муниципальное бюджетное специальное
(коррекционное) образовательное учреждение для
обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа - интернат I вида»
Рассмотрена и одобрена
на заседании
методического
объединения воспитателей
протокол № 1 от28.08.2013
|
Утверждена
приказом № 69 от01.09.2013
Директор
МБОУ «Школа-интернат I вида»
____________ Л.А.Посадская
|
Рабочая программа
воспитательной работы
СТУПЕНЬКА
на 2013 - 2017 учебный год
Воспитатель:
Попова Галина Борисовна
г. Череповец
Содержание:
1. Пояснительная записка.
2. Цель и задачи.
3. Основные направления воспитательной работы.
4. Направления реализации программы.
5. Формы внеурочной деятельности по направлениям.
6. Ожидаемые результаты.
7. Содержание программы.
8. Этапы реализации программы:
I этап - 1 класс «Познай себя – это интересно!»
- Тематический план.
-
Критерии успешного завершения этапа
II этап - 2 класс «Учись дружить»
- Тематический план.
-
Критерии успешного завершения этапа.
III этап - 3 класс «Азбука
коллективной жизни»
- Тематический
план.
- Критерии успешного завершения этапа.
IY этап - 4 класс «Вместе
мы сила»
- Тематический
план.
- Критерии успешного завершения этапа.
9. Критерии и
способы изучения эффективности реализации программы воспитательной работы.
10. Нормативно-правовая база.
11. Список литературы
Пояснительная
записка
Воспитание ребёнка с ограниченными возможностями здоровья –
процесс долгосрочный, многогранный, системный, наиболее успешно реализуемый в
условиях единого воспитательного пространства специальной (коррекционной)
школы, направленный на решение общепринятой в системе
образования воспитательной цели гармоничного и планомерного развития личности
человека, овладения им необходимыми социальными, духовно-нравственными и
эмоциональными ценностями.
Особенностью
системы воспитательной работы является тесное взаимодействие с учебным
процессом для успешного решения образовательных, воспитательных и коррекционных
задач школы – интерната.
С
целью эффективного введения и реализации стандартов нового поколения в
соответствии с Законом «Об образовании», Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) и в
соответствии с программой развития воспитательной системы школы – интерната
разработана программа воспитания и развития обучающихся, воспитанников
начальных классов.
Воспитательная программа сформирована с учётом особенностей
первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения.
Начальная школа — особый этап в жизни ребёнка, связанный:
• с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности
ребёнка — с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости
игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;
• с освоением новой социальной позиции, расширением сферы
взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении,
познании, социальном признании и самовыражении;
• с принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика,
выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый
образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;
• с изменением при этом самооценки ребёнка, которая
приобретает черты адекватности и рефлексивности;
• с моральным развитием, которое существенным образом
связано с характером сотрудничества с взрослыми и сверстниками, общением и
межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности
и мировоззрения.
Учитываются также характерные для младшего школьного
возраста (от 7 до 11 лет):
• центральные психологические новообразования, формируемые
на данной ступени образования: словесно – логическое мышление, произвольная
смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, анализ, рефлексия
содержания, оснований и способов действий, планирование и умение действовать во
внутреннем плане, знаково – символическое мышление, осуществляемое как
моделирование существенных связей и отношений объектов;
•развитие целенаправленной и мотивированной активности
обучающегося, воспитанника направленной на овладение учебной деятельностью,
основой которой выступает формирование устойчивой системы учебно -
познавательных и социальных мотивов и личностного смысла учения.
Цель программы: создание условий для формирования и развития позитивного
отношения к школе, воспитание грамотной, активной личности, ориентированной на
духовное и нравственное развитие.
Основные задачи воспитательной
работы, необходимые для достижения поставленных целей:
1.
проводить учебную,
воспитательную и коррекционную работу в тесном сотрудничестве с родителями и
классными руководителями;
2.
создавать благоприятные условия
для развития положительных качеств личности воспитанников и формирования позитивного отношения к
сверстникам, работать над созданием дружного коллектива;
3.
создавать условия для проявления инициативы, самостоятельности; мобилизация потенциальных возможностей конкретного возраста, опираясь на достижения предыдущего возраста;
4.
способствовать выработке у
детей адекватного отношения к ошибкам и неудачам, развитие внутренней
активности детей, уверенности в себе и формированию стремления к реализации
своих способностей;
5.
содействовать формированию навыков разговорной речи,
внятного произношения и развитию слухового восприятия;
6.
помочь детям осознать
требования педагогов и родителей, сопоставить их со своими возможностями и
желаниями;
7.
формировать навыки здорового
образа жизни;
8.
следить за физическим здоровьем
и эмоциональным состоянием детей в тесном сотрудничестве с медицинскими работниками
школы.
В воспитательной программе учитываются существующий разброс
в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их
познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи,
моторике и т. д., связанные с возрастными, психологическими и физиологическими
индивидуальными особенностями детей младшего школьного возраста.
Организация воспитательной работы с детьми с
нарушениями слуха базируется на выделении принципов воспитательной системы, к которым относятся:
Ø
Принцип толерантности -
каждый человек по сути своей прекрасен, хотя его поведение, его отношение к
себе и окружающим может быть ошибочным. Задача педагога состоит в том, чтобы
изучать его особенности, его ошибки и помочь человеку исправить их.
Ø
Принцип сочетания фронтального и индивидуального
подхода в воспитании. Коллективно проделанные
воспитанниками творческие дела решают важные задачи сплочения коллектива,
эмоционального признания значимости, принадлежности к коллективу, формирует
умение взаимодействовать с другими. Но не менее значима индивидуальная
воспитательная деятельность педагога.
Ø
Принцип значимости семейного воспитания и повышения роли и ответственности родителей за воспитание собственных
детей, и задача школы – помочь им в этом.
Ø
Принцип положительного влияния и поддержки
ребёнка.
Ø
Принцип постоянства педагогических требований.
Основные
направления воспитательной работы.
Цели и задачи
|
Мероприятия
|
Формы работы с группой
|
Духовно – нравственное
|
Цель: содействие развитию воспитанника как
личности, гражданина, освоения и принятия им ценностей, нравственных
установок и моральных норм общества;
Задачи:
1. Формировать у
воспитанников нравственную культуру миропонимания.
2. Формировать у воспитанников осознания значимости нравственного
опыта прошлого и будущего, и своей роли в нем.
|
Занятия по образовательной программе по направлению воспитывающей
деятельности «Я и природа»
|
-тематические
оргчасы по нравственной и экологической тематике.
-праздники,
сюрпризы, конкурсы.
- экскурсии,
поездки
- изучение
нравственного наследия своей страны.
- обсуждение прочитанной литературы;
- исследование.
|
Городские и общешкольные акции
|
Занятия по образовательной программе «Внеклассное
чтение»
|
Тематические экскурсии
|
Тематические праздники
|
КТД открытка к празднику, стенгазета
|
Социальное
|
Цель: формирование и закрепление трудовых
навыков, воспитание трудолюбия, бережного отношения к труду других людей.
Задачи:
1.Воспитывать
уважение к людям труда, готовить к сознательному выбору профессий.
2.Создавать условия для формирования культуры учебной и трудовой
деятельности, жизненно-необходимых трудовых и бытовых навыков;
3. Развивать навыки
коллективного труда в процессе коллективной трудовой деятельности.
|
Занятия по
программе профессиональной ориентации обучающихся, воспитанников
школы-интерната во внеурочное время
|
- тематические оргчасы;
-экскурсии,
-викторины;
-тематические занятия по бытовому труду;
-ролевые игры;
-проведение субботников;
-разведение комнатных цветов.
|
«Трудовая
деятельность обучающихся, воспитанников с нарушениями слуха»
|
Развитие
самоуправления воспитанников.
|
Организация
дежурства по классу, спальне, столовой.
|
Занятия по
образовательной программе по направлению воспитывающей деятельности «Игровая
деятельность»
|
КТД трудовые
(десанты, операции, рейды, субботники);
|
Общеинтеллектуальное
|
Цель: оказание помощи воспитанникам группы в
развитии в себе способностей мыслить рационально, эффективно проявлять свои
интеллектуальные умения в окружающей жизни и при этом действовать
целесообразно.
Задачи:
1. Определить круг
реальных учебных возможностей ученика и зону его ближайшего развития.
2. Создать условия
для продвижения воспитанников группы в интеллектуальном развитии.
3. Формировать
интеллектуальную культуру воспитанников группы, развивать их кругозор и
любознательность.
|
Занятия по
образовательной программе по направлению воспитывающей деятельности «Игровая
деятельность»
|
- внутригрупповые конкурсы по развитию внимания, памяти, читательских
умений младших школьников;
-интеллектуальные игры внутри группы, школы.
- интеллектуальное развитие воспитанников группы, формирование
культуры умственного труда.
-- педагогический анализ результативности деятельности
воспитанников группы и организации коррекционной работы.
|
Проектная
деятельность «Мир вокруг нас»
|
КТД Создание сборника сказок об одном из
животных
|
КТД Создание собственных сказок в картинках
|
Постановка спектакля по мотивам одной из сказок.
|
Занятия по образовательной программе «Внеклассное
чтение»
|
Посещение кружков
при школе
|
Тематические
экскурсии
|
Спортивно – оздоровительное
|
Цель: создание условий для формирования
понимания важности здоровья для будущего самоутверждения.
Задачи работы:
1.
Создать условия для
формирования у воспитанников культуру сохранения и совершенствования собственного
здоровья.
2. Знакомить
воспитанников с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению
физического и психического здоровья.
|
Ежедневная утренняя
зарядка, физкультминутки
|
- спортивные
конкурсы, викторины, соревнования внутри группы, между классами школы, между
школами;
- встречи со старшеклассниками, активно занимающимися спортом,
победителями спортивных соревнований, спортсменами, семейными династиями,
активно занимающимися спортом;
- дни здоровья.
|
Соблюдение режима дня.
|
Посещение
спортивных секций
|
Занятия по
образовательной программе по направлению воспитывающей деятельности «Наша школа – школа здоровья»
|
Городские и
общешкольные соревнования
|
Мониторинг
состояния воспитанников.
|
Сотрудничество с
медицинским персоналом школы - интерната с целью изучения состояния
физического здоровья воспитанников группы.
|
Общекультурное
|
Цель: создание условий для становления более
совершенного человека в нравственном, мировоззренческом, творческом плане.
Задачи:
1.Способствовать
заложению этических и нравственных основ.
2.Помогать в
расширении сознания и кругозора.
3.Создать условия
для раскрытия и развития индивидуального творческого потенциала.
|
Посещение выставок художественного и
декоративно-прикладного творчества
|
-
экскурсии: посещение
библиотеки, посещение театра; посещение музея;
- беседы, рассказы
-конкурсы, викторины.
-праздники.
-импровизированные сценки, спектакли.
|
Занятия по образовательной программе «Внеклассное
чтение»
|
Тематические
экскурсии
|
Тематические
праздники
|
Общешкольные
календарные праздники
|
Ожидаемые результаты освоения программы:
-
сформированность у воспитанника мотивации к учению
и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы,
отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности,
личностные качества;
-
освоение обучающимися, воспитанниками универсальных
учебных действий (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
-
развитие навыков самообслуживания:
хозяйственно-бытовые навыки, санитарно-гигиенические;
-
активизация речевого развития.
Воспитательная программа на 2013-2017 учебные года
является составной частью системы воспитательной работы в школе-интернате и
составлена в соответствии с целями и задачами обучения и воспитания. Программа рассчитана для воспитанников
1 - 4 классов и реализуется в течение четырёх лет.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1 класс «Познай себя – это интересно!»- на первом этапе, где дошкольник уже
школьник,- ведущая деятельность - учёба. Происходит узнавание себя в ней, в
собственном взгляде на окружающих.
2 класс «Учись дружить» - на втором этапе - главное
не ты мне, а я тебе. Результат совместной деятельности – забота не только о
себе, но и о сверстниках, близких.
3 класс «Азбука коллективной жизни» - на третьем этапе - умение жить и работать в коллективе,
подчинение своих интересов интересам коллектива.
4 класс «Вместе мы сила» - на завершающем этапе - от авторитарности управления к
демократичности, приём самостоятельных решений, самостоятельный анализ своей
деятельности, поступков.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:
I ЭТАП – ЭТАП
ПРОЕКТИРОВАНИЯ (1 КЛАСС) – 2013 – 2014 УЧ. ГОД
- изучение личностных характеристик
воспитанников группы, их интересов, потребностей
- изучение запросов родителей
- формирование единого воспитательного
пространства
- определение перспектив жизнедеятельности
группы
Этап «Познай себя – это интересно!»
Цели:
Ø
создание условий для адаптации обучающихся в новом
коллективе;
Ø
определение общей цели, близких и дальних
перспектив деятельности;
Ø
формирование деловых отношений в общей
деятельности.
Задачи
этапа:
1.Удовлетворить потребности воспитанников и их родителей в информации:
– о содержании и формах деятельности в рамках работы обучающихся по
программе;
– о требованиях и педагогической позиции учителя и воспитателей;
2.Изучить личностные особенности воспитанников и их родителей.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1 КЛАССА «ПОЗНАЙ САМОГО СЕБЯ»
Направление
|
Мероприятие
|
Сентябрь
|
Общеинтеллектуальное
|
1.Диагностическое
исследование по изучению интеллектуального уровня детей группы
2.Экскурсия
в библиотеку.
|
Духовно –
нравственное
|
1
Правила поведения в школе, в столовой.
2. Права и
обязанности школьника.
|
Социальное
|
1. Месячник безопасности дорожного движения.
2. Проведение
инструктажей по ГО, ПДД, ППБ.
|
Общекультурное
|
1.Выставка рисунков «Мои друзья животные»
|
Спортивно –
оздоровительное
|
1.
День здоровья.
|
Работа с родителями
|
1.
Изучение семей обучающихся, составление социального паспорта
|
Октябрь
|
Общеинтеллектуальное
|
1.
Викторина «Знаешь ли ты птиц?»
3.
Игра «Я -
школьник».
|
Духовно –
нравственное
|
1.
Поздравление учителей с праздником.
2.
Час общения «Моя любимая игрушка».
|
Социальное
|
1. Беседа о правилах поведения в
школе, на прогулке.
2. Индивидуальная
работа с детьми, требующими внимания.
|
Общекультурное
|
1. День музея
(посещение музеев города)
|
Спортивно –
оздоровительное
|
1. Весёлые эстафеты.
(совместно с родителями)
|
Работа с родителями
|
1. Индивидуальное
консультирование родителей.
|
Ноябрь
|
Общеинтеллектуальное
|
1. Посещение
кружков по интересам учащихся в школе.
2. Оргчас «Мир
моих увлечений».
|
Духовно –
нравственное
|
1. Беседа о
празднике «День матери».
|
Общекультурное
|
1. Игра «Что? Где? Когда?»
2.
Конкурс
рисунков «Профессии моих родителей».
|
Социальное
|
1. Беседа по теме «Как правильно пользоваться газом»
|
Спортивно –
оздоровительное
|
1. Разучивание подвижных игр.
2. Беседа о вредных привычках среди детей.
|
Работа с родителями
|
1. Индивидуальные встречи с родителями.
|
Декабрь
|
Общеинтеллектуальное
|
1.
Диагностическое
исследование по изучению мотивации учения детей класса.
2. Игра «Красный, жёлтый, зелёный».
|
Духовно –
нравственное
|
1.
Игра-путешествие «Где живёт Дед Мороз?»
|
Общекультурное
|
1
Участие в конкурсе на лучшую новогоднюю игрушку.
|
Социальное
|
1.
Беседа и личных вещах гигиены.
2.Встреча с медицинским работником школы.
|
Спортивно –
оздоровительное
|
1. День здоровья «Снежные забавы».
2..Игра «Да здравствует мыло душистое и
полотенце пушистое!».
|
Работа с родителями
|
1. Участие в
конкурсе «Снежная скульптура».
|
Январь
|
Общеинтеллектуальное
|
1.
КВН
«Лес – наше богатство».
2.
Мои
права и обязанности (беседа)
|
Духовно –
нравственное
|
1.
Птичкам зимой надо помогать. Конкурс кормушек
|
Социальное
|
1. «Защита хвойных растений».
Конкурс рисунков.
|
Общекультурное
|
1. Конкурс
кормушек, рисунков.
|
Спортивно –
оздоровительное
|
1. Беседа о рациональном правильном питании
|
Работа с родителями
|
1. Родительское собрание.
|
Февраль
|
Общеинтеллектуальное
|
1.
Игра-викторина «Что? Где? Когда?»
2.
Оргчас «Поговорим о профессиях»
|
Духовно –
нравственное
|
1.
Ролевая игра «Пойми меня правильно».
2.Урок мужества
|
Социальное
|
1.Витамины наши друзья…(беседа)
2. Оргчас «Где нас подстерегает
опасность?»
|
Общекультурное
|
1. Выполнение
открытки «С 23 февраля»
|
Спортивно –
оздоровительное
|
1. «Самые ловкие и смелые» (спортивные
соревнования)
2. «Хорошо с горы катиться». Конкурсы и игры на улице.
|
Работа с родителями
|
1. «Хорошо с горы
катиться». Конкурсы и игры на улице.
2. Индивидуальные
встречи с родителями и консультирование.
|
Март
|
Общеинтеллектуальное
|
1.
КТД Создание сборника сказок об одном из животных
|
Духовно –
нравственное
|
1.
«О наших мамах, бабушках, сестричках». Викторина.
|
Общекультурное
|
1. Концерт
для мам и бабушек.
|
Социальное
|
1. Этическая
беседа «Не стесняйся доброты своей»
|
Спортивно –
оздоровительное
|
1. Лыжная прогулка в парк.
|
Работа с родителями
|
1.
Консультирование
родителей.
|
Апрель
|
Общеинтеллектуальное
|
1.
Игры на развитие воображения и внимания.
|
Духовно –
нравственное
|
1.
Игра «Что такое правила хорошего тона?»
|
Социальное
|
1. Экскурсия в школьный музей
2.
Оргчас «Чистота – залог здоровья!»
|
Общекультурное
|
1. Упражнения на
гармонизацию противоречивости личности.
|
Спортивно –
оздоровительное
|
1. Игра-соревнование «Дальше, выше, быстрее».
|
Работа с родителями
|
1.
Консультирование родителей.
|
Май
|
Общеинтеллектуальное
|
1.
Конкурс «Грамотеев».
2.
Экскурсия в природу.
|
Духовно –
нравственное
|
1.
Оргчас «О тех, кто мир нам
подарил».
|
Социальное
|
1.Правила поведения на водоёмах.
|
Общекультурное
|
1. Конкурс
рисунков «Я выбираю спорт».
|
Спортивно –
оздоровительное
|
1.Первенство школы по лёгкой атлетике
|
Работа с родителями
|
1.
Проведение анкетирования родителей по теме «Летние каникулы».
2.
Итоговое родительское собрание.
3.
Конкурс рисунков «Я выбираю спорт».
|
|
|
|
Критерии успешного завершения этапа:
- имеется достаточная первичная информация о каждом ребенке и родителях
обучающихся, воспитанников;
- созданы условия для комфортного пребывания обучающихся, воспитанников
в школе;
- дети и их родители знают, к кому по какому вопросу можно обратиться в
школе, группе;
- в группе сложились традиции: день рождения коллектива, день
именинников, совместные походы с родителями;
- выявлены лидеры, распределены социальные роли (поручения).
Особенность этапа: дети, участвуя в творческой деятельности и жизни
группы, следуют примеру взрослого.
II ЭТАП – ЭТАП
СТАНОВЛЕНИЯ СИСТЕМЫ (2 КЛАСС) 2014 – 2015 УЧ. ГОД
- развитие в каждом ребенке самостоятельности,
инициативности, творчества
- создание коллектива единомышленников:
классные руководители, воспитатели, родители и обучающиеся, воспитанники
- укрепление межличностных отношений
- развитие традиций группы на основе
коллективного творчества - отработка содержания деятельности и структуры
системы
Этап «Учись дружить»
Цель этапа: обеспечение организационного единства группы.
Задачи этапа:
1.
Создать условия для сплочения детского коллектива;
2.
Организовать совместную деятельность в детском и
родительском коллективах по определению перспектив творческой деятельности;
3.
Вовлечь каждого обучающегося, воспитанника в
коллективную творческую деятельность.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ
ПЛАН 2 КЛАСС «УЧИСЬ ДРУЖИТЬ»
Направление
|
Мероприятие
|
Сентябрь
|
Общеинтеллектуальное
|
1.
Оргчас «Зачем мы ходим в школу?»
2. Вовлечение ребят в кружки по интересам.
|
Духовно –
нравственное
|
1.
Ролевая игра «Учимся дружить».
|
Социальное
|
1. Оргчас «Правила поведения в
школе, общественных местах»
2. Оргчас «Что значит быть ответственным на улицах
и дорогах»
|
Общекультурное
|
1.Час
общения «Моя любимая игрушка»
|
Спортивно –
оздоровительное
|
1. День здоровья.
|
Работа с родителями
|
1. Составление
социального паспорта.
2. Консультирование
родителей по текущим вопросам.
|
Октябрь
|
Общеинтеллектуальное
|
1.Оргчас «Трудно ли учиться в школе».
2.Беседа – практикум «Содержи в порядке книжки и
тетрадки»
|
Духовно –
нравственное
|
1.
Оргчас «Что такое хорошо!»
|
Социальное
|
1.
Беседа
«Россия – родина моя».
2.
Проведение инструктажей по технике безопасности, по пожарной
безопасности.
|
Общекультурное
|
1. Чтение и
обсуждение произведений о поступках детей.
2. Экскурсия в
парк. «Славная осенняя пора».
|
Спортивно –
оздоровительное
|
1. Беседа «О режиме дня».
2.День здоровья.
|
Работа с родителями
|
1
Индивидуальное консультирование родителей.
|
Ноябрь
|
Общеинтеллектуальное
|
1.
Интеллектуальный марафон «Чему учат в школе».
|
Духовно –
нравственное
|
1.
Познавательная
игра «Эти удивительные растения»
2.
Оргчас
«Профессии наших родителей».
|
Общекультурное
|
1.
Праздник «При солнышке тепло, при матери добро».
|
Социальное
|
1. «Как лучше поступить?»
(творческие игры)
|
Спортивно –
оздоровительное
|
1. Оргчас «Правила гигиены».
2. Беседа «Береги зрение смолоду».
|
Работа с родителями
|
1.
Праздник «При солнышке тепло, при матери добро».
2.
Весёлые старты.
|
Декабрь
|
|
Общеинтеллектуальное
|
1.
Поле чудес «Там, на неведомых дорожках»
|
|
Духовно –
нравственное
|
1.
«Что мы знаем, что умеем». Тесты, рефлексия.
|
|
Социальное
|
1. Индивидуальная
работа с детьми, требующими внимания.
|
|
Общекультурное
|
1. Ёлочная игрушка
своими руками «В мастерской Деда Мороза»
|
|
Спортивно –
оздоровительное
|
1. «Все на лыжи и санки»
2. День здоровья.
|
|
Работа с родителями
|
1. Ёлочная игрушка
своими руками «В мастерской Деда Мороза»
2.
Конкурс на лучшую кормушку.
3.
Индивидуальные встречи с родителями.
|
|
Январь
|
|
Общеинтеллектуальное
|
1.
Оргчас «Как мы выполняем домашнее задание»
|
|
Духовно –
нравственное
|
1.
Оргчас «Не забывай про вежливые слова».
|
|
Социальное
|
1.Оргчас «Мы и наши зубы»
2.Беседа «Азбука безопасного
поведения»
|
|
Общекультурное
|
1. Конкурс
рисунков «Азбука здоровья»
|
|
Спортивно –
оздоровительное
|
1. День здоровья.
2. Игры на свежем воздухе.
|
|
Работа с родителями
|
1.
Индивидуальные
встречи с родителями.
|
|
Февраль
|
|
Общеинтеллектуальное
|
1.
Интеллектуальные соревнования «Кто лучше и быстрее».
|
|
Духовно –
нравственное
|
1.
Игра «Приятная наука вежливость».
|
|
Социальное
|
1. Беседа о
вредных привычках.
|
|
Общекультурное
|
1. Оргчас Встреча с ветеранами.
|
|
Спортивно –
оздоровительное
|
1. Игры на свежем воздухе.
|
|
Работа с родителями
|
1.
Индивидуальные встречи с родителями.
|
|
Март
|
|
Общеинтеллектуальное
|
1.
Викторина «Путешествие в мир животных».
|
|
Духовно –
нравственное
|
1.
Конкурс стихов и пословиц о маме.
|
|
Социальное
|
1. Конкурс на лучшую тетрадь.
2. Беседа «Правила обязательные для всех».
|
|
Общекультурное
|
1. Конкурс
стихов и пословиц о маме.
|
|
Спортивно –
оздоровительное
|
1. Оргчас о вреде курения.
2. Игра-соревнование «Дальше, выше, быстрее»
|
|
Работа с родителями
|
1.
Индивидуальные
встречи с родителями.
|
|
Апрель
|
|
Общеинтеллектуальное
|
1.
Игра
«С днём юмора»
2.
КТД Создание собственных сказок в картинках
|
|
Духовно –
нравственное
|
1.
«О
бабушках и дедушках». (устный журнал)
2.
Оргчас «Весенние обряды
и обычаи».
|
|
Социальное
|
1.«Моя
семья» иллюстрированные рассказы о семье для создания альбома.
2.Индивидуальная
работа с детьми, требующими внимания.
|
|
Общекультурное
|
1.Конкурс рисунков «Мой город»
|
|
Спортивно –
оздоровительное
|
2. День здоровья.
|
|
Работа с родителями
|
1.
«Моя
семья» иллюстрированные рассказы о семье для создания альбома.
2.
Индивидуальные встречи с родителями.
|
|
Май
|
|
Спортивно –
оздоровительное
|
1. Беседа о летнем закаливании организма.
|
|
Общеинтеллектуальное
|
1.
Интеллектуальный марафон.
2.
Конкурсы на внимание. Ребусы, шарады.
|
|
Духовно –
нравственное
|
1.
«О весне, дружбе и мире» (выпуск плаката)
2.
День Победы. Экскурсия в парк
для возложения цветов к памятнику.
|
|
Общекультурное
|
1. Ветеран живёт рядом.
Изготовление открыток для ветеранов.
|
|
Социальное
|
1. Анкетирование
«Летний отдых»
2. Ремонт книг
в библиотеке.
|
|
Работа с родителями
|
1.
Родительское собрание «Моделирование воспитательной системы класса».
2.
Анкетирование
«Летний отдых»
|
|
Критерии успешного завершения этапа:
- созданы условия для комфортного пребывания каждого ребенка в школе;
- воспитанники и родители активно принимают участие в организации
внеклассных мероприятий;
- функционирует актив группы;
Особенности этапа: дети, участвуя в творческой деятельности, следуют
примеру взрослого, выдвигают собственные идеи.
III ЭТАП – ЭТАП
СТАБИЛЬНОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ (3 КЛАСС) – 2015 – 2016 УЧ. ГОД
- развитие самоуправления в группе
- интеграция учебной и внеучебной деятельности
- школьный коллектив переходит в новое
качественное состояние. Он все чаще выступает как единое целое, как содружество
детей и взрослых, объединенных общей целью, общей деятельностью, отношениями
творческого содружества, общей ответственностью
- возрастает роль самоуправления и
саморегуляции
Этап «Азбука коллективной жизни»
Цель этапа: формирование эмоционально-волевого и интеллектуального
единства группы.
Задачи этапа:
1. Изучить степень комфортности, самочувствия каждого воспитанника,
динамики межличностных, межгрупповых отношений;
2. Обеспечить взаимозависимую результативность деятельности и усилий
каждого члена коллектива;
3. Обеспечить разнохарактерность деятельности, позволяющей выявить и
закрепить лидерство обучающихся, воспитанников с позитивными ценностными
установками.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ
ПЛАН 3 КЛАСС «АЗБУКА
КОЛЛЕКТИВНОЙ ЖИЗНИ»
Направление
|
Мероприятие
|
Сентябрь
|
Общеинтеллектуальное
|
1.
Игра «Умники и умницы».
2.
Вовлечение ребят в кружки по интересам.
|
Духовно –
нравственное
|
1.
Оргчас «Считаете ли вы себя культурным человеком».
2.
Беседа «История символов
государства».
|
Социальное
|
1. Практические игры «Учимся правильно жить и дружить».
2. Пересаживание комнатных растений.
|
Общекультурное
|
1. Заполнение социального паспорта.
2. Индивидуальная
работа с детьми, требующими внимания.
|
Спортивно –
оздоровительное
|
1.
День здоровья.
2.
Проведение инструктажей по технике безопасности в школе, на прогулке, дома;
по пожарной безопасности и правилам дорожного движения.
|
Работа с родителями
|
1.Родительское
собрание «Умел дитя родить, умей и научить».
|
Октябрь
|
Общеинтеллектуальное
|
1.
Диагностическое
исследование по изучению интеллектуального уровня детей класса
|
Духовно –
нравственное
|
1.
Беседа «Моё Отечество».
2.
Конкурс «Лучший дежурный».
|
Социальное
|
1. Оргчас «Я чувствую себя
счастливым, когда…»
2. Поможем птичкам. Изготовление кормушек.
|
Общекультурное
|
1. Игры по правилам хорошего тона.
|
Спортивно –
оздоровительное
|
1.
Оргчас «Режим дня – здоровый образ жизни».
2.
Разговор о вредных привычках.
|
Работа с родителями
|
1.
Поможем птичкам. Изготовление кормушек.
2.
Консультирование родителей.
|
Ноябрь
|
Общеинтеллектуальное
|
1.
Проектная деятельность «Мир
вокруг нас»
|
Духовно –
нравственное
|
1.
Оргчас «Как я умею преодолевать трудности».
2.
Беседа «Моя семья».
|
Общекультурное
|
1.Посещение музея
2.Конкурс рисунков ко дню матери.
|
Социальное
|
1. Оргчас «Какому человеку можно
доверять?»
2. Индивидуальная
работа с детьми, требующими внимания.
|
Спортивно –
оздоровительное
|
1.
Оргчас «Виды травм». Оказание первой медицинской помощи.
2.
Беседа «Как правильно одеваться осенью и зимой».
|
Работа с родителями
|
1.
Конкурс рисунков «Моя семья».
|
Декабрь
|
|
Общеинтеллектуальное
|
1.
«С книгой жить – век не тужить». Литературные посиделки.
2.
Оргчас «Где живёт Дед Мороз?»
|
|
Духовно –
нравственное
|
1.
Праздник «Новогодний карнавал»
2.
Беседа «Плохо природе - плохо человеку».
|
|
Социальное
|
1. Оргчас «А можно ли
это детям?» Обыгрывание ситуаций.
2.Инструктаж о соблюдении техники
безопасности на новогоднем утреннике, во время зимних каникул; правил дорожного
движения.
|
|
Общекультурное
|
1.Проект «Народные приметы»
2. Открытки «С новым годом»
|
|
Спортивно –
оздоровительное
|
1.
Оргчас «Огонь друг и враг человека».
2.
«Все на лыжи!». Соревнования.
|
|
Работа с родителями
|
1.
Праздник «Новогодний карнавал»
2.
«Все на лыжи!». Соревнования.
|
|
Январь
|
|
Общеинтеллектуальное
|
1.
Конкурс знатоков природы.
|
|
Духовно –
нравственное
|
1.
Беседа «Рождественские встречи»
|
|
Социальное
|
1. Оргчас «Все работы хороши»
2. Беседа «За что человека
уважают в семье и обществе?»
|
|
Общекультурное
|
1. Выставка
рисунков «Как я провёл зимние каникулы»
|
|
Спортивно –
оздоровительное
|
1.
КВН «Мы и наше здоровье».
2.
Беседа «Первая помощь при обморожении».
|
|
Работа с родителями
|
1.
Индивидуальное консультирование родителей.
|
|
Февраль
|
|
Общеинтеллектуальное
|
1.
Путешествие в страну неразгаданных тайн.
2.
Конкурс «Самый грамотный у нас!»
|
|
Духовно –
нравственное
|
1.
Оргчас «Защитники Родины моей».
|
|
Социальное
|
1. Беседа «Азбука безопасного поведения».
2. Беседа «Моя помощь родным».
|
|
Общекультурное
|
1.Открытки для пап
|
|
Спортивно –
оздоровительное
|
1.
Оргчас «Поговорим о коже человека».
2.
День здоровья.
|
|
Работа с родителями
|
1.
Индивидуальные беседы с родителями.
2.
Конкурсная программа для мальчиков и пап.
|
|
Март
|
|
Общеинтеллектуальное
|
1.
Оргчас «Почему их так называют?»
2.
Проектная деятельность «Мир
вокруг нас»
|
|
Духовно –
нравственное
|
1.
Конкурс-праздник «Коса-девичья краса».
|
|
Социальное
|
1 Беседа
«Чем богат наш край».
2.
Викторина «Права человека».
|
|
Общекультурное
|
1. Открытка маме
|
|
Спортивно –
оздоровительное
|
1.
Оргчас «Поговорим об осанке».
2.
Прогулки на свежем воздухе.
|
|
Работа с родителями
|
1.
Встреча с мамами и бабушками «Как трудно быть мамой»
2.
Консультирование родителей.
|
|
Апрель
|
|
Общеинтеллектуальное
|
1.
Считай, смекай, отгадывай. (соревнования по математике)
2.
Оргчас «Путешествие по родному краю»
|
|
Духовно –
нравственное
|
1.
Праздник «Путешествие в страну именин».
|
|
Социальное
|
1. Оргчас «День космонавтики».
Конкурс рисунков.
|
|
Общекультурное
|
1. Выпуск газеты «Будь здоров!»
2. Конкурс рисунков. «День космонавтики».
|
|
Спортивно –
оздоровительное
|
1.
Оргчас «Домашняя аптечка, её назначение». Правила хранения лекарственных
препаратов и обращение с ними»
|
|
Работа с родителями
|
1.
Папа, мама, я – спортивная семья.
2.
Индивидуальное консультирование.
|
|
Май
|
|
Общеинтеллектуальное
|
1.
Путешествие
по страницам Красной книги.
2.
Диагностика
воспитанности обучающихся.
|
|
Духовно –
нравственное
|
1.
Оргчас «Звучи, памяти набат!»
|
|
Социальное
|
1. Трудовой десант.
2. Оргчас «Кто то попал в беду». (разбор ситуаций)
|
|
Спортивно –
оздоровительное
|
1.
Игры на воздухе «Мой весёлый звонкий мяч»
2.
Беседа «Опасности при обращении с бытовой химией».
3.
«Будем плавать, загорать!» Правила поведения на воде и возле водоёмов.
|
|
Общекультурное
|
1. Плакат «День Победы»
|
|
Работа с родителями
|
1.
Родительское собрание «Итоги года».
|
|
Критерии успешного завершения этапа:
- воспитанники и родители могут самостоятельно организовать внеклассное
мероприятие;
- полноценно функционирует актив группы;
- дети самостоятельно распределяют поручения и контролируют их
выполнение. Особенность этапа: дети активно участвуют в творческой
деятельности.
IV ЭТАП – ЭТАП ЗАВЕРШЕНИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ (4 КЛАСС) – ПЕРЕХОД В
СРЕДНЕЕ ЗВЕНО, СМЕНА КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ:
- опыт всего лучшего в жизнедеятельности
группы становится достоянием школы, нового классного руководителя.
Этап «Вместе мы сила»
Цель
этапа: формирование ценностно-ориентированного единства в процессе
социально-значимой деятельности.
Задачи
этапа:
1. Обучить ребят методам анализа и самоанализа деятельности;
2. Создать ситуаций, позволяющих проявить и реализовать возможности
воспитанникам, находящимся в позиции наблюдателя, зрителя;
3. Поддержать всевозможные инициативы отдельных обучающихся, воспитанников
микро групп.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 4 КЛАСС «ВМЕСТЕ
МЫ СИЛА»
Направление
|
Мероприятие
|
Сентябрь
|
Общеинтеллектуальное
|
1.Орг.час
«Мир моих увлечений».
2.
Вовлечение ребят в кружки по интересам.
|
Духовно –
нравственное
|
1. Орг.час «Россия, мы дети твои».
|
Социальное
|
1. Беседа «Общение в школе». Знакомство с уставом школы и правилами
поведения.
|
Общекультурное
|
1. Беседа
«Поговорим об этикете».
2. Составление социального паспорта
|
Спортивно –
оздоровительное
|
1. День здоровья.
2. Проведение инструктажей по технике
безопасности в школе, на прогулке, дома; по пожарной безопасности и ПДД
|
Работа с родителями
|
1.
Консультации родителей по текущим вопросам.
|
Октябрь
|
Общеинтеллектуальное
|
1.
Орг. час «Домашнее задание и как мы его выполняем».
|
Духовно –
нравственное
|
1.
Орг. час «Встречают по
одёжке, провожают по уму».
|
Социальное
|
1. Индивидуальная работа с детьми, требующими внимания.
2. Уборка школьной территории.
|
Общекультурное
|
1. Творческая игра «Секреты
волшебницы речи!»
2. Конкурс рисунков
«Подари улыбку» (ко дню учителя)
|
Спортивно –
оздоровительное
|
1. «Золотая осень». Кросс.
2. Вовлечение учащихся в спортивные кружки и
секции.
|
Работа с родителями
|
1.
Консультация родителей по вопросу «Как выполнять домашнее задание».
|
Ноябрь
|
Общеинтеллектуальное
|
1.
Викторина «Животные нашей планеты».
2 .Орг.час
«Соблюдаем этикет».
|
Духовно –
нравственное
|
1. Орг.час «Благодарность
это…»
2.
«Птичьи столовые» Конкурс кормушек.
|
Социальное
|
1. Разрешение ситуаций «Кто то
попал в беду».
2. Беседа. «Права и обязанности школьника».
|
Общекультурное
|
1.Праздник «День матери».
|
Спортивно –
оздоровительное
|
1. Орг.час «Невидимые враги человека, которые мешают жить».
2. Прогулки в природу «Путь к доброму здоровью».
|
Работа с родителями
|
1.
Родительское собрание «Мой ребёнок становится взрослым». Беседа с врачом.
2.
«Птичьи столовые» Конкурс кормушек.
|
Декабрь
|
Общеинтеллектуальное
|
1.
Проект «Что означает ваша
фамилия».
|
Духовно –
нравственное
|
1.
Викторина «Знаешь ли ты
законы?»
|
Социальное
|
1.Орг.час «Друг в беде не бросит, лишнего не спросит».
2. Проект «Экологическое путешествие».
|
Общекультурное
|
1. Орг.час «Как
празднуют Новый год в разных странах мира».
|
Спортивно –
оздоровительное
|
1.Беседа «Бенгальские свечи, фейерверки, хлопушки –
опасные игрушки».
|
Работа с родителями
|
1.Консультации
психолога по запросам родителей.
|
Январь
|
Общеинтеллектуальное
|
1.Орг. «Пойми меня правильно».
2.
Интеллектуальная игра по правилам хорошего тона «Молодцы и хитрецы».
|
Духовно –
нравственное
|
1.
Орг.час «Рождество –
праздник семейный».
|
Социальное
|
1. Беседа «Вредные привычки и как от них избавиться».
2. Беседа «Дал слово, держи его».
|
Общекультурное
|
1. Конкурс
снежных фигур «В гостях у Снежной королевы».
|
Спортивно –
оздоровительное
|
1. День здоровья «Снежные забавы».
2. Беседа «Как правильно пользоваться
электроприборами, газом, водой».
|
Работа с родителями
|
1.
Родительское собрание «Капризы и неврозы детей».
2.
Конкурс снежных фигур «В гостях у Снежной королевы».
|
Февраль
|
Общеинтеллектуальное
|
1.
Игра – викторина «Что? Где? Когда?»
|
Духовно –
нравственное
|
1.
Орг.час «Кому нужна моя
помощь?»
|
Социальное
|
1.
Беседа «Как не стать жертвой преступления»
|
Общекультурное
|
1. Диспут
«Хорошие и плохие люди».
|
Спортивно –
оздоровительное
|
1. Лыжная прогулка в парк.
2.Спортивный праздник, посвящённый Дню защитника
Отечества.
|
Работа с родителями
|
1.
Спортивный праздник, посвящённый Дню защитника Отечества.
|
Март
|
Общеинтеллектуальное
|
1.
Игры для тренировки памяти.
2.
КВН для девочек «Супер школьница».
|
Духовно –
нравственное
|
1.
Праздник «Я песню милой маме пою»
|
Социальное
|
1.Лекторий по правилам пожарной безопасности.
3.Беседа о
службах экстренной помощи.
|
Общекультурное
|
1.Поход в театр.
|
Спортивно –
оздоровительное
|
1. Экскурсия в природу «Весна! Весна! И все ей
рады!»
2. Беседа «Осторожно, грипп!»
|
Работа с родителями
|
1.
Праздник «Я песню милой маме пою»
|
Апрель
|
Общеинтеллектуальное
|
1.
Экологическая беседа «Экология – это наука о том, как сберечь дом»
2.
«Космический»
КВН
|
Духовно –
нравственное
|
1. Путешествие по Красной книге.
|
Социальное
|
1. .Орг.час
«Берегись огня».
2. Круглый стол «Должен ли я знать и соблюдать законы страны?»
|
Общекультурное
|
1.Конкурс лучших
тетрадей, дневников, учебников.
|
Спортивно –
оздоровительное
|
1. Орг.час «Почему важно не забыть о гигиене».
2. День здоровья «Весёлые старты».
|
Работа с родителями
|
1.
День здоровья «Весёлые старты».
|
Май
|
Общеинтеллектуальное
|
1.
Игра «Путешествие по родному краю».
|
Духовно –
нравственное
|
1.
Орг.час «Международный день
птиц».
|
Социальное
|
1. Беседа «Основные правила
пожарной безопасности на природе».
2. Индивидуальная
работа с детьми, требующими внимания.
|
Общекультурное
|
1.Концерт. «Вспомни героев своих!»
2.Праздник «Прощай начальная
школа».
|
Спортивно –
оздоровительное
|
1. Игра – путешествие «Станции здоровья»
|
Работа с родителями
|
1.
Родительское собрание
2.
Консультирование родителей.
3.
Анкетирования родителей по теме «Летние каникулы»
|
|
|
|
Критерии успешного завершения этапа:
- обучающиеся, воспитанники самостоятельно вовлекают членов коллектива
в совместную деятельность;
- повышение уровня социальной активности детей в процессе выполнения
социально-значимой деятельности.
Особенность
этапа: итогом данного этапа является то, что дети могут сами научить других
тому, что они знают и умеют.
Критерии
и способы изучения эффективности реализации программы воспитательной работы
1. Сформированность уровня воспитанности обучающихся, воспитанников
(отражается в картах воспитанности и картах развития ребёнка).
2. Удовлетворенность воспитанниками, родителями и педагогами
жизнедеятельностью школы (отражается в диаграммах по результатам анкетирования
педагогов, родителей, воспитанников).
3. Сформированность учебных интересов.
4. Развитость творческих способностей (результаты творческих выставок,
участия детей в школьных и городских мероприятиях).
5. Фактический результат деятельности школьных творческих и других
объединений (творческие выставки внутри школы, отчёты кружковой работы).
Нормативно-правовая база:
·
Закон РФ «Об
образовании»;
·
Концепция
модернизации Российского образования до 2010 года;
·
Закон РФ «О
социальной защите инвалидов»;
·
Инструктивное
письмо Министерства общего и профессионального образования РФ № 48 от
04.09.97г. «О специфике деятельности специальных (коррекционных)
образовательных учреждений I- VIII видов»;
·
Типовое
Положение о специальных (коррекционных) образовательных учреждениях I вида;
·
Программа
специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений I вида;
·
Устав
муниципального специального (коррекционного) образовательного учреждения для
обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальной
(коррекционной) общеобразовательной школы-интерната – I вида.
Список использованной литературы:
1.Горский В.А.,
Тимофеев А.А., Смирнов Д.В. Примерные программы внеурочной деятельности.
Начальное и основное образование [Текст] /В.А. Горский// Стандарты второго
поколения.- Москва,2010.-С.15.
2.Григорьев
Д.В., Степанов, П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический
конструктор. [Текст] /Д. В. Григорьев// Стандарты второго поколения. Пособие
для учителя.- Москва,2010.- С.25.
3. Григорьев
Д.В., Куприянов, В.В. Программы внеурочной деятельности. [Текст] /Д.В.
Григорьев // Стандарты второго поколения.- Москва,2010.- С.40.
4.Дик Н.Ф.
Школа полного дня. Новое содержание обучения и воспитания в 1-2 классах. [Текст]
/Н.Ф. Дик// Государственные стандарты второго поколения. Москва,2010.- С.15-45.
5. Дик Н.Ф.,
Белостоцкая Н.Ф. Школа полного дня. Целый день идет игра! [Текст] /Н.Ф.
Дик// Игровые технологии обучения и воспитания. Государственные стандарты
второго поколения. Москва, 2010.- С.5-27.
8. Федеральный
государственный образовательный стандарт начального общего образования
//Министерство образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010.
Интернет-ресурсы
http://schools.keldysh.ru/labmro
Методический сайт лаборатории методики и информационной поддержки развития
образования МИОО
www.issl.dnttm.ru — сайт
журнала «Исследовательская работа школьника».
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.