Согласовано
Руководитель
ШМО
_______Фаррахова
Э.Т.
Протокол
№ __ от
«__»_________
20__ г.
|
Согласовано
Заместитель
директора по УВР
МБОУ
«Аюская ООШ
имени
Р.Х.Кагирова»
________Гайнетдинова
З.Х.
«__»_________
20__ г.
|
Утверждаю
Директор
МБОУ «Аюская ООШ
имени
Р.Х.Кагирова»
________Галимов
А.М.
Приказ
№__ от
«__»_________
20__ г.
|
РАБОЧАЯ
ПРОГРАММА
внеурочной
деятельности
«Юные
музееведы»
МБОУ
«Аюская ООШ
имени
Р.Х.Кагирова»
Мензелинского
муниципального района РТ
наименование
ОУ
Галимова
А.З., педагог организатор
Ф.
И. О., категория
по
дополнительному образованию, 1 класс
класс
и т.п.
|
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол
№_____ от
«__
»___________ 20__ г.
|
2013-2014
учебный год
Пояснительная записка
Цель
программы «Юные музееведы» — помочь школьникам,
проявляющим стремление к освоению профессионального мастерства в музейном деле.
Задачи
программы — знакомство с историей музейного дела и
с основными музеями города и области (краеведческим, художественным,
историческим, мемориальным и др.); развитие способностей к поисково-исследовательской,
творческой деятельности; развитие самостоятельности и инициативы.
Для развития, обучения и воспитания
подрастающего человека исключительно важны связь с прошлыми поколениями,
формирование культурной и исторической памяти.
Чтобы ребёнок мог проникнуться такими
чувствами, недостаточно только прочесть, посмотреть или услышать нужную
информацию, тут требуется прикоснуться к эпохе, потрогать её руками и
эмоционально пережить артефакты.
Помочь молодому поколению в решении
этих проблем сегодня может такой уникальный социальный институт, как музей.
Музей — это своеобразная модель системы культуры, играющая огромную роль в
воспитании личности.
Особое место в современных
общеобразовательных учреждениях России отводится школьным краеведческим
музеям, которые призваны комплексно решать вопросы развития, обучения и
воспитания подрастающего поколения на основе собранных детьми экспонатов,
средствами экскурсионной и музейной деятельности.
Осваивая теоретические знания и
практические умения в области истории и культуры родного края, музейного дела,
дети приобретают уважение к прошлому, бережное отношение к реликвиям, у них
формируется патриотизм и потребность сохранить для других поколений
исторические, природные, материальные, художественные и культурные ценности.
Программа «Юные музееведы»
предполагает организацию деятельности обучающихся от простого собирательства
предметов и артефактов к описанию конкретных экспонатов и событий,
самостоятельному исследовательскому поиску и, наконец, к овладению
элементарными навыками основ научной музейной работы. Программа предполагает
изучение методики исследовательской, фондовой, культурно-образовательной и
экспозиционной работы.
Программа имеет
интегрированный характер.
При реализации содержания данной
программы расширяются знания, полученные детьми при изучении различных
школьных курсов. В условиях партнёрского общения обучающихся и педагога
открываются реальные возможности для самоутверждения в преодолении проблем,
возникающих в процессе деятельности людей, увлечённых общим делом.
Программа рассчитана на проведение
теоретических и практических занятий с детьми 1 класса в течение одного года
обучения в объёме 66 часов.
Широкое использование аудиовизуальной
и компьютерной техники может в значительной мере повысить эффективность
самостоятельной работы детей в процессе поисково-исследовательской работы в
школьном краеведческом музее.
Разработка наглядных пособий,
различных моделей и муляжей, оформление экспозиций и выставок, музейного
оборудования должны производиться с привлечением возможностей информационных
компьютерных технологий, что может быть предметом совместной творческой работы
руководителя школьного краеведческого музея и детей.
Занятия
нацелены на формирование у школьников устойчивого интереса к музееведческой
деятельности. Необходимо организовать посещение детьми самых разных музеев,
знакомство с приёмами экспонирования, атрибутикой и художественным
оформлением, а также просмотр видеофильмов, содержащих информацию о крупнейших
музейных собраниях России и Европы.
Значительное
количество занятий направлено на практическую деятельность - самостоятельный
творческий поиск, совместную деятельность обучающихся и родителей. Создавая
свой творческий исследовательский проект (выставку, тематико-экспозиционный
план, маршрут экскурсии, научно-исследовательскую работу), школьник тем самым
раскрывает свои способности, самовыражается самореализуется в общественно
полезных и личностно значимых формах деятельности.
По окончании обучения
по программе дети должны знать историю музейного дела, ведущие музеи мира,
жизнь и деятельность выдающихся людей, внёсших вклад в развитие музейного дела,
основы музееведческой деятельности, методику проведения
поисково-исследовательской работы, основные термины ,применяемые в музейном
деле.
Выпускники
должны уметь общаться с людьми, вести исследовательские краеведческие записи,
систематизировать и обобщать собранный краеведческий материал, оформлять его и
хранить, вести элементарную поисковую и научно-исследовательскую работу.
Подведение итогов деятельности
организуется в начале следующего учебного года (сентябрь, октябрь) в различных
формах общественной презентации (выставка, экскурсия, предметная неделя,
конкурс экскурсоводческого мастерства, краеведческая конференция и т. п.).
Содержание Курса
1. Вводное занятие. Основные понятия и термины музееведения
Цели и задачи занятий по программе «Юные музееведы». Основные
понятия и термины в музейном деле (музей, вернисаж, выставка, фонды, экскурсия, экспозиция и др.). Ста-
новление и развитие государственно-общественной системы
музейного дела. Опыт успешной деятельности объединений обучающихся
в краеведческих музеях образовательных учреждений.
Практическая работа: ознакомление с информацией в сети Интернет, поиск
основных понятий и терминов музейного
дела; составление словаря музейных терминов; викторина «Кто
больше назовёт музейных терминов?»; составление кроссворда на тему музея (совместно с родителями).
2. Что такое музей? Музееведение как научная дис
циплина
Современное понимание термина «музееведение».
Законодательные акты, регулирующие музейное дело в
Российской Федерации. Положение о музее в
образовательном учреждении. Устав самодеятельного объединения юных музееведов.
Права и обязанности юных музееведов.
Практическая работа: поиск в сети Интернет основных законодательных актов, регламентирующих деятельность
школьных музеев в России. Обсуждение и доработка устава объединения юных музееведов.
3. Роль музея в жизни человека. Основные социаль
ные функции музеев
Возникновение и становление музеев, их роль в
жизни человека. Понятие «социальный институт».
Основные социальные функции музеев. Социальная функция школьного музея.
Школьный краеведческий музей на современном
этапе развития. Структура краеведческого школьного
музея и деятельность его подразделений.
Практическая работа: обзорная экскурсия в краеведческий музей своего города или района; домашнее задание: по итогам экскурсии определить в своей рабочей тетради
социальные функции музея.
4. История музейного дела за рубежом. Коллекцио
нирование (от Античности до конца XVIII в.)
Начало коллекционирования древностей.
Коллекционирование в античную эпоху. Древняя Греция: святилища, храмы, пинакотеки. Общественные и частные собрания Древнего Рима. Коллекционирование в эпоху Средневековья (храмы и их сокровищницы; светские сокровищницы и частное коллекционирование) .
Исторические предпосылки возникновения
музеев. Кабинеты и галереи эпохи Возрождения (студиоло,
антикварии, кунсткамеры). Естественно-научные кабинеты XVI—XVII
вв. Художественное коллекционирование в XVII в.
Зарождение науки музеографии.
Западноевропейские музеи в XVIII в.
Формирование концепции публичного музея.
Музеи и картинные галереи Великобритании,
Германии, Австрии, Италии, Франции.
Практическая работа: просмотр видеофильмов об известных музеях мира; поиск сайтов и знакомство через них с
известными зарубежными собраниями (музеями);
домашнее задание: подготовка совместно с родителями
реферата (проектная работа — презентационное сообщение об одном из известных зарубежных музеев (по выбору детей).
5. История музейного дела в России. Коллекциони
рование (конец XVII — первая половина XIX в.)
Первые музеи в России. Кабинеты и галереи конца XVII
— первой четверти XVIII в. Кунсткамера в Санкт-Петербурге. Императорский музей Эрмитаж. Кабинеты учебных и
научных учреждений. Иркутский музеум.
Коллекционирование в России в конце XVIII
— первой половине XIX в.
Практическая работа: просмотр видеофильмов об известных музеях нашей страны; поиск сайтов и знакомство через них с известными отечественными музейными собраниями;
домашнее задание: самостоятельная подготовка
проектной работы об одном из известных музеев России (по
выбору детей), защита проекта.
6. Музейная сеть и классификация музеев. Школь
ный краеведческий музей
Музейная сеть и классификация музеев.
Принципы классификации музеев в Российской Федерации.
Частные музеи и музеи, созданные на общественных началах.
Взаимодействие государственных музеев с частными и
общественными.
Школьный краеведческий музей как специфическая
образовательная среда развития, обучения и
воспитания. Профили школьных музеев.
Особенности деятельности школьного краеведческого
музея. План работы школьного краеведческого музея (планы образовательной, экскурсионной,
воспитательной, поисковой и научно-исследовательской
работы). Отчёт о деятельности школьного
музея.
Практическая работа: участие в планировании деятельности школьного музея и составлении отчёта о выполнении плана работы.
7. Фонды музея. Работа с фондами
Определение понятий «фонды музея», «изучение
музейных фондов», «музейный предмет», «экспонат»,
«артефакт» и др. Музейные предметы как основа работы
школьного краеведческого музея. Научная организация
фондов музеев. Состав и структура музейных фондов.
Пополнение фондов школьного
краеведческого музея. Использование фондов для организации выставочной работы и проведения экскурсий. Учёт фондов школьного музея. Принципы организации фондовой работы в школьном краеведческом музее.
Практическая работа: знакомство с фондами школьного краеведческого музея; составление учётной карточки
экспоната школьного музея.
8. Музейная экспозиция и её виды
Понятия «музейная экспозиция», «экспонат»,
«экспозиционный материал», «тематическая структура»,
«экспозиционные комплексы» и др. Экспозиционные материалы
(музейные предметы, копии, тексты, фонокомментарии, указатели и др.).
Особенности экспозиций разных групп музеев
(общеисторические музеи, исторические отделы краеведческих музеев,
художественные музеи, этнографические музеи, музеи-заповедники, музеи под открытым небом и т. д.).
Экспозиции
(постоянные и временные, тематические) в школьном
краеведческом музее. Обновление экспозиций школьного краеведческого музея. Тематические экспозиции музея по учебным дисциплинам и к памятным датам.
Практическая работа: участие в подготовке
тематической экспозиции школьного музея по
учебным дисциплинам (предметная
неделя) и к памятной дате.
9. Поисково-исследовательская и научная деятель
ность музея
Музеи как современные научные и
поисково-исследовательские центры. Основные направления
научно-исследовательской деятельности:
разработка научной концепции музея; комплектование
фондов; изучение музейных предметов и коллекций;
хранение и охрана фондов; реставрация, музейная педагогика, социально-психологические исследования; исследования
в области истории, теории и методики музейного дела.
Поисково-исследовательская деятельность
школьного краеведческого музея.
Практическая работа: участие в поисково-исследовательской деятельности школьного краеведческого музея в
соответствии с тематикой и планом его деятельности; выполнение индивидуального поисково-исследовательского
задания.
10. Выставочная деятельность музея. Классификация
выставок
Термины «выставка» и «выставочная
деятельность музея». Задачи и функции
выставки школьного краеведческого музея. Классификация
выставок.
Организация выставок в школьном краеведческом музее (стационарные, переносные или выездные).
Практическая работа: участие в подготовке
тематической выставки в школьном краеведческом
музее; домашнее задание: посещение
совместно с родителями выставки в своём
городе или районе, составление паспорта выставки.
11. Культурно-образовательная деятельность музея
Культурно-образовательная деятельность музея
и её основные формы. Цели, задачи и специфика
культурно-образовательной деятельности
музея. Основные требования: высокий
теоретический и методический уровень,
актуальность и занимательность, учёт возраста и интересов участников, опора на
экспозицию.
Экскурсия как основная форма образовательной деятельности. Объекты образовательных экскурсий.
Особенности культурно-образовательной
деятельности школьного музея.
Практическая работа: выполнение индивидуальных поисково-исследовательских краеведческих заданий в ходе экскурсии в музей (поиск информации по интересующей проблеме
на стендах экспозиции, формирование вопросов по проблеме для экскурсовода и т. д.).
12. Научно-исследовательская и поисковая деятель
ность музея
Поисково-собирательская деятельность в работе
школьного музея. Задачи поисковой работы, связь с
тематикой школьного музея. Формы
поисково-собирательской работы учащихся (краеведческие
походы; экспедиции; работа в библиотеке, государственном
музее, архиве; встречи с участниками исторических событий и запись
воспоминаний; документирование артефактов,
поиск и сбор экспонатов).
Этапы подготовки научно-исследовательской
работы. Требования к научному оформлению результатов
краеведческого исследования и поисковой деятельности. Виды оформления работы: доклад, реферат, статья. Цитирование и
ссылки. Культура научного исследования.
Практическая работа: составление программы поисково-собирательской деятельности и её проведение; овладение
основными формами поисково-исследовательской работы (работа в библиотеке, архиве; встречи с участниками
исторических событий и запись воспоминаний;
анкетирование респондентов; документирование артефактов;
поиск и сбор экспонатов).
13. Организация краеведческой работы в экспедициях
Понятие «краеведческая экспедиция».
Индивидуальное
краеведческое
задание и программа его выполнения в экспедиции.
Формы выполнения краеведческих исследований в экспедиции: индивидуальные, звеньевые и коллективные. Права и обязанности краеведа-исследователя при
выполнении поисково-исследовательских
работ. Требования к соблюдению научной
культуры и этики исследовательской деятельности.
Требования по обеспечению личной гигиены и техники безопасности в экспедиции.
Практическая работа: составление программы выполнения индивидуального краеведческого задания в экспедиции;
оформление (ведение, заполнение) дневника
индивидуального краеведческого исследования непосредственно в экспедиции; самоанализ результатов выполнения
индивидуального краеведческого задания.
14. Подготовка и проведение итогового мероприятия
Подведение итогов обучения. Совместный анализ
дея
тельности каждого участника экспедиции, его вклада в общее
дело.
Практическая работа: проверка знаний, умений и навыков
обучающихся; подготовка докладов; оформление экспозиций и выставок; подготовка
презентационных материалов и видеофильма;
проведение школьной краеведческой конференции по итогам летней экспедиции.
Учебно-тематический план
1 класс
№
|
Тема урока
|
Дата
|
1.
|
Вводное
занятие. Основные понятия и термины музееведения
|
2.09
|
2.
|
Поиск в
сети Интернет основных понятий и терминов музейного
|
6.09
|
3.
|
Викторина
«Кто больше назовёт музейных терминов?»
|
9.09
|
4.
|
Составление кроссворда на тему музея
|
13.09
|
5.
|
Что
такое музей?
|
16.09
|
6.
|
Понимание термина «музееведение»
|
20.09
|
7.
|
Музееведение как научная дисциплина
|
23.09
|
8.
|
Обсуждение
и доработка устава объединения юных
музееведов
|
27.09
|
9.
|
Роль
музея в жизни человека
|
30.09
|
10.
|
Экскурсия
в краеведческий музей
|
4.10
|
11.
|
Возникновение
и становление музеев
|
7.10
|
12.
|
Определить
в своей рабочей тетради социальные функции музея.
|
11.10
|
13.
|
История
музейного дела за рубежом
|
14.10
|
14.
|
Просмотр
видеофильмов
|
18.10
|
15.
|
Коллекционирование
|
21.10
|
16.
|
Подготовка
проектной работы об одном из известных
|
25.10
|
17.
|
Исторические
предпосылки возникновения музеев
|
28.10
|
18.
|
История
музейного дела в России
|
8.11.
|
19.
|
Просмотр
видеофильмов об известных музеях
|
11.11.
|
20.
|
Галереи конца XVII — первой четверти XVIII в
|
15.11.
|
21.
|
Просмотр
видеофильмов об известных музеях нашей
страны
|
18.11
|
22.
|
Коллекционирование в России
|
22.11
|
23.
|
Школьный
краеведческий музей
|
25.11
|
24.
|
Профили
школьных музеев
|
29.11
|
25.
|
Составлении
отчёта о выполнении плана работы
|
2.12
|
26.
|
Определение понятий «фонды музея»
|
6.11
|
27.
|
Работа с фондами
|
9.11
|
28.
|
Знакомство
с фондами школьного краеведческого
музея
|
13.12
|
29.
|
Музейные
предметы как основа работы школьного краеведческого
музея.
|
16.12
|
30.
|
Пополнение
фондов школьного краеведческого музея.
|
20.12
|
31.
|
Состав
и структура музейных фондов.
|
23.12
|
32.
|
Учёт
фондов школьного музея
|
27.12
|
33.
|
Составление
учетной карточки экспоната школьного музея
|
13.01
|
34.
|
Понятия
«музейная экспозиция»,
|
17.01
|
35.
|
Проведение
памятной даты
|
20.01
|
36.
|
Экспозиции
(постоянные и временные, тематические) в школьном краеведческом музее
|
24.01
|
37.
|
Подготовка
к тематической экспозиции
|
27.01
|
38.
|
Поисково-исследовательская деятельность музея
|
31.01
|
39.
|
Направления научно-исследовательской деятельности
|
3.02
|
40.
|
Разработка
научной концепции музея
|
7.02
|
41.
|
Комплектование
фондов
|
10.02
|
42.
|
Реставрация,
музейная педагогика, социально-психологические
исследования
|
14.02
|
43.
|
Поисково-исследовательского задания.
|
24.02
|
44.
|
Выставки
|
28.02
|
45.
|
Подготовке тематической выставки в школьном краеведческом музее
|
3.03
|
46.
|
Термины
«выставка» и «выставочная деятельность музея»
|
7.03
|
47.
|
Посещение
совместно с родителями выставки в своём
городе или районе
|
10.03
|
48.
|
Культурно-образовательная
деятельность музея
|
14.03
|
49.
|
Выполнение
индивидуальных поисково-исследовательских краеведческих
заданий в ходе экскурсии
|
17.03
|
50.
|
Особенности
культурно-образовательной деятельности
школьного музея.
|
21.03
|
51.
|
Поиск
информации по интересующей проблеме на стендах
экспозиции,
|
31.03
|
52.
|
Поисково-собирательская
деятельность в работе школьного музея
|
4.04
|
53.
|
Формы
поисково-собирательской работы учащихся
|
7.04
|
54.
|
Краеведческие
походы
|
11.04
|
55.
|
Экспедиции
|
14.04
|
56.
|
работа в
библиотеке
|
18.04
|
57.
|
Этапы
подготовки научно-исследовательской работы
|
21.04
|
58.
|
Требования к научному оформлению результатов
краеведческого исследования
|
25.04
|
59.
|
Виды и оформления работы
|
28.04
|
60.
|
Понятие
«краеведческая экспедиция».
|
2.05
|
61.
|
Формы
выполнения краеведческих исследований в экспедиции: индивидуальные, звеньевые и коллективные.
|
5.05
|
62.
|
Оформление
дневника индивидуального краеведческого
исследования непосредственно в экспедиции
|
12.05
|
63.
|
Самоанализ
результатов выполнения индивидуального краеведческого
задания
|
16.05
|
64.
|
Подготовка
и проведение итогового мероприятия
|
19.05
|
65.
|
Подведение
итогов обучения совместный анализ деятельности
|
23.05
|
66.
|
Проведение
школьной краеведческой конференции
по итогам летней экспедиции
|
|
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Багаутдинова Ф. Г. Туристско-краеведческая
деятельность учащихся начальных классов: (В помощь
учителю, руководителю кружка) / Ф. Г. Багаутдинова. — М., 1992.
Голованов В. П. Педагогика дополнительного
образования детей / В. П. Голованов. — Йошкар-Ола, 2006.
Горский В. А. Живое образование / В. А. Горский. — Ногинск, 2007.
Емельянов Б. В. Экскурсоведение / Б. В. Емельянов. — М., 2000.
Исследовательская практика школьников в
профильном обучении: книга для учителя / под ред. С. Н. Чистяковой. — М., 2006.
Как организовать работу школьного
краеведческого музея: методические рекомендации / сост. Н. А.
Воронцова. — Пермь, 1974.
Краеведение: пособие для учителя / под ред. А. В. Даринс-кого. —
М., 1987.
Музей будущего: Информационный менеджмент / сост. А. В. Лебедев. —
М., 2001.
Музей и школа: пособие для учителя / под ред. Т. А. Кудриной. —
М., 1985.
Организация и развитие ученического
самоуправления в общеобразовательном учреждении / под ред. А.
С. Прутченкова. — М., 2003.
Остапец А. А. Педагогика и психология
туристско-крае-ведческой деятельности учащихся / А. А. Остапец. — М., 2001.
Российская
музейная энциклопедия. В 2 т. — М., 2001.
Сборник нормативно-правовых актов по
туристско-краевед-ческой работе, организации отдыха детей и
молодёжи / сост. Ю. С. Константинов, С. В. Усков. — М., 2006.
Сейненский А. Е. Музей воспитывает юных / А. Е. Сей-ненский. — М.,
1988.
Столяров Б. А. Основы экскурсионного дела / Б. А. Столяров, Н. Д.
Соколова, Н. А. Алексеева. — СПб., 2002.
Столяров Б. А. Педагогика художественного
музея: от истоков до современности / Б. А. Столяров. — СПб., 1999.
Юренева Т. Ю. Музееведение / Т. Ю. Юренева. — М., 2003.
Юренева Т. Ю. Музей в мировой культуре. / Т. Ю. Юренева. — М.,
2003.
Юхневич М. Ю. Я поведу тебя в музей: учебное
пособие по музейной педагогике / М. Ю. Юхневич. — М., 2001.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.