Главная / География / Рабочая тетрадь по физической географии Курганской области

Рабочая тетрадь по физической географии Курганской области





Рабочая тетрадь по физической географии

Курганской области

учени________________класса

____________________школы

___________________________________







hello_html_m1c8746a5.png










Шадринск, 2014

Рабочая тетрадь по физической географии Курганской области. – 2-е изд. / Под ред. А. А. Арефьева– Шадринск, 2014. - 42 с. с ил.




Издание второе,

исправленное и дополненное





Рабочая тетрадь по физической географии Курганской области предназначена для учащихся основной школы.

Пособие может быть использовано учителями на уроках географии в 8-9 классах, при проведении краеведческих курсов и учебных экскурсий, а так же для самостоятельной работы учащихся дома.

Разноуровневые задания тетради создают условия для формирования у учащихся умений и навыков практической работы с учебником, атласом и контурными картами.

Также рабочая тетрадь служит для увеличения доли самостоятельности школьников в изучении географии своего города, области и района.

В рабочей тетради по физической географии Курганской области представлены задания различного уровня сложности, кроссворды, занимательные факты о природе и населении родного края.







Содержание


Правила работы с тетрадью для учащихся……………………………….4

Раздел 1. Географическое положение Курганской области………….5

Раздел 2. Геологическое строение и рельеф…………………………..9

Раздел 3. Климат……………………………………………………….15

Раздел 4. Воды и водные ресурсы…………………………………….19

Раздел 5. Почвы и земельные ресурсы……………………………….26

Раздел 6. Растительный покров……………………………………….30

Раздел 7. Животный мир……………………………………………....34

Раздел 8. Физико-географическое районирование Курганской области………………………………………………………………….39

Использованная литература ………………………………………………42

Приложение………………………………………………………..44























hello_html_m3ee4e8ba.jpg

Правила работы с тетрадью для учащихся


Дорогие ребята! Перед вами тетрадь, которая поможет вам изучать географию родного края. Она предназначена для самостоятельных и практических работ на уроке и дома.

При выполнении заданий требуется вписать пропущенные слова, сделать вычисления, записать результаты наблюдений. В тетради много заданий творческого характера, а так же занимательные задания в виде ребусов и кроссвордов.

Перед тем как выполнить то или иное задание, надо внимательно выслушать объяснения учителя, изучить материал учебника. Только после этого аккуратно делайте записи.

Некоторые задания помечены звездочкой. Это задания повышенной сложности. Хорошо если вы будете справляться с ними без посторонней помощи.

Рабочая тетрадь имеет комплекс контурных карт, надписи на которых следует делать карандашом или ручкой печатными буквами параллельно рамки карты.

Автор надеется, что эта рабочая тетрадь поможет вам с большим интересом изучать природу родного края.







Раздел 1. Географическое положение Курганской области


1. Заполните пропуски:

1. Курганская область как самостоятельная территориально-административная единица образовалась …………………………. за счет разукрупнения ………………. и ……………….. областей.

2. Занимает площадь ………………… тыс. кв. км.

3. Административный центр город …………………………………….

4. Область расположена в ………………… части страны, в юго-западной части ……………………… страны, в бассейне среднего течения реки ……………………………………………………………..

5. Курганская область имеет форму …………………………………….

6. На севере область граничит со ………………….. областью, на западе и юго-западе с …………………… областью, на юге и юго-востоке ……………, на востоке и севере-востоке с …………………….. областью.

7. Область расположена в ……… природных зонах: ……………………………………………………………………………...

8. Курган является своеобразными воротами …………………………..

9. По территории области проходит ……………………….магистраль.

10. Область занимает удобное географическое положение, так как близко расположена от ………………… с его разнообразными ……………………………………………………………………………..


2. На контурной карте Курганской области укажите:

  • соседние области и государства, с которыми она граничит;

  • административный центр;

  • районы и районные центры;

  • главные железнодорожные пути.



hello_html_66216556.png

3*. По физической карте России рассчитайте:

а) расстояние: от Кургана до Москвы………………………………..

от Кургана до Мурманска……………………………

от Кургана до Санкт-Петербурга…………………….

от Кургана до Одессы………………………………..

от Кургана до Владивостока…………………………

б) расстояние области: с севера на юг………………………………..

с запада на восток…………………….........

в) расстояние: от Кургана до Северного Ледовитого океана…….. ..

до Атлантического океана……………………………

до Черного моря……………………………………....


4. Найдите соответствие между столбцами, используя стрелки:


Крайняя северная точка

Крайняя южная точка

Крайняя западная точка

Крайняя восточная точка

54° 11' с. ш.

68° 43' в. д.

56° 50' с. ш.

61° 58' в. д.



5. Работа по изучению своего района

Заполните таблицу «Географическое положение моего района».

Название

района

Районный

центр

Площадь

района

Соседние районы

Населенный

пункт, в котором проживаете

Расстояние населенного пункта до г. Кургана

Расстояние населенного пункта до районного центра














6*. Сделайте вывод о выгодности ЭГП Курганской области с точки зрения условий жизни и деятельности человека.

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………


? 7. Ответьте на вопросы:

1. Что ближе расположено: крайняя северная точка Курганской области к северному полюсу или крайняя южная точка к экватору? Город Курган к Аральскому морю или Карскому?

________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Территория Курганской области разделена на 24 района. Но официально в составе области 26 административных единиц. Какие еще административные единицы входят в состав области?

________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Какой район области самый молодой? _____________________________

4. Какой район области самый большой, а какой самый маленький?

________________________________________________________________

5. Какой из районов области самый западный, самый южный, самый восточный, самый северный?

________________________________________________________________________________________________________________________________

6.Какие два района области имеют самое большое количество соседей?

________________________________________________________________

8. Заполните кроссворд «Административно-территориальное деление Курганской области»

Впишите в клеточки по вертикали названия центров районов, отмеченных на карте. В выделенной строке прочтете одно из названий нашего края.

1









2

3

4

5









6

7









8






































































hello_html_m51a913d0.jpg














Раздел 2. Геологическое строение и рельеф

Курганской области


9. Вспомните и назовите, какие две группы процессов формируют рельеф:

Внешние процессы Внутренние процессы

1…………………………….. 1………………………………

2…………………………….. 2………………………………

3…………………………….. 3 ..……………………………

4……………………………... 4 .…………………………….

5……………………………... 5 ...…………………………….


10. Заполните пропуски:

1. Рельеф Курганской области формировался под влиянием нескольких факторов:

а) тектоническое строение;

б)……………… строение;

в) деятельность……………...;

г) биогенные процессы;

д)………………… человека.

2. Курганская область расположена в ……………… прогибе …………….. складчатого пояса.

3. В основании рельефа области лежит ………………. (тектоническая структура).

4. В целом рельеф Курганской области представлен довольно однообразной ………………….., имеющей слабое поднятие на ……………………………………………………………………………...

Это часть ………………………. равнины.


11*. Сравните рельеф западной и восточной части Курганской области.

Выпишите основные сходства и различия (см. Приложение 4).



Западная часть

области

Восточная часть области

Сходства






Различия













12*. Заполните таблицу «Формы рельефа Курганской области»


Формы макрорельефа

Формы микрорельефа

1.

1.

2.

2.

3.

3.

4.

4.

13. На контурную карту Курганской области нанесите основные формы рельефа и местные полезные ископаемые.

hello_html_66216556.png

14. Заполните таблицу «Полезные ископаемые Курганской области»


Полезные ископаемые

Главные месторождения

Использование в хозяйственной деятельности человека













15. Работа по изучению своего района

1. Опишите рельеф своей местности, укажите:

  • преобладающие формы рельефа;

  • их происхождение;

  • абсолютную и относительную высоты;

  • полезные ископаемые вашего района;

  • как они используются человеком.

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

2. Есть ли в вашей местности овраги, где они находятся, какие меры по предупреждению их роста проводятся?

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

? 16. Ответьте на вопросы

  1. Охватывало ли древнее оледенение территорию современной Курганской области?

____________________________________________________________________________________________________________________________

  1. В триасе по трещинам в складчатом основании платформы поднималась из глубин и изливалась на поверхность лава. Какими породами представлены эти излияния?

____________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Какая часть территории области наиболее высокая? Где находится место с максимальной абсолютной высотой?

____________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Какие глины используются для производства керамзита?

____________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Какие пески используются для производства силикатного кирпича?

____________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Для чего используется трепел?

____________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Поисково-разведочные работы, проведенные Курганской геолого-разведочной партией, позволили выявить 5 месторождений железной руды. Укажите, в каких районах они расположены?

1. Глубоченское (……………….. район)

2. Березовское (………………. район)

3. Медвежьегорское (………………… район)

4. Петровское (…………………. район)

5. Батовское (…………………… район)

8. Одно из красивейших мест Курганской области в прошлом описано Д. Н. Маминым-Сибиряком в повести «Охонины брови». Где оно расположено? Что известно вам об этом участке природы в настоящее время?

____________________________________________________________________________________________________________________________

9. Какая гора в Курганской области является геологическим памятником природы? Где она расположена? Какими породами представлена?

____________________________________________________________________________________________________________________________

10. Назовите полезные ископаемые области, помогающие сохранить здоровье человека?

____________________________________________________________________________________________________________________________


17. Заполните кроссворд «Рельеф и полезные ископаемые нашей области»

















1


















































2




3

















4




























5



6



















7










8



9







10















































11









12







13


14































15










16


































17


















18







19


























20









21





































22






23


















По горизонтали:


2. Одна из форм микрорельефа. 7. Месторождение железной руды в Мишкинском районе. 10. Перемещение значительных масс горных пород по склону под влиянием силы тяжести и размывающей деятельности подземных вод. 12. Продукт, получаемый из морских глин палеогенового возраста. 14. Продукт морских, речных и озерных отложений. 15. Вещества, содержащиеся в рапе минерализированных озер. 16.Строительный камень Синарского месторождения (Катайский район). 18. Продукт, получаемый из кварцевых песков. 19. Осадочная горная порода, используемая для производства строительных материалов. 20. Совокупность неровнотей поверхности земли. 21. Изделия и материалы, для производства которых широко используются глины. 22. Органические отложения болот. 23. Один из периодов в формировании современного рельефа области.

По вертикали:


1. Минеральное сырье, добываемое в селе Пепелино Куртамышского района. 3. Минерал, образованный путем осаждения из водных растворов, богатых сульфатными солями, при усыхании соленых озер. 4. Горная порода, содержащая металлы или их соединения в количестве, пригодном для промышленного использования. 5. Сырье для производства стекла. 6. Месторождения бутового камня и щебня, применяемого для дорожного строительства, в Далматовском районе. 7. Мелкие формы рельефа, размеры которых обычно не превышают нескольких метров. 8. Основная форма рельефа области. 9. Горные породы, слагающие поверхность области. 11. Осадочная горная порода, состоящая из мельчайших частичек. 13. Осадочная легкая горная порода пористого строения, состоящая в основном из кремнезема и небольшого количества панцирей диатомовых водорослей. 19. Руда, найденная в Звериноголовском районе.



18. Приготовьте доклады по следующим темам:

1. Синарские агаты

2. Гончарные глины и основание г. Куртамыша

3. О нефти Курганской области

4. Чудесная глина – земляное мыло



Раздел 3. Климат Курганской области


  1. Дайте следующие определения:

КЛИМАТ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

ПОГОДА..................................................................................................................................................................................................................................................

20.Напишите основные характеристики климата и погоды:

Климат Погода

1…………………………………. 1………………………………………

2…………………………………. 2………………………………………

3…………………………………. 3………………………………………

4………………………………….. 4 ...……………………………………

5………………………………….. 5 .……………………………………..

21.Заполните схему «Климатообразующие факторы»



hello_html_m55d965bb.gif























Климатообразующие факторы


22. Заполните попуски

1. Курганская область расположена в области………………………….. климата.

2. Характерной особенностью нашего климата является: недостаточное…………………….. с периодически повторяющейся…………………….

3. Курганская область удалена от теплых морей ……………….. океана, отгорожена с запада……………………. хребтом, находится близко от …………. материка, совершенно открыта с ……………… стороны и мало защищена с ………………., поэтому на нашу территорию легко проникают как ……………………… воздушные массы, так и ……………………. из степей Казахстана.

4. Большое влияние на климат Курганской области оказывают………………. воздушные массы умеренных широт, приходящие из Восточной Сибири.

5. Недостаточное увлажнение и континентальность нарастают с …………….. на юго-восток.

23*. Используя климатическую карту Курганской области, заполните таблицу. После таблицы сделайте вывод о различии температур января и июля, годового количества осадков в районах области, обоснуйте, с чем это связано (см. Приложение 4).


Район

Годовое количество осадков, мм

Температура

января, °С

Температура

июля, °С

Шадринский




Кетовский




Шатровский




Катайский




Далматовский




Петуховский




Половинский





ВЫВОД:……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………


24. Проанализируйте карту «Годовое количество осадков Курганской области» (см. Приложение 4).

Выпишите районы, для которых характерно:

менее 320 мм……………………………………………………………………..

320-340 мм………………………………………………………………………..

340-380 мм………………………………………………………………………..

380-420 мм………………………………………………………………………..

420 и более мм…………………………………………………………………...


25. Работа по изучению своего района.

Составьте краткую характеристику климата своего района по плану:

1.географическое положение;

2. температура января и июля;

3. годовое количество осадков;

4. атмосферное давление и ветер;

5. агроклиматические ресурсы;

6. влияние климата района на хозяйственную деятельность человека.

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………


? 26. Ответьте на вопросы

  1. Где количество суммарной солнечной радиации больше, на территории Курганской области или на той же широте в европейской части страны? На Камчатке? Объясните имеющиеся различия.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Когда высота полуденного Солнца для территории области наибольшая? Чему она равна?

____________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Какой месяц на территории Курганской области самый влажный, а какой самый – сухой? Объясните, почему?

____________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Число дней со штилевой погодой на территории области в целом невелико и они неравномерно распределены в течении года. Укажите, какие месяцы относительно спокойные, а какие – наиболее ветреные. Объясните, почему?

____________________________________________________________________________________________________________________________



Раздел 4. Воды и водные ресурсы


1. РЕКИ

  1. Дайте следующие определения:

РЕКА…………………………………………………………………………..…………………………………………………………………………………

ИСТОК………………………………………………………………………..

УСТЬЕ………………………………………………………………………...

ПОЙМА………………………… ……………………………………………

РУСЛО………………………………………………………………………..

БАССЕЙН РЕКИ……………………………………………………………..


28. Заполните кроссворд «Реки нашей области»










7


































5






10













6








13

14

15


1

2

3






8













4






9



11

12




16

р

е

к

и


н

а

ш

е

й


о

б

л

а

с

т

и




























































































29. По плану дайте описание реки Тобол:

План описания р. Тобол

Описание р.Тобол

1. Исток


2. Устье


3.К какому бассейну относится


4. Притоки


5. Длинна


6. В каком направлении течет


7. Особенности рельефа


8. Характер течения


9. Источник питания


10. Тип водного режима


11.Хозяйственное использование


12. Охрана



30*. Проанализировав картосхему «Классификация суммарного стока рек (км3/ год)» (см. Приложение 4), выполните следующие задания:

а) Разделите районы на три группы:




Высокий V речного стока, км3/год

Средний V речного стока, км3/год

Низкий V речного стока, км3/год









б) Сделайте вывод о том, в каких районах области объем речного стока наибольший, а в каких наименьший и почему?

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

  1. Найдите ошибку:

а) правые притоки р. Тобол б) левые притоки р. Тобол

Исеть Утяк

Кочердык Суерь

Куртамыш Убаган

Юргамыш Нижняя Алабуга

Ик Алабуга

Уй

32. Какая река Курганской области зашифрована в ребусе?

hello_html_2835c942.jpg



(………………………………)


По территории каких районов она течет, притоком какой реки является?

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

33. Заполните кроссворд «Внутренние воды Курганской области»


1





в







2






н












3

у












4

т











5


р









6




е










7



н











8


н












9

и











10


е
























11


в












12

о











13


д










14



ы














































1. Левый приток р. Исеть. 2. Крупное заповедное озеро в Мокроусовском районе. 3. Правый приток р.Тобол. 4. Река, подвергшаяся в 1957 году загрязнению радиоактивными отходами. 5. Крупное озеро области на границе с Тюменской областью. 6. Крупное бессточное озеро области. 7. Правый приток р.Исеть. 8. Крупное бессточное озеро в Куртамышском районе, остаточное русло реки Тобол. 9. Река, берущая начало с отрогов Уральских гор. 10. Река, берущая начало из горного озера Исетского. 11. Левый приток р. Исеть. 12. Главная река области. 13. Озеро-курорт. 14. Озеро, расположенное на границе Макушинского и Частоозерского районов.



2. ОЗЕРА

34. На контурную карту области нанесите крупные озера, выделите цветом соленые и пресные озера. По карте определите самые озерные районы области.


hello_html_66216556.png

Какие из перечисленных типов озерных котловин не встречаются на территории Курганской области (правильный вариант подчеркните):

провальные, озера-блюдца, карстовые, ледниковые, тектонические.

  1. Назовите природные ресурсы, имеющиеся в озерах Курганской области:

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

  1. В каких районах расположены крупнейшие озера области:


Озера

Районы

Черное


Стекленей


Малые Донки


Крутали


Медвежье


Ачикуль


Щучье



  1. Карелию за обилие озер называют республикой озер, а название, какого района в Курганской области говорит о большой густоте озер на его территории? (………………………..)


3. БОЛОТА

38.Заполните пропуски:


а).

Болота


НИЗИННЫЕ

ВЕРХОВЫЕ

место нахождения




питание




растительность




использование человеком





б). Болота Курганской области занимают …… % территории. В области преобладают ……………….. болота. Они используются для добычи……………… и получения на выработанных торфяниках сена, ………….. и других с/х …………………………………………………………


4. ПОДЗЕМНЫЕ ВОДЫ


  1. В виде схемы покажите как Мировой океан участвует в образовании подземных вод.




hello_html_m55431b3e.gif

?40. Ответьте на вопросы:

а). Какова обеспеченность подземными водами Зауралья в сравнении с Предуральем? Чем можно объяснить различия?

________________________________________________________________________________________________________________________________б). Есть ли в области артезианские бассейны? Где? Имеют ли они лечебное значение?

________________________________________________________________________________________________________________________________

в). Известно, что по мере удаления с севера-запада области на юго-восток уменьшается водообильность подземных горизонтов и росте минерализация вод. Чем это можно объяснить?

________________________________________________________________________________________________________________________________

41*. Оцените поземные водные ресурсы Курганской области и возможности их использования в хозяйственной деятельности человека.

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………


Работа по изучению своего района


42. Составьте описание реки (ручья, озера, болота, родника) вашей местности:

План описания

Описание реки (озера, ручья, родника)

1.

1.

2.

2.

3.

3.

4.

4.

5.

5.

6.

6.

7.

7.


43.Заполните пропуски:

1. Наш населенный пункт находится в бассейне реки …………………….

2. Наша река берет начало ……………….; она является (главной рекой системы, правым, левым притоком)……………… другой реки.

3. Наша река имеет притоки:…………………………………………………

4. Наша река в ………………………………. (месяцы года) покрыта льдом, мелеет в …………………………………., полноводна в…………..

5. Река используется для …………………………………………………….

6. Самое большое озеро нашего края ………………………………………

7. Для охраны поверхностных вод у нас проводят меры:……………………………………………………………………………...


Раздел 5. Почвы и земельные ресурсы


44. Дайте следующее определение:

ПОЧВА – это…………………………………………………..............................

45. Назовите факторы образования почв:

1………………………………….

2………………………………….

3………………………………….

4………………………………….

5…………………………………..

46. По почвенной карте Курганской области установите, какие типы почв широко распространены (см. Приложение 4):

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

47*. Сравните почвы нашего края с почвами Северного Казахстана и Тюменской области, заполните таблицу и сделаете вывод о причинах различия типов почв.

Почвы Курганской области

Почвы Северного Казахстана

Почвы Тюменской области

…………………………

…………………………

…………………………

…………………………

…………………………

…………………………

…………………………

…………………………

…………………………

......................................

………………………..

………………………..

………………………..

………………………..

………………………..

………………………..

………………………..

………………………..

……………………….

……………………….

……………………….

……………………….

……………………….

……………………….

……………………….

……………………….

……………………….


ВЫВОД: ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

48. Докажите справедливость высказывания В.В. Докучаева, что «почв – это зеркало ландшафта».

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

49. Используя учебную и дополнительную литературу, зарисуйте почвенный разрез:

hello_html_m16303c64.gif

а – чернозем выщелоченный;

б – чернозем обыкновенный;

в – чернозем солонцеватый;

г – солонец среднестолбчатый;

д – светло-серая почва


50. На контурную карту Курганской области нанесите типы почв, выделив самые плодородные


hello_html_66216556.png

Укажите, какие мелиоративные мероприятия проводятся в каждой почвенной зоне.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

51. Работа по изучению родного края

1). Какие почвы встречаются в вашем районе?

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

2). Опишите почвы в лесу, на пашне, на болоте.

ЛЕС………………………………………………………………………………ПАШНЯ…………………………………………………………………………

БОЛОТО………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

3). Что делается в вашем районе для улучшения плодородия почв?

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………


hello_html_7a971046.jpgРаздел 6. Растительный покров Курганской области


hello_html_782c6fcb.gif52. Заполните схему









53*. Заполните пропуски:

1. Курганская область лежит в пределах …………………… зоны Западной Сибири.

2. Север Курганской области переходит в полосу ………………………….. лесов……………………… зоны.

3. На юге встречаются участки северных ……………………………………

4. Леса занимают………..% территории.

5. Мелколиственные леса представлены ……………… и березово-осиновыми колками.

6. Тополевые рощи образованы …………………, тополем черным, осиной и ……………….

7. Сосновые боры рассматриваются как наследие …………….. эпох. Они приурочены к песчаным наносам вдоль рек - ………………, Исети и Миасса.

8. Еловые леса встречаются на ………………. области.

54. По картосхеме «Границы ботанико-географических зон Курганской области» определите, к каким зонам относятся следующие районы области (см. Приложение 4):

а). Шадринский ………………………………………;

б). Петуховский ………………………………………;

в). Куртамышский ……………………………………;

г). Шатровский ……………………………………….;

д). Каргопольский …………………………………….

55. На контурную карту Курганской области нанесите:

  • растения, занесенные в Красную книгу, в соответствии с их распространением по территории области.

  • районы распространения лесов (мелколиственных, еловых, сосновых).


hello_html_66216556.png

56. Впишите названия пяти деревьев и кустарников так, чтобы в выделенной графе получить название еще одного дерева


















































57. Напишите какие вы знаете растения степей и остепненных лугов.

а) растения степей: ………………………………………………................

…………………………………………………………………………………

б) растения остепненных лугов: …………………………………………...

…………………………………………………………………………………

? 58. Ответьте на вопросы

  1. Какие виды деревьев лесостепных ландшафтов Русской равнины мы найдем в лесостепях Западной Сибири и Курганской области?

____________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Уральские горы простираются с севера на юг. Наша область граничит с ними на западе. Как изменились бы природные комплексы Курганской области, если бы Уральские горы не разделяли Русскую равнину и Западную Сибирь.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. На одной широте с Курганом в Средней и Восточной Сибири сформировались сосновые, сосново-лиственничные и лиственничные леса. На широте Кургана на западе расположена часть Русской равнины, Дания и Великобритания. Какие природные зоны преобладают на этих территориях? Объясните причину различий.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. В Зауралье произрастает 22 вида деревьев. Какие из них являются преобладающими?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. 69 видов кустарников и кустарничков растут на территории области. Какие из них получили наибольшее распространение?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Наши леса богаты ягодами. Какими?

____________________________________________________________________________________________________________________________

59. Работа по изучению своего района

1. Какие типы растительных сообществ характерны для вашего района?

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

2. К какой ботанико-географической зоне может быть отнесен ваш район?

……………………………………………………………………………………

3. Какие растения, внесенные в Красную книгу России, встречаются в вашем районе?

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

4. Назовите с/х культуры, которые возделываются в вашей местности.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

5. Как растения вашей местности приспосабливаются к климатическим условиям?

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

6. Деятельность человека может причинить большой вред растительности. Приведите примеры отрицательного воздействия на растительность вашей местности.

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

60. Подготовьте доклады по следующим темам:

1. «Лекарственные растения Курганской области»;

2. «Растения Красной книги»;

3. «Растительность пресных водоемов»;

4. «Болотная растительность»;

5. «Сорные растения Курганской области».


Раздел 7. Животный мир Курганской области


61. Впишите по горизонтали названия десяти птиц





о


о


о







о


о


о







о


о









о


о









о


о









о


о









о


о


о







о


о









о


о









о


о


о













62. Впишите в пустые клетки названия птиц, которые начинаются с буквы «С»

с










с










с










с










с










с










с










с

















63. Проанализировав картосхему «Заказники и охраняемые животные», сделайте следующие выводы (см. Приложение 4):

  • какие животные охраняются на территории области, и в каких районах;

  • выпишите районы, в которых находятся заказники местного значения и республиканского.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………


Заказники местного значения

Заказники республиканского значения









64. На контурную карту Курганской области нанесите ареалы распространения следующих животных области:

обыкновенная лисица, махаон, русская выхухоль, ондатра, кабан, волк, косуля, заяц, гадюка, уж, глухарь, тетерев.


hello_html_66216556.png

65*. Заполните таблицу «Животные нашего края»:

Беспозвоноч. животные

Позвоночные животные

Насекомые

Костные рыбы

Земновод.

Пресмык.

Птицы

Млекопит.

Полезные

Вредные





















?66. Ответьте на вопросы

  1. Назовите рыбу, которая размножается не весной и не летом, а в январе. В летнее время она обитает на глубине, в норах или под камнями. Объясните с чем связан подобный образ жизни? (………………..)

  2. В нашей области водятся лисица обыкновенная и лисица-корсак. В каких природных зонах они живут?

____________________________________________________________________________________________________________________________

  1. В каких районах области можно встретить азиатского бурундука?

______________________________________________________________

  1. Среди отрядов классов животных наиболее богатыми в видовом отношении являются …

____________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Назовите самое древнее животное нашей области? (……………………..)

  2. Назовите самую маленькую птицу области? (……………………….)

  3. Самое маленькое животное нашей области? (……………………….)

  4. Самый крупный грызун области? (……………………………)

  5. Самое крупное животное области? (………………………….)

67. Работа по изучению своего района

1. Какие птицы в пределах вашего населенного пункта и его окрестностях живут постоянно, а какие появляются только летом или только зимой?

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

2. Какие животные вашего района имеют промысловое значение?

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

3. Как животные в вашей местности приспособляются к климатическим условиям?

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

68. Приготовьте доклады по следующим темам:

1. «Земноводные и пресмыкающиеся Курганской области»;

2. «Птицы нашего края»;

3. «Воздействие человека на фауну родного края».

69. Заполните кроссворд «Растительность и животный мир области»













1














2


3


4

























5








6



7















9

















8








10








11


12



























13





14



15


16

















17

















18








19


20



21




22
























23


















24
























25














26









































27

































































По горизонтали: 2. Растение семейства лишайниковых, произрастающее на болотах и в сосновых лесах. 4. Животный мир области. 7. Класс животных области. 9. Рыба озерных водоемов. 10. Птица, гнездящаяся на плесах озера Черное в Мокроусовском районе. 11. Насекомое, занесенное в Красную книгу области, обитающее е Целинном районе. 13. Растение - цветок семейства орхидных, занесенное в Красную книгу области. 15. Дерево, сохранившееся с доледниковой эпохи. 18. Крупная степная птица, обитавшая на территории области в прошлом. 19. Дерево, высаживаемое в полосе озеленения города. 21 Название болотной птицы чомги в народе. 23. Водоплавающая птица семейства утиных. 25. Пресмыкающееся животное области. 26. Рыба озерных водоемов, заселенная привозными мальками или икрой. 27. Ядовитое пресмыкающееся области.

По вертикали: I. Грызун степной зоны области. 3. Грызун семейства хомяковых. 4. Растительный мир области. 5. Позвоночные животные, обитатели водоемов. 6. Древнейшее животное области. 7. Певчая птица лесов. 8. Вид бабочки, занесенный в Красную книгу области. 12. Болотная птица семейства Куликовых. 14. Крупная степная птица области. 16. Крупная водоплавающая птица. 17. Болотное растение. 20. Дерево, произрастающее на севере Шатровского района. 22. Ценный пушной зверек области. 24. Крупная птица, обитатель лесов.

Практическая итоговая работа

«Физико-географическое районирование Курганской области»


1.Дайте следующие определения:

Ландшафт……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Природный комплекс………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

2. В физико-географическом районировании области существуют существенные различия между ландшафтами северной части лесостепи, где лесистость достигает более 30 - 40 % и южной, почти безлесной, где лесистость достигает 5 – 8 %, при средней по области около 20 %.

Используя карты, рисунки, изученный материал, дайте комплексную физико-географическую характеристику одной из природных зон или физико-географических районов Курганской области по следующему плану:

  1. Географическое положение.

  2. Рельеф (макро-, мезо- и микроформы).

  3. Геологическое строение.

  4. Климатические особенности.

  5. Почвенный покров.

  6. Растительный и животный мир.

  7. Хозяйственное использование территории.

















1.










2.










3.










4.










5.








6.






7.



Использованная литература


  1. Бахарева А. С., Суворова А. И. Географический тематический глоссарий [Текст] / А. С. Бахарева, А. И. Суворова. – Шадринск, 2004.

  2. Бахарева А. С. Уроки географии в 6-9 классах [Текст]: методические пособия начинающему учителю и студенту – практиканту / А. С. Бахарева. – Шадринск: ШГПИ , 2001 – 88с.

  3. Бочкарева О. Д., Бочкарев С. Д. Региональный компонент базисного учебного плана, как основа краеведческой подготовки учащихся [Текст] / О. Д. Бочкарева, С. Д. Бочкарев // Материалы Всероссийской научной конференции, посвященной памяти академика РАО А. В. Даринского / под общ. ред. В. П. Соломина. – СПб.: «Издательство РГПУ имени А. И. Герцена», 2007. – 380 с.

  4. Вавилова А. А. Проблема регионального компонента географического образования Курганской области [Текст] / А. А. Вавилова // Материалы Всероссийской научной конференции, посвященной памяти академика РАО А. В. Даринского / под общ. ред. В. П. Соломина. – СПб.: «Издательство РГПУ имени А. И. Герцена», 2007. – 380 с.

  5. Воробцова Т. П. География 6 класс [Текст]: поурочные планы по учебнику / Т. П. Герасимовой «География» 6 класс. – Волгоград, 2004.-128с.

  6. География [Текст]: «Тематическое планирование с методическими указателями 6-8 класс» / сост. Т. Н. Воробцов.- Волгоград, 2002.- 134с.

  7. География 6-9 класс [Текст]: программно методические материалы / В. И. Сиротин.- 2е издание.- М.: Дрофа, 1999.- 192с.

  8. Герасимова Т. П. География 6 класс [Текст]: начальный курс учебник для 6 класса / Т. П. Герасимова, Г. Ю. Грюнберг, Н. П. Неклюкова. - М.: Просвещение, 1986. – 189 с.

  9. Герасимова Т. П. География [Текст]: начальный курс учебник для 6 класса / Т. П. Герасимова. – М.: Просвещение, 2000.- 208с.

  10. Даринский А. В. Методика преподавания географии [Текст]: учеб. пособие / А. В. Даринский. – М.: Просвещение, 1975.- 274с.

  11. Душина И. В. Как учить школьников географии [Текст]: пособие для начинающих учителей / И. В. Душина.- М.: Просвещение, 1996 .- 185с.

  12. Завьялова О. В. География Курганской области [Текст]: учеб. пособие для средней школы / О. В. Завьялова. – Курган, 1993. – 120 с.

  13. Исаченко А. Г. Теория и методика географии [Текст]: учебник для вузов / А. Г. Исаченко. – М.: Академия, 2004 . -400 с.

  14. Кацюба Д.В. Краеведение в воспитании учащихся [Текст]: пособие для учителей / Д. В. Кацюба. - М.: Просвещение, 1965. – 79 с.

  15. Константинова Т. В. Первые уроки физической географии: 6 класс [Текст]: учеб. пособие / Т. В. Константинова. – М.: Чистые пруды, 2005. – 32 с.

  16. Крылова О. В. Физическая география : начальный курс [Текст]: учебник для 6 класса Общеобразовательных учреждений 4е издание / О. В. Крылова.- М.: Просвещение, 2002.- 192с.

  17. Курганская область. Физическая карта для средней школы / под ред. Т. П.Филатова; Консультант М. В.Лаврентьев. – Испр. в 1988 г. – 1: 600 000. – М.: ГУГК, 1988. – 1л.: Доп. Карты: Геологическая карта. 1: 2 400 000; Климатическая карта. 1: 2 400 000; Почвенная карта. 1: 2 400 000; Карта растительности / разраб. З. В.Камышевой. 1: 2 400 000.

  18. Лаврентьев М. В. География Курганской области [Текст]: учеб. пособие для учащихся 7-8 кл. / М. В. Лаврентьев. - Челябинск, 1984. - 68 с.

  19. Лаврентьев М. В. География Курганской области [Текст]: учеб. пособие для учащихся 7-8 кл. – 2-е изд. перераб. / М.В. Лаврентьев. – Челябинск, 1984.

  20. Петрова Н. Н. География 6 класс [Текст]: учебник для учащихся 6 кл. / Н. Н. Петрова.- М.: Академия, 2000.- 109с.

  21. Преминина Я. К. Учебно-методический комплекс по географии Архангельской области: структура и содержание [Текст] / Я. К. Преминина // Материалы Всероссийской научной конференции, посвященной памяти академика РАО А. В. Даринского / под общ. ред. В. П. Соломина. – СПб.: «Издательство РГПУ имени А. И. Герцена», 2007. – 380 с.

  22. Уроки географии в школе [Текст]: сборник статей под редакцией Т. П. Герасимовой. – М.: Просвещение, 1967.- 263с.

  23. Шатных А. В. Занимательная география Курганской области [Текст] \ А. В. Шатных. – Курган: изд-во КГУ, 1997. – 60 с.

  24. Шатных А.В. Региональный компонент государственного образовательного стандарта [Текст] / А. В. Шатных. – Курган, 1999. - 24 с.


























Рабочая тетрадь по физической географии Курганской области
  • География
Описание:

 

Рабочая тетрадь по физической географии Курганской области предназначена для учащихся основной школы.

Пособие может быть использовано учителями на уроках географии в 8-9 классах, при проведении краеведческих курсов и учебных экскурсий, а так же  для самостоятельной работы учащихся дома.

Разноуровневые задания тетради создают условия для формирования у учащихся умений и навыков практической работы с учебником, атласом и контурными картами.

Также рабочая тетрадь служит для увеличения доли самостоятельности школьников в изучении географии своего города, области и района.

         В рабочей тетради по физической географии Курганской области представлены задания различного уровня сложности, кроссворды, занимательные факты о природе и населении родного края.

          

Автор Арефьева Анна Александровна
Дата добавления 18.11.2014
Раздел География
Подраздел Другое
Просмотров 1246
Номер материала 2075
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓