Главная / Химия / Рабочая программы кружка Юный химик

Рабочая программы кружка Юный химик

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №7 г.о. Коломна


«Согласовано»

Зам по воспитательной работе

______________/ Булыгина Ю.А.

«25» августа 2014 г.

«Утверждено»

на педсовете «29» августа 2014 г.

Протокол №1

Директор школы МБОУ СОШ№7

/Краснова Е.В.




Рабочая программа кружка

«Юный химик»

7 класс

учитель: Духова Екатерина Алексеевна

количество часов 34 часов — 1 часа в неделю


















2014


Пояснительная записка

Рабочая программа кружка «Юный химик» объемом 34 часов (1 ч. в неделю, резервное время 2 ч.) ориентирована на учащихся 7-х классов, т. е. когда интерес к окружающему миру особенно велик, а специальных знаний еще не хватает.

Содержание программы кружка познакомит учеников с химическими веществами, использующимися в быту: сода, уксус, красители, сахар, поваренная соль и т.д. Все эти вещества, обладают интересными и необычными свойствами. Данный курс позволит расширить кругозор учащихся, раскрыть химическую природу окружающего мира.

Дальнейшее «погружение» в химию происходит через межпредметные связи с другими науками: биология, физика, природоведение, география и т.д. Таким образом, учащиеся знакомятся с простыми и сложными веществами; изучают генетическую связь между основными классами химических соединений (оксидами, основаниями, кислотами, солями, металлами, неметаллами), все это в дальнейшем во многом может способствовать более успешному овладению знаниями по химии.

Практическая часть программы связана с изучаемым теоретическим материалом, доступна для выполнения учащимися практических умений и навык.

Цель кружка - развивать мышление, формируя и поддерживая интерес к химии, имеющей огромное прикладное значение, способствовать формированию у учащихся знаний и умений, необходимых в повседневной жизни для безопасного обращения с веществами, используемыми в быту. Для этого используются следующие формы проведения занятий:

  1. учебные занятия с демонстрацией опытов и практическими работами;

  2. использование мультимедийных технологий.

Задачи кружка:

  • 1) развитие мотивации к изучению химии, познавательных интересов и способностей;

  • 2) расширение кругозора знаний об окружающем мире;

  • 3) развитие творческих и логических способностей учащихся;

  • 4) формирование и закрепление полученных умений при проведении практических работ;

  • 5) научить правильно и безопасно обращаться с веществами;

Для реализации программы данного кружка используются беседы учителя и выступления членов кружка, проведение интеллектуальных викторин, химических вечеров, экскурсий в химические лаборатории, создание докладов с демонстрационными опытами.



Календарно-тематическое планирование

Название темы

Кол-во часов (ч.)

Виды деятельности

1

Вводное занятие (1 ч.)

Цели и назначение кружка, знакомство с химией, химической лабораторией и оборудованием.

1

экскурсия по хим. лаборатории, беседа

2

Знакомство с кабинетом химии, лабораторным оборудованием и изучение правил ТБ (1 ч.)

Основные требования к учащимся по технике безопасности (ТБ). Изучение правил техники безопасности и оказания первой помощи, использование противопожарных средств защиты.

1









фронт. беседа

3

Изменения, происходящие с веществом ( 7ч.)

Химические реакции

Химические и физические процессы. Признаки химических реакций.

Растворы. Приготовление насыщенных растворов

Насыщенные и пересыщенные растворы. Кристаллы. Жидкие кристаллы. Выращивание кристаллов.







3





4





фронт. беседа, практ. занятие





фронт. беседа, практ. заняти

4

Химия планеты Земля (8ч.)

Химия атмосферы

Состав атмосферы. Кислород и водород как важнейшие компоненты атмосферы. Углекислый газ и его значение для живой природы и человека.

Химия гидросферы

Вода, состав, свойства. Вода в природе. Жесткость.

Химия земной коры

Состав земной коры. Минералы и горные породы.



4









2,5





1,5





фронт. беседа, практ. занятие





фронт. беседа,

практ. занятие



фронт. беседа, демонстрция1

5

Методы качественного химического анализа веществ ( 8ч.)

Однородные и неоднородные смеси. Способы разделения смеси. Фильтрование, хроматография.

Качественные реакции. Определение солей. Понятие об индикаторах. Изменение окраски индикаторов в различных средах.

8



4





4





фронт. беседа, практ. занятие



фронт. беседа, практ. занятие

6

Химия в повседневной жизни(5ч.)

Химия в быту

Парфюмерия. СМС: порошки, чистящие средства.

Химия в пищевой промышленности

Жиры, белки, углеводы их значение в жизни человека. Витамины.



2,5







2,5





фронт. беседа, практ. занятие





фронт. беседа, практ. занятие

7

Химический вечер - конкурс «Химия знаний»

2



Итого:

32




Содержание программы

Вводное занятие (1 ч.)

Цели и назначение кружка, знакомство с химией, химической лабораторией и оборудованием. Значимость химических знаний в повседневной жизни человека, представление знаний о практическом методе науки – эксперименте.

Тема 1. Знакомство с кабинетом химии, лабораторным оборудованием и изучение правил техники безопасности (1 ч.)

Основные требования к учащимся (ТБ). Правила безопасной работы в кабинете химии, изучение правил техники безопасности и оказания первой помощи, использование противопожарных средств защиты. Знакомство с оборудованием для практических и лабораторных работ.

Базовые понятия: правила техники безопасности, лабораторное оборудование.

Базовые умения: оказание первой помощи, использование противопожарных средств защиты, навыки работы с химическими реактивами и лабораторным оборудованием.

Тема 2. Изменения, происходящие с веществом (7 ч.)

2.1 Химические реакции (3 ч.)

Вещества: твердые, жидкие, газообразные. Физические свойства. Химические и физические процессы. Признаки химических реакций.

Базовые понятия: вещество, физические, химические процессы, химические реакции;

Базовые умения: распознавание признаков протекания химической реакции; Демонстрации:

  • Опыты: «Искусственный снег», «Бриллиантовые перья»;

  • Опыты: «Вода – Молоко – Вода», «Сода плюс уксус», «Кровавая надпись»;

  • Просмотр фрагмента фильма: «Красный фонтан из синей воды»;

  • Практическая работа №1. «Признаки химических реакций: Молоко – Творог – Газировка»;

2.2 Растворы. Приготовление насыщенных растворов (4 ч.)

Ознакомление учащихся с процессом растворения веществ. Насыщенные и пересыщенные растворы. Приготовление растворов, значение их в жизни. Кристаллы. Жидкие кристаллы. Выращивание кристаллов.

Базовые понятия: раствор, насыщенные и перенасыщенные растворы, кристаллы, жидкие кристаллы;

Базовые умения: приготовление растворов, значение в жизни выращивание кристалла медного купороса;

Демонстрации:

  • Образцы растворов;

  • Просмотр фрагмента фильмы: « Золотые сталактиты»;

  • Практическая работа №2. «Приготовление насыщенных и перенасыщенных растворов. Расчет массовой доли сахара в растворе». Практическая работа №3. «Выращивание кристаллов медного купороса»

Тема 3. Химия планеты Земля (8ч.)

3.1 Химия атмосферы (4ч.)

Состав атмосферы. Кислород и водород как важнейшие компоненты атмосферы. Углекислый газ и его значение для живой природы и человека.

Базовые понятия: атмосфера, элементы кислород, водород, углекислый газ, способы получения, круговорот веществ в природе;

Базовые умения: получение кислорода, водорода, углекислого газа;

Демонстрации:

  1. Просмотр фрагментов фильмов: «Состав атмосферы», способы получения кислорода, водорода, углекислого газа;

  2. Практическая работа №2. «Получение кислорода и водорода несколькими способами». Практическая работа №3. «Получение углекислого газа и его свойства»

3.2 Химия земной коры(2,5ч.)

«Химия космоса». Состав земной коры. Минералы и горные породы.

Базовые понятия: литосфера, элементный состав земной коры, минералы;

Базовые умения: определение процентного содержания элемента в составе смеси; Демонстрации:

  • Просмотр фрагмента фильма: « Зарождение планет»

  • Просмотр коллекции: «Минералы и горные породы»

  • Интеллектуально-познавательная игра: «За золотым свитком»;

3.3 Химия воды (1,5 ч.)

Вода, состав, свойства. Круговорот воды в природе. Жесткость воды, ее значение Способы удаление жесткости.

Базовые понятия: вода, свойства, временная и постоянная жесткости, способы удаления;

Базовые умения: рассмотреть основные способы удаления жесткости воды;

Демонстрации:

  • Просмотр фрагмента фильма: «Вода»;

  • Практическая работа№4. «Определение приблизительного соотношения твердых частиц в почвенном образце (текстура почвы).»;

Тема 4. Методы качественного химического анализа веществ (8 ч.)

Виды анализов для определения веществ. Однородные и неоднородные смеси. Способы разделения смеси. Фильтрование, хроматография.

Качественные реакции. Определение солей. Понятие об индикаторах. Изменение окраски индикаторов в различных средах.

Базовые понятия: качественный анализ, смесь, способы разделения смесей, виды фильтров, хроматография, качественные реакции, индикатор ;

Базовые умения: рассмотреть основные способы разделения смесей: фильтрование, хроматография, практически провести качественные реакции на соли, рассмотреть основные переходы изменения окраски индикаторов;

Демонстрации:

  • Опыты: «Мгновенная фотография», «Искусственная кровь», «Качественные реакции на Cl-, Br-, F-, SO42-, SCN- анионы, «Трехцветный индикатор», «Осаждение осадка»;

  • Просмотр фрагмента фильма: «Хроматография»;

  • Практическая работа №5. «Осаждение осадки — фильтрованием». Практическая работа №6. «Качественные реакции на определение солей». Практическая работа №7. «Изменение окраски индикаторов»

Тема 5. Химия в повседневной жизни (5 ч.)

5.1 Химия в быту (2,5 ч.)

Универсальные растворители. Как отчистить трудно выводимые пятна с одежды? Косметика. Парфюмерия. СМС: порошки, чистящие средства.

Базовые понятия: ПАВ, эфирные масла;

Базовые умения: приготовление свечки из мыла;

Демонстрации:

  • Просмотр фрагмента фильма: « Универсальные растворители»;

  • Чтение докладов, сообщений на тему: «Польза химии в быту»;

  • Практическая работа №8. «Получение свечки из мыла»;

5.2 Химия в пищевой промышленности (2,5 ч.)

Применение химии в пищевой промышленности. Жиры, белки, углеводы их значение в жизни человека. Витамины.

Базовые понятия: жиры, белки, витамины;

Базовые умения: проведение качественных реакций на белки и углеводы;

Демонстрации:

  • Опыты: «Синий хлеб», «Цветные реакции на белки», «Обугливание сахарозы», «Как сварить яйцо без огня»;

  • Чтение докладов, сообщений на тему: «Углеводы, жиры, витамины, белки их значение в жизнедеятельности человека»;

  • Практическая работа №9. «Реакция серебряного зеркала». Практическая работа №10. «Качественные реакции на белки»;

Тема 6. Химический вечер - конкурс «химия знаний» (2 ч.)

Цель: стимулировать любознательность и возбудить интерес к химии у учащихся;

Задачи:

  1. Сформировать устойчивый интерес к химии.

  2. Расширить и углубить знания учащихся в химии.

  3. Показать разнообразие использования химических знаний на практике.

  4. Научить учащихся работать самостоятельно.

  5. Систематизировать и обобщить экспериментальные умения учащихся.

Структура

  1. Вступительное слово

  2. Разминка

  3. Конкурс «Экспериментальный»

  4. Игра со зрителями. Конкурс «Химия в быту»

  5. Химическая викторина

  6. Конкурс капитанов

  7. Игра с болельщиками. Конкурс «Занимательная химия»

  8. Подведение итогов

Список использованной литературы

  1. Алексинский В.Н. Занимательные опыты по химии. Пособие для учителей. - М.:Просвещение, 2005.

  2. Богданов Р.В. От молекулы к кристаллу. - Л.:Химия, 2000.

  3. Енякова Т.М. Внеклассная работа по химии. - М.:Дрофа,2004.

  4. Игровой метод в обучения химии: Практическое пособие/ Калетина Н.И., Ефременко О.А., Захарова В.Ф., Черкасова О.Г. - М.:Высшая шк., 2000.

  5. Ильченко В.Р. Перекрестки химии, биологии и физики: Книга для учащихся. - М.:Просвещение, 1990.

  6. Козловский А.Л. Химия в быту. -М.:Знание, 2003.

  7. Колтун М.М. Мир химии: Научно-художественная литература. - М.:Дет. лит., 2001.

  8. Леенсон И.А. Почему и как идут химические реакции. - М.:МИРОС, 1999.

  9. Лисичкин Г.В., Бетанели В.И. Химики изобретают: Книга для учащихся. - М.:Недра, 2007.

  10. Ольгин О.Г. Опыты без взрывов. - М.:Химия, 2006.

  11. Пичугина Г.В. Повторяем химию на примерах из повседневной жизни. - М.:Аркти, 2009.

  12. Учителю о внеклассной работе по химии: Из опыта работы/Сост. Лазаренко А.А. - Просвещение, 2004.

  13. Штремплер Г.И. Химия на досуге:Домашняя лаборатория. - М.:Просвещение, 2001.

  14. Сергеева М.П. Внеклассная работа по химии:Вечера, факультативные и кружковые занятия:Пособие для учителя. - М.:Аркти, 2000.





1

Рабочая программы кружка Юный химик
  • Химия
Описание:

Содержание программы кружка познакомит учеников с химическими веществами, использующимися в быту: сода, уксус, красители, сахар, поваренная соль и т.д. Все эти вещества, обладают интересными и необычными свойствами. Данный курс позволит расширить кругозор учащихся, раскрыть химическую природу окружающего мира.

 

Дальнейшее «погружение» в химию происходит через межпредметные связи с другими науками: биология, физика, природоведение, география и т.д. Таким образом, учащиеся знакомятся с простыми и сложными веществами; изучают генетическую связь между основными классами химических соединений (оксидами, основаниями, кислотами, солями, металлами, неметаллами), все это в дальнейшем во многом может способствовать более успешному овладению знаниями по химии.

Автор Духова Екатерина Алексеевна
Дата добавления 02.01.2015
Раздел Химия
Подраздел
Просмотров 1681
Номер материала 21115
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓




Похожие материалы