управлять ___________________________________________________________________

б) Открытия ученых значительно расширили представление о ___________________________________________________________________

в) Новые средства связи ___________________________________________________________________



2.4. Какие часы вы выберете для следующих измерений:

а) Времени движения поезда между двумя станциями_________________________________________________________;

б) Число ударов пульса в минуту ____________________________________;

в) Времени, в течение которого спортсмен пробегает стометровку, пытаясь установить мировой рекорд?_________________________________________



§3. Наблюдения и опыты. Научный метод

3.1. Закончите фразу:

а) Изучая природу, человек использует научный метод, включающий в себя

_______________, _____________________, _________________________.

бhello_html_m5a8438f8.gif) Изучение явлений природы начинается с простых _____________________

hello_html_mf70c055.jpg

в) Дальнейшее изучение явлений природы можно осуществить в лаборатории, проводя_____________

hello_html_166d9ecd.jpghello_html_m161edf81.jpg

г) Обобщая знания о явлениях природы, полученные в результате наблюдений и опытов, ученые создают научные __________.

hello_html_m20099c0b.jpg



3.2. Выберите правильное предложение фразы.

В физике явление считается реально протекающим, если … .

О нем написано в газетах

О нем высказывался знаменитый ученый

Его наблюдал один ученый

Его наблюдали несколько ученых



3.3. Допишите предложение.

Наблюдения природных явлений отличаются от опытов тем, что опыты ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.4. Еще в древности люди наблюдали, что:

а) мачта отплывающего в море корабля скрывается за горизонтом позднее, чем его корпус, и это происходит, когда самого корабля уже не видно;

б) во время лунного затмения граница света и тени на поверхности Луны имеет дугообразную форму.

Какая гипотеза о форме Земли могла быть выдвинута на основе этих наблюдений?

hello_html_2d6b6b4c.jpg

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________



3.5. На рисунке изображено падение мушкетной пули и пушечного ядра. Что проверял на опыте Галилей, бросая мушкетную пулю и пушечное ядро с Пизанской башни? Запишите, какое предположение ученого подтвердил опыт.

hello_html_m1f20ed9a.jpg

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



§4 . Физические величины и их измерение

4.1. Закончите фразу:

Физическая величина – это характеристика тела или явления, которую можно ______________

4.2. Напишите измерительные приборы, известные вам

_________________________________________________________

_________________________________________________________

    1. Укажите цену деления и предел измерения каждого из приборов, изображенных на рисунке.

hello_html_2242978.jpghello_html_1d9d9ad0.jpghello_html_32775e41.jpghello_html_6ea4342.jpghello_html_7fa31b11.jpg

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



4.4. Догадайся, как измерить!

Используя рисунок, объясните, как измерили диаметр проволоки. Чему он равен?

hello_html_2ecd2ae7.jpg

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.5. Домашний эксперимент

1) Измерьте размеры спичечного коробка с помощью линейки с миллиметровыми делениями и запишите эти значения с учетом погрешности измерения.

Ход работы

Определите цену деления и предел измерения линейки _____________________________________________________________.

  1. Измерьте при помощи линейки:

а) длину коробка a = ( _____±______)мм.

б) ширину коробка b= (_______±______)мм.

в) высоту коробка c= (_____±______)мм

Предыдущая запись означает, что истинные значения длины, ширины, высоты коробка лежат в пределах:

a: от ______ до________ мм;

b: от ______ до _______. мм;

С: от ______ до_______ мм.

  1. Воспользовавшись данными измерений, вычислите площади граней

S= а х b S = b х c S = a х c _____________________________________________________________

2) Рассчитайте, в каких пределах лежит истинное значение объема коробка. ___________________________________________________________________

Объем коробка лежит в пределах от ………..мм3 до………мм3.\



4.6. Про умного человека говорят: семь пядей во лбу. Оцените, каким бы мог быть лоб у такого человека.

hello_html_m1010df1a.jpg





4.7. Древнерусской единицей для измерения небольших расстояний был вершок – ширина двух пальцев руки (указательного и среднего).

hello_html_m714a98b9.jpg

Постройте отрезок, длина которого равна 4 вершкам.



Глава 2. Строение вещества

§5. Атомы и молекулы

5.1. Заполните пропуски в следующем тексте:

Все вещества ___________________ на более __________________ части.



5.2. Самыми маленькими частицами являются:

а) _____________________

б) _____________________

в) _____________________



5.3. Укажите, из каких частиц состоят вещества, изображенные на рисунке.

hello_html_768d4128.jpg

Углекислый газ, вода неон, гелий соль, железо

___________________ _____________ __________________



5.4. Укажите стрелками соответствие между названием вещества и моделью молекулы.

Молекула водорода Молекула воды Молекула ДНК

hello_html_mf70890c.jpghello_html_3a645e7a.jpg



5.5. Проведите опыты, которые доказывают, что вещества состоят из частиц, разделённых промежутками.

Задание 1.

  1. Бросьте в стакан кристаллик марганцовки. Налейте воду и размешайте. Почему раствор окрасился?____________________________________________________

_____________________________________________________________



  1. Отлейте половину содержимого стакана и долейте стакан доверху чистой водой. Как изменился цвет воды? Как это объяснить?___________________________________________________

________________________________________________________________

Задание 2

Растяните и сожмите резиновый ластик, мяч. Почему мяч удаётся сжать сильнее?

________________________________________________________________________________________________________________________________



5.6. а) Чем можно объяснить способность тел изменять свой объём? Можно ли сказать, что объем газа в сосуде равен сумме объемов его молекул?________________________________________________________________________________________________________________________

в) В тонкостенном стальном цилиндре сжимают масло под большим давлением. Почему при этом капельки масла выступают на внешних стенках цилиндра?_______________________________________________

________________________________________________________________



5.7. В стакан с теплой водой опустили несколько кусочков сахара. Уровень воды при этом повысился. Почему после того, как сахар размешали, уровень воды снова стал прежним?

________________________________________________________________________________________________________________________________



§ 6. Движение и взаимодействие молекул

6.1. Чем объясняется броуновское движение?

________________________________________________________________________________________________________________________________



6.2. Процесс протекания, какого явления изображен на рисунке?

hello_html_m3b0a7618.jpg

______________________________________________________________________________



6.3. Домашний эксперимент.

Наблюдение явления диффузии

Задание 1.

  1. Откройте на короткое время пробирку с ватой, смоченной спиртом. Что вы почувствовали? ___________________________________________________

  2. 2. Как можно объяснить распространение запаха спирта с точки зрения молекулярного строения вещества?__________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2.

1.Смочите часть листа бумаги водой и положите на увлажненное место кристаллик марганцовки.

2.Что вы наблюдаете? Объясните происходящее явление с точки зрения молекулярного строения вещества.__________________________________________________________

3. Сделайте вывод о том, где происходит диффузия быстрее: в газах или в жидкостях. _________________________________________________

_________________________________________________________________

Задание 3.

  1. Проделайте опыт, описанный в задании 2, но на этот раз смочите бумагу горячей водой.

  2. В каком случае диффузия происходит быстрее: при выполнении задания 2 или сейчас? __________________________________________________________

  3. Сделайте вывод о том, как зависит скорость диффузии от температуры.

Чем выше температура, тем ………....... происходит диффузия.





6.4. Подумай и ответь.

1. Представьте, что у вас есть волшебный телевизор. Что вы увидите в нем, рассматривая строение веществ? ________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Какие физические явления напоминают ситуацию, возникшую на футбольном поле?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



hello_html_m653eba5c.jpg



6.5. Почему чай заваривают горячей, а не холодной водой?





6.6. Заполните пропуски в тексте, используя слова: сильнее, слабее, притяжение, отталкивание.

Нам приходится прикладывать усилие, чтобы сломать палку или разорвать ткань, потому что между молекулами существует взаимное _____________________. Некоторые явления в природе, например смачивание, можно объяснить именно_________________________ молекул друг к другу. Если жидкость смачивает твердое тело, то это значит, что молекулы жидкости притягиваются друг к другу

________________________, чем к молекулам тела. Между молекулами также существует и взаимное ________________________. Поэтому, например, сжатая пружина распрямляется. При растяжении тела заметнее проявляется ______________между молекулами, а при сжатии ______________________.



6.7. Соедините линиями явления и соответствующие им объяснения.

Ластик принимает исходную форму, если его сжать и отпустить

Страницы тетради трудно разъединить, если на нее пролить воду

Две половинки разломанной свечи трудно соединить воедино, но после нагревания их торцов в пламени это можно сделать

Между молекулами существует притяжение

Между молекулами существует отталкивание

Взаимодействие между молекулами проявляется только на малых расстояниях





6.8. Стеклянную пластинку подвесили на пружине и опустили до соприкосновения с поверхностью воды. Почему при подъеме пластинки пружина растягивается?

hello_html_32c59f5a.jpg

__________________________________________________________



§ 7. Три состояния вещества

7.1.Какое состояние вещества характеризуется перечисленными признаками?

Сжимаемо, легко меняет форму и объем ______________________________.

Несжимаемо, сохраняет форму и объем _______________________________.

Несжимаемо, не сохраняет форму, но сохраняет объем __________________.



7.2. Каким состояниям воды соответствуют условные схемы расположения молекул воды, изображенные на рисунке? ___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

hello_html_1e85d619.jpg



7.3. На рисунке показано одно и то же вещество в трех состояниях. Укажите состояние вещества соответственно рисунку и назовите это вещество. ____________________

hello_html_d4325b5.jpg

_______________________ _______________________ __________________________







7.4. Решите задачу:

Капля масла объемом 0,003мм3 растеклась по поверхности воды тонким слоем и заняла площадь 300см2, принимая толщину слоя, равную диаметру молекулы масла. Определить этот диаметр. ______________________________________________________________________________________________________________________________________



7.5. Почему капли круглые?

hello_html_41116f0d.jpg

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



7.6. Соедините линиями описание реального явления и соответствующий ему переход вещества из одного состояния в другое.

Горящая свеча оплывает


Тhello_html_6b11c135.gifвердое тело пар

Белье сохнет на морозе

Тhello_html_3b8a6ff7.gifвердое тело жидкость

Уровень воды в стакане понижается

Жhello_html_m53a5d0eb.gifидкость пар

Над морем образуются тучи

Пhello_html_m53a5d0eb.gifар жидкость









Глава 3. Движение и взаимодействие тел

§8. Механическое движение

    1. Движется или покоится пассажир идущего поезда?

hello_html_260b7276.jpg___________________________________________________________________



    1. Какие из изображенных на рисунке тел покоятся друг относительно друга?

hello_html_4e30200c.jpg___________________________________________________________________



    1. Подумай и ответь.

  1. Сравните пути, которые предстоит пройти Сереже и Мише:

а) от дома до школы _____________________________________________;

б) от кинотеатра до киосков ______________________________________.

2. Сравните путь и время движения пешехода и автомобилиста из пункта А в пункт Б _______________________________________________________________________________________________________________________________.

3. Какова траектория конца минутной стрелки часов?

hello_html_m7aff3144.jpg

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    1. 1) Человек едет на велосипеде по ровной прямой дороге. Нарисуйте примерную траекторию педали, рассматривая ее движение относительно земли.

______________________________________________________________

2) В каком направлении движется рама велосипеда относительно верхней части колеса? ________________________________________________________________

3) Какую траекторию при движении описывает центр колеса велосипеда относительно прямолинейной дороги?



_____________________________________________________________



§ 9. Прямолинейное равномерное движение

9.1. Заполните пропуски в тексте, используя слова, приведенные в скобках:

Равномерным движением называется такое движение, при котором за ________________________ (определенные, любые) ______________ (равные, неравные) промежутки времени тело проходит _________________________ (равные, неравные) пути.

9.2. Решите задачу:

Акула проплывает за 1 минуту расстояние 500м, а заяц бежит со скоростью 60 км в час. Кто из них движется быстрее? Во сколько раз? ______________________________________________________________________________________________________________________________________

9.3. На рисунке показаны фотографии некоторых животных, а в приведенной таблице указаны скорости их движения. Запишите названия животных в порядке убывания скорости движения.

hello_html_207dd0a6.jpg

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9.4. На рисунке даны графики зависимости скорости движения двух тел от времени. Что общего у этих графиков? Чем они отличаются друг от друга? Какой путь пройдет первое тело за 3 с?

hello_html_47e5faba.jpg

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



9.5. Велосипедист выехал из города и стал двигаться равномерно по прямой дороге. Впишите в пустые окошки значения расстояния от города, на котором находился велосипедист, в указанные на часах моменты времени.

hello_html_m3dacaa0f.jpg



9.6. Выразите в метрах в секунду следующие значения скорости:

3,6 км/ч, 18 км/ч, 54 км/ч, 360 км/ч.

______________________________________________________________________________________________________________________________________



9hello_html_4cbb7abc.gif.7. Какой путь прошел турист за 150 мин, если он двигался со скоростью 5 км/ч?

Дhello_html_645808b7.gifано: СИ Решение.

hello_html_m2823cef2.gif



Ответ:



§ 10. Графики прямолинейного равномерного движения

10.1. На рисунке приведены графики зависимости пути от времени для двух тел, движущихся прямолинейно равномерно. Какое из этих тел движется с большей скоростью?



hello_html_m16a61bea.png

















____________________________________________________



10.2. Определите по графику, как двигалось тело в течение первых 4 с. Чем отличалось его движение в течение следующих 4 с? Какой путь прошло тело за 6 с?

hello_html_m14e0b503.jpg





















____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10.3. Пользуясь графиком зависимости пройденного телом пути S от времени t, заполните таблицу.

Точка на графике

О

А

В

С

Д

Е

Пройденный путь S, м







Время t, с







hello_html_m26cd45ec.png

























10.4. Рассмотрите график движения тела и ответьте на следующие вопросы:

  1. Каков вид этого движения на участках АВ и ВС ?

  2. Чему равна скорость движения тела на этих участках?

  3. Каков путь, пройденный телом, за 4 с?



_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________







hello_html_m4c67bde1.png





















__________________________________________________________________________________________________________________________







10.5. Рассмотрите графики движения двух тел и ответьте на вопросы:



hello_html_m393dc5ef.png

















  1. Каковы виды этих движений?________________________________

  2. Чем они отличаются?_______________________________________

  3. Каковы скорости движения этих тел?_______________________________________________________

  4. Каков путь, пройденный каждым телом, за 10 с?

________________________________________________________________

По графику определите время и место встречи этих тел.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



§ 11. Прямолинейное неравномерное движение. Средняя скорость

11. 1. Реши задачу:

Вhello_html_4a656c0a.gifелосипедист за первые 10 с проехал 50 м, за следующие 20 с – 200 м и за последние 10 с – 150 м. Найдите среднюю скорость велосипедиста на всем пути.

Дано: Решение:






















t = vср = _____

S = s общ= s1+s2+s3

t = tобщ=t1+t2+t3

Shello_html_4a499f33.gif =

t =

Shello_html_4f1ea6.gif =

Vср - ?

11.2. Реши задачу:

Первый пролет лестницы длиной 10 м мальчик пробежал за 2 с, второй пролет такой же длины – со скоростью 2 м/с. Найдите среднюю скорость мальчика.

Дhello_html_m54e136e9.gifано: Решение.



hello_html_m59492c59.gif

Ответ:



11.3. Составьте задачу о неравномерном движении, ответ у которой был бы:

«Средняя скорость равна 50 км/ч». _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________





1hello_html_m75498e95.gif1.4. Одним из самых быстро растущих растений на Земле, является бамбук. За одни сутки он может вырасти в среднем на 40 см. Определите среднюю скорость роста бамбука и выразите её в см/час и см/мин.

Дано: Решение.





hello_html_m36d2df2a.gif

Ответ:







§ 12. Закон инерции. Масса тела



12. 1. . Инерция – это___________________________________

12.2. Почему нельзя перебегать улицу перед близко идущим транспортом?

________________________________________________________________



12.3. Почему капли дождя при резком встряхивании слетают с одежды?

________________________________________________________________



12.4. Сформулируйте закон инерции.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



12.5. На тележку, съезжающую с наклонной плоскости, поставлен брусок. Что с ним произойдет, если тележка наткнётся на препятствие? __________________________________________________________



12.6. На стакан положили открытку, а на неё – монету. Если резким щелчком ударить по ребру открытки, она слетит со стакана, а монета упадёт в стакан. Почему монета не слетает вместе с открыткой?_________________________

__________________________________________________________________



12.7. Какая лодка, массой 100 кг или 200 кг, при прыжке человека из неё, двигается назад с большей скоростью, и во сколько раз? В каком случае лодка и человек двигались бы при взаимодействии с одинаковыми скоростями? ____________________________________________________________________________________________________________________________________

12.8. а) Человек, находясь в неподвижной лодке, толкает плавающее бревно. Почему при этом лодка тоже приходит в движение?_____________________

__________________________________________________________________

б) Во сколько раз масса лодки больше массы бревна, если после взаимодействия скорости их движения соответственно равны 0.4 м/с и 3 м/с? До взаимодействия лодка и бревно покоились.

____________________________________________________________________________________________________________________________________



12.9. а) Мальчик массой 40кг, стоя на коньках на льду, бросает вперёд груз со скоростью 2 м/с. Найдите массу этого груза, если в момент броска мальчик откатился назад со скоростью 80см/с.

__________________________________________________________________

б) Какую скорость приобрёл бы мальчик, если бы он бросил груз, стоя без коньков на земле? Почему?______________________________________

_________________________________________________________________



§ 13. Плотность вещества

13.1. Что показывает плотность?______________________________

__________________________________________________________

hello_html_73d1b3ad.jpg

13.2. В каких единицах измеряется плотность?__________________



13.3. Что значит: плотность алюминия ρал=2.7г/см3? __________________________________________________________









1hello_html_m44b53428.gif3.4. Какова масса золотого слитка, объём которого 5 см3?

Дhello_html_m7a7b4f77.gifано: Решение: Вычислим m =

V = Плотность вещества определяется по

ρhello_html_3c8c87a8.gif = формуле ρ=m/v,откуда масса равна

m - ? m =

Ответ: m =



13.5. Найдите массу стальной гирьки, показанной на рисунке. На шкале измерительного цилиндра указан объём жидкости миллилитрах.

hello_html_4bb48595.jpg

13.6. Определите массу оконного стекла длинной 60 см, высотой 50 см и толщиной 0.5 см.

Дhello_html_m54e136e9.gifhello_html_m54e136e9.gifано: СИ Решение.





hello_html_m441d7c7e.gif

Ответ:

13.7. Сосуд доверху наполнен водой. В каком случае прольётся больше воды: при погружении в него куска свинца или куска алюминия такой же массы? __________________________________________________________________

__________________________________________________________________



§ 14. Сила. Сила тяжести

14.1. Посмотрите на рисунки и найдите, что с чем взаимодействует?

hello_html_6e7f04ff.jpg

___________________________________________________

14.2. Сила это- _____________________________________________________



14.3. На тело действуют две вертикальные силы – 10Н и 15Н. Изобразите эти силы. Сколько вариантов рисунков вы можете сделать? Чему равна равнодействующая этих сил?















14. 4. Сила тяжести - это ______________________________________________________________________________________________________________________________________







14.5. Чему равна сила тяжести, действующая на тело массой 200г, массой 1кг?

Дhello_html_m75498e95.gifhello_html_m75498e95.gifано: СИ Решение.



hello_html_m441d7c7e.gif



Ответ:



14. 6. Посмотрите на рисунок и объясните, почему планета изменяет направление своей скорости.

__________________________________________________________

hello_html_129fea4e.jpg



14.7. Все тела в природе притягиваются друг к другу. Притяжение тел тем сильнее, чем ____________________________________________________

hello_html_m7806adb7.jpg







§ 15. Сила упругости. Вес

15.1. Деформация- это _______________________________________________



15.2. Какие виды деформации испытывают предметы, изображенные на рисунке?

hello_html_41f347b9.jpg

______________________________________________________________________________________________________________________________________



15. 3. Заполните пропуски:

а) Сила упругости возникает при ______________ тела, она стремится ________________ телу первоначальную форму

hello_html_m51b2e5a1.jpghello_html_mcd4dddb.jpg

б)

Изменение расположения частиц при деформации является причиной _______________________________________________

hello_html_56cdddd9.jpghello_html_4400754d.jpg



15.4. Наблюдения возникновения силы упругости при деформации.

hello_html_7fc6855.jpg

  1. Положите полоску картона на книги, как показано на рисунке.

  2. На середину полоски положите один, а затем два, три карандаша.

  3. Ответьте на вопросы.

Что произошло с полоской картона?________________________

Какая сила приложена к карандашам со стороны полоски картона?____________________________

В какую сторону направлена сила упругости?_________________

Как изменялась эта сила по мере того, как увеличивалось количество карандашей, лежащих на картоне?__________________________________



15. 5. Изобразите графически силу упругости, действующую на шар, висящий на нити.





hello_html_249bbe2.gifhello_html_m15efa60c.gifhello_html_m15efa60c.gifhello_html_m15efa60c.gifhello_html_m15efa60c.gifhello_html_m15efa60c.gifhello_html_m15efa60c.gifhello_html_7b2dcded.gif

hello_html_3799dc01.gif





15. 6. а) Перечислите силы, действующие на стоящую на столе гирю. Чему равна равнодействующая этих сил? ________________________________________________________________________________________________________________

б) Изобразите на рисунке эти силы.

hello_html_14b42138.jpg

в) Определите значение каждой силы, действующей на гирю ________________________________________________________________________________________________________________________________

г) Определите силу, с которой гиря давит на стол _____________________.







§ 16. Закон Гука. Равнодействующая

16.1. На тело вдоль одной прямой действует две силы 20 кН и 30 кН. Изобразите эти силы графически для случаев, когда их равнодействующая равна 10 кН и 50 кН. _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



16.2. Может ли равнодействующая двух сил 2 Н и 10 Н, действующих на тело, быть равной:

а) 5 Н

б) 8 Н

в) 12 Н

г) 20 Н

Сделайте рисунки в тех случаях, когда это возможно.











16.3. Какие две силы, направленные вдоль одной прямой, могут дать равнодействующую, модуль которой равен 10 Н? Сделайте рисунки для двух-трёх возможных случаев.











16.4. На рисунке показано движение парашютиста. В каком из этих случаев равнодействующая сил действующих на парашютиста равна нулю?

hello_html_m30ba4578.jpg

______________________________________________________________________________



16.5. На рисунке изображено тело и силы действующие на него. Равнодействующая каких сил равна нулю? Равна ли нулю равнодействующая всех сил, действующих на тело?

hello_html_3d9c3132.jpg

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



16.6. Какую силу надо приложить к пружине жёсткостью 40 Н/м, чтобы растянуть её на 5см?

Дhello_html_m75498e95.gifано: СИ Решение:



hello_html_4cbb7abc.gifhello_html_m441d7c7e.gif

hello_html_m75498e95.gif

Ответ:



16.7. Определите удлинение пружины, если на неё действует сила, равная 10 Н, а жёсткость пружины 500 Н/м.

Дhello_html_m75498e95.gifано: Решение:



hello_html_4cbb7abc.gifhello_html_m441d7c7e.gif



Ответ:







§ 17. Сила трения



    1. hello_html_m437a6219.jpg

Заполните пропуски в тексте, используя слова: смазка, движения, отшлифовать, неровности, увеличиваться, притягиваться, вдоль.

Сила трения – это сила, препятствующая _____________тел относительно друг друга и направленная ___________ поверхности взаимодействующих тел. Существует две причины возникновения силы трения между соприкасающимися поверхностями: _________ цепляются друг за друга, и молекулы соприкасающихся частей тел ________________ друг к другу. Значение первого фактора снижается, если поверхность тела _______________, но при этом значение второго фактора возрастает, так как ____________ число молекул, приблизившихся друг к другу на достаточно малое расстояние. Обе причины можно устранить, применив __________ - вещество, которое уменьшает силу трения во много раз.



17.2. В каких случаях, изображённых на рисунках, трение полезно, а в каких – вредно?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

hello_html_mfe6e2de.jpghello_html_mdbfaa2c.jpghello_html_77d28430.jpghello_html_1eae1da9.jpg

17.3. Рассмотрите рисунок и сделайте вывод, от чего зависит сила трения.

______________________________________________________________________________

hello_html_1220c0a.jpg



17.4. Брусок с помощью динамометра равномерно перемещают по горизонтальной поверхности.

а) изобразите на рисунке все силы, действующие на брусок.

б) как соотносятся между собой модули сил, направленных горизонтально: ________________________ вертикально: _______________________?

hello_html_6a8ebd13.jpg





17.5. Как изменится сила трения скольжения, если сила нормальной реакции увеличится в два раза, а коэффициент трения в четыре раза уменьшится?

____________________________________________________________________________



Глава 4. Давление. Закон Архимеда и плавание тел

§ 18. Давление твёрдых тел

18.1. Подумай и ответь:

1) От чего зависит давление тел на опору?______________________________

__________________________________________________________________

2) Каким образом можно увеличить давление?______________________________________________________________

hello_html_6e3fb55b.jpg



18.2. Укажите, на каких рисунках показаны примеры

а) увеличения давления _________________________________________________________________

б) уменьшения давления _________________________________________________________________

hello_html_m34bab4e7.jpg

18. 3. К человеку, провалившемуся под лёд, опасно подходить близко. Чтобы его спасти, надо передать ему широкую доску. Почему подходить к полынье опасно? Почему с помощью доски можно выбраться из воды на лёд?

hello_html_4356ba9.jpg

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



18.4. На рисунке изображён кирпич в трёх положениях. При каком положении кирпича давление на доску будет:

а) наименьшим;_______________________________________

б) наибольшим________________________________________

hello_html_11400285.jpg



18.5. Какое давление на пол производит мальчик, сила тяжести которого

500 Н, а площадь подошв его обуви 300 см2?

__________________________________________________________________



18.6. Выразите значения давления в указанных единицах.

а) Давление человека на грунт примерно равно

10 кПа = ____________ Па = _________ * 10 Па

б) Давление фундамента останкинской телевизионной башни на почву равно

270 кПа = __________ Па = ___________ * 10 Па

в) Давление колеса железнодорожного вагона на рельсы может достигать

290 МПа = __________ Па = ___________ * 10 Па

г) Давление резца на деталь в станке может быть равно

2500 МПа = __________ Па = ___________ * 10 Па



Напомним: 1 МПа = 1 000 000 Па = 10 Па.











§ 19. Давление жидкостей и газов. Закон Паскаля

19.1. Как жидкости и газы передают оказываемое на них давление? Посмотрите на рисунок и сделайте вывод.

hello_html_m31eff3bf.jpg

_____________________________________________________________________________



19.2. Заполните пропуски: жидкости и газы передают оказываемое на них давление по всем направлениям ____________________________________ .



19.3. Подумай и ответь:

1) Почему, когда мы сдавливаем воду в пластмассовой банке с боков, она начинает выливаться из горлышка?

hello_html_m2bd7f2a.jpg

______________________________________________________________________________

2) Почему, когда мальчик дует в трубку, вода начинает выливаться из колбы в стакан? Какое свойство жидкостей и газов здесь проявляется?

hello_html_m44a86f19.jpg

______________________________________________________________________________



19.4. Ответьте на вопросы:

а) Почему сплющенный мяч или велосипедная шина с воздухом быстро принимают свою прежнюю форму, если на них перестают действовать деформирующие силы?

___________________________________________________________________

б) Почему при выдувании мыльных пузырей они принимают форму шара?

___________________________________________________________________

в) Используя закон Паскаля, объясните, почему зубную пасту легко выдавить из тюбика.________________________________________________________



19.5. Для разрушения льдов в полярных морях взрывчатку закладывают под лёд (в воду), а не на лёд. Почему это усиливает взрывной эффект?

______________________________________________________________________________













§ 20. Зависимость давления жидкости от глубины. Закон сообщающихся сосудов

20.1.

hello_html_2ed5ba2f.jpg

__________________________________________________________



20.2. Однородная жидкость в сообщающихся сосудах устанавливается _________________________________________________________________.

hello_html_m6afbfe2e.jpg



20.3. На рисунке 2 жидкость движется, пока уровни не будут одинаковы. Почему? ____________________________________________________________________________

hello_html_mbf7ecf0.jpg

20.4. Для чего используют шлюзы? ______________________________________________________________________________________________________________________________________

20.5. В узкое и широкое вёдра цилиндрической формы налили по 7 литров воды в каждое. В каком ведре давление на дно больше? ___________________________________________________________________

20.6. Отметьте знаком «+» верные утверждения.

Сосуды различной формы заполнили водой. При этом …

- давление на дно сосуда 1 больше, чем сосуда 2, поскольку масса воды в нём больше.

- давление воды на дно сосуда 1 меньше, чем сосуда 3, поскольку площадь его основания больше

- давление воды на дно сосуда 3 больше, чем сосуда 2, поскольку площадь его основания меньше

- давление воды на дно всех сосудов одинаково, поскольку давление жидкости на дно определяется только высотой столба жидкости.



20.7. Используя рисунок, определите:

а) Давление, созданное столбом керосина на поверхность воды:

р = _________________________________ Па.

б) Давление на дно сосуда, создано только столбом воды:

р = __________________________________ Па

в) Давление на дно сосуда, созданное двумя жидкостями:

Р = _________________________________ Па

§ 21. Атмосферное давление

21.1. При движении поршня вверх внутри стеклянной трубки вода поднимается за ним. Отметьте правильное объяснение этого явления.

Вhello_html_m66005642.gifода поднимается за поршнем ….

hello_html_m66005642.gif- потому, что её молекулы притягиваются к молекулам поршня

hello_html_m66005642.gif- потому, что она обладает свойством принимать форму сосуда, в котором находится

hello_html_m66005642.gif- по инерции

- под давлением наружного воздуха, заполняя безвоздушное пространство, образовавшееся между поршнем и водой.

hello_html_m286f3f9f.jpg



21.2. Какое значение атмосферного давления больше: 100 КПа или 700 мм рт ст.? 1000 мм рт ст. или 1000 Па?

___________________________________________________________________



21.3. Ответьте на вопросы:

а) Почему трудно пить сырое яйцо, если в нём имеется только одно отверстие? Какую роль будет играть атмосферное давление, если в яйце сделать ещё одно отверстие?

______________________________________________________________________________________________________________________________________



б) Почему вода не выливается из бутылки

hello_html_m10a0180f.jpg

____________________________________________________________________________



21.4. Объясните на основе законов физики:

а) Действие медицинских банок

б) Действие приспособления для набирания чернил в авторучку

в) Действие присосок

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



21.5. Найдите давления на дно цилиндра, заполненного подсолнечным маслом, если атмосферное давление равно 750 мм рт ст.

Атмосферное давление: Р = 750 мм рт ст. = ______________________ Па.

Давление подсолнечного масла на дно цилиндра P = gрh ___________________________________________________________________

Давление на дно цилиндра: ___________________________________________________________________

Р = ______________________ Па.

Давление жидкости на глубина H равно сумме атмосферного давления и давления столба жидкости высотой Н: Р = Р +gрh



hello_html_m5c3ec54e.jpg





§ 22. Выталкивающая сила. Закон Архимеда

22.1. Почему возникает выталкивающая сила? ________________________________________________________________________

hello_html_4d4cd4a9.jpg





22.2. Почему при погружении цилиндра в жидкость показания динамометра уменьшились? _________________________________________________________________

hello_html_m1c9487e5.jpg

22.3. Отчего зависит архимедова сила? ___________________________________________________________________

В каком случае архимедова сила больше?___________________________________________________________

hello_html_m122f97e.jpg



22.4. 1)Зависит ли архимедова сила от плотности жидкости, в которую погружают тело?___________________________________________________ 2) Заполните пропуски в тексте, используя слова: больше, плотность, объем.

Выталкивающая сила, действующая на тело, погруженное в жидкость, тем ___________, чем больше ___________________ тела и _____________ жидкости.

hello_html_68880aaf.jpg







22.5. Решите задачу:

На сколько гранитный булыжник объемом 4 дм3 будет легче в воде, чем в воздухе? Плотность гранита 2600 кг/м3.

Дhello_html_m75498e95.gifhello_html_m75498e95.gifано: СИ Решение.





hello_html_m441d7c7e.gif



Ответ:



22.6. К коромыслу весов подвешены алюминиевый и медный грузы равного веса. Как изменится равновесие, если оба груза опустить в воду? Почему?

______________________________________________________________________________________________________________________________________



§ 23. Плавание тел

hello_html_m71167281.jpg



23.1. Посмотрите на рисунок и сделайте вывод об условии плавания тел:

если сила тяжести больше архимедовой, то тело ____________________;

если сила тяжести меньше архимедовой силы, то тело ___________________;

если сила тяжести равна архимедовой силе, то тело ______________________

hello_html_m6232428b.jpg





23.2. В мультфильме «Ну, погоди!» волк проглотил воздушный шарик и поднялся в воздух. Каким должен был стать объём волка, чтобы такое могло произойти? Считайте, что масса волка равна 30 кг.



Дhello_html_m2fb83a6a.gifано: Решение :



hello_html_m441d7c7e.gif



Ответ.



23.3. Груз, какого веса удержит на воде плот, связанный из 25 сосновых брёвен, если объём каждого бревна в среднем равен 0.8 м в кубе?

Дhello_html_40862967.gifано: Решение:



hello_html_m9534073.gif



Ответ.





23.4. Тело массой 1 кг при полном погружении вытесняет 800 г воды. Всплывёт это тело или утонет, если его отпустить?

Дhello_html_40862967.gifано: Решение:



hello_html_m441d7c7e.gif



Ответ.



23.5. Судно с грузом, находясь в пресной воде по ватерлинию, вытесняет 15 тыс. м в кубе воды. Вес судна 5 * 107 Н. Чему равен вес груза?





Дhello_html_40862967.gifано: Решение:



hello_html_m9534073.gif



Ответ.





§ 24-25 Простые механизмы. Рычаг

24.1. Заполните пропуски в тексте.

В быту, в строительстве и других видах деятельности человек использует различные приспособления, которые позволяют получить_____________ в силе или просто изменить ______________ действие силы. Приспособление, служащее для ______________ силы, называются механизмами.



24.2. Перечислите три простых механизма и приведите примеры их использования.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

24.3. На рычаг, находящийся в равновесии, действуют две силы F1 и F2, имеющие плечи L1 и L2 соответственно. Зачеркните все ошибочные алгебраические выражения.

F1L1= F2L2 ; F1L2=F2L1 ; F1 / F2=L1/L2 ; F1/F2=L2/L1



24.4. В точке А приложена сила F = 4.5 Н. Какую вертикальную силу надо приложить к рычагу в точке В, чтобы он остался в равновесии?



Дhello_html_40862967.gifано: Решение:



hello_html_m441d7c7e.gif

Ответ.

hello_html_33bb75a3.jpg



24.5. Почему ножницы для разрезания листового металла имеют более длинные рукоятки, чем ножницы для разрезания бумаги?

hello_html_28050369.jpg



24.6. На рисунке показан подвижный блок, с помощью которого равномерно поднимают груз.

а) На рисунке отметьте точку опоры рычага, соответствующую этому блоку, изобразите действующие на него силы и покажите плечи этих сил.

б) Определите массу груза. Массой блока пренебречь. Ответ обоснуйте.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

hello_html_8b2b99c.jpg



2hello_html_40862967.gif4.7. Рабочий закатывает тележку массой M = 50 кг на платформу высотой Н 80 см, прикладывая силу F = 125 Н. Длина наклонной плоскости 4 м. Определите КПД механизма.

Дано: Решение:



hello_html_m36d2df2a.gif



Ответ.

hello_html_m130b8bdd.jpg

24.8. Рабочий использует неподвижный блок для подъёма груза массой 12 кг на высоту 2 м, держа верёвку так, что она образует с вертикалью угол 0 градусов (рисунок А), 45 градусов (рисунок Б) и 60 градусов (рисунок В). Какую работу совершает рабочий в каждом случае? Ответ поясните

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

hello_html_m14d16483.jpg



24.9. На рисунке показана система из двух блоков, которая часто используется на практике.

hello_html_m13111430.jpg

а) Опишите, какие блоки здесь использованы и какую функцию выполняет каждый из них._________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

б) Рассчитайте, с какой силой рабочий тянет за свободный конец веревки, если масса бадьи с раствором 30 кг. Силу трения и массу веревки с блоком не учитывайте.



Дhello_html_m2fb83a6a.gifано: Решение:





hello_html_m9534073.gif



Ответ:



24.10. Выберите правильное окончание определения момента силы.

Момент силы – это …

- время приложения силы

- место приложения силы

- отношение модуля силы к плечу этой силы

- произведение модуля силы на плечо этой силы.



§ 26. Механическая работа. Мощность

26.1. Механической работой называют произведение __________________________________________________________



26.2. В каких случаях механическая работа равна нулю? Приведите примеры, иллюстрирующие ваш ответ. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



26.3. Какую работу совершает сила тяжести, действующая на камень массой 20 кг:

а) Когда камень лежит на скале высотой 100 м;



Дhello_html_27d1ec1a.gifано: Решение:

hello_html_m36d2df2a.gif





Ответ.

бhello_html_27d1ec1a.gif) Когда камень падает с этой скалы?

Дано: Решение:

hello_html_m59492c59.gif



Ответ.



26.4. Автомобиль едет с постоянной скорость 20 м/с, при этом двигатель развивает мощность 10 кВт. Какова сила тяги автомобиля?

Дhello_html_27d1ec1a.gifhello_html_645808b7.gifано: СИ Решение:



hello_html_m441d7c7e.gif

Ответ.

26.5. Какую мощность развивает моторчик механической игрушки, если за 1 мин он совершает работу 120 Дж?

Дhello_html_27d1ec1a.gifано: Решение :



hello_html_m9534073.gif

Ответ.

§ 27. Коэффициент полезного действия

27.1. При использовании блока полезная работа равна 750 Дж, а совершенная - 1кДж. Каков КПД блока?

Дhello_html_27d1ec1a.gifано: Решение:



hello_html_m9534073.gif

Ответ.



27.2. С помощью наклонной плоскости поднимают груз на некоторую высоту. КПД наклонной плоскости равен 75%. Что это означает?

Дhello_html_27d1ec1a.gifано: Решение:



hello_html_m9534073.gif



Ответ.



27.3. Каков КПД механизма, если полезная работа составляет три четверти от совершенной работы? Две трети?

Дhello_html_27d1ec1a.gifано: Решение:



hello_html_m9534073.gif



Ответ.



27.4. Равномерно поднимая груз весом 100 Н с помощью подвижного блока, рабочий прикладывает силу 70 Н. Каков КПД этого блока?



Дhello_html_4cbb7abc.gifано: Решение:



hello_html_m9534073.gif



Ответ.



27.5. Высота наклонной плоскости равна 1,2 м, а длина 10,8 м. Для подъёма по этой наклонной плоскости груза массой 180кг, потребовалась сила 250 Н. Определите КПД наклонной плоскости.

Дhello_html_27d1ec1a.gifhello_html_m441d7c7e.gifано: Решение:





Ответ.







§28. Механическая энергия

28.1. Заполните пропуски в тексте.

Если тело или несколько взаимодействующих тел могут совершить работу, то говорят, что они обладают ________________________. Единицей энергии в СИ является та же единица, что и единица механической работы, а именно________________ . Сжатая пружина, распрямляясь, способна совершить механическую работу, например ______________________ , следовательно, сжатая пружина обладает энергией. Поднятый над землей мяч при падении способен совершить работу, например __________________ , значит, он обладает энергией. Любое движущееся тело также обладает энергией, так как при столкновении с другим телом _____________________________________________.



28.2. В каких случаях можно сказать, что тело обладает энергией? Приведите примеры.____________________________________________________________________________________________________________________________



28.3. В каких из перечисленных случаев тело приобретает кинетическую энергию, а в каких - потенциальную:

а) пуля вылетает из ружья _____________________________________

б) кирпич равномерно поднимают на некоторую высоту__________________

в) недеформированную пружину сжимают_____________________________

г) недеформированную пружину растягивают? __________________________



28.4. Какой потенциальной энергией обладает дождевая капля массой 28 мг на высоте 2км? Считайте, что нулевому значению потенциальной энергии соответствует положение капли у поверхности земли.

____________________________________________________________________________________________________________________________________



28.5. Две одинаковые тележки движутся со скоростями 36км/ч и 54 км/ч. Во сколько раз отличаются значения их кинетической энергии?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

28.6. Какова масса тела, если при скорости 5м/с его кинетическая энергия равна 50Дж?_______________________________________________________________________________________________________________________________

28.7. Выразите значение энергии в указанных единицах.

7кДж=_____Дж 20мДж=____Дж 400мкДж=_____Дж

0,54МДж=____Дж 68гДж=____Дж 700Дж=_______кДж

0,37Дж=______мДж 0,008Дж=_____мкДж 970000Дж=______МДж.



Содержание

Глава 1. Физика и физические методы изучения природы

§ 1. Физика-наука о природе 3-5

§2. Как физика изменяет мир и наше представление о нем 5-6

§3. Наблюдения и опыты. Научный метод 6-8

§4 . Физические величины и их измерение 8-11



Глава 2. Строение вещества

§5. Атомы и молекулы 11-13

§ 6. Движение и взаимодействие молекул 13-17

§ 7. Три состояния вещества 17-19



Глава 3. Движение и взаимодействие тел

§8. Механическое движение 19-21

§ 9. Прямолинейное равномерное движение 21-23

§ 10. Графики прямолинейного равномерного движения 23-28

§ 11. Прямолинейное неравномерное движение. Средняя скорость 28-29

§ 12. Закон инерции. Масса тела 29-31

§ 13. Плотность вещества 31-33

§ 14. Сила. Сила тяжести 33-35

§ 15. Сила упругости. Вес 35-38

§ 16. Закон Гука. Равнодействующая 38-41

§ 17. Сила трения 41-43





Глава 4. Давление. Закон Архимеда и плавание тел

§ 18. Давление твёрдых тел 43-46

§ 19. Давление жидкостей и газов. Закон Паскаля 46-48

§ 20. Зависимость давления жидкости от глубины. Закон сообщающихся сосудов 48-50

§ 21. Атмосферное давление 50-52

§ 22. Выталкивающая сила. Закон Архимеда 52-55

§ 23. Плавание тел 55-57

§ 24-25 Простые механизмы. Рычаг 57-61

§ 26. Механическая работа. Мощность 61-63

§ 27. Коэффициент полезного действия 63-64

§28. Механическая энергия 64-65

Содержание 66-67



Название документа Физика 7.doc

Г.А. Морозова


ФИЗИКА

рабочая

тетрадь

7

класс

hello_html_m961c66b.gifhello_html_41e9fd94.gifhello_html_1a1cbb3a.gifhello_html_59b5e428.gif


Учени…………………………………………………класс………………………………………

…………………………………………………………..школы……………………………………


……………………………………………………………………………………………………………


…………………………………………………………………………………………………………..


hello_html_70203488.gifhello_html_m602c024a.gifhello_html_1090b880.gifhello_html_m1f70e252.gif



Рабочая тетрадь по физике7 кл к учебнику Л.Э. Генденштейна, А.Б. Кайдалова, В.Б. Кожевникова
  • Физика
Описание:

Рабочая тетрадь с дидактическим материалом содержит систему знаний, обеспечивающих обработку нормативных требований к уровню подготовки учащихся и представляет возможность развития индивидуальных систем знаний и практических умений учащихся по всем темам учебника физики для 7 класса автора Л.Э.Генденштейна.

    Рабочая тетрадь может быть использована учителем для проведения самостоятельной работы по темам, для самостоятельной работы учащихся с учебником на уроке и дома. Учащиеся при помощи рисунков знакомятся с физическими приборами, определяют цену деления, проводят расчеты. Такая работа позволяет сократить время проведения лабораторных работ на уроке, добиться наиболее точных результатов  эксперимента.

   Вопросы и задания рабочей тетради позволяют выявить элементы знаний учащихся  о физических величинах, явлениях, понятиях, законах на уровне узнавания и воспроизведения. Отдельные задания позволяют выявить умения учащихся применить знания по образцу, а так же применять знания в измененной форме.

Автор Морозова Галина Арсентьевна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Физика
Подраздел
Просмотров 3843
Номер материала 21259
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓