Главная / Информатика / Рабочая тетрадь по дисциплине "Алгоритмизация и программирование на современных языках"

Рабочая тетрадь по дисциплине "Алгоритмизация и программирование на современных языках"

hello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_2bdcf861.gifhello_html_m3fac1890.gifhello_html_m6d6daf12.gifhello_html_c2b004c.gifhello_html_319cc085.gifhello_html_319cc085.gifhello_html_m3aa69513.gifhello_html_m3aa69513.gifhello_html_7ca5e6eb.gifhello_html_7ca5e6eb.gif

ЕЙСКИЙ МОРСКОЙ РЫБОПРОМЫШЛЕННЫЙ ТЕХНИКУМ (ФИЛИАЛ) ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«АСТРАХАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»







МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ


по учебной дисциплине

Основы алгоритмизации и программирования на современных языках


Тема: «Рабочая тетрадь «Основы алгоритмизации и программирования на современных языках»»


для студентов специальности


09.02.01 (230113) Компьютерные системы и комплексы





разработал:

Преподаватель спец.дисциплин

ЕМРТ ФГБОУ ВПО «АГТУ»

Алексеева Марина Владимировна








2014


Содержание

Введение

1. Основные понятия в языке Turbo Pascal 7.0…………………………………….

3

5

  1. Стандартные типы данных и выражения..……………………………………...

13

2.1 Задания…………………………………………………………………….……..

13

2.2 Самостоятельная работа………………………………………………….……..

16

2.3 Вариант 1……………………………………………….………………………..

16

2.4 Вариант 2……………………………………………….………………………...

16

  1. Линейные структуры ……………………………………………………………..

17

3.1 Задания…………………………………………………………………………...

17

3.2 Самостоятельная работа ………………………………………………………..

20

3.3 Вариант 1 ………………………………………………………………………...

20

3.4 Вариант 2 ………………………………………………………………………...

21

  1. Разветвляющиеся структуры……………………………………………………

21

4.1 Задания……………………………………………………………………………

21

4.2 Самостоятельная работа ………………………………………………………..

25

4.3 Вариант 1 ………………………………………………………………………...

25

4.4 Вариант 2 ………………………………………………………………………...

26

  1. Циклические структуры…………………………………………………………

26

5.1 Задания……………………………………………………………………………

26

5.2 Самостоятельная работа ………………………………………………………..

32

5.3 Вариант 1 ………………………………………………………………………...

33

5.4 Вариант 2 ………………………………………………………………………...

33

  1. Подпрограммы. Процедуры и функции.…………………………………… …

33

6.1 Задания……………………………………………………………………………

33

6.2 Самостоятельная работа ………………………………………………………..

35

6.3 Вариант 1 ………………………………………………………………………...

35

6.4 Вариант 2 ………………………………………………………………………...

36

  1. Массивы одномерные……………………………………………………………

36

7.1 Задания……………………………………………………………………………

36

7.2 Самостоятельная работа ………………………………………………………..

38

7.3 Вариант 1 ………………………………………………………………………...

38

7.4 Вариант 2 ………………………………………………………………………...

39

  1. Массивы двумерные …………………………………………………………….

39

8.1 Задания……………………………………………………………………………

39

8.2 Самостоятельная работа ………………………………………………………..

43

8.3 Вариант 1 ………………………………………………………………………...

43

8.4 Вариант 2 ………………………………………………………………………...

44

Список использованных источников………………………………………………

45


ВВЕДЕНИЕ

Методическое пособие «Рабочая тетрадь» предназначено для студентов ЕМРТ ФГБОУ ВПО «АГТУ». Цель пособия – систематизировать контроль знаний обучающихся по темам учебного плана дисциплины «Основы алгоритмизации и программирования на современных языках», а также упорядочить самостоятельную работу студентов и способствовать более глубокому усвоению учебного материала.

Предложенное пособие содержит 7 тем по основным разделам дисциплины: «Знакомства с системой программирования Turbo Pascal», «Основные понятия языка программирования Turbo Pascal», «Типы данных», «Основные алгоритмические конструкции и их реализация на языке Turbo Pascal», «Сложные типы данных», « Массивы», « Алгоритм, его свойства, представления и способы описания», «Основные алгоритмические структуры».

Объем заданий в рабочей тетради варьируется в пределах от 1 до 15, самостоятельная работа разделена на 2 варианта с заданиями от 1 до 15. Задания разного уровня сложности включают в себя теоретические вопросы и практические задачи. Внимание уделяется и правильным обозначениям, и точности формулировок определений, и навыкам решения стандартных задач. Большое внимание уделяется алгоритмическим структурам и типам данных; часть заданий имеет ярко выраженный прикладной характер.

Студент, приступающий к выполнению заданий для самостоятельного выполнения, должен предварительно проработать необходимый теоретический и практический материал. При поиске ответов он не связан временными рамками. На какие-то задания можно ответить быстро, а над какими-то вопросами надо подумать, даже может что-то решить в тетради.

Рабочая тетрадь удобны тем, что выполнивший задания, поняв, что знаний его недостаточно, может доучить какие-то вопросы и повторно проверить уровень своей подготовки. Таким образом, у студентов формируется стимул к более внимательному изучению предмета.

В результате выполнения заданий в рабочей тетради студент должен овладевать общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.


1 Основные понятия в языке TURBO PASCAL 7.0


В курсе «Системы управления базами данных» метод проектов используется на завершающем этапе изучения дисциплины. Студентам специальности 09.02.01 Компьютерные системы и комплексы после изучения теоретических основ и приобретения практических навыков по проектированию и разработке баз данных предлагается создать информационную систему, имеющую практическое применение. Разработка и защита проекта проводится на четырех практических занятиях и в ходе самостоятельной внеаудиторной работы. На последнем из практических занятий проводится защита проекта. Получение оценки за проект является необходимым условием допуска студентов к дифференцированному зачету по дисциплине.

Алфавит языка – это совокупность допустимых в языке символов (или групп символов, рассматриваемых как единое целое).

В языке Turbo Pascal все компоненты формируются из множества символов стандарта ASCII.

Элементы алфавита можно условно разбить на четыре группы:

  • Буквы: A,B,C,...,Z, a,b,c,...z;

  • Цифры: 0,1,2,…,9 и шестнадцатиричные цифры: 0,1,2,..,A,B,C,D,E,F;

  • Специальные символы: +, -, *, /, =, <, >, [ ], :, @, { }, $, #, ;

  • Комбинации символов: < >, <=, >=, :=, .. , (* *), (. .)

Идентификаторы – имена, используемые для обозначения программ, переменных и постоянных величин, различных процедур, функций , объектов.

Для обозначения типов данных, констант, процедур, функций служат стандартные идентификаторы: integer, Sin, Cos, Ln, Sgr, Sgrt, Read, Readln ,Write, Writeln.

В этом примере стандартный идентификатор Sin вызывает функцию, вычисляющую синус заданного угла, Read, Readln вызывает процедуру, организующую ввод данных, Write, Writeln вызывает процедуру, организующую вывод данных.


Разделители используются для отделения друг от друга идентификаторов, чисел, зарезервированных слов. В качестве разделителей можно использовать:

  • Пробел;

  • Любой управляющий символ (коды от 0 до 31), включая символ возврата каретки (код13);

  • Комментарий. Комментарии заключаются в скобки { }, либо в скобки вида (* *) и могут занимать любое число строк.

При написании программ применяются следующие специальные символы:

+ плюс

, запятая

. точка

- минус

* умножить

/ деление

div деление целых чисел

mod остаток от деления целых чисел


Комбинации специальных символов могут образовывать составные символы:

:= присваивание

<= меньше или равно

<> не равно

>= больше или равно

.. диапазон значений

(..) альтернатива [ ]

(* *) альтернатива { }

В программе эти пары символов нельзя разделять пробелами, если они используются как знаки операций отношения или ограничители комментария.


Типы данных в TURBO PASCAL

Любая программа обрабатывает какие-либо данные. В практике встречаются различные типы данных: целые и дробные числа, символы, строки, массивы, множества и т.д.

Тип данных – это множество значений, которые может принимать переменная, и совокупность действий, которые можно выполнять с этими значениями.

Для описания каждого типа данных существует свой стандартный идентификатор: для целых числовых данных – integer, для вещественных (дробных) - real, для символьных char, для строковых –string и т.д.

Данные целочисленных типов могут быть представлены как в десятичной, так и в шестнадцатеричной системе. Если число представлено в шестнадцатеричной системе, перед ним без пробела ставится знак $.

В десятичной системе числа могут записываться двумя способами: с фиксированной и с плавающей запятой.

Пример:

125 -целое десятичное число

$1FF -шестнадцатеричное число

125,563 -вещественное число

-12.9 -отрицательное вещественное число


Вещественные десятичные числа в форме с плавающей точкой представлены в экспоненциальном виде: mE+p, где m- мантисса (целое или дробное число с десятичной точкой), E означает десять в степени, p - порядок (целое число).

Пример:

5.18Е+02=5.18*102=518

10Е - 03=10*10-3=0.01

Пользователь может разрабатывать собственные типы данных и давать им произвольные имена.


Константы и переменные

Константы – это данные, не изменяющие своего значения до завершения работы программы, описываются зарезервированным словом CONST, за которым идет список имен констант, и каждой константе с помощью символа «=» присваивается конкретное значение:

Пример:

CONST PI=3.14;

E=2.71;

R=’МИР’;


Переменныеэто данные, которые могут менять свое значение в процессе выполнения программы. Для их описания используется зарезервированное слово VAR, за которым следуют имена переменных и через двоеточие их тип.

Пример:

VAR A, B: integer; {A и B –целые переменные}

C: real; {C – вещественная переменная}

Программы

Переменные и константы всех типов используются в выражениях. Выражение задает порядок выполнения действий над элементами данных и состоит из операндов (констант, переменных, обращений к функциям), круглых скобок и знаков операции. Операции определяют действия, которые надо выполнить над операндами.

Программа – это совокупность операций решения какой–либо задачи, записанных в соответствие алгоритму с помощью зарезервированных слов языка программирования.

По определению стандартного Pascal программа состоит из:

  • заголовка программы

  • тела программы (блока), за которым следует точка – признак конца программы.

В свою очередь, блок (тело программы) содержит:

  • раздел описаний;

  • раздел операторов.

Заголовок программы состоит из служебного слова Program, имени программы, образованного по правилам использования идентификаторов Pascal, и точки с запятой.

Раздел описаний включает следующие подразделы:

  • раздел описания меток;

  • раздел описаний констант;

  • раздел описания типов;

  • раздел описания переменных;

  • раздел описания подпрограмм.

В языке Turbo Pascal должны быть описаны все переменные, типы, константы, которые будут использоваться программой. Более подробно структуру программы на языке Turbo Pascal можно представить следующим образом:

Program <имя программы>;

Label <раздел меток>;

Const <раздел констант>;

Type <раздел типов>;

Var <раздел переменных>;

Procedure (Function) <раздел подпрограмм>;

Begin

<раздел операторов>

End.

Раздел операторов имеется в любой программе и является основным. Предшествующие разделы носят характер описаний и не все обязательно присутствуют в каждой программе.

В Turbo Pascal, в отличие от стандарта, возможно следующее:

  • отсутствие заголовка программы;

  • разделы Const, Type, Var, Label могут следовать друг за другом в любом порядке и встречаться в разделе описаний сколько угодно раз.

Тело программы начинается со слова begin, затем следуют операторы языка Pascal, реализующие алгоритм решаемой задачи. Операторы в языке Pascal отделяются друг от друга точкой с запятой и могут располагаться в одну строчку или начинаться с новой строки. Назначение символа «;» - отделение операторов друг от друга. Тело программы заканчивается служебным словом end.

Принципы работы с системой turbo pascal

1. Для запуска интегрированной среды программирования TURBO PASCAL 7.0 нужно установить на диске С: каталог TP и ввести команду turbo.exe.

С:\ТР\turbo.exe

После запуска программы на экране отображаются три видимых компонента интегрированной среды программирования: полоса меню в верхней части(1), область редактирования в центре(2) и строка статуса внизу(3).

hello_html_478180a0.gif 1

2 3

Полоса меню и подменю. Полоса меню и подменю является основным доступом ко всем командам меню. Для активизации выбора команды меню необходимо нажать клавишу F10. Чтобы выбрать меню, которое хотите просмотреть, используйте клавиши со стрелками, затем нажмите Enter. Чтобы прервать действие нажмите клавишу Esc.

В поле редактирования набирается текст вводимой программы. При наборе текста программы используются следующие клавиши:

Enter() – перевод курсора на новую строку;

(Backspace) – удаление символа перед курсором;

Deleteудаление символа над курсором;

Ctrl+Y – удаляет всю строку, на которой расположен курсор;

Homeперевод курсора в начало строки;

Endперевод курсора в конец строки;

Page Up – на страницу вверх;

Page Down – на страницу вниз;

Ctrl+Page Up – в начало текста;

Ctrl+Page Down – в конец строки;

Tabотступ строки на шаг табуляции;

- стрелки перемещения курсора по тексту.

При подготовке текстов программ часто возникает необходимость перенести фрагмент текста в другое место или удалить его. Для такого рода операций удобно использовать блоки – фрагменты текста, рассматриваемые как единое целое. В каждый момент в оболочке может быть объявлен только один блок в одном окне редактора. Сочетания клавиш, предназначенные для работы с блоком, таковы:

Ctrl+K+B – пометить начало блока;

Ctrl+K+K – пометить конец блока;

Ctrl+K+T – пометить в качестве блока слово слева от курсора;

Ctrl+K+Yстереть блок;

Ctrl+K+Cкопировать блок в позицию, где находится курсор;

Ctrl+K+V – переместить блок в позицию, где находится курсор;

Ctrl+K+W – записать блок в файл;

Ctrl+K+R – прочитать блок из файла;

Ctrl+K+P – напечатать блок;

Ctrl+K+H – снять пометку блока (повторное использование этих клавиш вновь выделит блок).

Строка статуса. В строке статуса обозначено назначение оперативных клавиш, действующих в данный момент. Для того чтобы увидеть, как работают другие комбинации клавиш, нажмите Alt и подержите ее в нажатом положении несколько секунд: строка статуса изменится, и вы увидите назначение комбинаций Alt с другими клавишами.

Запуск программы на выполнение

Нажмите Ctrl +F9.

При этом будет произведена компиляция программы т. е. проверка правильности набора и использования операторов. Если текст ввели правильно, то на экран будет выведено сообщение об успешности компиляции "Compile successful" и программа запустится на выполнение. Если появится красная надпись, следовательно, в программе есть ошибки. Курсор будет находиться в месте предполагаемой ошибки. Проверьте и исправьте ошибку, затем повторите запуск.

Просмотр результатов выполнения программы

Результат выполненной программы можно увидеть нажав комбинацию клавиш - Alt + F5. Вернуться в окно редактирования клавиша Esc.

Сохранение программы

  • Активизируйте верхнее меню – F10. Выберите пункт меню File, затем пункт "Save as" нажимая клавишу Tab перейти на свой диск А: и записать имя файла.

  • Клавиша F2. Нажимая клавишу Tab перейти на свой диск А: и записать имя файла.

Открытие ранее сохраненной программы

  • Активизируйте верхнее меню – F10. Выберите пункт меню File, выберите пункт подменю Open. Перейдите на свой диск А: выберите ранее сохраненный файл.

  • Клавиша F3. Перейдите на свой диск А: выберите ранее сохраненный файл.

Завершение работы

  • Активизируйте верхнее меню – F10. Выберите пункт меню File, выберите пункт подменю Exit.

  • Комбинация клавиш AltX.

1 Стандартные типы данных и выражения

1.1 Задания


1. Идентификатор Почему он недопустим?

5Summa

Begin

D'Artanyan

Сумма

Summa Dohoda

A*B

Nomer.Doma


2. Зачеркните числа, записанные не по правилам языка Turbo Pascal

1)3.14159 5)16. 9) 12.SE.3

2)150 6)15.0Е-04 10) 12Е+5

3)0,005 7)2.345Е2 11) Л23ЕЗ

4).12345 8) 1.15Е-3 12) 1.15Е-3


3. Подберите подходящий тип данных:


Количество учеников в классе

Площадь круга

Количество автомобилей в регионе

Количество автомобилей у одного владельца__________

Первая буква фамилии

Количество жителей в государстве

Плотность населения в государстве

Произведение цифр двузначного числа __

Произведение цифр трехзначного числа_________________

Фамилия сотрудника фирмы

Заработная плата сотрудника фирмы____________________



4. Записать выражение на языке программирования Pascal.


  1. hello_html_m3b4ab32a.gif______________________________________________________


  1. hello_html_m696b5c79.gif____________________________________________________


  1. hello_html_484cec4f.gif________________________________________________________


  1. hello_html_m3bdd9356.gif_____________________________________________________


  1. hello_html_m3ca10963.gif____________________________________________________


  1. hello_html_m7ad85d3.gif__________________________________________________________


  1. hello_html_6d60a189.gif_________________________________________________________


  1. hello_html_m37596616.gif_________________________________________________________

  2. hello_html_630940d4.gif______________________________________________________

  3. hello_html_m4f1cb176.gif _________________________________________________


  1. hello_html_m103b3b47.gif_____________________________________________


  1. hello_html_77562058.gif__________________________________________________


  1. hello_html_1129c205.gif______________________________________________



5. Определить тип результата, если: X-integer, Y-real, C-char.


Al:=sqrt(X) ______ A7:=A6

A2:= sqrt (Y) _______ A8:=23 mod 4______

A3:=2.5*X _______ A9:=7 div 2/3______

A4:=X-A1 _______ A10:=pred(C)______

A5:=A4>A3 _______ A11:=A8/y

A6:=ord(C) _______ A12:=chr(X)


6. Найти значение выражения:


  1. 25/2= _____________

  2. 25 div 2 = ___________

  3. 25 mod 2 = __________

  4. 15+21 div 2= _________

  5. 2 div 3 = ____________

  6. 2 mod 3 = ___________

  7. 11 mod 5 = ___________

  8. 14 mod (5 + 3) = ___________

7. Записать в виде обычной математической формулы


  1. y:=2*sin(x)*sqrt(x+sqrt(abs(x)))_______________________________________


  1. y:= sqrt(sin(x)+sin(sqrt(x)))___________________________________________

  1. y:= sqrt(abs(x-1)+sqrt(sin(x)))__________________________________________


  1. y:=(5*sin(x) +4)/2*15*sin(sqrt(x))_______________________________________


  1. y:=k+15*x/(2*sin(x)) _________________________________________________


  1. y:=sin(sqr(x)+sqr(sin(x))_______________________________________________


7) y:=a+b/b+c___________________________________________________________


8) у:=a*b*sin(x)_____________________________________________________


9) y:=abs(2*sin(a/2)*cos(b/2))_____________________________________________


8. Вычислить значение выражения:


1) abs(-40)= _____ 7) trunc (12.19) = _____

  1. trunc(-13.6)= ____ 8) abs(trunc(-6.32)) = _____

  2. round(-13.6) = ____ 9) round(6.8)+sqr(3)=_____

  3. frac(3.428)= _____ 10) trunc(12.2)*sqr(2) = _____

  4. ргеd('Л') = _____ 11) sqrt(abs(round(-12.6))) = _____

6) round(12.19) = _____ 12) sqrt(sqr(trunc(-3.32)) = _______


9. Выберите для каждого значения наиболее подходящий тип данных из таблиц типов и укажите ниже.

5

'X'

'*'

-5





999

-999

'5'

'-5'





True

False

5.0

-5.0






1.2 Самостоятельная работа

1.3 Вариант 1

  1. Найти значение выражения:

  1. 220 div 10 mod 3 = ________

  2. -16 mod 11 * 3 = __________

  3. 3 div (5+3) = __________

  4. (16 mod 6) / (2 div 1) = ______

  1. Записать выражение на языке программирования Pascal:

hello_html_m37744445.gif


1.4 Вариант 2

1. Найти значение выражения:

  1. 220 mod 10 div 3 = ________

  2. 3 div 5 + 3 = _________

  3. (-19+9) div -5 = ________

  4. 16 mod 6 / 2 div 1 __________

2. Записать выражение на языке программирования Pascal:

hello_html_m3ac0051.gif


2 Линейные структуры


2.1 Задания


  1. Установите соответствие между служебными словами и названиями разделов программы:


  1. Var

  2. Program

  3. Uses

  4. Begin … end

  1. Раздел операторов

  2. Раздел имени программы

  3. Раздел описания переменных

  4. Раздел описания библиотечных модулей


2. Напишите заголовок программы и объявите переменные в разделе описания переменных к задачам:


Задача 1. Найти корни квадратного уравнения ах2+вх+с=0




Задача 2. Даны координаты двух точек. Найти расстояние между ними.




Задача 3. Вычислить площадь прямоугольного треугольника, если известны его стороны



3. Напишите инструкцию вывода на экран:


а) вашего имени

б) числа 400

в) значения выражения 7,3(3,22+8,61)


4. Найдите значение S после выполнения следующих операторов:


S:=18;

S:=8;

S:=113;

Write(S);

S:=27;

S:=S+19;

S:=76;

Write(S);

S:=3;

S:=S+1;

S:=S+3;

Write(S);

S:=7;

S:=S+S;

S:=S+S;

Write(S);

_________

_________

__________





5. Расположите в правильном порядке строки программы, вычисляющей периметр и площадь параллелограмма:


1) S:=a*h;


2) end.


3) program pr;


4) p:=2*(a+b);


5) Uses crt;


6) var a,b,h,p,s: integer;


7) readln;


8) Writeln(‘p=’,p,’ s=’,s);


9) a:=6;b:=3;h:=4;


10) clrscr;


11) begin



6. Дан текст программы в таблице с ошибками:

  • исправьте ошибки в программе;

  • что выведется на экран в результате выполнения программы?




Программа с ошибками

Программа без ошибок

На экране будет напечатано:


War: a,b,c – integer, x: real;

Bigin

A=7,

b=3,2,

c:=a+b;

Writln ( summa= , c);

C:=c/2;

x:=a-c;

Writeln(‘x=’ , x, ‘kvadrat=’ , x*x);

And





Program Ошибки2;

Begin Var

X:integer;

X:=6+8;

Write(X);

End;




7. Перевести блок-схему вычисление расстояния между точками А и B на язык Паскаль.

Начало

Ввод А(х1,y1) и (x2,y2)


S=hello_html_m70b482e1.gif

Печать S

Конец



















8. Напишите программы для следующих задач, организуя экран пользователя по предложенному варианту.


Задача

Экран пользователя

Программа

1. Написать программу вычисления площади поверхности параллелепипеда. S=2*(A*B+B*C+C*A)
(Запустите программу, введите данные: А=9, В=7.5, С=5. Если правильно составлена программа, то вы получите результат
S=300.00)

Вычисление S поверхности параллелепипеда.

Введите исходные данные:

Длина (см)? 9

Ширина (см)? 7.5

Высота (см)? 5

Площадь поверхности: 300.00 кв.см.







2. Написать программу вычисления стоимости покупки, состоящей из нескольких тетрадей и карандашей.

Вычисление стоимости покупки.

Введите исходные данные:

Цена тетради (руб.)? 2.75

Количество тетрадей? 5

Цена карандаша (руб.)? 0.85

Количество карандашей? 2

Стоимость покупки: 15.45 руб.










9. Заполните таблицу. Пробел перед числом обозначайте _


Значение

Формат

Вывод

3.14159

3.14159

0.1234

-0.006

25.876

-0.006

‘***’

‘*’

3.14159

3.14159

3.14159

-0.006

-0.006

-124.3123

-3.14159

*’

‘мышь


:5:2

:5:3

:4:2

:8:3

:3:1

:9

:7

:7

________________

________________

________________

________________

________________

________________

________________

________________

________________

________________

________________

________________

________________

________________

________________

________________

________________

3.14

_ _ 3.1

_ 3.14159

-0.01

-0.00600

-124.31

-3.14Е+00

_ _ _ *

_ _ _ мышь


    1. Самостоятельная работа

    2. Вариант 1

1. Представить результат работы процедуры (по позициям и строкам)


WriteLn (r, ':', a:8);

WriteLn (s, x, d:9:3);

WriteLn ('i =', i:3);

WriteLn (t, d);

WriteLn (z).

2. Составить линейный алгоритм вычисления у по формуле:


y= 6x (x + 2) – (x + 4), при x = 2


    1. Вариант 2

1. Представить результат работы процедуры (по позициям и строкам)


WriteLn (y, d:10:3);

WriteLn ('Введите к', k:3);

WriteLn (y, t, a);

WriteLn (' При к = ',k, s, g);

WriteLn (s:3, d).

2. Составить линейный алгоритм вычисления у по формуле:


y = 3x – (2x + 1), при x =3



3 Разветвляющие структуры. Оператор варианта.

3.1 Задания


1. Отметьте те выражения, результат которых вычислен правильно:


  1. 60>20 = true

  2. not (30> 10) = false

  3. (3>2) and (5>6) = true

  4. (60>70) or (100<90) = true

  5. (60>70) and (100<90) = true

2. Предположим А:=5; B:=10; C:=15.

Вычислите значение выражения (true, false):


Выражение

Результат

Выражение


Результат




(А=В) or (A<=B)


Not (A>=5)


(А=В) and (A<=B)


(С=А+В) or (B>C)


not(A=B) and (A


(С<=А-В) or (B


(В<=12)ог(С=15)


(С<=А+В) or (B>C)


(B<=12)and(C=15)


(С=А+В) and(B



3. Запишите логическое выражение для каждой из фраз:


А принадлежит диапазону (18; 80)___________________________________

А принадлежит диапазону [18; 80) __________________________________

А принадлежит диапазону (-10; 18) __________________________________

А принадлежит диапазону [-10; 18] _________________________________

А не принадлежит диапазону [-10; 18]_______________________________

А не принадлежит диапазону (-10; 18) _______________________________

А меньше -1 или больше 1_________________________________________

А не принадлежит диапазону [18; 80) _______________________________

А больше 0 и не равно 10__________________________________________

А кратно 4 и 5 (используйте mod)__________________________________


4. Запиши словесное описание фрагмента алгоритма на языке Паскаль:


  1. Если число Х равно 47, то увеличить переменную Х на 15, иначе уменьшить на 36;

  2. Если переменная S не равна 21, то увеличить переменную S в 6 раз, иначе уменьшить на 53;

  3. Если переменная U нечетная, то увеличить ее на 8, иначе увеличить в 53 раза;

  4. Если число Z больше 48, то увеличить на 51, иначе уменьшить на 51;

  5. Если X меньше 15, то Y присвоить значение X/2, а Z присвоить значение 15/ X, иначе Y присвоить значение X*2, а Z присвоить значение 15- X.


5. Расставь строки программы в правильном порядке, чтобы получилась программа, которая находит решение уравнения ах=b:


1) writeln(‘решения нет)


2) a,x,b:real;


3) if


4) writeln(‘x=’,b/a);


5) a<>0


6) begin


7) then


8) readln(a,b)


9) end.


10) else



6. Что будет выведено на экран, после выполнения данной программы:



a=8, n=5



a=3, n=3


a=9, n=2


a=7, n=4

Program Primer;

Var x, y:integer;

Begin

Read(a,n);

if a<=10 then writeln(a*2)

else writeln(n*2);

End.

Program Primer;

Var x, y:integer;

Begin

Read(a,n);

If a mod 3<>0

then writeln(a+5)

else writeln(n+2);

End.

Program Primer;

Var x, y:integer;

Begin

Read(a,n);

If (a mod 2=0) and (n<>2)

then writeln(a*5)

else writeln(n*5);

End.

Program Primer;

Var x, y:integer;

Begin

Read(a,n);

If (a mod 2=0) or (n<>2)

then writeln(a*5)

else writeln(n*5);

End.

Ответ: __________

Ответ: __________

Ответ: __________

Ответ: __________



7. Заполните таблицу:

x

y

a

19

10


6

44


100

49


55

22



Program Primer;

Var a, x, y:integer;

Begin

Read(x,y);

If (x+y>50) or (y>100) Then

A:=x+y

Else

A:=2*x+y;

Write(a);

End.

8. Представьте фрагмент программы в виде блок-схемы


а)

IF a>b THEN

k:=k+l

ELSE

IF b>c THEN

k:=k+2

ELSE

k:=k+3;

Writeln(k)




б)

IF a=0 THEN

Begin

X:=l;

Y:=l;

End

ELSE

Begin

X:=2;

Y:=2;

End;



в)

IF a=b THEN

z:=a+b

ELSE

Begin

IF a>0 THEN

a:=2*a;

a:=a-l; b:=b-l;

z:=a/b;

End;

z:=z+10;


9. Запишите оператор IF, эквивалентный следующему оператору CASE.


CASE x OF

2, 5 : writeln ('Ничья');

7..11: writeln ('Выигрыш')

ELSE

writeln ('Проигрыш')

END;


10. Определить, что будет выведено на экран после выполнения фрагмента программы:


k:=10;

CASE k mod 3 OF

0: writeln('k=4m');

1: writeln('k=4m+l');

2: writeln('k=4m+2');

3: writeln('k=4m+3');

END;


d:=30; s:=1000;

Case d of

1..5: s:=15;

6..10: s:=36;

11..25: s:=30;

End;

Writeln(s);


m:=43; s:=1234;

case m of

10..15: s:=30;

20..25: s:=5;

30..35: s:=25;

End;

Writeln(s);

____________________

___________________

_______________

11. Запишите оператор CASE, эквивалентный следующему оператору IF.

……………………….

If (x>=a) and (x<=b) then

writeln ('Хорошо')

else

If (x = d) or (x = f) then

writeln ('Плохо')

else

writeln ('Неверный ввод');

……………………….


12 . Составьте программы для следующих задач:



Задачи



Отметка

Дано число х. х2+1, если х <0

  1. Вычислить значение функции: У= x-2,1,если х>

Sin x, если 0х



  1. По введенному году обучения в школе (числу от 1 до 11) вывести сообщение «Привет, k-классник!». Например, если k=1, «Привет, первоклассник!»




13. Разгадайте сканворд: Сканворды(два варианта)



    1. Самостоятельная работа

    2. Вариант 1

1. Какое значение будет иметь переменная d после выполнения операторов при a = 3, b = 1, d = 0:


1) If a>b Then d:=a Else d:=b; d:=d*10;


2) If a>b Then Else d:=b; d:=d*10;


3) If a>b Then begin d:=b; d:=d+a end Else ; d:=d*10;


4) If a>2 Then If b>2 Then d:=1 Else d:=2; d:=d*10.


  1. Составить блок-схему и программу вычисления значения функции:


hello_html_3292bdc3.gif

    1. Вариант 2

  1. Какое значение будет иметь переменная d после выполнения операторов при

a = 3, b = 1, d = 0:


1) If a>b Then d:=a Else d:=b; d:=d*10;


2) If a>b Then d:=b; d:=d*10;


3) If a>b Then Else begin d:=b; d:=d+a end; d:=d*10;


4) If a>2 Then d:=2 Else If b>2 Then d:=1; d:=d*10.


2. Составить блок-схему и программу вычисления значения функции:


hello_html_m713b325c.gif


  1. Циклические структуры


4.1. Задания


1. Запишите заголовки цикла For для изменения параметра из диапазонов:


от -10 до +10_______________________________________________

от 100 до 1_________________________________________________

от 15 до 25_________________________________________________

от -10 до -20_______________________________________________

2. Запишите оператор цикла For, который бы выводил все числа в диапазоне от 100 до 10 включительно:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________


3. Определить, сколько раз выполнится цикл:



I:=4;

While i<6 do

i:=i+3;


y:=1;

i:=1;

While i>1 do begin

y:=y+1/i;

end;


i:=5;

y:=1;

While i>2 do

i:=i-1;

y:=y+i*i;


__________________

_______________________





4. Определить значение переменной S после выполнения следующих команд и заполнить таблицу:

……………..

Read(n);

n

s

5


6


20


S:=3;

I:=1;

While i<=n do begin

S:=s+I;

I:=i+5;

End;

Write(s);

…………….


5. Составьте блок-схему по готовой программе.


PROGRAM summa;

VAR A,S:REAL;

BEGIN

S:=0;

A:=0.2;

WHILE A<=2 DO

BEGIN

S:=S+A;

A:=A+0.1;

END;

WRITELN(‘Сумма=’, S:15:2);

END.


6. Определите значение переменной a после выполнения фрагмента алгоритма:

hello_html_m1f97a134.gif





7. Выполните трассировку и определите значение переменной S и I после выполнения фрагмента программы.


S:=0;

I:=0;

Repeat

I:=I+5;

Until I<=5;

S:=S+I*I;

S _____________

I _____________

Тело цикла выполняется ____ раз

I

S

I<=5?





8. Определите сколько раз будет выполняться тело цикла:


S:=0;

I:=0;

Repeat

I:=I-1;

S:=S+1/I;

Until I<=1;

S:=0;

I:=1;

Repeat

I:=I+1;

Until I>2;

S:=S+1/I;


S:=0;

I:=1;

Repeat

S:=S+1/I;

I:=I+1;

Until I<1;

_____________

_______________




9. Расставьте строки программы в правильном порядке, чтобы получилась программа, которая находит сумму первых N натуральных чисел:


1) writeln(‘sum=’,sum);


2) end;


3) end;


4) sum:=sum+i; i:=i+1;


  1. sum:=0; i:=1;


7) while i<=n do begin


8) var i,n,sum: integer;


9) write(‘n=’); readln(n);


10) begin






10 .Определите сколько раз будет выполняться тело цикла:


S:=0;

For n:=4 downto 3 do begin

S:=s+n;

S:=s*10;

End;

Y:=0;

For n:=4 to 6

Y:=y+I;

Y:=y/10;

Y:=1;

For i:=1 to 3 do begin

Y:=y+1;

Y:=y+i;

End;

Y:=5;

For n:=1 downto 4 do

Y:=y+n;

________________

________________

_________________




11. Сопоставьте фрагменту программы с циклом while соответствующий ей фрагмент программы с циклом For:



For i:=1 to 5 do

s:=s+5;



While y<=10 do begin

S:=s+5;

Y:=y+1;

End;


For i:=5 downto 1 do

S:=s+5;



I:=5;

While i>=1 do begin

S:=s+5;

I:=i-1;

End;


K:=3;

For i:=k to n do

S:=s+5;



I:=1;

While i<=5 do begin

S:=s+5;

I:=i+1;

End;



For i:=y to 10 do

S:=s+5;




I:=3;

While i<=n do begin

S:=s+5;

I:=i+1;

End;






12. Выполните трассировку (пошаговое выполнение алгоритма вручную на бумаге). Определите значение переменной Х после выполнения фрагмента программы.




X:=10;

For I:=1 to 5 do

Begin

Writeln (I,X);

X:=X-2;

End;


X ____________


I

X

Экран

результата









13. Составить программу по блок-схеме:


сканирование0001.bmp

14. Исправьте синтаксические ошибки в следующем фрагменте программы:


  1. Var I, k:real;

S:real;

Begin

K=81;

S:=4

For i=1 to k

S=s/2

End.

б) Var a:real;

Begin

s=10;

s:=s+2

for s:1 to 10 do

writeln s

end.


15. Отгадайте кроссворд:


hello_html_m74818355.jpg


По горизонтали:

2. Универсальный язык программирования.

3. Символическое имя определенного программного объекта.

4. Структурная команда, выполнение которой происходит после проверки условия.

5. Программа-переводчик с Паскаля на язык машинных команд с полным предварительным переводом.

6. Последовательность действий(команд), которую должна выполнить ЭВМ, чтобы решить поставленную задачу обработки информации.

7. Отдельный информационный объект (число, символ, таблица и пр.) называется…..

9. Процесс занесения данных в оперативную память.


По вертикали:

1. Повторение некоторой группы действий по условию называется ……

2. Занесение значений в ячейку памяти называется ……

8. Все множество символов, используемых в некотором языке для представления

информации.


    1. Самостоятельная работа

    2. Вариант 1

1. Составить циклический алгоритм вычисления произведения всех чисел от 25 до 40.

2. Определить значение переменной n после выполнения следующих элементов программы:

y:=0;

x:=10;

while x>0 do

Begin

x:=x+2;

y:=y+x;

end;

    1. Вариант 2

1. Составить циклический алгоритм вычисления среднеарифметического значения всех четных чисел от 0 до 20.

2. Определить значение переменной n после выполнения следующих элементов программы:

x:=0;

y:=5;

repeat

y:=2*y;

x:=x+y

until y>5;

5 Подпрограммы. Процедуры и функции


5.1 Задания

1. Какое из следующих описаний процедуры, выводящей строку символов (*), свободно от ошибок:



Procedure Stars;

Var s:integer;

Begin

For s:=1 to 78 do

Writeln(‘*’);

End;



Procedure Stars;

Var s:integer;

For s:=1 to 78 do

Write(‘*’);



Procedure Stars;

Var s:integer;

Begin

For s:=1 to 78 do

Write(‘*’);

End;


  1. Ниже представлены заголовки процедуры и функции, а также обращения к процедуре и функции.

Procedure Proc(x, y:integer; var z:real);

Function Func1(a, b:integer);

Proc(k, l, m);

H:=Func1(I, j);


Укажите соответствие между представленными ниже наборами параметров этих подпрограмм(слева) и названиями разновидностей параметров(справа).

  1. X, y, a, b


1.Параметры-переменные

  1. X, y, z, a, b

2.Параметры-значения

  1. K, l, m, I, j

3.Формальные параметры

  1. z

4.Фактические параметры


  1. Какое определение верно, либо ложно:

1.Вложение подпрограмм не допускается.


2.После раздела описаний процедуры следует ее тело, содержащее последовательность операторов, заключенных в операторные скобки.


3.Передача информации из тела программы в процедуру осуществляется с помощью механизма параметров.


4.Имена, объявленные в основной программе, доступны во всех описанных в ней подпрограммах.


5. Параметр-значение просто передает некоторое значение в подпрограмму.


6. Передача значений из процедуры в программу осуществляется с помощью параметров-переменных.


7. В Turbo Pascal наличие в теле подпрограммы оператора вызова самой себя не допускается.



4. Напишите, что выведет на экран следующая программа:


Program V1_Z1;

Var A,B: Integer;


Procedure F1 (X,Y:Integer);

Begin

Y:=2*X+3;

End;


Procedure F2 (Var X,Y:Integer);

Begin

Y:=3*X+1;

End;


Begin

A:=1;

B:=3;

F1(A,B);

WriteLn('A=',A,'B=',B);

F2(A,B);

WriteLn('A=',A,'B=',B);

End.


5. Напишите, что напечатает следующие программы:


Program V1

var a,b,c,d:integer;


function func(x,y,z:integer):integer;

var w:integer;

begin

w:=x+y;

if y

func:=w

end;


begin

a:=5;

b:=4;

c:=2;

d:=func(a,b,c); writeln('func от ',a,',',b,' и ',c,' дает ',d);

a:=func(b,c,d); writeln('func от ',a,',',b,' и ',c, ' дает ',a);

end.



    1. Самостоятельная работа

    2. Вариант 1


1. Напишите программу, которая по значениям двух катетов вычисляет гипотенузу, площадь, прямоугольного треугольника (используя подпрограмму).



2. Напишите, что выведет на экран следующая программа:

Program V2_Z1;

Var A,B:Integer;


Procedure F1(Var X,Y:Integer);

Begin

Y:=SQR(X);

X:=SQR(X)+X;

End;


Procedure F2(Var X:Integer; Y:Integer);

Begin

Y:=SQR(X);

X:=SQR(X)+X;

End;


Begin

A:=1;B:=3;

F1(A,B); WriteLn('A=',A,'B=',B);

F2(A,B); WriteLn('A=',A,'B=',B);

End.


    1. Вариант 2


1. Написать программу сравнения площадей и периметров двух прямоугольных треугольников, если заданы их катеты (используя подпрограмму).


2. Напишите, что выведет на экран следующая программа:


Program V1_Z2;

Var A,B,A1,B1:Real;


Procedure SD(X,Y:Real; Var P,Q:Real);

Begin

P:=(X+Y)/2; Q:=(X-Y)/2 ;

End;


Begin

A:=2; B:=-4;

SD(A,B,A1,B1); WriteLn('A=',A:4:0,'B=',B:4:0,'A1=',A1:4:0,'B1=',B1:4:0);

SD(A,B,B1,A1); WriteLn('A=',A:4:0,'B=',B:4:0,'A1=',A1:4:0,'B1=',B1:4:0);

SD(B,A,A1,B1); WriteLn('A=',A:4:0,'B=',B:4:0,'A1=',A1:4:0,'B1=',B1:4:0);

End.



  1. Массивы одномерные


6.1 Задания


1. Определите количество элементов в массиве:


Var A: array [6..7] of integer;

____________

Var C: array [5..13] of real;

____________

Var K: array [0..19] of integer;

____________

Var A: array [1..8] of real;

____________

Var D: array [-8..15] of integer;

____________



2. Какие из приведенных описаний массивов являются правильными?


  1. Var A: array [1..20] of real;

  2. Type Mas=array [‘A’..’D’];

Var A:Mas;

  1. Type Город=(Киев, Москва, Сочи, Адлер);

Var A:array[Город] of real;

  1. Var MM:array [false..true] of char.


3. Укажите числовой диапазон:


  1. A[i]:=random(61)____________________

  2. B[j]:=random(35)____________________

  3. C[5]:=random(14)___________________

  4. B[z]:=random(45)___________________

  5. A[k]:=random(28)___________________


4. Используя оператор RANDOM запишите правильно команды:


  1. Элемент массива А с номером 7 находится в интервале [32..45] ______________

_________________________________________________________________

  1. Элемент массива D с номером c находится в интервале [219..270] _____________

_________________________________________________________________

  1. Элемент массива E с номером i находится в интервале [17..37] _____________

_________________________________________________________________


  1. Элемент с номером s массива К находится в интервале [138..175] ____________

_________________________________________________________________

  1. Элемент с номером к массива С находится в интервале [122..124] _____________

_________________________________________________________________


  1. Записать циклы для решения следующей задачи:



  1. Ввод 112 элементов массива В с клавиатуры. Параметром цикла является переменная h. Нумерация начинается с 1.

_______________________________________________________________


  1. Ввод 96 элементов массива А в столбец. Параметром цикла является переменная h. Нумерация начинается с 1.

_______________________________________________________________


  1. Формирует массив Е из 162 случайных чисел, принадлежащих промежутку [15;30]. Параметром цикла является переменная Х.Нумерация начинается с 1

_______________________________________________________________


  1. Формирует массив D из 179 случайных чисел, принадлежащих промежутку [16;24]. Параметром цикла является переменная f. Нумерация начинается с 1

_______________________________________________________________



6. Напишите пропущенные команды. Ввести массив В, из 18 элементов целого типа, заданных случайным образом на промежутке [12;65], нумерация начинается с 1 и вывести элементы массива с 1-го по 7-й в столбец.

Program Primer;

___________________;

j: integer;

BEGIN

For J:=1 to______ do

_________________________

For j:=1 to _____ do

_________________________

End.


7. Дан массив К. Индексы начинаются с 1.


К

2

5

18

26

12

11

21


Чему равно?

  1. K[6]=______

  2. R[4]+K[1]=_______

  3. 2+K[6]=________

  4. K[1+2]=________

  5. K[5]+10=________

  6. 10*K[4]=________


    1. Самостоятельная работа

    2. Вариант 1

Изменить программу нахождения суммы элементов массива таким образом, чтобы:

1) массив состоял из 15 элементов вещественного типа;

2) значения элементов массива должны меняться в интервале от 0 до 5;

3) в результате выполнения программы должно быть найдено произведение всех элементов массива, а не их сумма.


Program massiv;

Const n=10;

Var a:array[1..n] of integer;

s,i: integer;

Begin

WriteLn('Исходный массив:');

For i:=1 to n do

begin

a[i]:=random(10);

Write('a[',i,']=',a[i],' ');

WriteLn (' ');

end;

s:=0;

For i:=1 to n do

s:=s+a[i];

WriteLn('Сумма всех элементов массива S=',s);

end.


    1. Вариант 2

1. Изменить программу нахождения произведения элементов массива таким образом, чтобы:

1) массив состоял из 20 элементов целого типа;

2) значения элементов массива должны меняться в интервале от 8 до 27;

3) в результате выполнения программы должно быть найдено сумма всех элементов массива.


Program massiv;

Const n=10;

Var a:array[1..n] of real;

s,i: real;

Begin

WriteLn('Исходный массив:');

For i:=1 to n do

begin

a[i]:=random(10);

Write('a[',i,']=',a[i],' ');

WriteLn (' ');

end;

s:=0;

For i:=1 to n do

s:=s*a[i];

WriteLn('произведение всех элементов массива S=',s);

end.



7 Массивы двумерные


7.1 Задания



1. Значения двух массивов А[1..100] и В [1..100] задаются с помощью следующего фрагмента программы:

…………….


For n:=1 to 100 do

A[n]:=n-100;

For n:=1 to 100 do

B[n]:=A[n]*n

…………….

Сколько элементов массива В будут иметь положительные значения?


2. Напишите пропущенные команды. Ввести массив D, из 138 элементов целого типа, нумерация начинается с 1 и заменить не четные элементы на число 496. Вывести элементы массива после замены.

Program Primer;

________________________;

f: integer;


BEGIN

For J:=1 to _____ do __________________________

For j:=1 to _____ do___________________________

If ____________________________ then ____________

For f:=1 to __________ do ______________________________

End.


3. Как выглядит массив А, состоящий из 4 строк и 5 столбцов, если А(I,j) = i*j ?

  1. 2) 3)

1

1

1

1

1

2

2

2

2

2

3

3

3

3

3

4

4

4

4

4


1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5


1

2

3

4

5

2

4

6

8

10

3

6

9

12

10

4

88

12

16

20



  1. Определите значения следующих элементов массива:


1

3

5

7

9

2

4

6

8

10

11

13

15

17

19

12

14

16

18

20

21

23

25

27

29

22

24

26

28

30

A[1,5]=_____ ,

A[5,1]=_____ ,

A[6,4]=_____ ,

A[4,5]=_____ ,

A[2,3]=_____ ,

A[4,2]=_____ ,

A[3,2]=______.

Определите месторасположение элементов со следующими значениями:

A[ …..,…..]= 17, A[…..,..…]= 29,

A[ .. ..,…..]= 30, A[..…,..…]= 16,

A[ ....,…..]= 1, A[…..,..…]= 27.

Значения двумерного массива задаются с помощью вложенного оператора цикла в представленном фрагменте программы. Чему будет равно значение B(2,4)?

………..

for n:=1 to 5 do

for k:=1 to 5 do

B[n,k]:=n+k;

…………..







  1. Дан фрагмент программы, обрабатывающей двухмерный массив A размера

n×n. Выберите правильный ответ, когда данный алгоритм меняет местами:

…………

k:=1;

for i:=1 to n do begin

c:=A[i,i];

A[i,i]:=A[k,i];

A[k,i]:=c;

end ;

………..

1)

два столбца в таблице

2)

две строки в таблице

3)

элементы диагонали и k-ой строки таблицы

4)

элементы диагонали и k-го столбца таблицы


6. Задана целочисленная квадратная матрица со значениями, показанными на рисунке:


1

2

3

1

1

1

1

2

1

1

1

3

1

1

1






Определить значения, которые будут содержаться во всех элементах матрицы, после выполнения следующего фрагмента:

Var s,i,j: integer;


A:array[1..3,1..3] of integer;


..................

for i:=1 to 3 do

begin

s:-=0;

for j:=3 downto 1 do

begin

s:=s+a[i,j];

a[i,j]:=s;


end; end;

..................


7. Укажите, что будет напечатано в результате выполнения следующей программы:


Var a:array[1..3, 1..3] of integer;

i,j: integer;

Begin

For i:=3 downto 1 do

For j:=1 to 3 do

if j > i then

a[i,j]:=10 * i + j;

else

a[i,j]:=10 * i - j;

for i:=1 to 3 do

begin

for j:=1 to 3 do

write (a[i,j], ' ')'

writeln (' ');

End;

End.




8. Отгадай кроссворд:














3

















2







4








1























 2

 









 

 
























1













































































































По горизонтали:

  1. Символическое имя переменной.

  2. Испытание работоспособности программы.


По вертикали:

  1. Порядковый номер элемента массива.

  2. Пронумерованная последовательность однотипных величин.

  3. Команда записанная на языке программирования.

  4. Постоянная величина.



    1. Самостоятельная работа

    2. Вариант 1

1. Укажите, что будет напечатано в результате выполнения следующей программы:

Var a:array[1..3, 1..3] of integer;

i,j: integer;

Begin

For i:=1 to 3 do

For j:=3 downto 1 do

If i > j then

a[i,j]:=10 * i + j;

else

a[i,j]:=10 * i - j;

for i:=1 to 3 do

begin

For j:=1 to 3 do

write (a[i,j], ' ')'

writeln (' ');

End; End.


    1. Вариант 2

1. Укажите, что будет напечатано в результате выполнения следующей программы:


Var a:array[1..3, 1..3] of integer;

i,j: integer;

Begin

i:=1;

while i<=3 do

begin

for j:=1 to 3 do

begin

a[i,j]:=10 * i - j;

write (a[i,j], ' ')'

end;

i:=i+1;

writeln (' ');

End;

End.




Список используемых источников


  1. Меженный О.А. Turbo Pascal. Учитесь программировать/ О.А Меженный – М.: Диалектика, 2001. -88 с.

  2. Житкова О.А. Справочные материалы по программированию на языке Паскаль / О.А. Житкова, Е.К. Кудрявцева – М.: Интеллект-центр, 2002. – 77 с.

  3. Попов В.Б. Turbo Pascal для школьников/ В.Б. Попов – М.: Финансы и статистика, 2001. – 518 с.

  4. Анеликова Л.А. Тесты. Информатика и информационные технологии. 6-11 классы/ Л.А. Анеликова– М.:Дрофа, 2007. – 251 с.

  5. Васюков Н.Д. Практикум по основам программирования язык Паскаль/Н.Д. Васюков, В.В.Тюляева – М.:Высшая школа,2000. – 200 с.

  6. Рапаков Г.Г. Turbo Pascal для студентов и школьников/Г.Г. Рапаков, С.Ю. Ржеужкая – СПб.: БХВ-Петербург, 2009. – 352 с.

  7. Фаронов В.В. TURBO PASCAL 7.0 /В.В.Фаронов. –М.: Нолидж, 2000. -312 с.

  8. Марченко А.И. Программирование в среде TurboPascal 7.0 [Текст] /А.И.Марченко. –М.: Бином Универсал, 2000. – 485с.

  9. Моргун А.Н., Кривель И.А. Программирование на языке Паскаль. Основы обработки структур данных / А.Н. Моргун, И.А. Кривель –М.: Издательский дом «Вильямс», 2006. – 576 с.

  10. Зубов В.С. Программирование на языке TP [Текст] /В.С.Зубов. – М.: ТТО «Филинъ», 2000. –301с.














48


Рабочая тетрадь по дисциплине "Алгоритмизация и программирование на современных языках"
  • Информатика
Описание:

Предложенное пособие содержит 7 тем по основным разделам дисциплины: «Знакомства с системой программирования Turbo Pascal», «Основные понятия языка программирования Turbo Pascal», «Типы данных», «Основные алгоритмические конструкции и их реализация на языке Turbo Pascal», «Сложные типы данных», « Массивы», « Алгоритм, его свойства, представления и способы описания», «Основные алгоритмические структуры».

Объем заданий в рабочей тетради варьируется в пределах от 1 до 15, самостоятельная работа разделена на 2 варианта с заданиями от 1 до 15. Задания разного уровня сложности включают в себя теоретические вопросы и практические задачи. Внимание уделяется  и правильным обозначениям, и точности формулировок определений, и навыкам решения стандартных задач. Большое внимание уделяется алгоритмическим структурам и типам данных; часть заданий имеет ярко выраженный прикладной характер.

Студент, приступающий к выполнению заданий для самостоятельного выполнения, должен предварительно проработать необходимый теоретический и практический материал. При поиске ответов он не связан временными рамками. На какие-то задания можно ответить быстро, а над какими-то вопросами надо подумать, даже может  что-то решить в тетради.

Рабочая тетрадь удобны тем, что выполнивший задания, поняв, что знаний его недостаточно, может доучить какие-то вопросы и повторно проверить уровень своей подготовки. Таким образом, у студентов формируется стимул к более внимательному изучению предмета.

В результате выполнения заданий в рабочей тетради студент должен овладевать общими компетенциями, включающими в себя способность:

Автор Алексеева Марина Владимировна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Информатика
Подраздел
Просмотров 1092
Номер материала 25679
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓