Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя
общеобразовательная школа №7 г.о. Коломна
«Согласовано»
Зам по воспитательной работе
______________/ Булыгина Ю.А.
«25» августа 2014 г.
|
«Утверждено»
на педсовете «29» августа 2014 г.
Протокол №1
Директор школы МБОУ СОШ№7
/Краснова Е.В.
|
Рабочая программа кружка
«Юный химик»
7 класс
учитель: Духова Екатерина Алексеевна
количество часов 34 часов — 1 часа в неделю
2014
Пояснительная
записка
Рабочая
программа
кружка «Юный химик» объемом 34 часов (1 ч. в неделю,
резервное время 2 ч.) ориентирована на учащихся 7-х классов, т. е. когда интерес
к окружающему миру особенно велик, а специальных знаний еще не хватает.
Содержание
программы кружка познакомит учеников с химическими веществами,
использующимися в быту: сода, уксус, красители, сахар, поваренная соль и т.д.
Все эти вещества, обладают интересными и необычными свойствами. Данный курс
позволит расширить кругозор учащихся, раскрыть химическую природу окружающего
мира.
Дальнейшее
«погружение» в химию происходит через межпредметные связи с другими науками:
биология, физика, природоведение, география и т.д. Таким образом, учащиеся
знакомятся с простыми и сложными веществами; изучают генетическую связь между
основными классами химических соединений (оксидами, основаниями, кислотами,
солями, металлами, неметаллами), все это в дальнейшем во многом может
способствовать более успешному овладению знаниями по химии.
Практическая
часть программы связана с изучаемым теоретическим материалом, доступна для
выполнения учащимися практических умений и навык.
Цель кружка - развивать
мышление, формируя и поддерживая интерес к химии, имеющей огромное прикладное
значение, способствовать формированию у учащихся знаний и умений, необходимых в
повседневной жизни для безопасного обращения с веществами, используемыми в
быту. Для этого используются следующие формы проведения занятий:
1.
учебные занятия с демонстрацией опытов и практическими работами;
2.
использование мультимедийных технологий.
Задачи кружка:
·
1) развитие мотивации к изучению химии, познавательных
интересов и способностей;
·
2) расширение кругозора знаний об окружающем мире;
·
3) развитие творческих и логических способностей учащихся;
·
4) формирование и закрепление полученных умений при проведении
практических работ;
·
5) научить правильно и безопасно обращаться с веществами;
Для реализации
программы данного кружка используются беседы учителя и выступления членов
кружка, проведение интеллектуальных викторин, химических вечеров, экскурсий в
химические лаборатории, создание докладов с демонстрационными опытами.
Календарно-тематическое планирование
№
|
Название темы
|
Кол-во часов (ч.)
|
Виды деятельности
|
1
|
Вводное
занятие (1 ч.)
Цели и назначение
кружка, знакомство с химией, химической лабораторией и оборудованием.
|
1
|
экскурсия по
хим. лаборатории, беседа
|
2
|
Знакомство с
кабинетом химии, лабораторным оборудованием и изучение правил ТБ (1 ч.)
Основные требования к
учащимся по технике безопасности (ТБ). Изучение правил техники безопасности и
оказания первой помощи, использование противопожарных средств защиты.
|
1
|
фронт. беседа
|
3
|
Изменения,
происходящие с веществом ( 7ч.)
Химические
реакции
Химические и
физические процессы. Признаки химических реакций.
Растворы.
Приготовление насыщенных растворов
Насыщенные и
пересыщенные растворы. Кристаллы. Жидкие кристаллы. Выращивание кристаллов.
|
3
4
|
фронт. беседа, практ.
занятие
фронт. беседа, практ.
заняти
|
4
|
Химия планеты
Земля (8ч.)
Химия
атмосферы
Состав атмосферы.
Кислород и водород как важнейшие компоненты атмосферы. Углекислый газ и его
значение для живой природы и человека.
Химия
гидросферы
Вода, состав, свойства.
Вода в природе. Жесткость.
Химия земной
коры
Состав земной коры.
Минералы и горные породы.
|
4
2,5
1,5
|
фронт. беседа, практ. занятие
фронт. беседа,
практ. занятие
фронт. беседа, демонстрция[1]
|
5
|
Методы
качественного химического анализа веществ ( 8ч.)
Однородные и неоднородные
смеси. Способы разделения смеси. Фильтрование, хроматография.
Качественные реакции.
Определение солей. Понятие об индикаторах. Изменение
окраски индикаторов в различных средах.
|
8
4
4
|
фронт. беседа, практ. занятие
фронт. беседа, практ. занятие
|
6
|
Химия в
повседневной жизни(5ч.)
Химия в быту
Парфюмерия. СМС: порошки, чистящие
средства.
Химия в
пищевой промышленности
Жиры, белки, углеводы их значение в
жизни человека. Витамины.
|
2,5
2,5
|
фронт. беседа, практ. занятие
фронт. беседа, практ.
занятие
|
7
|
Химический
вечер - конкурс «Химия знаний»
|
2
|
|
|
Итого:
|
32
|
|
Содержание
программы
Вводное занятие
(1 ч.)
Цели и назначение
кружка, знакомство с химией, химической лабораторией и оборудованием.
Значимость химических знаний в повседневной жизни человека, представление
знаний о практическом методе науки – эксперименте.
Тема
1. Знакомство с кабинетом химии, лабораторным оборудованием и изучение правил
техники безопасности (1 ч.)
Основные
требования к учащимся (ТБ). Правила безопасной работы в кабинете химии,
изучение правил техники безопасности и оказания первой помощи, использование
противопожарных средств защиты. Знакомство с оборудованием для практических и
лабораторных работ.
Базовые
понятия: правила техники безопасности, лабораторное
оборудование.
Базовые
умения: оказание первой помощи, использование противопожарных средств
защиты, навыки работы с химическими реактивами и лабораторным оборудованием.
Тема
2. Изменения, происходящие с веществом (7 ч.)
2.1
Химические реакции (3 ч.)
Вещества:
твердые, жидкие, газообразные. Физические свойства. Химические и
физические процессы. Признаки химических реакций.
Базовые
понятия: вещество, физические, химические процессы,
химические реакции;
Базовые
умения: распознавание признаков протекания химической реакции; Демонстрации:
·
Опыты: «Искусственный снег», «Бриллиантовые перья»;
·
Опыты: «Вода – Молоко – Вода», «Сода плюс уксус», «Кровавая
надпись»;
·
Просмотр фрагмента фильма: «Красный фонтан из синей воды»;
·
Практическая работа №1. «Признаки химических реакций: Молоко –
Творог – Газировка»;
2.2
Растворы. Приготовление насыщенных растворов (4 ч.)
Ознакомление
учащихся с процессом растворения веществ. Насыщенные и пересыщенные растворы.
Приготовление растворов, значение их в жизни. Кристаллы. Жидкие кристаллы.
Выращивание кристаллов.
Базовые
понятия: раствор, насыщенные и перенасыщенные растворы,
кристаллы, жидкие кристаллы;
Базовые
умения: приготовление растворов, значение в жизни выращивание
кристалла медного купороса;
Демонстрации:
·
Образцы растворов;
·
Просмотр фрагмента фильмы: « Золотые сталактиты»;
·
Практическая работа №2. «Приготовление насыщенных и
перенасыщенных растворов. Расчет массовой доли сахара в растворе». Практическая
работа №3. «Выращивание кристаллов медного купороса»
Тема 3. Химия
планеты Земля (8ч.)
3.1 Химия
атмосферы (4ч.)
Состав атмосферы.
Кислород и водород как важнейшие компоненты атмосферы. Углекислый газ и его
значение для живой природы и человека.
Базовые понятия: атмосфера,
элементы кислород, водород, углекислый газ, способы получения, круговорот
веществ в природе;
Базовые умения: получение
кислорода, водорода, углекислого газа;
Демонстрации:
1.
Просмотр фрагментов фильмов: «Состав атмосферы»,
способы получения кислорода, водорода, углекислого газа;
2.
Практическая работа №2. «Получение кислорода и водорода
несколькими способами». Практическая работа №3. «Получение углекислого газа и
его свойства»
3.2 Химия
земной коры(2,5ч.)
«Химия космоса». Состав
земной коры. Минералы и горные породы.
Базовые понятия: литосфера,
элементный состав земной коры, минералы;
Базовые умения: определение
процентного содержания элемента в составе смеси; Демонстрации:
·
Просмотр фрагмента фильма: « Зарождение планет»
·
Просмотр коллекции: «Минералы и горные породы»
·
Интеллектуально-познавательная игра: «За золотым свитком»;
3.3
Химия воды (1,5 ч.)
Вода, состав, свойства.
Круговорот воды в природе. Жесткость воды, ее значение Способы удаление
жесткости.
Базовые понятия: вода,
свойства, временная и постоянная жесткости, способы удаления;
Базовые умения: рассмотреть
основные способы удаления жесткости воды;
Демонстрации:
·
Просмотр фрагмента фильма: «Вода»;
·
Практическая работа№4. «Определение приблизительного соотношения
твердых частиц в почвенном образце (текстура почвы).»;
Тема 4. Методы
качественного химического анализа веществ (8 ч.)
Виды анализов для
определения веществ. Однородные и неоднородные смеси. Способы разделения
смеси. Фильтрование, хроматография.
Качественные реакции.
Определение солей. Понятие об индикаторах. Изменение окраски
индикаторов в различных средах.
Базовые понятия: качественный
анализ, смесь, способы разделения смесей, виды фильтров, хроматография,
качественные реакции, индикатор ;
Базовые умения: рассмотреть
основные способы разделения смесей: фильтрование, хроматография, практически провести
качественные реакции на соли, рассмотреть основные переходы изменения окраски
индикаторов;
Демонстрации:
·
Опыты: «Мгновенная фотография», «Искусственная кровь»,
«Качественные реакции на Cl-, Br-, F-, SO42-, SCN- анионы,
«Трехцветный индикатор», «Осаждение осадка»;
·
Просмотр фрагмента фильма: «Хроматография»;
·
Практическая работа №5. «Осаждение осадки — фильтрованием».
Практическая работа №6. «Качественные реакции на определение солей».
Практическая работа №7. «Изменение окраски индикаторов»
Тема 5. Химия в
повседневной жизни (5 ч.)
5.1 Химия в
быту (2,5 ч.)
Универсальные растворители. Как
отчистить трудно выводимые пятна с одежды? Косметика. Парфюмерия. СМС:
порошки, чистящие средства.
Базовые понятия: ПАВ, эфирные
масла;
Базовые умения: приготовление
свечки из мыла;
Демонстрации:
·
Просмотр фрагмента фильма: « Универсальные растворители»;
·
Чтение докладов, сообщений на тему: «Польза химии в быту»;
·
Практическая работа №8. «Получение свечки из мыла»;
5.2 Химия в пищевой
промышленности (2,5 ч.)
Применение химии в пищевой
промышленности. Жиры, белки, углеводы их значение в жизни человека. Витамины.
Базовые понятия: жиры, белки,
витамины;
Базовые умения: проведение
качественных реакций на белки и углеводы;
Демонстрации:
·
Опыты: «Синий хлеб», «Цветные реакции на белки»,
«Обугливание сахарозы», «Как сварить яйцо без огня»;
·
Чтение докладов, сообщений на тему: «Углеводы, жиры,
витамины, белки их значение в жизнедеятельности человека»;
·
Практическая работа №9. «Реакция серебряного зеркала».
Практическая работа №10. «Качественные реакции на белки»;
Тема 6. Химический
вечер - конкурс «химия знаний» (2 ч.)
Цель: стимулировать
любознательность и возбудить интерес к химии у учащихся;
Задачи:
1.
Сформировать устойчивый интерес к химии.
2.
Расширить и углубить знания учащихся в химии.
3.
Показать разнообразие использования химических знаний на
практике.
4.
Научить учащихся работать самостоятельно.
5.
Систематизировать и обобщить экспериментальные умения учащихся.
Структура
1.
Вступительное слово
2.
Разминка
3.
Конкурс «Экспериментальный»
4.
Игра со зрителями. Конкурс «Химия в быту»
5.
Химическая викторина
6.
Конкурс капитанов
7.
Игра с болельщиками. Конкурс «Занимательная химия»
8.
Подведение итогов
Список
использованной литературы
1.
Алексинский В.Н. Занимательные опыты по химии. Пособие для
учителей. - М.:Просвещение, 2005.
2.
Богданов Р.В. От молекулы к кристаллу. - Л.:Химия, 2000.
3.
Енякова Т.М. Внеклассная работа по химии. - М.:Дрофа,2004.
4.
Игровой метод в обучения химии: Практическое пособие/ Калетина
Н.И., Ефременко О.А., Захарова В.Ф., Черкасова О.Г. - М.:Высшая шк., 2000.
5.
Ильченко В.Р. Перекрестки химии, биологии и физики: Книга для
учащихся. - М.:Просвещение, 1990.
6.
Козловский А.Л. Химия в быту. -М.:Знание, 2003.
7.
Колтун М.М. Мир химии: Научно-художественная литература. -
М.:Дет. лит., 2001.
8.
Леенсон И.А. Почему и как идут химические реакции. - М.:МИРОС,
1999.
9.
Лисичкин Г.В., Бетанели В.И. Химики изобретают: Книга для
учащихся. - М.:Недра, 2007.
10. Ольгин О.Г.
Опыты без взрывов. - М.:Химия, 2006.
11. Пичугина Г.В.
Повторяем химию на примерах из повседневной жизни. - М.:Аркти, 2009.
12. Учителю о
внеклассной работе по химии: Из опыта работы/Сост. Лазаренко А.А. -
Просвещение, 2004.
13. Штремплер Г.И.
Химия на досуге:Домашняя лаборатория. - М.:Просвещение, 2001.
14. Сергеева М.П.
Внеклассная работа по химии:Вечера, факультативные и кружковые занятия:Пособие
для учителя. - М.:Аркти, 2000.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.