Главная / Начальные классы / РАБОЧАЯ ПРОГРАММА воспитателя группы продленного дня «Здоровое питание» (направление здорового образа жизни) 1 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА воспитателя группы продленного дня «Здоровое питание» (направление здорового образа жизни) 1 класс








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

воспитателя группы продленного дня

муниципального автономного образовательного учреждения – лицея №2 г. Альметьевска

Мавлитовой Фариды Мирзахметовны

«Здоровое питание» (направление здорового образа жизни)

  1. класс





















Пояснительная записка

Краткосрочная образовательная программа «Здоровое питание» предназначена для расширения кругозора и формирования понимания младшими школьниками важности правильного питания, которое может стать эффективным способом профилактики и предупреждения многих заболеваний. Программа поможет в формировании здорового образа жизни, устойчивого,  негативного отношения к привычкам, связанным с неправильным питанием, разрушающим здоровье, а так же в формировании культурно – нравственных отношений к национальным    традициям питания своего народа. В ходе реализации программы учащиеся начальных классов смогут осознать, что главная ценность жизни – здоровье человека, за которое он отвечает сам и сам обязан поддерживать его.

Задачи:

закрепить представление  о необходимости заботы о здоровье;  важности правильного питания как составной части сохранения и укрепления здоровья;

закрепить знания о здоровом питании, необходимости витаминов в пище;

воспитывать чувство ответственности за своё здоровье;

  формировать активный познавательный интерес к окружающему миру.

Образовательные цели:

Побудить учащихся изучить свой организм, дать представление об этапах пищеварения и возможных  «опасностях» на каждом их них. Познакомить с ролью основных питательных веществ для здорового развития организма.

Дать знания о вреде переедания, уметь определять симптомы перенасыщения, иметь навыки соблюдения режима питания.

Познакомить с правилами по технике безопасности в процессе приготовления пищи и правилами этикета.

Научить умению обезопасить себя от недоброкачественных продуктов.

Дать представления о «жизненном цикле» продукта и его влиянии на качество продуктов.

Познакомить с правилами хранения основных продуктов в домашних условиях.

Развивающие цели.

Программа призвана развивать:

наблюдательность, навык правильной самооценки, самонаблюдения;

навык творческого применения полученных знаний в различных жизненных ситуациях;

умение дорожить здоровьем, неприязненное отношение к вредным привычкам, связанным с питанием;

навык проведения практических исследований;

умение работать с научной, дополнительной, занимательной литературой по интересующему предмету, анализировать полученные сведения из средств массовой информации;

способность убеждать других учащихся в необходимости соблюдения правил здорового питания, путём выполнения коллективно-творческих работ: рефератов, показов поучительных сценок, проведения ролевых игр, оформления газет и др.

Воспитывающие цели:

воспитывать любовь к самому себе, как уникальному, прекрасному существу на Земле, вызвать желание с детства заботиться о своём здоровье, соблюдая правила здорового питания;

осуществлять гигиеническое воспитание в области питания, способствовать формированию здорового образа жизни;

осуществлять экологическое воспитание, показать место человека в живой природе, взаимную зависимость и влияние человека и окружающего мира;

эстетическое воспитание, развивать эстетический вкус при оформлении блюд, сервировки стола;

воспитывать патриотические чувства на примере традиций национальной кухни;

воспитывать чувства ответственности за порученное дело, дисциплинированность, уважительное отношение к себе и окружающим;

Причины создания программы:

Проблема питания стоит перед человечеством с самого начала развития цивилизации. И усиливается она пропорционально росту численности населения нашей планеты Научно-технический прогресс, казалось бы, позволяет раз и навсегда разобраться с этой проблемой. Современные технологии дают возможность значительно увеличить урожай, производство мяса и молока. Минеральные удобрения, биодобавки в корма сельскохозяйственных животных, достижения селекции, генной инженерии, ветеринарии, зоотехнии, химии, фармацевтической промышленности и пищевой биотехнологии – всё это призвано помочь людям решить вопрос нехватки продуктов. Но все ли эти продукты полезны? Какую роль они играют в жизнедеятельности растущего организма?

К наиболее важным средствам обеспечения здоровья относят и правильное рациональное питание.

Пища является одним из важнейших факторов окружающей среды, оказывающее влияние на состояние здоровья, работоспособности, умственного и физического развития, а также на продолжительность жизни человека.

Связь питания и здоровья была подмечена еще в древности. Люди видели, что от неправильного питания дети плохо растут и развиваются, взрослые болеют, быстро утомляются, плохо работают. По мнению большинства специалистов, неправильное питание может провоцировать возникновение заболеваний или отягощать течение имеющихся болезней, таких как ожирение, атеросклероз, ишемическая болезнь сердца, сахарный диабет, желчнокаменная болезнь и злокачественные новообразования. Наблюдения показывают зависимость возникновения язв, опухолей и других заболеваний ЖКТ (желудочно-кишечного тракта) и других систем организма от качества пищи, недостаточности в ней витаминных комплексов. Одновременно с этим можно привести примеры и обратной зависимости, когда с улучшением питания значительно снижалось заболеваемость населения.

Основные нарушения в питании, наблюдаемые в различных возрастных группах обычно одинаковы. Это, в первую очередь, избыток в пище углеводов и жиров животного происхождения и дефицит овощей, фруктов и ягод, а также наиболее страшное последствие изменения ритма жизни– нарушение режима питания.

Каждое из этих нарушений, даже отдельно взятое, может влиять на состояние здоровья человека. Учёными установлено, что здоровое питание само по себе является достаточным для поддержания организма в здоровом состоянии, тогда как все другие оздоровительные и профилактические мероприятия этого сделать не могут. Даже такие важнейшие составляющие здоровья, как здоровый образ жизни, физическая культура, закаливание, отдых и лечение на мировых курортах, пользование известными целебными водами и грязями дадут кратковременный эффект, если не будет обеспечено полноценное здоровое питание.

Здоровое питание - это употребление продуктов, содержащих достаточное количество необходимых витаминов и микроэлементов, и не имеющих в своём составе вредных веществ: тяжёлых металлов, нитратов, радионуклидов, лекарственных средств, лекарственных гормонов, химических веществ и др. (их называют токсинами и шлаками). Откуда попадают вредные вещества в организм?

Первый путь - это из внешней среды вместе с загрязненными продуктами, водой и воздухом. Второй путь - из внутренней среды организма при неправильном питании, в частности:

- при недостатке витаминов и микроэлементов в рационе питания, без которых пища усваивается не полностью;

- при избыточном употреблении пищи в результате переедания, когда пищеварительная система не справляется с ее переработкой и часть пищи оказывается неусвоенной;

- при употреблении несовместимых продуктов, когда пища также усваивается не полностью.

Мы часто говорим: «В здоровом теле – здоровый дух». И проблема нашей школы «Повышение качества образования учащихся через внедрение здоровьесберегающих педагогических технологий в обучении и образовании». В школе преобладающим является воспитание здорового человека. Питание детей тесно связано со здоровьем. Начало заболеваний желудочно-кишечного тракта в 70 из 100 случаев приходится на 5 – 6 летний возраст и достигает пика к 8 – 12 годам. По данным академика А. А. Баранова, распространенность хронических заболеваний органов пищеварения составляет 702,3 на 1000 детского населения и зависит от ряда факторов:

- нерегулярное питание с перерывами более 3 –4 часов;

- частое употребление острых блюд, консервированных продуктов, маринадов, копченостей, солений;

- однообразное питание;

- еда в сухомятку;

- употребление некачественных продуктов;

- несоблюдение режима дня;

- малоподвижный образ жизни;

- вредные привычки.

Их устранение снижает вероятность возникновения заболеваний пищеварительной системы в среднем на 15%.

В этой работе много проблем. Прежде всего, очень трудно преодолеть стереотип в мышлении и поведении не только детей, но и взрослых, что здоровье – это дело не только государственное, но и личное. Главная ценность жизни – здоровье человека, за которое он отвечает сам и сам обязан поддерживать его.

Если говорить о правильном питании то это предусматривает:

- приобретение и усвоение знаний о  том, как сохранить свое здоровье, а предупредить его нарушение – формирование духовно-нравственных качеств личности (ответственности, честности, доброты, милосердия)

- развитие умений и навыков безопасной, здоровой жизни – воспитание культуры здоровья (поведения, питания, общения, быта, труда)

Целостность означает, что здоровая жизнь человека рассматривается в единстве всех ее составляющих: психическое, физическое, социальное и духовное здоровье.

Современное питание по данным обследования -   потребление избыточного количества жира, нам не хватает большинства витаминов, микроэлементов, пищевых волокон,  незаменимых жировых клеток, содержащихся в растительных маслах и в морепродуктах. Выявляемые нарушения, в значительной степени, влияющие на состояние здоровья, связаны как с социально-экономическими условиями, так и  привычками и традициями в питании населения,  существенную роль играет и низкий уровень образования населения в области здорового питания.

Понимание младшими школьниками важности правильного питания может стать эффективным способом профилактики и предупреждения неинфекционных заболеваний желудочно-кишечного тракта, развития сердечно – сосудистых заболеваний и  рака. Каждый человек может и должен быть хозяином собственного здоровья.

В основе программы лежат следующие принципы:

систематичность;

воспитывающий и развивающий характер занятий;

доступность и добровольность;

творческий характер, развитие инициативы и самодеятельности;

поддержка в детях стремления к самосовершенствованию, желания вести здоровый образ жизни;

использование индивидуального подхода к каждому ребёнку;

учёт уровня развития интересов детей;

предоставление ребёнку права на выбор, сочетание его желаний с требованиями педагога;

принцип актуальности содержания курса, его практической значимости для ребёнка;

принцип ориентации на потребности социального окружения (самих детей, родителей, школы);

принцип новизны, научности, яркости содержания материала.

Для реализации указанных принципов, достижения целей программы, используются следующие методы:

  1. Наблюдение – он основан на целенаправленном восприятии какого-либо вопроса. Наблюдение проводится по заранее намеченному плану, является основой практических работ. Для регистрации результатов наблюдения учащиеся составляют таблицы, полученная информация обрабатывается, интерпретируется.

Виды применяемых для реализации программы наблюдений:

а) включенное наблюдение, когда дети являются и объектом наблюдения и сами же – наблюдателями;

б) не включенное наблюдение – «со стороны», например, за другими учащимися школы, родителями, открытое и скрытое, сплошное или выборочное.

2. Метод опроса. Беседа, интервью, анкетирование. Беседа – метод исследования, применяемый для получения необходимой информации. Она проводится по заранее намеченному плану с выделением вопросов, требующих выяснения, ведётся в свободной форме, без записи ответов собеседника. Беседы проводятся с родителями, учениками, медицинскими работниками и др. Во время интервью – ответы открыто записываются, (этот метод применяется при проведении ролевых игр).

3. Метод изучения творческих работ учащихся: письменных, графических, рефератов, рисунков, сценариев, составленных детьми.


Содержание программы «Здоровое питание».

Наш организм. (9ч.) Представление об этапах пищеварения и возможных  «опасностях» на каждом их них. Пищеварение начинается с полости рта. Гигиена полости рта. Пищеварение в желудке (желудочный сок). Профилактика болезней желудка (гастрит, язва желудка). Жвачка: польза или вред? Питание и эмоциональное состояние.

Роль основных питательных веществ для здорового развития организма. (9ч.) Жиры, белки и углеводы. Фрукты - поставщик углеводов, витаминов и микроэлементов, органических кислот и пектиновых веществ. Колбаса - один из самых вредных продук­тов для человека. Десятка самых полезных продуктов. Продукты, которые улучшают память. Если нервы расшатались. Опаснейшие консерванты.



Режима питания. (13ч.) Что такое режим питания . Выполнение режима питания. О вреде переедания, симптомы перенасыщения. Правилами по технике безопасности в процессе приготовления пищи. Правила хранения продуктов питания и приготовления пищи. Как дома хранятся продукты питания, и как готовится пища. Десять рецептов питания кандидата медицинских наук Г. С. Шаталовой

Правила этикета. (6ч.) Что такое правила этикета и для чего необходимо их соблюдать. Правила поведения за столом. Беседа во время трапезы.

Потребительская грамотность. (8ч.) Недоброкачественные продукты, о «жизненном цикле» продукта и его влиянии на качество продуктов. Изучаем инструкцию – состав, способы приготовления и срок хранения продуктов. Соотношение основных питательных веществ: белков, жиров и углеводов. Правилами хранения основных продуктов в домашних условиях.

Традиции татарской кухни. (8ч.) Особенности татарской кухни. Любимые рецепты наших бабушек. Секреты татарской кухни, «здоровая» пища. Как принимают гостей татары (народные традиции).

Традиции русской кухни. (8ч.) Особенности русской кухни. Любимые рецепты наших бабушек. Секреты русской кухни, «здоровая» пища. Как принимают гостей русские (народные традиции).

Итоговые занятия. (5ч.) Составление правил здорового питания. Твой режим питания. Твой дневной рацион «Здоровое питание».

Практическая часть. Составление меню, удовлетворяющего суточную потребность организма во всех питательных веществах. Способы нарезки, приготовления салатов, оформление и способы подачи. Работа над проектом «Воскресный  завтрак». Принимаем гостей. Составление рецепта блюда: «Самое здоровое и питательное», приготовление и дегустация. Изучаем

Критерии оценивания программы «Здоровое питание».

Учащиеся должны знать:

об этапах пищеварения и возможных  «опасностях» на каждом их них;

роль основных питательных веществ для здорового развития организма;

о вредном влиянии отдельных консервантов на организм человека;

о роли режима питания и важности его выполнения;

правила по технике безопасности в процессе приготовления пищи;

правила хранения продуктов питания и приготовления пищи.

правила этикета и осознавать необходимость их соблюдения;

традиции кубанской кухни;

приёмы оказания первой помощи при пищевых отравлениях.

Учащиеся должны уметь:

оказать первую помощь при отравлении некачественными продуктами себе и другим;

вести активный здоровый образ жизни;

уметь проанализировать инструкцию на этикетке продукта – состав, способы приготовления и срок хранения продуктов.

составить режим питания. (Питаться 4-5 раз в день, в определенные часы, не чаще чем через 4 часа.)

питаться рационально. (Питаться разнообразно, с учетом энерготрат организма и соотношения белков, жиров, углеводов в пище, норм витаминов.);

соблюдать правила приема пищи;

хранить продукты питания (интересоваться, как дома хранятся продукты питания и как готовится пища.)

Учащиеся должны приобрести навык:

творческой работы в коллективе;

высказывания своих мыслей;

изучения научной литературы.











Учебно-тематическое планирование

Тема

Количество часов

Содержание программы

Дата проведения

дата

факт


Наш организм

9




1


2

Представление об этапах пищеварения и возможных  «опасностях» на каждом их них



2

1

Пищеварение начинается с полости рта





1

Гигиена полости рта



3

1

Пищеварение в желудке (желудочный сок).





1

Профилактика болезней желудка (гастрит, язва желудка).





1

Жвачка: польза или вред?





1

Питание и эмоциональное состояние



5

.

1

Работа над проектом «Воскресный завтрак»




Роль основных питательных веществ для здорового развития организма.

9




6


1

Жиры, белки и углеводы



7


1

Фрукты - поставщик углеводов, витаминов и микроэлементов, органических кислот и пектиновых веществ



8


1

Колбаса - один из самых вредных продук­тов для человека



9


1

Десятка самых полезных продуктов



10


1

Если нервы расшатались.



11


1

Продукты, которые улучшают память



12


1

Опаснейшие консерванты



13


2

Составление меню, удовлетворяющего суточную потребность организма во всех питательных веществах




Режима питания

13




14

.

2

Что такое режим питания . Выполнение режима питания.



15


1

О вреде переедания.



16


1

Симптомы перенасыщения.



17


2

Правилами по технике безопасности в процессе приготовления пищи.



18


2

Правила хранения продуктов питания и приготовления пищи.



19


2

Как дома хранятся продукты питания, и как готовится пища.



20


1

Десять рецептов питания кандидата медицинских наук Г. С. Шаталовой



21


2

Первая помощь при отравлении некачественными продуктами питания.




Правила этикета.

6




22


1

Что такое правила этикета и для чего необходимо их соблюдать.



23


1

Принимаем гостей.



24


2

Правила поведения за столом.



25


1

Беседа во время трапезы.



26


1

Способы нарезки, приготовления салатов, оформление и способы подачи.




Потребительская грамотность.

8




27


2

Недоброкачественные продукты, о «жизненном цикле» продукта и его влиянии на качество продуктов.



28


2

Изучаем инструкцию – состав, способы приготовления и срок хранения продуктов.



29


2

Соотношение основных питательных веществ: белков, жиров и углеводов.



30


2

Правилами хранения основных продуктов в домашних условиях.




Традиции татарской кухни.

8




31


2

Особенности татарской кухни.



32


2

Любимые рецепты наших бабушек.



33


2

Секреты татарской кухни, «здоровая» пища.



34


2

Как принимают гостей татары (народные традиции).




Традиции русской кухни.

8




35


2

Особенности русской кухни.



36


2

Любимые рецепты наших бабушек.



37


2

Секреты русской кухни, «здоровая» пища.



38


2

Как принимают гостей русские (народные традиции).




Итоговые занятия.

5




39


2

Составление правил здорового питания



40


1

Твой режим питания.



41


2

Твой дневной рацион «Здоровое питание».




Литература

«Педагогика здоровья» под редакцией В.Н.Касаткина. - М.: «Линка - Пресс», 1999.

Белкин А.С. Основы возрастной педагогики. - Екатеринбург, 1999.

М. М. Безруких,  Т. А. Филиппова «Разговор о правильном питании»

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе 1-4 классы, В. И. Коваленко. М: «ВАКО», 2004г.

Образовательная программа «Разговор о правильном питании школьников», М. М. Безруких, РАО, 2004г.

Адаптационная программа «Школа здорового питания», В. А. Терёхина, республика Татарстан, 2007г.

Формирование культуры здоровья обучающихся. Казань, 2005г.

Система обучения здоровью в образовательных учреждениях. Казань, 2005г.

Настоящее и будущее здоровья детей, Л. П. Анастасова, Д. Д. Утешинский. М.: Просвещение,1996г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА воспитателя группы продленного дня «Здоровое питание» (направление здорового образа жизни) 1 класс
  • Начальные классы
Описание:

     Краткосрочная образовательная программа «Здоровое питание» предназначена длярасширения кругозора  и формирования понимания младшими школьниками важности правильного питания, которое  может стать эффективным способом профилактики и предупреждения многих заболеваний. Программа поможет в формировании здорового образа жизни, устойчивого,  негативного отношения к привычкам, связанным с неправильным питанием, разрушающим здоровье, а так же в формировании культурно – нравственных отношений к национальным    традициям питания своего народа. В ходе реализации программы учащиеся начальных классов  смогут осознать, что главная ценность жизни – здоровье человека, за которое он отвечает сам и сам обязан поддерживать его. 

Автор Мавлитова Фарида Мирзахметовна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 874
Номер материала 22791
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓