Пояснительная
записка
Рабочая программа
по внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана для занятий с
обучающимися 2-4 –х классов на основе федерального компонента государственного
стандарта начального общего образования. Реализация задачи воспитания
любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучение решению
математических задач творческого и поискового характера будут проходить более
успешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной работой. В этом
поможет кружок «Занимательная математика», расширяющий математический кругозор
и эрудицию учащихся, способствующий формированию познавательных универсальных
учебных действий.
Актуальность программы определена тем, что предназначена для
развития математических способностей учащихся, для формирования элементов
логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших
школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием
современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска,
предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с
оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками
исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои
возможности, приобрести уверенность в своих силах.
Содержание курса
«Занимательная математика» направлено на воспитание интереса к предмету,
развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать,
догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески.
Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения
тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.
Основная цель
курса : создание условий для повышения уровня математического развития
учащихся, формирования логического мышления посредством освоения основ
содержания математической деятельности.
Задачи курса :
- обогащение
знаниями, раскрывающими исторические сведения о математике;
- повышение уровня
математического развития;
-углубление
представление о практической направленности математических знаний, развитие
умения применять математические методы при разрешении сюжетных ситуаций;
- учить правильно
применять математическую терминологию;
- пробуждение
потребности у школьников к самостоятельному приобретению новых знаний ;
- уметь делать
доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.
Ведущим принципом,
лежащим в основе курса является создание условий для повышения мотивации к
обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности
учащихся. Математика- учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить,
видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
Курс строится от
частных примеров ( особенности решения отдельных примеров) к общим ( решение
математических задач). Содержание занятий кружка направлено на освоение
математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на
решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать
участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и
конкурсах. Курс ориентационный. Он осуществляет учебно- практическое знакомство
со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес
школьников к проблемам данной точной науки , расширяет кругозор, углубляет
знания в данной учебной дисциплине.
Описание места
программы в учебном плане.
Курс
«Занимательная математика» ориентирован на детей от 8 до 10 лет и рассчитан на
34 занятия во 2-4-х классах (1 час в неделю). Содержание факультатива отвечает
требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу
«Математика» и не требует от учащихся дополнительных математических знаний.
Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, в
программе содержится полезная и любопытная информация, занимательные
математические факты, способные дать простор воображению.
Планируемые
результаты
- Сравнивать разные приемы действий,
выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
- Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения
числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
- Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений
для работы с числовыми головоломками.
- Анализировать правила игры.
- Действовать в соответствии с заданными правилами.
- Включаться в групповую работу.
- Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать
собственное мнение и аргументировать его.
- Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное
затруднение в пробном действии.
- Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные
мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
- Сопоставлять полученный результат с заданным условием.
- Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять
ошибки.
- Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять
условие и вопрос, данные и искомые числа (величины).
- Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте
задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
- Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи.
- Использовать соответствующие знаково-символические средства для
моделирования ситуации.
- Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения
задачи.
- Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.
- Воспроизводить способ решения задачи.
- Сопоставлять полученный результат с заданным условием.
- Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из
них верные.
-Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи.
- Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно,
неверно).
- Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и
результат решения задачи.
- Конструировать несложные задачи.
- Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз».
- Ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→
1↓ и др., указывающие направление движения.
- Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму).
- Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.
- Анализировать расположение деталей (танов, треугольников,
уголков, спичек) в исходной конструкции.
- Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в
конструкции.
- Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять
детали в соответствии с заданным контуром конструкции.
- Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с
заданным условием.
- Объяснять выбор деталей или способа действия при заданном
условии.
- Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.
- Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока,
пластилин и др.) и из развёрток.
- Осуществлять развернутые
действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с
образцом.
Содержание программы
Числа. Арифметические действия. Величины
Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа
точек на верхних гранях выпавших кубиков.
Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих
числа.
Сложение и вычитание чисел в пределах 100.
Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи
деления.
Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы
в ответе получилось заданное число и др. Поиск нескольких решений.
Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта.
Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных
чисел.
Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.)
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000.
Числа-великаны (миллион и др.)
Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева
направо и справа налево.
Поиск и чтение слов, связанных с математикой.
Занимательные задания с римскими цифрами.
Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр. Форма
организации занятий.
Мир занимательных задач.
Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с
недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия.
Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.
Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания.
Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных
и искомых чисел (величин).
Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на
рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание.
Составление аналогичных задач и заданий.
Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств
для моделирования ситуаций, описанных в задачах.
Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания.
Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе и
неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений.
Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру».
Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных
способов решения.
Геометрическая мозаика.
Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо»,
«вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелка 1→
1↓, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту
(алгоритму): путешествие точки (на листе в клетку). Построение собственного
маршрута (рисунка) и его описание.
Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры,
имеющие одну и несколько осей симметрии.
Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники,
таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции.
Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром
конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и
зарисовка фигур по собственному замыслу.
Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные
по площади части. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение
задач, формирующих геометрическую наблюдательность.
Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление
(вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному
замыслу).
Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование
из проволоки. Создание объёмных фигур из разверток: цилиндр, призма
шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида,
октаэдр, параллелепипед, усеченный конус, усеченная пирамида, пятиугольная
пирамида, икосаэдр. (По выбору учащихся.)
Тематическое
планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.
Разделы
|
Распределение часов по видам занятий
|
Урок
|
Практичес-
кие занятия
|
Досуговые мероприятия⃰
|
Самостоятельная работа
|
Числа. Арифметические действия. Величины.
|
31
|
1
|
1
|
1
|
Мир занимательных задач.
|
31
|
1
|
1
|
1
|
Геометрическая мозаика.
|
30
|
1
|
1
|
2
|
2
класс
№
|
Содержание
урока
|
Кол-во
часов
|
Дата
проведения
|
Использование
ИКТ
|
Примечание
|
1
|
Удивительная
снежинка.
|
1
|
|
|
|
2
|
Крестики-нолики.
|
1
|
|
|
|
3
|
Математические
игры.
|
1
|
|
|
|
4
|
Прятки
с фигурами.
|
1
|
|
|
|
5
|
Секреты
задач.
|
1
|
|
|
|
6
|
«Спичечный»
конструктор.
|
1
|
|
|
|
7
|
«Спичечный»
конструктор.
|
1
|
|
|
|
8
|
Геометрический
калейдоскоп.
|
1
|
|
|
|
9
|
Числовые
головоломки.
|
1
|
|
|
|
10
|
«Шаг
в будущее»
|
1
|
|
|
|
11
|
Геометрия
вокруг нас.
|
1
|
|
|
|
12
|
Путешествие
точки.
|
1
|
|
|
|
13
|
«Шаг
в будущее»
|
1
|
|
|
|
14
|
Тайны
окружности.
|
1
|
|
|
|
15
|
Математическое
путешествие.
|
1
|
|
|
|
16
|
«Новогодний
серпантин»
|
1
|
|
|
|
17
|
«Новогодний
серпантин»
|
1
|
|
|
|
18
|
Математические
игры.
|
1
|
|
|
|
19
|
«Часы
нас будят по утрам…»
|
1
|
|
|
|
20
|
Геометрический
калейдоскоп.
|
1
|
|
|
|
21
|
Головоломки.
|
1
|
|
|
|
22
|
Секреты
задач.
|
1
|
|
|
|
23
|
«Что
скрывает сорока?»
|
1
|
|
|
|
24
|
Интеллектуальная
разминка.
|
1
|
|
|
|
25
|
Дважды
два – четыре.
|
1
|
|
|
|
26
|
Дважды
два – четыре.
|
1
|
|
|
|
27
|
Дважды
два – четыре.
|
1
|
|
|
|
28
|
В
царстве смекалки.
|
1
|
|
|
|
29
|
Интеллектуальная
разминка.
|
1
|
|
|
|
30
|
Составь
квадрат.
|
1
|
|
|
|
31
|
Мир
занимательных задач.
|
1
|
|
|
|
32
|
Мир
занимательных задач.
|
1
|
|
|
|
33
|
Математические
фокусы.
|
1
|
|
|
|
34
|
Математическая
эстафета.
|
1
|
|
|
|
3
класс
№
|
Содержание
урока
|
Кол-во
часов
|
Дата
проведения
|
Использование
ИКТ
|
Примечание
|
1
|
Интеллектуальная
разминка.
|
1
|
|
|
|
2
|
«Числовой»
конструктор.
|
1
|
|
|
|
3
|
Геометрия
вокруг нас.
|
1
|
|
|
|
4
|
Волшебные
переливания.
|
1
|
|
|
|
5
|
В
царстве смекалки.
|
1
|
|
|
|
6
|
В
царстве смекалки.
|
1
|
|
|
|
7
|
«Шаг
в будущее»
|
1
|
|
|
|
8
|
«Спичечный»
конструктор.
|
1
|
|
|
|
9
|
«Спичечный»
конструктор.
|
1
|
|
|
|
10
|
Числовые
головоломки.
|
1
|
|
|
|
11
|
Интеллектуальная
разминка.
|
1
|
|
|
|
12
|
Интеллектуальная
разминка.
|
1
|
|
|
|
13
|
Математические
фокусы.
|
1
|
|
|
|
14
|
Математические
игры.
|
1
|
|
|
|
15
|
Секреты
чисел.
|
1
|
|
|
|
16
|
Математическая
копилка.
|
1
|
|
|
|
17
|
Математическое
путешествие.
|
1
|
|
|
|
18
|
Выбери
маршрут.
|
1
|
|
|
|
19
|
Числовые
головоломки.
|
1
|
|
|
|
20
|
В
царстве смекалки.
|
1
|
|
|
|
21
|
В
царстве смекалки.
|
1
|
|
|
|
22
|
Мир
занимательных задач.
|
1
|
|
|
|
23
|
Геометрический
калейдоскоп.
|
1
|
|
|
|
24
|
Интеллектуальная
разминка.
|
1
|
|
|
|
25
|
Разверни
листок.
|
1
|
|
|
|
26
|
От
секунды до столетия.
|
1
|
|
|
|
27
|
От
секунды до столетия.
|
1
|
|
|
|
28
|
Числовые
головоломки.
|
1
|
|
|
|
29
|
Конкурс
смекалки.
|
1
|
|
|
|
30
|
Это
было в старину.
|
1
|
|
|
|
31
|
Математические
фокусы.
|
1
|
|
|
|
32
|
Энциклопедия
математических развлечений.
|
1
|
|
|
|
33
|
Энциклопедия
математических развлечений.
|
1
|
|
|
|
34
|
Математический
лабиринт
|
1
|
|
|
|
4
класс
Описание
материально- технического обеспечения образовательной деятельности
№
|
Содержание
урока
|
Кол-во
часов
|
Дата
проведения
|
Использование
ИКТ
|
Примечание
|
1
|
Интеллектуальная
разминка.
|
1
|
|
|
|
2
|
Числа-великаны.
|
1
|
|
|
|
3
|
Мир
занимательных задач.
|
1
|
|
|
|
4
|
Кто
что увидит?
|
1
|
|
|
|
5
|
Римские
цифры.
|
1
|
|
|
|
6
|
Числовые
головоломки.
|
1
|
|
|
|
7
|
Секреты
задач.
|
1
|
|
|
|
8
|
В
царстве смекалки.
|
1
|
|
|
|
9
|
Математический
марафон.
|
1
|
|
|
|
10
|
«Спичечный»
конструктор.
|
1
|
|
|
|
11
|
«Спичечный»
конструктор.
|
1
|
|
|
|
12
|
Выбери
маршрут.
|
1
|
|
|
|
13
|
Интеллектуальная
разминка.
|
1
|
|
|
|
14
|
Математические
фокусы.
|
1
|
|
|
|
15
|
Занимательное
моделирование.
|
1
|
|
|
|
16
|
Занимательное
моделирование.
|
1
|
|
|
|
17
|
Занимательное
моделирование.
|
1
|
|
|
|
18
|
Математическая
копилка.
|
1
|
|
|
|
19
|
Какие
слова спрятаны в таблице?
|
1
|
|
|
|
20
|
«Математика
– наш друг!»
|
1
|
|
|
|
21
|
Решай,
отгадывай, считай.
|
1
|
|
|
|
22
|
В
царстве смекалки.
|
1
|
|
|
|
23
|
В
царстве смекалки.
|
1
|
|
|
|
24
|
Числовые
головоломки.
|
1
|
|
|
|
25
|
Мир
занимательных задач.
|
1
|
|
|
|
26
|
Мир
занимательных задач.
|
1
|
|
|
|
27
|
Математические
фокусы.
|
1
|
|
|
|
28
|
Интеллектуальная
разминка.
|
1
|
|
|
|
29
|
Интеллектуальная
разминка.
|
1
|
|
|
|
30
|
Блиц-турнир
по решению задач.
|
1
|
|
|
|
31
|
Математическая
копилка.
|
1
|
|
|
|
32
|
Геометрические
фигуры вокруг нас.
|
1
|
|
|
|
33
|
Математический
лабиринт.
|
1
|
|
|
|
34
|
Математический
праздник.
|
1
|
|
|
|
1.Компьютер
2.Принтер
3.Сканер
Список
литературы
Графические диктанты: 1 класс/ Голубь В. Т. – М.: ВАКО, 2010
Занимательные материалы к урокам математики в 1-2 классах/ Л. В.
Лазуренко. – Волгоград: Учитель – АСТ, 2005
Занимательные материалы к урокам математики в 3-4 классах/ Л. В.
Лазуренко. – Волгоград: Учитель – АСТ, 2005
Свечников А. А., Сорокин П. И. Числа, фигуры, задачи во
внеклассной работе. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1977
Сухин И. Г. 800 новых логических и математических головоломок. –
СПб.: Союз, 2001
Сухин И. Г. Занимательные материалы: Начальная школа. - М.: ВАКО,
2004
Сухин И. Г. Новые занимательные материалы: 1-4 классы. - М.: ВАКО,
2007
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.