МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1
г.АК-ДОВУРАК
«РАССМОТРЕНА»:
«СОГЛАСОВАНА»: «УТВЕРЖДАЮ»:
на
заседании МО Зам. директора по ВР Директор
Д.Д. Ензак
Протокол
№ 1. ___________________
__________________
от
«04» 09 2014 г. «___» _______ 2014
г. «____» __________2014г
Рабочая программа
занятий кружка
«Художественная вышивка»
(учебный предмет)
5-6
(классы)
2014-2015
учебный год
(срок реализации)
Разработчик программы:
Ооржак
Айлаана Алексеевна
(Ф.И.О. учителя)
Учитель технологии
(занимаемая должность)
г. Ак-Довурак.
Пояснительная записка
Вышивка, как один из самых распространенных видов декоративно-прикладного искусства, особенно доступна для восприятия ребенком; ее красота и
естественность пробуждают любовь к природе, интерес к истории и
культуре своей Родины.
Изменение социокультурной среды ставит новые задачи дополнительного
образования, форм и методов обучения и воспитания детей разного возраста, создания оптимальных условий для развития творческой личности ребенка, его адаптации в
современной жизни. Дополнительное образование выступает как универсальная система технологии занятости
школьников как одного из
средств развития личности
и введения ее в творчество.
Различные художественные студии учреждений системы дополнительного образования объединяют детей по интересам и предоставляют каждому
школьнику возможность выбора творческого
развития и оказывают влияние на
дальнейший выбор профессии.
В основе концепции образовательной деятельности коллективов декоративно-прикладного искусства лежит возрождение
духовного наследия народа, сохранение и развитие художественных традиций. Художественные
же промыслы и древние ремесла рассматриваются как часть материальной и духовной культуры народа.
В настоящее время декоративно-прикладное искусство, особенно художественные промыслы, переживают трудный период невостребованности и незаслуженного забвения, что
способствует утрате многих уникальных
и самобытных видов народного искусства,
получивших широкое признание как в стране, так и за рубежом.
Современному подростку трудно ориентироваться в мире искусства. Как отличить
настоящую красоту от ложной «красивости»?
Навязчивая реклама, низкопробные телепрограммы, многие товары для детей и зачастую
даже игрушки, призывающие к разрушению
и насилию, вызывают далеко не добрые чувства. Все это вытесняет многовековые национальные культурные традиции
и внедряет упрощенные нормы и образцы
зарубежной массовой культуры.
Нарушение равновесия эмоционального и рационального начала в современном
человеке, дефицит интеллекта ставят серьезные проблемы развития полноценного общества
в недалеком будущем. Особенно опасно
утерять остроту эмоционального
восприятия в детстве, когда духовная сторона личности только зарождается. Поэтому недостаточное внимание к образованию в области художественного развития школьников, способствующего духовному становлению личности ребенка, уже сейчас ставит большие проблемы творческой несостоятельности, неспособности воспринимать прекрасное в искусстве и в жизни. Воздействие народного и декоративно-прикладного
искусства на растущего ребенка
многопланово; оно выступает как школа
воспитания чувства прекрасного, стимулирует творческий потенциал, способствует взаимопониманию в детском коллективе.
Народная художественная вышивка — яркое и
неповторимое явление национальной культуры, изучение
которой обогащает, доставляет радость общения с настоящим
искусством.
Организация кружков художественной вышивки в
школе дает возможность практически познакомить детей
с этим видом декоративно-прикладного
искусства. Вышивка доступна детям,
вызывает у них большой интерес.
Цель кружков художественной вышивки - эстетическое и трудовое воспитание школьников.
Основные задачи кружковой работы по вышивке:
·
привить ребятам интерес и любовь к
декоративно-прикладному искусству народов нашей страны;
·
научить техническому мастерству
в области вышивки;
·
воспитать умение работать коллективно,
добиваясь совершенства исполнения и завершенности в
работе;
·
содействовать профессиональной ориентации кружковцев.
Содержание данной рабочей программы
позволяет в комплексе изучить основы вышивания и овладеть традиционными
техниками ручной художественной вышивки.
Программа компилятивная, составлена на
основе программ:
- Технология:
Программы начального и основного общего образования. Под ред. В. Д.
Симоненко, рекомендованной МО РФ, 2007 г.
- Примерных
программ по обучению учащихся изготовлению изделий народных художественных
промыслов 5-11 классы. Под ред. Н. В. Евстегнеевой. Русская народная
вышивка.
- «Дом
– семь «Я»»: Программа экспериментального курса предметной области
«Технология». 5-11 классы /Министерство общего и профессионального
обучения РФ. Под ред. Е. Д. Волоховой. Ручная художественная вышивка.
Цель рабочей
программы - сформировать интерес, позитивное отношение к ручной
художественной вышивке.
Задачи программы:
- познакомить
учащихся с традициями русской народной вышивки;
- сформировать
знания по ручной художественной вышивке;
- развивать
эстетическое восприятие изделий оформленных вышивкой;
- вызвать интерес к народной вышивке;
- привить навыки искусства вышивания;
- развивать сенсорные и моторные навыки.
Основные разделы
программы:
- Азбука
вышивальщицы.
- Композиция,
орнамент, цвет в вышивке.
- Простые
и отделочно-декоративные швы.
- Счетные
швы.
- Гладь. Виды глади.
- Мережки.
Технология выполнения простых мережек.
- Проектирование и изготовление изделий с вышивкой.
Программа кружка рассчитана на 68 часов. Занятия кружка будут
проводиться один раз в неделю. Продолжительность занятий - 2 часа.
При составлении
программы учитывались возрастные особенности детей, их возможности в овладении
той или иной техникой вышивания.
Внедрение
информационных технологий в образовательный процесс также нашли отражение в
учебном содержании программы кружка.
В программе кружка предполагаются такие
формы организации образовательного процесса как индивидуальная, групповая
работы, беседы, творческие задания, проектные работы, экскурсии, выставки.
Изложение учебного материала имеет практико-ориентированный
характер. Изучение каждого раздела предполагает теоретические и практические
занятия. Практические занятия направлены на создание небольших изделий
оформленных вышивкой. Такой подход в изучении новых технологий позволит не
только их изучить, но и увидеть применение вышивки в оформлении жилого, общественного интерьера, станет частью
современного костюма.
Во время теоретических занятий кружковцы знакомятся с истоками возникновения той или иной вышивки, особенностями
выполнения, цветовым решением, орнаментальными
или сюжетными композициями, характерными для данной техники вышивания.
Большое
внимание в содержании программы уделяется проектированию и изготовлению
изделий. Проектные работы могут быть
как индивидуальными, так и коллективными. Работа в команде способствует развитию у ребят творческой активности, объединению их в дружный коллектив. Коллективный
труд значительно ускоряет процесс работы над изделием, позволяет
правильно распределить задания, учитывая
возраст и способности каждого кружковца. Сочетание во многих изделиях разнообразных приемов вышивки, различных по степени сложности технического
исполнения, дает возможность участия
в такой коллективной работе почти
всех членов кружка.
Ожидаемые результаты. После окончания курса обучения, предусмотренного данной программой, учащиеся должны знать:
- историю возникновения
вышивки, характерные особенности вышивок народов России;
- основы композиции;
- правила
выполнения технического рисунка;
- основные
виды швов и их выполнение на разных тканях с подбором соответствующих
ниток;
- виды и свойства тканей, ниток и
других материалов, применяемых для вышивки;
- основные виды дефектов
вышивки, причины их возникновения;
- основы проектной
деятельности.
Учащиеся
должны уметь:
- выполнять
технические рисунки;
- выполнять
гладьевые, счетные швы, мережки, сочетать их с простыми и
декоративно-отделочными швами;
- определять расход ткани для
различных изделий, место расположения декоративного оформления, пропорции
и характер рисунка;
- разрабатывать несложные
композиции декоративного оформления.
Отследить и оценить результаты по данной
программе можно, анализируя практические работы учащихся, участие в творческих
выставках, конкурсах.
Заключительное занятие данной программы
предполагает подведение итогов годовой работы кружковцев в форме отчетной
выставки, на которую отбираются лучшие работы учащихся.
Методическое
обеспечение программы
Занятия кружка проводятся в кабинете технологии, где имеется все
необходимое для занятий по вышивке: пяльцы, ткани из х/б и искусственных
волокон, иглы для вышивания, булавки, нитки мулине, нитки для шитья, ножницы,
линейки, карандаши, калька, миллиметровая бумага, копировальная бумага, сантиметровая лента, швейные машины.
Кабинет оформлен постоянно действующими выставками творческих
работ учащихся по декоративно-прикладному искусству. В нем имеется большой
дидактический материал по вышивке, необходимая литература для занятий, подборка
журналов по рукоделию; собрана коллекция образцов вышитых изделий.
В кабинете
имеется компьютер, что позволяет использовать в обучении презентации изучаемых
тем, просматривать компьютерные диски.
Содержание
программы
1. Вводное занятие. Русская
народная вышивка, ее истоки. Вышивка в народном и современном костюме.
Вводное
занятие. Ознакомление с правилами внутреннего распорядка в учебной
мастерской и программой обучения учащихся в кружке «Художественная вышивка».
Древнерусская вышивка. Семантика русской вышивки. Вышивка Русского Севера.
Вышивка Центральной России. Вышивка южных регионов России. Вышивка народов Поволжья.
Вышивка народов Сибири и Дальнего Востока.
Вышивка в народном и современном костюме. Народный костюм и характер его декоративного
оформления. Обрядовые и праздничные полотенца. Убранство
крестьянской избы. Традиции вышивального искусства в современном костюме и
быту.
2. Азбука вышивальщицы.
Основные правила. Инструменты и
приспособления. Набор инструментов и материалов, необходимых для вышивки:
ткани, нитки, иголки, пяльцы, альбом, карандаши, фломастеры. Правила запяливания тканей и
движения рук во время работы.
Практические занятия. Упражнения по запяливанию ткани в круглые пяльцы. Правила вдевания нитки в иглу в 1,
2, 4, 6 сложений.
3. Композиция, орнамент, цвет
в вышивке.
Понятие композиции,
орнаменте, цвете в вышивке. Цветовой круг. Орнамент, его виды, ритм, симметрия, раппорт.
Рисование узоров в полосе. Упражнения.
Выполнение полосы орнамента растительного и геометрического характера в альбомах.
Практические занятия. Выполнение
карандашом и акварельными красками растительного и геометрического орнамента в полосе, квадрате, круге. Выполнение копий контурного рисунка на кальке. Выполнение перевода на альбомный лист небольших рисунков разными
способами. Подготовка трафарета.
4. Простые и
отделочно-декоративные швы. Способы перевода рисунка на ткань.
Знакомство детей с
различными тканями и их свойствами. Сказки голубого льна
- красота и прочность льняных тканей.
Правила раскроя ткани для вышивки. Знакомство с простейшими швами. Организация рабочего места. Уход за вышитыми изделиями.
Технология выполнения простых и
отделочно-декоративных швов цветными
нитками.
Последовательность выполнения швов: вперед
иголку; за иголку; строчка; тамбурный шов; стебельчатый
шов; петельный шов; шов «козлик»; шов «петля в прикреп»; шов «рококо».
Ткани
и нитки, применяемые для указанных швов. Длина стежков в зависимости от
количества перекрываемых нитей ткани, направление иглы вдоль основы или утка.
Качество выполнения швов, причины возникновения дефектов
и меры их предупреждения. Способы
копирования и перевода рисунков: через
копировальную бумагу, припорох, на просвет с
использованием папиросной бумаги.
Практические занятия. Технический
рисунок простых швов на миллиметровке. Зарисовка швов карандашом на миллиметровке с показом хода рабочей
нитки на лице и изнанке и расчетом длины стежка.
Освоение рабочих приемов выполнения простых
швов. Последовательность выполнения швов. Расчет
длины стежка в зависимости от толщины основы и утка ткани, правильный ход рабочей нитки. Упражнения. Вышивание образцов швов,
составление несложных композиций для вышивания. Вышивка и изготовление простых
изделий (салфетка, футляр для очков, мобильного телефона, сумочка-косметичка и
др.)
5. Счетные швы.
Выполнение вышивки счетными швами.
Народная вышивка, выполненная счетными швами. Счетные швы и их применение в оформлении изделии различного назначения. Орнамент и цвет в народных вышивках счетными швами. Сюжетные сцены и их смысловая значимость
в народных вышивках. Значение счетных швов для оформления
современных изделий.
Практические занятия. Зарисовки несложного орнамента с народных образцов.
Зарисовки в цвете на кальку геометрического и растительного орнаментов. Понятие
о цвете и фактуре вышивки, выполненной различными швами.
Технология выполнения счетных швов.
Одностороннее и двухстороннее счетное шитье:
роспись, набор, счетная гладь. Отличительные
особенности этих вышивок. Ткани и нитки, применяемые для
вышивок счетными швами. Расчет нитей ткани для выполнения
швов: роспись, набор, счетная гладь. Последовательность движения рабочей нитки. Аккуратность в выполнении лицевой и
обратной сторон. Причины
возникновения дефектов и меры их предупреждения.
Технический рисунок счетных швов. Зарисовки швов (роспись, набор, прямая счетная гладь) карандашом на миллиметровке с показом расположения стежков рабочей нитки на лице и изнанке (демонстрация технического рисунка).
Освоение рабочих приемов выполнения счетных швов. Последовательность
выполнения швов: роспись, набор, прямая счетная гладь. Их сходство и отличие. Освоение приемов шитья — набор определенного количества нитей на иглу для образования стежков. Определение наиболее рационального хода рабочей нитки в росписи. Сохранение плотности наложения стежка в наборе и прямой счетной глади. Закрепление рабочей нитки в начале и конце
вышивки. Упражнения. Вышивание образцов счетными швами.
6. Цветная гладь.
Технология выполнения цветной глади.
Виды цветной глади. Ткани и нитки,
применяемые для цветной глади в зависимости от назначения
изделия. Приемы выполнения цветной глади, их название и назначение. Последовательность выполнения стеблей, цветов, листьев. Требования к вышивкам цветной гладью. Дефекты вышивки гладью,
способы их предупреждения и устранения (демонстрация чертежей швов с четким
обозначением хода рабочей нитки).
Практические занятия. Технический рисунок цветной глади. Зарисовка швов
цветной глади на миллиметровке карандашом с указанием
направления стежков на цветах, листьях, стеблях.
Освоение рабочих приемов выполнения цветной
глади. Последовательность выполнения вышивки.
Нанесение рисунка на ткань, определение
последовательности выполнения мотивов и направления
стежков каждой формы. Выполнение плотной и редкой глади
в зависимости от орнамента. Рациональный ход рабочей
нитки для достижения наибольшей красоты каждой формы.
Закрепление рабочей нитки в начале в конце вышивки. Упражнения. Вышивание
образцов цветной гладью. Вышивка и
изготовление простых изделий (салфетка, футляр для очков, мобильного телефона,
сумочка-косметичка и др.)
7. Проектирование и изготовление изделий с вышивкой.
Последовательность
выполнения проекта. Защита проекта.
Практические занятия. Выполнение индивидуального
творческого проекта с использованием изученных швов.
Примерные образцы изделий: закладки для книг, детские сумки и полотенца, небольшие дорожки, салфетки, фартуки и др.
8. Экскурсии.
Выставки.
Посещение
экскурсий, выставок в Музейном центре, галерее «Стерх», «избе ремесел – Старый
Сургут» и др.
9. Заключительное
занятие.
Просмотр изделий,
выполненных учащимися за год, их оценка, отбор лучших работ на выставку.
Организация выставки, обсуждение ее итогов.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.