Главная / Музыка / Рабочая программа вокальной студии «Капелька»

Рабочая программа вокальной студии «Капелька»








Рабочая программа вокальной студии «Капелька»



Уровень программы: основное общее образование

Направленность: художественно- эстетическая

Срок реализации: 2 года

Составитель:

Руководитель кружка

Старицкая Юлия Анатольевна













Балаково, 2014

Актуальность программы. Современная образовательная среда - это условия, в которых каждый ребенок развивается соразмерно своим способностям, интересам и потребностям. Музыкальное воспитание в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида является составной частью воспитательно-образовательного процесса. Музыкальная деятельность способствует формированию у воспитанников школы-интерната эстетических потребностей, знаний, умений, необходимых в повседневной жизни, поэтому необходимо детей включать в дополнительные занятия по музыки и пению, т.е кружковую работу. Именно для того, чтобы ребенок  мог овладеть умениями и навыками вокального искусства, самореализоваться в творчестве, научиться передавать внутреннее эмоциональное состояние через песенное творчество, разработана программа дополнительного образования детей - вокальная студия «Капелька».

Педагогическая целесообразность программы

В последнее время во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Можно утверждать, что кроме развивающих и обучающих задач, пение решает еще важнейшую задачу - оздоровительно-коррекционную. Пение благотворно влияет на развитие голоса и помогает строить плавную и непрерывную речь. Групповое пение представляет собой действенное средство снятия напряжения и гармонизацию личности. С помощью группового пения можно адаптировать индивида к сложным условиям или ситуациям. Для детей с речевой патологией пение является одним из факторов улучшения речи. Для детей всех возрастов занятия в студии «Капелька» является источником раскрепощения, оптимистического настроения, уверенности в своих силах, соматической стабилизацией и гармонизацией личности. Программа обеспечивает формирование умений певческой деятельности и совершенствование специальных вокальных навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, ансамбля; координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса (звонкостью, полетностью и т.п.), навыки следования дирижерским указаниям; слуховые навыки (навыки слухового контроля и самоконтроля за качеством своего вокального звучания).

Цель программы: Приобщение учащихся к вокальному искусству, обучение пению и развитие их певческих способностей.

Задачи программы: формирование устойчивого интереса к пению; обучение выразительному пению; обучение певческим навыкам; развитие слуха и голоса детей; формирование голосового аппарата; развитие музыкальных способностей: ладового чувства, музыкально-слуховых представлений, чувства ритма; сохранение и укрепление психического здоровья детей; приобщение к концертной деятельности (участие в конкурсах и фестивалях детского творчества); создание комфортного психологического климата, ситуации успеха.

В концептуальной основе программы важно особо подчеркнуть главное отличие эстрадного пения - многообразие индивидуальных исполнительских манер и жанровой многоплановости.

В основу разработки программы вокальной студии «Капелька» положены технологии, ориентированные на формирование общекультурных компетенций обучающихся: технология развивающего обучения; технология индивидуализации обучения; личностно-ориентированная технология.

Программа рассчитана на 2 года обучения – младшая и старшая группы. Младшая группа – первый год обучения – это дети 7-9 лет, старшая группа – второй год обучения – дети 10–16 лет. Состав участников студии 32 человека.

Предусматривается возможность индивидуальных певческих занятий с солистами, а так же небольшими группами, дуэтами, трио. Время, отведённое для индивидуальной работы, педагог может использовать для дополнительных занятий с вновь принятыми детьми. Программа предусматривает сочетание как групповых, так индивидуальных занятий в качестве методики вокального воспитания детей.

Формы и режим занятий

Каждое занятие строится по схеме: настройка певческих голосов: комплекс упражнений для работы над певческим дыханием (2–3 мин); дыхательная гимнастика; речевые упражнения; распевание; пение вокализов; работа над произведением; анализ занятия.

Необходимые условие реализации программы: Материально-техническое обеспечение: наличие специального кабинета (кабинет музыки); фортепиано; музыкальный центр, компьютер; аудиозаписи фонограмм в режиме «+» и «-»; электроаппаратура; зеркало; шумовые инструменты; нотный материал; записи в формате CD, MP3; записи выступлений, концертов.

I раздел: «Элементы музыкальной грамоты».

1 год обучения.

  1. Звуки шумовые и музыкальные.

  2. Сила звука и динамический слух.

  3. Высота звука и звуковысотный слух.

  4. Длительность звука.

  5. Чувство ритма.

  6. Тембр и тембровый слух.

2 год обучения.

  1. Музыкальный звук, его свойства.

  2. Ноты.

  3. Скрипичный и басовый ключи.

  4. Большая, малая, первая, вторая октавы.

  5. Знаки альтерации (диез, бемоль, бекар). Ключевые знаки.

  6. Паузы.

  7. Размер.

  8. Интервалы.

  9. Аккорды.

  10. Музыкальный словарь.

II раздел: «Музыкальный материал для слушания».

1 год обучения.

  1. «Школа» (гр. «Талисман»).

  2. «Плясовая» рус. нар мел.

  3. «Дождик» муз. Пляцковского .

  4. «К Элизе» Л.В.Бетховен .

  5. «Полонез» муз. М. Огинского.

  6. «Новогодний хоровод» (гр. «Улыбка»).

  7. «Ёлка в Рождество» (гр. «Улыбка»).

  8. «Романс» муз. Д. Шостаковича.

  9. «Времена года» муз. П.И. Чайковского.

  10. «Мама» маз. А.Олифировой.

  11. «Танец маленьких лебедей» муз. П.И. Чайковского.

  12. «Почемучка» (гр. «Улыбка»).

  13. « Колыбельная» муз. Н.А. Римского-Корсакова.

  14. «Полька» муз. М.И. Глинки.

  15. «По весенней по воде» (гр. «Улыбка»).

  16. «Подари улыбку миру» (гр. «Улыбка»).

год обучения.

«Прощание с летом» (гр. «Улыбка»).

«Листопад» (гр. «Улыбка»).

«Дождь идет по улице» муз. В. Шаинского.

4. «Жаворонок» муз. М.И. Глинки.

5. «Новый год» (гр. «Талисман»).

6.«Кружит метелица» (гр. «Улыбка»).

7.«Колыбельная» муз. В. Моцарта.

8.«Новогодняя песня» (гр. «Улыбка»).

9.«Рождество» (гр. «Улыбка»).

10. «На войне» муз. И. Матвиенко.

11. «Бабушка» муз. Олифировой.

12. «Мой добрый учитель» (гр. «Непоседы»).

13. «Спорт» (гр. «Улыбка»).

14.«Вальс» муз. Е» (Дога).

15.«Поклонимся великим тем годам» муз. А. Пахмутовой.

III раздел: «Музыкальный материал для пения».

1 год обучения.

  1. «Осень» муз. А.Александрова.

  2. «Осеннее попурри».

  3. «Мой добрый учитель» (гр. «Непоседы»).

  4. «Зимушка-зимушка!» рус. нар. песня.

  5. «Школьные деньки» (гр. «Непоседы»).

  6. «Веснянка» укр. нар. песня.

  7. «Планета детства».

  8. «Падают снежинки» (гр. «Талисман»).

  9. «Наша армия самая сильная» (гр. «Непоседы»).

  10. «Эх, зима! муз. Ю. Чичкова.

  11. «Мама» («Моя мама лучшая на свете…») (гр. «Непоседы»).

  12. «Гимн молодому поколению» (Мы новая Россия»).

  13. «На поле танки грохотали».

  14. «Офицеры» муз. О. Газманова.

  15. «Робот Бронислав» (гр. «Талисман»).

  16. «Дружба» (гр. «Барбарики»).

  17. «Русский парень» (А. Гоман).

  18. «Бабушка Зоя, бабушка Нина» муз. И. Матвиенко.

2 год обучения.

  1. «Улетай, туча» из репертуара А.Пугачевой.

  2. «Ты - человек» муз. Е. Крылатова.

  3. «Осенние листья».

  4. «Мой добрый учитель» (гр. «Непоседы»).

  5. «Школа, школа, двери распахни» (гр. «Талисман»).

  6. «Город с открытой душой»

  7. «Белые снежинки кружатся с утра».

  8. «Новогодняя песня» муз. Алексеева.

  9. «Российский Дед Мороз» (гр. «Непоседы»).

  10. «Прадедушка» муз. И. Матвиенко.

  11. «Русский парень» муз. К. Брейтбурга.

  12. «Мама» («Рано утром просыпаюсь …»).

  13. «Бабушка моя» муз. Олифировой.

  14. «Песня о бабушке».

  15. «До чего дошёл прогресс» муз. Е. Крылатова.

  16. «Школьное попурри».

  17. «Одноклассники» (гр. «Талисман»).

  18. «Карамелька» муз. и сл. В. Третьякова.


IV раздел: «Занимательные страницы».

1 год обучения: музыка в любимых сказках, рассказах, загадках; коротко о разном (ансамбль, балет, гармония, дирижёр, импровизация, мелодия, опера, орган, ноты, ключ).

2 год обучения: из истории происхождения музыкальных инструментов («Каким был первый музыкальный инструмент», струнные инструменты «Панцирь черепахи», «Душа скрипки», «Дьявольский скрипач», «Звонкая цитра», духовые музыкальные инструменты «Играй, моя дудочка…», ударные инструменты); занимательная музыка (кроссворды, головоломки, ребусы).


V раздел: «Игры».

  1. год обучения.

«Зайцы», «Ау», «Солнышко и тучка», «К нам гости пришли», «Каравай», «Громко-тихо» и др.

2 год обучения.

«Музыкальный магазин», «До-ми-соль-ка», «Музыкальное лото», «Высокие-низкие звуки», «Веселые нотки».

Ожидаемые результаты обучения

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам

К концу первого года обучения дети должны

знать/понимать:

строение артикуляционного аппарата;

особенности и возможности певческого голоса;

гигиену певческого голоса;

понимать по требованию педагога слова – петь «мягко, нежно, легко»;

уметь:

правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;

петь короткие фразы на одном дыхании;

в подвижных песнях делать быстрый вдох;

петь без сопровождения отдельные попевки и фразы из песен;

петь легким звуком, без напряжения;

на звуке ля первой октавы правильно показать самое красивое индивидуальное

звучание своего голоса, ясно выговаривая слова песни;

к концу года спеть выразительно, осмысленно, в спокойном темпе хотя бы фразу с ярко выраженной конкретной тематикой игрового характера

К концу второго года обучения дети должны

знать/понимать:

соблюдать певческую установку;

жанры вокальной музыки;

уметь:

правильно дышать, делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;

точно повторить заданный звук;

в подвижных песнях делать быстрый вдох;

петь чисто и слаженно в унисон;

петь без сопровождения отдельные попевки и отрывки из песен;

принимать активное участие в творческой жизни вокальной студии.


Список литературы

  1. Апраскина О. А. «Методика музыкального воспитания в школе». М., 1983г.

  2. Вендрова Т.Е. «Воспитание музыкой» М., 1991г.

  3. «Вокальное и психологическое здоровье певца и влияние эмоционального состояния исполнителя на исполнительское мастерство» Авторская методика постановка и развитие диапазона певческого голоса./Н.Г. Юренева-Княжинская. М., 2008г.

  4. Дмитриев Л.Б. «Основы вокальной методики». – М.  1968 г.

  5. Калугина Н.В. Методика работы с русским народным хором. 2-е издание М., 1977г.

  6. Климов А. «Основы русского народного танца» М. 1981г.

  7. Коллиер Дж.Л. Становление джаза. –М., 1984.

  8. Кудрявцева Т.С. «Исцеляющее дыхание по Стрельниковой А.Н.» ООО «ИД «РИПОЛ классик», 2006 г.

  9. Луканин А., Перепелкина А. «Вокальные упражнения на уроках пения в общеобразовательной школе» - М. 1964 г.

  10. Менабени А.Г.  «Методика обучения сольному пению». – М. «Просвещение», 1987 г.

  11. Методика обучения  сольному пению: учеб.  пособие для студентов.  М.: Айрис-пресс, 2007г.

  12. Музыкальное образование в школе. - М.: Изд. Центр «Академия», 2007 г.

  13. Пекерская Е. М. «Вокальный букварь». М. - 1996г.

  14. Разумовская О.К. Зарубежные композиторы. Биографии, викторины, кроссворды – М.: Айрис-пресс,2007г.

  15. Разумовская О.К. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды – М. Айрис-пресс, 2007г.

  16. Садников В.И. «Орфоэпия в пении». – М. «Просвещение», 1958.

  17. Стрельникова А.Н. Дыхательная гимнастика /электронная книга.

  18. Струве Г.А. «Школьный хор» М. «Просвещение», 1981г.




Рабочая программа вокальной студии «Капелька»
  • Музыка
Описание:

Рабочая программа вокальной студии «Капелька»

 

 

Уровень программы: основное общее образование

Направленность: художественно- эстетическая

Срок реализации: 2 года

Составитель:

Руководитель кружка

Старицкая Юлия Анатольевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Балаково, 2014

Актуальность программы.  Современная образовательная среда - это условия, в которых каждый ребенок развивается соразмерно своим способностям, интересам и потребностям. Музыкальное воспитание в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида  является составной частью воспитательно-образовательного  процесса. Музыкальная деятельность способствует формированию у воспитанников школы-интерната эстетических потребностей, знаний, умений, необходимых в повседневной жизни, поэтому необходимо детей включать в дополнительные занятия по музыки и пению, т.е кружковую работу. Именно для того, чтобы ребенок  мог овладеть умениями и навыками вокального искусства, самореализоваться в творчестве, научиться передавать внутреннее эмоциональное состояние через песенное творчество, разработана программа дополнительного образования детей  - вокальная студия «Капелька».

Педагогическая целесообразность программы

В последнее время во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Можно утверждать, что кроме развивающих и обучающих задач, пение решает еще важнейшую задачу - оздоровительно-коррекционную. Пение благотворно влияет на развитие голоса и помогает строить плавную и непрерывную речь. Групповое пение представляет собой действенное средство снятия напряжения и гармонизацию личности. С помощью группового пения можно адаптировать индивида к сложным условиям или ситуациям. Для детей с речевой патологией пение является одним из факторов улучшения речи. Для детей всех возрастов занятия в студии «Капелька» является  источником раскрепощения, оптимистического настроения, уверенности в своих силах, соматической стабилизацией и гармонизацией личности. Программа обеспечивает формирование умений певческой деятельности и совершенствование специальных вокальных навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, ансамбля; координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса (звонкостью, полетностью и т.п.), навыки следования дирижерским указаниям; слуховые навыки (навыки слухового контроля и самоконтроля за качеством своего вокального звучания).

Цель программы: Приобщение учащихся к вокальному искусству, обучение пению и развитие их певческих способностей.

Задачи программы: формирование устойчивого интереса к пению;  обучение выразительному пению; обучение певческим навыкам; развитие слуха и голоса детей; формирование голосового аппарата; развитие музыкальных способностей: ладового чувства, музыкально-слуховых представлений, чувства ритма; сохранение и укрепление психического здоровья детей; приобщение к концертной деятельности (участие в конкурсах и фестивалях детского творчества); создание комфортного психологического климата, ситуации успеха.

В концептуальной основе программы важно особо подчеркнуть главное отличие эстрадного пения - многообразие индивидуальных исполнительских манер и жанровой многоплановости.

В основу разработки программы вокальной студии «Капелька» положены технологии, ориентированные на формирование общекультурных компетенций обучающихся: технология развивающего обучения; технология индивидуализации обучения; личностно-ориентированная технология.

Программа рассчитана на 2 года обучения – младшая  и старшая группы. Младшая группа – первый год обучения – это дети 7-9 лет, старшая  группа – второй год обучения – дети 10–16 лет. Состав участников студии 32 человека.

Предусматривается возможность индивидуальных певческих занятий с солистами, а так же небольшими группами, дуэтами, трио. Время, отведённое для индивидуальной работы, педагог может использовать для дополнительных занятий с вновь принятыми детьми. Программа предусматривает сочетание как групповых, так индивидуальных занятий в качестве методики вокального воспитания детей.

Формы и режим занятий

Каждое занятие строится по схеме: настройка певческих голосов: комплекс упражнений для работы над певческим дыханием (2–3 мин); дыхательная гимнастика;  речевые упражнения; распевание;  пение вокализов; работа над произведением; анализ занятия.

Необходимые условие реализации программы: Материально-техническое обеспечение: наличие специального кабинета (кабинет музыки); фортепиано; музыкальный центр, компьютер; аудиозаписи фонограмм в режиме «+» и «-»;  электроаппаратура;  зеркало; шумовые инструменты; нотный материал; записи в  формате CD, MP3; записи выступлений, концертов.

I раздел: «Элементы музыкальной грамоты».    

    1 год обучения.

1.     Звуки шумовые и музыкальные.

2.     Сила звука и динамический слух.

3.     Высота звука и звуковысотный слух.

4.     Длительность звука.

5.     Чувство ритма.

6.     Тембр и тембровый слух.

 2 год обучения.

1.     Музыкальный звук, его свойства.

2.     Ноты.

3.     Скрипичный и басовый ключи.

4.     Большая, малая, первая, вторая октавы.

5.     Знаки альтерации (диез, бемоль, бекар). Ключевые знаки.

6.     Паузы.

7.     Размер.

8.     Интервалы.

9.     Аккорды.

10.Музыкальный словарь.

II раздел: «Музыкальный материал для слушания».

  1 год обучения.

1.     «Школа» (гр. «Талисман»).

2.     «Плясовая» рус. нар мел.

3.     «Дождик»  муз. Пляцковского .

4.     «К Элизе»  Л.В.Бетховен .

5.     «Полонез» муз. М. Огинского.

6.     «Новогодний хоровод» (гр. «Улыбка»).

7.      «Ёлка в Рождество» (гр. «Улыбка»).

8.     «Романс» муз. Д. Шостаковича.

9.     «Времена года» муз. П.И. Чайковского.

10.                       «Мама» маз. А.Олифировой.

11.                       «Танец маленьких лебедей» муз. П.И. Чайковского.

12.                        «Почемучка» (гр. «Улыбка»).

13.                       « Колыбельная» муз. Н.А. Римского-Корсакова.

14.                       «Полька» муз. М.И. Глинки.

15.                       «По весенней по воде» (гр. «Улыбка»).

16.                       «Подари улыбку миру» (гр. «Улыбка»).

год обучения.

«Прощание с летом» (гр. «Улыбка»).

«Листопад» (гр. «Улыбка»).

«Дождь идет по улице» муз. В. Шаинского.

       4. «Жаворонок» муз. М.И. Глинки.

       5. «Новый год» (гр. «Талисман»).

       6.«Кружит метелица» (гр. «Улыбка»).

       7.«Колыбельная» муз. В. Моцарта.

       8.«Новогодняя песня» (гр. «Улыбка»).

       9.«Рождество»  (гр. «Улыбка»).

       10. «На войне» муз. И. Матвиенко.

       11. «Бабушка» муз. Олифировой. 

       12. «Мой добрый учитель» (гр. «Непоседы»).

       13. «Спорт»  (гр. «Улыбка»).

       14.«Вальс» муз. Е» (Дога).

       15.«Поклонимся великим тем годам» муз. А. Пахмутовой.

III раздел: «Музыкальный материал для пения».

    1 год обучения.

1.     «Осень» муз. А.Александрова.

2.     «Осеннее попурри».

3.     «Мой добрый учитель» (гр. «Непоседы»).

4.     «Зимушка-зимушка!» рус. нар. песня.

5.     «Школьные деньки» (гр. «Непоседы»).

6.     «Веснянка» укр. нар. песня.

7.     «Планета детства».

8.      «Падают  снежинки» (гр. «Талисман»).

9.     «Наша армия самая сильная» (гр. «Непоседы»).

10.  «Эх, зима! муз. Ю. Чичкова.

11.   «Мама» («Моя мама лучшая на свете…») (гр. «Непоседы»). 

12.   «Гимн молодому поколению» (Мы новая Россия»).

13.    «На поле танки грохотали».

14.   «Офицеры» муз. О. Газманова.

15.   «Робот Бронислав» (гр. «Талисман»).

16.   «Дружба» (гр. «Барбарики»).

17.   «Русский парень» (А. Гоман).

18.   «Бабушка Зоя, бабушка Нина» муз. И. Матвиенко.

    2 год обучения.

1.     «Улетай,  туча» из репертуара А.Пугачевой.

2.     «Ты - человек» муз. Е. Крылатова.

3.      «Осенние листья».

4.     «Мой добрый учитель»  (гр. «Непоседы»).

5.     «Школа, школа, двери распахни»  (гр. «Талисман»).

6.     «Город с открытой душой»

7.     «Белые снежинки кружатся с утра».

8.     «Новогодняя песня» муз. Алексеева.

9.       «Российский Дед Мороз» (гр. «Непоседы»).

10.«Прадедушка» муз. И. Матвиенко.

11.«Русский парень» муз. К. Брейтбурга.

12.«Мама» («Рано утром просыпаюсь …»).

13.«Бабушка моя» муз. Олифировой.

14.«Песня о бабушке».

15.«До чего дошёл прогресс» муз. Е. Крылатова.

16.«Школьное попурри».

17.  «Одноклассники» (гр. «Талисман»).

18. «Карамелька» муз. и сл. В. Третьякова.

 

  IV раздел: «Занимательные страницы».

 1 год обучения:  музыка в любимых сказках, рассказах, загадках; коротко о разном (ансамбль, балет, гармония, дирижёр, импровизация, мелодия, опера, орган, ноты, ключ).

 2 год обучения: из истории происхождения музыкальных инструментов («Каким был первый музыкальный инструмент», струнные инструменты «Панцирь черепахи», «Душа скрипки», «Дьявольский скрипач», «Звонкая цитра», духовые музыкальные инструменты «Играй, моя дудочка…», ударные инструменты); занимательная музыка (кроссворды, головоломки, ребусы).

 

V раздел: «Игры».

1       год обучения.                                         

«Зайцы», «Ау», «Солнышко и тучка», «К нам гости пришли», «Каравай», «Громко-тихо» и др.

2 год обучения.

«Музыкальный магазин», «До-ми-соль-ка», «Музыкальное лото», «Высокие-низкие звуки», «Веселые нотки».

Ожидаемые результаты обучения

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам

К концу первого года обучения дети должны

знать/понимать:

• строение артикуляционного аппарата;

• особенности и возможности певческого голоса;

• гигиену певческого голоса;

• понимать по требованию педагога слова – петь «мягко, нежно, легко»;

уметь:

• правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;

• петь короткие фразы на одном дыхании;

• в подвижных песнях делать быстрый вдох;

• петь без сопровождения отдельные попевки и фразы из песен;

• петь легким звуком, без напряжения;

• на звуке ля первой октавы правильно показать самое красивое индивидуальное

звучание своего голоса, ясно выговаривая слова песни;

• к концу года спеть выразительно, осмысленно, в спокойном темпе хотя бы фразу с ярко выраженной конкретной тематикой игрового характера

К концу второго года обучения дети должны

знать/понимать:

• соблюдать певческую установку;

• жанры вокальной музыки;

уметь:

• правильно дышать, делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;

• точно повторить заданный звук;

• в подвижных песнях делать быстрый вдох;

• петь чисто и слаженно в унисон;

• петь без сопровождения отдельные попевки и отрывки из песен;

• принимать активное участие в творческой жизни вокальной студии.

 

Список литературы

  1. Апраскина О. А. «Методика музыкального воспитания в школе». М.,  1983г.
  2. Вендрова Т.Е. «Воспитание музыкой» М., 1991г.
  3. «Вокальное и психологическое здоровье певца и влияние эмоционального состояния исполнителя на исполнительское мастерство» Авторская методика постановка и развитие диапазона певческого голоса./Н.Г. Юренева-Княжинская. М., 2008г.
  4. Дмитриев Л.Б. «Основы вокальной методики». – М.  1968 г.
  5. Калугина Н.В. Методика работы с русским народным хором. 2-е издание М., 1977г.
  6. Климов А. «Основы русского народного танца» М. 1981г.
  7. Коллиер Дж.Л. Становление джаза. –М., 1984.
  8. Кудрявцева Т.С. «Исцеляющее дыхание по Стрельниковой А.Н.» ООО «ИД «РИПОЛ классик», 2006 г.
  9. Луканин А., Перепелкина А. «Вокальные упражнения на уроках пения в общеобразовательной школе» - М. 1964 г.
  10.  Менабени А.Г.  «Методика обучения сольному пению». – М. «Просвещение», 1987 г.
  11. Методика обучения  сольному пению: учеб.  пособие для студентов.  М.: Айрис-пресс, 2007г.
  12. Музыкальное образование в школе. - М.: Изд. Центр «Академия», 2007 г.
  13. Пекерская Е. М. «Вокальный букварь». М. -  1996г.
  14. Разумовская О.К. Зарубежные композиторы. Биографии, викторины, кроссворды – М.: Айрис-пресс,2007г.
  15. Разумовская О.К. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды – М. Айрис-пресс, 2007г.
  16. Садников В.И. «Орфоэпия в пении». – М. «Просвещение», 1958.
  17.  Стрельникова А.Н. Дыхательная гимнастика /электронная книга.
  18. Струве Г.А. «Школьный хор» М. «Просвещение», 1981г.

 

 

 

 

Автор Старитская Юлия Анатольевна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Музыка
Подраздел
Просмотров 531
Номер материала 37551
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓